Законы управления и их характеристики. Законы управления

Смыслы, вкладываемые в понятие «управление» выдающимися учеными, достаточно различаются. К. Маркс выделял и рассматривал две стороны управления: управление как вид деятельности (организационно-техническая сторона), то есть «производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства», и управление как проявление производственных отношений и целенаправленности (социально-экономическая сторона), то есть часть регламента или правопорядка на производстве, что зависит от формы собственности на средства производства. Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (по Питеру Друкеру) 1 . Эту деятельность осуществляют управленцы различных уровней, то есть менеджеры. Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат пересечения различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями. Управление организацией – целенаправленное воздействие на систему (учреждение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.) 2 . По Анри Файолю, «управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» 3 . Выделяют также понятие «наука управления». Предмет науки управления – законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления. Важно отметить, что законы действуют не автоматически, а только через деятельность людей, при этом знание и следование законам определяет их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона 4 . Закон – необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Выделяют три основные группы законов: специфические, или частные (например закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки. Теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и, хотя их развитие не вызывает сомнений, никто не даст гарантии, что теория, появившаяся на свет последней, – непременно лучшая. Нет единства даже в области терминологии. Например, Ф. Тейлор считал, что он создал «научный менеджмент», а в это же время А. Файоль говорил о «принципах менеджмента». В какой-то момент одна из научных школ может господствовать, затем ее место занимает другая, и это отражает естественный ход вещей, закон жизненного цикла, которому подчиняются не только живые системы, но также идеи и теории. Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы . Системы, считающиеся неуправляемыми, управляются пока неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов. Есть еще один всеобщий закон управления, или принцип: необходимость научности в управлении . (Правда, существует точка зрения, что следование нравственным законам, высшему предназначению человека как наделенного душой богоподобного существа имеет большее значение для прогресса человечества, чем научный подход к познанию.) Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода в соответствии с экономическими, социально-психологическими и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется управляемая система. Это означает также необходимость основанного на науке понимания многообразной природы, сущности и специфики объекта управления, построение и использование наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления: с точки зрения систем управления он является большой и сложной живой социально-психологической и биологической объект-субъектной системой, воздействие на которую, по сути, представляет собой взаимодействие. Общие законы управления следующие: управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии); закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности, свойствам, ожиданиям системы; закон жизненного цикла: любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, медленного роста или стабильности, кризиса, упадка; понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства и приоритеты; закон «объективности субъективизма» в управлении и науке: исследователи, познавая некий объект, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений о нем, на свою эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают свою, не лишенную субъективности, модель объекта. Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на субъективное представление об объекте, субъекты пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи, особенности развития, местоположение в системе других объектов, определяющие свойства и признаки, общеродовое (филогенетическое) и индивидуальное (онтогенетическое) в объекте. Отсюда неизбежность некоторого субъективизма и ограниченности любой теории, законов развития, прогнозов поведения объекта, выводимых ученым или научной школой. Опираясь на предыдущие знания, можно и не подозревать о наличии еще непознанных качеств объекта, обусловливающих его поведение. Так, Ф. Тейлор, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, объективно не мог учитывать его личные особенности, поскольку в период разработки им концепции научного менеджмента психология, и психология личности в том числе, еще не сложилась как наука. Кстати, приводимые здесь законы управления представлены в соответствии с субъективной точкой зрения автора данной книги. Можно сформулировать закон эффективного управления : эффективность управленческого воздействия, качество результата зависит от качества управления; в свою очередь, качество управления есть результат компетентности управленца. Закон субъективности в восприятии эффективности управления : поскольку на результаты деятельности организации оказывает влияние множество субъектов и групп с достаточно разнообразными интересами, то их оценки результатов могут не совпадать (проявление ситуационного принципа субъективной интерпретации). Вообще понимание позиции, занимаемой субъектом и представляемой им группой интересов, позволяет вникнуть в суть идей и предложений. Закон компетентности управленца : компетенция не есть величина постоянная, она требует непрерывных усилий, обучения, накопления опыта, мыслительной работы. Закон актуальности , или современности применяемых методов управления , необходимости опоры на самые последние научные достижения и знания. Компетентность управленца есть результат следующих факторов: глубины познания управляемой системы, адекватности используемых для управления способов и модели системы самой системе, объема и степени владения методами влияния на нее. При этом не отвергается полезность знания и применения классических и даже, казалось бы, архаических методов управления, таких как метод «кнута и пряника». Закон экономичности управления (связан с законом адекватности): чем точнее выбран метод, тем дешевле обходится достижение нужного результата. Это означает, что система легче реагирует на воздействие, менее инерционна по отношению к нему, в общем случае требует меньше усилий и ресурсов, если воздействие учитывает ее специфику, состояние, ожидание. Законы организаций как систем и объектов управления можно вывести, переформулировав свойства систем: свойства организации нельзя познать, основываясь только на знании свойств ее элементов; действие закона перехода количества в качество ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода; от перестановки элементов системы (организации) ее свойства меняются; поведение организации нельзя прогнозировать на основе только ее свойств, без учета факторов внешней среды; каждая организация уникальна, и неправомерно подходить к конкретной организации, подразделению, бизнес-единице только с общей меркой или на основе знаний о других, даже аналогичных, организациях; организация способна адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, но не до бесконечности и не абсолютно: в процессе адаптации в ней происходят изменения; для большой, сложной живой системы (человека, группы, организации, социума) не существует столь адекватных моделей, которые могли бы полностью и всесторонне описать систему и обеспечить прогноз ее поведения с вероятностью 100 %; в процессе развития организациям требуется пребывание не только в состоянии изменений, но и в состоянии относительного покоя; каждое следующее мгновение организация уже несколько другая, чем была в предыдущее; внешний наблюдатель не может в точности знать внутреннее состояние организации, уровень ее напряженности; наблюдающий и управляющий субъект по определению не может быть объективен: он постоянно находится в плену собственных представлений, опыта, системных особенностей, психического состояния, разработанных и предпочитаемых им моделей.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. О бъективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля

И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления заключается в следующем.

Управление имеет две стороны. С одной стороны оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.


Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако, такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы и закономерности:

    Закон единства и целостности системы управления. Система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Без обеспечения единства и целостности системы управления невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы – ни федерации, ни её субъектов, ни фирмы, ни её подразделений.

    Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы - системы управления. Число степеней управляющих систем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, международными и национальными нормами, обычаями, обыкновениями, субъективными ограничениями. Недостаточное число степеней свободы управляющих систем может привести тот или иной бизнес в тупик, излишнее число степеней свободы – к незаконным или антиобщественным направлениям деятельности.

    Закон необходимого разнообразия систем управления. Этот закон предполагает, с одной стороны, разнообразие возможных форм управления, а другой – динамичное изменение их с целью обеспечения функционирования и развития производственных систем.

    Закон соотносительности управляющих иуправляемых систем означает, что системы должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям.

4. Характеристика современных концепций управления

Процесный подход был впервые предложен приверженцами школы администра- тивного управления, которые пытались описать функции управления. Однако эти авторы рассматривали функции как независимые друг от друга. Процессный же подход изучает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых есть процесс, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также включает серию взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить планирование, организацию, распорядительство (или командование), мотивацию, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решения, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Системный подход к управлению позволяет рассматривать организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единство цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система представляет собой целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации – открытые системы, поэтому им необходимо взаимодействие с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Кроме того, организация как открытая система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде и делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Модель организации как открытой системы представлена на рис. 1 На входе организация получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Продукция и услуги являются выходами организа­ции, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управле­ния эффективна, то в ходе процесса преобразования возникает добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополни­тельные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовле­творение работников, рост организации и т.п.

Входы Преобразования Выходы

Информация

Материалы

Трудовые

Обработка и

преобразование входов (зависит от эффективности

управления)

Продукция или услуги

Прибыль (в бизнесе)

Социальная

ответственность

Доля рынка

Удовлетворенность

работников

Рис. 1. Организация - открытая система

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, так как позволил использовать возможности и достижения науки в конкретных ситуациях и условиях. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Разработанный в конце 60-х годов ситуационный подход, не считает, что концеп- ции традиционной теории управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается объединить различный частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств. Это, скорее, способ мышления об организаци­онных проблемах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он расши­рил практическое применение теории систем, определив основные внутрен­ние и внешние переменные, влияющие на организацию. С точки зрения си­туации «лучшего способа» управления не существует.

Одной из наиболее популярных в 80-е годы системных концепций ме­неджмента стала теория «7-С» , разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКинзи». Первую пару соста­вили Томас Питере и Роберт Уотерман - авторы известной книги «В поисках эффективного управления», вторую пару - Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы бестселлера «Искусство японского управления: пособие для амери­канских управляющих». Исследования привели их к выводу о том, что эф­фективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных состав­ляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего измене­ния остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляю­щих начинается на «С», эта концепция получила название «7-С».

Ключевыми составляющими являются следующие:

стратегия - планы и направления действия, регламентирующие распре­деление ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению конкрет­ных действий во временной достижения поставленных целей;

    структура - внутренняя композиция организации, отражающая распаде­ние организации на подразделения, иерархическую субординацию этих под­разделений и распределение власти между ними;

    системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

    штат - важные группы кадров, существующие в организации, охаракте­ризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

    стиль - способ, с помощью которого руководители управляют организацией;

    квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

    разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений Деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонентов.

В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию « Z » , вкоторой используется эффективный японский подход к управлению. Теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, но она ознаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщённого описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том , что человек это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирова -ния . Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

    долгосрочный наём кадров;

    групповое принятие решения;

    индивидуальная ответственность;

    медленная оценка кадров и их продвижения;

    неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами;

    неспециализированная карьера;

    всесторонняя забота о работниках.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время практика бизнеса и управления им всегда оказывалась сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой.

В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

На данном уровне развития теории среди законов управленияможно выделить:

Закон единства и целостности системы управления.

Этот закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством . Онадолжна содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целям и задачам управления . Функциональная целостность озна­чает, чтосистема управления должна реализовывать все функ­ции, необходимые для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует со­бой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов , что от­нюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы - ни государства и его структурных подразделений, ни ее субъектов, ни экономики регионов, фирм и т.д.

Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соот­носительности всех элементов системы управления.

Закон говорит о том, что любая система управления незави­симо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми долж­на поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотно­сительность .

Соотносительность систем означает, что они должны соот­ветствовать друг другу по функциональным и структурным воз­можностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития .

Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного раз­вития. Если управляемая система развивается по интенсивному варианту, ей не может соответствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем управляющая система интен­сивного типа может выводить управляемую систему экстенсив­ного типа в разряд интенсивных.

Во-вторых, соотносительность систем означает, что функ­циональной сложности управляемых систем должна соответст­вовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем. Управляющая система с ограниченными функциональными возможностями принципиально не может обеспечить эффективное развитие производственной (управляе­мой) системы с передовым научно-техническим уровнем. Разу­меется, уровень компетентности работников системы управле­ния в этой сфере должен быть выше уровня компетентности работников управляемой системы.

В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой. Это означает не только опережающий рост затрат ресурсов на управляющую систему, но и необходимость эффек­тивного использования современных научных данных о челове­ке, коллективе и обществе.

Теория больших систем доказывает, что без пропорциональности и оптимальной соотносительности элементов система не может функционировать эффективно, поскольку всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы.

Механизм действия закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления проявляется, например, в так называемой «норме управляемости », которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления. В настоящее время управления рекомендует соблюдать «норму управляемости» от 5 до 9 объектов .

Закон зависимости, эффективности решения задач управле­ния от объема использования информации.

Закон выражает устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в интересах их решения .

Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

Увеличение или уменьшение количества данных не приводит к однозначным изменениям эффективности принимаемых решений и расходуемого при этом времени . Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности.

То есть, когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как, не имея необходимых сведений, лицо, принимающее решение (ЛПР), вынуждено рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньшим, а степень эффективности значительно возрастает. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается.

Дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принятие решения. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему, и дальнейший быстрый рост эффективности невозможен по самой сути рассматриваемых явлений.

Необходимым является только тот объем информации, который обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время.

Знание механизма данного закона позволяет:

рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;

обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления (АСУ);

планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Этот закон отражает одно из важнейших требований к управлению – его оперативность.

При оперативном управлении ликвидацией чрезвычайной ситуацией (ЧС) необходимо вести тщательный учет баланса времени, сопоставляя изменяющееся время с динамикой развития ЧС и вычисляя его резерв или дефицит. С этой целью при управлении ликвидацией ЧС следует рассматривать два вида времени – располагаемое и требуемое, которые находятся в противоречии.

Располагаемое время Т р – временной отрезок, в который мы должны уложиться при осуществлении какого-либо мероприятия, чтобы обеспечивался его успех.

Потребное время Т п – время, в которое мы можем уложиться при осуществлении данного мероприятия с учетом подготовки, обеспеченности и состояния системы.

Благоприятный для нас баланс времени обеспечивается лишь в том случае, если потребное время не превышает располагаемое Т п Т р .

При Т п < Т р мы имели бы резерв времени, равныйТ р -Т п .

Учитывая, что на выполнение тех или иных мероприятий влияют случайные и неопределенные факторы. Поэтому Т р иТ п должны рассматриваться не как детерминированные, а как вероятностные (стохастические) величины.

Закон единства и соподчиненности критериев эффективно­сти, используемых в процессе управления.

Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показателями такого соответствия служат критерии эффективности . Учитывая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления .

На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях .

Во-вторых, в системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий . Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей. При этом унификация должна распространяться как на содержательную сторону целей, так и на их математическое выражение.

Закон совместимости технических средств и систем управле­ния соподчиненных и взаимодействующих систем.

Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления .

Понятие совместимости в содержании данного закона трактуется весьма широко. Прежде всего, совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления.

Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления .

Автоматизированные системы управления (АСУ) представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации. Средства добывания и сбора информации, средства связи, электронно-вычислительные машины, предназначенные для обработки и хранения информации, электронные средства наглядного отображения могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью .

Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимостью. Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д. Программная совместимость означает обеспечение работы комплекса средств управления по единым программам.

Существует более десятка определений понятия «управление». Управление - свойство, внутренне присущее любым сложным системам на любой ступени развития. Приведем некоторые из них, лучше всего отражающие суть этого феномена.

Управление - это способность целостных динамических систем производить структурную и функциональную перестройку в ответ на изменения в условиях внутренней и внешней среды их существования.

Управление - это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.

Управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

По А. Файолю: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты.

Управление - деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.

В определении содержится главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность - цель. Далее отмечается необходимость выработки и осуществления непрерывного воздействия на управляемую подсистему , подчеркивая этим самым необходимость деятельности и по выработке управляющего воздействия, и по осуществлению того воздействия, то есть по существу предусматривает в составе управленческой деятельности, кроме задач выработки управляющего воздействия, и организаторские задачи по обеспечению выработанного решения. И, наконец, отмечается необходимость эффективного управления.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

Основные законы управления и их характеристики

управление таможня красноярский

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Законы характеризуют (Приложение 1): единство процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики (Приложение 2): закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания; закон перехода количественных изменений в качественные. На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления). Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на 3 основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля. К третьей группе относятся «специальные» законы, - непосредственно не связанные с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

1) К общим законам управления можно отнести:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах. Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества. Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации - это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы - управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды. Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой - выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

2) Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др. К ним относятся:

1. Закон изменения функций управления.

2. Закон сокращения числа ступеней управления.

3. Закон концентрации функций управления.

4. Закон распространения контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других. Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее. Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала. Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

3) Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области. Среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Все закономерности управления можно разделить на группы: закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию и закономерности менеджмента. К закономерностям управления относятся:

Единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

Пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

Централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).