Различие прав и свобод человека. Разница между правами и свободами Отличие прав от свобод

УДК 347.152

Н. К. Краснослободцева

Соотношение понятий «свобода» и «права человека»

В статье исследуется закрепление фундаментального принципа свободы личности в нормах права, анализируется соотношение таких категорий, как «свобода», «субъективное право», «законный интерес».

The article gives the analysis of the fundamental principle of freedom of the individual in the law. In this regard the ratio of such categories as «freedom», «the subjective right», «legitimate interest» is considered.

Ключевые слова: принцип свободы личности, универсальные принципы права, естественное право, субъективное право, законный интерес.

Key words: the principle of individual freedom, universal principles of law, natural law, subjective rights and legal interests.

В науке взаимодействие свободы и права обычно рассматривается в двух аспектах. Первый связан с научной характеристикой прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ и текущем законодательстве. Эти вопросы также получили всестороннее и глубокое освещение в исследованиях Н.В. Витрука, Л.Д. Володина, В.М. Горшенева, Д.А. Керимова, Н.И. Матузова, Г.В. Мальцева, В.А. Патюлина, И.Е. Фарбера, Б.В. Щетинина, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева и др.

Вторая грань проблемы - это связь свободы и права как социальных феноменов. Этот аспект нашел своё отражение в трудах С.С. Алексеева, В.А. Кучинского, П.Е. Недбайло, М.С. Строговича, В.Г. Сокуренко,

A. Н. Савицкой, В.С. Нерсесянца, Д.А. Керимова, Р.З. Лившица,

B. А. Четвернина, В.М. Шафирова.

Природа принципа свободы личности такова, что его невозможно полностью перевести в формальную оболочку. Сущностная составляющая данного фундаментального принципа может варьироваться, показывать разные аспекты своего проявления в зависимости от сферы общественных отношений, внешних факторов, субъективных установок законодателя, правоприменителя.

© Краснослободцева Н. К., 2014

Принцип свободы можно раскрыть с содержательной стороны. Содержательная определенность свободы - это выделение сферы деятельности человека, в которой проявляется его самостоятельность, автономность (свобода мысли, слова, вероисповедания, передвижения, труда и др.) и количественная характеристика полноты свободы, которая раскрывается через полномочия субъектов и пределы их осуществления.

Исследовав взгляды и мнения вышеперечисленных ученых на соотношение свободы и права, положения законодательства на этот счет, можно резюмировать, что принцип свободы личности - это идейноконцептуальная основа взаимодействия личности, общества и государства, сущностью которой является неотчуждаемое, гарантированное и охраняемое государством состояние независимости индивида, познающего правовую действительность и действующего в соответствии с познанным, разумно сочетающего свои интересы с интересами иных субъектов права.

Принцип свободы личности относится к универсальным принципам права, которые получают свой смысл из естественных прав и свобод человека. В универсальных принципах права выражено содержание таких общечеловеческих ценностей, как свобода, равенство, семья, частная собственность, достоинство, вера в добро и справедливость, сопротивление гнёту и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь государства. Эти идеи наиболее интенсивно стали звучать в научных трудах политических мыслителей Нового времени, представителей теории естественного права - Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.

Составляющие естественное право нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования сами по себе «ещё не являются правом в юридическом смысле, а представляют собой мораль, правосознание, демократические устремления, то есть ближайшую и необходимую предпосылку и основу собственно юридического права»1. Поэтому универсальные принципы для действительно регулятивной силы должны получить закрепление в праве.

В мировой практике идеи естественного права впервые получили законодательное закрепление с принятием Декларации прав человека и гражданина (1789) и основанной на ней французской Конституции (1791), а также со вступлением в законную силу первых десяти поправок к Конституции США (Билль о правах, 1791). Начиная с этого времени и вплоть до середины XX в. шел медленный процесс сближения действующего за-

1 Байтин М.И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 108.

конодательства с идеальными стандартами естественного права. После принятия Генеральной Ассамблеей ООН (1948) Всеобщей декларации прав человека, в подавляющее большинство национальных конституций был включен перечень фундаментальных прав, воспроизводящих положения Декларации2.

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства;

2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы;

3) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

4) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один перечень прав не исчерпывает содержания свободы;

5) ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе3.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу российской Конституции 1993 г., а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так ст. 2 Основного закона гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». К принципам, развивающим данное положение относятся: всеобщность и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина (ст. 17 Конституции РФ); их непосредственное действие (ст. 18); гарантированность, защищенность государством (ст. 2), равенство (ст. 19).

Заметим, что мы перечислили принципы правового статуса личности, так как категория «правовой статус» выражает юридический аспект социального положения личности в обществе, признанные правовые воз-

2 См.: Карташкин В.Н., Лукашева Е.А. Вступительная статья // Междунар. акты о правах человека. М., 1998. С. 15.

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007. С. 179-180.

можности свободного развития и совершенствования индивидуальности. Поэтому принцип свободы личности - это, прежде всего, принцип правового статуса индивида.

Реализация универсального, естественно-правового принципа свободы личности воплощается в жизнь посредством обозначения сфер деятельности человека, где он может проявлять свою самостоятельность и автономность, и определения границ этой самостоятельности. Из этого следует закономерный вывод - свобода человека в обществе не абсолютна, она проявляется через отдельные аспекты свободы и характеризуется определенной мерой проявления. Сущностная составляющая принципа свободы личности может варьироваться в зависимости от сферы общественных отношений, внешних факторов, установок законодателя, правоприменителя.

Рассмотрим подробнее закрепленные в праве сферы свободы личности через конституционные свободы, которые являются правовой основой для прогрессивного развития индивида.

В действующей Конституции РФ термин «свобода» в различных интерпретациях использован 56 раз4. При этом в него вкладывается разный смысл. Законодатель не делает существенных отличий в определении терминов «права» и «свободы» и уравнивает их в своих юридических гарантиях. Уместно будет применить философский подход для выявления соотношения названных понятий.

Как уже подчеркивалось нами, определить, что такое свобода, чрезвычайно сложно, поэтому часто наиболее приемлемым оказывается апо-фатическое (греч. - отрицание) определение свободы, пользующееся методом отрицания. Иначе говоря, свобода имеет место там, где нет ограничений. Здесь, правда, подстерегает опасность соскользнуть в свободу, неотличимую от произвола. Но личность потому и личность, что человек живет вопреки как внешним, так и внутренним обстоятельствам. Как правило, в своём личностном бытии человеку приходиться преодолевать свои желания и наклонности, жить не по природе своих влечений, а по вектору сознательного устремления. Поэтому в самом общем абстрактнофилософском плане свобода заключена в действии, согласном с сущностью мира и сущностью самого человека5.

4 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 189.

5 Кравцов Г.Г. Волевая сфера личности: культурно-исторический аспект // Мир психологии. 2007. № 3. С. 73.

Свобода от ограничений представляет собой актуализацию в социальном пространстве и времени деструктивного (разрушительного) аспекта свободы. В отличие от неё вторая ступень свободы - «свобода для» означает способность человека творить, создавать, работать. Это высшая креативная (созидательная) ступень свободы.

Если раскрыть соотношение прав и свобод человека в таком контексте, то различия выразятся в следующем: свобода - это возможность избежать человеку ограничений со стороны государства; это сферы, в которые государство не должно вмешиваться, оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контуры этой деятельности. В общетеоретическом понимании предоставление свободы означает самостоятельное самоопределение личности.

В свою очередь, права человека - это признанные и гарантированные государством возможности действий (правомочия) человека в конкретно указанной сфере. Смысловая нагрузка категории «право» в данном контексте состоит в предоставлении определенного социального блага.

Нередко термином «свобода» обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже «право». Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

Среди ученых также существуют разные точки зрения на соотношение понятий «право» и «свобода». Так, М.С. Строгович упоминал о функциональной специфике «свободы» как особом виде прав, подчеркивая, что «свобода - это тоже право, именно право совершать определенные действия, право свободно располагать собою, своими поступками»6. В качестве доказательства он приводит следующий пример: «Свобода слова. Что такое свобода слова? Это право гражданина свободно выражать свои мысли, мнения и убеждения». В данном случае трудно с ним не согласиться, ведь в Конституции РФ свобода трактуется через понятие «право». В ч. 1 ст. 22 Конституции РФ указано право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Аналогичные положения нашли свое выражение и в ст. 28, 29, 34 и др. Конституции РФ.

Л.С. Явич писал, что «в любом субъективном праве юридическая возможность - это свобода действий управомоченного лица, объём и вид которой (свободы) диктуется в конечном счете степенью социального про-

6 Строгович М.С. Проблемы теории права // Избр. тр.: в 3 т. / отв. ред. С.Н. Братусь. М.: Наука, 1990. Т. 1. С. 224.

гресса общества, является официально признанным и охраняется организованным принуждением (государством)»7.

По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, и права, и свободы означают юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения8. Но при этом подчеркивают, что понятие «свобода» в большей мере связано с характеристикой таких правомочий личности, которые очерчивают сферу своей самостоятельности, защиты от вмешательства в её внутренний мир. Понятие «право» в большей мере предполагает для реализации последнего какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур9.

А.М. Шериев в своём исследовании так определяет свободу - это дозволительное средство правового регулирования, гарантирующее управомоченному субъекту в целях удовлетворения его интересов беспрепятственность поведения в установленных государством сферах, обеспеченную юридическими обязанностями других участников правоотношений и возможностью защиты со стороны компетентных органов10 11.

К.Е. Игнатенкова следующим образом формулирует понятие свободы - это самостоятельный вид дозволения, заключающийся в физической и духовно-нравственной неприкосновенности личности и предоставлении субъекту в данных сферах всей полноты существующих возможностей по распоряжению собой и своими действиями, гарантированное запретом необоснованного внешнего вмешательства в них, в том числе со стороны государства в лице его органов и должностных лиц11.

Таким образом, сочетание «права и свободы» не случайно. Категория «свобода» подчеркивает большую степень независимости, самостоятельности субъекта, широту диапазона выбора варианта поведения с условием, что такое поведение не будет нарушать установленные нормы. Свобода каждого человека ограничена, с одной стороны, законом, а с другой стороны, внутренними представлениями и убеждениями самого субъекта.

Любопытно характеризует соотношение свободы и субъективного права профессор М.В. Баглай: «...Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь че-

7 Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 179.

8 КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995. С. 196-197.

10 Шериев А.М. Субъективные права, свобода и законные интересы как объекты правовой охраны и защиты: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 9-10.

11 Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 20.

ловеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы»12. Можно к этому добавить, что в странах англосаксонской правовой системы законодатель в конституциях обычно не прибегает к формулированию позитивных субъективных прав или прибегает к этому в ограниченной мере, предпочитая гарантировать свободы. Типичный пример дают многие поправки к Конституции США 1787 г.

При этом «право» может самой Конституцией РФ быть включено в состав «свободы». Так, ст. 28 не только установлена «свобода совести, свобода вероисповедания», но и в состав этой свободы включено «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Полагаем, что свобода выступает в тандеме с субъективным правом, так как даёт возможность индивидам не только воспользоваться правомочиями, закрепленными в законе, но и смоделировать свой вариант поведения для удовлетворения своих интересов. Для проявления полной самостоятельности субъекту гарантируется независимость от вмешательства других лиц, при этом субъект сам своими действиями не должен нарушать интересы других.

Кроме того, в ч. 2 ст. 36 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ наряду с категориями «права» и «свободы» употребляется понятие «законный интерес», что в отсутствии общепринятого понимания рассматриваемых терминов, еще более усложняет уяснение конституционных положений.

«Интерес» является предпосылкой для реализации прав и свобод. Законодательное закрепление интересов личности, обладающих качеством значимости для граждан и общества, переводит их в категорию официальных норм права. В данном случае интерес выступает причиной его законодательного признания, а права и свободы - следствием, т. е. своеобразным результатом признания их обществом. Но не все права и свободы, закрепленные в законодательстве, поглощают интересы, так как диапазон последних весьма значителен и неоднороден.

Наиболее подробные современные исследования категории «законный интерес» можно найти в научных трудах Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.В. Субочева.

Так, Н.И. Матузов пишет: «Законный интерес носит характер морально-правового стремления индивида к обладанию определенными благами, выражает притязания на них. Притязание это четко не определено в законе, но и не является “пустым звуком”, так как поддерживается в общей

12 Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов. М.: Норма: Инфра-М, 1999. С. 84.

форме правом, государством, т. е. рассматривается как вполне обоснованное, законное, справедливое»13. Со сказанным созвучна мысль А.В. Малько: «Законный интерес, в отличие от субъективного права, есть простая дозволенность, имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью»14.

Итак, с помощью с таких составляющих правового статуса, как субъективное право, свобода, законный интерес принцип свободы личности находит своё нормативное закрепление.

Список литературы

1. Баглай М.В. и др. Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов / под общ. ред. М. В. Баглая и др. - М.: Норма: Инфра-М, 1999. - 832 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

3. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - Саратов: Саратовск. гос. акад. права, 2001. - 416 с.

4. Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. - 26 с.

5. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Вступительная статья // Междунар. акты о правах человека: сб. док. - М.: Норма: Инфра-М, 1998. - 784 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 587 с.

7. Кравцов Г.Г. Волевая сфера личности: культурно-исторический аспект // Мир психологии. - 2007. - № 3. - С. 86-99.

8. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М.: Юристъ, 2004. - 250 с.

9. Матузов Н.И., Ушанова Н.В. Возможность и действительность в российской правовой системе. - Саратов: Саратовск. гос. акад. права, 2010. - 392 с.

10. Плешанов А.Г. Диспозитивное начало в сфере гражданской юрисдикции: проблемы теории и практики. - М.: Норма, 2002. - 352 с.

11. Строгович М.С. Избранные труды: Проблемы общей теории права: в 3 т. - М.: Наука, 1990. - Т. 1. - 304 с.

12. Шериев А.М. Субъективные права, свобода и законные интересы как объекты правовой охраны и защиты: проблемы теории и практики: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008. - 25 с.

13. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство и конституционном строе Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2005. - 576 с.

14. Явич Л.С. Общая теория права. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 287 с.

13 Матузов Н.И., Ушанова Н.В. Возможность и действительность в российской правовой системе. Саратов, 2010. С. 328.

14 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристъ, 2004. С. 65.

    • Введение в теорию прав человека
    • Моральные нормы и нормы права
    • К истокам: естественные права человека
    • Достоинство человека
    • Неделимость, взаимозависимость, взаимосвязанность
    • Основные, конституционные права
    • Права человека. Свободы человека. Сходство и отличия понятий
    • Права человека: объективный и субъективный смыслы
    • Классификация прав человека
      • Поколения прав
    • Свобода, ответственность и обязанности
    • Правовое государство
    • Гражданское общество
    • Права человека - основа мира
    • Права человека: идеалы и реалии
  • Организация объединенных наций и права человека
    • На пути к системе защиты прав человека
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Международный билль о правах
      • Верховный комиссар по правам человека
      • Международный уголовный суд
      • Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о положении правозащитников
      • Итоги и проблемы
    • ООН и неправительственные организации
      • Ассоциированный статус НПО при ДОИ
      • Помощь ДОИ/НПО
      • Консультативный статус НПО при ЭКОСОС
  • Основные органы ООН по правам человека
    • Комиссия ООН по правам человека
      • Мандат и деятельность
      • Рабочие группы Комиссии ООН по правам человека
      • Участие неправительственных организаций в заседаниях
    • Подкомиссия по поощрению и защите прав человека
      • «Процедура 1503»
        • Стадия 3: Комиссия по правам человека
  • Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений (договорные органы)
    • Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений
    • Комитет по правам человека
      • Факультативный протокол: индивидуальные жалобы
      • В чем заключаются различия между процедурами?
    • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
      • Участие неправительственных организаций
      • Другая деятельность Комитета
      • Россия - Пакт - Комитет: взаимодействие
    • Комитет по ликвидации расовой дискриминации
      • Статья 14: Представление индивидуальных сообщений
    • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
      • Статья 18: Система докладов
        • Расследования
      • Россия - Конвенция - Комитет: взаимодействие
    • Комитет против пыток
      • Статья 19: Доклады государств-участников
      • Статья 21: Межгосударственные жалобы
      • Добровольный фонд в помощь жертвам пыток
    • Комитет по правам ребенка
      • Статья 43: Комитет по правам ребенка
      • Россия - Конвенция - Комитет: взаимодействие
  • Другие процедуры в рамках системы ООН
    • Процедуры ЮНЕСКО
      • Как рассматриваются сообщения?
      • Состав Комитета
    • Процедуры Международной организации труда
      • Статья 24: Представление
      • Специальные обзоры по дискриминации в области занятости
  • Региональные соглашения. Совет Европы
    • Совет Европы и Российская Федерация
    • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
      • О некоторых правовых принципах Конвенции
      • Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) состав, компетенция, методы работы
      • Процедура подачи жалоб и контроля
      • Россия - Конвенция - Европейский Суд: взаимодействие
    • Европейская социальная хартия
      • О некоторых содержательных аспектах Европейской социальной хартии
      • Подача жалоб от НПО
    • Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания
      • Возможность подачи жалоб
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
      • О содержании
      • Россия - Рамочная конвенция: взаимодействие
    • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств
      • О содержании хартии
    • Европейская комиссия против расизма и нетерпимости
    • Комиссар Совета Европы по правам человека
  • Региональные соглашения. ОБСЕ
    • ОБСЕ
    • История
    • ОБСЕ и права человека
    • Хельсинкское движение
    • Контакты с неправительственными организациями
    • Структуры и институты Организации
      • Бюро по демократическим институтам и правам человека
      • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
      • Парламентская ассамблея ОБСЕ
      • Другие институты
    • Система защиты прав человека в Российской Федерации
    • Судебная система защиты прав человека
    • Государственные институты несудебной защиты
      • Прокуратура Российской Федерации
      • Депутаты законодательных собраний
      • Обращение в вышестоящую инстанцию, министерства и ведомства
      • Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации
      • Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан
    • Неправительственные правозащитные организации
      • Законодательство России об НПО
      • Правозащитные НПО в России
      • Возрастающая роль НПО в области прав человека

Права человека. Свободы человека. Сходство и отличия понятий

Международные документы и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы - это те же права.

Российская императрица Екатерина II сделала вывод, что свобода - это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом. Иногда даже употребляются формулы «право на свободу»: «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», - признает Всеобщая декларация прав человека.

Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) - государство», то различия выразятся в следующем.

Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.

Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это мои свободы, это мой выбор.

Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55 Конституции РФ и др.)

Всем известны примеры: ограничение деятельности религиозных сект Муна в Соединенных Штатах, «Белое братство» на Украине, «Аум Синрикё» в Японии и т.п. Права и свободы человека, в которые не вправе вмешиваться ни частные лица, ни публичная власть, нормативно признанные и охраняемые государством, называют также негативными правами и свободами.

Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права.

Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют активное избирательное право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.

Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.

Однако подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия «права человека» и «свободы человека» идентичны.

Ограничения прав и свобод

Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом.

Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.

В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:

Для обеспечения безопасности граждан,

  • основ конституционного строя
  • нравственности
  • здоровья
  • прав и законных интересов других лиц

Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения, не могут быть ограничены. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, ате, которые могут подлежать ограничению, - относительные права.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

В древних памятниках XI и XII веков встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободъ, например, в Остромировом Евангелии первичного извода: въ истину свободъ будете.

Свобода - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие, как Шеллинг, утверждают, что свобода - это способность делать выбор на основе различения добра и зла. Существует множество других определений свободы .

В праве свобода - это закрепленная в конституции или ином правовом акте возможность определенного поведения человека (например, свобода образования, слова, вероисповедания и т.д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, она включает юридический механизм для реализации и соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789 год) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

Свобода человека - это возможность активной деятельности в соответствии со своими потребностями, намерениями, интересами, в результате которой человек достигает своих целей. Противоположной категорией свободе является несвобода (рабство). По данным «Российской газеты», в рабство были проданы один миллион женщин и детей, из них 250 тысяч - в Юго-Восточной Азии по 10 тысяч долларов за человека (Российская газета. 06.05.2000).

Рабство - система общественных отношений, при которой допускается нахождение раба в собственности у другого человека: господина, рабовладельца, хозяина или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство было широко распространено до XX века, а в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца. В таких странах, как Судан, Нигер и Мавритания, рабство распространено и поныне.

В Дигестах Юстиниана (Corpus iuris civilis ) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1).

Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году дала определения рабства и работорговли:

  • 1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
  • 2. Под работорговлей понимаются все действия: связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во от 1948 года, а также в других основных документах, касающихся прав человека.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международная организация труда определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия(И. Супоницкая, Раб и крепостной http://his.lSeptember. ru/2006/15/4.htm).

По данным МОТ, общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее $ 150,2 млрд в год. Наибольшие доходы, порядка $99 млрд, приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около $34 млрд в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, $9 млрд в год - сельскохозяйственные рабы, $8 млрд - домашняя прислуга.

Наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $51,8 млрд. В пересчете на одного раба доход составляет $5 тыс. в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6-7 раз, что даёт в совокупности $46,9 млрд в год (https://ru.wikipedia.org/wiki/Pa6cTBo).

Свобода человека в образовательных отношениях в период раннего детства осуществляется им самим, но в большей степени ее осуществляют родители, законные представители с учетом интересов ребенка. Родители имеют право выбирать форму обучения, образовательного учреждения, защищают законные интересы и права ребенка, принимают участие в управлении образовательными организациями.

Обучающиеся приобретают право на самостоятельный выбор образовательной организации и формы образования только по достижении совершеннолетия, которое, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает в 18 лет. С этого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В то же время право самостоятельно поступать на работу возникает у человека с 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Важнейшим вопросом образовательного права является вопрос о динамике дееспособности обучающегося. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  • 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации и т.д.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

У ребенка в процессе образования формируется понятие свободы человека. Человек был свободен полностью только тогда, когда он жил самостоятельно, свободно не в государстве или какой-то другой общности. Когда человек приобретает гражданство государства, он передает ему часть своих прав, т.е. ограничивает свою свободу. Государство ограничивает свободу человека, устанавливая запреты поведения, защищающие свободу личности, и устанавливает ответственность за их нарушения.

Самые блестящие умы ищут пути, как сделать этот мир лучше. Но результат нередко расходится с целями, и иногда вместо свободы и процветания надвигается рабство и нищета. По словам Иммануила Канта и Вольтера, «человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону».

Цель общества или государства дать каждому человеку свободу, возможности, а он должен развивать присущие ему дарования. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права);

  • 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
  • 3) право как закон (позитивное право). Таким образом, право на об- разоваание можно рассматривать: 1) как вид свободы; 2) как ступень образования; 3) как закон об образовании. Понятие «свобода» используется в Федеральном законе об образовании 45 раз.
  • http://ru.wikipedia.org/.

По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах, но термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата. В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека. Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в 18-19 веках.

Федеративное устройство

По форме государственного устройства Россия является Федерацией, т. е. состоит из субъектов (гос. образований). В РФ существует 83 субъекта: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Принципы федеративного устройства:

  • 1. Запрет на выход из государства.
  • 2. Равенство народов и их права на самоопределение
  • 3. Государственная целостность
  • 4. Единство органов государственной власти
  • 5. Право субъектов на местное самоуправление

По форме организации Россия является Конституционной Федерацией, т. е. создана на основе конституции.

По форме устройства Федерация является ассиметричной.

Различие статусов субъектов:

  • - Республики имеют право называть свой акт Конституцией
  • - Республики имеют право на свой язык
  • - Республики имеют право на национальное гражданство, т. е. двойную связь с государством, но не двойное гражданство.
Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать.

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе - есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

95. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей - общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Гражданское общество взаимодействует с государством следующим образом: 1.

Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только в том случае, если субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия, и когда они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. 2.

Государство вмешивается в жизнь гражданского общества в случае совершения правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. 3.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами - моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.

Еще по теме 94. Какая разница между правом человека и его свободой?:

  1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
  2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СВОБОДА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Л.С. Соловьёва