Преступление и наказание как показан. Основные идеи романа «Преступление и наказание» Преступление и наказание Достоевский Ф

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание. В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей. По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений.

Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал.

В произведениях Ф. М. Достоевского очень мало авторских монологов, голос писателя стоит далеко не на первом плане, и при всем многообразии идей, отраженных в его романах, нет ни одной, которую можно четко определить как авторскую. Поэтому нельзя сказать, что в произведениях Федора Михайловича формулируется и отстаивается какая-то определенная авторская позиция, это не романы с идеей, а, скорее, романы об идее и ее влиянии на человека.

В «Преступлении и наказании» сильнее всего под влияние идеи подпал Раскольников. Это не закончивший образование студент, живущий в каморке, которая больше походит на шкаф. Денег Родиону Романовичу едва хватает на пропитание. Вокруг себя он видит нищенскую жизнь петербургских «трущоб», полную социальной несправедливости и неустроенности. И в этой пыли, духоте и грязи в воспаленном рассудке Раскольникова рождается страшная мысль. Идея его проста: убить никому не нужную старуху-процентщицу, украсть накопленные ею деньги и употребить их на благо обездоленных.

«Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика», - говорит автор теории. Итак, цели у Раскольникова вполне достойные, но, как известно, благими намерениями устлана дорога в ад; к тому нее встает вопрос: оправдывает ли цель средства? Решаясь на убийство, Раскольников причисляет себя к «право имеющим», то есть к особой группе сильных мира сего, которым все дозволено. Преступление для него - испытание, и если он его не выдержит, то останется «тварью дрожащей», как и большинство людей на планете.

Поддавшись влиянию этой идеи, Раскольников совершает убийство, которое тут же влечет за собой еще одно. Можно долго говорить, насколько этот поступок безнравствен, в какой степени он противоречит моральным, этическим, религиозным устоям, не говоря уже о правовых нормах. Ясно одно - убийство это ужасно, чудовищно, и идея его не лучше, ибо она оправдывает насилие.

В романе есть персонаж, позиция которого явно противопоставлена раскольниковской. Это Соня Мармеладова, выразительница христианской морали. На насилие и злобу она отвечает добром и считает всех людей достойными сострадания социальному статусу Соня еще ниже Раскольникова. Она - проститутка. Только христианские идеи помогают ей выжить, более того, жить духом, несмотря на постоянное унижение.

Таким образом, на примере Сони Мармеладовой и Раскольникова можно понять, насколько разное влияние может оказать идея на личность. Она может поднять человека с самого низа, а может заставить опуститься на дно, погрязнуть в самых тяжких грехах.

Если идея овладевает личностью - это одно, другое дело, если она овладевает массами. Последний сон Раскольникова показывает возможные последствия массового увлечения ложной, опасной идеей. По-моему, в нашем веке сны несчастного убийцы начали сбываться.

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание. В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей. По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений.

Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал.

В произведениях Ф. М. Достоевского очень мало авторских монологов, голос писателя стоит далеко не на первом плане, и при всем многообразии идей, отраженных в его романах, нет ни одной, которую можно четко определить как авторскую. Поэтому нельзя сказать, что в произведениях Федора Михайловича формулируется и отстаивается какая-то определенная авторская позиция, это не романы с идеей, а, скорее, романы об идее и ее влиянии на человека.

В «Преступлении и наказании» сильнее всего под влияние идеи подпал Раскольников. Это не закончивший образование студент, живущий в каморке, которая больше походит на шкаф. Денег Родиону Романовичу едва хватает на пропитание. Вокруг себя он видит нищенскую жизнь петербургских «трущоб», полную социальной несправедливости и неустроенности. И в этой пыли, духоте и грязи в воспаленном рассудке Раскольникова рождается страшная мысль. Идея его проста: убить никому не нужную старуху-процентщицу, украсть накопленные ею деньги и употребить их на благо обездоленных.

«Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика», - говорит автор теории. Итак, цели у Раскольникова вполне достойные, но, как известно, благими намерениями устлана дорога в ад; к тому нее встает вопрос: оправдывает ли цель средства? Решаясь на убийство, Раскольников причисляет себя к «право имеющим», то есть к особой группе сильных мира сего, которым все дозволено. Преступление для него - испытание, и если он его не выдержит, то останется «тварью дрожащей», как и большинство людей на планете.

Поддавшись влиянию этой идеи, Раскольников совершает убийство, которое тут же влечет за собой еще одно. Можно долго говорить, насколько этот поступок безнравствен, в какой степени он противоречит моральным, этическим, религиозным устоям, не говоря уже о правовых нормах. Ясно одно - убийство это ужасно, чудовищно, и идея его не лучше, ибо она оправдывает насилие.

В романе есть персонаж, позиция которого явно противопоставлена раскольниковской. Это Соня Мармеладова, выразительница христианской морали. На насилие и злобу она отвечает добром и считает всех людей достойными сострадания социальному статусу Соня еще ниже Раскольникова. Она - проститутка. Только христианские идеи помогают ей выжить, более того, жить духом, несмотря на постоянное унижение.

Таким образом, на примере Сони Мармеладовой и Раскольникова можно понять, насколько разное влияние может оказать идея на личность. Она может поднять человека с самого низа, а может заставить опуститься на дно, погрязнуть в самых тяжких грехах.

Если идея овладевает личностью - это одно, другое дело, если она овладевает массами. Последний сон Раскольникова показывает возможные последствия массового увлечения ложной, опасной идеей. По-моему, в нашем веке сны несчастного убийцы начали сбываться.

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....

    Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль...

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание. В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей. По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти

Ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений.

Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал.

В произведениях Ф. М. Достоевского очень мало авторских монологов, голос писателя стоит далеко не на первом плане, и при всем многообразии идей, отраженных в его романах, нет ни одной, которую можно четко определить как авторскую. Поэтому нельзя сказать, что в

Произведениях Федора Михайловича формулируется и отстаивается какая-то определенная авторская позиция, это не романы с идеей, а, скорее, романы об идее и ее влиянии на человека.

В «Преступлении и наказании» сильнее всего под влияние идеи подпал Раскольников. Это не закончивший образование студент, живущий в каморке, которая больше походит на шкаф. Денег Родиону Романовичу едва хватает на пропитание. Вокруг себя он видит нищенскую жизнь петербургских «трущоб», полную социальной несправедливости и неустроенности. И в этой пыли, духоте и грязи в воспаленном рассудке Раскольникова рождается страшная мысль. Идея его проста: убить никому не нужную старуху-процентщицу, украсть накопленные ею деньги и употребить их на благо обездоленных.

«Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика», - говорит автор теории. Итак, цели у Раскольникова вполне достойные, но, как известно, благими намерениями устлана дорога в ад; к тому нее встает вопрос: оправдывает ли цель средства? Решаясь на убийство, Раскольников причисляет себя к «право имеющим», то есть к особой группе сильных мира сего, которым все дозволено. Преступление для него - испытание, и если он его не выдержит, то останется «тварью дрожащей», как и большинство людей на планете.

Поддавшись влиянию этой идеи, Раскольников совершает убийство, которое тут же влечет за собой еще одно. Можно долго говорить, насколько этот поступок безнравствен, в какой степени он противоречит моральным, этическим, религиозным устоям, не говоря уже о правовых нормах. Ясно одно - убийство это ужасно, чудовищно, и идея его не лучше, ибо она оправдывает насилие.

В романе есть персонаж, позиция которого явно противопоставлена раскольниковской. Это Соня Мармеладова, выразительница христианской морали. На насилие и злобу она отвечает добром и считает всех людей достойными сострадания социальному статусу Соня еще ниже Раскольникова. Она - проститутка. Только христианские идеи помогают ей выжить, более того, жить духом, несмотря на постоянное унижение.

Таким образом, на примере Сони Мармеладовой и Раскольникова можно понять, насколько разное влияние может оказать идея на личность. Она может поднять человека с самого низа, а может заставить опуститься на дно, погрязнуть в самых тяжких грехах.

Если идея овладевает личностью - это одно, другое дело, если она овладевает массами. Последний сон Раскольникова показывает возможные последствия массового увлечения ложной, опасной идеей. По-моему, в нашем веке сны несчастного убийцы начали сбываться.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Своеобразие Ф. М. Достоевского заключается в том, что он, будучи представителем натуральной школы, отвергал лозунг «среда заела». В отличие от социал-демократов, убеждённых в том, что человека формирует окружающая среда, на него влияют те условия, в которых он живёт, что, наконец, даже преступление является своего рода порождением внешних обстоятельств, неблагополучия мира, Достоевский возлагал ответственность прежде всего на личность, полагая, что многое зависит от духовных качеств человека, от особенностей его характера и задатков натуры. Однако для героя романа «Преступление и наказание», Раскольникова, окружающая среда, то есть обстоятельства его собственной жизни и состояние мира, в котором он живёт, во многом послужили основой формирования антигуманной теории героя, ставшей впоследствии главной причиной его преступления.

Раскольников, бывший студент юридического факультета, «оставил университет за неимением, чем себя содержать», и был вынужден зарабатывать на жизнь, давая грошовые уроки. Когда же «уроки и прочие средства прекратились», Раскольникову пришлось заложить самые ценные, что у него были, и самые дорогие для него вещи - старые отцовские часы и золотое колечко, подаренное сестрой на память. «Задавленный бедностью», он не имел собственного жилища, а нанимал от жильцов каморку, «походившую более на шкаф или сундук», крошечную клетушку, находясь в которой «становилось жутко, а взор и мысли невольно просили простору». Более того, он «был должен кругом хозяйке» и постоянно скрывался от неё. Не имея почти никаких средств на существование, он, бывало, ничего не ел по нескольку дней, а «одет был до того худо, что иной <...> посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу». Находясь в таком положении, герой, конечно, не мог позаботиться о своих близких, матери и сестре Дуне, не защищённых от жестокости и несправедливости окружающего мира. Раскольников понимает, что Дуня ради него «готова себя продать», «свободу, спокойствие, даже совесть на толкучий рынок снести», выйти замуж за Лужина, только и желавшего «взять девушку без приданого», которая «уже испытывала бедственное положение и <...> будет считать мужа за своего благодетеля», готова быть подвергнута унижениям, и без того испытав их в доме Свидригайловых; Раскольников не хочет Дуни-ной жертвы и, вместе с тем, бессилен этому воспрепятствовать, ибо ему «нечего предложить сестре взамен».

Однако Раскольников, испытывающий тяготы бедности, чья жизнь, равно как и жизнь его родных, несчастна, живёт в мире ещё более страшных трагедий, исковерканных судеб, в мире, где «что ни человек- то мученик». Так в высшей степени трагична судьба семьи Мармела-довых. Катерина Ивановна, женщина благородного происхождения, оставшаяся с тремя детьми в крайней бедности, согласилась пойти за Мармеладова, ибо «некуда было идти», но вновь оказалась в «нищете безнадёжной». Живя в «великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице», они снимали угол у госпожи Липпевех-зель, находясь в «содоме безобразнейшем». Мармеладов, не сумев прокормить семью, пропивал даже чулки жены и, вместе с тем, безумно жалея детей, бывало «мертво-пьяный» приносил им пряничного петушка, «кругом себя винил», осознавал, что на его совести загубленная жизнь дочери от первого брака, Сони, кроткой и «безответной», вынужденной «пойти по жёлтому билету», против себя, чтобы спасти семью от голодной смерти...

Но судьба Мармеладовых - не единичный, не из ряда вон выходящий, а типичный в Петербурге случай. Город, в котором живёт Раскольников, полон несправедливости, жестокости, пошлости. Величественное «Петра творенье», Петербург, предстаёт перед нами как город контрастов, где непреодолимая бездна разделяет «людей в каретах», тех, кто живёт в «изукрашенных зеленью дачах», где нет ни вони, ни духоты, ни распивочных, и людей, таких же, как Раскольников, как Мармеладовы, задавленных бедностью, снимавших за гроши жалкие коморки, сломленных жестокой судьбой и ищущих забвенья, а порой «скорби и слёз на дне полуштофа» или восстающих в безобразном бунте против этой жизни, как Раскольников.

Этот город-двойник имеет «державный, строгий вид», но за внешним великолепием его скрывается ужасная внутренняя сторона, город питейных заведений, беднейших кварталов близ Сенной с грязными и вонючими дворами, город жёлтого цвета (бледно-жёлтый цвет лица Раскольникова, жёлтые обои в каморке Раскольникова и квартире старухи, жёлтый цвет лица Мармеладова, жёлтое платье утопленницы), что характеризует Петербург, как город «полусумасшедших», город, где все покупается и продаётся (жёлтый - цвет золота), наконец, как город зла...

В этом мире тысячи маленьких людей гибнут в нищете, ежегодно определённое число жертв попадает «в процент». Мир этот тотально извращённый, где «всюду драма»: Раскольников на бульваре встречает совсем ещё юную, но уже опустившуюся в разврат, пьяную девушку, он становится свидетелем попытки самоубийства женщины, очевидно, доведённой до отчаяния, которая бросается в Неву с моста. Таким образом, город этот становится и убийцей, и свидетелем ужасных преступлений, и соучастником, что «редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

Давящий на сознание, Петербург, где даже воздух - «вонючий, пыльный, загаженный городом», будто подталкивает человека преступить закон совести.

Атмосфера безнравственности и подлости приводит Раскольникова, умного, способного к состраданию, по натуре гуманного и доброго человека, к тому, что в уме его рождается ужасная, античеловеческая теория, разрешающая «кровь по совести», допускающая, что «право имеющие», «необыкновенные» люди могут позволить себе пренебречь нравственными законами, теория, столь же безобразная и уродливая, как и мир, против которого восстал герой, в результате завладевшая Раскольниковым совершенно.

Человека никогда не перестанут волновать две вещи: звёздное небо над ним и нравственный закон в нём.
И. Кант

Философское содержание романа касается нравственной проблемы о «праве на кровь», которая относится к «вечным» вопросам. Начиная с античных времён людей волновал вопрос о средствах для достижения или личных, или высоких общественных целей. Крайняя, аморальная, точка зрения на эту проблему сформулирована в виде циничного афоризма: цель оправдывает средства. То есть ради благородных целей человек может совершить любое преступление, а последующими достойными поступками искупить его.

Философская тема романа выражена в теории Раскольникова, изложенной в статье «О преступлении». По убеждению героя, все люди делятся на две категории: одним дана власть над «дрожащим муравейником», а другим суждено всегда подчиняться властителям. Роман построен так, чтобы проверить эту теорию с помощью жизни. Достоевский, через сюжет и систему образов, даёт свой ответ на «вечный» вопрос: никакие высокие цели не могут оправдать преступление, в частности убийство. Доказывая эту в высшей степени гуманистическую идею романа, писатель сталкивает главного героя, совершившего преступление, с другими персонажами, которые вольно или невольно высказываются по поводу «права на кровь». Этих второстепенных персонажей в критической литературе принято разделять на «двойников» и «противников».

«Двойники» (Свидригайлов и Лужин) вполне разделяют идею нищего студента о «праве на кровь», хотя их собственные нравственные принципы являются опошленными и сниженными вариантами «теории» Раскольникова.

Главный герой несколько раз встречается со Свидригайловым — богатым помещиком, сибаритом и ловеласом. Свидригайлов похож на Раскольникова, так как тоже «переступил»: у него на совести убийство жены Марфы Петровны. В этом убийстве Раскольников почти уверен, однако на совести у Аркадия Ивановича есть ещё смерть лакея Фильки (4, II) и смерть глухонемой девочки, о которой преступник вспоминает в полубредовом состоянии в ночь перед самоубийством (6, VI). Сначала кажется, что Свидригайлов и есть «особый человек»: он имеет «право переступить» и при этом жить в своё удовольствие, заглушив голос совести. Он даже делает добрые дела, например, даёт деньги Соне, чтобы она могла поехать за Раскольниковым на каторгу, устраивает в приличный детский приют детей Катерины Ивановны, дарит деньги своей невесте-девочке, чтобы родители не торговали ею в будущем. Иными словами, Свидригайлов «выполняет» программу Раскольникова (добрыми делами заглаживает первоначальное преступление), но Достоевский показывает, что эти добрые дела не спасают Свидригай-лова; он сполна расплачивается за преступления муками совести. Его преследуют кошмары: является недавно убитая Марфа Петровна, вспоминается давно погубленная девочка. В конце концов он стреляется, так как, согласно идее Достоевского, не имеет нравственных сил выдержать грех убийства. Жизненный финал Свидригайлова доказывает, что циничная теория «всё позволено» разрушает человеческую душу. Сообщение о самоубийстве Свидригайлова Раскольников слышит в полицейском участке, куда приходит признаваться в своём преступлении. Таким образом, признание спасает Раскольникова от ещё одного смертного греха — самоубийства.

И Раскольников, и Достоевский отвергают такое «разумное благодеяние». Образ Лужина с его «экономической теорией» показывает, к чему путём логических рассуждений можно прийти, проповедуя принцип «всё позволено». Поэтому в конце визита Лужина главный герой очень разозлился: ведь «благородная» раскольниковская теория о служении людям, чтобы загладить первоначальное преступление, очень похожа на циничную лужинскую теорию о личном преуспевании прежде всего. Обе теории утверждают в конце концов одно — «людей резать можно» (2, V). Действительно, вскоре Лужин чуть не погубил («зарезал») Соню Мармеладову, когда сам тайком сунул ей в карман деньги, а потом обвинил в воровстве (5, I, III).

Идейные «противники» теории Раскольникова — это Соня, следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дуня, маляр Миколка и другие герои романа. Они по разным соображениям отвергают «право на кровь».

Соня Мармеладова выражает христианскую точку зрения на «кровь по совести», согласно которой запрет на убийство относится к главным заповедям-правилам жизни. Для Сони совершенно ясно, что убийство человека не может быть оправдано ничем, никакими благими целями. Поэтому, когда Раскольников признаётся ей в убийстве и пытается объяснить свои мотивы («...если бы вдруг всё это на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умереть Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?»), она не понимает этих мотивов: «К чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?.. И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?» (5, IV). Таким образом, с точки зрения Сони, Бог даёт человеку жизнь и только Он, а не человек может взять её. Похожая мысль уже высказывалась в начале романа — в исповеди Мармеладова (1, II).

Разумихин вместе с Раскольниковым составляет традиционную для художественной литературы антитезу герой — его друг, что подчёркивается даже их фамилиями: «расколотость» души (безумие) у одного — «разум» (здравый смысл) у другого. Разумихин отвергает всю надуманную теорию Раскольникова просто потому, что преступление противно здравому смыслу (3, V).

Важнейшую философскую идею в романе несёт образ следователя Порфирия Петровича. Он, безусловно, положительный герой, Достоевский изображает его как умного, проницательного и гуманного человека. Порфирий Петрович выступает суровым обличителем взглядов главного героя. При этом следователь сочувствует Раскольникову и указывает ему единственно возможный, по Достоевскому, выход из создавшегося положения: убийство нельзя загладить будущими добрыми делами, но можно искупить искренним покаянием и наказанием-страданием. Если Соня убеждает Раскольникова покаяться по душе, то Порфирий Петрович призывает покаяться по разуму.

Итак, в «Преступлении и наказании» проявилась одна из самых характерных черт романов Достоевского, которую, вслед за М.М.Бахтиным («Проблемы поэтики Достоевского»), принято называть «полифонией». С одной стороны, в романе описывается история преступления и покаяния главного героя, причём характер, убеждения, жизненные обстоятельства этого героя изображаются на фоне общественной жизни, в столкновении с другими героями, как и должно быть в реалистическом романе. С другой стороны, все второстепенные герои — «двойники» и «противники» — выполняют у Достоевского не только служебную функцию (помогают раскрыть образ главного героя), но и высказывают различные точки зрения по поводу философской проблемы о «праве на кровь».

Философская проблема «крови по совести» не может быть раскрыта с одной точки зрения, её серьёзное рассмотрение требует, так сказать, «кругового обзора». Достоевский в романе подробно представляет философские позиции всех героев. Среди разнообразных мнений далеко не на первом месте стоят философские взгляды самого автора. Автор не возвышается над своими героями, а спорит с ними на равных. Иными словами, в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, наблюдается «сплошное нарушение авторской воли» (Бахтин).

Сначала Достоевский вроде бы не даёт своей оценки описываемым событиям, хотя читатель легко догадывается, что автор по-разному оценивает философские построения героев. Он, как учёный, рассматривает всевозможные взгляды на одну проблему, и только в развязке романа становится ясно, какую же точку зрения сам автор считает правильной — это убеждения Сони и Порфирия Петровича, дополняющие друг друга.

Достоевский создал в своём романе безысходную концепцию мира, показав трагическое состояние и общества, и отдельного человека. По мнению писателя, сопротивление и насилие не способны исправить окружающий мир, единственный путь — смирение. Достоевский, несмотря на то что видит все тяжёлые обстоятельства в жизни Раскольникова и признаёт несправедливость окружающего мира, выносит однозначный и решительный приговор по «вечному» вопросу: «кровь по совести» недопустима, ибо она противоречит нравственному закону.