Особенности сокращения гражданских служащих. Порядок сокращения государственного служащего Сокращение госслужащего по 79 фз пошаговая инструкция

1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:


С письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть служебный контракт без предупреждения об освобождении от занимаемой должности за два месяца. Компенсация выплачивается в соответствии с пунктом 9 статьи 31

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 (гражданский служащий по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы) и частями 1 , и 3 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы, реорганизация государственного органа или изменение его структуры, влекущие сокращение должностей гражданской службы, ликвидация государственного органа);


Увольнение госслужащих имеет свои нюансы и очень важно соблюдать все требования закона. В частности, стоит поговорить о том, как следует увольнять служащих в связи с намечающимся сокращением штата.

Увольнение госслужащего: общие правила

Все отношения, которые возникают в результате государственной службы, урегулированы специальным законом - ФЗ №79 от 27.07.2004 года (Далее в тексте - Закон). Если какие-либо моменты не урегулированы Законом, то применяются требования трудового законодательства. К такому выводу пришел уполномоченный Конституционный Суд РФ в ноябре 2011 года, описав его в своем постановлении. Для расторжения заключенного служебного контракта с сотрудником (в соответствии с инициативой работодателя) необходимо соблюдение оснований, исчерпывающий список которых указан в статье 37 Закона. В данной статье, среди других, указано такое основание для увольнения, как процесс сокращения штата. Для соблюдения всех требований необходимо подтвердить факт сокращения штатов специальным приказом, а так же штатным расписанием.

Госслужащий должен быть уведомлен о том, что он будет уволен не позже чем за 2 месяца до дня увольнения. Более того, уведомление сотрудника должно производиться в письменной форме (требование 31 статьи Закона). Кроме сотрудников, которые будут уволены, необходимо уведомить о намечающемся сокращении штатов профсоюзный орган учреждения. Профсоюзный орган так же уведомляется за два месяца до запланированных увольнений. Срок может быть нарушен и сотрудник будет уволен раньше, чем через два месяца, но это возможно только с его письменного согласия.

Данный двухмесячный срок отведен для того, чтобы предложить государственному служащему имеющиеся свободные должности в области госслужбы. Однако стоит учесть:

  1. группу и категорию замещаемой им должности;
  2. профессиональное образование;
  3. уровень квалификации служащего;
  4. стаж работы на занимаемой государственной должности или работы по специальности.
Если в аналогичных госорганах нет вакантных мест, то сотруднику могут предложить работы в государственных органах другого вида. Если сотрудник отказывается работать на предлагаемом месте, со служебный контракт разрывается. В день, когда сотрудник считается уволенным, он обязан сдать свое служебное удостоверение.

Нюансы увольнения госслужащих в связи с сокращением

В процессе сокращения штатов по каждому сотруднику проводится оценка:
  1. уровня квалификации;
  2. уровня профессионального образования;
  3. стажа на госдолжности, работы по специальности, а так же по направлению подготовки;
  4. результаты служебной профессиональной деятельности.
Естественно, чем больше опыт работы, чем выше уровень образования, тем больше шансов сотруднику остаться на своем рабочем месте в преддверии процесса сокращения штатов. Однако, сравниваются кандидаты, которые служат на одном рабочем месте, занимают аналогичные должности, для того, чтобы кандидаты сравнивались при прочих равных условиях. Стоит быть очень внимательным, справедливым и ответственным при принятии решения об увольнении в связи с сокращением штатов, так как такое решение может проверить суд.

Есть особые нюансы при увольнении женщин в связи с сокращением, имеющих детей. Это связано с распространяющимися на них гарантиями. перечисленными в Трудовом кодексе РФ. Работодатель не может индивидуально принять решение об увольнении:

  1. женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
  2. одиноких матерей, ухаживающих за ребенком-инвалидом младше 18 лет;
  3. одиноких матерей, имеющих чадо младше 14 лет.
Так же госорган не может уволить сотрудника, если он в данный момент является временно нетрудоспособным. Так же невозможно уволить служащего, в связи с его:
  1. увечьем;
  2. некоторыми профессиональными заболеваниями;
  3. иными повреждениями здоровья, которые связаны с выполнением служебных обязанностей.
Так же Закон гласит, что длительность болезни не имеет отношение к принятию решения об увольнении.

Увольнение госслужащих по сокращению: выплата компенсации

При увольнении госслужащего при сокращении они получают:
  1. денежное вознаграждение за отработанное время;
  2. компенсация за неиспользованные дни отпуска в связи с увольнением;
  3. компенсацию, которая равна четырем месячным денежным содержаниям.
Не стоит забывать, что в Трудовом законодательстве есть нормы, регулирующие выходные пособия для работников вне сферы государственной службы. Такие пособия не выплачиваются госслужащим, так как на них распространяются нормы Закона


Каждому сотруднику очень приятно получать надбавки к зарплате, поощрительные выплаты и премии. Некоторые из них даются всем сотрудникам в преддверии каких-то государственных или...


Руководителям государственных, или как их еще величают муниципальных, учреждений могут самостоятельно выбирать способ ведения бухгалтерского учета. Среди таких видов:...


Сразу стоит отметить, что совместитель не может работать так же как и на основном месте работы, то есть на полную ставку. Именно поэтому многие бухгалтера задаются вопросом как...


Довольно часто на предприятие возникает ситуация, когда в отношении одного из сотрудников поступает исполнительный лист, требующий уплату алиментов в пользу несовершеннолетнего...

В момент массового сокращения и в процессе реорганизации, очень важно знать свои права как сотрудника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Стоит помнить, что массовое увольнение госслужащих регулируется законом и должно выполняться согласно правовым нормам.

Уведомление

Уведомление о сокращении работника должно предоставляться в письменной форме. В документе должна указываться дата уведомления. Фактическое сокращение может произойти не раньше и не позднее истечения двух месяцев со дня получения уведомления сотрудником.

Если работник по собственному желанию захочет оформить увольнение раньше, ему необходимо написать заявление в письменном виде.

По законодательству работодатель обязуется проинформировать не только сотрудников, а и орган государственного профсоюза, который будет осуществлять контроль над законностью процесса увольнения.

Уведомление в профсоюз отправляется не позднее трех месяцев до даты фактического сокращения. При рассмотрении причин сокращения персонала, представители профсоюза могут вносить предложения или изменения, которые помогут минимизировать предполагаемый объем увольнений.

Профсоюзы представляют сторону работников и всячески корректируют работу работодателей, могут вносить изменения в сроках проведения сокращения.

Только после согласования порядка увольнения, работодатель имеет право вносить изменение в рабочий распорядок и информировать сотрудников о предстоящих переменах.

Необходимо учитывать факторы:

  • сотрудник не может быть уволен позднее даты назначенного увольнения, поскольку это нарушает его права. Работник должен знать день увольнения, для возможности трудоустройства;
  • в случае если сотрудник находится в отпуске или отсутствует по причине болезни, он может быть уволен на следующий день после выхода на работу;
  • работодатель не имеет оснований отодвигать дату увольнения, это нарушает права работников.

Важно: Работодатель не имеет права менять дату фактического увольнения на свое усмотрение.

Порядок сокращения госслужащих

Во время сокращения сотрудников или в процессе реорганизации государственной структуры работодатель обязуется:

  • проинформировать сотрудников о предстоящем сокращении, в письменной форме за два месяца;
  • руководство обязано предоставить список вакантных мест в организации иле в других государственных учреждениях. Сотруднику могут предложить должности с меньшим заработком, которые не будут соответствовать квалификации специалиста;
  • в момент увольнения сотруднику должны выплатить все полагающиеся средства;
  • в момент увольнения сотрудник получает трудовую книжку. При необходимости получить дополнительные документы, работник может написать письменное заявление, которое обязательно будет рассмотрено.

Важно: Работодатель вовремя сокращения или реорганизации предприятия не имеет права требовать двухнедельную отработку.

Во время сокращения сотрудник государственной организации имеет право:

  1. Написать заявление об увольнении раньше предусмотренного срока.
  2. Получить денежную компенсацию предусмотренную законодательством.
  3. Может получить необходимый пакет документов.
  4. Заниматься поисками работы во время отведенного двухмесячного срока.
  5. Отказаться от предложенных замещенных должностей.
  6. Отказаться от предложения пройти курсы повышения квалификации.
  7. Госслужащий может полагаемую материальную помощи.

Предложение вакансий

В случае сокращения с государственной должности или реорганизации представительства, руководство может сохранить трудовые отношения с работником, а именно:

  • работнику предложат несколько вакансий, которые могут отличаться от предыдущей должности, но во внимание всегда принимается опыт, профессиональные качества, уровень квалификации. Новая должность может предоставляться на старом месте работы, в другой государственной организации или в организации, которой были переданы полномочия реорганизованной структуры;
  • если сотрудник не соответствует профессиональным требованиям новой должности, то нередко предлагается пройти переподготовку или повысить уровень квалификации, что позволяет сохранить кадры.

После того как руководство проинформирует сотрудников о сокращении или реорганизации, в течение двух месяцев может быть проведена внеплановая аттестация с целью проверить профессиональные качества сотрудников.

По результатам тестирования будет приниматься решение, по предоставлению свободных вакансий в государственных организациях.

Основные факторы, которые влияют на предложение замещающей должности в государственных структурах:

  • уровень квалификации;
  • профессиональный опыт;
  • время работы в государственной структуре;
  • профессионализма;
  • возраст.

Порядок, в котором назначаются сотрудники на вакантные места:

  1. Сотрудники, у которых имеется два и более иждивенца (нетрудоспособных членов семьи).
  2. Работникам, которые самостоятельно обеспечивают семью, и у них нет дополнительного источника доходов.
  3. Лица, которые за время работы на организации, где производится сокращение, получили физическое увечье, инвалидность.
  4. Инвалиды боевых действий, которые были направлены на защиту родины. Инвалидов ВОВ.
  5. Сотрудников, которые согласились пройти повышение квалификации по просьбе работодателя.

Трудовые отношения, между государственной организацией и госслужащим, могут быть расторгнуты в результате сокращения, без предоставления замещающей должности, с учетом того, что права сотрудника не будут нарушены в ходе увольнения.

Уплачивается ли НДФЛ

Заработная плата, которая начисляется госслужащему за время до фактического увольнения, подлежит налогообложению. По нынешнему законодательству НДФЛ составляет 13%.

Организация обязуется уплатить налог в соответствующем размере, вычтенном из заработной платы. Что касается выплат предусмотренных в случае сокращения работников, согласно законодательству компенсационные средства не могут облагаться НДФЛ.

В отдельных случаях, когда госслужащий нанимался на работу по персональным условиям. То есть между организацией и работником составляется трудовой контракт, в котором рассматривается выходное пособие, если отступные выплаты согласно заключенному договору превышают сумму средней заработной платы, тогда госслужащий обязуется выплатить НДФЛ, что предусмотрено НК РФ.

Также налогообложению подлежат средства, которые выплачиваются сотрудникам за неиспользованные отпуска.

Из этого следует:

Что касается взносов в пенсионный фонд РФ во время сокращения, то они начисляются в обычном порядке за месяцы отработки перед увольнением.

Организации обязаны уплатить взнос на страховой счет в соответствующем законодательством размере за каждый отработанный месяц сотрудником.

Какие выплаты не облагаются отчислениями в ПФ РФ:

  • предусмотренные законодательством денежные компенсации;
  • выплата дополнительного среднего месячного заработка;
  • дополнительная компенсация за время, потраченное на поиски нового места работы.

Отпускные средства, которые сотрудник получает за неиспользованные дни отпуска, также облагаются сборами в пенсионный фонд.

Какие выплаты положены

В случае сокращения персонала или реорганизации государственной структуры, работник имеет право на материальную компенсацию, которая предусматривается действующим законодательством ТК РФ.

В расчет компенсации берется средняя заработная плата на момент составления уведомления о сокращении, также учитывается двенадцатая часть от премий, полученных за прошедший год службы и выплат за особо важные государственные миссии.

То есть начисления производятся по следующей формуле: Где:

Материальные выплаты, предусмотренные при сокращении или реорганизации структур:

  1. Сумма в размере четырех средних заработных плат.
  2. В случае если работник в течение пятого и шестого месяца после увольнения не может найти работу, ему полагается дополнительная выплата за эти месяцы в размере среднего месячного оклада.
  3. Если сотрудник увольняется без отработки предусмотренных двух месяцев, он все равно имеет право получить компенсацию.

Также законодательством предусматриваются отдельные выплаты для государственных служащих:

  • заработная плата за отработанное время в период сокращения;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • материальная помощь, предусмотренная для госслужащих.

Важно: Работодатель обязан выплатить компенсацию + невыплаченные деньги по заработной плате + отпускные + дополнительные выплаты, в момент увольнения.

Гарантии

Увольнение государственных служащих производится согласно действующему законодательству Российской Федерации, которое предусматривает возможность трудоустроить сотрудников на свободных вакансиях в других государственных учреждениях.

При увольнении государственный служащий гарантированно получает материальную, государственную компенсацию, которая включает в себя все выплаты предусмотренные при сокращении.

В том числе работник имеет право отказаться от предоставляемой вакансии в государственных учреждениях и самостоятельно трудоустроится, в этом случае за ним остается право на получение денежной компенсации.

Сотрудник государственной организации гарантированно получает компенсацию в размере шести средних месячных окладов в случае немедленного увольнения при получении уведомления о предстоящем сокращении.

Также сотрудник гарантированно получит заработную плату, предусмотренную трудовым договором за выполнение трудовых обязанностей в момент отработки двух месяцев.

Работник государственной службы имеет право в любой момент отказаться от продолжения выполнения обязанностей в период отработки двух месяцев, даже если изначально выявил согласие.

Сокращение довольно распространенная проблема нынешнего времени, такая ситуация может возникнуть в случае реорганизации, ликвидации, слияния, разъединения и прочих структурных изменений.

В апреле 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ в законодательстве о государственной гражданской службе появилось «новое» основание увольнения - сокращение должностей гражданской службы в государственном органе. Неужели раньше государственные органы не нуждались в оптимизации своей численности? Процесс этот, конечно же, происходил и ранее, а вот соответствующая статья для прекращения служебных правоотношений отсутствовала. В настоящее время законодатель исправил этот недочет, включив сокращение должностей гражданской службы в государственном органе в перечень оснований для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Какие же особенности присущи сокращению должностей в государственных органах?

Как и в случае прекращения трудовых отношений в связи с сокращением численности или штата работников организации, особенности расторжения служебного контракта можно условно разделить на две группы:

  • связанные с процедурой увольнения;
  • связанные с предоставлением гарантий и компенсаций.

Общее правило, которое зачастую кардинальным образом влияет на применение Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе), содержится в ст. 73 Закона. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.

Данное правило распространяется и на случаи, связанные с сокращением штата государственного органа.

Сокращение должностей регламентировано ст. 31 и 37 Закона о госслужбе. В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ названные нормы претерпели существенные изменения.

Рассмотрим порядок увольнения госслужащих в связи с сокращением в свете произошедших изменений.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы служащий предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Вместе с тем в отличие от трудовых правоотношений служебные отношения в связи с сокращением должностей в большинстве случаев увольнением не заканчиваются. В силу ч. 1 ст. 31 Закона о госслужбе при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления ему (с письменного согласия) иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе.

Таким образом, общая схема действий представителя нанимателя на данном этапе сводится к тому, чтобы в установленном порядке известить служащего о сокращении должности, которую он замещает в государственном органе, и предложить ему имеющиеся вакансии.

Можно ли досрочно прекратить контракт со служащим, предупрежденным о сокращении?

Возможность расторгнуть контракт со служащим без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца и ранее в законе предусматривалась. Однако никак не решался вопрос, связанный с выплатой денежной компенсации.

Суды, руководствуясь ст. 73 Закона о госслужбе, применяли к этой ситуации положения ст. 180 ТК РФ, обязывая государственные органы к выплате дополнительной денежной компенсации.

Теперь пробел устранен. Пункт 7 ст. 31 Закона о госслужбе устанавливает, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе досрочно расторгнуть с ним служебный контракт, выплатив ему с выходным пособием дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

УЧЕТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА

Обратите внимание! В отличие от аналогичных положений ст. 179 ТК РФ стаж гражданской службы либо работы (службы) по специальности является преимуществом для оставления на службе

При решении вопроса о расторжении служебного контракта с конкретным гражданским служащим, замещающим одну из сокращаемых должностей, необходимо руководствоваться положениями о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы.

Законодательно установленными критериями данного права согласно п. 4 ст. 31 Закона о госслужбе являются:

  • более высокая квалификация;
  • уровень профессионального образования;
  • большая продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности;
  • наиболее высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

К концу 2013 г. в нашем управлении должны быть сокращены две единицы по одной должности. Для того чтобы выяснить, с кем из сотрудников будет расторгнут контракт, нужно оценить преимущественное право на оставление на работе. Но сделать это достаточно сложно. Неправильная оценка может привести к иску о восстановлении на службе. Что можно предпринять, чтобы оценка преимущественного права была всесторонней и объективной?

Для всесторонней оценки служащих, занимающих должность, по которой предполагается провести сокращение, можно организовать внеочередную аттестацию.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. При этом результаты аттестации могут служить подтверждением уровня квалификации служащего и использоваться для оценки результатов его профессиональной деятельности.

Частью 3 ст. 31 Закона о госслужбе прямо предусмотрено, что в течение двухмесячного срока уведомления в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Вместе с тем проведение аттестации является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. На практике аттестация зачастую не проводится, что, на наш взгляд, является серьезной стратегической ошибкой.

Е. обратилась в суд с исками к управлению ЗАГС Амурской области о признании незаконным решения аттестационной комиссии и о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда . Иск мотивировала тем, что представителем нанимателя не было учтено ее преимущественное право на оставление на службе при сокращении должностей.

Судом было установлено, что до сокращения одной единицы должности ведущего специалиста - эксперта отдела ЗАГС в указанном отделе предусматривалось две единицы такой должности, одна из которых замещалась истицей, а вторая - Т. Соответственно при сокращении одной из этих штатных единиц ответчик обязан был решить вопрос о преимущественном праве Е. либо Т. на оставление в должности.

Для определения преимущественного права на замещение должности ведущего специалиста - эксперта отдела на основании приказа начальника управления ЗАГС была назначена внеочередная аттестация. Ее цель состояла в выявлении гражданских служащих, имеющих более высокую квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности.

Начальником отдела ЗАГС управления ЗАГС Амурской области Н. был представлен отзыв на Е., согласно которому истец соответствует замещаемой должности государственного служащего - ведущего специалиста отдела ЗАГС, однако допускает ошибки при государственной регистрации актов гражданского состояния, в работе с запросами граждан и организаций, неуверенно работает на компьютере. Истец была ознакомлена с отзывом под роспись и выразила свое несогласие с ним.

Также начальником отдела ЗАГС управления ЗАГС Амурской области Н. был представлен отзыв на Т., в котором каких-либо недостатков в работе служащей не отмечалось.

Как следует из материалов дела и подтверждается протоколом заседания, постоянно действующей конкурсной (аттестационной) комиссией управления ЗАГС Амурской области проведена внеочередная аттестация Е. с целью определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы области и для выявления преимущественного права на замещение должности гражданской службы. Как следует из аттестационного листа, Е., ведущий специалист - эксперт отдела ЗАГС, не соответствует замещаемой должности. С аттестационным листом истец ознакомлена под роспись. В отношении Т. аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии замещаемой должности.

Как следует из доводов Е., изложенных в иске, она считает, что в протоколе заседания аттестационной комиссией произведены умышленные искажения вопросов и ответов на них.

Проверяя указанные доводы истца, судом в качестве свидетеля была опрошена С., которая пояснила, что входит в аттестационную комиссию управления ЗАГС Амурской области уже около двух лет как независимый эксперт. Она участвовала в аттестации Е., подписывала протокол. Процедура была обычная, вопросы задавались по законодательству о государственной гражданской службе, профессиональных должностных обязанностях, а также касались работы со специальной программой на персональном компьютере.

С. должна была оценить правильность проведения процедуры. Нарушений она не отметила; она сама задавала вопросы, оценивала работу претендентов на компьютере. В протоколе есть ее мнение по поводу проведения внеочередной аттестации. Истица, по ее мнению, не соответствовала замещаемой должности по нескольким основаниям: неправильно составляла документы, неуверенно пользовалась ПК, давала неполные ответы. Комиссия пришла к выводу, что истица не соответствует замещаемой должности. В протоколе заседания аттестационной комиссии все изложено верно.

Рассмотрев все представленные доказательства, суд отказал в иске, признав увольнение законным и обоснованным.

Как видно из приведенного примера, результаты внеочередной аттестации помогают работодателю принять правильное решение по вопросу наличия/отсутствия преимущественного права. При этом опровергнуть результаты проведенной аттестации в суде действительно достаточно сложно.

В совокупности это значительно упрощает представителю нанимателя решение задачи, связанной с определением преимущественного права на оставление на службе.

Сотрудник, подлежащий увольнению в связи с сокращением штата, признан аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности. Можно ли в связи с этим уволить его не по сокращению, а по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы)?

В случае проведения внеочередной аттестации для целей установления преимущественного права на оставление на службе в связи с сокращением должности государственного органа принятие аттестационной комиссией решения о том, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, не дает представителю нанимателя права уволить его по иному, нежели сокращение штата, основанию.

Статья 37 Закона о госслужбе действительно предусматривает, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по причине несоответствия его замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Тем самым Закон о госслужбе фактически продублировал аналогичное основание увольнения, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации).

Вместе с тем специфика аттестационной процедуры на государственной гражданской службе делает невозможным увольнение по данному основанию в рассматриваемой ситуации.

Так, в силу ч. 5 ст. 48 Закона о госслужбе внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ч. 15 той же статьи по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации в течение месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке долж ностного роста;

3) понижается в должности гражданской службы.

Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможность принятия решения об увольнении гражданского служащего непосредственно по результатам аттестации.

Расторжение служебного контракта при этом возможно, только если он:

а) отказывается от предложенной для замещения нижестоящей должности государственной гражданской службы;

б) отказывается пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

И все-таки вопрос о том, можно ли по итогам внеочередной аттестации (если аттестационная комиссия придет к выводу, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, и при этом он откажется от перевода на нижестоящую должность) уволить гражданского служащего не в связи с сокращением должностей, а по результатам аттестации, т. е. по подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе, возникает очень часто. Ответить на него необходимо, поскольку в случае принятия подобного решения служащий лишается гарантий и компенсаций при расторжении контракта в связи с сокращением.

Посмотрим, как на такой вопрос отвечает суд.

П. обратилась с иском к ответчику - Управлению по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования Республики Башкортостан (далее - Управление) о признании недействительными результатов внеочередной аттестации. В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 04.08.2010 № УП-449 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» в Управлении была проведена процедура реорганизации в форме преобразования в отдельный республиканский орган исполнительной власти (Обрнадзор).

В соответствии с приказом начальника Обрнадзора была проведена внеочередная аттестация сотрудников структурных подразделений, в которых проводилось сокращение должностей гражданской службы. На основании выводов аттестационной комиссии П. была признана не соответствующей занимаемой должности и уволена по подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, что явилось основанием для иска.

Рассматривая данное дело, суд отметил, что основанием для увольнения П. послужили результаты внеочередной аттестации.

В данном случае представитель нанимателя нарушил требования ч. 1 и п. 1 ч. 5 ст. 48 Закона о госслужбе, согласно которым очередная аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, а внеочередная - после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе.

Несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами очередной аттестации, является основанием для увольнения по инициативе нанимателя. В свою очередь, результаты внеочередной аттестации применяются в иных целях, а именно: для определения наличия у служащего преимущественного права на замещение должности гражданской службы (в том числе если речь идет о службе в другом государственном органе). На этом основании суд признал увольнение истицы неправомерным.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Статья 81 ТК РФ предусматривает, что увольнение по сокращению штата допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Нарушение данной обязанности является безусловным основанием для восстановления на работе.

Ранее действовавшая редакция Закона о госслужбе устанавливала, что представитель нанимателя имеет право (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы.

На практике суды зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований, мотивированных тем, что представитель нанимателя не предложил сокращаемому гражданскому служащему имеющиеся вакантные должности.

Служебный контракт с И. был расторгнут по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. Считая произведенное увольнение незаконным, поскольку ей не были предложены для замещения имеющиеся в государственном органе вакантные должности, служащая обратилась в суд с иском.

Рассматривая данное дело, суд отметил, что предложение вакантной должности, направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации не является обязанностью представителя нанимателя.

С вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ ситуация существенно изменилась в пользу государственных служащих.

Ныне, руководствуясь ч. 1 ст. 31 Закона о госслужбе, представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан предложить служащему иную должность гражданской службы в том же государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Таким образом, закон теперь четко закрепляет императивную обязанность представителя нанимателя предложить в указанных случаях увольняемому гражданскому служащему иную вакансию в том же государственном органе.

Если же в госоргане вакансии отсутствуют, то представитель нанимателя может предложить служащему вакансии в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ. Как видим, предоставление вакантных должностей гражданской службы в иных государственных органах по-прежнему является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. И это вполне обоснованно, поскольку заполнение имеющихся вакансий является исключительной прерогативой работодателя (иного государственного органа).

Порядок предоставления таких вакантных должностей Правительством РФ в настоящее время не определен.

Законом о госслужбе предусматривается конкурсный порядок замещения должностей гражданской службы, исключения из которого исчерпывающим образом сформулированы в ст. 22 названного Закона. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22 конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 31 и ч. 9 ст. 60.1 Закона о госслужбе.

Принимая во внимание п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о госслужбе, представитель нанимателя обязан предложить служащему вне конкурса иную должность гражданской службы в том же государственном органе.

Порядок реализации данного положения прописан ч. 2-5 ст. 31 Закона о госслужбе. Такой порядок, в частности, предусматривает, что предложение всех имеющихся вакансий в данном государственном органе является обязанностью представителя нанимателя. И при определении подходящей для данного государственного служащего вакансии представитель нанимателя обязан учитывать только: категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровень его квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы или работы по специальности.

Комплексное применение п. 4 части 2 ст. 22, частей 1 и 5 ст. 31 Закона о госслужбе позволяет сделать вывод, что представитель нанимателя обязан предлагать все имеющиеся свободные должности, которым служащий соответствует по установленным критериям, независимо от того, предусмотрен конкурс для замещения данной должности или нет. Иными

словами, при предоставлении гражданскому служащему иной должности гражданской службы в случае расторжения служебного контракта по сокращению штата конкурс проводиться не должен.

ОФОРМЛЕНИЕ РАСТОРЖЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

Увольнение государственного служащего оформляется приказом, составляемым по унифицированной форме № Т-8 (утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») (приложение 1 ).

В приказе и трудовой книжке (приложение 2 ) запись об увольнении производится со ссылкой на п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

В силу ч. 4 ст. 37 Закона о госслужбе гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров. Несколько странно, что данное правило включено в статью, посвященную основаниям увольнения служащего по инициативе представителя нанимателя. Представляется, что указанная обязанность должна была быть зафиксирована в ст. 33 Закона о госслужбе.

В следующем номере журнала мы поговорим о том, какие гарантии и компенсации предоставляются государственным гражданским служащим в связи с сокращением численности или штата.

Приложение 1

Пример оформления приказа об увольнении государственного гражданского служащего по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе (унифицированная форма № Т-8)

Приложение 2

Пример внесения в трудовую книжку государственного гражданского служащего записи об увольнении по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе

Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила).

Выплаты при сокращении госслужащих в 2019 году

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:

Выплаты при увольнении госслужащего (Куревина Л

В силу ст. 84.1 «Общий порядок оформления прекращения трудового договора» ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Сокращение госслужащих в 2013 году продолжается

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

Особенности сокращения гражданских служащих

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Все о сокращении государственного служащего

Уволившись, не лишним будет встать на учет в службу занятости. При сокращении государственного служащего совсем не важно, чтобы это было сделано в двухнедельный срок, так как заработок на время трудоустройства служащим государственных организаций не положен. Центр занятости со дня обращения назначает пособие по безработице. Максимальная величина такого пособия почти пять тысяч. Зависит сумма от средней зарплаты сокращенного служащего за последние три месяца работы.

Выплаты при сокращении госслужащего в 2019 году

После увольнения сокращенный в случае нетрудоустройства может иметь право на сохраненный средний заработок; об этом будет сказано ниже. Средний заработок Сроки выплат Все суммы, причитающиеся увольняемому, должны быть выплачены в день увольнения (ст. 140 ТК РФ)

Кроме этого, для всех составляющих денежного содержания гражданских служащих применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ.

Выплаты госслужащим при сокращении штатов

Увольнение по сокращению штатавесьма нередкое явление при сложной экономической ситуации в стране. При этом увольнение по сокращению может коснуться любого сотрудника, но - только при строгом соблюдении специальной процедуры. О том, какие права имеются у кандидатов на сокращение и какие обязанности при этом возлагаются на работодателя, поговорим ниже.

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее – Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом представитель нанимателя с письменного согласия служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

Увольнение госслужащего по сокращению штатов

Для работающих лиц актуальными и волнующими являются вопросы, касающиеся того, какие должности первыми могут попасть под удар при увольнении по сокращению штата. Однозначного ответа здесь дать невозможно, так как должности или конкретные лица, подлежащие сокращению, определяются руководством предприятия исходя из объективной потребности в кадрах, а это означает, что Трудовой кодекс сокращение работника допускает для кого угодно.

Выплаты при сокращении штата госслужащим

№ 25-П. Основания для увольнения госслужащего перечислены в части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ. Так, государственный служащий может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Порядок сокращения государственного служащего

Согласно ст. 38 ФЗ «О государственной гражданской службе» при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Выходное пособие при сокращении

В случае если работа так и не найдена, И.И. Петров обращается за новой выплатой по истечении двух месяцев после официального увольнения. В нашем случае таким днём будет считаться о1.09.2015, при этом необходимо иметь трудовую книжку без отметок о наличии новой работы.