Задержание Кирилла Серебренникова: реакция звезд и петиция в поддержку режиссера. Завершено расследование дела режиссера кирилла серебренникова

В Мещанском суде Москвы начался процесс по делу о хищениях государственных средств, выделенных на проект «Седьмой студии». За оперативное сопровождение расследования отвечала служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом . На первом заседании фигуранты дела отказались признавать вину в мошенничестве на сумму 133,2 млн рублей.

Обвиняемыми по «театральному» делу проходят режиссер и художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, экс-генпродюсер «Седьмой студии» , ее бывший директор , а также экс-руководитель департамента господдержки искусства Минкультуры Софья , которая на момент задержания работала директором Российского академического молодежного театра.

Кроме того, в деле фигурирует бывший генпродюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова, а также экс-бухгалтер «Седьмой студии» . Последняя заключила сделку со следствием, признала вину в хищении средств и дала показания на бывших коллег. Ее дело будет рассматриваться отдельно, в суд оно еще не передано.

Кирилл Серебренников пришел в здание суда в черной футболке с надписью «ЖГИ». На заседании он вновь отметил, что не признает себя виновным.

«Это обвинение не просто абсурдно. Ты вроде понимаешь все слова, но связать их воедино и понять их смысл не можешь. В какой-то момент я подумал, что у прокурора сломался принтер и он много раз распечатал одно и то же», — сказал режиссер 7 ноября в суде.

По словам Софьи Апфельбаум, обвинение содержит множество ошибок и не отражает ее показаний. Алексей Малобродский в свою очередь заявил, что за время 11-месячного ареста он многократно перечитывал вменяемую ему статью 159 УК РФ. По словам экс-директора «Гоголь-центра», ему по-прежнему непонятно, в чем его обвиняют.

«Я не понимаю, какое именно хищение, какой суммы и когда я совершил, чьим доверием я злоупотребил или кого обманул. В материалах дела нет внятного ответа на эти вопросы», — отметил Малобродский, заявив о своей непричастности к противоправному присвоению денег.

Следствие и гособвинение признали, что все мероприятия, на которые «Седьмая студия» получила субсидии, действительно были проведены. В связи с этим, по мнению адвоката Итина Юрия Лысенко, единственный вопрос, которым должен интересоваться СК, — это соответствие бюджетных трат реальной стоимости всех работ. Вместо этого следователи, продолжает защитник экс-директора «Седьмой студии», приравняли обналичивание денег к их хищению. Он напомнил, что оборот наличных денег в стране не запрещен.

На первом заседании Министерство культуры России, которое выступает по делу в качестве потерпевшей стороны, потребовало взыскать с фигурантов 133 млн и 127 тыс. рублей, выделенных на проект «Седьмой студии», в качестве гражданского иска.

После суд признал Серебренникова, Малобродского, Итина и Апфельбаум ответчиками по иску ведомства. Все фигуранты выразили свое несогласие с таким решением суда, адвокаты поддержали позицию своих подзащитных.

По словам защитника Алексея Малобродского, представители Минкульта разошлись со следствием в оценке суммы ущерба. «В материалах дела есть гражданский иск , основанный только на экспертизе, выполненной экспертом Рафиковой. 11 июля в адрес следствия поступало ходатайство представителя Минкультуры Зайцевой, которая выразила сомнения в достоверности экспертизы. В предварительных слушаниях представители Минкультуры заявили, что у них претензия не на 133 млн, а 39 млн, о чем у меня есть соответствующая запись», — заявила юрист .

7 ноября Владимир Путин встретился с министром культуры Владимиром Мединским. Как говорил накануне пресс-секретарь , планировалось поднять вопросы, стоящие на повестке дня в культурной области. Кроме того, есть вероятность, что на встрече обсудили дальнейшую судьбу «театрального дела». Отметим, что в конце мая 2018 года призывал расследовать дело «Седьмой студии» без «демонстративной жестокости».

«Хочу особо подчеркнуть: эта история к вкусам и оценкам, а также к творчеству как таковому не имеет никакого отношения», — сказал министр, подчеркнув, что «закон един для всех». Он также отметил, что далек от творчества Серебренникова и был в «Гоголь-центре» лишь один раз — вскоре после его открытия.

Напомним, что уголовное дело в отношении Серебренникова и других фигурантов было заведено в мае 2017 года. Следователи обвинили театральную организацию «Седьмая студия», созданную режиссером и студентами его курса в МХАТ, в хищении бюджетных средств в период с 2011 по 2014 год. Сумма была выделена Минкультом на развитие театрального проекта «Платформа».

По данным прокуратуры, Серебренников и Итин, «имея корыстный умысел, направленный на личное обогащение путем обмана и злоупотребления доверием», создали преступную группу, в которую были привлечены Малобродский, Воронова, Масляева и Апфельбаум. Гособвинение подчеркнуло, что после получения субсидии сотрудники «Седьмой студии» направили в Минкульт «заведомо недостоверные списки мероприятий» с завышенной оценкой затрат на них. На полученные незаконным путем деньги злоумышленники якобы оформляли фиктивные договоры и перечисляли средства подконтрольным юридическим лицам.

23 мая того же года СК провел обыски в доме Кирилла Серебренникова. Следственные мероприятия также прошли в «Гоголь-центре», на «Винзаводе» и в школе-студии МХАТ. На следующий день, 24 мая, были задержаны экс-директор «Седьмой студии» Юрий Итин и экс-бухгалтер Нина Масляева. В ходе суда Итин заявил, что виновен в халатности, а не в мошенничестве. Его поместили под домашний арест.

Масляева, согласившись сотрудничать со следствием, признала факт хищения средств. По ее словам, «Седьмая студия» вела двойную бухгалтерию и за время работы компании были выведены на счета фирм-однодневок более 100 млн рублей. Все документы по «черной бухгалтерии», как рассказала Масляева, были уничтожены летом 2016 года. После дачи показаний бывшего бухгалтера перевели из под домашний арест.

Наличие «черной бухгалтерии» также подтвердили сотрудничавшие с «Седьмой студией» директор ООО «Кино и театр» и предприниматель Василий Синельников.

В июне 2017 года был задержан еще один фигурант дела - экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, который ранее работал генпродюсером «Седьмой студии». 22 августа того же года Кирилла Серебренникова задержали на съемках фильма «Лето» в Санкт-Петербурге. Режиссера привезли в Москву и предъявили ему обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, он украл 68 млн рублей, которые были выделены на реализацию проекта «Платформа». Суд арестовал квартиру, машину и денежные средства Серебренникова.

В конце сентября 2017 года Басманный суд вынес решение о заочном аресте продюсера «Гоголь-центра» Екатерины Вороновой. На данный момент объявлена в международный розыск, так как не проживает на территории России.

26 октября обвинения были выдвинуты Софье Апфельбаум. Она возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры и якобы находилась в сговоре с главой «Седьмой студии». По данным следствия, Апфельбаум занималась подтверждением фиктивных финансовых отчетов.

В январе 2018 года сумма ущерба, вменяемого фигурантом «театрального дела», выросла с 68 до 113 млн рублей. Это, произошло после того, как экс-бухгалтер Масляева «уточнила и добавила сумму». В том же месяце завершил расследование уголовного дела и официально предъявил фигурантам обвинения.

17 июля 2018 года Басманный суд Москвы обязал Серебренникова до 1 сентября ознакомиться с материалами дела, которые насчитывают 258 томов. Далее они были направлены в , которая впоследствии передала дело на рассмотрение в суд.

15286

На прошлой неделе по обвинению в нецелевом расходовании финансовых средств был задержан и помещён под домашний арест режиссёр Кирилл Серебренников. Ареста деятеля культуры такого уровня в постсоветской России ещё не случалось. Лауреат премии Каннского кинофестиваля, Гран-при Римского кинофестиваля, номинант Гран-при Венецианского кинофестиваля – это лишь малая часть заслуженных наград художественного руководителя «Гоголь-центра» Серебренникова. Общественность не верит в виновность режиссёра, считая дело политически мотивированным. В чём же заключается подоплёка этого театрально-криминального скандала?

Алексей МАКАРКИН, первый вице-президент Центра политических технологий

– С приближением президентских выборов в России обостряются дискуссии о том, какова должна быть политика в культурной сфере. Они далеко выходят за корпоративные рамки, так как связаны не только с отраслевой тематикой, но и с путями развития страны. Это следствие событий 2014 года, когда присоединение Крыма и консервативная волна создали у наиболее антизападно настроенной части общества завышенные ожидания. Но новых территориальных приращений не последовало, проект «Новороссия» заглох. Не произошло и смены элиты, для которой включённость в глобальный мир является существенной ценностью. В связи с этим перенос премьеры «Нуреева» в Большом театре выглядит попыткой компенсации. Во-первых, в балете ярко выражена тема сексуальных меньшинств, во-вторых, его постановщиком является Кирилл Серебренников, критикующий политику российской власти. Кстати, сторонниками скорейшего выхода «Нуреева» на сцену стали некоторые из членов попечительского совета театра – в том числе Александр Жуков, Ольга Голодец, Роман Абрамович, Виктор Вексельберг, Андрей Костин, Алексей Мордашов...

Культурный выбор нельзя отделять от политического – сторонники модернистского «мейнстрима», как правило, заинтересованы в нормализации отношений с Западом, тогда как приверженцы традиционализма занимают антизападную позицию.

Дело против Серебренникова возбуждено по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере), которая предполагает до 10 лет лишения свободы. Ещё в конце мая в театре и в квартире Серебренникова прошли обыски. Вскоре по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере были арестованы генеральный директор созданной при театре «Седьмой студии» Юрий Итин и главный бухгалтер Нина Масляева. Первого отправили под домашний арест, вторую – в СИЗО. Ещё через месяц был арестован бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский.

Правозащитники и либеральные политики бурно осудили арест Серебренникова. Творческая интеллигенция более резка в своих определениях, говоря о покушении на свободу творчества и о расправе с инакомыслящим, свободомыслящим мастером. Известный режиссёр Павел Бардин назвал происходящее «очередной победой насилия над культурой». Другой маститый режиссёр – Павел Лунгин – отметил: «Нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает и ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это какая-то мстительная жестокость».

В то же время другая часть внесистемной оппозиции не поддерживает волну возмущения, отворачиваясь от Серебренникова. Ему ставится в вину, например, то, что он отказался подписать письмо в защиту осуждённого на 20 лет лишения свободы режиссёра Олега Сенцова, которого обвинили в подготовке терактов в Крыму. То письмо, которое подписали многие знаменитые режиссёры и актёры – Анджей Вайда, Вим Вендерс, Кшиштоф Занусси, Аки Каурисмяки, Джонни Депп и другие. Да и вообще Серебренникову, мол, было позволено больше, чем другим, именно за то, что он не был оппозиционером, а сотрудничал с властью. Так что же стало причиной репрессий по отношению к знаменитому режиссёру?

По теме

Версия 1

Никакой подоплёки нет, это чисто криминальная история

По версии следствия, руководство «Гоголь-центра» производило «обналичивание денежных средств», выделенных на театральный проект «Платформа». Сумма ущерба по уголовному делу составила 68 млн рублей. Подробные показания по этому поводу дала бухгалтер Масляева, сразу же согласившаяся дать следствию нужные показания. Масляева заявила, что по распоряжению руководства «вносила ложные данные в финансовые отчётности». По мнению правоохранительных органов, договоры «Седьмой студии» на закупку бумаги, подарочных наборов, алкоголя были липовыми, а в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-«помоек». Тендеры же, дескать, на подрядные работы для театра общей суммой почти в 5 млн рублей выигрывали компании, учредителем которых являлся сам Серебренников.

В то же время даже сами следователи признают, что все эти деньги не были присвоены режиссёром для личных нужд. Ему вменяют лишь нецелевое расходование средств. Дело в том, что деньги из Министерства культуры, выделяемые на тот или иной проект, остаются на счету в казначействе и могут быть потрачены только (!) по окончании работ. А нужны они, как правило, ещё до этого – в процессе подготовки. Вот и приходится получать их обходным путём, создавая фирмы-однодневки для обналичивания их фиктивными актами работ. Знающие люди подтвердят, что многие театры, да и вообще бизнес-структуры, вынуждены поступать именно так. Но закон, как говорится, есть закон.

Версия 2

Серебренников поплатился за политическую и творческую смелость

Кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин считает: «Доказательства неубедительны, дело выглядит абсолютно сфабрикованным. Речь идёт, конечно, о репрессивных мерах, о запугивании. Не случайно арестован – и таким жестоким образом – именно тот человек, который был крайне независим, который отказывался от самого распространённого в России вида цензуры – самоцензуры».

«Гоголь-центр» является одной из самых остросоциальных, острополитических театральных площадок в столице. Например, там несколько сезонов подряд шла пьеса «(М)ученик». Поставленный по ней Серебренниковым и с тем же набором актёров недавний фильм «Ученик» – антиклерикальный и антитоталитарный, обличающий ханжество и трусость в обществе – заслуженно получил приз на Каннском кинофестивале. Кроме того, уже несколько лет в МХТ идёт спектакль «Лес» в осовремененной постановке Серебренникова – политически смелый и открыто бросающий обвинения в адрес российской власти. Спектакль, где главный герой своим стилем, дикцией и жестами напоминает президента. А недавний скандал с балетом «Нуреев», премьера которого была отменена по прямому распоряжению министра культуры Владимира Мединского из-за «гей-пропаганды»? Поводов «закрыть» Серебренникова явно хватает.

Версия 3

Серебренников стал жертвой войны кремлёвских кланов

В 2011 году Серебренников поставил в МХТ пьесу «Околоноля», обличающую российский политический мир – беспринципный и продажный. Автором пьесы значился некий Натан Дубовицкий, однако в творческой и политической тусовке уверенно называли имя настоящего автора – Владислава Суркова, тогдашнего замглавы президентской администрации. Сурков, по некоторым данным, мог опекать эпатажного и мятежного режиссёра. Видимо, поэтому Серебренников отказался подписать публичное письмо в защиту Сенцова, хотя в социальных сетях, как и многие его коллеги, высказался против его ареста. Возможно, не хотел терять политическую «крышу», ведь Сурков был одним из авторов присоединения Крыма к России.

Эта «крыша» в лице Суркова давала Серебренникову возможность творить с той степенью политической остроты, что не могут себе позволить другие российские театральные режиссёры. Но именно эта «крыша» и стала, возможно, причиной нынешнего ареста. Атака на клан Суркова, то есть на «системных либералов», со стороны «консерваторов-силовиков» продолжается. А мораль сей басни в отношении режиссёра такова: нельзя заигрывать с властью – близость к ней опаляет крылья...

Отредактировано: 26.08.2017 12:24

Комментарии 3

    Александр Эфрос 11.09.2017 08:04

    К.Серебренников и подельники, поользуясь полной ненаказанностью того времени умыкнули 68 млн рублей, путем подлогов и обманов. Но, как говорится, *сколь веревочке не виться...*, пришло время собирать камни. Одним словом - держать ответ за содеянное. И никакие письма, демонстрации и выступления в защиту Серебренникова /заметьте: Итина, Малобродского и др. почему-то на митингах не вспоминают/ никогда не возымеют давления на судебные органы. По словам уважаемых юристов, Кирюше грозит до 10 лет срока и только чистосердечное признание поможет скостить наказание на несколько лет. Пора одуматься!

    Артём Давыдян 22.09.2017 22:00

    Итак, посмотрим объективно: некое одаренное, не спорю, но в социальном и половом смысле невнятное существо по имени Серебренников с затуманенным претензией на интеллект рыбьим взглядом содрогает титанические плиты общественности на предмет поддержки его великомученичества.
    Сойдемся на очевидном: не самая одареная, очевидно пропиаренная гей-сообществом невнятная единица масс-искусства вроде бы как должна своим протестом въесться нам в мозг. Приживается в извилинах плохо... Оно и понятно - какой протест, против чего и т.д.
    Но мы же в т.ч. - тёртые калачи: пусть отчитается перед налогоплательщиками это амебное вялое нечто (простите мой невеятный слог). И мы успокомся. Не упокоимся - работать-то кому-то надо на благо пенсии и старости (полагаю нашим внукам, у Кирилла Серебренникова с потомками большой вопрос).
    А, ну то, что он йог и вообще духовно подорванный должно нас всех расслабить до нельзя: всё ж таки не какой-то холоп тратил государственные деньги. Одухотворенно к процессу подходил...

Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации завершено расследование уголовного дела, возбужденного в отношении режиссера и художественного руководителя "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова . Его и других фигурантов обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере").

По версии следователей, обвиняемые похитили 133 миллиона рублей бюджетных средств из 214 млн рублей, выделенных в 2011-2014 гг. АНО "Седьмая студия" на развитие и популяризацию современного искусства России в рамках проекта "Платформа" по ежегодным соглашениям о выделении субсидий. "Окончательные выводы о причиненном обвиняемыми ущербе были сделаны на основании результатов финансово-экономической экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела", - сообщает официальный сайт СК РФ.

Следствием были "приняты меры к обеспечению возмещения ущерба и наложен арест на имущество обвиняемых": квартиру Серебренникова в Германии стоимостью 300 тысяч евро, приобретенную в период совершения хищения; автомобили фигурантов стоимостью около 7 миллионов рублей, дорогостоящие ювелирные украшения, а также денежные средства (5 тысяч евро, около 100 тысяч долларов) и иное имущество.

"В настоящее время собрана достаточная доказательственная база по уголовному делу, в связи с чем оно направлено прокурору для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения", - говорится в пресс-релизе.

Всего по уголовному делу в качестве обвиняемых проходит шесть человек: Кирилл Серебренников, бывший генпродюсер АНО "Седьмая студия" и экс-директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, бывшие гендиректор и главбух этой организации Юрий Итин и Нина Масляева, продюсер Екатерина Воронова, а также бывший руководитель департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России, директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум.

Дело Масляевой выделено в отдельное производство, так как она единственная признала вину, заключила досудебное соглашение и дала показания на бывших коллег. Остальные фигуранты настаивают на том, что якобы похищенные деньги потрачены на театральные постановки.

Екатерина Воронова уехала за границу - ее дело также выделено в отдельное производство, она объявлена в международный розыск.

По делу проведен ряд экспертиз, опрошено не менее сотни свидетелей. Следственные действия проводились в Москве и Ярославской области.

Серебренников неоднократно заявлял о своей невиновности. Он также отметал опасения следователей, которые полагали, что в случае освобождения под подписку о невыезде подозреваемый начнет уничтожать доказательства по делу. "Все эти доказательства надо беречь, поскольку они все - в нашу пользу. А лживые показания Масляевой и ее подельников я в счет не беру", - добавил режиссер.

В середине августа защита Серебренникова также обвинила следствие в фальсификации доказательств, а именно протокола допроса свидетеля Ларисы Войкиной от 14 июня 2017 года, в котором есть существенные несоответствия и различия с предыдущими показаниями данного свидетеля. На эти же противоречия ранее указал Алексей Малобродский.

Будучи сотрудником "Седьмой студии", Войкина сообщала, что была в курсе того, что руководство студии обналичивало денежные средства.

Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является известный режиссёр Кирилл Серебренников. По прогнозам, судебное разбирательство займёт два-три месяца, после чего будет вынесен приговор. сайт решил вспомнить, как начиналось дело, и рассказать о сути обвинения.

На скамье подсудимых помимо Серебренникова оказались директор Российского академического молодёжного театра Софья Апфельбаум и продюсеры Юрий Итин и Алексей Малобродский. Всем фигурантам предъявлено обвинение в мошенничестве.

Уголовное дело было возбуждено ещё в 2015 году, однако общественности стало известно о нём лишь в мае 2017 года. Тогда же прошла первая волна арестов по делу. Самого режиссёра задержали лишь в конце августа в Санкт-Петербурге, прямо во время съёмок фильма «Лето». По решению суда он, как и большинство фигурантов, находится под домашним арестом. Только продюсера Малобродского следователи отпустили под подписку о невыезде, фактически с больничной койки, после того как суд дважды отказал следствию в изменении меры пресечения мужчине.

Однако рассмотрение по существу в самом начале затянулось. Адвокат Малобродского Ксения Карпинская заболела, а заседание пришлось отложить на неделю. Как и во время избрания меры пресечения, так и 7 ноября в суд пришло много сторонников Серебренникова. Среди них - деятели искусства, актёры театра и кино. Многие были одеты в футболки с надписью «Мой друг Кирилл Серебренников». После того как прокурор Олег Лавров огласил обвинительное заключение, подсудимые заявили о своей невиновности.

«Я не признавал и не признаю себя виновным. У них там сломался принтер, и они там одно и то же печатают. Ты понимаешь слова, но связать это в смысл не можешь» , - сказал Кирилл Серебренников.

Остальные фигуранты также поддержали режиссёра. Защита много раз указывала на один из основных тезисов обвинения - показания экс-бухгалтера «Седьмой Студии» Нины Масляевой. Она была задержана вместе с Итиным и Малобродским и находилась под арестом с санкции Пресненского суда Москвы. Позднее, когда дело перешло в ГСУ СК России, Басманный суд изменил ей меру пресечения на домашний арест по ходатайству следствия. Поводом послужили признательные показания женщины и сделка со следствием. Её дело выделено в отдельное производство. Суд пока не начал рассматривать дело по существу.

Сергей Пятаков/РИА Новости

По словам защитников, Масляева намеренно оговорила себя и других обвиняемых по указанию следствия. Кроме того, бывший бухгалтер скрыла предыдущую судимость, когда устраивалась работать в «Седьмую студию». Адвокат фигурантки, как и сама экс-бухгалтер, отказываются от комментариев.

«Я уверен, что подозрение и обвинение против Серебренникова ничем не обоснованы. Они основаны исключительно на показаниях Масляевой, которая оговаривает и себя, и Серебренникова» , - говорил адвокат режиссёра Дмитрий Харитонов в Московском городском суде осенью прошлого года.

Сам режиссёр в ходе своего допроса заявил, что не занимался финансовыми вопросами, а был художественным руководителем проекта «Платформа», где работал «с утра до ночи». По его словам, он получал зарплату в размере 100 тысяч рублей. Деньги ему выдавались наличными. Согласно документам, оглашённым в суде, средняя зарплата в «Седьмой студии» не превышала 40 тысяч рублей.

Ещё одна обвиняемая по данному делу - продюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова. Весной 2017 года она на туристическом автобусе покинула территорию России и уехала в Латвию. С санкции Басманного суда Москвы она арестована заочно.

Режиссёру предъявлено обвинение в хищении. По версии следствия, Серебренников, Малобородский и Итин похитили 133 млн из 214 млн рублей, выделенных в 2011–2014 годах некоммерческой организации «Седьмая студия» на развитие и популяризацию современного искусства России в рамках проекта «Платформа».

Согласно данным следствия, при участии Серебренникова заведомо завышались количество и стоимость мероприятий, проводимых в ходе проекта «Платформа», заключались фиктивные договоры на проведение вымышленных мероприятий, а деньги похищались.

Фигурантов обвиняют по четвёртой части статьи 149 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Максимальная санкция предусматривает наказание в виде десяти лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн рублей.

Мещанский суд Москвы начал рассматривать по существу "театральное дело", по которому режиссера Кирилла Серебренникова обвиняют в хищении бюджетных денег. На скамье подсудимых, помимо художественного руководителя "Гоголь-центра", несколько его коллег: бывший продюсер "Седьмой студии" Алексей Малобродский, гендиректор этой организации Юрий Итин, а также бывшая сотрудница Министерства культуры Софья Апфельбаум.

В начале заседания прокурор зачитал обвинительное заключение . Из его слов следует, что Серебренников осуществлял общее руководство и лично заключал с Министерством культуры соглашения на получение денежных средств. Итин заключал фиктивные договоры по освоению этих денег. Масляева обналичивала деньги, Малобродский и Апфельбаум были в сговоре с ними, утверждает прокурор.

– Я не признавал и не признаю себя виновным. Это обвинение не только абсурдно (я в какой-то момент просто подумал, что у них там сломался принтер, и они одно и то же все время печатают), но действительно оно непонятное. Ты понимаешь все слова, а понять смысл записей, касающийся тебя, ты не можешь.

И это обвинение, конечно, не конкретное, и это не пустые слова, оно сводится фактически к тому, что мы предоставляли в Министерство культуры ложные данные о количестве и стоимости мероприятий, таким образом крали деньги. Я утверждаю, что я, как художественный руководитель, всегда следил строго за тем, чтобы все мероприятия проекта "Платформа" были выпущены и были достойны того высокого художественного уровня, на котором весь этот проект, собственно, и состоялся, и чем он знаменит.

Мне кажется, что было бы логично, если бы в самом начале процессе потерпевший, то есть Министерство культуры, сформулировал бы свои претензии к проекту "Платформа", к каждому из нас, объяснил, каких мероприятий не было, какие мероприятия имели неправильную какую-то стоимость. Это сделало бы обвинение понятным. И я, и мои товарищи, мы бы дали объяснения.

Поэтому я призываю Министерство культуры не бояться, не тушеваться и выступить в этом суде первым и объяснить не только мне, но и всем людям, всему обществу, что не хватило им конкретно по проекту "Платформа". Если же Министерство культуры не найдет в себе силы для этого, то я, как человек, который это все придумал (проект "Платформа" имеется в виду) я, как художественный руководитель, который отвечает за художественную составляющую, готов дать показания первым. В самом начале судебного процесса еще раз открыто, публично, перед всеми рассказать, что на самом деле происходило на проекте "Платформа", - сказал Серебренников.

Бывший продюсер "Седьмой студии" Алексей Малобродский также не понимает предъявленные ему обвинения:

– Я категорически не понимаю, в чем меня обвиняют. Я не понимаю, какое именно хищение, какой суммы, не понимаю, когда я это совершил, не понимаю, чьим доверием я злоупотребил или кого обманул. Ни в обвинительном заключении, ни в материалах дела этому нет ни одного объяснения. Поэтому, ваша честь, мне непонятно существо предъявляемого мне обвинения.

То, что мы слышим сейчас в речи прокурора, зачитавшего обвинительное заключение, сводится к многократному повторению эпизода транзакции с последующим якобы присвоением этих денег. При этом каждый из этих эпизодов сопровождается словами: "выполняя указание Серебренникова", "имея преступный замысел" и тому подобные страшилки, которые ровным счетом ни на чем не основаны. Эти заклинания размывают смысл обвинения и совершенно никак не свидетельствуют о составе преступления, – сказал он в ходе судебного заседания.

Остальные подсудимые – бывший гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин и директор РАМТ Софья Апфельбаум – также отказались признать свою вину. Ранее с обвинениями согласилась только бывший бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева . Она же дала показания против Серебренникова и других обвиняемых по делу.

Утренняя трансляция от здания суда

Первое слушание по существу дела было назначено на 25 октября, однако заседание отложили на 7 ноября, поскольку Алексей Малобродский лишился единственного защитника – накануне начала процесса его адвоката Ксению Карпинскую экстренно госпитализировали.

Неделей ранее, 17 октября, в новом здании Мещанского суда в закрытом режиме прошли , во время которых всем подсудимым – Серебренникову, Итину и Апфельбаум – продлили домашний арест до 3 апреля 2019 года. Защитники также просили суд вернуть дело обратно в прокуратуру – из-за многочисленных, по их мнению, нарушений в обвинительном заключении, однако это прошение отклонили.

133 миллиона на оплату "мнимых услуг": позиция обвинения

​2 октября Генеральная прокуратура утвердила обвинительное заключение по "театральному делу". На первом заседании представители надзорного ведомства должны зачитать этот документ.

В материалах следствия говорится, что в период с 2011 по 2014 годы режиссер с коллегами похитили более 133 миллионов рублей из 216, выделенных Министерством культуры на театральный проект "Платформа".

Следствие считает, что обвиняемые действовали по такой схеме: от имени "Седьмой студии" заключали с подконтрольными фирмами-однодневками фиктивные договоры на выполнение работ для "Платформы", "под видом оплаты мнимых услуг" переводили на счета этих компаний деньги, полученные от Минкульта, потом их обналичивали, и деньги возвращались обратно к "участникам преступной группы".

Следствие уверяет, что сотрудники "Седьмой студии" предоставляли в Минкульт подложные финансовые отчеты о проделанной работе, которые "без надлежащей проверки" согласовывала Софья Апфельбаум. Она же со стороны министерства подписывала документы о выделении денег Кириллу Серебренникову.

"Абсурд, фарс и беззаконие": позиция подсудимых

​Все четверо подсудимых вину не признают. Кирилл Серебренников назвал это дело "абсурдом, фарсом и беззаконием". По словам обвиняемых, министерские деньги были потрачены на то, на что и выделялись: на проект "Платформа", который за три года провел 340 мероприятий и сформировал стационарный театр. По словам адвоката Кирилла Серебренникова Дмитрия Харитонова, Министерство культуры так не объяснило, в чем именно состоит нанесенный им ущерб и что было "не так" с проектом "Платформа".

Продюсер "Седьмой студии" Екатерина Воронова , еще одна обвиняемая по делу, которая уехала из России еще до начала следствия, в открытом письме поясняла, что организация действительно обналичивала деньги, поскольку иначе невозможно было расплатиться за реквизит и выплатить гонорары. В ее письме также говорилось, что в 2014 году "Седьмая студия" провела аудит и выявила многочисленные нарушения в бухгалтерии, однако никаких дальнейших действий не провела. Воронова написала, что после закрытия "Седьмой студии" решила уничтожить большую часть отчетных документов, которые сейчас могли бы доказать, что бюджетные деньги тратились действительно на нужды "Платформы". Дело против Екатерины Вороновой выделено в отдельное производство, бывшая продюсер "Седьмой студии" объявлена в международный розыск.

Шестая обвиняемая по этому делу – бывший бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева. По словам адвокатов, на ее показаниях строится большая часть доказательной базы. Она заявляла следствию, что "Седьмую студию" основали специально для "хищения бюджетных денег". Она обвинила Кирилла Серебренникова и Алексея Малобродского в попытках присвоить часть государственной субсидии, а также призналась, что помогала им обналичивать деньги Минкульта.

Нины Масляевой, как и Екатерины Вороновой, нет среди сегодняшних подсудимых в Мещанском суде. Она – единственная из обвиняемых признала свою вину и заключила сделку со следствием. Ее дело суд рассмотрит отдельно, в особом порядке, то есть без исследования доказательств ее вины.

"Театральное дело": с чего все начиналось

​23 мая 2017 года – дата, с которой для широкой публики началось "театральное дело". В этот день стало известно, что в "Гоголь-центр" и в квартиру Кирилла Серебренникова пришли с обысками. Несколько часов длились следственные мероприятия, после чего художественного руководителя театра увезли на допрос. Оттуда он вышел в статусе свидетеля, однако его коллеги – Юрий Итин, Нина Масляева и Алексей Малобродский – в течение месяца стали обвиняемыми и были арестованы (Юрия Итина заключили под домашний арест).

В конце августа 2017 года избрали меру пресечения уже и самому Серебренникову. Художественного руководителя "Гоголь-центра" задержали в Санкт-Петербурге 22 августа во время съемок фильма "Лето" и под конвоем доставили в Москву. Ночь он провел в изоляторе временного содержания, а утром Басманный суд, под окнами которого стихийно собрались десятки неравнодушных коллег и поклонников Серебренникова, отправил режиссера под домашний арест.

В конце октября 2017 года такую же меру пресечения суд избрал для бывшей чиновницы Министерства культуры и директора Российского академического молодежного театра Софьи Апфельбаум, которая до этого также находилась в статусе свидетеля.

За несколько дней до этого согласившуюся сотрудничать со следствием Нину Масляеву после нескольких месяцев в СИЗО отпустили под домашний арест.

Алексей Малобродский – единственный подсудимый по этому делу, который провел в следственном изоляторе 11 месяцев. Суд несколько раз отказывался его отпускать под домашний арест, несмотря на ходатайства следствия. Только в мае 2018 года, после того как Малобродского из суда госпитализировали с подозрением на инфаркт, следствие самостоятельно перевело его под подписку о невыезде.

О завершении расследования "театрального дела" следствие объявило еще в январе 2018 года, но это никак не отразилось на мерах пресечения подсудимым. Тогда же стало известно, что в окончательной редакции обвинения сумма ущерба, нанесенного Серебренниковым и его коллегами государству, возросла в два раза – с 68 миллионов рублей до 133. Кроме этого, из обвинения исключили эпизод с хищением 2,3 миллиона рублей, выделенных на спектакль "Сон в летнюю ночь". Следствие утверждало, что постановка так и не состоялась, хотя спектакль 2012 года до сих пор стоит в репертуаре "Гоголь-центра" и его играют несколько раз в год.

"Золотая маска", "Лето", "Нуреев": год под домашним арестом

По условиям домашнего ареста Кириллу Серебренникову запрещено покидать свою квартиру, пользоваться интернетом, телефоном и другими средствами связи, общаться с кем-либо, кроме близких родственников и адвокатов. Несмотря на это, за этот год в прокат вышел его фильм "Лето" и документальный фильм "После лета", в Большом театре состоялась премьера балета "Нуреев" в его постановке, а на сцене "Гоголь-центра" – спектакля "Маленькие трагедии". А 4 ноября в Цюрихском оперном театре состоится премьера оперы Моцарта Cosi fan tutte, также в постановке Серебренникова. В апреле 2018 года режиссер получил премию "Золотая маска" за постановку за постановку "Чаадский" в театре "Геликон-опера", а в Каннах его фильм "Лето" был удостоен премии за лучший саундтрек.

Десятки российских и международных деятелей культуры неоднократно высказывались в поддержку обвиняемого режиссера и его коллег и призывали российские власти прекратить "театральное дело".

Президент России Владимир Путин, комментируя уголовное дело Кирилла Серебренникова, исключил, что оно связано с деятельностью режиссера. "Серебренников получал государственные средства – это говорит о том, что никакой цензуры, никакого давления не было. Просто не давали бы ему государственных денег, если бы хотели ограничить его творческую деятельность", – сказал Путин.​