Виды правоотношений. Правоотношения – это урегулированные

Всем приятного времени суток! На связи Андрей Пучков, автор и создатель этого Образовательного Ресурса!

Сегодня мы должны внести ясность в понятие «виды правоотношений». Это необходимо потому, что весь материал, который я нашел в Интернете на эту тему совсем не годится для тех, кто хочет сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. Потому как в той информации нет четкой характеристики видов правоотношений по отраслям права — а ведь именно это и проверяется на выпускных экзаменах.

Также, перед прочтением этой статьи, крайне рекомендую ознакомиться с постом .

Классификация по отраслям

Эта классификация должна подаваться именно выпускникам школ как основная. Потому что не представляя себе чем одни правоотношения отличаются от всех прочих, разобраться вообще в этой теме весьма непросто. Именно поэтому большинство школьников заваливают задания, которые проверяют именно раздел «Право» в школьном курсе обществознания.

У каждой отрасли права есть свой объект регулирования — это та группа отношений, которую данная отрасль регулирует.

Поэтому вообще все правоотношения можно разделить кратко на две большие группы: материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые касаются сферы гражданской, налоговой сферы, да и вообще любой другой отрасли, в которой речь может идти о вещах, имущественных правах и тому подобном. К примеру, нашли вы клад. Клад это вещь, найденная в земле и на которую за истечением срока давности потеряно право собственности. Вы эту вещь можете себе присвоить по закону (Гражданскому кодексу), только если клад не представляет собой исторической ценности, и найдена либо на Вашей земле, либо на государственной («ничейной»). Вот это пример материально-правовых отношений.

Процессуальные касаются сферы взаимодействия граждан и государственных органов власти, а также отношений между самими органами власти. У них есть такая особенность, что многие процессуальные отношения могут возникнуть вообще и не по нормам права. К примеру, вам надо обратиться в полицию по какому-то вопросу — например, по факту кражи. Вам в полиции говорят: «Пишите заявление». Вот написание заявление не прописано вообще нигде, это внутренний порядок в этом роде правоохранительных органов.

Думаю, понятно, что к нормативно-правовым актам, которые регулируют процессуальные отношения будут относиться ГПК (Гражданский процессуальный кодекс), УПК и прочие.

Существует еще две большие группы правоотношений: регулятивные и охранительные . Первые регулируют отношения между людьми, которые возникли по поводу имущества, договоров и пр. Вторые же как правило имеют карательный характер — наказывают правонарушителя или преступника за противоправное действие или бездействие.

Таким образом, по отраслям права могут быть выделены следующие виды правоотношений, а к какой группе они относятся (материальной-правовой или процессуальной), решайте сами. Можете это в комментариях обозначить.

Гражданские — касаются вещных прав, собственности, договорного, авторского права и всего того круга отношений, которые регулируются Гражданским кодексом РФ. Решили Вы, к примеру, подарить подарок дороже 25000 рублей — это уже гражданская отрасль, решили арендовать квартиру для проживания — обратно право гражданское, требуется заключить договор и прочее. Также это безусловно регулятивное право

Трудовые - по ним была отдельная статья, . Тоже регулятивное. В трудовом праве много нюансов, которые просто не поместятся в текстовом формате.

Административные — это уже охранительные нормы, поскольку возникает, когда люди уже непосредственно нарушают его нормы. Ведь согласитесь, если бы все к примеру, соблюдали правила дорожного движения, то и наказывать особо было бы тогда не когда, и эта отрасль права отпала бы за ненадобностью. Касаемо этой отрасли тут много всего вертится, что нужно знать. Поэтому вообще рекомендую свой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».

Уголовные — тоже относятся к охранительным правоотношениям, которые появляются, когда преступник посягает на права других лиц.

Остальные виды правоотношений по отраслям вы сможете разобрать самостоятельно, либо на наших курсах подготовки , на которым мы разбираем еще много нюансов с примерами, необходимых для подготовки к выпускным экзаменам и вступительным испытаниям.

С уважением, Андрей Пучков

В течение своей жизни люди вступают друг с другом в разнообразные общественные отношения. Многие из этих отношений регулируются нормами права и потому называются правовыми отношениями или правоотношениями.

Правоотношение - это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством.

Правоотношение характеризуется рядом признаков:

1. Правоотношение есть отношение общественное. Не может быть правового отношения между человеком и животным, человеком и вещью. Правоотношение может возникнуть только по поводу этих объектов.

2. Правоотношение возникает на основе норм права и регулируется ими. Правовая норма устанавливает условия и юридическое содержание правоотношения.

3. Правоотношение представляет собой связь субъектов права взамными юридическими правами и обязанностями, которые возникают в соответствии с требованиями норм права..

4. Правоотношение имеет сознательно?волевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых отражается воля государства. С другой стороны, значительная часть правоотношенийвозникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права.

5. Правоотношение представляет собой средство конкретизации правовых норм применительно к определенным лицам - участникам правоотношения.

6. Правоотношение гарантируется государством и в необходимых случаях подкрепляется его принудительной силой.

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства называются юридическими фактами. Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и пра?вопрекращающие. С правообразующими юридическими фактами нормы права связывают возникновение правоотношений (трудовой договор о приеме на работу), с правоизменяющими - изменение правоотношений (перевод на другую работу в рамках одного предприятия), а с правопрекращающими - прекращение правоотношений (увольнение работника).

Кроме того, все юридические факты подразделяются на события и действия. События - это такие жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов правоотношений (достижение какого?либо возраста, стихийное бедствие). Действиями же называют жизненные обстоятельства, которые являются результатом сознательно?волевого поведения субъектов правоотношений (заключение договоров). В свою очередь, действия делятся на правомерные, которые соответствуют предписаниям норм права, и неправомерные, которые нарушают требования правовых норм.

Всякое правоотношение имеет структуру (или состав), включающую три элемента: субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица. Физические лица - это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории государства и обладающие правоспособностью. Юридические лица - это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности. Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяются их правосубъектностью, включающей три юридических свойства: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается смертью. Российским законодательством не предусматривается возможность лишения граждан правоспособности. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности. Содержание и объем дееспособности зависят от возраста, состояния здоровья и законопослушности субъекта. Полная дееспособность физических лиц по российскому гражданскому законодательству наступает с 18 лет. Кроме того, полная гражданская дееспособность возникает и у лиц, вступивших в брак до 18 лет. Несовершеннолетний, достигший 16?летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным органами опеки и попечительства (с согласия законных представителей подростка) или судом (при отсутствии такого согласия), если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Указанный порядок называется в гражданском законодательстве эмансипацией.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет ограничена: они могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных пред?авителей. Без их одобрения несовершеннолетние могут распоряжаться собственным заработком, стипендией и другими доходами, осуществлять авторие права, вносить вклады в кредитные учреждения. Правда, при наличии достаточных оснований суд по ходатайству законных представителей несовершеннолетнего может лишить последнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Трудовая дееспособность возникает с 15 лет, однако российское законодательство о труде допускает возможность приема на работу учащихся образовательных учреждений с 14 лет для выполнения легкого труда в свободное от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, могут совершать мелкие бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения (получение подарков), самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными их законными представителями.

Деликтоспособность представляет собой способность лица понимать значение своих действий, руководить ими, а также нести ответственность за допущенное правонарушение (деликт). Фактически деликтоспособность представляет собой дееспособность лиц в правоотношениях, возникающих в связи с совершением правонарушений. Деликтоспособность также зависит от возраста и состояния хики субъекта.

Вторым элементом состава правоотношений является его объект. Объектом правоотношения называют те материальные, духовные и иные социальные блага и ценности, по поводу которых возникло правоотношение.

Содержание правоотношения образуют субъективные юридические права и юридические обязанности участников правоотношения. Субъективное юридическое право представляет собой меру возможного поведения лица, обеспеченную исполнением юридических обязанностей другими лицами и гарантируемую государством. Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения лица, соответствующая нормам права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

1. Верны ли следующие суждения о праве законодательной инициативы?

А. Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.

Б. Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы как индивидуально, так и в объединении с другими гражданами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности?

А. Физическое лицо, не достигшее 18 лет, может приобрести полную гражданскую дееспособность при вступлении в брак.

Б. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность с началом экономической деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о юридических фактах?

А. Бездействие может являться юридическим фактом.

Б. Правомерные действия соответствуют требованиям закона.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности

2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова

4) на участие в выборах Президента

5. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны.

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности?

А. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.

Б. Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Любые правоотношения складываются из

1) обязанностей государства и прав граждан

2) обязанностей производителей и прав потребителей

3) обязанностей подчиненных и прав руководителей

4) прав и обязанностей субъектов права

8. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Одним из признаков правоотношений является то, что они всегда возникают в связи с предписаниями норм права и регулируются ими.

Б. Признаком правоотношений является то, что они предполагают наличие прав и обязанностей у их участников.



1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. В результате автомобильной аварии гражданин К. получил тяжёлую травму головы и потерял способность понимать значение своих действий и руководить ими. Какая организация имеет право признать гражданина К. недееспособным?

1) психиатрическая больница

2) полиция

4) районная поликлиника

10. Верны ли следующие суждения о субъектах правоотношений?

А. Юридическое лицо может вступать в правоотношения только с юридическим лицом.

Б. Общим для всех субъектов всех отраслей права является то, что они имеют права и юридические обязанности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

А) получение водительского удостоверения

Б) сдача офиса в аренду частной фирме

В) возмещение ущерба за вред, причинённый имуществу физического лица

Г) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе

Д) установление наследников

Е) подача жалобы на должностное лицо его руководителю

ОТРАСЛИ ПРАВА

1) административное право

2) гражданское право

12. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

13. На­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное на схеме

14. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

15. Ниже при­ве­ден ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «пра­во­от­но­ше­ние». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.



16. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке юри­ди­че­ские факты, ко­то­рые яв­ля­ют­ся со­бы­ти­я­ми. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) граж­дан­ка М. отра­ви­лась куп­лен­ным в ма­га­зи­не ке­фи­ром

2) по до­сти­же­нии че­тыр­на­дца­ти­ле­тия под­ро­сток имеет право на по­лу­че­ние пас­пор­та

3) в ре­зуль­та­те ско­ро­по­стиж­ной смер­ти гос­по­дин X. не смог вер­нуть долг

4) су­пру­ги К. ку­пи­ли за­го­род­ный дом в кре­дит

5) в ре­зуль­та­те ура­га­на в офисе были раз­би­ты все стек­ла

17. Из­да­тель­ство «Лада» за­клю­чи­ло до­го­вор с ав­то­ром ро­ма­на на право из­да­ния его ру­ко­пи­си. Какие пра­во­от­но­ше­ния воз­ник­ли между субъ­ек­та­ми права?

1) пред­при­ни­ма­тель­ские

2) тру­до­вые

3) ад­ми­ни­стра­тив­ные

4) граж­дан­ские

18. Граж­да­нин К. про­чи­тал в га­зе­те ста­тью, в ко­то­рой были при­ве­де­ны за­ве­до­мо лож­ные све­де­ния, по­ро­ча­щие его честь и до­сто­ин­ство. Какой нор­ма­тив­ный до­ку­мент ста­нет ос­но­вой для рас­смот­ре­ния его дела в суде?

1) Закон о за­щи­те прав по­тре­би­те­ля

2) Тру­до­вой ко­декс

3) Уго­лов­ный ко­декс

4) Гражданский ко­декс

19. При­е­хав на берег реки, граж­да­нин С. решил вы­мыть гряз­ную ма­ши­ну. Окон­чив ра­бо­ту, он оста­вил на бе­ре­гу губку с остат­ка­ми шам­пу­ня, пу­стую пла­сти­ко­вую бу­тыл­ку. Нормы ка­ко­го права преду­смат­ри­ва­ют от­вет­ствен­ность за дан­ное пра­во­на­ру­ше­ние?

1) тру­до­во­го

2) граж­дан­ско­го

3) гу­ма­ни­тар­но­го

4) ад­ми­ни­стра­тив­но­го

20. Граж­да­нин К. подал за­яв­ле­ние в отдел внут­рен­них дел об утере пас­пор­та. Какой из от­рас­лей права будет ре­гу­ли­ро­вать­ся воз­ник­шее пра­во­от­но­ше­ние?

1) го­су­дар­ствен­ным пра­вом

2) ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­вом

3) уго­лов­ным пра­вом

4) граж­дан­ским пра­вом

21. Жиль­цы дома 12 Се­вер­но­го рай­о­на Моск­вы об­ра­ти­лись в от­де­ле­ние по­ли­ции с жа­ло­бой на граж­да­ни­на А., ко­то­рый вы­гу­ли­ва­ет свою со­ба­ку без на­морд­ни­ка во дворе жи­ло­го дома. Ста­тьи ка­ко­го ко­дек­са ре­гу­ли­ру­ют дан­ные пра­во­от­но­ше­ния?

1) жи­лищ­но­го ко­дек­са г. Моск­вы

2) ад­ми­ни­стра­тив­но­го ко­дек­са г. Моск­вы

3) уго­лов­но­го ко­дек­са РФ

4) граж­дан­ско­го ко­дек­са РФ

22. Из­да­тель­ство «Чте­ние для всех» за­клю­чи­ло с ав­то­ром де­тек­ти­вов до­го­вор об из­да­нии новой де­тек­тив­ной серии. Какие пра­во­от­но­ше­ния воз­ник­ли между субъ­ек­та­ми права?

1) граж­дан­ские

2) тру­до­вые

3) пред­при­ни­ма­тель­ские

4) ад­ми­ни­стра­тив­ные

23. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои действия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле человека, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных отношений.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «мерила» этой свободы, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния личности. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свойства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и морали. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной конкретно-исторически обу­слов­лен­ной меры свободы. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий человека, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его поведения. Иное дело - мораль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней свободы, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния личности. И в этом смыс­ле мо­раль - не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель свободы.

Различие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной ответственности. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мотивации; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных категорий, ле­жа­щих в их основе; в раз­ли­чии субъектов, при­ме­ня­ю­щих эти санкции. <.. .>

Проводя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санкциями, сле­ду­ет учи­ты­вать конкретно-исторические условия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные регуляторы. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми - это не уни­вер­саль­ное отличие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех обществах. Сте­пень жёсткости мо­раль­ных санкций, как и правовых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных народов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись правовыми, а пра­во­вые - моральными.

Нельзя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от моральных, как фор­маль­ная их определённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов показывают, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санкций.

Специфика пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёсткости и фор­маль­ной определённости, а в спо­со­бах обеспечения, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с государством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и институтов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

24. Какую роль право и мо­раль иг­ра­ют в жизни индивида? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, при­ве­ди­те три позиции.

26. В чём, на взгляд автора, со­сто­ит спе­ци­фи­ка пра­во­вых санкций? Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те любые два института, спо­соб­ных от имени го­су­дар­ства при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

27. Автор считает, что «право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида». Со­глас­ны ли Вы с этим мнением? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та (объяснения) в за­щи­ту своей позиции.

28. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «нормативный правовой акт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о нормативно-правовом акте.

29. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Законотворческий процесс в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

30. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «По­ня­тие и виды пра­во­от­но­ше­ний». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

31. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив разные ас­пек­ты поставленной ав­то­ром проблемы (затронутой темы); сфор­му­ли­руй­те своё от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Правоведение: «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются». (Сенека)

Правоведение: «Ос­но­вы каж­до­го го­су­дар­ства и фун­да­мент любой стра­ны по­ко­ят­ся на спра­вед­ли­во­сти и правосудии». (Ас-Самараканди)

Правоведение. «Есть две мирные формы насилия: закон и приличия». (И. В. Гёте)

1. Верны ли следующие суждения о праве законодательной инициативы?

А. Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.

Б. Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы как индивидуально, так и в объединении с другими гражданами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности?

А. Физическое лицо, не достигшее 18 лет, может приобрести полную гражданскую дееспособность при вступлении в брак.

Б. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность с началом экономической деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о юридических фактах?

А. Бездействие может являться юридическим фактом.

Б. Правомерные действия соответствуют требованиям закона.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности

2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова

4) на участие в выборах Президента

5. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны.

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности?

А. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.

Б. Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Любые правоотношения складываются из

1) обязанностей государства и прав граждан

2) обязанностей производителей и прав потребителей

3) обязанностей подчиненных и прав руководителей

4) прав и обязанностей субъектов права

8. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Одним из признаков правоотношений является то, что они всегда возникают в связи с предписаниями норм права и регулируются ими.

Б. Признаком правоотношений является то, что они предполагают наличие прав и обязанностей у их участников.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. В результате автомобильной аварии гражданин К. получил тяжёлую травму головы и потерял способность понимать значение своих действий и руководить ими. Какая организация имеет право признать гражданина К. недееспособным?

1) психиатрическая больница

2) полиция

4) районная поликлиника

10. Верны ли следующие суждения о субъектах правоотношений?

А. Юридическое лицо может вступать в правоотношения только с юридическим лицом.

Б. Общим для всех субъектов всех отраслей права является то, что они имеют права и юридические обязанности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

А) получение водительского удостоверения

Б) сдача офиса в аренду частной фирме

В) возмещение ущерба за вред, причинённый имуществу физического лица

Г) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе

Д) установление наследников

Е) подача жалобы на должностное лицо его руководителю

ОТРАСЛИ ПРАВА

1) административное право

2) гражданское право

12. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

13. На­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное на схеме

14. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

15. Ниже при­ве­ден ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «пра­во­от­но­ше­ние». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

16. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке юри­ди­че­ские факты, ко­то­рые яв­ля­ют­ся со­бы­ти­я­ми. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) граж­дан­ка М. отра­ви­лась куп­лен­ным в ма­га­зи­не ке­фи­ром

2) по до­сти­же­нии че­тыр­на­дца­ти­ле­тия под­ро­сток имеет право на по­лу­че­ние пас­пор­та

3) в ре­зуль­та­те ско­ро­по­стиж­ной смер­ти гос­по­дин X. не смог вер­нуть долг

4) су­пру­ги К. ку­пи­ли за­го­род­ный дом в кре­дит

5) в ре­зуль­та­те ура­га­на в офисе были раз­би­ты все стек­ла

17. Из­да­тель­ство «Лада» за­клю­чи­ло до­го­вор с ав­то­ром ро­ма­на на право из­да­ния его ру­ко­пи­си. Какие пра­во­от­но­ше­ния воз­ник­ли между субъ­ек­та­ми права?

1) пред­при­ни­ма­тель­ские

2) тру­до­вые

3) ад­ми­ни­стра­тив­ные

4) граж­дан­ские

18. Граж­да­нин К. про­чи­тал в га­зе­те ста­тью, в ко­то­рой были при­ве­де­ны за­ве­до­мо лож­ные све­де­ния, по­ро­ча­щие его честь и до­сто­ин­ство. Какой нор­ма­тив­ный до­ку­мент ста­нет ос­но­вой для рас­смот­ре­ния его дела в суде?

1) Закон о за­щи­те прав по­тре­би­те­ля

2) Тру­до­вой ко­декс

3) Уго­лов­ный ко­декс

4) Гражданский ко­декс

19. При­е­хав на берег реки, граж­да­нин С. решил вы­мыть гряз­ную ма­ши­ну. Окон­чив ра­бо­ту, он оста­вил на бе­ре­гу губку с остат­ка­ми шам­пу­ня, пу­стую пла­сти­ко­вую бу­тыл­ку. Нормы ка­ко­го права преду­смат­ри­ва­ют от­вет­ствен­ность за дан­ное пра­во­на­ру­ше­ние?

1) тру­до­во­го

2) граж­дан­ско­го

3) гу­ма­ни­тар­но­го

4) ад­ми­ни­стра­тив­но­го

20. Граж­да­нин К. подал за­яв­ле­ние в отдел внут­рен­них дел об утере пас­пор­та. Какой из от­рас­лей права будет ре­гу­ли­ро­вать­ся воз­ник­шее пра­во­от­но­ше­ние?

1) го­су­дар­ствен­ным пра­вом

2) ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­вом

3) уго­лов­ным пра­вом

4) граж­дан­ским пра­вом

21. Жиль­цы дома 12 Се­вер­но­го рай­о­на Моск­вы об­ра­ти­лись в от­де­ле­ние по­ли­ции с жа­ло­бой на граж­да­ни­на А., ко­то­рый вы­гу­ли­ва­ет свою со­ба­ку без на­морд­ни­ка во дворе жи­ло­го дома. Ста­тьи ка­ко­го ко­дек­са ре­гу­ли­ру­ют дан­ные пра­во­от­но­ше­ния?

1) жи­лищ­но­го ко­дек­са г. Моск­вы

2) ад­ми­ни­стра­тив­но­го ко­дек­са г. Моск­вы

3) уго­лов­но­го ко­дек­са РФ

4) граж­дан­ско­го ко­дек­са РФ

22. Из­да­тель­ство «Чте­ние для всех» за­клю­чи­ло с ав­то­ром де­тек­ти­вов до­го­вор об из­да­нии новой де­тек­тив­ной серии. Какие пра­во­от­но­ше­ния воз­ник­ли между субъ­ек­та­ми права?

1) граж­дан­ские

2) тру­до­вые

3) пред­при­ни­ма­тель­ские

4) ад­ми­ни­стра­тив­ные

23. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои действия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле человека, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных отношений.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «мерила» этой свободы, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния личности. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свойства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и морали. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной конкретно-исторически обу­слов­лен­ной меры свободы. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий человека, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его поведения. Иное дело - мораль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней свободы, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния личности. И в этом смыс­ле мо­раль - не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель свободы.

Различие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной ответственности. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мотивации; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных категорий, ле­жа­щих в их основе; в раз­ли­чии субъектов, при­ме­ня­ю­щих эти санкции. <.. .>

Проводя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санкциями, сле­ду­ет учи­ты­вать конкретно-исторические условия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные регуляторы. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми - это не уни­вер­саль­ное отличие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех обществах. Сте­пень жёсткости мо­раль­ных санкций, как и правовых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных народов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись правовыми, а пра­во­вые - моральными.

Нельзя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от моральных, как фор­маль­ная их определённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов показывают, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санкций.

Специфика пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёсткости и фор­маль­ной определённости, а в спо­со­бах обеспечения, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с государством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и институтов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

24. Какую роль право и мо­раль иг­ра­ют в жизни индивида? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, при­ве­ди­те три позиции.

26. В чём, на взгляд автора, со­сто­ит спе­ци­фи­ка пра­во­вых санкций? Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те любые два института, спо­соб­ных от имени го­су­дар­ства при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

27. Автор считает, что «право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида». Со­глас­ны ли Вы с этим мнением? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та (объяснения) в за­щи­ту своей позиции.

28. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «нормативный правовой акт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о нормативно-правовом акте.

29. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Законотворческий процесс в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

30. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «По­ня­тие и виды пра­во­от­но­ше­ний». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

31. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив разные ас­пек­ты поставленной ав­то­ром проблемы (затронутой темы); сфор­му­ли­руй­те своё от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Правоведение: «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются». (Сенека)

Правоведение: «Ос­но­вы каж­до­го го­су­дар­ства и фун­да­мент любой стра­ны по­ко­ят­ся на спра­вед­ли­во­сти и правосудии». (Ас-Самараканди)

Правоведение. «Есть две мирные формы насилия: закон и приличия». (И. В. Гёте)

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26

Выполняем задания формата ЕГЭ
1. Согласно Конституции РФ законодательной инициативой обладает
1) Совет Безопасности РФ
2) Правительство РФ
3) Счетная палата РФ
4) Центральная избирательная комиссия РФ
2. В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?
1) во введении двухпалатного парламента
2) в закреплении основных обязанностей граждан
3) в провозглашении федеративного устройства государства
4) в закреплении принципа разделения властей
3. Важнейшей особенностью правовых норм является
1) возможность договориться о необходимости их выполнения
2) ограниченность действия по кругу лиц
3) наличие свободы" самостоятельного выбора линии поведения
4) особый, установленный государством порядок их создания
4. Определение: «Право есть возведенная в закон воля господствующего класса» - разделяют сторонники идеологии
1) марксистской
2) демократической
3) анархистской
4) монархической
5. Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право является показателем положения личности в обществе, гарантированности ее
прав, инструментом их охраны и реализации.
Б. С помощью права государственная власть переводит некоторые отношения под
свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о правовой норме?
А. Нарушение правовых норм влечет юридическую ответственность, налагаемую от имени государства.
Б. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся на территории данного государства, вне зависимости от их гражданства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о Конституции?
А. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и цели социального прогресса.
Б. Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «законотворческий процесс»: Внесение законопроекта, парламентские слушания, принятие закона, опубликование закона, внесение поправок, первое чтение, общеобязательные нормы.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Ответ:____
9. Когда возникают правовые отношения?
1) при возникновении разногласий
2) с момента возникновения юридических фактов
3) в момент обращения в суд
4) при возникновении ссоры
10. Владелец частного предприятия приказал рабочим выйти на работу в праздничный день. Администратор предприятия отказался выполнить приказ, за что был уволен. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?
1) административного
2) трудового
3) кооперативного
4) гражданского
11. Гражданка П. купила игрушку для маленького сына у гражданина, торговавшего «с рук». Узнав о том, что игрушка опасна для здоровья, гражданка П. обратилась в Общество защиты прав потребителей. Однако там ей сказали, что оказать юридическую помощь ей не смогут, поскольку закон РФ подобные сделки не регулирует. В каком кодексе РФ содержится соответствующая правовая норма?
1) административном
2) уголовно-процессуальном
3) уголовном
4) гражданском
12. Несовершеннолетний гражданин Д. решил в школьные каникулы поработать подсобным рабочим в небольшом магазине, торгующим компьютерами. По истечении месяца владелец магазина, не заплатив за отработанное время, сказал гражданину Д., что в его услугах он больше не нуждается. Какой вопрос вы должны выяснить, чтобы предложить гражданину Д. обратиться в суд за защитой своего права?
1) сколько ему лет и имеет ли он паспорт
2) нарушал ли он трудовую дисциплину
3) был ли с ним заключен трудовой договор
4) разрешили ли ему родители устроиться на работу
13. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гражданка С. отравилась купленным в магазине кефиром
2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт
3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг
4) супруги К. купили загородный дом в кредит
5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла
6) предприниматель взял в аренду офис
Ответ:________
14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Правоотношение - это возникающее на основе норм _(А) и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства принято называть юридическими _(Б).
Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение
_(В). Юридическими такие факты называют потому, что они влекут за
собой конкретные правовые последствия (например, смерть гражданина влечет за собой возникновение _(Г), связанных с открытием наследства). Все юридические факты подразделяются на события и _(Д). Действия - это такие
жизненные обстоятельства, которые признаются юридическими фактами и являются результатом сознательно-волевого поведения субъектов правоотношений (например, заключение договора). Действия разделяются на правомерные и_(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) правонарушение 6) гражданские правоотношения
2) факт 7) семейные правоотношения
3) действия 8) право
4) кодекс 9) неправомерный
5) правоотношение
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А Б В Г д Е
15. Решите задачу.
Гражданин А., находясь в разводе с женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь?
Приведите один аргумент, в обоснование своего ответа. Приведите три нормативно-правовых акта, в которых содержится соответствующая норма.
16. Прочитайте текст и выполните задания.
Участники правоотношений должны обладать правосубъектностью. Правосубъектностью называют предусмотренную нормами права способность лица быть участником правоотношений. Правосубъектность включает такие юридические свойства, как правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобретать права и обязанности, осуществлять права и исполнять обязанности.
Правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И, напротив, все дееспособные люди являются правоспособными.
Содержание и объем дееспособности зависят от нескольких факторов, в том числе:
- от возраста субъекта. Полная дееспособность субъектов по российскому гражданскому законодательству наступает с 18 лет, а в случае вступления в брак - с 16 лет (приобретенная в результате брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае его расторжения). До наступления совершеннолетия дееспособность является частичной (у малолетних с 6 до 14 лет) или неполной (у подростков с 14 до 18 лет);
- от законопослушности субъекта. Лицо, совершившее преступление и находящееся в местах лишения свободы, ограничивается в дееспособности и не может реализовывать ряд гражданских, политических и иных прав, составляющих объем его дееспособности.
1) Какой смысл авторы текста вкладывают в понятие правосубъектность? Приведите два юридических свойства, необходимые для правосубъектности.
2) Назовите три отличия правоспособности от дееспособности.
3) В тексте говорится, что «лицо, совершившее преступление и находящееся в местах лишения свободы, ограничивается в дееспособности и не может реализовывать ряд гражданских, политических и иных прав, составляющих объем его дееспособности». Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите два гражданских и два политических права, в осуществлении которых ограничено данное лицо.
4) Опираясь на знание курса, приведите один пример частичной дееспособности малолетних (с 6-14 лет) и неполной дееспособности (у подростков с 14 до 18 лет).