В результате деятельности суперэго возникает раздражение. На странице представленны вопросы по предмету "социология"

Последняя компонента структуры личности образуется не из ид, а из эго. Суперэго служит судьей или цензором поступков и мыслей эго. Это хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести суперэго выполняет роль по ограничению, запрещению или осуждению деятельности сознания, а также бессознательных действий. Бессознательные ограничения - это не прямые ограничения, а проявляющиеся в виде принуждений или запрещений. «Страдалец... ведет себя так, как будто у него преобладает чувство вины, о которой он ничего не знает» (1907, р. 123).

«[Суперэго] похоже на тайный департамент полиции, безошибочно определяющий любые тенденции со стороны запретных влечений, особенно агрессивного плана, и безжалостно карающий человека, если присутствуют любые из этих тенденций» (Horney, 1933, р. 211).

Суперэго разрабатывает, развивает и утверждает моральные нормы личности. «Суперэго ребенка в действительности базируется не на образах родителей, а на их суперэго. Содержание его - тоже самое, оно служит сохранению традиций и устойчивой системы ценностей, передающихся из поколения в поколение» (1933, р. 39). Ребенок поэтому узнает не только реальные жизненные ограничители в любой ситуации, но также нравственные убеждения родителей, прежде чем быть в состоянии действовать для получения удовольствия или для уменьшения напряжения.

Взаимосвязь между тремя подструктурами.

Высшая цель психической деятельности заключается в том, чтобы поддерживать (а когда потерян, то достичь снова) тот приемлемый уровень динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие в результате уменьшения напряжения; используемая энергия создается ид, которое имеет примитивную, инстинктивную природу. Эго, развивающееся из ид, существует, чтобы рассматривать реалистически основные побуждения, исходящие от ид. Оно также выступает посредником между силами, которые оказывают влияние на ид, суперэго и требованиями реальности внешнего мира. Суперэго, развиваясь на основе эго, выполняет роль нравственного тормоза или контрсилы по отношению к практической деятельности эго. Оно выставляет ряд установок, которые определяют и ограничивают гибкость эго.

Ид полностью бессознательно, тогда как эго и суперэго только отчасти таковые. «Несомненно значительные области эго и суперэго могут оставаться бессознательными и являться, в действительности, обычным бессознательным. Это значит, что человек ничего не знает об их содержании и требуется затратить определенные усилия, чтобы заставить его осознать их» (Freud, 1933, р. 69).

Главная задача психоанализа, выражаясь этим языком, заключается в том, чтобы усилить эго, сделать его независимым от чрезмерно строгого отношения со стороны суперэго и повысить его способность к рассмотрению материала, ранее вытесненного или скрытого в ид.

Психосексуальные фазы развития.

По мере того как младенец становится ребенком, ребенок - подростком, а подросток - взрослым человеком, происходят характерные изменения в том, что является предметом желания и как эти желания удовлетворяются. Эти сменяющие друг друга способы получения удовольствия и физические аспекты удовольствия представляют собой основные элементы в описанных Фрейдом фазах развития. Фрейд использовал термин фиксация для описания того, что имеет место в том случае, когда человек не развивается нормально от фазы к фазе, а остается на какой-то определенной фазе развития. Человек, фиксированный на определенной фазе, имеет тенденцию искать удовлетворение своих потребностей более простыми способами, скорее как ребенок, чем как взрослый человек при нормальном развитии.

«Психоанализ стал первым в психологии рассматривать тело человека в целом как место существования... Психоанализ является глубоко биологическим по своей сути» (Le Barre, 1968).

В структурной теории Фрейдом в качестве следующей, третьей инстанции личности, было введено Суперэго. Выбранный им термин отражает тот факт, что здесь речь идет о чем-то отдельном от Эго, о «ступени Эго» (ПСС XIII, 1921, с. 145).

«Мы видим, как одна часть Эго противостоит другой, ее критичес­ки оценивает, и в то же время пользуется ею как объектом» (ПСС X, 1916, с. 433).

Прежде чем термин «Суперэго» появился в психоанализе и был определен, частичные аспекты этой структуры (в частности, запрещающий аспект, кото­рый содержится в цензуре сновидений и противодействует импульсивным же­ланиям) уже были отмечены в клинике и теоретически проанализированы.

Частные аспекты Суперэго вырисовываются также в допущении, сформу­лированном для объяснения меланхолии: потерянный объект восстанавливает­ся в Эго, таким образом замещение объекта заменяется идентификацией - ме­ханизмом, который позже был привлечен для описания развития Суперэго (ПСС Х, 1916, с. 435).

Психическая структура, которую Фрейд в структурной теории обозначает как Суперэго, была впервые представлена в 1914 году (ПСС X, 1914, с. 137) под названием «идеальное Эго» и «совесть». Идеальное Эго - идеальный об­раз собственной личности; ему служит и нарциссизм, «который в детстве ис­пользовало реальное Эго». Это идеальное образование Фрейд считает услови­ем вытеснения. Он пишет:

«Не следует удивляться тому, что мы должны были найти особую психическую структуру, задача которой - следить за сохранением нарциссического удовлетворения в идеальном Эго; с этой позиции актуальное Эго непрерывно наблюдает и ощущает отсутствие идеа­ла. Если такая структура существует, то мы ее не обнаружим; мы можем только признать ее как таковую и заявить, что выполняет эту функцию то, что мы называем нашей совестью» (ПСС X, 1914, с. 162).

О возникновении этих структур говорится так:

«Толчком к образованию Эго-идеала, в качестве его стража устанав­ливается совесть, которая определена критическим влиянием роди­телей, осуществляемым посредством голоса; с ним в течение долго­го времени связывались воспитатели, учителя и - как необозримое и не поддающееся определению скопление - все другие люди из ок­ружения» (ПСС X, 1914, с. 163).

В 1923 году в «Эго и Ид» Фрейд представляет свой новый взгляд на психи­ческий аппарат. Он видит в совести, в самонаблюдении или самооценке и в идеальном образовании функции структуры, обозначаемой теперь как Суперэ­го. С этого момента Эго-идеал и Суперэго используются как синонимы. Оба понятия обеспечивают как содержательный момент (требования и запреты), так и аспект совести и критического самонаблюдения. Собственными словами Фрейда нововведенная структура в отношении своего содержания и задач представлена следующим образом:


«Эго-идеал обладает... сильнейшей связью с филогенетическим приобретением, архаическим наследством, индивидуальным. Что в индивидуальной психической жизни относилось к наиболее глубо­кому, становится с помощью создания идеала самым возвышенным в человеческой душе в смысле наших оценок... Легко показать, что Эго-идеал удовлетворяет всем тем требованиям, которые предъяв­ляются более высокой сущности в человеке... Оценка собственной недостаточности при сравнении Эго с его идеалом выявляет смирен-

ное религиозное ощущение. В ходе дальнейшего развития учителя и авторитеты продолжают роль отца, требования и запреты которо­го остались в идеальном Эго мощными и теперь исполняют функ­цию моральной цензуры, выступая как совесть. Напряжение меж­ду требованиями совести и достижениями Эго ощущается как чув­ство вины. Социальные чувства покоятся на идентификациях с дру­гими на основании схожего идеального Эго» (ПСС XIII, 1923, с. 265).

На первых порах Фрейд понимал развитие Эго-идеала в связи с возникно­вением нарциссизма (приобретение заново потерянного полного инфантиль­ного Эго в образе Эго-идеала) как преэдипальное образование, впоследствии он представлял его развитие как результат чрезмерного давления конфликта, возникающего в эдиповой фазе.

Что именно происходит при участии эдипальных страданий; как формиру­ется Суперэго?

С точки зрения Фрейда (ПСС XIII, 1923, с. 256), речь идет об идентифи­кациях, которыми сменяются замещения объектов Ид. Замещения объектов, протекающие по этому образцу, вносят значительный вклад в образование Эго: они образуют его характер; другими словами, создание объекта в Эго означает изменение Эго. Такие идентификации или интроекции соответству­ют регрессии как механизму оральной фазы (поглощенность), которая делает возможным отказ от объекта. Фрейд предполагает, что идентификация явля­ется условием того, что Ид овладевает Эго; она означает также, что Эго та­ким образом через схожесть с объектом предлагает Ид любить себя. Проис­ходящая при этом десексуализция означает замещение объекта в нарцисси­ческом либидо.

Идентификации такого рода оказывают стойкий эффект, особенно в раннем возрасте. Они в определенной степени ведут к образованию Эго-идеала или Су­перэго. Фрейд исходит из того, что дети очень рано, еще до замещения объектов, идентифицируют себя с родителями. Эти первичные идентификации усилива­ются за счет следующих в первый сексуальный период выборов объекта.

Суперэго, по мнению Фрейда, следовало понимать как результат взаимо­действия двойственных биологических факторов: долго сохраняющейся детс­кой зависимости и эдипова комплекса с двувременным основанием развития сексуальной жизни в эдиповой фазе и в период генитального созревания в пу­бертате. Эго-идеал или Суперэго выступает как показатель отношения к роди­телям. Сначала, в детстве, ребенок восхищается ими или боится их, затем он «встраивает» их в образ себя. Эго-идеал, с точки зрения Фрейда, в этом отно­шении является наследством эдипова комплекса, он является «выражением мощнейших возбуждений и важнейших либидозных судеб Ид» (ПСС XIII, 1923, с. 264). Эго, тем самым, овладевает эдиповым комплексом и одновременно, через идентификацию, с выбранным Ид объектом подчиняется ему.

В то время как Эго, по существу, является представителем внешнего мира, реальности, в противоположность ему Суперэго выступает как представитель внутреннего мира. Конфликты между Эго и идеалом будут отражать противо­стояния между реальным и психическим, внешним и внутренним мирами.

В ходе дальнейшего развития воспринимаемые как авторитеты люди пере­нимают роли, отведенные в Эго родителям; их требования и запреты остаются значимыми для Эго. Теперь они в качестве совести выполняют функцию мо­ральной цензуры.

«В качестве наиболее общего результата сексуальной фазы, на кото­рой царит эдипов комплекс, можно принять низвержение в Эго, ко­торое состоит в установлении обеих так или иначе связанных между собой идентификаций. Это Эго-изменение сохраняет свое особое мес­то, оно выступает против другого содержания Эго - Эго-идеала или Суперэго. Но Суперэго - это не только просто остаток первого выбора объекта Ид, оно также представляет собой энергетическое реактив­ное формирование против последнего. Его отношение к Эго не исчер­пывается напоминанием «ты должен быть таким (как отец)»; Ид пред­полагает и запрет: «таким (как отец) ты быть не можешь, не можешь делать всего того, что он делает» (ПСС XIII, 1923, с. 262).

Из этого нового напряжения между эдиповыми требованиями (ты должен быть таким, как отец) и эдиповым запретом (ты не можешь быть таким, как отец) развивается переживание вины в связи с наказанием (кастрацией). В этом контексте Фрейд определяет напряжение между требованиями совести и ре­зультатами действий Эго как чувство вины.

Впоследствии многие авторы занимались проблематикой Эго-идеала и Суперэго. Особое внимание уделялось установлениям временных связей и ус­ловиям их возникновения (A. Freud, 1926; Jacobson, 1937,1964; M. Klein, 1933). Интерес привлекала и проблема предшественников Суперэго на преэдиповой фазе («Идентификации по типу Суперэго» A. Peich 1954; «Исходные формы Суперэго» Spitz, 1950, 1957а, 1957b, 1960; «модель сфинктера» Ferenczi, 1925, «Доавтономия схемы Суперэго» Hartmann und Loewenstein, 1962; Sandler, 1964/ 65); догенитальные предпосылки Эго-идеала (Jacobson, 1964), проблема пос­леэдипова развития Суперэго (Jacobson, 1964) и, наконец, отношения между Эго-идеалом и Суперэго (Chasseguet-Smirgel, 1987; Hartmann und Loewenstein, l962; Lampl-De Groot, 1947, 1963; Sandler, 1964/65).

В диагностике и терапии доэдиповых и структурных психопатологий всегда наблюдаются определенные предшествующие формы Суперэго, которые, меж­ду тем, следует относить к признакам этих заболеваний. Их стойкость показыва­ет, что обучение деперсонализированного автономного Суперэго невозможно.

К этим ранним предшественникам Суперэго, как показывает изучение струк­турных нарушений, возникших из ранних интроекций, относятся нетерпимые, деструктивно-ужасные носители наказаний. Предположительно относящиеся

к этому бессознательные страхи наказаний также играют роль и при клиничес­ких феноменах уже описанных Фрейдом (ПСС XIII, 1923, с. 278) негативных терапевтических реакций. Эти ранние интроекции не отделяются от самости; напротив, они встраиваются в самость и проявляют тут свое деструктивное действие. Это действие находит свое отражение в садистски-деструктивных фантазиях о наказании; в тенденциях к наказанию, которые изначально направ­ляются против самости, на соответствующие идентификации со злым интро­ектом, вовне, против объекта. Это обращение к объекту связано, как правило, с аффектами злобы (язвительность, гнев, злоба, вражда) и мотивационно - с воз­мездием, реваншем и местью. Характерным для длительных фантазий пресле­дования наказанием и реванша, даже если они направлены против самости или против объекта, является элемент враждебности.

Еще один предшественник образования Суперэго, который нередко встре­чается у психосоматических больных, характеризуется предавтономной ими­тацией норм. Здесь имеется в виду нормативная ориентировка только на хоро­шие, то есть идеализированные объекты (на внутренние объекты и на их про­екции и экстернализации), нормы которых перенимаются, то есть имитируют­ся, без какой-либо критики; при этом остаются дефицитарными функции оцен­ки других и самооценки. До тех пор пока переживаемое определяют только эти хорошие или идеализированные объекты, фиксированная на них нормативная

ориентировка не ставится под вопрос.

Наконец, Анна Фрейд (A. Freud, 1936) описала в механизме защиты, oбo­значенном ею как идентификация с агрессором, еще одну предпосылку эдипо­ва образования Суперэго. При этом внушающая страх собственная вина, и на­казание с помощью проекции переносятся на внешние объекты; одновременно следует идентификация с наказывающей инстанцией. Ференчи (Ferenczi, 1932) описал вариант этого механизма, при котором вина остается в самости и в то же время имеет место идентификация с наказывающей стороной; результатом является ненависть к себе и самообесценивание, а также связанное с мазохис­тским удовольствием от боли самонаказание (нанесение себе вреда). Этот ме­ханизм можно наблюдать не только в связи с психопатологией, но зачастую и в нормальном человеческом поведении; в этом случае нередко проявляются фе­номены, которые обозначаются как поиск «козла отпущения». Если образова­ние Суперэго останавливается на этой предступени, то дефицитарной остается функция самооценки, вследствие чего формируется преувеличенное самодо­вольство и предвзятость по отношению к себе (см. Sandler mit Freud, 1989).

В 1938 г Фрейд («Очерк психоанализа») еще раз определил функцию эди­пова Суперэго следующим образом:

«Мучения угрызениями совести в точности соответствуют страху ребенка потерять любовь к себе, которая заменяет ему моральную оценку. С другой стороны, если Эго успешно противостояло иску-

шению сделать что-то, что было бы предосудительным для Суперэ­го, оно чувствует себя утвержденным в этом чувстве собственного достоинства и укрепленным в своей гордости, как если бы оно сде­лало ценное приобретение. Подобным образом Суперэго продолжает играть для Эго роль внешнего мира, хотя на самом деле оно уже стало частью внутреннего мира. Суперэго отражает влияние дет­ства, ухода за ребенком, воспитания и зависимости от родителей, на все дальнейшие периоды жизни индивидуума. Таким образом проявляются не только личностные особенности родителей, но так­же и все, что определенным образом влияло на них самих: склонно­сти и требования социального окружения, в котором они живут, склонности и специфика рода, из которого они происходят» (ПСС XVII, 1938, с. 137).

Введение структуры Суперэго в связи с тройственной моделью или систе­мой имеет большую объяснительную ценность при обсуждении свойственной человеку конфликтности. Оно объясняет возникновение внутренних (душев­ных) конфликтных напряжений, в которых Эго конфронтирует с надежно инте­риоризированным внешним миром. При этом внешний мир переводится уже прежде всего через Эго и его либидозные замещения во внутренний мир.

В дальнейшем речь идет не только об онтогенетическом приобретении внут­реннего мира (Суперэго), но также и о филогенетических заданностях из пере­живаний предшествующих поколений. С развитием подобной структуры и воз­никновением способности к образованию конфликтов и компромиссов стано­вятся возможными те формы компромиссов, которые в клинике обозначаются как неврозы. Через противостояние Эго с эдиповым Суперэго и Ид возникают мощные пусковые стимулы для дифференцирования функций, особенно функ­ции посредничества при образовании компромиссов в этом треугольнике на­пряжения.

В связи с Суперэго проявляются также такие аффекты рефлексии как вина, стыд, гордость и депрессия. Возможность переживать чувство вины в описан­ной Фрейдом форме (напряжение между требованиями Суперэго и достиже­ниями Эго) лежит в основе одной из важнейших движущих сил человеческого поведения. Детское переживание чувства вины, которое возникает в эдиповых заблуждениях и смятении, является следствием возникших на этой фазе инте­риоризированных угроз. Преодолеть связанный с этим страх можно либо с помощью отказа, либо через вытеснение. Но вытеснение означает изгнание в собственный внутренний мир; оно динамично, нестабильно. В связи с аспек­том защиты оно означает следующее: таким я не могу быть! Затем пусковым механизмом защиты становится подавление, чему способствует страх вины.

«Яснее всего проявляется существование этой новообразованной организации в том, что из нее происходит новая ситуация страха в детских переживаниях. Страх потери объекта любви или потери

любви в предфаллической, и страх кастрации в фаллической фазах продолжаются новым страхом, но, конечно, не замещаются им: этот новый страх Суперэго дает ребенку возможность быть морально не­зависимым от окружающего мира. Человек приобретает внутрен­ний голос» (Hartmann, Kris und Loewenstein, 1946).

Возможно, в психоаналитической литературе уделяется слишком мало внима­ния тому, что выполнение норм Суперэго означает не только безнаказанность: оно также содержит и аспект одобрения и признания, которые дают толчок чувству согласованности, гордости и пребывания в согласии с самим собой. Наконец, речь идет о том, что через выполнение требований и запретов Суперэго восстанавлива­ется ощущение, что тебя любят (родители), и - наконец-то здоровое чувство, ко­торое в ранние периоды было следствием переживания единства с матерью. Каче­ство переживаний, являющееся результатом удачного стечения событий, обозна­чается Сандлером (Sandler, 1964/65) как эвпатия; она является в меньшей степени либидозной и нарциссической, но представляет собой состояние благополучия, результат удачной защиты от раздражителей, с одной стороны, и подтверждение собственной сущности, с другой. Речь здесь идет в первую очередь об аспекте структуры, обозначаемой как «ступень в Эго», о согласовании собственного пове­дения с теми комплексами представлений, которые (в том случае, если они удов­летворены) ведут к возникновению нарциссического чувства благополучия.

Недостаточное или идущее с нарушениями развитие автономной структу­ры Суперэго отличает те психопатологии, которыми с недавнего времени зани­маются преимущественно психотерапевты. Последствиями этих нарушений яв­ляются: пребывание в нарциссической грандиозности, экстернализация вины при одновременном принятии роли преследуемого наказанием, ориентация на нормы идеализированных объектов (при отказе от моральной автономии), вы­падение или гипертрофия чувства вины и стыда, слабость регулирования в от­ношении инстинктивных потребностей.

Якобсон пишет:

«В целом, Суперэго представляет собой мероприятие безопасности первого порядка, которое защищает самость от опасных внутрен­них раздражителей инстинктов, от опасных внешних раздражите­лей и от нарциссических повреждений» (Jacobson, 1964, с. 144).

Функции суперэго

С установлением суперэго ряд психических функций изменяется. Тревога частично превращается в чувство вины. Страх возникает теперь не перед внешней опасностью, утратой любви или кастрацией, а перед внутренним представителем этой опасности, угрожающим изнутри. Утрата защиты суперэго и внутреннее наказание со стороны суперэго переживаются как очень болезненное ущемление самоуважения, и в крайних случаях возникает чувство аннигиляции. Неоднократно отмечалось, что для поддержания баланса маленькие дети нуждаются в восполнении нарцисси-ческих ресурсов. Привилегия даровать такое удовлетворение или отказать в нем теперь предоставляется суперэго. Страх оказаться наказанным или покинутым своим суперэго — это страх перед аннигиляцией из-за отсутствия нарциссических ресурсов.

Пока страх существует, потребность это в избавлении от него подобна инстинктивному влечению. Происхождение этого влечения служит примером того, каким образом вообще можно понимать происхождение инстинктов: они происходят посредством инкорпорации внешних требований. Эго ведет себя с суперэго точно так же, как некогда вело себя с угрожающим родителем, в чьей любви и прощении нуждалось. Возникает потребность в избавлении от наказания. Потребность в наказании представляет собой особую форму избежания наказания: боль в результате наказания допускается и даже провоцируется в надежде, что после наказания прекратиться большая боль, вызванная чувством вины. Таким образом, потребность в наказании может объясняться как выбор меньшего зла. Взамен кастрации предлагается жертва. В жертвоприношении проявляется активность, и пожертвование менее неприятно, чем пассивное ожидание беды. Однако иногда положение усложняется. Как желание «быть избитым отцом» может стать у мазохистов сексуальной целью, так становится сексуальной целью и желание «быть избитым суперэго».

Утвердившись, суперэго решает, какие влечения следует допустить, а какие надо подавлять. Логическое суждение о том, представляет ли побуждение опасность, осложняется алогичным чувством вины. Кроме реальности эго теперь должно учитывать еще и другого, часто иррационального, «представителя реальности».

Суперэго — наследник родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но также источника защиты и «поставщика» вселяющей уверенность любви. Хорошие или плохие отношения с суперэго приобретают ту же важность, какую прежде имели отношения с родителями. В этом смысле смена родителей на суперэго — предпосылка независимости. Самоуважение больше не регулируется одобрением или отвержением со стороны внешних объектов. а обусловливается, скорее, чувством правильности или неправильности совершенного поступка. Уступка требованиям суперэго приносит не только облегчение, но и выраженные чувства удовольствия и безопасности того же типа, что дети испытывают при получении любви извне. Нежелание уступить суперэго приводит к чувствам вины и угрызения совести; схожее состояние возникает у ребенка, который считает, что его больше никто не любит. Те же механизмы защиты, которые обычно используются против аффектов, причиняющих неудобство, могут вступать в действие и против чувства вины. Чувство вины, сопровождающее злодеяния, и чувство благополучия, возникающее при осуществлении идеалов, нормативные модели патологических феноменов депрессии и мании. Поскольку самоуважение зависит от осуществления идеалов, пути его регуляции столь же многочисленны, как и идеалы. Идеалы создаются у ребенка не только посредством имитации реальных моделей, но также рассказами, поучениями и догматами. Они носят характер традиции, имеют культурную и социальную детерминацию.

Иногда предпринимаются попытки отграничить эго-идеалы, паттерны устремлений индивида, от суперэго как угрожающей, запрещающей и наказывающей силы. Но Фрейд, глубоко постигший происхождение суперэго, показал, насколько тесно переплетены оба эти аспекта. Они переплетаются, словно защищающая и угрожающая силы родителей. Даже способы, которыми эти функции увязаны, т. е. обещание защиты при условии послушания, передаются суперэго от родителей.

Фрейд подвергался критике за то, что не различал между «истипными» идеалами, полностью принимаемыми целостной личностью,и «неистипными» идеалами,которым,по мнению индивида, необходимо следовать в силу требований внешнего или интроецированного авторитета. Но даже самые истипные идеалы создаются посредством интроекции. Различие состоит в соразмерности или несоразмерности интроекта и субъекта, т. е. в истории отношения к объектам, интроекцией которых сформировался идеал.

Отношение между суперэго и внешним миром основывается на происхождении суперэго в результате интроекции части внешнего мира, и поэтому суперэго — представитель некоего аспекта внешнего мира. Поскольку то же самое справедливо применительно к эго, в некотором смысле структура суперэго — дубликат структуры эго. Правда, второе эго («супер эго) представляет собой образование, ограниченное сферой угроз и обещаний, наказаний и наград. Инкорпорация этого аспекта внешнего мира происходит относительно поздно. Таким образом, суперэго — часть психического аппарата, ближайшая к внешнему миру. Многие индивиды в своем поведении и самоуважении остаются под влиянием не только того, что сами считают правильным, но не в меньшей мере ориентируются на мнение других. Суперэго и требования со стороны объектов не всегда четко разграничиваются. Функции суперэго легко реп-роецируются, т. е. перемешаются на вновь появившиеся авторитетные фигуры. (Это случается, когда по внешним или внутренним причинам активное обладание внешним миром становится невозможным.) Клиническое подтверждение тесной связи между суперэго и внешним миром обнаруживается в бреде отношения. Функции суперэго (поскольку в известном смысле они наполовину представляют эго, наполовину внешний мир) наиболее легко проявляются, когда пациент, утратив объективный мир, пытается вновь овладеть им, не будучи вполне на это способен.

Тот факт, что суперэго конструируется на более высоком уровне, чем эго, очевиден из следующего рассуждения. Глубочайший пласт эго формируется ощущениями собственного тела; кинестетическая (и обонятельная) ориентация в общем древнее, чем визуальная ориентация. Визуальная ориентация, однако, тоже зарождается очень рано и превалирует в пред сознательном мышлении, построенном по типу фантазии. Решающий шаг в консолидации сознательной части эго предпринимается, когда к архаическим способам ориентации добавляется слуховое представление о словах. Напротив, основа суперэго формируется слуховым восприятием словесных стимулов. Родительские увещевания, поощрения и угрозы инкорпорируются посредством органов слуха. Таким образом, команды суперэго, как правило, подаются в вербальной форме. «Сдвиг внутри эго» ощущается ребенком через «слышание внутреннего голоса совести», соответственно отношение индивида к языку в основном подчиняется правилам суперэго.

Суперэго связано с ид своим генезисом. Самые важные объекты ид, объекты эдипова комплекса, продолжают жить в суперэго. Этот генезис объясняет неотложный, инстинктоподобный, иррациональный характер многих устремлений суперэго, которые при нормальном развитии должны преодолеваться с помощью суждений эго. «Суперэго глубоко погружено в ид». С одной стороны, строгость суперэго соответствует реальной строгости родителей. С другой стороны, согласно интимным отношениям суперэго и ид, степень строгости обусловлена инстинктивной структурой ребенка (которая, в свою очередь, зависит от его конституции и предшествующего опыта). Ребенок, бессознательно ненавидящий родителей, страшится возмездия и может испытать это возмездие от суперэго. Следовательно, строгость суперэго выражает также изначальную враждебность ребенка к родителям.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Что из перечисленного ниже отсутствует у животных?

а) Кровообращение

г) Обоняние

12. Не отличает человека от других живых существ:

а) Прямохождение

б) Наличие рук, приспособленных к труду

в) Пищевой и половой инстинкты

г) Высокоразвитый мозг, способный образно отражать действительность

13. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа:

б) В движении

в) В сохранении рода

г) В познании

14. Не относится к видам деятельности, характерным только для человека:

в) Творчество

г) Преступление

15. Раса – это:

а) Условное обозначение принадлежности к единому источнику происхождения

б) Общность, определенная единством языка и территории

в) Исторически сложившееся единство социальных и биологических признаков

г) Совокупность людей с общими биологическими чертами

16. Фрейд выделил в психологической организации личности три инстанции: «ид», «эго» и «суперэго». «Ид» - источник сексуальных и агрессивных желаний, которым управляет принцип наслаждения. Из перечисленных ниже побуждений действием «ид» вызвано:

а) Разработка планов личного обогащения

б) Гнев как неконтролируемая реакция на замечание

в) Угрызение совести, вызванное недобрыми мыслями

г) Осуждение поступка другого человека

а) Чувство вины

б) Удовлетворение импульсивного побуждения

в) Раздражение

г) Сексуальное желание

18. Если организм связывает определенную реакцию с определенным стимулом, он всегда будет одинаково реагировать на этот стимул. Такая реакция организма – условный рефлекс. Из приведенных ниже примеров условным рефлексом можно считать:

а) Лошадь останавливается, услышав звук “тпру”

б) Человек чихает, понюхав перец

в) Гром гремит после удара молнии

г) Собака выделяет слюну при виде пищи

19. Психическая реакция человека, которая проявляется при виде чужого успеха, и в положительном плане выступает стимулом творческой активности личности, а в негативной форме становится побуждением к действиям, направленным против преуспевания и благополучия другого человека:

б) Ревность

в) Зависть

г) Злорадство

20. «Золотое правило» нравственности предполагает поведения, основанное на принципе:

а) «Раньше думай о Родине, а потом о себе», т.е. действуй, руководствуясь не личными, а общественными интересами

б) Поступай по отношению к другому человеку так, как он поступает по отношению к тебе

в) Не делай другому ничего такого, чего не желаешь себе

г) Живи сам – давай жить другим

21. Действие, когда внутренняя напряженность, порождаемая неудовлетворенностью желаний, ищет внешней разрядки и находит точку приложения в другом человеке:



а) Апатичность

б) Депрессия

в) Агрессия

г) Умиротворение

22. Социализации личности – это процесс:

а) Обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу

б) Занятия физической культурой и спортом

в) Активного участия в трудовой деятельности

г) Потребления материальных и нематериальных благ

23. Социализация личности начинается с рождения и:

а) Охватывает только период детства

б) В качестве конечной фазы распространяется также на юношество

в) Заканчивается с момента трудовой деятельности

г) Сопровождает человека всю жизнь

18. Процессуальный подход к Супер-Эго

Даже если психотерапевт с уважением относится ко всем чувствам клиента, внутри каждого клиента постоянно ведет свою работу другой, внутренний “психотерапевт”, настроенный критически или даже отрицательно. Это то, что Фрейд называл Супер-Эго - внутренний голос, критикующий любые предпринимаемые человеком действия, мешающий своей критикой их осуществлению. Психотерапевт, даже если он настроен самым нейтральным образом, при вмешательстве критически настроенного внутреннего голоса содействует защите процесса, происходящего у клиента, - как если бы это вмешательство исходило от вошедшего в комнату постороннего человека.

Вмешательство со стороны Супер-Эго считается одной из наиболее важных вещей как в когнитивной, так и в интерпретативной психотерапии. В этой главе мы обсудим, как можно защитить психотерапевтический процесс от постоянных попыток Супер-Эго вмешаться в него. А также как дать клиентам возможность распознавать эти проявления Супер-Эго и работать с тем, что они содержат в себе.


Отставить Супер-Эго в сторону

Хотя психотерапевт обычно слушает то, что говорит клиент, сохраняя нейтральность, данный подход неприменим при проявлениях Супер-Эго. Поэтому в таких случаях мы вмешиваемся, указываем на эти проявления, а затем пытаемся вернуться к тому, что клиент чувствовал до вмешательства со стороны Супер-Эго. Приведем следующий пример.


К: Я чувствую... (произносит несколько слов о чувствах) . Но все это, конечно же, глупо (является проявлением лени, эгоизма и т.п.), потому что...

П: Как будто нечто напало на вас и назвало ваши чувства “глупыми”, но вы чувствуете... (Далее я отражаю то, что клиентка говорила о своих чувствах.)

Без подобной ответной реакции клиентка продолжала бы рассказывать, почему Супер-Эго считает ее чувства глупыми, так и оставаясь за пределами того чувства, которое предшествовало проявлению Супер-Эго. Основная процедура, применяемая мной в данном случае, состоит в том, чтобы отставить Супер-Эго в сторону и помочь клиенту восстановить контакт с теми чувствами, которые должны проявиться. При этом часто вполне достаточно просто вспомнить и отразить то, что ощущала клиентка в себе в тот момент, когда проявление Супер-Эго прервало этот процесс. Затем клиентка сможет продолжить работу с того, что возникло непосредственно перед вмешательством Супер-Эго.

Однако даже и в таком случае клиент нередко продолжает высказываться с позиции Супер-Эго.


К: Глупо было бы думать, что я могу знать об этом. Мне необходимо просто попытаться быть выше.

П: Итак, нечто вмешивается и говорит, что вы ничего не можете знать об этом, но вы пытаетесь почувствовать ваше собственное ощущение... Вы говорите...

К: Нет никакого “нечто”. Это другая сторона меня самой. Именно в этом мои проблемы... Я всегда нападаю сама на себя.

(Психотерапевт дает краткое описание природы Супер-Эго.)

К: Я думаю, это как раз про меня. Со мной часто так бывает.

П: Хорошо. Итак, вы чувствуете, что вы сами нападаете на себя, и это происходит довольно часто. Перед этим вы начали говорить, что чувствуете... (Я снова отражаю то, что было сказано перед началом вмешательства Супер-Эго.)


Обычно цель моей ответной реакции состоит в том, чтобы вернуть клиента к тем чувствам, которые должны у него проявиться, но иногда я обращаю внимание и на сам факт вмешательства Супер-Эго, чтобы клиент мог осознать этот момент. Постепенно клиент приобретает способность распознавать такие “вторжения” и отмечать, что они прерывают попытки проявления чего-то скрытого внутри. Если же вмешательство Супер-Эго не распознается, клиент будет направлен по другому пути, так и не осознав, что произошло.


Супер-Эго универсально

Каждый из нас знаком с такими случаями вмешательства чего-то изнутри. Нечто - некоторые люди называют это “внутренним голосом” - говорит вам: “Ты нехороший человек”, или: “Ты все делаешь плохо - посмотри на это... и на это”... (Потом следует длинный перечень ваших ошибок.) А если вы пытаетесь сделать что-то смелое и новое, внутренний голос говорит: “Все это глупости. Ничего не получится”. Если же вы следуете своей новой идее, “голос” говорит вам: “Если это ваша идея, она, конечно же, плохая”.

Этот голос обладает весьма незначительным пониманием и ему не свойственно сострадание. Если вы чувствуете себя плохо, он не спросит, почему. Скорее он скажет что-нибудь вроде: “Все это твоя собственная вина. Тебе необходимо было бы... Ты должен был бы... Сколько раз я уже говорил тебе...”

Временами проявления Супер-Эго не похожи на внутренний голос, скорее, они напоминают оплеуху. Человек внезапно чувствует, как он сжимается. Иногда после описания Супер-Эго на лекции я спрашиваю у аудитории: “Если у кого-то из вас нет ничего подобного, скажите мне. Мне хотелось бы исследовать такой чрезвычайно редкий случай”. В аудитории раздается смех.

Те, кто занимается изучением психологии человека, обнаруживают эту часть личности. Мы признаем ее существование под разными именами - Супер-Эго, “внутренний критик”, “плохой Родитель”.

Хотя Супер-Эго может в значительной степени ассоциироваться с образом родителей клиента, оно в гораздо большей мере неразумно и деструктивно, чем родители. Оно содержит в себе наследие всех родительских поучений и критики, но в то же время является чем-то гораздо бoльшим.

Фрейд (1923/1960) очень верно заметил: “Супер-Эго очень глубоко погружено в Ид (Оно)”, подразумевая, что оно примитивно и поглощает всю ту агрессивность и насилие, которые отвергает сознание индивида. Чем меньшую агрессивность проявляет индивид в своей жизни, тем более деструктивным, вероятно, является Супер-Эго индивида. Многие чувствительные, исполненные любви люди внутри жестоко притеснены Супер-Эго. Они никогда не обращаются с другими так, как обращается с ними их Супер-Эго.

Обычно то, что говорит Супер-Эго, совершенно не соответствует действительности. Оно реагирует лишь на отдельные фрагменты ситуации (например, на попытки индивида протянуть руку другому человеку), и в нем отсутствует оценка целостной ситуации.

Когнитивная психотерапия имеет дело преимущественно с посланиями Супер-Эго (хотя и не называет их так), а ее приверженец пытается показать клиенту, что такой тип посланий ошибочен и неразумен. Например, когда клиент думает или говорит, что ему “следовало бы” сделать что-то, психотерапевт пытается заменить данное утверждение на иное: “Было бы приятно, если бы...” Когнитивная психотерапия борется с предположениями, содержащимися в посланиях Супер-Эго, например, с такими: индивид может контролировать события; ценность человека определяется при сравнении его с другими; “не следует” испытывать гнев; человек “должен быть ” приятным для других; он “может” быть совершенным.

Методы работы с переживаниями добавляют новые способы для работы с Супер-Эго, намного превосходящие просто борьбу с его “посланиями”.

Деструктивными эти послания делает не столько их содержание , сколько та характерная манера, в которой они передаются и переживаются.

Некоторые люди могут достичь успеха, отбрасывая старые родительские предписания, усвоенные в детстве, и заменяя их своими собственными, более подходящими ценностями и убеждениями. Однако это не окажет никакой помощи в том случае, если данные ценности возвратятся к ним в форме вторжений Супер-Эго.

Давайте рассмотрим основные признаки Супер-Эго как особые переживания.


Распознание признаков проявлений Супер-Эго

Психотерапевт может распознать следующие признаки проявлений Супер-Эго, указывая на них клиенту.


Различие между “ко мне” и “от меня”

Супер-Эго обычно воспринимается как нечто, приходящее “ко мне”. Оно подобно некой авторитетной фигуре, возвышающейся над индивидом с поднятым пальцем и наставляющей его. “Сколько раз я буду говорить тебе?” Наставления воспринимаются как исходящие откуда-то сверху.

Мы уже обсуждали подобное различие в связи с ролевой игрой, когда происходило обращение направленности энергии. Образ персонажа сновидения был жутким и пугающим, когда приходил извне к человеку, который видел сон, но та же самая энергия воспринималась как положительная, если она исходила изнутри . Мы также видели, что катарсис, связанный с негативным аффектом, воспринимается положительно, когда он исходит из индивида, но в то же время болезненно, когда приходит извне к наблюдателю, не знакомому с таким явлением.

Направленность энергии имеет принципиальное значение и во взаимоотношениях психотерапевта и клиента. Мы радуемся, когда застенчивый и робкий клиент проявляет гнев, направленный на психотерапевта, или ведет себя более настойчиво. Нам не хотелось бы, чтобы психотерапия состояла только из поучений или попыток убедить клиента в чем-то, поскольку все это делает его пассивным объектом воздействия.

Обычно люди думают, что Супер-Эго - это часть их самих. Действительно, в каком-то смысле они сами нападают на себя, потому что больше некому. Но в ином смысле, если рассматривать Супер-Эго как определенный способ переживания происходящего, оно по самой своей природе не есть “мое”. А то, что мы называем “моим”, во время вторжения Супер-Эго отступает, защищает себя, прячется и сжимается.

Представим, что я собираюсь нечто написать. Сейчас я чувствую (как говорит мне Супер-Эго), что мне необходимо было написать это много лет назад. Однако самому акту написания все эти “должен был... много лет назад...” не приносят никакой пользы. На самом деле я могу написать нечто лишь в том случае, когда-то, что я хочу сказать, приходит ко мне изнутри. А мысли о том, что “я должен был сделать это раньше...” ничем мне не помогут. Поэтому этот “внутренний голос” необходимо просто отбросить, чтобы я действительно мог услышать изнутри то, что мне хотелось бы сказать. Пытаясь не проявлять поучительного тона, мы стараемся, чтобы клиенты поняли: им необходимо осознать тот факт, что вторжения Супер-Эго не помогают нам жить и достигать цели, устремляясь в окружающий мир. Эти проявления приходят скорее извне, а не изнутри клиента.


Негативный тон и деструктивное отношение Супер-Эго

Если мы обращаем внимание только на слова, нас легко можно одурачить. Но если мы чувствуем тон голоса говорящего, можно распознать проявления Супер-Эго по свойственному им неразумному, отрицательному и деструктивному отношению. Это голос прокурора, выносящего обвинение. Люди думают, что внутренние вторжения помогут им усердно работать. Однако при более близком рассмотрении мы замечаем, что негативное отношение Супер-Эго только стоит поперек дороги. Сжимаясь, мы не способны действовать максимально эффективно. Это отнюдь не придает нам силы для выполнения задачи, и мы могли бы работать гораздо успешнее без воздействия Супер-Эго. После его вторжения мы становимся мрачными, отупевшими, сжавшимися, в меньшей мере способными хорошо функционировать - даже если хотели бы делать именно то, что нам говорит этот голос. Поэтому я считаю, что отношение к нам Супер-Эго далеко не всегда оказывается полезным.


“Супер-Эго” не знает реальных фактов

Супер-Эго автоматически, независимо от реальной ситуации, всегда говорит, что вы все делаете неправильно. Например, вы уходите от ситуации, критикуя себя, если понимаете, что говорите слишком много. Но когда вы мысленно возвращаетесь к ситуации, то приходите к выводу, что на самом деле вы сказали недостаточно. Но при этом вы немедленно чувствуете новое вторжение Супер-Эго, причем точно таким же образом, но на этот раз - за то, что не защитили свои убеждения. Когда вы начинаете думать об этом больше, оказывается, что вы, может быть, уже не способны действительно принять решение о том, что вам делать - необходимо ли говорить больше или же наоборот, меньше. Ведь вмешательство Супер-Эго не основано на фактах.

В действительности Супер-Эго вообще не обладает каким-либо фактами. В нем не содержится информация о ситуации. Чтобы найти ее, вам необходимо погрузиться в сложное, комплексное чувствуемое ощущение, относящееся к ситуации. А Супер-Эго мешает вам, поэтому получить доступ к этому ощущению не удается.


Критичность Супер-Эго является явным упрощением

Клиенты часто говорят, что они “просто чувствуют лень”, “просто испуганы” или еще что-нибудь в этом роде. Вмешательство Супер-Эго приводит к упрощению, оно не учитывает сложность ситуации. Конечно, человек может быть ленивым, но он никогда не будет “просто” ленивым. И когда мы обращаемся к чувствуемому ощущению, связанному с любыми обстоятельствами, то происходящее раскрывается во всей его сложности.


“Супер-Эго” склонно повторяться

Послания Супер-Эго имеют тенденцию всегда быть одними и теми же. Подобно записи на магнитофоне, такое послание всегда будет одним из ряда хорошо знакомых, уже слышанных много раз. Действительно, послания Супер-Эго хорошо знакомы и просто скучны.


В Супер-Эго нет ничего нравственного

Фрейд говорил, что Супер-Эго - это совесть, но данное утверждение вряд ли можно считать верным. В Библии сказано: совесть - это “тихий голос внутри нас”. А Супер-Эго может быть чем угодно, но только не “тихим” голосом. Это самый громкий из всех голосов, звучащих в нас. Однако, несмотря на то, что у большинства людей он смешивается с моралью, необходимо отделять его от всего нравственного.

Представим, например, что вы причинили кому-то боль. Супер-Эго немедленно вмешивается и начинает вас мучить, заставляя испытывать чувство вины: во всем виноваты вы и только вы. Данный пример хорошо показывает, что это не имеет никакого отношения к морали.

И только когда давление со стороны Супер-Эго ослабевает, вы начинаете задумываться о другом человеке, которому причинили боль. Внутри вас возникает стремление проявить заботу об этом человеке, и только сейчас вы начинаете думать о том, что для него сделать. Вместо того чтобы сжиматься, как предлагает Супер-Эго, вы проявляете заботу, и это приводит к тому, что вы как бы вырастаете. Вы продвигаетесь вперед, во внешний мир. Вы оцениваете то, что сделано, и удивляетесь, как ловко улаживаете ситуацию. Может быть, вам необходимо написать письмо? Или позвонить? Сейчас вам хотелось бы разобраться и понять, как событие затрагивает другого человека и чем вы могли бы ему помочь. Вот это и есть мораль.


Супер-Эго имеет хорошо знакомое качество

Все эти характерные признаки посланий Супер-Эго дают возможность довольно легко распознать их. Однако вмешательство Супер-Эго может происходить и без каких-либо явных посланий. В данном случае распознать его гораздо сложнее.

Например, каждый раз, когда у клиентки возникает определенное чувство, она испытывает острую боль. У нас ушло немало времени, прежде чем пришло понимание, что боль связана с запретом, не разрешающим проявляться тому типу ощущений, который она хотела бы исследовать.

Начиная использовать фокусирование, клиенты осознают последствия вмешательства Супер-Эго вне зависимости от того, имеет ли оно форму конкретных вербальных посланий. Это ощущается как глухой удар, как чувство собственного сжатия, как энергетический коллапс в теле. Легко узнать этот постоянно повторяющийся, уже хорошо знакомый способ воздействий, в то время как происходящее при фокусировании воспринимается как что-то новое и уникальное.

Мы обращаем внимание на это различие при обучении фокусированию. Вначале чувствуемое ощущение оказывается весьма незначительным, и человек может быть озадачен: проявилось ли хоть что-нибудь, пусть даже осторожно и несмело.

Однако еще до того, как все это проявится в полной мере, может произойти вмешательство Супер-Эго - отчетливый глухой удар где-то в желудке или чувство сжатия в груди. Человек, не знакомый с фокусированием, может подумать: “Это, наверное, и есть чувствуемое ощущение!” Ничего подобного! Чувствуемое ощущение - сложное и уникальное ощущение целостности проблемы. А глухой удар в желудке - типичный, хорошо знакомый эффект, обычно сопровождающий вмешательство Супер-Эго.

Неудачно проведенная психоаналитическая психотерапия может привести к тому, что потом придется заниматься поисками последствий воздействия Супер-Эго. Психотерапевт молча выслушивает клиента на протяжении достаточно долгого времени, а потом “выстреливает” в него своей интерпретацией. Клиент застывает. Ни один из них не знает, как использовать интерпретацию. В данном случае предполагается, что сама по себе интерпретация уже является психотерапией.

Клиенты, прошедшие когда-то такую “психотерапию”, часто пытаются потом использовать данный подход на себе. Они изучили определенные идеи, на основе которых легко может быть создано любое количество интерпретаций. В тот миг, когда у них возникает чувство, вместе с ним появляются и интерпретирующие мысли - обычно они носят негативный характер. Затем клиенты начинают чувствовать эмоциональные последствия отрицательных мыслей (действительное вторжение Супер-Эго). Они хотели бы уйти от всего, чтобы работать с проблемой, но ничего не получается. Ощущение глухого “удара”, возникающего в ответ на наши мысли, не является чувством, относящимся к самой проблеме. Однако они не могут увидеть, какие чувства вызывает у них данная проблема; они уверены, что уже чувствуют это. В такой ситуации клиенту не удается открыть, где и как может быть найдено нечто, показывающее дорогу и приводящее к разрешению проблемы. Человеку необходимо распознавать этот глухой “удар” и отличать его от того, с чем ему необходимо работать. Это различение важно для каждого, поскольку у всех временами возникают подобные “интерпретации”.


Неотложная помощь при вмешательстве Супер-Эго

Иногда можно реагировать на вмешательство Супер-Эго, непосредственно обращаясь к чувствам, скрыто присутствующим в нем. Приведем пример.


К: У меня, вероятно, нет настоящего таланта к рисованию.

П: Может быть, вы просто боитесь подумать, что он у вас есть?

К (помолчав): Тогда меня все время заставляли бы рисовать.


А вот другой пример.


К: Я снова поступаю так же. Да, я все делаю плохо. Когда же я смогу поступать иначе?

П: Вы слишком устали. Я слышу в вашем голосе раздражение и, как мне кажется, страх. Не так ли?


Отметим, что чувства гнева и страха как раз свойственны Супер-Эго, но они не являются чувствами самого человека, считающего себя жертвой вторжения Супер-Эго.


Непочтительное отношение к Супер-Эго

Непочтительное отношение также может оказаться весьма полезным. Оно позволяет сделать открытие, что Супер-Эго не является ни информированным, ни нравственным, ни, тем более, полезным авторитетом, а скорее деструктивным и просто глупым. Чтобы прийти к такому непочтительному отношению, необходимо просто внимательно отмечать, насколько Супер-Эго неразумно, негативно, тупо и без конца повторяет одно и то же.


Просто не верьте ему

Большинство людей верят посланиям Супер-Эго. Но поскольку они не основаны на достоверной информации, то неверие является явным шагом вперед. Это можно лучше понять, если знать, как и где можно найти достоверное знание о происходящем, а оно возникает из чувствуемых ощущений, отражающих различные события, а также из более широкого ощущения самого себя и ситуации.

Однако для того чтобы действительно найти это, необходимо хотя бы несколько минут покоя. Найти их довольно сложно, пока продолжается вмешательство Супер-Эго. Но, возможно, индивиду удастся сделать это немного позже.


Юмор тоже помогает

Поскольку Супер-Эго постоянно повторяется, человек может сказать ему: “Уходи и не появляйся до тех пор, пока не придумаешь нового”. Поскольку Супер-Эго не обладает достоверной информацией, индивид вправе заявить: “Наверное, ты говоришь правильно, - но тогда это просто случайное совпадение?” Что же касается отношения к происходящим событиям, свойственного Супер-Эго, можно сказать: “Любой, кто разговаривает со мной таким тоном, вряд ли пытается действительно помочь мне”. А может быть, в ответ на вмешательство Супер-Эго стоит начать дико вращать глазами...


Что происходило непосредственно перед вмешательством Супер-Эго?

Вмешательство Супер-Эго разрушает внутреннюю сосредоточенность внимания индивида. С помощью фокусирования мы узнали, как лучше всего прийти в себя после такого вторжения. Мы можем задаться вопросом, к чему было приковано наше внимание непосредственно перед вмешательством Супер-Эго, чтобы снова вернуться к тому, что мы чувствовали или над чем работали. Даже сама попытка обнаружить это уже способна вывести нас из сферы влияния Супер-Эго.


Попробуйте просто отмахнуться от Супер-Эго

Вовсе не обязательно затрачивать много времени, пытаясь убеждать в чем-то Супер-Эго или защищаться от него. Можно поступить гораздо проще - сказать: “Да, да. Я уже слышал обо всем этом, и мне ни к чему выслушивать подобные вещи еще раз”. Еще лучше вообще ничего не говорить, а просто махнуть рукой и таким образом отделаться от Супер-Эго.

Это подобно совместной жизни с вечно придирчивым родственником, не желающим вести себя спокойно. Он все время ворчит и ворчит, не слушая никаких объяснений. В конце концов приходится сказать ему: “Да, да, конечно; пожалуйста, уйдите, чтобы я мог подумать о своих делах”.

Иногда полезно согласиться с тем, что проблема, о которой предупреждает Супер-Эго, действительно важная и срочная. После чего мы можем отбросить Супер-Эго и работать с самой проблемой.

“Давайте попробуем оставить его здесь”, - говорю я клиентам, указывая на угол комнаты. Или: “Пусть оно подождет за дверью. Потом проверим, что получилось”. Если от Супер-Эго удалось отделаться, клиент почувствует физическое облегчение, энергичность и боґльшую способность к активным действиям.

С помощью таких процедур можно обеспечить довольно быстрый прогресс. Однажды я рассказал о них клиентке во время первой сессии. На это она ответила: “Каждое утро нечто внутри меня говорит, чтобы я убила себя, что я не должна жить. Ужасно...” Две недели спустя она сказала: “Раньше каждое утро я была близка к самоубийству. Сейчас, когда нечто говорит мне, что я не должна жить, я просто посылаю его к чертовой матери и смеюсь над ним. Оно всегда говорит мне одну и ту же ерунду, и это постоянство удивительно”.

Хотя это достижение ей удалось сохранить, по отношению к другим проблемам мы достигли весьма незначительного прогресса на протяжении всего года, пока клиентка проходила курс психотерапии. Обычно люди не меняются так быстро. Однако клиентка действительно почувствовала заметный эффект от своей способности быть бдительной по отношению к посланиям Супер-Эго, которые, как оказалось, не соответствовали действительности.


Долговременные способы работы с Супер-Эго


Обращение ролей

Поскольку организм един, энергия Супер-Эго в действительности является собственной энергией индивида, но обращенной против него самого. Поэтому один из аспектов работы с Супер-Эго состоит в том, чтобы вернуть эту энергию обратно. Приведем пример:

К: Оно наносит мне удар в середине тела. Это сигнал, чтобы я испытал чувство ужаса. А сейчас поступает другой сигнал: я должен почувствовать себя безумным. Как будто некто наносит мне сокрушительный удар. Моя реакция ясна: “Остановите это!”


Когда человек становится сильнее, влияние Супер-Эго уменьшается. Роль Супер-Эго может быть разыграна так же, как роль любого агрессивного персонажа сновидения, с такой же сменой направления телесной энергии.

Супер-Эго - не просто “внутренний голос”, у него есть свое, вполне определенное отношение. Обычно данное отношение имеет негативный характер, ему свойственны гнев, враждебность, подлость, попытки напасть, мелочность и стремление угнетать человека. Почувствовать подобное отношение можно изнутри, когда клиент разыгрывает роль Супер-Эго.


Почувствуйте в Супер-Эго истеричность и страх

Супер-Эго подобно враждебно настроенному мужчине, в основе агрессивности которого лежат страх и чувство опасности.

Роза Кац (Rose Katz, 1981) так описала этот аспект Супер-Эго: при групповой психотерапии довольно часто встречается человек, избегающий самораскрытия. По мере того как проходят первые несколько недель, другие участники начинают обсуждать свои проблемы, но этот человек лишь комментирует слова других, критикует их и пытается подавлять. После пяти или шести сессий наступает время, когда остальные участники обращают на него внимание. “Что с вами ? - спрашивают они. - Мы заметили, что вы никогда ничего не говорите о себе, а только критикуете других. Но сегодня ваша очередь. Мы хотим знать, что чувствуете вы сами ”. После таких слов этот человек может не выдержать и заплакать.

Создается впечатление, что Супер-Эго похоже на такого человека. Познакомившись с фокусированием, клиент действительно может почувствовать Супер-Эго как отдельную субличность. А за его агрессивным, атакующим обликом начинает угадываться нечто, подобное страху, истеричности или чувству собственной небезопасности.

Иногда, говоря о Супер-Эго, я сравниваю его с Волшебником страны Оз. Впереди у него огромный пугающий рог, но если мы обойдем его вокруг, то увидим, что за этой маской скрывается просто маленький человечек. Что он чувствует? Если мы поймем это, то сможем работать с Супер-Эго так же, как работаем со всем остальным.


Почувствуйте, почему Супер-Эго пытается делать свои выпады

Если мы возвратимся к тому моменту, когда произошло вмешательство Супер-Эго, может возникнуть вопрос: “Почему Супер-Эго вмешалось именно в тот момент, когда я сделал (или почувствовал) это?” Затем можно попытаться почувствовать, что именно пыталось сделать Супер-Эго: “Я чувствовал себя неуверенным и уязвимым. Но оно не позволяло мне испытывать эти чувства”. Или: “Я чувствовал возникновение близости с вами. А Супер-Эго пыталось препятствовать мне. Когда я был ребенком, я пытался сделать это много раз. А оно говорило мне: “Неужели ты еще не понял, что не нужно повторять эти попытки?”

Например, одна клиентка почувствовала, что ей следует начать говорить, что я был критически настроен к ней, потому что раньше она говорила недостаточно. Я посоветовал ей махнуть рукой на Супер-Эго и оставаться спокойной. Но она ответила мне: “Не говорите мне, чтобы я махнула рукой - я попыталась разобраться и спросить Супер-Эго, что именно заставило его обратиться ко мне сейчас . Оно ответило мне: “Если ты ничего не можешь сказать, уходи домой. Зачем тебе просто сидеть здесь и молчать?” Я знаю, что не обязана говорить. Еще я знаю, что вас не особенно беспокоит, если я молчу, и меня тоже. Оно всегда говорит мне то же, что и сейчас. Но я хотела бы понять, почему оно говорит такие слова именно сейчас... Это приводит меня к тому месту внутри, где я испытываю боль. Видимо, это то, над чем надо работать, - но сегодня я не готова”.

Клиентка смогла сделать то, что сделала, потому что научилась не поддаваться тому, что ей говорило Супер-Эго. Ей удалось почувствовать, “что находится за ним”, и успешно “разобраться”. С другой стороны, попытки “разобраться” могут оказаться неблагоразумными. Клиентка стала достаточно сильной для того, чтобы быть активной по отношению к своему Супер-Эго. Клиентка сама стремилась получить от него ответ. В данном случае усилия клиентки оказались весьма перспективными.


Психосексуальные концепции

Вторжения Супер-Эго на концептуальном уровне можно истолковать и как попытки кастрации со всеми соответствующими последствиями (как у мужчин, так и у женщин). Идеи Фрейда помогают нам распознать тот общий комплекс, частью которого являются вмешательства Супер-Эго. Он характеризуется чувствами вины, стыда и униженности, а также страха и невозможности действовать свободно. Это избегание всякой конкуренции и соревнования, стремление уступить власть другому и убежденность, что желаемое никогда не будет достигнуто; стремление всегда останавливать себя, не давая совершать поступки, помогающие достичь того, что хочется, и т.п. Подобное избегание жизни связано с вмешательством Супер-Эго. Когда этот общий комплекс преодолевается, влияние Супер-Эго может исчезнуть. Психотерапевт мог бы рассказать клиентам о различных формах этого комплекса, помогая им найти свою собственную специфику.


Овладение злом

И Фрейд, и Юнг (хотя они использовали различные термины) обнаружили, что людям необходимо действительное овладение своими злыми, отрицательными желаниями и поступками (независимо от того, действительно ли они являются злыми или же лишь воспринимаются таковыми данным субъектом). Но при вмешательствах Супер-Эго мы обычно пассивны и, хотя и чувствуем свою ответственность, осуждаем себя так, как будто наблюдаем откуда-то со стороны. Мы не знаем, как чувствуем изнутри эту нашу “злую” часть. Афоризм “Убийство в день - и вам не нужен психоаналитик” хорошо выражает положение дел. Люди смеются, услышав это изречение, потому что оно позволяет стать на позицию исходящих изнутри злых желаний, хотя, конечно, действия, соответствующие этим желаниям, - совсем другое дело. Действия имеют последствия как для нас самих, так и для других. Но овладение “злом”, присутствующим внутри, позволяет человеку быть более целостным, а не просто пассивной жертвой.


Открытие собственной личности под маской вторжений Супер-Эго

Постоянное выражение своего гнева еще не является достоверным сигналом, что энергия индивида направлена вперед. Клиенты могут пытаться защищать себя от нападок Супер-Эго, которые мы вообще не можем видеть. Проявляя упорство и настойчивость по отношению к самым тривиальным событиям, с уверенностью в своей правоте обвиняя всех, кроме самих себя, они постоянно пытаются предотвратить внутреннее самоуничтожение. Самозащита вообще не является высвобождением здоровой энергии гнева как проявления телесной целостности. Но, тем не менее, она нуждается в уважении.

Такое отношение однажды помогло клиентке услышать и воспринять мою точку зрения на ее гнев. Гнев являлся для нее хоть каким-то способом остаться живой и преодолеть препятствия. Если клиентка начнет ощущать себя более непосредственным образом, она сможет почувствовать нападение изнутри , от которого пыталась защититься, борясь с другими людьми.

Принимая чувство гнева клиентки, мы помогаем его проявлению и стараемся освободить ее от нападок Супер-Эго. Пока клиентка обвиняла других, она могла лишь неотчетливо чувствовать эти нападки. Но когда она “дорастет” до того, чтобы чувствовать их лучше, то обнаружит, что нападкам Супер-Эго подвергается в первую очередь ее детское начало: Супер-Эго упорно называет его уродливым, не заслуживающим внимания, не способным достичь успеха ни в чем и обреченным на неизбежную гибель.


Погрузиться в глубину самого себя и обойти нападки Супер-Эго

Непосредственно перед диалогом, описанным ниже, клиентка пыталась понять, бил ли ее отец. Она не помнила ничего похожего, но отец пугал ее. Клиентка чувствовала этот страх где-то в грудной клетке и в костях рук, после чего пыталась исследовать ощущаемый на глубоком уровне страх - перед отцом и перед адскими муками. Она часто гневалась на свою семью за то, что “они забивали ей голову всякой ерундой”. Кроме того, она пыталась разобраться в природе явного страха перед отцом, страха, имеющего сексуальную окраску, и более общего (но в то же время совершенно реального) страха перед “адскими муками”, который испытывала в детстве. Но сейчас попытки исследования своего страха прекратились.


К1: Это то, что сформировало мою личность, - страх перед всем, перед каждым человеком... Мое тело просто застывало от страха. Такова моя личность, и я ничего не могу поделать с этим.

П1: Это не ваша личность.

К2: А что же?

П2: То, что стоит на пути вашей личности.

К3 (после долгого молчания): На противоположной стороне этого чувства я вижу что-то зеленое... Там я свободна... чтобы видеть и слышать... и там солнечный свет... Такое чувство, будто лед начинает таять...

П3: Да...

К4: Должно быть, это была мастурбация, но я не могу от этого удержаться... Мои руки... Когда я произнесла эти слова... Я чувствую, что тело расслабляется.


После уверенных заявлений (П1 и П2) психотерапевт снова возвращается к внимательному выслушиванию, ожидая, что клиентка выразит свое несогласие. Но она не только подтверждает П2, но идет гораздо дальше и в это мгновение преодолевает свой страх, оказываясь по другую его сторону: там нечто зеленое, растущее... и солнечный свет. Лед тает. У нее уже и раньше были намеки на то, что находится по ту сторону страха.

Отметим проявившееся в К4 различие ощущений в руках и ощущений, связанных с релаксацией, испытываемой во всем теле. Новое ощущение возникло не столько в руках, сколько во всем теле. Так произошло изменение в телесном ощущении - она стала по-новому чувствовать себя. Но это не сняло проблему, связанную с ее руками. Наоборот, проблема проявилась. Вмешательство со стороны Супер-Эго препятствует процессу проявления сексуальных проблем, однако психотерапевт не позволяет проявиться этому вмешательству.

В данном случае основная процедура состоит в том, чтобы устранить влияние Супер-Эго, стоящего на пути естественного протекания процесса. Простейший способ сделать это - вернуться к тому, что клиентка чувствовала непосредственно перед вмешательством Супер-Эго.