Система и виды наказаний. Классификация наказаний в уголовном праве: основные виды Система уголовного наказания в рф

  • или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • арест;
  • По характеру причиняемых осужденному лишений виды наказания можно разделить на следующие группы:

    • виды наказания, связанные главным образом с моральным воздействием на осужденного (лишение специального или почетного звания, классного чина и государственных наград);
    • ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);
    • виды наказания, связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф);
    • виды наказания, связанные в основном с ограничением или лишением свободы осужденного (лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и др.).

    Кроме того, существует иная классификация наказаний:

    1. основные наказания - это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, исправительные работы, обязательные работы);

    2. дополнительные наказания — это такие наказания, которые носят вспомогательный характер по отношению к основному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к основным видам наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград);

    3. наказания , которые могут быть как основными, так и дополнительными , т. е. данные наказания можно не только назначать самостоятельно, но и присоединять к другим видам наказания в случаях, установленных законом (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

    Иные виды наказания

    — наказание, применяемое военным судом только к военнослужащим срочной службы.

    Суть наказания заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, направляется на определенный в приговоре срок в особую воинскую часть — дисциплинарный батальон, в котором установлен специальный внутренний распорядок, делающий это наказание похожим на лишение свободы.

    Данный вид наказания может быть назначен на срок от трех месяцев до двух лет. Оно применяется как за преступления против военной службы, так и за иные преступления. После освобождения из этого батальона военнослужащий возвращается обычно в прежнюю воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы.

    Арест — это новый вид наказания, введенный УК РФ.

    Арест представляет собой содержание заключенного в условиях строгой изоляции от общества в так называемых арестных домах, режим пребывания в которых строже режима в тюрьмах.

    Арестованным по общему правилу не разрешаются свидания, получение посылок, передач, бандеролей и др. Арест может быть установлен на срок от одного до шести месяцев. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

    Также является новым видом наказания за совершение преступлений. Оно заключается в содержании осужденного в специальном учреждении (так называемом исправительном центре) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

    Ограничение свободы может быть назначено на срок от одного года до пяти лет. Осужденные к ограничению свободы проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и не могут их покидать в ночное время без разрешения администрации исправительного центра. В целом же режим исправительного центра напоминает с некоторыми отличиями режим колоний-поселений для осужденных к лишению свободы. В случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы это наказание может быть заменено лишением свободы на срок ограничения свободы. Ограничение свободы не назначается несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам пенсионного возраста (55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно), а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

    — путь воздействия на осужденного, которого в целях перевоспитания нецелесообразно отрывать от дома, семьи, работы. Статистика показывает, что лица, впервые совершившие преступление, не представляющие большой общественной опасности, гораздо лучше исправляются без применения к ним такого наказания, как лишение свободы.

    Суть исправительных работ заключается в том, что осужденный, не имеющий основного места работы, остается в прежнем месте жительства, но работает там, где ему укажут органы местного самоуправления, и из его заработка производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% заработка.

    Срок исправительных работ устанавливается в пределах от двух месяцев до двух лет. В срок исправительных работ, исчисляемый месяцами и днями, в течение которых осужденный работал и из его заработка производились удержания, засчитыва- ется время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата (время болезни, время, предоставленное для ухода за больным, время, проведенное в отпуске по беременности и родам, и др.). В течение срока отбывания исправительных работ без лишения свободы запрещается увольнение осужденных с работы по собственному желанию без разрешения органов, ведающих исполнением этого вида наказания. Время отбывания исправительных работ засчитывает- ся в общий трудовой стаж, однако не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате. Осужденные к исправительным работам имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

    С учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного дополнительные обязанности и запреты:

    • запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток;
    • запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска;
    • запретить осужденному пребывание в определенных местах района (города);
    • обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

    В случае нарушения порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ к нему может быть применено взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. При этом нарушениями являются:

    • неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
    • нарушение установленных для осужденного запретов и неисполнение обязанностей;
    • прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    При злостном уклонении от отбывания исправительных работ (т. е. при повторном нарушении порядка и условий отбывания исправительных работ, а также если осужденный скрылся со своего места жительства и местонахождение его неизвестно) суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

    Есть денежное взыскание, назначаемое судом в пределах, установленных УК РФ.

    Штраф устанавливается в размере от 2,5 тыс. до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

    В случае злостного уклонения лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить неуплаченную сумму штрафа более строгим наказанием, предусмотренным применяемой статьей Особенной части. Суд, постановивший приговор, предлагает осужденному добровольно внести в отделение сберегательного банка сумму штрафа в месячный срок и предупреждает, что в случае неуплаты штрафа он будет взыскан в принудительном порядке, т. е. на основании исполнительного листа, выданного судом, вынесшим приговор. В этом случае взыскание обращается на личное имущество осужденного, а также на его долю в общей собственности. Обращение взыскания на заработную плату или иной заработок, пенсию или стипендию осужденного производится в случае отсутствия у него имущества или недостаточности этого имущества для полного взыскания штрафа. Исполнение наказания в виде штрафа производится судебными исполнителями.

    Заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, определяемых органами местного самоуправления.

    Назначаются они на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Понятно, что в случае злостного уклонения они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

    Наказание в уголовном праве России - это мера ответственности, которая назначается за совершенные противоправные действия. По сути, это совокупность юридически-правовых норм, которые установлены высшими органами исполнительной власти страны. Карательные меры носят принудительный характер и направлены на ограничение обвиняемого в определённых правах и свободах.

    Наказание всегда назначается соразмерно совершенному преступлению, поэтому здесь предполагается широкий спектр воздействия: от денежного штрафа и привлечения обвиняемого к общественно полезному труду до содержания под стражей и смертной казни. Порядок применения карательных мер и их виды прописаны в Российской Федерации.

    Действующая система наказаний в российском законодательстве

    В целом, такую систему можно условно разделить на две подкатегории. К первой относится группирование наказаний по его видам. Вторая - более гибкая структура, предполагающая множественную классификацию основных правонарушений с возможностью определения взаимосвязей между их видами. В российском институте правосудия обычно практикуется второй подход, который подразумевает такие виды наказаний:

    • лишение воинских званий, чинов и наград;
    • ограничения продвижения по службе;
    • трудовая деятельность: , обязательная;
    • административный арест;
    • запрет свободы передвижения;
    • содержание под стражей в течение назначенного срока;
    • пожизненное
    • нахождение в дисциплинарных батальонах;

    Классификация карательных мер производится по следующим критериям:

    1. основные - используются самостоятельно, не усиливают другие методы воздействия;
    2. дополнительные - усилительные меры, направленные на ужесточение основных карательных мер.
    Важно! Уголовная ответственность применима только к частным лицам! Коммерческие предприятия не могут признаваться виновными в совершении преступлений, следовательно, не подлежат уголовному преследованию.

    Частота применения карательных мер


    Если проанализировать ситуацию по стране в целом, наиболее распространенными видами наказаний считаются тюремные заключения и денежные штрафы. Следующими по частоте применения идут аресты и запрет заниматься определенными видами деятельности. Для спецнаказаний, которые применяются к ограниченным категориям граждан, например, военнослужащим, часто применяемыми считаются ограничения по службе и перевод виновных в дисциплинарные батальоны.

    Важно понимать, что в России, как и в ряде других стран действует система смягчения уголовного наказания. В частности, если судом назначается определяется тюремное заключение на установленный период, обвиняемый необязательно отбывает его полностью. Здесь предусмотрена возможность сокращения периода тюремного заключения за примерное поведение.

    Кроме этого, широко применяются условные наказания: карательная мера без фактического содержания под стражей. Однако, если виновный повторно совершает противоправное действие, условное наказание заменяется реальным .

    Преступления и наказания: основные понятия

    Разбираясь в принципах применения карательных мер, необходимо четко разбираться в основной терминологии. Итак, понятие «преступление» подразумевает следующие признаки:

    • степень вины - умышленные и непредумышленные действия;
    • опасность - посягательство на жизнь, здоровье и имущественные права граждан, угроза миру или общественной безопасности;
    • противоправность - совершённые действия либо бездействие противоречат законодательным нормам;
    • степень ответственности - от небольшой тяжести до особо тяжких преступлений.

    Между тем, наказанием можно считать возмездие за совершенные противоправные действия, определённая на государственном уровне. Отсюда следует, что исполнение уголовных наказаний в России - способ восстановления нарушенной справедливости и профилактика совершения новых противоправных действий.

    Виды наказаний

    Рассмотрим виды мер карательного воздействия, применяемых в системе правосудия.

    Штрафные санкции

    Это материальная ответственность, которая налагается на обвиняемого в соответствии с действующим Уголовным кодексом. Согласно , эта мера может применяться двумя вариантами:

    • назначенная сумма в пределах 5 000 −5 000 000 рублей;
    • в виде дохода, полученного в период от 2-х недель до 5 лет.

    Штраф назначается с учетом степени вины и материального положения обвиняемого. Допускается частичное погашение установленных сумм в течение 5 лет.

    Скачать для просмотра и печати:

    Запрет заниматься некоторыми видами деятельности и занимать установленные должности


    Это мера ответственности, применяемая в качестве основного/дополнительного возмездия. В первом случае, ограничение предусматривает от полугода до 3-х лет. Во втором - может продлеваться до 20 лет. Если кара назначена в качестве базового метода воздействия, она вступает в силу с момента оглашения вынесенного приговора.

    Если речь идёт о дополнительных карательных санкциях - с начала отбытия основного наказания. Основания: .

    Лишение званий, чинов и наград

    Важно! не применяется к солдатам-срочникам, контрактникам рядового/сержантского состава, беременным, женщинам, воспитывающим детей до 3-летнего возраста, инвалидам I группы. Скачать для просмотра и печати:

    Назначение исправительных работ


    Эта кара применима к трудоустроенным и безработным гражданам. В первой ситуации, обвиняемый отрабатывает положенный срок по месту основной занятости, во втором - на объектах, указанных органами самоуправления, но в районе основного проживания.

    Продолжительность работ составляет 2-24 месяца, в течение всего срока из зарплатного фонда удерживается 5-20% дохода в пользу государственного бюджета.

    Не применяется к беременным, военнослужащим, женщинам, имеющим на иждивении детей младше 3-х лет, инвалидам 1-ой группы. Основание: .

    Ограничения в продвижении по службе

    Применимо к военнослужащим-контрактникам на срок от 3-х до 24-х месяцев. В данный интервал времени виновный не повышается в воинских званиях, назначенный период не включается в выслугу лет. В течение назначенного периода, из размера денежного содержания удерживаются суммы в пользу государственной казны, в размере, не превышающем 20%. Основания: .

    Запрет на свободу перемещения


    Здесь предполагаются установленные ограничения на посещение обозначенных территорий или культурно-массовых мероприятий, невозможность выезда за пределы зоны проживания без разрешения надзорных органов. Применяется в качестве основной и дополнительной карательной меры. В первом варианте, назначается до 4-х лет, во втором - на 2 года.

    Не может налагаться на лиц, не имеющих гражданства и постоянного места проживания, военнослужащих, подданных других государств. Основания: .

    Скачать для просмотра и печати:

    Назначение принудительных работ

    Карательная мера может применяться в качестве адекватной замены тюремному заключению, если суд придет к такому решению. Наказание отбывается на указанных объектах, максимальная продолжительность таких работ - 5 лет. В течение этого периода, из зарплатного фонда, осужденного удерживается 5-20% в пользу государственного бюджета. В случае уклонения от обязательств, заменяется содержанием под стражей на срок, соразмерный периоду исправительных работ.

    Не применяется к несовершеннолетним, осужденным на срок свыше 5 лет, военнослужащим, беременным, инвалидам 1-2 групп, а также мужчинам и женщинам, старше 60 и 55 лет соответственно. Основания: .

    Арест


    представлен в форме принудительной изоляции виновного от общества, на срок 1-6 месяцев. Для военнослужащих определяется нахождением на гауптвахте.

    Не применяется к гражданам, не достигшим 18-летнего возраста, беременным, женщинам, имеющим на иждивении детей младше 14 лет. Основания: .

    Система наказаний - это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания по видам наказаний (см. ст. 44-59 УК РФ) и по санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний - это не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 УК РФ "Виды наказаний". Как всякая система она охватывает подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицируемых по различным основаниям, находящимся в определенной соподчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций других отраслей права. Содержание подсистем проистекает из норм гл. 9 "Понятие и цели наказания. Виды наказаний", а также из конструкции санкций за конкретные преступления.

    Первой позитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие. Она включает 18 видов наказания и 12 подсистем наказаний.

    Согласно буквенным обозначениям видов наказания - их тринадцать. Однако в п. "б" ст. 44 УК предусмотрен не один, а два вида наказания: "лишение права занимать определенные должности" и "лишение права заниматься определенной деятельностью". Также в п. "в" - пять видов наказания: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград. Поэтому, если считать точнее, видов наказания не тринадцать, а - восемнадцать.

    Это позволяет достаточно тщательно индивидуализировать наказание судам и исполнять его пенитенциарным, уголовно-исполнительным органам. Известно: чем больше подсистем (групп) и элементов (видов наказания) в системе наказаний, тем эффективнее она, как любая система, способна достичь своих целей. В зарубежных УК среди основных видов наказания фигурируют, как правило, три: арест, штраф и тюремное заключение. Иногда четвертым видом наказания выступает смертная казнь.

    Второй особенностью российской системы наказаний выступает ее гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания. Из 18 мер наказания 15 не связаны с изоляцией от общества. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы носят исключительный характер и могут назначаться лишь по пяти составам преступлений. Как ранее отмечалось, согласно решению Конституционного Суда РФ, с марта 1999 г. суды не могут выносить приговоры с наказанием в виде смертной казни. Максимальный срок лишения свободы - 20 лет (в большинстве зарубежных УК - 30 лет с широко применяемым пожизненным заключением; см. например, УК Франции). Режим отбывания лишения свободы также регламентирован Уголовным, а не Уголовно-исполнительным кодексом, тем более не тюремной администрацией, как при неопределенных приговорах в США.

    Третья специфика системы наказаний по УК РФ - следование принципу законности. Она регулируется исключительно Уголовным кодексом. Не существует параллельно системы мер безопасности.

    Подсистемы, объединяющие виды наказания, могут быть сгруппированы следующим образом.

    Наказания подразделяются прежде всего по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. В уголовной статистике это первый показатель структуры судимости.

    К наказаниям, связанным с изоляцией от общества, относятся: арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Остальные тринадцать видов наказания не связаны с изоляцией от общества.

    По самостоятельности применения и исполнения наказания подразделяются на три подсистемы: основные, дополнительные и смешанные (основные и дополнительные). Статья 45 УК предусматривает девять основных видов наказания. Таковы обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Три вида наказания - штраф, лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основного, так и дополнительного. Шесть видов наказания - только дополнительные: лишение специальных званий, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград и конфискация имущества.

    Три названные группы наказаний различаются по содержанию, целям, регламентации в санкциях и порядку назначения. Основные наказания - главные в санкциях за преступления. Дополнительные выполняют вспомогательную роль. Они не могут поэтому быть строже основных наказаний. Функции дополнительных наказаний состоят в утяжелении и спецификации основных наказаний. Они позволяют лучше, чем основные наказания, учитывать характер общественной опасности преступления, а также лица, его совершившего.

    Виды наказания по временным показателям иногда дифференцируют также на две подсистемы - срочные и бессрочные. Срочные - такие, которые назначаются на определенный период времени. К ним относится большинство видов наказания. Сроки однозначно определены в законе. При этом во исполнение принципа гуманизма запрещается назначать наказание за одно преступление выше максимального предела санкций за него. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено в санкции за соответствующее преступление, допускается (ст. 64 УК).

    Подсистема бессрочных наказаний, которые назначаются за тяжкие преступления, включает лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы, смертную казнь. При этом пожизненное лишенное свободы лицо по отбытии не менее двадцати пяти лет заключения может быть условно-досрочно освобождено, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания (п. 5 ст. 79).

    В зарубежных кодексах можно встретить и другие классификации подсистем наказаний. Например, в УК Испании 1995 г. наказания по характеру и размеру делятся на строгие, менее строгие и небольшие. В этом же Кодексе имеется оригинальная норма, которая определяет, какие санкции не являются наказаниями.

    Целостность системы наказаний предполагает их определенную иерархию и последовательность расположения внутри системы наказаний. УК 1996 г., в отличие от УК 1960 г., расположил виды наказания от менее тяжких к более тяжким (ст. 44 УК). Аналогична последовательность видов наказания и в санкциях за конкретные преступления.

    Такое законодательное решение позволяет суду правильно просчитывать варианты санкций и вначале обсудить возможность назначения менее строгих наказаний. Часть 1 ст. 60 прямо устанавливает, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При замене наказания на более строгое, при злостном уклонении от исполнения первоначально назначенного наказания суд при такой конструкции перечня наказаний получил возможность более четко определять сравнительную тяжесть наказания. При замене неотбытой части наказания более мягким видом (ст. 80 УК) у суда имеется такая же возможность.

    В первый год действия УК (1997 г.) система наказаний в структуре судимости выглядела так: удельный вес штрафа по всем назначенным судами наказаниям, включая условное осуждение, составил 7,9%. Его снижение с 13% в 1996 г. объясняется сложностью исполнения в условиях социально-экономического кризиса. Применение исправительных работ по тем же правилам снижено до 6,9%. Лишение свободы на определенный срок составило 32,8%, пожизненное лишение свободы назначено 16 осужденным за убийства. Ввиду моратория на смертную казнь с 1997 г. она не была исполнена, равно как и в отношении более тысячи приговоренных ранее к этому наказанию.

    Ввиду отсрочки применения по финансовым соображениям трех видов основных наказаний особенно резко выражено (до 52,4%) назначение судами условного осуждения к лишению свободы (ст. 73, 74). Беспрецедентно высокий рост условного осуждения в действительности противоречит принципу индивидуализации наказания, т.е. соответствия тяжести преступлений и личности виновного его наказуемости. Из-за невозможности применять новые гуманные виды наказания - арест, ограничение свободы, обязательные работы, а также потому, что к уголовной ответственности чаще всего привлекаются лица из несостоятельных слоев населения, суды вынуждены каждому пятому осужденному лишение свободы назначать условно. Однако неоправданный либерализм судами проявляется при назначении условного осуждения за тяжкие, в том числе коррупционные преступления. Так, по данным официальной судебной статистики в 1997 г. из 790 осужденных к реальному лишению свободы было приговорено всего 165 взяткополучателей, 343 или 437 - осуждены условно и 44 - к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

    Таким образом, многообразие и разнообразие системы наказаний позволяет суду тщательно индивидуализировать наказание при его назначении, а органам уголовно-исполнительной системы - исполнять. Она отвечает принципам законности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Система наказаний - единственная в УК РФ и не конкурирует с системой мер безопасности, как в большинстве зарубежных государств.

    Ничуговская Олеся Николаевна

    преподаватель кафедры теории и истории государства и права Воронежского института Федеральной службы исполнения наказаний России,

    г. Воронеж

    Система наказаний по современному уголовному законодательству Российской Федерации

    нтерес к проблемам уголовных наказаний и их системе не иссякает, а, наоборот, с каждым годом возрастает. Все больше юристов занимаются исследованием данного вопроса и предлагают свои варианты его решения. Система уголовного наказания в настоящий момент требует определенных корректив. И это доказывает тот факт, что на практике применяются далеко не все виды уголовных наказаний, а только малая их часть, которая, к сожалению, не всегда достигает своих целей, указанных в ст. 43 УК РФ, а именно: восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

    Под системой наказаний следует понимать сложный механизм, охватывающий их подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицированные по различным основаниям, находящиеся в определенной иерархии. Анализируя современное уголовное законодательство РФ, мы при-

    ходим к выводу, что как таковой определенной системы уголовных наказаний в УК РФ нет, а вместо нее есть только простое перечисление их видов (ст. 44 УК РФ). Хотя, по мнению многих ученых1, в законодательство обязательно должно быть включено определение этой системы и ее элементы. Причем в основу ее построения должен быть положен конкретный критерий.

    Различные авторы предлагают свои критерии формирования указанной системы. Например, профессор Н.С. Таганцев определяет систему как своеобразную «лестницу наказаний, понимая под ней совокупность карательных мер данного Кодекса в их взаимном соподчинении или соотношении»2. В.Н. Петрашев под системой понимает установленный законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке3. Р.Р. Га-лиакбаров считает, что система должна строиться из видов наказаний, расположенных в определенном порядке соответственно их степени тяжести4. В.К. Дуюнов видит систему как «социально обусловленную, целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний,

    1 См., например: Толкаченко А.А. Новое в законодательстве об уголовных наказаниях // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 6; Морщакова Т. Г. Наказание должно быть адекватным // ЭЖ-Юрист. 2003. № 48.

    2 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Курс лекций. Т.1. Тула: Автограф, 2001. С. 100.

    3 Петрашев В.Н. Гуманизация системы наказаний в уголовном праве. Ростов н/Д, 1988. С. 19.

    4 Галиакбаров Р.Р. Система и виды наказаний. Горький, 1986. С. 4.

    установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести»1.

    В словаре Ожегова С.И. предлагается определение системы как единства закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей2.

    Соответственно можно обозначить основные признаки системы уголовных наказаний и сформулировать ее определение:

    1. Система представляет собой совокупность элементов взаимосвязанных между собой.

    2. Система должна быть установлена компетентными государственными органами и отображена в законе.

    3. Система должна использоваться судебными органами при выборе наказания и в случае смягчения или ужесточения наказания применить наказание, указанное в санкции статьи Особенной части УК РФ.

    4. Данный перечень должен быть исчерпывающим, т.е. суд должен применить одну из мер наказаний в соответствии с данным перечнем. Наказания, не указанные в законе, суд применить не вправе.

    5. Система должна быть построена таким образом, чтобы наказания были расположены по возрастающему или убывающему признаку тяжести. Этот принцип имеет важное значение, поскольку он отражает принцип экономии репрессии, так как ориентирует законодателя применить менее строгое наказание. Указанное положение будет отвечать намеченной тенденции гуманизации уголовного наказания, а также справедливости, равенства и законности.

    6. Недопустимость введения таких видов наказаний, которые могли бы причинить физические страдания или унижали человеческое достоинство осужденных.

    7. Наказания, составляющие систему, должны соответствовать принципу справедливости и отражать тяжесть совершенного преступления, опасность и личность виновного.

    Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что система наказаний представляет собой единство различных видов наказаний, построенных последовательно относительно конкретного признака или критерия.

    Помимо того, что в УК РФ нет самого понятия системы, в нем также не просматривается и

    четко выстроенных элементов системы наказаний.

    Формирование действующей системы наказаний в отечественном уголовном праве было в основном завершено с принятием УК РФ3, в котором с момента вступления в силу появилось достаточно много изменений и дополнений. Значительная часть нововведений по сравнению с УК РСФСР касается, в том числе, и общей системы, и конкретных видов наказаний. Так, еще в 1993 г. из УК РСФСР были исключены и, соответственно, не вошли в УК РФ такие виды наказаний, как ссылка и высылка.

    Отменены такие виды наказаний, как:

    увольнение от должности (его заменили на запрещение занимать определенные должности);

    общественное порицание, поскольку применялось судами крайне редко. Тем более что его можно отнести скорее к мерам общественного воздействия, а не к видам уголовного наказания.

    УК РФ в ст. 44 дает полный перечень действующих видов наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и, наконец, исключительная мера наказания - смертная казнь4.

    Соответственно, теперь перечень наказаний дополнен принципиально новыми их видами, а именно: обязательными работами (ст. 49 УК РФ), ограничением по военной службе (ст. 51 УК РФ), ограничением свободы (ст. 53 УК РФ) и арестом (ст. 54 УК РФ).

    В уголовно-правовую регламентацию известных ранее видов наказания также были внесены существенные изменения. Так, например, изменены:

    а) порядок исчисления штрафа, его предельные размеры, перечень наказаний, которыми может быть заменен штраф в случае злостного уклонения от его уплаты;

    б) порядок лишения воинского звания, по-

    1 Дуюнов В.К., Цветинович А.Л. Дополнительные наказания: теория и практика. Фрунзе: Илим, 1986. С. 90.

    2 Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53000 слов / Под ред. Л.И. Скворцова. М.: Оникс: Мир и образование, 2007. С. 717.

    3 Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (вступил в силу с 01 января 1997 г.) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

    4 Временно не применяется в связи с международными обязательствами России.

    ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2007 №4(18)

    четного звания или классного чина. Если ранее, согласно ч. 2 ст. 36 УК РСФСР, суд мог только обращаться с просьбой о лишении почетного звания или наград в соответствующий орган, то теперь судебные органы праве самостоятельно лишать осужденного почетного звания. Кроме того, в ст. 48 УК РФ добавлено указание на возможность лишения классного чина;

    в) регламентация исправительных работ: отбывание наказания осуществляется не по месту работы осужденного, а в местах, указанных органами местного самоуправления. Одновременно из данной нормы изъяты какие-либо указания на возможность замены этого вида наказания лицам, признанным нетрудоспособными, уточнена правовая природа наказания;

    г) порядок и основания применения содержания в дисциплинарной воинской части1:

    расширен круг лиц, к которым может быть применено данное наказание (за счет контрактников);

    уменьшен срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет;

    сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы;

    д) уголовно-правовая регламентация лишения свободы, которая и до этого регулярно подвергалась изменениям и дополнениям. Кроме редакционных и содержательных изменений, в статусе некоторых учреждений нашла свое законодательное закрепление тенденция к увеличению средней продолжительности наказания. Теперь лишение свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет2. Кроме того, изменен принцип сложения наказания - его общая продолжительность может достигать двадцати пяти лет (ч. 3 ст. 69 УК РФ). Пожизненное лишение свободы, в основном, сохранило свою регламентацию. Изменения коснулись лишь перечня лиц, которым оно не может быть назначе-но3: совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.

    Такие виды наказаний, как обязательные работы и арест, в настоящее время не используются, поскольку для этого пока не созданы соответствующие условия.

    Порядок применения конфискации имуще-

    ства за время действия УК РФ неоднократно изменялся, поэтому данный вопрос следует рассмотреть поподробнее.

    Конфискация имущества представляет собой принудительное, безвозмездное изъятие из личной собственности граждан в собственность государства всего или части имущества. Сам термин «конфискация» латинского происхождения (соп^са^о), в дословном переводе означает «отбирание чего-либо в казну».

    Уже в первых источниках российского права присутствует наказание в виде конфискации имущества. Так, в Русской Правде в ст. 83 Пространной редакции Троицкого списка записано: «Аже зажгуть гумно, то на поток, на грабежь дом его, переди пагубу исплатившю, а в проце князь поточити и; тако же аже кто двор зажьжешь», что в переводе означает: «Если кто подожжет гумно, то выдается головою князю со всем имением, из коего наперед вознаграждается убыток хозяина, остальным располагается по своей воле князь, так же поступать и с тем, кто двор подожжет»4. Речь идет о самом суровом наказании - потоке и разграблении, которое заключалось в конфискации имущества преступника и в обращении его и членов его семьи в рабство. Оно устанавливалось за конокрадство, убийство в разбое, поджог гумна. Конфискация относилась к имущественным наказаниям и нашла дальнейшее отражение в русском дореволюционном законодательстве.

    В соответствии с советским законодательством конфискация имущества применялась только в качестве дополнительного наказания, которое могло быть назначено при осуждении за государственные и корыстные преступления. Суд вправе был конфисковать имущество (все или часть его) независимо от правомерности его приобретения. При решении вопроса о применении конфискации суд учитывал степень общественной опасности преступления и личность осуждаемого.

    Во многих европейских странах (Италия, Дания, Швеция, Испания, Голландия, Германия) уголовным законодательством предусмотрена мера наказания в виде конфискации имущества. Вызывает интерес уголовное законодательство Италии 1982-1996 гг., в котором устанавливалась конфискация имущества у мафии. Недвижимость подлежала конфискации прежде всего в тех слу-

    1 Ранее - ст. 34 УК РСФСР, сейчас - ст. 55 УК РФ.

    2 Часть 1 ст. 24 УК РСФСР предусматривала назначение этого наказания на срок от трех месяцев до пятнадца-

    3 Этот перечень идентичен перечню лиц, которым не может быть назначена смертная казнь.

    4 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 21.

    чаях, когда мафиози не мог объяснить, откуда у него несметное богатство. И это соответствует современной международной норме «незаконного обогащения» (т.е. значительное увеличение активов лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать - ст. 20 Конвенции ООН против коррупции1). На конфискованных землях мафии выращивался виноград, оливки и другие фрукты и овощи. На этикетках с вином писалось: «Вино изготовлено из винограда, выращенного на землях, конфискованных у мафии». Аналогичная надпись была и на этикетках бутылок с оливковым маслом и т.д.

    После распада СССР данная мера наказания благополучно перешла из советского законодательства в российский Уголовный кодекс 1996 г. Только за получение взяток в 2002-2003 гг. было вынесено 50 обвинительных приговоров, предусматривающих в качестве дополнительного наказания конфискацию имущества.

    Таким образом, российскому законодательству было известно два вида имущественных наказаний: штраф и конфискация имущества. Различие конфискации и штрафа заключалось в следующем:

    1. Штраф применялся при совершении преступлений небольшой или средней тяжести, а конфискация - при совершении тяжких или особо тяжких преступлений, совершенных из корыстных побуждений.

    2. Штраф являлся денежным взысканием, а конфискация заключалась в принудительном изъятии принадлежащего осужденному имущества.

    3. Размер штрафа устанавливался в зависимости от тяжести преступления с учетом материального положения осужденного и в пределах, предусмотренных санкцией ст. Особенной части УК РФ, а при конфискации количество имущества, подлежащего изъятию, определял суд.

    4. Штраф мог быть как основной, так и дополнительной мерой наказания, а конфискация -только дополнительной.

    С принятием Федерального закона № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»2 из двух остался только один вид имущественного наказания - штраф, поскольку конфискацию исключили из перечня наказаний. В пояснительной записке к данному закону указывалось на весьма низкую эффективность такого вида наказания, как конфискация имущества, однако никаких подтверждающих данных не приводилось.

    Исключение конфискации имущества как вида наказания и замена ее крупным штрафом отрицательно воспринимались как практическими работниками, так и многими учеными.

    Предложений об исключении конфискации имущества из числа наказаний в юридической литературе ранее высказывалось достаточное количество. В частности, говорилось о том, что такая мера затрагивает не только имущественные интересы осужденного, но и имущественные интересы членов его семьи, иждивенцев, не имевших отношения к совершенному преступлению, способна создать серьезные проблемы в ресо-циализации лица, отбывшего наказание, нарушает принцип справедливости, поскольку обращается на имущество, нажитое трудовым путем. Кроме того, сторонники данной позиции заявляли, что имущество, нажитое преступным путем, может быть изъято в порядке, предусмотренном УПК РФ и, следовательно, в конфискации имущества, как уголовном наказании, нет необходимости. Этот порядок (ст. 81 УПК РФ) распространяется на вещественные доказательства, к которым относятся, в том числе: имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий, либо нажитые преступным путем.

    В июле 2006 г. конфискация имущества вновь появилась3 в УК РФ4, но теперь она отно-

    1 Конвенция ООН против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 8 марта 2006 г. // Собрание законодательства РФ от 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

    2 Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» от 8 декабря 2003 г. (с изменениями от 11 марта 2004 г., 5 января 2006 г.) // Собрание законодательства РФ от 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4848.

    3 См.: Федеральный закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства РФ от 31 июля 2006 г. № 31. Ч. 1. Ст. 3452.

    4 См.: Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера Уголовного кодекса РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

    сится к мерам уголовно-правового воздействия1. Кроме того, в разделе VI гл. 15.1 «Конфискация имущества» Уголовного кодекса РФ указано, что конфискацию следует применять в отношении доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления.

    Согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, конфискация имущества определяется как безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества, определенного уголовным законом.

    Ранее, согласно ч. 2 ст. 52 УК РФ, конфискация имущества применялась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривала данный вид наказания. При этом большинство преступлений, по которым могла применяться конфискация имущества, относились к преступлениям против собственности, сферы экономической деятельности и общественной безопасности. Всего конфискация имущества предусматривалась в 31 ст. ст. Уголовного кодекса РФ.

    Теперь же, согласно действующей ст. 104.1 УК РФ, предусмотрено безвозмездное обращение в собственность государства следующего имущества:

    денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ (всего 45 ст. ст.), и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

    денег, ценностей и иного имущества, в

    которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

    денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

    орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

    Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество и подлежащего конфискации, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета, невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

    Россия ратифицировала ряд международных конвенций, в которых конфискация имущества является основной и эффективной мерой уголовного наказания:

    1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанную от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 27 января 1999 г.2;

    2. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.)3;

    3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.4;

    4. Конвенция ООН против транснациональ-

    1 К мерам уголовно-правового воздействия, кроме конфискации имущества, относятся: меры принудительного медицинского характера; амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре; принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания; конфискация денежной суммы взамен имущества; возмещение причиненного ущерба.

    2 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.). РФ ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 июля 2006 г. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. РФ подписала настоящую Конвенцию 27 января 1999 г. (Распоряжение Президента РФ № 18-рп от 25 января 1999 г.) // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

    3 Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS № 141 (Страсбург, 8 ноября 1990 г.). Конвенция вступила в силу 1 сентября 1993 г. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 62-ФЗ от 28 мая 2001 г. с оговорками и заявлением. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г. // Совет Европы и Россия. 2000. № 2.

    4 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.). Конвенция вступила в силу 10 апреля 2002 г. РФ ратифицировала Конвенцию Федеральным законом № 88-ФЗ от 10 июля 2002 г. с заявлениями. Конвенция вступила в силу для РФ 27 декабря 2002 г. // Собрание законодательства РФ от 24 марта 2003 г. № 12. Ст. 1059.

    В международном уголовном праве существует два вида конфискации - общая и специальная. Первая подразумевает конфискацию всего без исключения имущества осужденного, хотя во многих странах такая конфискация запрещена Конституцией. Специальная же конфискация предусматривает безвозмездное изъятие того имущества, которое использовалось для совершения преступления или было получено преступным путем. В международной практике специальная конфискация, как правило, применяется в случаях легализации преступных доходов, финансировании терроризма, а также за нелегальный оборот наркотиков, что нашло отражение в пункте 8 Руководящих принципов ООН для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней3 (приняты в 1990 г. на Конгрессе ООН в Гаване) и в Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию4 (принята в Страсбурге, 1999 г.). В пункте 3 ст. 19 «Санкции и меры» установлено, что «каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковывать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных правонарушений, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам».

    Во многих государствах существует конфискация имущества, которая преследует основные цели: компенсация вреда потерпевшему,

    возмещение затрат на судебные и процессуальные издержки, а также на общественно-полезные цели. Важное положение зафиксировано в ст. 104.3 УК РФ, в которой предусмотрена первоначальная компенсация вреда потерпевшему и потом уже государству, тогда как ранее в ст. 44 УК РФ конфискованное имущество в полном объеме должно было обернуться в доход государства.

    Сам факт возврата конфискации в уголовное законодательство, безусловно, имеет положительное значение. Однако возникает ряд вопросов относительно применения конфискации уже не как вида наказания, а как меры уголовно-правового характера. Одновременно напрашивается вывод о том, что она уже не может служить альтернативой видам наказания, и ее применение, главным образом, обусловлено усмотрением судьи, рассматривающим конкретное дело. Предстоит процессуально урегулировать ряд вопросов относительно порядка отделения имущества осужденного от имущества его членов семьи и иных лиц.

    В настоящее время, как уже говорилось, единственным видом имущественных наказаний является штраф, но он не может послужить полноценной заменой конфискации, поскольку ущерб, причиненный некоторыми видами преступлений, во многих случаях превышает размер штрафа, установленного в пределах 1 млн рублей.

    В современных российских условиях конфискация является наиболее эффективным видом наказания, который необходимо применять в качестве основного вида наказания для таких преступлений, как коррупция, терроризм, сбыт наркотиков, корыстные преступления. Отменив кон-

    1 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.). Конвенция дополнена протоколами: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Конвенция вступила в силу 29 сентября 2003 г. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ с заявлениями. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 июня 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2004 г. № 40. Ст. 3882.

    2 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 40-ФЗ от 8 марта 2006 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

    3 Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

    4 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.). Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 июля 2006 г. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию 27 января 1999 г. (Распоряжение Президента РФ № 18-рп от 25 января 1999 г.) // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

    фискацию имущества как вид наказания, законодатель предлагает в качестве альтернативы применять лишение свободы. Это положение не отвечает тенденции гуманизации уголовного законодательства, поскольку лишение свободы является более суровым наказанием по сравнению с конфискацией.

    Если следовать логике законодателя, осужденному к лишению свободы преступнику не грозит расстаться с похищенным, преступно нажитым имуществом, и по возвращении на свободу он имеет полное право использовать это имущество на различные цели: либо для дальнейшей преступной деятельности, либо для отмывания этих денежных средств. Таким образом, отменив конфискацию как вид наказания, законодатель отказался от средства профилактики многих преступлений. А неконфискованные средства, полученные преступным путем, могут послужить основой для дальнейшего использования организованной и иной преступностью.

    Возвращаясь к системе наказаний, следует отметить, что уголовно-правовая наука предлагает несколько оснований для классификации наказаний по видам.

    В зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние, виды наказаний можно разделить на наказания для несовершеннолетних и, соответственно, наказания для совершеннолетних.

    Некоторые виды наказаний не могут быть применены к несовершеннолетним, поэтому для них система наказаний, в соответствии со ст. 88 УК РФ, выглядит следующим образом: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.

    По характеру карательного элемента они делятся на наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, и наказания, ограничивающие свободу. Сюда же, как отдельный элемент, следует отнести и исключительную меру наказания - смертную казнь.

    В связи с возможностью применения наказания, независимо или в зависимости от других, выделяют основные, дополнительные и наказания, которые могут применяться в качестве

    основных и дополнительных.

    К основным относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

    Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград являются дополнительными видами наказаний.

    А штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

    По нашему мнению, данное разделение видов наказаний на основные и дополнительные очень неудобное, поскольку некоторые из них могут применяться как в качестве первых, так и в качестве вторых. Такая система непригодна для анализа, поскольку смысл и цели одного и того же наказания, применяемого как основное и как дополнительное, различны1.

    Невозможность исполнения некоторых уголовно-правовых мер по материально-финансовым и иным причинам обусловливает подразделение всех наказаний на действующие и отложенные (к последним относятся обязательные работы, ограничение свободы, арест, а также смертная казнь).

    Главным требованием к построению системы уголовных наказаний, отраженным в международных источниках, является гуманность, которая должна не позволить наказанию превратиться в пытку для лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

    ООН был принят ряд документов, посвященных обращению с правонарушителями, сокращению числа заключенных и применению альтернатив тюремному заключению2. Особое место среди этих документов занимают Стандартные минимальные правила ООН, которые в § 8 «Положения о вынесении приговора» гл. 3 «Стадия суда и вынесение приговора» предусматривают, что:

    «8.1 Судебный орган, имея в своем распоряжении выбор не связанных с тюремным зак-

    1 Например, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    2 См.: Резолюцию 8 Генеральной Ассамблеи ООН 35/171 от 15 декабря 1980 г. «Доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями»; резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» // Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

    лючением мер, должен при вынесении своего решения принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует консультироваться.

    8.2 Органы, выносящие приговоры, могут предусматривать по делам следующие санкции:

    a) устные санкции, такие, как замечание, порицание и предупреждение;

    b) условное освобождение от ответственности;

    c) поражение в гражданских правах;

    d) экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые штрафы и поденные штрафы;

    e) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;

    1) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

    д) условное наказание или наказание с отсрочкой;

    ^ условное освобождение из заключения и судебный надзор;

    О постановление о выполнении общественно-полезных работ;

    j) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;

    к) домашний арест;

    I) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;

    т) какое-либо сочетание перечисленных выше мер»1.

    Соответственно судебные органы, выносящие приговоры, должны использовать в первую очередь наказания, альтернативные тюремному заключению, в том числе и «поражение» в гражданских правах. В этом смысле определенный интерес представляет опыт отечественного уголовного законодательства. Правопоражающие санкции в российском праве издавна применялись достаточно широко. Еще с далеких времен известна такая мера наказания, как «изгнание из общины» или «объявление нарушителя бесправным». А в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., на основе которого стала реформироваться система исполнения уголовных наказаний, помимо всего прочего, упоминалось «лишение всех прав и свобод».

    Современная система наказаний требует существенных корректив, поскольку в настоящее время она не отвечает принципу системности2. В ходе нашего исследования удалось выявить несколько причин, по которым стоит пересмотреть содержание представленного в УК РФ перечня уголовных наказаний.

    Первая из них заключается в том, что в систему включены наказания, которые в настоящее время вообще не могут применяться в силу того, что не созданы условия для применения: обязательные работы, ограничение свободы, арест. Судья при назначении наказания вынужден применить более строгий вид наказания, поскольку альтернативой этим наказаниям в большинстве случаев выступает лишение свободы.

    Вторая причина необходимости изменения системы состоит в том, что в одном перечне содержатся наказания для общего и для специального круга лиц. В данном случае виды наказаний нужно распределить в зависимости от категории субъектов, на которых распространяются наказания:

    1) применяемые к общему кругу лиц,

    2) применяемые к военнослужащим,

    3) применяемые к несовершеннолетним,

    4) применяемые к лицам, занимающим государственные должности.

    Смертная казнь в государстве фактически не применяется, хотя в нормативном порядке она не была отменена либо приостановлена. Сам факт возможного применения смертной казни будет действовать как эффективная превенция против преступлений, посягающих на самую охраняемую ценность - жизнь человека. Поэтому данный вид наказания обязательно должен быть в УК РФ.

    Из 12 видов наказаний лишение свободы применяется в несколько раз чаще любого другого наказания, что тоже говорит о том, что система наказаний работает крайне неэффективно. Альтернативой применению лишения свободы служит в большинстве случаев штраф. Несмотря на то, что условное осуждение не является видом уголовного наказания, число лиц осужденных условно с каждым годом растет.

    Исходя из приведенных фактов, можно сделать вывод о том, что необходимо срочно сформировать комплекс мер, которые позволят применять альтернативные лишению свободы

    1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» / / Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

    2 См.: Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало-М, 2002.

    наказания, а именно создать как можно быстрее условия для применения обязательных работ и ареста. Тем самым представится возможность назначать меры наказания, не связанные с лишением свободы, которые приведут впоследствии к сокращению численности лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Кроме того, следует чаще назначать другие меры наказания, например, исправительные работы, которые должны применяться и по постоянному месту работы, а для лиц, не работающих - в местах, указанных органами местного самоуправ-

    В целом система уголовных наказаний нуждается в существенной доработке. Главной целью системы наказаний должна стать индивидуализация. В связи с этим систему уголовных наказаний лучше было бы строить, исходя из субъективного или личностного критерия.

    В особую группу следует выделить материальные виды наказания, поскольку в некоторых случаях лишение материальных благ будет наиболее действенным, а в случае преступной наживы - даже необходимым.

    Система наказаний есть исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке - от менее строгих к более строгим.

    Отдельные виды наказаний, входящие в систему, являются ее структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимообу­словлены:

    1) их объединяют единые цели, присущие всем видам наказаний;

    2) их сравнительная тяжесть, определяющая место каждого на­казания в системе наказаний, предопределяет выбор возможного наказания, когда суд решит назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление в санкции статьи Особен­ной части УК РФ, или когда неотбытая часть наказания заменяется более мягким видом наказания.

    Исчерпывающий перечень наказаний, образующих систему на­казаний, не позволяет суду назначить наказание, которое не преду­смотрено системой.

    В соответствии со ст. 44 УК РФ в систему наказаний включены следующие виды наказаний:

    2) лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью;

    3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

    4) обязательные работы;

    5) исправительные работы;

    6) ограничение по военной службе;

    7) ограничение свободы;

    10) лишение свободы на определенный срок;

    11) пожизненное лишение свободы;

    12) смертная казнь.

    Законодатель все наказания делит на основные, которые могут быть назначены самостоятельно, и дополнительные, назначаемые только в сочетании с первыми. В качестве основных видов нака­заний в соответствии со ст. 45 УК РФ применяются обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воин­ской части, лишение свободы на определенный срок, пожизнен­ное лишение свободы, смертная казнь. В качестве дополнительно­го вида наказания в ч. 3 ст. 45 УК РФ предусматривается лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Есть и третий вид наказаний, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные. B соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в каче­стве как основных, так и дополнительных видов наказаний. Эти наказания можно назначить как самостоятельное, но можно и присоединить к другим видам наказания, в установленных зако­ном случаях.

    B Уголовном кодексе РФ предусмотрены следующие обстоя­тельства смягчающие и отягчающие обстоятельства.

    1. Смягчающими обстоятельствами признаются:

    Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

    Несовершеннолетие виновного;

    Беременность;

    Наличие малолетних детей у виновного;

    Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизнен­ных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

    Совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, слу­жебной или иной зависимости;

    Совершение преступления при нарушении условий право­мерности необходимой обороны, задержания лица, совер­шившего преступление, крайней необходимости, обосно­ванного риска, исполнения приказа или распоряжения;

    Противоправность или аморальность поведения потерпевше­го, явившегося поводом для преступления;

    Явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;

    Оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непо­средственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, при­чиненных в результате преступления, иные действия, направ­ленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

    Отягчающими обстоятельствами признаются:

    Рецидив преступлений;

    Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

    Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

    Особо активная роль в совершении преступления;

    Привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо на­ходятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

    Совершение преступления по мотивам политической, идео­логической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

    Совершение преступления из мести за правомерные дейст­вия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

    Совершение преступления в отношении лица или его близ­ких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

    Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

    Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

    Совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

    Совершение преступления в условиях чрезвычайного поло­жения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;

    Совершение преступления с использованием доверия, оказанно­го виновному в силу его служебного положения или договора;

    Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

    B Особенной части УК РФ все преступления в зависимости от родового объекта подразделяются на шесть разделов (разделы VII- XII), а каждый раздел по видовому объекту группируется по главам, включаемым в различные разделы (главы XVI-XXXIV).

    Раздел VI «Преступления против личности» включает в себя пре­ступления против: жизни, здоровья, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, конститу­ционных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершен­нолетних.

    В разделе VII «Преступления в сфере экономики» рассматрива­ются преступления: против собственности, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

    Раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» включает преступления против: общест­венной безопасности, здоровья населения и общественной нравст­венности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также экологические преступления и преступления в сфере компь­ютерной информации.

    В разделе X «Преступления против государственной власти» сгруппированы преступления против: основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти, интере­сов государственной службы и службы в органах местного само­управления, правосудия, порядка управления.

    Завершается особенная часть Уголовного кодекса РФ разделом XI «Преступления против военной службы» и разделом XII «Преступ­ления против мира и безопасности человечества».