Шахнович михаил иосифович. Михаил иосифович шахнович Михаил шахнович


Важное место в исследовательской деятельности М. И. Шахновича было отведено изучению мистики и оккультных наук. Начало было положено приглашением Шахновичу от профессора Л. Л. Васильева принять участие в деятельности комиссии, объектом изучения которой стали различные явления человеческой психики. После длительного сотрудничества с различными психиатрами (А. В. Дубровским и др.) и глубокого изучения данной темы Шахнович ещё в 1930-е годы пишет «Историю спиритизма», только малая часть которой увидела свет. Следующим шагом в этом направлении был выпуск в 1965 году книги «Современная мистика в свете науки», в которой были впервые в стране рассмотрены такие темы как происхождение самой мистики, её сущность, была дана классификация её форм. В 1967 году М. И. Шахнович в соавторстве с психиатром А. А. Портновым выпускает брошюру «Психозы и религия», где изучение предмета было продолжено. Уже в 1996 году была выпущена книга учёного под названием «Петербургские мистики», по сути сборник очерков о встречах медиумами, алхимиками и предсказателями Санкт-Петербурга, начатый ещё в середине 1991 года.

Взаимоотношение искусства и религии было затронуто в вышедшей в 1965 году монографии М. И. Шахновича «Гойя против папства и инквизиции», написанной им специально к 125-летию со дня смерти великого испанца. В книге раскрыты и описаны жизнь и творчество знаменитого художника, даны комментарии к офортам из серии «Провербиос» («Диспаратес») и «Капричос», в частности, при опоре на фольклорные источники во многом были прояснены сюжеты данных произведений.

М. И. Шахнович был также одним из основателей Музея истории религии АН СССР, где последовательно занимал должности старшего научного сотрудника в 1932-1941 годах и заместителя директора по научной части в 1944-1960 годах. Он участвовал с 1932 года в создании всех выставок данного музея, а, начиная с 1946 года, руководил ими и даже составлял путеводители по ним.

Библеистика и гебраистика

Как историк иудаизма и библеист, М. И. Шахнович впервые проявил себя в 1929 году, когда вышла его книга «Социальная сущность Талмуда». Через десять дет, в 1939 году, он уже участвует в организации выставки в Государственном Музее Этнографии «Евреи в царской России и СССР». Основными последующими работами в этом направлении стали: «Реакционная сущность иудаизма. Критические очерки происхождения и классовой сущности иудейской религии» (1960), «Закат иудейской религии» (1965), в которой был напечатан фрагмент его же труда об «протоколах сионских мудрецов», и «Библия в современной борьбе идей» (1988).

Этнография и фольклористика

Ещё одним важной областью научных исследований М. И. Шахновича стала русская паремиография. Результатом многолетних изысканий по этой теме стал его труд «Русская паремиография как исторический источник», но только его первая часть увидела свет. Он вышла под названием «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» в журнале «Советский фольклор» в 1936 году. Выпущены были также два приложения, содержавшие архивные материалы, касающиеся В. И. Даля. Также важными работами учёного как паремиографа являются его библиографический указатель по русской паремиографии, содержащий 1435 работ, «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945) и неопубликованная «Русская книга любви», содержащая эротические и «заветные» пословицы.

Следствием паремиографических исследований М. И. Шахновича явился его интерес и к народным приметам, что нашло отражение в выпуске двух книг соответствующего содержания: «Приметы в свете науки» (1954, 1963, 1964) и «Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия» (1984).

Этика и история этических учений

Преподавая с 1946 года историю этических учений на философском факультете, М. И. Шахнович выступил впоследствии инициатором и редактором (вместе с Б. А. Чагиным и 3. Н. Мелещенко) коллективного труда «Очерки истории этики» (М., 1969), написав также такие разделы как «Этика древнего и средневекового Востока», «Этика Древнего Рима» и многие другие.

В. Я. Пропп о М. И. Шахновиче

Следующие слова написаны В. Я. Проппом по поводу книги М. И. Шахновича «Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах Ленина»:

Основные работы

  • Шахнович М. И. Социальная сущность Талмуда. - Л., 1929.
  • Шахнович М. И. Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок // Советский фольклор. 1936. № 4-5.
  • Шахнович М. И. Военные пословицы русского народа. - Л., 1945.
  • (переведена также на немецкий и польский языки)
  • Шахнович М. И. Гойя против папства и инквизиции. - Л., 1965.
  • Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. - Л., 1971.
  • (переведено на армянский язык).
  • Шахнович М. И. Приметы верные и суеверные. Очерки народного знания и бытового суеверия. - Л., 1984.
  • Шахнович М. И. Тайны бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. - Киев, 1990.

Шестьдесят лет назад три ленинградских пионера: я, будущий автор этой книги, Саша Клибанов, теперь известный историк, лауреат Государственной премии СССР, и Лева Иссерлин - он погиб в 1941 году в горящем танке в бою под Ленинградом - написали письмо ответственному редактору газеты «Безбожник» Емельяну Ярославскому.

Мы рассказали выдающемуся пропагандисту ленинской партии о том, как вожатая проводила с нашим пионерским отрядом антирелигиозные беседы: «Сколько лет Земле?», «Как вещество стало существом», «Жил ли Адам?», «Откуда взялись боги и дьяволы?», и о том, как пионеры в своем клубе создали «Уголок безбожника», где развесили на стенах сатирические плакаты художника Дмитрия Моора (Орлова).

Написали мы и про то, что каждый месяц выпускаем стенную газету «Икар». А назвать ее так ребята решили потому, что всем очень понравился древнегреческий миф о Дедале и Икаре, который прочитала на сборе наша вожатая.

…Жил когда-то знаменитый архитектор и скульптор Дедал. Он высекал из белого мрамора такие дивные статуи, что их принимали за живых людей, Дедал выстроил на острове Крит дворец Лабиринт с запуганными ходами, из которого невозможно было найти выход. Царь Минос заключил в Лабиринт Минотавра - чудовище с телом человека и головой быка. Много дней прожил Дедал на Крите, но когда захотел покинуть остров, чтобы вернуться в родной город Афины, царь не пожелал отпустить знаменитого зодчего. Дедал долго думал, как бежать, и наконец нашел способ освободиться от неволи. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и изготовил из них четыре больших крыла. Дедал и его сын Икар привязали крылья на спины, продели руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнули ими и поднялись в воздух, как птицы. Отец предупредил сына, чтобы он не поднимался близко к солнцу: оно растопит воск, и не спускался низко к морю: соленые брызги морских волн намочат перья. Но Икар забыл наставления Дедала. У смельчака мелькнула гордая мысль: проверить, есть ли на небе боги? Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скрепляющий перья крыльев. С огромной высоты рухнул Икар вниз и погиб в морской пучине.

О многом написали мы тогда Емельяну Ярославскому. Вспомнили и про один смешной случай, произошедший с первоклассниками. Когда они пришли из Зоологического сада, то заявили, что теперь перестали бояться водяного, так как он оказался попросту «бидимотом».

В ответ на наше письмо Емельян Ярославский опубликовал в 1925 году в газете «Безбожник» статью «Боги и пионеры». Он писал:

«Я получил несколько писем из разных городов России о том, как пионеры борются с религией. Вот идет по улице отряд пионеров со своим знаменем. Весело отбивает дробь барабан, льется задорная песня. А навстречу им выходят из церкви старики и старушки. Они крестятся в страхе и ругаются: «Ах, антихристы! Вот черти-то вас будут мучить в аду!». Смеются пионеры: не страшны им черти. Почему? Да потому, что они знают, что ни богов, ни чертей нет.

Если верующие родители и надерут уши пионеру за то, что он стал безбожником, это не велика беда. Отец или мать потом призадумается: а ведь сын, пожалуй, более прав, этот самый молокосос, у которого молоко на губах не обсохло, и им будет стыдно перед сыном. Придет время, когда верующие родители поймут, что между религиозным и научным объяснением мира лежит пропасть.

Религия внушает, что всем миром управляет бог, от воли бога будто бы и зависит все на земле: война и мир, безработица и бедность. Но если это так, то зачем же бороться против войны, голода, бедности? Религия учит покорности: страдай и терпи: «рабы да повинуются господам своим».

Наука исследует небо и землю и знает, что там нет никаких сверхъестественных «чистых и нечистых сил». В 1924 году в Туркестан прилетела саранча. Муллы говорили, что ее убивать нельзя, потому что саранчу послал Аллах, и на крыльях ее написано, что она послана в наказанье людям за грехи. Когда верующие пытались прочитать, что написано на крыльях саранчи, и не могли, потому что там ничего не написано, муллы говорили: «значит, у вас есть какой-нибудь грех».

Пионеры должны знать правильные объяснения явлений природы и общества и, конечно, верные объяснения самой религии.

Вместо «закона божьего», который учили в старой школе, мы не предлагаем ввести «закон антибожий» в новой школе, но мы хотим., чтобы все предметы, изучаемые в ней, вся система образования и воспитания разрушала религиозные верования, формировала научные взгляды на мир.

Пионер! К борьбе против суеверий - будь готов! Но это не значит, что ты будешь изгонять из своих рядов верующих детей, не примешь в отряд тех, кто пришел в него из религиозной семьи. Нет, ты будешь терпеливо убеждать их в правоте знаний, а не веры.

Из пионера должен вырасти настоящий целостный человек, настоящий ленинец, который не боится, никаких богов, святых, ангелов и чертей, знает, что их нет».

Пионеры, к которым в 1925 году обратился Емельян Ярославский, выросли, стали рабочими, инженерами, учителями, врачами, артистами.

В нашей стране давно изменились содержание и формы пропаганды научных знаний по сравнению с двадцатыми годами. В общеобразовательной школе вы узнаете гораздо больше, чем те, кто учился тогда.

Путешествие по стране знаний помогает формировать научное мировоззрение, то есть систему верных обобщенных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и общественных явлениях, об отношении к ним человека. Потребность в истолковании сущности мироздания, смысла и ценностей жизни, стремление получить ответы на вопросы: «Кто я есть, чем хочу быть и что могу дать людям?» рождаются в золотую пору отрочества.

Только революционное учение марксизма-ленинизма дает правильное миропонимание, верно отвечает на мировоззренческие вопросы, в том числе и на вопросы о религии. Отношение его к ней неизменно, потому что коммунисты стоят за науку, а всякая религия несовместима с наукой. Коммунисты - атеисты, но они с уважением относятся к тем, кто глубоко верит в бога.

Замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без понимания религии невозможен настоящий атеизм. А без атеизма, без настоящего свободомыслия невозможна коммунистическая идейность, убежденность в справедливости благородных идеалов человечества. Я старался, чтобы к отрицанию бога мои воспитанники пришли, поняв религию».

Между покоренными племенами и народами, исповедовавшими различные религии, происходили кровавые столкновения. Страну раздирали смуты и волнения. Люди разных исповеданий отказывались вместе пить и есть. Индусы-земледельцы скорее готовы были умереть от жажды, нежели напиться воды в мусульманском дворе. Они призывали к восстанию против крупных землевладельцев-мусульман, которые в союзе с индийскими князьями и предводителями племен грабили народ. Мусульманская беднота создавала тайные организации для борьбы против феодалов и купцов.

Михаил Иосифович Шахнович (23 февраля 1911 - 4 марта 1992) - философ, историк культуры, фольклорист, специалист в области философии религии и религиоведения.

Научные интересы М. И. Шахновича определились ещё в юности во время учёбы в Санкт-Петербургском З-м реальном училище (102-й школа Петрограда) под влянием его школьных учителей, прежде всего, его классного наставника В. Я. Проппа, преподававшего русскую литературу ифольклор, А. И. Боргмана, преподававший историю, и А. А. Богданова, ведшего кружок по философии. В конце 20-х годов, ещё учась в школе, М. И. Шахнович начинает активно работать как журналист в газетах «Смена» и «Безбожник», пишет репортажи, очерки, фельетоны.

На историко-филологическом отделении Ленинградского университета М. И. Шахнович учился (1929-1932) у П. К. Коковцева, Ф. Ф. Щербацкого,В. А. Алексеева, И. Г. Франк-Каменецкого, В. В. Струве. В аспирантуре (1933-1936) в Академии наук СССР он занимался фольклористикой под руководством М. К. Азадовского, одновременно сотрудничая с В. Г. Богоразом и Н. М. Маториным в области этнографии (этнологии) и сравнительного религиоведения. В этот же период М. И. Шахнович был ответственным секретарем журналов «Советская этнография» и «Советскийфольклор». В 1936 году он написал диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник», за которую в 1937 г. решением ВАК получил сразу две степени - кандидата исторических и кандидата филологических наук.

[править]Научная деятельность и карьера

М. И. Шахнович окончил ИФЛИ ЛГУ (1932), аспирантуру АН СССР (1936). Один из основателей Музея истории религии АН СССР (1932). Старший научный сотрудник (1932-1941), зам. директора этого музея (1944-1960). В 1946-1949; 1953-1960 гг. совмещает работу в музее с преподавательской деятельностью на философском факультете ЛГУ. Старший преподаватель (1960), доцент (1962), профессор философского факультета ЛГУ (1965-1991). Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденами и медалями. За возрождение Музея истории религии АН СССР и восстановление Казанского собора после Великой Отечественной войны награждён орденом «Знак почета» (1953). Кандидат исторических и филологических наук (диссертационный труд «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1937)). Доктор философских наук (тема «Ленини проблемы атеизма: критика религии в трудах Ленина» (1963)). В 1946 г. впервые в истории ЛГУ начал преподавать на философском факультете курс «Всеобщая история религии и атеизма», затем, постоянно обновляя и дополняя, читал его более 40 лет. Подготовил более 120 кандидатов и докторов наук.

М. И. Шахнович автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов. Многие его книги до сих пор не напечатаны, а некоторые вышли совсем не в том виде, в каком они задумывались или были написаны первоначально.

Дочь - Шахнович Марианна Михайловна - доктор философских наук, в настоящее время преподаёт на философском факультете СПбГУ.

Ещё в 30-е годы М. И. Шахнович работал над изучением проблем происхождения мифологии и взаимоотношения мифологии и философии. Результатом этой многолетней работы стал труд «Происхождение философии», опубликованный в сокращенном варианте в виде двух отдельных книг «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии» (Л., 1971) и «Происхождение философии и атеизм» (Л., 1973; переведена на армянский язык). В них исследуются особенности первобытного мышления, и происхождение мифологии, показывается, как в пределах мифологического мировоззрения зародились рационалистические представления о мире, рассказывается о зачатках философии в древневосточной «литературе премудрости», рассматривается проблема возникновения натурфилософии. Большой интерес представляют главы, посвященные анализу происхождения и сущности космогонических сказаний (см. также «Мифы о сотворении мира». М., 1969) и появлению философии как преодоления теокосмогоний.

Особое место в наследии М. И. Шахновича принадлежит монографии «Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах Ленина» (М.; Л. 1961). Этот капитальный труд (50 п.л.), переведенный на польский и немецкий языки, - фундаментальное сочинение по истории русского марксизма имарксистской философии религии. В нём анализируется марксистская теория происхождения и сущности религии, взаимоотношения религии, философии и науки, рассматривается отношение Ленина к православной церкви, сектантству, христианскому социализму и т. д.

В начале 30-х годов член-корреспондент Академии медицинских наук, профессор Л. Л. Васильев пригласил М. И. Шахновича для участия в комиссии по изучению таинственных явлений человеческой психики. Длительная экспериментальная работа совместно с психиатрами (А. В. Дубровским и др.), а также глубокое знание истории оккультных наук в России сделали М. И. Шахновича крупам специалистом по изучению мистики. В 30-е годы он подготовил большую книгу «История спиритизма», из которой опубликована лишь малая часть. В 1965 г. в издательстве «Наука» вышла в свет книга «Современная мистика в свете науки», в которой впервые в нашей стране были раскрыты на большом фактическом материале происхождение и сущность вневероисповедной мистики, дана классификация форм мистики и проведен анализ психопатологии мистицизма. В брошюре «(Психозы и религия». Л., 1967), написанной совместно с известным психиатром профессором А. А. Портновым, исследование этой темы было продолжено. В середине 1991 г. М. И. Шахнович начал писать книгу очерков «Мистический Санкт-Петербург. Потомки Калиостро» - воспоминания о своих встречах с питерскими медиумами, алхимиками, магами, астрологами, теософами ипредсказателями. Это увлекательное сочинение стало последним трудом профессора. Перед самой своей кончиной он делал исправления в рукописи этих очерков для газеты «Невские ведомости», в которой они печатались из номера в номер. В 1996 г. книга была опубликована под названием «Петербургские мистики».

В 1965 г. в издательстве АН СССР небольшим тиражом вышла монография М. И. Шахновича «Гойя против папства и инквизиции» (25 п.л.). Она сразу стала библиографической редкостью. Интерес к этому художнику возник у М. И. Шахновича ещё в середине 30-х годов, когда он участвовал в создании выставок «Инквизиция» (позже преобразованная под его руководством в отдел «Истории папства и инквизиции») и «Революционная Испания в борьбе с фашизмом», в которых были использованы офорты Гойи. Книга была написана к 125-летию со дня смерти художника. В ней М. И. Шахнович рассказывал о жизни и творчестве великого просветителя и гуманиста, наследие которого отразило трагическую судьбу испанского народа в конце XVIII-начале XIX в. Ценность исследованию придают комментарии к офортам серии «Капричос» и «Провербиос» («Диспаратес»). М. И. Шахновичу удалось раскрыть тайны «зашифрованных» офортов. Глубокое знание фольклорных источников произведений Гойи позволило прояснить загадочность их сюжетов, показать связь «потусторонних кошмаров» художника с народным антиклерикализмом.

Научная деятельность М. И. Шахновича была неразрывно связана с Музеем истории религии АН СССР. Он был один из его основателей (1932) и прошёл путь от старшего научного сотрудника (1932-1941), до зам. директора по научной части (1944-1960). (Директором в это время был В.Д. Бонч-Бруевич, постоянно живший в Москве). Все экспозиции музея с 1932 по 1960 г. были созданы при его участии, а с 1946 по 1960 г. - под его руководством. За возрождение Музея истории религии АН СССР и восстановление Казанского собора после Великой Отечественной войны М. И. Шахнович был награждён орденом «Знак почета» (1953). Он составил несколько развернутых путеводителей по экспозициям музея, редактировал знаменитые музейные «Ежегодники».

М. И. Шахнович - историк иудаизма и библеистики. Его первая книга «Социальная сущность Талмуда» (М., 1929), вышедшая, когда автору было 18 лет, выявила его интерес к библейской и талмудической литературе, истории еврейской культуры в целом. В 1939 г. он был одним из организаторов большой выставки в Государственном Музее Этнографии «Евреи в царской России и СССР» (Путеводитель. Сост. И.М. Пульнер и М. И. Шахнович. Л., 1939). Современному читателю названия книг М. И. Шахновича, в которых рассказывается о прошлом и настоящем еврейской религии, о еврейских вольнодумцах, - «Реакционная сущность иудаизма. Критические очерки происхождения и классовой сущнсти иудейской религии» (М.; Л. 1960) и «Закат иудейской религии» Л., 1965) - могут показаться одиозными. Но в тех условиях это был единственный способ «протащить» в подцензурную печать подобную тему. М. И. Шахнович всегда боролся против расовой вражды, шовинизма и национализма, против позорного пережитка средневековья - антисемитизма. С молодых лет он собирал материал об истории создания и распространения фальшивки царской охранки - «протоколов сионских мудрецов». Лишь небольшой фрагмент этого труда был опубликован в 1965 г. в книге «Закат иудейской религии». Книга о «протоколах» говилась к печати трижды (последний раз в 1990 г.), но так и осталась ненапечатанной. В 1988 г. в Лениздатевышла последняя книжка М. И. Шахновича на библейскую тему - «Библия в современной борьбе идей».

М. И. Шахнович - автор фундаментального труда «Русская паремиография как исторический источник». К сожалению, была опубликована лишь первая его часть - «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» («Советский фольклор». 1936. № 4-5), а также два приложения - архивные документы, связанные с В. И. Далем. В 30-е годы М. И. Шахнович исследовал весь доступный русскийпаремиографический материал как рукописный, так и печатный, и составил первый библиографический указатель по русской паремиографии на 1435 работ. Сам паремиографический материал (свыше 2,5 тысяч пословиц) был собран и систематизирован по 20 разделам. Среди них такие разделы, как «Феодальные княжества XIV–XVI вв.», «Господин Великий Новгород», «Татарское господство», «Московский царь и бояре», «Царский суд и тюрьма», «Правда и кривда», «Богатый и бедный», «Крестьянская война XV–XVII вв.» и т. д. В работе Шахновича впервые было доказано, чторусская паремиография является бесценным источником для изучения истории, она дает такой материал о семье, праве, языке, религии и проч., который не может быть получен из других источников. («Русские пословицы и поговорки как исторический

Михаил Иосифович Шахнович (23 февраля 1911 — 4 марта 1992) — советский философ, историк культуры, фольклорист, историк общественной мысли, специалист в области философии религии и религиоведения.

Научные интересы М.И. Шахновича определились еще во время учёбы в Санкт-Петербургском 3-м реальном училище (102 единой трудовой школе) под влиянием его учителей В.Я. Проппа (тогда учитель русской литературы), А.И. Боргмана (учитель истории) и А.А. Богданова, ведшего кружок по философии. Еще в юности в конце 1920-х годов начал писать статьи и очерки в газетах «Безбожник» и «Смена». Первая книга М. И. Шахновича «Социальная сущность Талмуда» была опубликована в 1929 г., когда автору было 18 лет.

В 1929-1932 годах на историко-филологическом отделении Ленинградского университета учился у П.К. Коковцова, Ф.И. Щербатского, В.А. Алексеева, И.Г. Франк-Каменецкого и В.В. Струве. В аспирантуре (1933-1936) в Академии наук СССР он занимался фольклористикой под руководством М.К. Азадовского, одновременно работая под руководством В.Г. Богораза и Н.М. Маторина в области этнографии и сравнительного религиоведения. В этот же период М.И. Шахнович был ответственным секретарем журналов «Советская этнография» и «Советский фольклор».

Начиная с 1930-х годов, М.И. Шахнович изучал проблемы происхождения мифологии и философии. Результаты этих исследований наиболее полно отражены в труде «Происхождение философии», рассматривающем проблемы первобытного мышления, возникновения космогоний, теогоний и натурфилософии. При публикации книга была сокращена и разделена на две части: «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии» (Л., 1971) и «Происхождение философии и атеизм» (Л., 1973).

М.И. Шахнович автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов. Многие его работы до сих пор не напечатаны, а некоторые вышли совсем не в том виде, в каком они задумывались или были написаны первоначально.

Книги (10)

Библия в современной борьбе идей

Профессор, доктор философских наук М.И. Шахнович рассказывает о «священных книгах» христианства и иудаизма, на большом фактическом материале раскрывает реакционную сущность деятельности западных антикоммунистических центров, спекулирующих на Библии.

Мифы о сотворении мира

Опыт полувековой истории советского общества подтвердил прогноз, что преодоление религии — продолжительный процесс.

Массовый отход трудящихся от религии произошел в результате глубоких изменений социально-экономических условий жизни, культурной революции, совершившейся за 50 лет Советской власти, и огромной идейно-воспитательной работы, которую вели Коммунистическая партия и Советское государство.

В книге отображена материалистическая трактовка наивного атеизма: «чего нельзя понюхать и потрогать — того не существует». Современная наука — это информационно-преступное сообщество, которое выбирает и подгоняет данные под удобные для сатанистов теории, все же факты и находки, которые вопиюще противоречат этим теориям, замалчивает.

Приметы верные и суеверные

Книга профессора, доктора философских наук М.И. Шахновича разоблачает тайны примет, унаследованных из глубокой древности.

Происхождение философии и атеизма

В настоящей книге М.И. Шахнович в увлекательной форме рассказывает о происхождении философии, продолжая изложение проблемы ее истоков, начатое им в книге «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии».

Автор критикует вымыслы богоискателей о религиозных основах философии, модные в капиталистических странах «гипотезы» о фантастических древних государствах Атлантиде и My — «колыбелях мудрости», показывает, как в борьбе с религиозными суевериями родились натурфилософия и этика, знакомит с выдающимися мыслителями Древнего Востока, с семью мудрецами Эллады и возникновением материалистической философии.

Реакционная сущность иудаизма

В книге рассматриваются основные этапы многовековой истории иудейской религии, начиная с ее возникновения и до настоящего времени, в связи с той борьбой, которую вели против иудаизма передовые мыслители прошлого.

Автор вскрывает реакционную сущность иудейства в СССР и в капиталистических странах, освещает вопросы, наиболее актуальные для современной критики этой религии, для разоблачения еврейских буржуазных националистов-клерикалов и сионистов.

Современная мистика в свете науки

Профессор Ленинградского государственного университета, доктор философских наук М.И.Шахнович, автор книг «Ленин и проблемы атеизма», «Гойя против папства и инквизиции», «От суеверий к науке», впервые в советской литературе освещает происхождение и реакционную сущность современной вневероисповедной мистики.

Разоблачая на большом фактическом материале теорию и практику астрологов, спиритов, теософов, антропософов, радиэстезистов и тому подобных шарлатанов, которые гримируют мистицизм под науку, автор рассказывает о прогрессивных ученых, борющихся в капиталистических странах против воскрешения средневековой магии под новым названием оккультизма.

В заключительной главе говорится о необходимости полного преодоления любых пережитков мистицизма в Советском Союзе.

Тайна бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога

В понятие «бог» представители разных религий вкладывают свой, особый смысл. В современном мире образ бога принимает все более туманные формы «мирового разума», «чистого духа», «космического единства всего сущего».

В предлагаемой читателю научно-популярной книге известный советский ученый М.И.Шахнович приглашает поразмышлять над вопросами «рождения» бога, его личности и тем, как быть с ним современному человеку. Большое внимание автор уделяет отношению религиозных организаций к глобальным проблемам современности.

Человек восстает против Бога

Книга профессора, доктора философских наук М.И. Шахновича рассказывает о том, что такое религия, какова ее роль в современном мире; знакомит с историей атеистической мысли, с развитием и формированием научных знаний в борьбе против религиозных суеверий.

Шахнович Марианна Михайловна (23.07.1957) - специалист в области истории античной философии, философии религии и религиоведения, доктор философских наук, доцент. Родилась в Ленинграде. С отличием закончила философский факультет Ленинградского государственного университета (1979). Младший (1979), старший (1985), ведущий научный сотрудник (1996–1997) Государственного Музея истории религии. С 1982 по 1997 г. совмещала работу в Музее с преподавательской деятельностью на философском факультете СПбГУ. С 1997 г. - доцент философского факульета СПбГУ. С 1999 г. по настоящее время - заведущая кафедрой философии религии и религиоведения философского факульета СПбГУ.
Кандидатская диссертация - «Эпикур и проблемы атеизма» (1982).
Докторская диссертация - «Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской мысли» (2000).
Читает следующие курсы лекций: «История и философия религии», «Феноменология религии», «Социология религии», «Античная философия религии», «Религиоведение», «Религия в контексте культуры: методологические проблемы», «Мифологии народов мира: сравнительно-исторический и семантический анализ».
Имеет 75 научных публикаций.
Член редколлегии журнала «Религиоведение». Председетель секции «Философия религии» Проблемного Совета по философии при Минвузе РФ.
В ее трудах иследуются основные этапы античной философии религии; доказывается, что в европейской культуре, начиная с середины I в. до н. э., существовала эпикурейская традиция, связанная с восприятием и распространением атомизма, секулярной этики и свободомыслия; предложена реконструкция теологии и благочестия Эпикура. В ряде статей рассматриваются теоретические и методологические проблемы религиоведения.
Из словаря «Русские философы XIХ-ХХ вв. Биографии. Труды. Идеи». М., 2001

Публикации

Монографии

  • Парадоксы теологии Эпикура. СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000

Статьи

  • Эпикур в Древней Руси // Русское православие и атеизм в отечественной
    истории. Л., ГМИР, 1988.
  • Диагор Мелосский - античный критик религии//Проблемы религиеведения и атеизма в музеях. Л., ГМИР, 1989.
  • Учение софистов о религии Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Вып. № 3, 1992.
  • The Study of Religion in the Soviet Union // Numen. Leiden: 1993, vol.40.
  • Некоторые проблемы эпикурейской этики и иудаизм // Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода. СПбГУ, 1996.
  • Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство // Сакральное в истории культуры. СПб, ГМИР. 1997.
  • Джереми Бентам о религии // Философский век. Альманах № 9. Наука о морали. Дж. Бентам и Россия. СПб., 1999.
  • Христос-Арплекин. «Комическая теология» Х.Кокса. Метафизические исследования. Вып.10. Религия.
  • Русское православное богословие и эпикуреизм (X–XIX вв.) // Идейное наледие русской философии. СПб: «Летний сад», 2000.
  • Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. СПбГУ; СПб., 2000.
  • Антропологическое религиоведение в российской академической науке в первой четверти ХХ века // Петербургская Академия Наук в истории академий мира. Том IV. СПб, 1999.
  • Египтомания и театрализация пространства // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11–13 апреля 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.211-213
  • Античная философия религии и парадоксы античного атеизма // AKADHMIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 3. СПб., 2000.
  • Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции 12-14 июня 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.21-28
  • Эпикуреизм в европейской философии XV - XVII вв. // История философии, культура и мировоззрение. Сборник к 60-летию профессора А.С. Колесникова. Серия «Мыслители», выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
  • Происхождение греческой философии и восточная традиция проблема влияний // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.258-264.
  • Феноменологическое религиоведение: история и метод // Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.301-308
  • «Наука о религии» в современном российском обществе // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C.75-79.
  • Спиноза в зеркале русской культуры конца XIX-начала ХХ вв. // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.225-229
  • Мифологемы «остров блаженных» и «золотой век» в римском эпикуреизме // Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.61-75
  • Эпикурейская пирушка // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.453-456

Переводы:

  • Гордон Д.Р. Христианская этика: Pro et contra // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.90-97