Кто собственники газопроводов? Газовая труба Как узнать кому принадлежат газовые сети.

Дело №2-19/2013 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

Федерального судьи Кондратьевой О.Г.,

При секретаре Кузьминой Е.О.,

С участием истца Фольтова В.М., представителя истца Анашкина Е.С.,

Представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз...» Максимовой Ю.Е., представителя ответчика ОАО «Т» Кирсановой Ж.А.,

Третьих лиц Савинова С.А., Килинкариди В.Б., Романычевой В.И. и Павловой Т.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Фольтова В.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз...» и Открытому акционерному обществу «Т» о признании действий в части использования объекта частной собственности, газопровода низкого давления, для поставок газа абонентам незаконными, и обязании заключить договор,

У С Т А Н О В И Л:

Фольтов В.М. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз...» о признании действий в части использования объекта частной собственности, газопровода низкого давления, для поставок газа абонентам незаконными, и обязании заключить договор, мотивируя свои требования тем, что он является собственником газовой магистрали к жилому дому №..., протяженностью 413,1 метра, расположенному по адресу: .... Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по... ДАТА №....

В настоящее время данная газовая магистраль используется ООО «Газпром межрегионгаз...» для поставки газа иным потребителям. Между ним, как собственником газовой магистрали и потребителями газа по адресам: ... ...; ...; ...; ..., на сегодняшний день отношения не урегулированы. Его неоднократные обращения к данным абонентам по вопросу урегулирования права пользования газовой магистралью остались без внимания.

Согласно п.17 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ №83 от 13.02.2006 года, технические условия на подключение должны быть выданы абоненту лишь с согласия собственника газовой магистрали.

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Фольтова В.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз...» и Открытому акционерному обществу «Т» о признании действий в части использования объекта частной собственности, газопровода низкого давления, для поставок газа абонентам незаконными, и обязании заключить договор, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, а именно с 05 февраля 2013 года.

Федеральный судья О.Г.Кондратьева

Суд:

Бологовский городской суд (Тверская область)

Истцы:

Фольтов В.М.

Ответчики:

ООО "Газпром межрегионгаз Тверь"

Судьи дела:

Кондратьева О.Г. (судья)

Судебная практика по:

Злоупотребление правом

Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ


Недвижимое имущество, самовольные постройки

Судебная практика по применению нормы ст. 219 ГК РФ



В системе действующего законодательства газопровод относится к объектам недвижимого имущества, право собственности на который подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (ст. 131 ГК РФ).
В практике часто встречаются случаи, когда собственники жилых домов в сельских поселениях или в коттеджных поселках на личные денежные средства строят газопровод к своим домам. При этом строительство газопровода представляет собой трудоемкую и дорогостоящую процедуру. А именно получение проектной документации, получение разрешения на газификацию органов местного самоуправления, непосредственно строительно-монтажные работы, получение у соответствующей компетентной организации технических условий на подключение к газотранспортной системе, ввод газопровода в эксплуатацию на основании Акта. Только после соблюдения всех указанных условий у заказчика строительства есть основания для обращения в органы Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на данное имущество.
В соответствии с ФЗ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов РФ и иных не запрещенных законодательством РФ источников.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Таким образом, физические лица, которые за счет своих личных денежных средств построили распределительные газопроводы, являются собственниками (владельцами) указанного имущества.
Если газопровод строился на личные средства нескольких физических лиц, то газопровод поступает в общую долевую собственность данных лиц. При этом в Росреестр предоставляется соглашение, заключенное между всеми собственниками об определении долей в общей собственности. Основанием для государственной регистрации права собственности за каждым сособственником недвижимого имущества является Акт ввода газопровода в эксплуатацию.
Как и в отношении всех иных объектов имущества, находящихся в общей долевой собственности, в данном случае владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом 9ч. 1 ст.247 ГК РФ).
При этом, собственники газопровода (а если право собственности на газопровод еще не зарегистрировано в установленном порядке, - владельцы или заказчики строительства газопровода) имеют право по согласию всех участников долевой собственности устанавливать плату за подключение к газопроводу с целью возмещения расходов на строительство газопровода.
Судебная практика подтверждает правомерность такого подхода применительно к вновь подключающимся к газопроводу потребителям газа, обосновывая это тем, что собственники газопровода, осуществляя полномочия владения и распоряжения имуществом, имеют право на распределение понесенных расходов при условии использования принадлежащей им вещи другим лицом.
При этом суды делают акцент на то обстоятельство, что данные действия собственников (владельцев) имущества не препятствуют самому подключению нового потребителя газа, а устанавливают условия эксплуатации созданного им имущества.
Однако, как известно, на практике никогда не встречаются две похожих ситуации, так и суды при вынесении решений, исходя из конкретных обстоятельств в каждом деле, иногда приходят к неожиданным выводам.

Так, в судебном постановлении по одному делу суд, установив факт врезки газопровода, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, в газопровод, принадлежащий на праве собственности физическому лицу, которое построило газопровод за счет личных денежных средств, указало на отсутствие основания для демонтажа врезки. При этом основным доводом явился тот факт, что врезка была произведена до регистрации истцом права собственности на газопровод. Вторым основанием для отказа в защите прав собственности, послужил факт, непредставления истцом доказательств, что произведенная врезка повлияла на принадлежащие ему права владения, пользования или распоряжения газопроводом.
Действительно, по спорам об устранении нарушений прав собственника (владельцев) газопровода основным обстоятельством, подлежащим доказыванию, является факт нарушения прав собственника, в чем выразилось данное нарушение.
На первый взгляд, действительно, при незаконной врезке в газопровод (при отсутствии согласия собственника) при обычной эксплуатации газопровода ухудшение прав собственника не происходит. Газ поступает без перебоев, ухудшение газопровода не происходит, дополнительных затрат на содержание имущества не требуется.
Однако, необходимо иметь ввиду, что гражданским законодательством действия лица, которое за счет другого сберегло имущество, признаются неправомерными по признаку неосновательного обогащения. То есть, лицо, присоединившееся к чужому газопроводу, сэкономило средства для строительства газопровода той протяженностью, которым владеет собственник – потерпевшее лицо.
В связи с чем за потерпевшим также признается право требовать взыскания неосновательного обогащения в виде затрат на строительство данного газопровода.
При рассмотрении споров данной категории необходимо помнить, что газоснабжение в РФ является естественной монополией, в связи с чем в ФЗ «О газоснабжении в РФ» установлено, что организации – собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории в РФ, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством РФ.
Суды ориентированы на то, что недопустимо необоснованно препятствовать подключению новых абонентов к существующим газораспределительным сетям.
Между тем, соблюдение баланса законных интересов и прав собственников газопровода, и лиц, желающих подключиться к существующим сетям, есть основная цель при рассмотрении судебных споров данной категории. Естественно, исход дела будет зависеть от степени подготовки сторон дела к процессу и умения правильно обосновать свою позицию, представить допустимые и достаточные доказательства своей правоты. Что, в принципе, невозможно сделать без квалифицированной помощи юриста.

Здравствуйте. Позволю себе не согласится с мнениями коллег.

У каждого газопровода согласно законодательству устанавливается охранная зона. В охранной зоне запрещается возведение любых объектов и осуществление любой деятельности которая может причинить вред состоянию газопровода.

Для наружных газопроводов охранная зона устанавливается шириной 2 метра с каждой стороны. Т.е. полоса вашего земельного участка шириной 4 метра - просто, так сказать, выбывает из непосредственного пользования.

При этом, сервитут на земельный участок и охранная зона - это разные вещи абсолютно. И наличие охранной зоны от вашего волеизъявления не зависит абсолютно никак. Т.е в независимости от того, установили вы сервитут или нет - охранная зона на объект ГРС - существует.

Поэтому, считаю, что установка сервитута занятие бессмысленное.

Ну установите вы сервитут… будет у вас там полоса земли шириной 40 см (1 м) в сервитуте… будут вам за него тысячи 3 рублей платить. А охранная зона все равно будет… и никаким образом пользоваться этой полосой земли вы не сможете… только бегать и цветочки сажать, с морковкой.

Поэтому, на мой взгляд требовать перенос газовой трубы за счет компании смысл есть. А если быть до конца честным - попробовать заставить перенести. Это не имущественное требование, государственная пошлина по таким искам - 200 рублей для физических лиц. Прямо скажем, не такая крупная сумма, чтобы бояться ее потерять в случае отказа в удовлетворении ваших требований.

Но, проблема в том, что ваш случай - не редкий, подобных исков в суды от граждан - масса. И, к сожалению, большинство решений судов не в пользу истцов.

Тем не менее, попытаться можно, говорят раз в год и кочерга стреляет...

1. Когда и каким образом вами был приобретен участок?

2. Показана ли на плане города газовая труба?

3. У вас был какой то диалог с газовой компанией? откуда вы знаете что газовая труба в ее собственности?

4. Определены ли точные границы вашего земельного участка?

5. Газовая труба подземная или надземная? существуют ли какие либо опознавательные знаки если труба подземная?

5. И самое главное, что нужно определить для себя, перед подачей иска, это четкий и конкретный ответ на вопрос: как именно нарушаются ваши права собственника земельного участка проложенной газовой трубой.

Смысл большинства судебных отказов в переносе газопроводов можно свести к одной фразе:
Истцом не представлено достоверных и бесспорных доказательств того, что прохождением газовой трубы принадлежащей ответчику через ее земельный участок, каким-либо образом нарушаются ее права, как землепользователя, а именно не были представлены проект строительства дома и иных зданий, проект прокладки нового газопровода, которые необходимы для разрешения вопроса о переносе газопровода.

Таким образом, если обращаться в суд с требованием о переносе газовой трубы, необходимо обязательно иметь проект строительства на участке и проект прокладки нового газопровода.

В общем, самая главная задача - доказать и представить достаточные доказательства о наличии препятствий в пользовании земельным участком.

Сроки рассмотрения подобных дел - до двух месяцев.
А вот если в иске откажут - тогда можно устанавливать сервитут… с паршивой овцы...

Приобрели в собственность участок земли под ИЖС в кооперативе. На его территории проходит газовая труба соседа, вдоль одной стороны участка, под землей. Прежний собственник написал согласие на прохождение трубы по участку с условием, что газовый гусак будет выведен и на его участок, причем бесплатно. В итоге мы купили земельный участок с выведенным газовым гусаком и трубой вдоль него, закопанной в землю. Кажется, что подвести газ теперь просто, однако собственники газовой трубы (их несколько) требуют заплатить им 200 тыс. руб. за подсоединение к их газовой трубе, несмотря на то, что проходит она по нашему участку. В правомерности их действий есть сомнения. Мы лично никакого согласия не давали.

вопрос №2174093

Прочитан 7953 разa

Уважаемая Анна!

Прежде всего, необходимо узнать, кто в действительности является собственником газопровода, для этого можно обратиться в ООО «Газпром газораспределение Томск». Кроме того, просить у самих собственников предоставить копии документов на газопровод (свидетельство о собственности, кадастровый план) и коммерческое предложение на подключение к газопроводу. Кроме того, имеет смысл обратиться к бывшему владельцу ЗУ (продавцу земельного участка) - не платил ли он уже за подключение к газу, кроме того, известить его о намерении расторгнуть сделку купли-продажи ЗУ как недействительную в в связи с существенными недостатками - почему, собственно, он продал Вам участок с неуказанным обременением... Возможна компенсация и во внесудебном порядке.

Затем, если газопровод все же действительно принадлежит соседям, при этом в кадастровом паспорте Вашего участка никаких обременений (а именно, газопровода) нет, можно действовать по нескольким вариантам:

Учитывая, что Вы не можете пользоваться землей, под которой протянут газопровод, можно обратиться в суд с требованием об устранении препятствий в пользовании Вашим ЗУ (фактически это возможно после перепрокладки газопровода вне Вашего участка)... с большой долей вероятности будет заявлено встречное требование о предоставлении сервитута. последний может быть как безвозмездный, так и возмездный, т.е. соседи должны платить Вам за прохождение г/п по Вашему участку... вполне вероятно, вопрос подключения//отсутствия платы за пользование вашим земельным участком будет заимообразно решен.

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество . В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком .

Но прежде всего все-таки нужно установить, кому принадлежит право собственности на г/п.

(текст отредактирован 01.02.2013 в 14:07)

Само по себе требование денег собственником г/п является правомерным.

Что касается размеров этих выплат, то вот здесь (http://www.p-consult.ru/p139/t16/l209/index.html) имеются ссылки на то, как рассчитывается эта плата,

Исходя из положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) свободное ценообразование при подключении к сетям газоснабжения недопустимо. Согласно статье 14.6 КоАП РФ правонарушением признается завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 5 февраля 2008 года N 11912/07 указал, что законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено право самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Также не основано на законе принятие в одностороннем порядке решения о взимании платы при подключении потребителей к газопроводу как компенсации понесенных при его строительстве затрат.

В соответствии с пунктом 17 Правил определения и предоставления технических условий подключений объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения плата за подключение объекта определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления. Однако не секрет, что для ГРО органы местного самоуправления такие тарифы никогда не устанавливали в принципе. Таким образом, вопрос определения цены подключения был законодательно не решен.

Принятие Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила) внесло некоторую определенность в этом вопросе. Согласно пункту 1 указанного документа Правила распространяются в том числе на отношения по подключению к сетям газоснабжения. В соответствии с пунктом 14 Правил размер платы за подключение определяется следующим образом:

1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;

2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанной с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;

3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

Таким образом, плата за подключение зависит от наличия или отсутствия инвестиционной программы в организации коммунального комплекса. Однако согласно статьям 1 и 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" положения этого Закона распространяются только на регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. ГРО, таким образом, не входит в сферу действия этого закона.

Также необходимо отметить, что понятие "инвестиционная программа" для ГРО как таковое отсутствует в законодательстве Российской Федерации. В отношении ГРО существует программа газификации. Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. Как видно, тариф (плата) за подключение в качестве источника финансирования таких программ не предусмотрен.

Газ / Газификация и газоснабжение

Ситуация: газифицированный частный дом, труба идет от забора, по стене дома и заводится внутрь. Кто должен красить и, в целом, следить за состоянием? Публикуем разъяснения по этому вопросу специалистов АО «Газпром Межррегионгаз Краснодар»

Кто отвечает за газовую трубу на территории частного домовладения?

Вопрос: Добрый день, здравствуйте! Живу в частном доме,дом газифицирован более 10 лет назад. Скажите, пожалуйста, подводящие газовые трубы,проходящие по участку нашего домовладения — мы сами должны окрашивать? Работники газ.надзора никогда не говорили нам об этом.Сейчас краска с труб сошла,дело к зиме,слышала,что с нового года будут штрафовать за неокрашенные подводящие газ трубы.Так ли это? Спасибо.

Ответ: Татьяна Александровна! В станице, где Вы проживаете уличный газопровод - окрашен. Дворовый газопровод проходящий по территории Вашего участка должен окрашивать собственник домовладения. Штрафы за неокрашенный газопровод не предусмотрены, но в случае выявления коррозии на подводящем газопроводе может быть прекращена подача газа к Вашему домовладению. Во избежание этого необходимо следить за надлежащим состоянием газового оборудования на Вашей территории.