Формы контроля за соблюдением охраны труда. Положение об организации контроля за состоянием охраны труда в организации

Правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о периодическом трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда.

2. Рекомендовать работодателям области всех форм собственности, органам первичных профсоюзных организаций и иным уполномоченным работниками представительным органам проводить трехступенчатый контроль за состоянием условий и охраны труда.

3. Управлению занятости населения области (Е.А.Дуленова) рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов области оказывать необходимую помощь работодателям области в практическом применении Примерного положения, утвержденного настоящим постановлением.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 05.08.2013 N 337)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства области Половайкину Т.Г.

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 05.08.2013 N 337 , от 13.09.2017 N 433 , от 03.06.2019 N 301)

Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО

Примерное положение о периодическом трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда

1. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение устанавливает порядок проведения трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда. На его основе работодатели области могут разрабатывать с учетом своей специфики соответствующие положения.

1.2. Трехступенчатый контроль проводится работодателями области всех форм собственности, в том числе работодателями - индивидуальными предпринимателями, и является основной формой совместного контроля представителями работодателя и трудового коллектива за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

2. Цели и задачи

2.1. Целью проведения трехступенчатого контроля является выявление нарушений законодательства об охране труда, действующих правил, инструкций, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2.2. Проведение трехступенчатого контроля способствует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечивает коллективную ответственность за состоянием охраны труда всех работников организации.

3. Организация проведения трехступенчатого контроля

3.1. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели, органы первичной профсоюзной организации и иные уполномоченные работниками представительные органы.

3.2. Каждая ступень контроля проводится на определенном уровне управления:

первая ступень - на участке цеха (производства), в смене или бригаде (далее - участок);

вторая ступень - в цехе, на производстве или участке (далее - цех);

третья ступень - в организации в целом.

3.3. Первую ступень контроля, предусматривающую ежедневное обследование состояния условий и охраны труда до начала работы (при работе с повышенной опасностью - в течение рабочего дня), проводят начальник соответствующего участка и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда первичной профсоюзной организации или трудового коллектива (далее - уполномоченный по охране труда).

3.4. Вторая ступень контроля проводится еженедельно комиссией, возглавляемой начальником цеха. В состав комиссии входят руководители технических служб и уполномоченные по охране труда цеха, специалист по охране труда или специалист, на которого работодателем возложены обязанности по охране труда.

Работа комиссии осуществляется по графику, который устанавливается начальником цеха и согласовывается с членами комиссии. График составляется так, чтобы один раз в месяц вторая ступень контроля совмещалась с третьей.

3.5. Третья ступень контроля проводится один раз в месяц комитетом (комиссией) по охране труда, созданным в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации .

Приказом работодателя устанавливается ежемесячный единый день проверки состояния условий и охраны труда (День охраны труда). Ежегодно, 28 апреля, День охраны труда работодатели области проводят как мероприятие, посвященное Всемирному дню охраны труда. При совпадении Всемирного дня охраны труда с выходным днем День охраны труда переносится на предшествующий выходному рабочий день.

3.6. Работодателям с небольшой численностью работников рекомендуется применять двухступенчатый контроль:

первая ступень - ежедневное обследование состояния условий и охраны труда начальником участка и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень - ежемесячное углубленное обследование комитетом (комиссией) по охране труда.

4. Порядок проведения трехступенчатого контроля

4.1. Трехступенчатый контроль проводится по программам, составленным с учетом специфики выполняемых работ и примерного перечня вопросов, рассматриваемых при проведении трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда (приложение N 1 к Примерному положению).

Программы всех трех ступеней контроля носят целевой характер, то есть предусматривают тщательную проверку состояния охраны и условий безопасности труда по двум - трем конкретным направлениям работ (темам), при этом в программу первой ступени контроля ежедневно включаются вопросы, касающиеся безопасности труда на работах с повышенной опасностью.

4.2. Нарушения, выявленные в результате проверок на первой и второй ступенях контроля, фиксируются в специальных журналах (приложение N 2 к Примерному положению), которые хранятся соответственно у начальников участка и цеха. По итогам выявленных нарушений намечаются мероприятия по устранению нарушений, определяются сроки и ответственные за исполнением мероприятий.

Устранение недостатков проводится, как правило, сразу после их обнаружения. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами работников цеха (участка), то его руководитель по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.

4.3. Результаты контроля третьей ступени оформляются актом (приложение N 3 к Примерному положению) и обсуждаются в конце дня на заседании комитета (комиссии) по охране труда с участием руководителя организации, работодателя - индивидуального предпринимателя. На заседании рассматривается положительный опыт, определяются полнота предлагаемых мероприятий по устранению недостатков, выявленных проверкой, отчеты о выполнении плана мероприятий, намеченных после предыдущей проверки.

4.4. В случае обнаружения грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может привести к аварии или несчастному случаю, производство работы приостанавливается комиссией второй ступени контроля или комитетом (комиссией) по охране труда до устранений этого нарушения.

5. Контроль за выполнением мероприятий

5.1. Нарушения, выявленные в результате проверки на первой ступени контроля, устраняются под руководством начальника участка.

Начальник участка и уполномоченный по охране труда перед началом каждой смены информируют работников о выявленных нарушениях и мерах, принятых по их устранению.

Ежедневно, в конце смены, начальник участка отчитывается перед начальником цеха о состоянии охраны труда на участке.

5.2. Контроль за выполнением мероприятий, намеченных по результатам проверки на второй ступени контроля, возлагается на службу охраны труда (специалиста по охране труда), специалиста, на которого возложены обязанности по охране труда.

Ежемесячно начальник и уполномоченные по охране труда цеха информируют свой коллектив о состоянии охраны труда в цехе.

Один раз в месяц начальник цеха отчитывается перед руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем о состоянии охраны труда в цехе.

5.3. По итогам проверки на третьей ступени контроля руководитель организации, индивидуальный предприниматель в недельный срок издают приказ с приложением плана мероприятий по устранению выявленных недостатков, указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

Контроль за выполнением мероприятий возлагается на службу охраны труда (специалиста по охране труда), специалиста, на которого возложены обязанности по охране труда.

Приложение N 1. Примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда

Приложение N 1
к Примерному положению

1. На первой ступени контроля

1. Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

2. Состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.).

3. Состояние проходов, переходов, проездов.

4. Безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств.

5. Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментами.

6. Соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции.

7. Исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов и газоулавливающих устройств.

8. Соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами.

9. Наличие и соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда.

10. Наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

11. Наличие на выполнение работ повышенной опасности нарядов-допусков.

2. На второй ступени контроля

1. Анализ организации и результатов работы первой ступени контроля.

2. Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущих проверок.

3. Выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и начальника цеха, работодателя - индивидуального предпринимателя, решений профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа, предложений уполномоченных по охране труда.

4. Выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля.

5. Выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве.

6. Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда.

7. Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций.

8. Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментами.

9. Состояние переходов и галерей.

10. Оснащенность уголков охраны труда, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности.

11. Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств, контрольно-измерительных приборов.

12. Соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами.

13. Своевременность проведения инструктажей по охране труда с работниками.

14. Наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

15. Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.

16. Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3. На третьей ступени контроля

1. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

2. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей.

3. Обучение и аттестация работников по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти.

4. Ознакомление работников с требованиями охраны труда, информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

5. Оснащенность кабинета (уголка) по охране труда.

6. Проведение инструктажа неэлектротехнического персонала перед присвоением I группы по электробезопасности.

7. Наличие инструкций по охране труда на рабочих местах, их качество и своевременность пересмотра.

8. Знание работниками правил и инструкций по охране труда.

9. Обеспеченность технической документацией (правилами производства работ, технологическими картами и т.п.) и соответствие выполняемых работ ее требованиям.

10. Соблюдение порядка допуска к работам в зоне действия опасных производственных факторов. Правильность оформления и выдачи нарядов-допусков на производство работ повышенной опасности. Полнота мер безопасности, указанных в наряде-допуске. Соблюдение порядка закрытия нарядов-допусков и сроков их хранения. Наличие и правильность учета работ, выполняемых по нарядам-допускам, утвержденных списков лиц, ответственных за безопасность работ, выполняемых по нарядам-допускам.

11. Контроль за своевременным прохождением работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями.

12. Обеспеченность работников сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Состояние и учет средств индивидуальной защиты, правильность их применения, хранения, своевременность стирки и ремонта спецодежды.

13. Наличие аптечек на рабочих местах, журналов учета и содержания средств защиты и контроля параметров рабочей среды. Укомплектованность подразделений (участков) средствами защиты и контроля параметров рабочей среды, а аптечек - медикаментами и приспособлениями.

14. Состояние производственных и вспомогательных зданий и сооружений, перекрытий, световых фонарей. Правильность расположения и устройства входов, выходов, лестниц, переходов, ограждений и пр.

15. Состояние организации безопасного движения транспорта и персонала на территории организации. Содержание рабочих мест, проходов и проездов и достаточность их освещения.

16. Состояние ограждения территории организации, опасных зон.

17. Наличие в требуемых местах предупредительных надписей, плакатов и знаков безопасности в помещениях и на территории.

18. Наличие на территории организации складских площадок и правильность складирования материалов.

19. Наличие и качество соответствующих надписей и обозначений на всем установленном оборудовании.

20. Осмотр рабочих мест (наличие заземления, исправность применяемого инструмента и такелажа, организация работы на высоте, применение грузоподъемных механизмов, открытого огня, касок и т.д.).

21. Состояние электросборок 380/220 В в подразделениях и цехах. Наличие надписей, схем, заземления корпусов машин и оборудования, замков для запирания дверей.

22. Наличие в цехах стационарной электропроводки напряжением 12 - 50 В для присоединения ручных переносных электрических светильников; наличие переносных трансформаторов для питания ручных переносных электрических светильников напряжением 12 - 50 В; их содержание, порядок выдачи, своевременное измерение сопротивления и испытание изоляции.

23. Учет, хранение, выдача, испытание слесарно-монтажного инструмента с изолирующими рукоятками.

24. Осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, подконтрольных Ростехнадзору.

25. Соблюдение требований санитарных норм и правил безопасности труда при работе с источниками радиоактивного излучения и их хранение.

26. Правильность и безопасность хранения и применения вредных, горючих и взрывоопасных веществ.

27. Санитарное состояние помещений, в которых производятся работы с ртутью.

29. Порядок обслуживания грузоподъемных машин и механизмов, подконтрольных Ростехнадзору. Наличие приказов о назначении лиц, ответственных за исправное состояние, безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Своевременность проверки знаний у перечисленных выше лиц, крановщиков и стропальщиков.

30. Соблюдение правил безопасности труда при эксплуатации механизмов и агрегатов, неподконтрольных Ростехнадзору (газосварочных генераторов, электросварочных аппаратов, подъемников, транспортеров, электротельферов, кранов-балок, управляемых с пола, электрокаров, лебедок, автопогрузчиков, землеройных машин, компрессоров и т.д.).

31. Проведение периодических осмотров и испытаний механизмов и агрегатов, неподконтрольных Ростехнадзору. Ведение журналов их учета, периодических осмотров и испытаний.

32. Наличие и исправность блокировочных и предохранительных устройств на оборудовании и механизмах.

33. Безопасность проведения погрузочно-разгрузочных работ при транспортировании грузов всеми видами транспорта.

34. Наличие перечня рабочих мест с загазованностью воздуха в рабочей зоне. Контроль загазованности воздуха в рабочей зоне.

35. Хранение реагентов (кислот, щелочей и т.п.).

36. Выполнение правил безопасности труда при работе с реагентами.

37. Наличие строительных проектов на леса и подмости. Устройство лесов и подмостей и выполнение мер по безопасной работе на них.

38. Наличие приставных (деревянных, металлических) лестниц, стремянок, их учет, хранение, эксплуатация и испытание статистической нагрузкой.

39. Состояние деревообрабатывающего и другого станочного оборудования, наличие приказов (указаний) о закреплении оборудования за ответственными лицами.

40. Наличие и исправность ограждений у двигателей станков, приводных и натяжных станций конвейеров, вращающихся частей механизмов и т.п.

41. Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей.

42. Организация технического обслуживания автомобилей и прицепов перед выездом их в рейс и по возвращении из рейса.

43. Проведение инструктажей водителей перед каждым выездом в дальний рейс.

44. Техническое состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки людей.

45. Соблюдение правил перевозки людей на грузовых автомобилях.

Приложение N 2. Форма журнала I и II ступеней контроля за состоянием условий и охраны труда

Приложение N 2
к Примерному положению

________________

* Не используется при двухступенчатом контроле.

Дата проведения контроля

Ф.И.О. руководителя участка и уполномоченного по охране труда (I ступень)

Состав комиссии, проводившей контроль (Ф.И.О., должность) (II ступень)

Выявленные нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению нарушений

Ответственный за исполнение

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись ответственного за исполнение и уполномоченного по охране труда)

Примечание: На обложке журнала записывается наименование организации, цеха (участка), Ф.И.О. начальника цеха или участка, даты начала и окончания ведения журнала.

Приложение N 3. Акт третьей ступени контроля за состоянием условий и охраны труда

Приложение N 3
к Примерному положению

(наименование организации, работодателя -

индивидуального предпринимателя)

третьей ступени контроля за состоянием условий и охраны труда <*>

по программе: _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

в _______________________________________________ от ______________ 200_ г.

(наименование цеха/участка)

составлен комитетом (комиссией) по охране труда в составе председателя

___________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

и членов комитета (комиссии) по охране труда: _____________________________

(Ф.И.О., должность)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

в том, что ______________ 200_ г. произведена проверка состояния условий и

охраны труда.

Не выполнены в срок мероприятия, намеченные в результате предыдущей

проверки: _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки

и намечены мероприятия по их устранению:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Председатель комитета

(подпись)

Члены комитета

(комиссии) по охране труда _______________

(подпись)

(подпись)

________________

* При применении двухступенчатого контроля данный акт используется как акт второй ступени.

Трудовое законодательство возлагает на работодателей обязанность обеспечить сотрудникам безопасные условия работы (212-я статья Трудового кодекса). За тем, как он справляется с данной задачей, следят контролирующие органы, уполномоченные на это государством. Однако работодатель может по собственной инициативе организовать трехступенчатый контроль по охране труда на производстве. Система подобных проверок существует на предприятиях еще с советских времен.

Суть трехступенчатого контроля

Трехступенчатый контроль проводится не только по воле работодателя, но и его силами. Он преследует две цели:

  • привлечь трудовой коллектив к наблюдению за соблюдением безопасных условий, повысить ответственность персонала;
  • своевременно реагировать на имеющиеся или возникающие недочеты, не допуская серьезных последствий с трагическим исходом.

Суть контроля заключается в том, что сотрудники и руководители организации сами проверяют, правильно ли организована охрана труда на рабочих местах.

Регулирование процесса

О том, как проводить трехступенчатый контроль по охране труда, нормативный документ на общероссийском уровне не принят. Это связано с тем, что федеральные законы не обязывают компании организовывать внутренние проверки именно таким способом. Процедура регламентируется отраслевыми нормативными актами, разработанными для конкретных сфер производства. Однако и по ним можно проследить порядок ее проведения (в общих чертах), так как определенная практика уже сложилась.

Также трехступенчатый контроль по охране труда на предприятии организуется на основе внутренней документации компании, где детально расписывается, как он ведется. Порядок его проведения устанавливают различные производственные акты:

  • отдельное Положение об 3-ступенчатом контроле;
  • Положение о СОУТ (спецоценке условий труда), один из разделов которого посвящен процедуре 3-уровневого контроля;
  • изданный руководством приказ о трехступенчатом контроле по охране труда.

Каким бы документом не регулировалась процедура, в нем следует определить:

  • сколько вводится ступеней контроля (иногда небольшие предприятия решают ограничиться 2-ступенчатой системой);
  • набор действий внутренних контролеров, которые необходимо совершить на каждой ступени проверки;
  • кто является ответственным лицом за проведение тех или иных мероприятий, что входит в круг его обязанностей;
  • какие объекты должны контролироваться;
  • порядок фиксации итогов проверки;
  • какова форма Журнала 3-ступенчатого контроля, особенности его заполнения.

Чтобы не иметь претензий со стороны контролирующих государственных ведомств, при разработке приказа, Журнала или Положений следует либо ориентироваться на внутриотраслевые нормативные акты, либо прислушаться к рекомендациям чиновников и исправить документацию предприятия в соответствии с их требованиями.

Проведение трехступенчатого контроля по охране труда: примерная процедура

Каждая ступень проверки соответствует определенным мероприятиям и частоте их проведения:

  • 1 ступень – подразумевает регулярный (оперативный) контроль за условиями работы персонала, проводящийся ежедневно. Его осуществляет «низовое» руководство: бригадиры, начальники участка, мастера, и т.д. Они постоянно следят за безопасным состоянием вверенных ему рабочих мест, за соблюдением обязательных требований (например, о наличии аптечки или выдачи спецодежды), проверяют исправность станков или другого оборудования.
  • 2 ступень – еженедельно или ежемесячно, в соответствии с графиком, проводится руководителем структурного подразделения (отдела, цеха), вместе с инженером по охране труда. Условия труда оцениваются более масштабно: проверяется приспособленность рабочих помещений, их освещенность, исправность вентиляции, наличие стендов с обязательной информацией.
  • 3 ступень – осуществляется с участием руководства компании не реже, чем один раз в квартал. Специально организованной комиссией проверяются все рабочие места компании. Ее интересует, как на производстве соблюдаются законодательные и технические требования, касающиеся охраны труда.

Итоги проверок первых двух ступеней вносятся в специальный Журнал. Результаты контрольных мероприятий 3-й ступени фиксируются в Акте. Если производственными контролерами выявляются нарушения в сфере обеспечения безопасности работников, составляется предписание об их устранении – с обязательным указанием срока.

Трехступенчатый контроль в образовательных учреждениях

Многоступенчатые проверочные мероприятия нередко организуются в образовательных заведениях, в том числе, в дошкольных учреждениях.

Например, трехступенчатый контроль по охране труда в доу предполагает следующие этапы проверки условий работы:

  • На 1-м этапе он проводится в детской группе воспитателем – в начале рабочего дня. О результатах проверки он отчитывается заведующей детсадом.
  • На 2-м этапе из сотрудников учреждения организуется комиссия, которая проверяет учреждение целиком.
  • На 3-м этапе проводится комплексный контроль – комиссией по охране труда , не только выявляющей недочеты, но и проверяющей, устранены ли ранее выявленные недостатки.

Аналогичным образом проводится трехступенчатый контроль по охране труда в школе и других учебных заведениях.

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

Состояния оборудования, территории, сооружений;
правильности ведения документации по ОТ;
наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
радиоактивных веществ;
атомной энергии;
ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Трехступенчатый контроль – это один из способов отслеживать состояние условий и охраны труда в организации, трудовую дисциплину на рабочих местах, соблюдение стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда. Его основной задачей является:

  • выполнение комплекса мероприятий по охране труда;
  • определение сотрудников, ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда;
  • устранение недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях.

Работодатель не обязан вводить в организации трехступенчатый контроль. Однако он может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Следует понимать, что трехступенчатый контроль даст заметные результаты только в том случае, если весь коллектив организации, от рабочих до высшего руководства, будет последовательно и настойчиво бороться за улучшение условий труда.

Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля

Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда , который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:

  • организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • информирует работников о результатах этих проверок;
  • собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.

Предупреждает:

Ирина АШРАПОВА,

специалист по охране труда, «АстраЗенека Россия» (Москва)

Требование сформировать комитет по охране труда может исходить от работников. В этом случае работодатель обязан поддержать инициативу и включить в состав комитета своих представителей.

Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности сторон – работодателя и работников ( .



скачать и распечатать образец

Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных организаций. Эта система часто встречается на предприятиях, где безопасную работу организуют по старым правилам, разработанным во времена СССР.

В качестве примера отрасли, где трехступенчатый контроль будет эффективным, можно привести строительство. Так, генподрядчик, который работает с множеством субподрядных организаций, не всегда может полностью контролировать порядок и соблюдение требований охраны труда на объекте. Отсюда большая вероятность несчастных случаев и других инцидентов.

Однако практически всех нарушений по охране труда можно избежать, если на каждом участке организовать и проводить трехступенчатый контроль.

Как проводят трехступенчатый контроль

Организацией трехступенчатого контроля обычно занимается руководитель компании, служба охраны труда и руководитель профсоюза или иного представительного органа работников. Контроль проводят:

  • на первой ступени – на участке подразделения, в смене или бригаде;
  • на второй ступени – в подразделении в целом;
  • на третьей ступени – в организации в целом.

Результаты трехступенчатого контроля отражают в Журнале трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда (далее – Журнал трехступенчатого контроля).

Первая ступень контроля

Контроль на первой ступени ежедневно перед началом работы проводят руководители участков (мастера, начальники участков, начальники смены) совместно с членом профсоюза, уполномоченным по охране труда. На этом этапе нужно проверить:

  • устранены ли нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки;
  • состояние условий труда на каждом рабочем месте;
  • состояние проходов и проездов;
  • наличие защитных и сигнальных ограждений;
  • наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил складирования материалов, заготовок, приспособлений;
  • наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью.

Выявленные нарушения нужно немедленно устранять. Этот процесс контролирует непосредственный руководитель работ на данном участке. Если нарушения невозможно устранить силами участка, то непосредственный руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему начальнику. Совместно они решат, какие мероприятия нужно провести для устранения ошибок и назначат работников, ответственных за их реализацию.

Сотрудник, проводивший осмотр, или руководитель участка делает запись о выявленных нарушениях в Журнале трехступенчатого контроля. Под записью обязательно расписывается уполномоченный по охране труда профсоюза или иного представительного органа работников.

Если на первой ступени контроля будет выявлено грубое нарушение по охране труда, которое может навредить здоровью сотрудников или привести к аварии, то работы приостанавливают до тех пор, пока нарушение не устранят. При этом в журнале трехступенчатого контроля проверяющие делают запись о том, что рекомендуется приостановить работы до устранения нарушений.

Обо всех обнаруженных несоответствиях руководитель работ должен информировать своих подчиненных. Кроме того, он ежедневно отчитывается о состоянии охраны труда на своем участке перед вышестоящим руководителем.

Вторая ступень контроля

Ответственным за контроль на второй ступени назначается руководитель цеха, отдела, строительного объекта с участием уполномоченного по охране труда из профсоюза. На этом этапе к проверке могут подключиться представители технических служб подразделения (например, службы главного механика, главного энергетика, главного технолога), специалист службы охраны труда организации.

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных после предыдущих проверок на первой и второй ступенях контроля;
  • выполнение распоряжений руководителя организации и профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов механизмов, оборудования, технологических режимов работы;
  • состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;
  • наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Нарушения, которые нельзя устранить на месте, фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля в виде замечаний. Руководитель структурного подразделения должен организовать мероприятия по устранению нарушений и один раз в месяц отчитываться перед комитетом по охране труда о состоянии условий и охраны труда в своем структурном подразделении.

Советует:

Владимир МАСЛОВ,

директор Приволжского филиала ООО «Эйч-Эс-Эй Аттестация» (Нижний Новгород)

Работодателю стоит сформировать график проверок для каждого этапа трехступенчатого контроля. Это позволит проводить осмотры в срок и не пересекать проверки по разным ступеням друг с другом.

Третья ступень контроля

Контроль на третьей ступени проводит комиссия во главе с руководителем организации или главным инженером и председателем профсоюзного комитета. В ее состав включают также руководителя службы охраны труда, технической службы и уполномоченного сотрудника по охране труда из профсоюза.

Контроль проводят не реже одного раза в квартал (обычно – один раз в месяц), при этом проверяют:

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • ведение Журнала трехступенчатого контроля;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий;
  • выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора;
  • обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  • организацию обучения и инструктажей по охране труда.

По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка.

Кроме того, результаты третьей ступени контроля руководитель организации рассматривает с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов, представителей профсоюзной организации. Совместно они разрабатывают мероприятия, с помощью которых можно устранить выявленные недостатки и нарушения, а руководитель предприятия назначает исполнителей и сроки выполнения этих мероприятий. По результатам заседания оформляют протокол.

После этого, при необходимости, руководитель издает приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения по охране труда или виновных в неудовлетворительной организации работы в этой области. И наоборот: сотрудников, которые добились положительных результатов в работе по охране труда, можно поощрить.

Ответы на ваши вопросы

Обязан ли специалист по охране труда лишать работников премии за нарушения по охране труда?

Обязан ли инженер по охране труда наказывать лишением премии или представлять к наказанию работников предприятия за несоблюдение ими требований охраны труда? Законно ли это?
Максим ФЕДОРЦЕВ, инженер по охране труда (Казань)

Решение о премировании работников и, соответственно, о лишении их премии принимает работодатель. Специалист по охране труда может выписывать работникам, нарушающим требования безопасности, предписания об устранении нарушений, а также предлагать руководителю привлечь к ответственности тех или иных сотрудников . На основании этих предложений работодатель будет решать вопрос о депремировании нарушителей.

Нужно ли создавать службу охраны труда в организации с малым количеством сотрудников?

У нас на предприятии 340 сотрудников и один специалист по охране труда. Нужно ли создавать службу охраны труда при таком количестве сотрудников?
Виктория ЗИНЧЕНКО, сотрудник отдела кадров (Киров)

В вашем случае создавать службу охраны труда в организации необязательно. Это решение остается за работодателем. Согласно рекомендациям, если число работников на предприятии не превышает 700 человек, а рабочие места признаны безопасными, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. В организациях, где трудятся более 700 человек, создают бюро охраны труда (от трех до пяти сотрудников) или отдел по охране труда (от шести сотрудников) .

Можно ли перевести работников на 12-часовой рабочий день, если условия труда признаны вредными?

На одном из производственных участков рассматривается вопрос об изменении графика работы с восьмичасового на 12-часовой. Профессии: оператор линии по обработке цветных металлов и отжигальщик. По результатам АРМ класс 3.1 – 3.3. Существуют ли на этот счет какие-то НПА, допускающие такой график или наоборот запрещающие его?
Ольга КОРОЛЬКОВА, специалист по охране труда, промышленной безопасности и экологии (Иркутск)

Если условия труда работников признаны вредными, для них должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. На основании отраслевого соглашения и коллективного договора по письменному согласию сотрудника рабочую неделю можно увеличить до 40 часов с выплатой работнику денежной компенсации (). Таким образом, если работники трудятся пять дней в неделю, то 12-часовой рабочий день им установить нельзя.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам

ОБЛАСТНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОЛОЖЕНИИ О СТУПЕНЧАТОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Настоящее Положение разработано в порядке исполнения мероприятий по улучшению охраны труда и реализации Закона области "Об охране труда в Липецкой области" на период до 2005 г., утвержденных постановлением главы администрации области от 23 августа 2000 года N 142, и нацелено на усиление профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предупреждение аварийности, своевременное устранение нарушений действующих правил и инструкций по охране труда. Областная Межведомственная комиссия по охране труда постановляет:

1. Положение о ступенчатом контроле за соблюдением требований охраны труда в организации одобрить (прилагается).

2. Управлению труда и занятости населения администрации области (Лапыгин И.А.) доработать настоящее Положение с учетом обсуждения и направить областным службам, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, администрациям районов и городов, Федерации профсоюзов области для использования в практической работе при организации ступенчатого контроля за соблюдением требований охраны труда в организациях.

Председатель
областной Межведомственной
комиссии по охране труда,
заместитель главы администрации
Липецкой области
П.А.ГУЧЕК

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ О СТУПЕНЧАТОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Приложение
к постановлению
областной Межведомственной
комиссии по охране труда
от 18 сентября 2001 года N 27

1. Общие положения

1.1. Ступенчатый контроль в системе управления охраной труда и промышленной безопасности является основной формой контроля руководителя и профсоюзного комитета организации за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, участках, цехах, отделениях и др., а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований законодательства, правил, норм, инструкций и иных нормативных документов об охране труда.

1.2. Ступенчатый контроль выступает важным средством профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предупреждения аварийности, своевременного устранения нарушений действующих норм и правил.

1.3. Ступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и специалистов организации, а также общественного контроля, осуществляемого профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами на основании действующего законодательства.

1.4. В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов подразделений ступенчатый контроль за состоянием охраны труда производится:

на первой ступени - на участках цеха, в смене, ферме и др.;

на второй ступени - в цехе, отделении, службе, на участке организации и других приравненных к цеху подразделений;

на третьей ступени - в организации в целом.

2. Первая ступень контроля

2.1. Контроль осуществляется непосредственным руководителем работ (начальник участка, мастер, энергетик, механик, технолог, начальник смены, заведующий фермой, начальник мастерской, другие приравненные к ним должностные лица (далее руководитель работ) ежедневно в начале и в течение рабочего дня (смены) с привлечением, по необходимости, подчиненного персонала проверяет исправность и безопасное состояние закрепленного оборудования (машин, агрегатов, станков), инструмента, приспособлений, состояние рабочих мест, знание (выборочно) и соблюдение работниками правил и норм безопасности, осуществляет постоянный осмотр зданий и сооружений, принимает сообщения от подчиненного персонала о выявленных нарушениях, организует и обеспечивает их немедленное устранение.

2.2. На первой ступени контроля проверяется:

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние и правильность применения спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной и коллективной защиты работающих;

Состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);

Состояние и правильность применения защитных ограждений, защитных козырьков, настилов и т.д.;

Безопасность технологического оборудования грузоподъемных и транспортных средств;

Соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;

Соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;

Исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

Состояние и правильность применения средств подмащивания;

Состояние откосов и правильность крепления стенок котлованов и траншей (при выполнении соответствующих работ);

Исправность лестниц и переходных мостков;

Состояние строительных конструкций и сооружений;

Состояние факторов производственной среды на рабочих местах (освещенность, запыленность, шум, вибрация, температурный режим);

Состояние закрепленных территорий;

Наличие и соблюдение работниками инструкций по охране труда;

Исправное состояние оборудования (технических устройств, применяемых на объектах повышенной опасности), ограждений, блокировок и т.п.;

Исполнение требований технологических (эксплуатационных) инструкций, регламентов, графиков и других документов, определяющих технологические (эксплуатационные) параметры процессов и действия персонала по их обеспечению;

Выполнение требований безопасности движения;

Состояние пожарной безопасности, наличие первичных средств пожаротушения;

Соблюдение трудовой и технологической дисциплины.

2.3. По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные исполнители.

2.4. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно под непосредственным надзором руководителя работ. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами участка, записать их в журнал по охране труда и доложить непосредственному руководителю. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

2.5. Замечания по строительным конструкциям и сооружениям заносятся в журналы осмотров зданий и сооружений ответственными по зданиям и сооружениям лицами для дальнейшей организации работ по их устранению.

2.6. Выявленные нарушения правил и инструкций по охране труда, стандартов ССБТ записываются в соответствующих разделах журнала по охране труда.

2.7. Ответственность за нарушение условий первой ступени контроля несут руководители работ, а также их непосредственные руководители, которые в свою очередь контролируют исполнение функций первой ступени выборочной проверкой состояния рабочих мест, знакомятся с записями в журналах ступенчатого контроля, осмотров зданий и сооружений, резолюциями ответственных лиц, организовывают работы по устранению выявленных нарушений в назначенные сроки.

2.8. Ежедневно в конце рабочего дня (смены) руководитель работ докладывает непосредственному руководителю о состоянии охраны труда на подконтрольном объекте производства работ.

3. Вторая ступень контроля

3.1. Вторая ступень контроля проводится еженедельно комиссией, возглавляемой начальником цеха (участка, отделения, службы, других приравненных к цеху подразделений). В состав комиссии входят уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, руководители (представители) технических служб цеха, специалист службы охраны труда, закрепленный за цехом, начальники участков и др. работники.

3.2. График проверки устанавливается начальником цеха по согласованию со службой (специалистом) охраны труда.

3.3. На второй ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой ступени контроля;

Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей проверки;

Выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, государственной экспертизы условий труда, службы ведомственного контроля и общественного контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и начальника цеха по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

Выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;

Соблюдение графиков планово - предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов работы;

Состояние переходов и галерей;

Состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов и уголков по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

Наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно - измерительных приборов;

Соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение правил безопасности при работе с опасными производственными объектами, с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;

Своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;

Наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты;

Состояние проходов и проездов, наличие знаков, выполнение требований безопасности движения;

Обеспеченность работников лечебно - профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами, газированной водой, мылом и обезвреживающими средствами;

Состояние санитарно - бытовых помещений и устройств;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, технологической и трудовой дисциплины.

3.4. Результаты проверки вносятся в журнал учета работы второй ступени контроля, который должен храниться у начальника цеха.

Комиссия намечает мероприятия, а начальник цеха назначает сроки исполнения и ответственных. Контроль за выполнением намеченных мероприятий осуществляют специалист службы охраны труда организации и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда.

3.5. Ежемесячно начальник цеха информирует коллектив о состоянии охраны труда в цехе и о ходе выполнения мероприятий, намеченных комиссиями второй и третьей ступени контроля.

3.6. Ежемесячно начальник цеха докладывает руководителю организации о состоянии условий и охраны труда в цехе.

4. Третья ступень контроля

4.1. Контроль на третьей ступени проводится один раз в месяц комиссией, возглавляемой работодателем (руководителем организации) или главным инженером (техническим директором) и председателем профсоюзного комитета организации.

В состав комиссии входят заместитель главного инженера (технического директора) по охране труда (руководитель службы охраны труда), руководители технических служб организации.

4.2. Основная цель проверок третьей ступени - оценка работы руководителей и специалистов цехов и иных, приравненных к цехам, структурных подразделений по обеспечению безопасных условий труда на подведомственных объектах.

4.3. На третьей ступени проверяются:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда, приказами руководителя;

Выполнение плановых мероприятий по охране труда и промышленной безопасности;

Выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, государственной экспертизы условий труда, службы охраны труда и представлений общественного контроля;

Организация и осуществление работ по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений, прилегающих территорий;

Организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;

Обеспечение рабочих мест нормативно - технической, производственной документацией;

Организация проведения обучения и инструктажей работников и специалистов по охране труда;

Соответствие технического, грузоподъемного, транспортного, газового, энергетического и другого оборудования требованиям безопасности;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово - предупредительного ремонта производственного оборудования;

Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, организация выдачи, хранения, стирки, чистки, ремонта;

Обеспечение работников санитарно - бытовыми помещениями и устройствами, мылом и обезвреживающими средствами;

Организация лечебно - профилактического обслуживания работников, питьевого режима;

Состояние кабинета охраны труда;

Состояние стендов и уголков по охране труда;

Соблюдение требований промышленной санитарии;

Готовность подразделений к работам в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, производственной и трудовой дисциплины.

4.4. Результаты проверок оформляются актом и обсуждаются на совещании руководителя организации с участием профсоюзного актива, а при необходимости - с приглашением органов государственного управления охраной труда и государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

На совещании заслушиваются руководители цехов и иных, приравненных к ним, структурных подразделений, в которых выявлено неудовлетворительное состояние условий и охраны труда и нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда.

Совещание оформляется протоколом, а руководитель организации издает приказ.