122 фз от 21 июля 1997. О новом законе о государственной регистрации недвижимости

Государственная регистрация объекта недвижимости позволяет владельцу стать полноправным собственником имущества. Только после внесения сведений в ЕГРН и выдачи свидетельства на право собственности гражданин или юридическое лицо становятся собственниками и могут осуществлять все виды юридических действий со своим владением. С 1.01.2017 года несколько изменились, о новом порядке следует знать всем заинтересованным лицам.

Законодательство устанавливает единые правила на федеральном уровне, которые должны исполняться повсеместно. Не допускается разночтений правовых норм, поскольку регистрация и занесение данных в единый реестр должно производиться одинаково, независимо от места обращения. Правила проведения регистрации позволяют более четко регулировать положения Земельного и Жилищного кодексов, устранить сомнительные моменты и сделать процедуру более весомой и прозрачной.

Проведя процедуру регистрации, владельцы должны быть уверены в законности и весомости своих действий, невозможности позднейшего судебного оспаривания процедуры. ФЗ о регистрации объектов недвижимости позволяет оценить следующую информацию и действия:

  • возможность дальнейшего осуществления юридических операций с зарегистрированным имуществом;
  • формируется процессуальная база совершения определенных действий с недвижимым имуществом;
  • определяются лица, которые имеют дальнейшее право распоряжаться и совершать сделки с имуществом;
  • устанавливаются аспекты и нормы административного и документального, процессуального порядка совершения регистрации и занесения сведений об объекте в единый реестр.

Юридические правила, отраженные в законодательстве, позволяют заинтересованным лицам, то есть участникам сделок с недвижимостью, быть уверенными в грамотности купли/продажи, дарении, наследовании и аренде объекта недвижимости. Другими словами сама регистрация и сделки осуществляются по единым правилам и порядку.

ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” претерпел ряд существенных изменений. Поправки позволяют осуществить учет недвижимости более прозрачными и надежными способами. Из ранее действующего закона убраны некоторые главы, которые утратили свою актуальность в настоящее время. К основным изменениям можно отнести некоторые поправки по главам.

  1. Отменены ограничения по регистрации в отдельных округах и регионах. Существующая база недвижимости позволяет провести регистрацию не только по месту расположения недвижимости, но обратившись в межрегиональные центры.
  2. Устанавливается перечень государственных органов, привлекаемых и имеющих полномочия по регистрации объектов недвижимости на местах.
  3. Изменяется и определяется порядок регистрации, вносятся коррективы по отношению к прежне действующему регламенту.
  4. Регулируется получение отдельных прав при регистрации объекта.
  5. Изменяется степень ответственности исполнительных органов за отказ в регистрации недвижимости.
  6. Нормы и положения переходного периода от прежнего закона к новому, с внесенными корректировками, должны осуществляться по указанному в законе регламенту.

Выписка ЕГРН теперь стала главным документом, подтверждающим право собственности на недвижимость. Если раньше свидетельство выдавалось приобретателю прав после внесения сведений в единый реестр, то теперь свидетельство не выдается. При необходимости, всегда можно заказать и получить выписку стандартного образца.

Пакет документов для постановки на кадастровый учет и регистрацию подается в любое отделение МФЦ или Росреестра, независимо от места расположения недвижимости. Важнейшим изменением является сокращение сроков проверки и обработки предоставленных сведений. Теперь кадастровые и регистрационные задачи решаются соответствующими органами в течение 10 дней с момента принятия документов.

Если услуги не требуются заявителю одновременно, то сроки проверки еще больше сокращаются. При внесении сведений в кадастровый план потребуется 5 дней для исполнения, для внесения данных в реестр недвижимости необходимо всего семь дней. Объекты недвижимости теперь сохраняют историю всех произведенных операций, начиная с введения имущества в эксплуатацию. Сведения хранятся бессрочно и предоставляются по требованию заинтересованных лиц. Документы и справки можно получить курьерской доставкой, под личную подпись получателя.

Новшества коснулись владельцев машинных и парковочных мест. Граждане получили право оформить свое владение на общих основаниях в качестве принадлежащей им недвижимости.

Особые беспокойства возникают с электронным ведением единой базы данных по недвижимости. Переходный период, устранение неразберихи и путаницы в масштабах страны, позволит хакерам взломать базу и нанести ощутимый урон. Конечно, действия злоумышленников будут отслеживаться и сведения о владельцах и недвижимости восстанавливаться в правильном виде, но это займет определенный период.

Несмотря на значительное упрощение процедуры, приведение ее к современным способам регистрации, остается много вопросов к разработчикам. Главное, что не сделано в новой редакции закона, то, что можно оспорить право собственника на имущество. Нет понятия неоспоримой регистрации, то есть человек не может быть 100% уверен, что является собственником по факту.

К тому же следует обратить внимание, что несмотря на сокращение сроков регистрации, сроки приостановки значительно увеличены. В настоящее время приостановить процедуру могут на три месяца, во время которых накладывается ограничение на любые действия со спорной недвижимостью.

Теперь главным документом становится выписка из ЕГРН, которая актуальна в течение 30 дней. Поэтому следует при сделках запрашивать справку буквально накануне, чтобы снизить риски.

Новые правила регистрации недвижимости

ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», считается устаревшим. На сегодняшний день, из всего закона, состоящего из 6 глав, действует единственная статья - статья 31.1. Данный закон полностью утратит силу 1 января 2020 года. На его замену придет закон от 13 июля 2015 года - . Данная замена обоснована законом от 3 июня 2016 - ФЗ-316.

До утраты сил, закон составляли 6 глав. В них описывались общие положения закона, органы, контролирующие процесс утверждения прав на недвижимость, ее порядок, ответственность, а также заключительные и переходные положения.

Описание закона, последние его изменения, а также альтернативный ФЗ, в связи с упразднением ФЗ-122 - будут описаны в статье.

ФЗ-122 регламентировал регистрацию прав на недвижимость, а также на сделки, проводимые с этим типом имущества. Закон о регистрации устанавливал такие понятия как недвижимое имущество, образец и сервитут. Закон состоит из шести глав. На данный момент, главы с 1 по 4, а также 6 утратили силу. Действует только единственная статья пятой главы – статья номер 31.1.

С 15 июля 2016 года, произошло изменение закона о госрегистрации. На его основании, процесс фиксации прав на недвижимость, будет удостоверяться выпиской из ЕГРП. Выписку можно будет получить в бумажном или электронном виде. Выписка будет служить единственным подтверждением прав собственника на имущество.

Текст ФЗ-122

Скачать ФЗ-122 можно по предоставленной ссылке. Данный закон содержит только одну действующую статью - об основании выплат РФ компенсации за утрату права собственности на жилье. В ЕГРП - Единственном государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, будут находиться все сведения о владельце, объекте сделки, правоустанавливающей документации, а также дате заключения сделки.

Скачать ФЗ 122

С 2020 года, регистрация прав на недвижимость будет осуществляться в соответствии с ФЗ-218. Его также можно скачать по ссылке ниже.

Последние изменения ФЗ-122

Основные изменения ФЗ-122 произошли 1 января 2017 года. Начиная с этого числа, из ФЗ-122 исключили главы с первой по четвертую, статью 31, а также шестую главу. Единственной действующей статьей закона осталась ст. 31.1. Ее планируют отменить в 2020 году, тем самым, полностью упразднив ФЗ-122.

Статья 31

Статья устанавливает ответственность органов, которые производят фиксацию прав гражданина на недвижимость. Ответственность за нанесенный гражданину ущерб, несут сотрудники органа регистрации прав на недвижимость. Последствия ущерба, который был нанесен из-за неквалифицированных действий этих органов, компенсируется из казны РФ в полном объеме.

Статья утратила силу.

Статья 31.1

Статья рассказывает об основаниях выплаты компенсации гражданину, в случае утери им прав на обладание имуществом, классифицируемом как недвижимое. Выплата производится из бюджета Российской Федерации. Согласно статье, добросовестный покупатель, от которого было истребовано жилье, может запросить компенсацию. Компенсацию запрашивают единожды, за счет казны Российской Федерации.

Компенсация выплачивается тогда, когда по причинам, не зависящим от взыскателя, взыскание по исполнительному документу не осуществлялось на протяжении 1 календарного года. Срок рассчитывается с предполагаемого вручения документа гражданину. Это утверждение действительно со дня, когда гражданину должны были вручить документ. Компенсация не может превышать один миллион рублей.

Порядок выплаты компенсации, предусмотрен пунктом 1 ст. 31.1.

Данную статью собираются упразднить 1 января 2020 года. Альтернативой ФЗ станет изданный от 13 июля 2015 года ФЗ-218. Согласно новому ФЗ, регистрация переходного права упростится, а возможность регистрации договора купли-продажи, дарения - упразднят.

В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.

Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости

Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.

Сведения о едином недвижимом комплексе

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета

и регистрации прав возложена на Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

Орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

7 рабочих дней - для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

Три месяца - по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

Федеральная миграционная служба РФ - информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);

Федеральная налоговая служба РФ - информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.

Александр Князев,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.


кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения;
недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы;
ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других);
сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
кадастровый и технический учет (инвентаризация) (далее также - учет) объекта недвижимости - описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера;
регистрационный округ - территория, на которой действует учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрационные округа создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с границами административно-территориальных единиц.

На основании статьи 3 ФЗ № 391,который регулирует вопрос коррекции некоторых актов законодательства РФ, приняты поправки в ФЗ № 122 о гос. регистрации прав граждан на недвижимое имущество. Теперь процедура государственной регистрации объектов собственности упрощена и уменьшен срок выполнения необходимых действий.

Изменение положений 122 ФЗ, регламентирующего государственную регистрацию собственности

Закон о гос. регистрации прав на объекты недвижимого имущества был принят 21.07.1997 года.

С 2018 года действуют внесённые в него изменения некоторых пунктов:

1. Новая редакция - пункт 1 ст. 24 ФЗ № 122

  • При продаже доли совместной собственности, её владелец обязан сообщить о своих намерениях всем другим собственникам в письменном виде с указанием цены, а также иных прописанных условий договора.
  • Регистрация прав недвижимости или её доли, являющейся совместной собственностью, обязательно должна производиться в присутствии нотариуса для заверения документа его подписью и печатью. Сделка по оформлению регистрации прав собственности и передаче имущества на стороннее лицо назначается по истечении срока 30 календарных дней со дня письменного оповещения других собственников относительно продажи.
  • Нотариус обязан проверить документы, предоставленные продавцом, которые подтверждают, что другие собственники имущества добровольно отказываются на долевые части. При наличии таких документов регистрация прав собственности на покупателя может выполняться ранее 30 дневного срока.

При возникновении споров во время передачи прав другим лицам, они решаются в судебном порядке на основании действующего закона о регистрации прав на недвижимое имущество.

2. Новая редакция - пункт 3 ст. 24.1 ФЗ №122

  • Для совершения сделки продажи земельной доли, документы подлежат нотариальному заверению.

3. В статье 30 обозначен пункт «1.Любые права» в связи дополнения этой статьи ещё одним пунктом.

Новый пункт 2 ст. 30

  • Совершение продажи недвижимого имущества и государственной регистрации права на объект, принадлежащий несовершеннолетнему лицу, либо недееспособному гражданину, производится обязательно в присутствии нотариуса. При этом необходимы документальные подтверждения, которыми могут быть письменное разрешение на сделку родителей или опекуна, заверенное в органах опеки и попечительства.

Разъяснение закона о регистрации прав на недвижимость


В прежней редакции закона о гос регистрации прав на недвижимое имущество, граждане должны были выполнять двойную процедуру:

  • Внесение записи в кадастр.
  • Регистрация прав на объект недвижимости.

Такие правила заставляли пользователей сдавать одинаковые документы в две структуры для признания своих прав:

Таким образом, на этапе регистрации происходит двойная процедура. Кроме этого, единый государственный реестр запрашивает данные для получения информации у следующих организаций:

  • Выписку у ЕГРП о данных объекта и сделках с ним.
  • Сведения .

Данные этих двух ресурсов не всегда совпадают.

Внесённые в ФЗ № 122 новые правила упростили регистрационно учётную процедуру. Теперь признание прав собственности производится одновременно. Единый государственный реестр недвижимости аккумулирует в себе регистрацию в кадастровом реестре и получение выписки ЕГРП.

Преимущества новых правил

Действующий в 2018 году порядок регистрации имущественных прав более эффективен, чем прежняя редакция закона.

Сейчас ФЗ о регистрации прав совмещает в себе три функции:

  • Контроль.
  • Учёт.
  • Ответственность.

Установленный порядок регистрации исключает несоответствие информации об одном объекте недвижимости. В плане ответственности, нотариус, заверяющий документы о недвижимости, отвечает за производимые им действия. В случае ошибки нотариуса гражданин имеет право заявить о том, что ему причинён ущерб.

Предусмотрено страхование деятельности нотариуса, чтобы в случае доказанных ошибок в его действиях компенсировать пострадавшему лицу сумму ущерба. В настоящее время Федеральной нотариальной палатой создаётся специальный компенсационный фонд, средства которого в определённых случаях будут финансировать доказанные ошибки нотариуса.

Принятые новшества закона положительно отразились на сроках проведения всех мероприятий. Процедура регистрации сокращена. С момента подачи документации для оформления сделки до совершения регистрации установлен срок 10 рабочих дней.


Внесённые поправки закона уточняют все обстоятельства, при соблюдении которых регистрация права на недвижимость может быть утверждена, объект ставится на кадастровый учёт. Новая редакция закона при этом обозначила причины, по которым регистрация права может быть приостановлена. Основанием для этого могут быть разные обстоятельства, в результате которых существуют препятствия:

  • Отсутствие у гражданина действительных прав на имущество.
  • Несоответствие данных предыдущей регистрации прав на объект и информации единого реестра.
  • Предоставление документов в Росреестр замедлено по вине других ведомств.
  • Неправильная оплата госпошлины. При оформлении покупки на несколько лиц, должна быть квитанция оплаты госпошлины от каждого лица. Оплата всей суммы от одного лица не допускается.
  • Наличие судебного решения, которое информирует, что сделки и регистрация права собственности с рассматриваемым объектом недействительны.

Приостановление процесса государственной регистрации имущественных прав производится на период устранения препятствий. При этом срок не должен быть более трёх месяцев.

В исключительных случаях он может быть увеличен, но основанием для этого должны быть определённые ситуации. Для получения полной информации на текущий момент рекомендуется знакомиться с обновлениями редакции закона о регистрации прав недвижимости.