Результаты работы комиссии по помилованию. Проект указа президента о помиловании

Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

· предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

· подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

· осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

· подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации

При рассмотрении ходатайства о помиловании комиссией принимаются во внимание:

· характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

· поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

· срок отбытого (исполненного) наказания;

· совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

· возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

· данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

· другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

В целях совершенствования порядка рассмотрения ходатайств о помиловании постановляю:

1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях но вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5149; 2007, N 12, ст. 1376) и в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное этим Указом, следующие изменения:

а) абзац второй пункта 2 Указа изложить в следующей редакции:

"предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;";

б) в положении:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, - администрацией следственного изолятора (далее - администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.";

абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

"5. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.";

абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:

"7. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденною за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.";

пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящею Положения,";

в пункте 13 слова "не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса" заменить словами "не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней)".

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации

О внесении изменения и дополнений в Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.) и в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденное

Исходя из того, что помилование представляет собой гуманистический акт высшей власти,
учитывая, что полномочия по помилованию согласно Конституции Российской Федерации принадлежат исключительно главе государства и не могут быть делегированы кому бы то ни было,
принимая во внимание, что конституционное право ходатайствовать о помиловании принадлежит каждому осужденному, является абсолютным и не может быть ограничено нормативно ни при каких условиях,
учитывая, что при исчерпании национальных средств обжалования приговоров в российской судебной системе отсутствуют эффективные правовые средства для исправления судебных ошибок, связанных с незаконным и необоснованным осуждением,
учитывая, что согласно государственным программам продолжается реформирование института пересмотра судебных актов с целью обеспечить максимальное устранение незаконных и необоснованных приговоров по уголовным делам,
учитывая неудовлетворительное состояние условий содержания под стражей осужденных к лишению свободы,
принимая во внимание низкое качество тюремной медицины, повторяющиеся факты гибели лиц, подвергшихся аресту в качестве меры пресечения, и рост заболеваемости среди отбывающих наказание, связанное с лишением свободы,
обращая внимание на выявляемые правозащитными организациями факты нарушения прав граждан, содержащихся под стражей,
исходя из сокращающегося в последние годы числа помилованных лиц, а также из нерешенности задачи социально обоснованной декриминализации ряда преступлений ненасильственного характера,
Внести в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.) следующие изменения и дополнения:
1) изложить пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 в следующей редакции:
«2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:
подготовка материалов к рассмотрению ходатайств лиц, осужденных на основании вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость, в целях их представления Президенту Российской Федерации;
осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
2) дополнить Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 пунктом следующего содержания:
«Главному государственно-правовому управлению Администрации Президента Российской Федерации в месячный срок подготовить предложения по утверждению Распоряжения Президента Российской Федерации о порядке представления и рассмотрения материалов комиссиями по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее - комиссии), которым, в частности, должна регламентироваться обязанность сообщать осужденному или лицу, отбывшему назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, защитнику осужденного, его законному представителю, о результатах рассмотрения ходатайства по существу, а в случае решения об отказе в удовлетворении ходатайства - о мотивах отказа.».
Внести в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500, следующие изменения и дополнения:
3) дополнить пункт 1 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании после слов«осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость» словами: «, защитника осужденного, его законного представителя, а также при наличии ходатайства со стороны органов и организаций или со стороны авторитетных общественных деятелей в отношении помилования определенного лица или группы лиц».
3) заменить в подпункте а) пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании слова «… и отбывающих наказание на территории Российской Федерации» на слова «для отбывания наказания на территории Российской Федерации».
4) изложить последний абзац пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в следующей редакции:
«При этом помилование как правило не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
б) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования.
5) изложить пункт 4 Положения в следующей редакции:
«Ходатайство о помиловании регистрируется в день его подачи администрациейучреждения или органа, где на данный момент находится лицо, ходатайствующее о помиловании, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании, о чем сообщается заявителю под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
В случаях, когда ходатайствующее о помиловании, в том числе о снятии судимости, лицо не отбывает наказание в месте принудительного содержания под стражей, ходатайство направляется заявителем в соответствующее учреждение федерального органа пробации по контролю и надзору либо самостоятельно в комиссию по месту жительства заявителя.
6) в первом абзаце пункта 5 слова «в территориальный орган уголовно-исполнительной системы» заменить словами «в комиссию».
7) во втором абзаце пункта 5 исключить подпункт г), считать подпункт д) подпунктом г), подпункт е) подпунктом д), подпункт ж) подпунктом е), подпункт з) подпунктом ж), изложив его в следующей редакции:
«ж) представление администрации учреждения или органа, где на данный момент находится лицо, ходатайствующее о помиловании, либо учреждения федерального органа пробации по контролю и надзору (далее - администрация учреждения), содержащее сведения из личного дела осужденного, относящиеся к обстоятельствам отбывания им наказания.».
8) исключить пункты 6 и 7 Положения;
9) считать пункт 8 Положения пунктом 6, изложив его в следующей редакции:
«6. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет материалы, относящиеся к применению акта помилования в отношении осужденного в Администрацию Президента Российской Федерации. Комиссия вправе изложить в представлении мнения ее членов о желательности применения акта помилования к осужденному.
Администрация Президента Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления указанных материалов представляет Президенту Российской Федерации все поступившие сведения и материалы о ходатайствах о помиловании.».
10) считать пункт 9 Положения пунктом 7, изложив его в следующей редакции:
«7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает Положение о порядке учета ходатайств о помиловании и иных материалов, поступивших в комиссии, и их направления Президенту Российской Федерации, которым также регламентируется порядок информирования осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, либо защитника осужденного, его законного представителя. В случае, если комиссией принято решение об отказе в принятии ходатайства о помиловании по основаниям, связанным с недостатками в оформлении ходатайства, данный порядок должен предусматривать сроки повторного рассмотрения после устранения указанных недостатков.».
11) считать пункт 10 Положения пунктом 8, изложив его в следующей редакции:
«8. Список лиц, представленных комиссией Президенту Российской Федерации для рассмотрения ходатайств об их помиловании, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, в отношении которого поставлен вопрос о помиловании, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом комиссия вправе также обнародовать мотивы, которыми она руководствуется, высказывая свое мнение в пользу решения о помиловании.
12) считать пункт 11 Положения пунктом 9, изложив его в следующей редакции:
«9. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом комиссию, а также Администрацию Президента Российской Федерации.
13) считать пункт 12 Положения пунктом 10, изложив его в следующей редакции:
«10. При рассмотрении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании по существу принимаются во внимание:
а) обстоятельства осуждения и отбывания или исполнения наказания ходатайствующего лица, а также применение ранее в отношении него акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
б) срок отбытого (исполненного) наказания;
в) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
г) другие обстоятельства, если осужденный или комиссия сочтут их существенными для рассмотрения ходатайства».
14) считать пункт 13 Положения пунктом 11 изложив его в следующей редакции:
«11. При представлении Президенту Российской Федерации ходатайства о помиловании комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести и не позднее чем через десять дней - в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление.»
15) считать пункт 16 Положения пунктом 14, заменив в нем слова «не ранее чем через год» словами «не ранее чем через полгода».
16) Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Общие положения

Статьей 89 Конституции Российской Федерации установлено, что исключительное право на осуществление помилования принадлежит Президенту Российской Федерации.

Помилование - это акт милосердия, применяемый только в отношении лиц, осужденных за преступления любой степени тяжести.

В соответствии со ст. 50 Конституции Российской Федерации, о помиловании может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда.

При рассмотрении Президентом Российской Федерации ходатайства осужденного, обратившегося с просьбой о помиловании, принимается одно из следующих решений:

а) освободить лицо от отбывания оставшейся не отбытой части наказания;

б) сократить неотбытое наказание на определенную часть;

в) заменить назначенное наказание или неотбытую часть наказания более мягкой мерой наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы на определенный срок);

г) снять судимость;

д) освободить осужденного от дополнительного наказания, но при условии, что оно еще не исполнено.

Порядок обращения с ходатайством о помиловании

Порядок предоставления и рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании регулируется Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее - Указ Президента РФ).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

Ходатайство о помиловании не имеет строго определенной формы и представляет собой произвольное изложение осужденным просьбы о помиловании, где обычно описываются обстоятельства, в связи с которыми лицо обращается с указанной просьбой, и обстоятельства совершения преступления в том виде, как они представляются осужденному.

Далее ходатайство о помиловании представляется в администрацию исправительного учреждения, которая регистрирует его в специальном журнале в день его подачи. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются документы, предусмотренные Указом Президента РФ. Также, по просьбе осужденного, могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. О направлении ходатайства о помиловании для дальнейшего рассмотрения осужденному объявляется под роспись на копии сопроводительного письма.

Затем ходатайство осужденного о помиловании с прилагаемыми документами направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы - Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Приморскому краю (далее - ГУФСИН России по Приморскому краю).

После регистрации, а также проверки полноты и качества представленных документов, ГУФСИН России по Приморскому краю направляет все материалы в Комиссию по вопросам помилования, образованную на территории Приморского края (далее - Комиссия по вопросам помилования) по адресу: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22.

Порядок рассмотрения ходатайства о помиловании

Комиссия по вопросам помилования не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации - Губернатору Приморского края заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного, в котором рекомендует помиловать осужденного либо отклонить его ходатайство.

Губернатор Приморского края не позднее чем через 15 дней (в отдельных случаях не позднее чем через 10 дней) вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица прилагаются все указанные выше документы.

При решении вопроса о помиловании принимаются во внимание следующие обстоятельства:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

Поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

Срок отбытого (исполненного) наказания;

Совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

Применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

Возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

Данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

Другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства

В случае принятия Президентом Российской Федерации решения о помиловании осужденного соответствующий Указ Президента Российской Федерации о помиловании направляется в течение двух дней после его издания Губернатору Приморского края, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании, осужденный уведомляется письменно, и повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

1. Ходатайство о помиловании должно быть адресовано Президенту Российской Федерации и направлено начальнику исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание либо в Комиссию по вопросам помилования. Любое обращение в обязательном порядке будет зарегистрировано и принято во внимание. Но лишь после получения ходатайства самого осужденного , со всеми необходимыми материалами, прошение родственников и близких будет приобщено к делу осужденного .

2. В своем обращении родственники и другие заинтересованные лица (к которым можно отнести и потерпевшего, желающего выразить свое отношение к помилованию) обязательно должны указать точные имя, отчество и фамилию осужденного, которого они просят помиловать, сообщить, где он отбывает наказание и за что. Подробно описывать совершенное преступление не следует, для этого в материалах дела имеется приговор суда. Юридически значимые факты должны быть подтверждены справками, выписками и другими документами или их заверенными копиями, прилагаемыми к ходатайству.

3. В прошении можно перечислить заслуживающие внимание достоинства осужденного, указать на обстоятельства, в связи с которыми осужденный может быть помилован.

4. Родственникам и другим лицам, направляющим ходатайства о помиловании, следует поинтересоваться, отправлены ли материалы о помиловании из колонии, на какой стадии рассмотрения находятся материалы о помиловании осужденного.

Одним из предусмотренных действующим российским законодательством оснований от наказания является помилование. В этой статье мы попытаемся понять, что это такое с точки зрения простого гражданина, каков порядок помилования в России и как обратиться с ходатайством о помиловании.

1. Помилование – что это такое. Помилование с точки зрения действующего законодательства РФ представляет собой решение Президента Российской Федерации в отношении конкретного, индивидуально определенного лица об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, сокращении назначенного наказания, замене наказания более мягким либо снятии судимости с лица, отбывшего наказание.

С формальной точки зрения помилование оформляется Указом Президента РФ, вступающим в силу со дня подписания. Наиболее известные Указы Президента РФ о помиловании последних лет: «О помиловании Ходорковского М.Б.» от 20.12.2003 года № 922, «О помиловании Савченко Н.В.» от 25.05.2016 года № 249.

Тексты и наименования всех указов практически идентичны, за исключением данных помилованного лица. Состоят указы о помиловании из двух пунктов: в первом указываются данные помилованного лица, включающие фамилию, имя, отчество, год и место рождения, а также указание на то, от чего освобождается лицо; второй пункт содержит указание на то, что указ вступает в силу со дня его подписания.

После подписания указа о помиловании осужденный подлежит немедленному освобождению из-под стражи. Однако далеко не все, кто претендует на помилование, заявив соответствующее ходатайство, дожидаются положительного решения своего вопроса. С момента избрания Президентом РФ Путина В.В. был серьезно пересмотрен как порядок помилования, так сам подход к этому институту как к исключительному основанию освобождения от наказания и снятия судимости.

Если в 90-е года в год помилования удостаивались по несколько тысяч человек в год, причем оно увеличивалось из года в год вплоть до 2000 года, например, в 1999 году было помиловано более 7 800 человек, то с 2001 года количество помилованных сократилось в несколько тысяч раз: в 2014 году Президентом помиловано 5 человек, а в 2015 – всего 2 человека.

То есть, помилование превратилось действительно в крайне редкое явление, совершенно исключительное основание освобождения от наказания, которым повезет воспользоваться считанным единицам. Не случайно в УК РФ статья «Помилование» находится не в главе, регламентирующей основания освобождения от наказания, а выделена в отдельную главу наряду с амнистией и судимостью.

Основные нормативные акты, регламентирующие помилование следующие:

    Конституция РФ;

    Уголовный кодекс РФ;

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ;

    Указ Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помиловании на территориях субъектов РФ» с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ»;

    Приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании»;

    Инструкция об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании, утвержденная приказом Минюста РФ от 08.04.2015 года № 83;

    Указ мэра Москвы «О комиссии по вопросам помилования, образованной на территории г. Москвы» от 15.02.2002 года № 12-УМ, указы и распоряжения руководителей субъектов РФ о региональных комиссиях по вопросам помилования.

Порядок помилования Президентом РФ утвержден Указом Президента от 28.12.2001 года и регламентирован Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ (далее – Положение). Мы не будем пересказывать и цитировать нормы законодательства, а остановимся лишь на тех моментах, которые Важны для осужденного.

Так, для того, чтобы воспользоваться правом на помилование, осужденное лицо составляет и обращается с ходатайством о помиловании. В принципе, обратиться с ходатайством могут и защитник, родственники и любые иные лица; к примеру, Савченко Н. была помилована на основании ходатайств, поданных потерпевшими. Однако на практике известны случаи, когда в комиссии давали отрицательное заключение о помиловании на том основании, что ходатайство подано не осужденным (защитником); при этом решение было мотивировано тем, что в Положении указано на то, что ходатайство подается осужденным, но не перечислены ни защитник, ни иные лица. Данное утверждение представляется нам не совсем обоснованным, однако, если у Вас есть возможность, рекомендуем оформить ходатайство о помиловании именно от осужденного лица.

По форме ходатайства законодательство содержит лишь два основных требования: оно должно быть в письменной форме; ходатайство адресуется Президенту РФ. Совершенно не обязательно прикладывать к ходатайству приговор и другие процессуальные решения, так как это в любом случае сделает администрация колонии. Образец ходатайства о помиловании Вы можете скачать здесь.

Составленное ходатайство о помиловании передается администрации исправительного учреждения. Полученное ходатайство регистрируется в отдельном Журнале учета ходатайств осужденных о помиловании. Администрация готовит представление на заключенного и прикладывает к ходатайству приговор и иные необходимые документы, после чего направляет ходатайство с приложенными документами в территориальный орган ФСИН РФ. О том, ходатайство о помиловании направлено в территориальный орган ФСИН, осужденный уведомляется под роспись на втором экземпляре сопроводительного документа.

Лицо, отбывшее наказание, ходатайствующее о помиловании и снятии судимости, само направляет ходатайство в территориальный орган ФСИН РФ.

Из территориального органа ФСИН РФ ходатайство поступает Комиссию по помилованию при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (в Москве такая комиссия создана при мэре г. Москвы). Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования, после чего ходатайство поступает высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, мэру), который с представлением направляет ходатайство Президенту РФ. Именно Президент РФ принимает окончательное решение о помиловании конкретного лица.

Сроки рассмотрения ходатайства о помиловании в каждой из перечисленных инстанций зависят от того, привлекалось ли ранее лицо к ответственности или нет (впервые совершено преступление или нет), а также от тяжести совершенного преступления. Ходатайство должно поступить на рассмотрение Президенту РФ не позднее 72 дней по тяжким и особо тяжким преступлениям, по преступлениям средней тяжести – не позднее 60 дней с момента передачи ходатайства осужденным администрации исправительного учреждения (в отношении отбывших наказание лиц, ходатайствующих о снятии в порядке помиловании судимости, эти сроки еще меньше на 20 и 10 дней соответственно).

Следует заметить, что помилованы могут осужденные и отбывающие наказание на территории РФ лица независимо от их гражданства, а также от того, какой суд вынес приговор.

В заключение следует отметить, что законодательство не содержит прямого запрета на помиловании в отношении каких-либо категорий осужденных, однако согласно п. 2 Положения помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Если Вам необходима помощь адвоката по вопросам помилования, либо необходимо содействие в применении иных норм уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих освобождение от наказания, обратитесь к адвокату, специализирующемуся на оказании услуг по уголовным делам. Только уголовный адвокат сумеет помочь Вам и посодействует освобождению или смягчению наказания.