Меры по обеспечению безопасности осужденных. Право осужденных к лишению свободы на личную безопасность Права осужденных на личную безопасность

На личную безопасность.

Право осужденных на личную безопасность гарантируется целым рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер.

Прежде всего это меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности .

К средствам обеспечения личной безопасности осужденных следует отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания .

Представляя собой систему наблюдения и контролирования поведения осужденных, надзор в качестве одной из своих целей имеет предупреждение преступлений , в том числе совершаемых в отношении осужденных.

Важным средством обеспечения личной безопасности осужденных является применение мер безопасности и оружия , а также мер дисциплинарного воздействия к осужденным.

Другое важное средство обеспечения личной безопасности осужденных – профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении осужденных.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющему наказания в виде ареста , ограничения свободы или лишения свободы , с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное долж– ностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Должностные лица по заявлению осужденного обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Применительно к исправительным учреждениям это могут быть действия по вызову наряда контролеров и сопровождению осужденного в безопасное место, например из общежития в дежурную часть, либо по задержанию лица, от которого исходит опасность для осужденного, изоляции его от других осужденных. Это, как их можно назвать, первоначальные меры по устранению угрозы личной безопасности осужденного. Устранение угрозы личной безопасности осужденного в окончательном виде возлагается на начальника исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

Начальник учреждения может принять решение:

1) о переводе осужденного в безопасное место – в отдельную камеру, помещение камерного типа до устранения угрозы его личной безопасности либо в другой исправительный центр, арестный дом или исправительное учреждение, если угроза несет долговременный характер и не может быть устранена полностью;

2) о принятии иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, – разрешение возникшего конфликта между осужденными, привлечение лица, от которого исходит опасность, к ответственности, перевод его в другое учреждение.

Таким образом, осужденные иностранные граждане , отбывающие наказание в виде ареста, ограничения или лишения свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации.

Провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, которому присущи такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство рассматривает человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы в качестве высшей ценности, считает признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью. Государство гарантирует обеспечение безопасности и таким его гражданам, которые отбывают наказания.

2. Установленное в ст. 13 УИК РФ право осужденных на безопасность гарантируется обязанностью учреждений, исполняющих наказания, это право обеспечить (ст. 13 Закона РФ 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст. 19 Федерального закона 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

3. Обеспечение безопасности осужденных осуществляется всеми доступными для государства средствами: во-первых, нормами Конституции РФ, закрепляющими правовой статус гражданина и провозглашающими его защиту главной обязанностью государства; во-вторых, нормами трудового законодательства, предусматривающими гарантии и меры безопасности участников трудового процесса; в-третьих, нормами уголовного законодательства, устанавливающими уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека; в-четвертых, нормами уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивающими безопасность осужденных во время отбывания наказания.

4. Обеспечение безопасности осужденных - важная задача для всех учреждений и органов, исполняющих наказания. В то же время особую актуальность она приобретает для тех из них, которые исполняют наказания, связанные с изоляцией от общества. Администрация этих учреждений обязана обеспечивать безопасность осужденных различными средствами, среди которых следует выделить: охрану и надзор; меры воспитательного воздействия, включая применение мер взыскания и поощрения; оперативно-розыскные мероприятия; меры безопасности; охрану здоровья осужденных; перевод осужденных в безопасное место.

5. Закон обязывает любое должностное лицо учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, к которому обратился осужденный с просьбой об обеспечении личной безопасности, незамедлительно принять исчерпывающие меры для ликвидации угрозы.

Информация об опасности представителям администрации может поступить из разных источников: от сотрудников, осуществляющих надзор за осужденными, от оперативных аппаратов учреждений, от самих осужденных.

6. Решение о предотвращении угрожающей осужденному опасности принимает начальник учреждения. В экстренных случаях меры безопасности должны быть приняты и в его отсутствие, но с последующим принятием им решения самостоятельно.

При реальности и серьезности личной безопасности осужденного со стороны других осужденных или иных лиц начальник учреждения по его заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место. В качестве такого места, как установлено в ст. 173 ПВР ИУ, помимо других помещений, могут быть использованы камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и ЕПКТ. Перевод в безопасное место производится на срок до 90 суток.

7. В том случае, когда осужденный является участником уголовного судопроизводства, например свидетелем, начальник учреждения принимает решение об обеспечении личной безопасности по мотивированному постановлению (определению) лица, в производстве которого находится дело. В соответствии со ст. ст. 6, 14 Федерального закона 2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" для обеспечения безопасности лица, находящегося под стражей или осужденного, начальник учреждения вправе принять следующие меры: 1) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 2) замена документов; 3) изменение внешности; 4) временное помещение в безопасное место; 5) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации; 6) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое; 7) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия; 8) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Осужденные имеют право на личную безопасность.

Право осужденных на личную безопасность гарантируется целым рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер.

Прежде всего ϶ᴛᴏ меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности.

К средствам обеспечения личной безопасности осужденных следует отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания.

Представляя собой систему наблюдения и контролирования поведения осужденных, надзор в качестве одной из ϲʙᴏих целей имеет предупреждение преступлений, в т.ч. совершаемых в отношении осужденных.

Не стоит забывать, что важным средством обеспечения личной безопасности осужденных будет применение мер безопасности и оружия, а также мер дисциплинарного воздействия к осужденным.

Другое важное средство обеспечения личной безопасности осужденных – профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении осужденных.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющему наказания в виде ареста, ограничения ϲʙᴏбоды или лишения ϲʙᴏбоды, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В ϶ᴛᴏм случае указанное долж– ностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Должностные лица по заявлению осужденного обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Применительно к исправительным учреждениям ϶ᴛᴏ могут быть действия по вызову наряда контролеров и сопровождению осужденного в безопасное место, например из общежития в дежурную часть, либо по задержанию лица, от кᴏᴛᴏᴩого исходит опасность для осужденного, изоляции его от других осужденных. Это, как их можно назвать, первоначальные меры по устранению угрозы личной безопасности осужденного. Устранение угрозы личной безопасности осужденного в окончательном виде возлагается на начальника исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

Начальник учреждения может принять решение:

1) о переводе осужденного в безопасное место – в отдельную камеру, помещение камерного типа до устранения угрозы его личной безопасности либо в другой исправительный центр, арестный дом или исправительное учреждение, если угроза несет долговременный характер и не может быть устранена полностью;

2) о принятии иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, – разрешение возникшего конфликта между осужденными, привлечение лица, от кᴏᴛᴏᴩого исходит опасность, к ответственности, перевод его в другое учреждение.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что осужденные иностранные граждане, отбывающие наказание в виде ареста, ограничения или лишения ϲʙᴏбоды, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями ϲʙᴏих государств в Российской Федерации.

Как уже отмечалось в нашей работе, существенная гуманизация деятельности уголовно-исполнительной системы в последние годы повлекла за собой значительные изменения законодательства, регулирующего порядок отбытия наказания и правовое положение осужденных к лишению свободы. Так, в 1992 г. в действовавший в то время Исправительно-трудовой кодекс впервые была включена норма, закрепляющая право осужденных на личную безопасность. Ныне действующий УИК РФ 1996 г. также предусмотрел данное обстоятельство в качестве одной из важнейших гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Данные положения были введены в законодательство в качестве необходимой меры, обеспечивающей возможность любого осужденного к лишению свободы получить гарантии личной неприкосновенности. Как абсолютно верно пишет по этому поводу Б.З. Маликов, наделяя лиц данной категории правом на личную безопасность, государство не только защищает их от вероятных посягательств, но и противодействует возможному совершению правонарушений в исправительных учреждениях.

Сущность рассматриваемого права состоит в том, что при возникновении какой-либо угрозы жизни и здоровью осужденного к лишению свободы он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание, с просьбой обеспечить его личную безопасность. В данном случае это должностное лицо обязано незамедлительно осуществить меры по устранению угрозы жизни и здоровью обратившегося осужденного. Начальник учреждения должен принять решение о переводе данного лица в безопасное место или иные меры, снимающие угрозу личной безопасности осужденного к лишению свободы. Ранее при возникновении подобных ситуаций осужденные сами разрешали возникающие угрозы - обычно это были или побег из исправительного учреждения, или совершение грубого нарушения, в результате которого в обязательном порядке следовало водворение в штрафной изолятор, а нередко конфликт завершался и совершением преступления.

Анализ сущностной стороны рассматриваемого права предопределяет исследование вопроса об основаниях его реализации осужденными к лишению свободы. Исходя из положений УИК РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, на наш взгляд, к таковым следует отнести, прежде всего, наличие угрозы личной безопасности осужденного, выраженной в возможности применения физического насилия со стороны иных осужденных. Указанное обстоятельство является наиболее распространенным, а зачастую единственным основанием перевода конкретного лица в безопасное место. К наиболее часто встречающимся поводам возникновения подобного рода ситуаций можно отнести, например, деятельность осужденного, направленную на сотрудничество с администрацией исправительного учреждения; личные неприязненные отношения между отдельными лицами или их группами; совершение осужденным поступков, противоречащих принятым в пенитенциарной среде «традициям» и др.

Вместе с тем достаточно узкое толкование практическими работниками исправительных учреждений юридической нормы, закрепляющей порядок реализации осужденными к лишению свободы рассматриваемого права, сводящегося зачастую лишь к устранению угрозы физической расправы, на наш взгляд, является неправомерным. Мы считаем, что к основаниям перевода лица в безопасное место также необходимо отнести психическое насилие, выраженное в систематическом совершении действий по отношению к осужденному, которые унижают его честь и достоинство. Достаточно высокий уровень распространенности таких явлений в исправительных учреждениях диктует необходимость адекватного реагирования со стороны их администрации с незамедлительным помещением осужденного в безопасное место. Непринятие должных мер компетентными лицами в указанной ситуации может привести не только к причинению вреда данному лицу, но и в целом дестабилизировать нормальную жизнедеятельность исправительного учреждения.

В качестве еще одного из оснований реализации лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, права на личную безопасность следует назвать угрозу их здоровью, исходящую от других осужденных, являющихся носителями опасных заболеваний (наркомания, психические расстройства, туберкулез, ВИЧ и др.). В настоящее время законодательство РФ предусматривает необходимость содержания таких лиц в специализированных лечебных исправительных учреждениях либо прохождения ими обязательного курса лечения. Однако в силу различных причин (позднее выявление заболевания, переполненность больниц, отсутствие необходимых медикаментов и др.) не исключается возможность нахождения таких лиц в обычных условиях отбытия наказания, что может создавать опасность жизни и здоровью других осужденных.

Исходя из анализа положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих право осужденных к лишению свободы на личную безопасность, можно прийти к выводу, что его реализация может осуществляться в двух формах: 1) по заявлению самого лица и 2) по инициативе начальника исправительного учреждения. В первом случае сам осужденный, определив наличие обстоятельств, которые угрожают его жизни и здоровью, обращается с устным либо письменным заявлением к любому должностному лицу, которое обязано принять меры по обеспечению личной безопасности осужденного. Во втором случае сам начальник исправительного учреждения, установив конкретные факты, свидетельствующие о наличии подобного рода ситуации, принимает решение о переводе осужденного к лишению свободы в безопасное место.

Вместе с тем при более глубоком анализе норм УИК и Правил внутреннего распорядка исправительных учрежденийвозникает вопрос, является ли принятие решения о переводе осужденного в безопасное место начальником исправительного учреждения обязанностью или правом последнего. К сожалению, вышеозначенные нормативные документы не дают нам ясного ответа. По нашему мнению, в связи с указанными обстоятельствами законодатель должен достаточно четко определить, следует ли предоставить начальникам исправительных учреждений возможность самостоятельно, объективно оценив совокупность имеющихся фактических данных, принимать решение о переводе осужденного в безопасное место либо закрепить в действующих правовых актах обязанность удовлетворить данную просьбу лица. Несмотря на противоречивость данной ситуации, сводящейся к наличию многочисленных доводов, которые могут быть приведены в пользу того или иного решения, проблема, на наш взгляд, должна найти свое правовое разрешение.

В этой же связи достаточно спорным является вопрос о том, как необходимо содержать нескольких лиц, в отношении которых принято решение о переводе в безопасное место, - раздельно либо по несколько человек. Ни закон, ни Правила внутреннего распорядка не содержат однозначного решения данной проблемы и называют лишь виды помещений, в которые водворяются осужденные рассматриваемой категории. Попытаемся проанализировать данную ситуацию. С одной стороны, исходя из общих принципов гуманизма и справедливости, человек, жизни и здоровью которого угрожает опасность, должен содержаться отдельно от всех иных осужденных, поскольку ситуация, послужившая основанием для перевода его в безопасное место, действительно носила серьезный характер. С другой стороны, здравый смысл говорит о том, что устранение угрозы осужденному, исходящей от конкретных лиц, путем помещения его в безопасное место не препятствует возможности содержания его с осужденными, не представляющими для него никакой опасности. Естественно, что в данной ситуации при принятии решения о совместном содержании лиц, в отношении которых имеется угроза их личной безопасности, необходимо четко оценивать ситуацию и имеющиеся фактические данные, чтобы не допустить возможности причинения вреда кому-либо из них.

Существенным фактором, обусловливающим возможность совместного нахождения лиц, жизни и здоровью которых угрожает что-либо, является и недостаточное наличие имеющихся специально оборудованных помещений на территории исправительного учреждения, которые могли бы позволить содержать каждого осужденного к лишению свободы отдельно. В этой связи, на наш взгляд, необходимо закрепить в законодательстве норму, которая бы четко регламентировала порядок размещения данной категории лиц.

Помимо возможности перевода осужденного в безопасное место в качестве альтернативы ст.13 УИК РФ также называет «иные меры», устраняющие угрозу его личной безопасности. Формулируя данную норму, законодатель, на наш взгляд, умышленно ушел от перечисления возможных действий администрации, которые бы нейтрализовывали опасность жизни и здоровью осужденного к лишению свободы, т.к. их перечень не может являться исчерпывающим. К наиболее часто встречающимся мерам в такой ситуации следует отнести проведение бесед с лицами, со стороны которых исходит угроза личной безопасности осужденного, усиление контроля за их поведением, перевод самого осужденного либо данных лиц в разные отряды и др.

Исходя из анализируемых положений уголовно-исполнительного законодательства, можно прийти к выводу, что они предусматривают три вида последствий перевода осужденного к лишению свободы в безопасное место:

1) обратный перевод в жилые помещения исправительного учреждения в случае отпадения угрозы личной безопасности лица;

2) перевод осужденного в другое исправительное учреждение;

3) перевод лиц, угрожающих личной безопасности осужденного, в иное исправительное учреждение.

В указанных случаях дальнейшая судьба такой категории осужденных может сложиться по-разному. В случае позитивных изменений в обстоятельствах, послуживших поводом для возникновения угрозы его личной безопасности, он может спокойно продолжать отбывать наказание. Однако зачастую складывается ситуация, когда принятые меры не устранили опасности жизни и здоровью осужденного к лишению свободы, даже если он переведен в иное исправительное учреждение. К сожалению, уже неоднократно упоминаемые нами УИК и Правила внутреннего распорядка не содержат решения данной проблемы. А ведь в нынешних условиях она является весьма актуальной. «Тюремные традиции и ритуалы» предусматривают достаточно жесткое наказание лиц, которые нарушили их те или иные положения, и осужденный, покидая пределы безопасного места и попадая в обычные условия исправительного учреждения, сильно рискует вновь подвергнуть свои жизнь и здоровье опасности.

Таким образом, мы завершили рассмотрение комплекса проблем, касающихся реализации осужденными к лишению свободы права на личную безопасность, являющегося одной из важнейших гарантий, обеспечивающих возможность полномасштабного осуществление лицами данной категории целой системы иных личных прав (например, права на неприкосновенность личности). Характеризуя содержательную сторону исследуемого явления, мы остановились на таких важнейших его аспектах, как основания, порядок и формы реализации, юридические последствия осуществления лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, указанного права. А в заключение нам бы хотелось попытаться сформулировать определение понятия права осужденных к лишению свободы на личную безопасность. Под ним, на наш взгляд, следует понимать обусловленную наличием угрозы жизни и здоровью осужденного возможность его перевода в безопасное место или принятие иных мер, устраняющих указанную угрозу, реализация которых связана с заявлением самого лица либо с инициативой начальника исправительного учреждения.

Статья 10. Основы правового положения осужденных

1. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

2. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

3. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

4. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Статья 11. Основные обязанности осужденных

1. Осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

2. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

3. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

4. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

5. Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

6. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Статья 12. Основные права осужденных

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

5. Осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

6. 1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Статья 13. Право осужденных на личную безопасность

1. Осужденные имеют право на личную безопасность.

2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

4. Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

4. К осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

1. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.

3. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.

4. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

5. Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

6. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.