Использование икт в работе воспитателя дошкольного учреждения. Использование икт в работе педагога дошкольного образовательного учреждения

- Принятие ФГОС ДО (2013г.);

Сегодня ИКТ позволяет:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Принтер.
  • Видеомагнитофон, DVD- плеер.
  • Телевизор.
  • Магнитофон.
  • Фотоаппарат.
  • Видеокамера.
  • Электронная доска.

1. Ведение документации .

2.

3.

· реализацию проектов,

В нашей стране за последние несколько лет произошли ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях:

- Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества (2008г.);

- Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года (2008г.);

- Реализация программы «Электронная Россия» (2010г.);

- Подключение в рамках национального проекта «Образование» (2005г.) школ и детских садов к интернету;

- Принятие Закона «Об образовании» (2012г.);

- Принятие ФГОС ДО (2013г.);

- Принятие профессионального стандарта педагога (2013г.).

В соответствии с законом “Об образовании в РФ”, дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

Информационные образовательные технологии - это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Сегодня ИКТ позволяет:

. Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.

. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Вместе с новыми технологиями в нашу жизнь входят новые понятия, и одно из них - мультимедиа. Все пользуются этой технологией, но мало кто на самом деле знает, что такое мультимедиа. Это сочетание нескольких эффектов. В частности, мультимедиа состоит из аудио, текста, изображений, анимации, интерактивности и видео. Всем этим сочетанием эффектов управляет интерактивное программное обеспечение. Кроме того, мультимедиа - это носители информации, на которых можно хранить очень большие объемы информации и быстро получать доступ к ней. К примеру, первым мультимедийным устройством был компакт-диск, на котором одновременно могла находиться разноплановая информация: видео, музыка, текст, изображения и т.д. Разновидности мультимедиа: нелинейное и линейное. Линейное мультимедиа - это когда пользователь никак не может повлиять на записанные данные. К примеру, при просмотре кино человек никак не может повлиять на сюжет. А вот компьютерные игры - это яркий пример нелинейного мультимедиа. В таких играх человек напрямую взаимодействует с информацией, и от каждого его шага меняется информация в игре. Мультимедиа существует во иногих сферах человеческой жизни: в фотографиях, музыке, кино, мультфильмах и компьютерных презентациях и т.д.

Нормативные документы предъявляют определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умение применять их в воспитательно-образовательном процессе. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы, возраст и образование педагога, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Принтер.
  • Видеомагнитофон, DVD- плеер.
  • Телевизор.
  • Магнитофон.
  • Фотоаппарат.
  • Видеокамера.
  • Электронная доска.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации .

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, протоколы родительских собраний, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее быстрый и современный способ распространения новых методических пособий, доступный педагогам независимо от их места жительства. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий.

Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной работы. Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, викторинах, олимпиадах и конкурсах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Воспитательно-образовательнй процесс включает в себя:

· организацию непосредственно-образовательной деятельности воспитанников,

· организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

· реализацию проектов,

· создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического, позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственно-образовательной и совместной деятельности с детьми. Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс зрелищным и информационно ёмким.

Подводя итог, отмечу, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Применение ИКТ помогает нам, педагогам ДОУ, сделать воспитательно-образовательный процесс более эмоциональным и ярким, интересным и насыщенным. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии,заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список использованной литературы

1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М., Сфера, 2008.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

Оксана Зоткина
Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике , так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок .

Активное привлечение педагогами дошкольных образовательных учреждений возможности современных информационно-коммуникационных технологий позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога . Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование . Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога .

Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ , педагог решает следующие задачи :

1. Повышение профессионального мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.

2. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей .

3. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование . Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Для повышения профессионального мастерства существует множество курсах по ИКТ. Использование сети Интернет позволяет распространять собственный опыт работы , перенимать передовой опыт коллег России и зарубежья. Так же Интернет дает возможность создать библиотеку электронных ресурсов : мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии ООД, подборка демонстрационного материала по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому и художественно-эстетическому развитию).

Сеть Интернет предоставляет также возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, форумах социальной сети .

Одно из современных направлений работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. Ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как : списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе . Очень жаль, что на рабочем месте воспитателя нет персонального компьютера, что существенно облегчило бы работу каждого из нас .

Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень ИКТ-компетентности, что выливается в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников дошкольного образования » , на портале «О детстве» , на «MAAAM.ru» .

Очень положительно влияет на повышение дошкольного образования использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками . Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Именно информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы . К таковым можно отнести электронную библиотеку, которая включает в себя презентации на разные темы, физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу , лабиринты для развития мелкой моторики. Данная медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации используются флеш-карты , диски.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности , но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании . Разумное использование в воспитательно- образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы , демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать организованную образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности , активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями . Использование ИКТ значительно сокращает время подготовки и проведения родительских собраний , помогает расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях .

В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель не всегда может уделить должного внимания родителям. Поэтому необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Выход из данной ситуации легко найти, используя сайт ДОУ или группы . Использование ИКТ в работе с родителями даёт большие преимущества :

Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;

Информация изучается родителями в удобное для них время;

Возрастают потоки информации;

Индивидуальный подход в подаче информации;

Наличие сайта ДОУ и группы, электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни нашей группы.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе :

1. Способствует повышению профессионального уровня педагога , активизирует его на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей педагога .

2. Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.

3. Поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни ДОУ и группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением федерального государственного образовательного стандарта Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких качественных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте (далее –.

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта Изменятся функции педагога:главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей. Содержание педагогического взаимодействия:.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников СЛАЙД1 Я Хочу представить свой опыт работы

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр недостаточно адаптированы для реализации программных задач дошкольного образования, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Второе направление - ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и дает возможность участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти они предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства созданные в программах PowerPoint, SMART Notebook, iteach Next Generation, elite Panaboard book.

Третье направление - разработка интегрированных образовательных или развлекательных комплексов с включением ИКТ для использования на занятиях или в развлечениях. В основе этого комплекса - какая- либо из образовательных областей: «Музыка», «Познание. ФЭМП», «Познание. Коммуникация», «Художественное творчество Лепка».
Четвертое направление - ИКТ как средство автоматизации системы управления. Она обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, создает единую методическую систему.
Информационно-коммуникационное пространство позволяет детям на повышенном эмоциональном фоне погрузиться в сказочный мир, увидеть его детскими глазами, испытать восторг, удивление, сделать первые открытия.
Еще до появления ИКТ ученые выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания неко-торое время спустя. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, l/З часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного и 3/4 части материала - если ребенок привлечен к активным действиям в процессе обучения: одновременно задействованы сенсорное восприятие (зрение, слух), мелкая моторика, речевая деятельность, психические процессы (память, мышление, воображение и др.).
Таким образом, интерактивные формы работы с детьми позволяют педагогам формировать основы логического мышления, модернизировать и интенсифицировать процесс образования, что является мощным мотивационным средством.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в дошкольном учреждении- это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей.

Первое направление - игровые технологии с использованием компьютера: это различные компьютерные игры - развлекательные, обучающие,
1. игры для музыкального развития, например:
-«Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского»;

2. игры, направленные на развитие основных психических процессов:
«Звериный альбом»;
«Снежная королева»;
«Русалочка»;
«Спасем планету от мусора»;
«От планеты до кометы»;
«Маленький искатель»;
В своей работе с дошкольниками педагоги используют в ОСНОВНОМ развивающие и обучающие, реже - диагностические игры:
3.игры на развитие математических представлений:
«Баба Яга учится считать»;
«Остров Арифметики»;
«Лунтик. Математика для малышей»;
игры на развитие фонематического слуха и обучение чтению:
«Баба Яга учится читать»;
«Букварь»;
4.прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей:
«Мышка Мия. Юный дизайнер»;
«Учимся рисовать»;
«Волшебные превращения»;
- «Форма. Секреты живописи для маленьких художников»;
«Мир информатики».
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе возникает ряд проблем.
Во-первых, при внедрении ИКТ как «игрушки» появились следующие вопросы:
1. Сколько времени ребенок должен находиться за компьютером?
2. Влияют ли игры на состояние психического и физического здоровья?
3. Не возникнет ли у детей ранняя компьютерная зависимость?

Наш опыт показывает , что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное использование педагогом развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к полезным играм, т. е. формирует интеллектуальный вкус, правильную привычку. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
Во-вторых, возникает вопрос о соблюдении требований к организации работы с интерактивным оборудованием - любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка.
Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться у компьютера от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Однако многие дети проводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредных последствий.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимы проветривание кабинета до и после занятий, а также влажная уборка до и после занятий. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, длится от 20 до 25 минут. При этом дети проводят за экраном не более 7-10 минут.
В- третьих, очень актуально стала проблема профессиональной компетенции педагогов: им необходимо уметь не только пользоваться современной технологии, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети интернет.
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания. На практике можно убедиться в позитивном эффекте от внедрения ИКТ в образовательный процесс детского сада без организации традиционных форм обучения и развития детей. Информатизация открывает для педагогов новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Литературные и интернет – источники
1. Давыдова О. В. Инновационная деятельность ДОУ.
2. Кажалова Т. А. Использование ИКТ в условия дошкольного образовательного учреждения.
3. Селезнева И. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении алгебры и начал анализа,
4. Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: Сфера, 2008.
5. Чуканова С. И. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Занятие 1. Тема: «Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОУ. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе».

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в дошкольных образовательных учреждениях.

Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании» в РФ
  • Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от 8.05.08 №03-946: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
  • Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (вместе со "Сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской и муниципальными учреждениями»)
  • Федеральный закон от 08.11.2010 № 293 об оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, о создании сайта ОУ, соответствующего единым требованиям.
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2012 года»
  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
  • Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы
  • Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 г. № 164» с изменениями
  • Постановление правительства РФ от 18.04.2012г. № 343 «Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления информации об ОУ»
  • Приказ Минобразования РФ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011г. №2151
  • Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009г. №655».

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвящённой приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.

В нашей стране, за последние 5 лет, произошли ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях:

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
. Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
. Реализация программы «Электронная Россия»;
. Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
. Подключение в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
. Принятие Закона «Об образовании»;
. Формирование социальных сетей и др. потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология» - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями государства, общества, семьи в каждом ДОУ должны активно использоваться информационно-коммуникационные технологии. А для этого необходимо каждому педагогу быть компетентным в вопросе владения компьютерной грамотой, умением использовать ИКТ в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Так в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», предъявляют определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является - владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому, в нашем ДОУ, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Опыт работы нашего МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации стали: цифровые фотоаппараты, видеокамеры, принтеры, сканеры, копиры, ламинаторы, DVD- проигрыватели, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. По сравнению с прошлым учебным годом увеличился процент педагогов владеющих ИКТ на 50%, в том числе у педагогов с нулевым опытом работы на компьютере.

Поэтому с целью оказания помощи и поддержки педагогам, на базе нашего детского сада создана стажировочная площадка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города, которая позволит обеспечить повышение профессиональной компетенции и информационной культуры педагогов. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Возможности использования ИКТ в образовательном процессе

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения.

Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

В п. 3.4 требований к учебно-материальному обеспечению содержатся требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования, включающие общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Условия и результаты внедрения ИКТ

Повышение ИКТ-компетентности педагога

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.

Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены.

Наличие ЭОР и методик их использования

Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.

Возможность распространения опыта. Педагогические инновации

Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.

Наличие консультанта в учреждении по ИКТ

В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.

Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ

Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. В свою очередь применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование устной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • фотографии;
  • видеоролики;
  • видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
  • презентации (электронные книги, электронные выставки);
  • детские развивающие компьютерные игры;
  • возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов.

Данные материалы:

  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
  • использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
  • непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • создание дидактических игр.
  • подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей. Существуют следующие виды презентаций:
    • Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;
    • Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;
    • Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.
    • Для сопровождения концерта
    • Для проведения родительских собраний.

Именно поэтому ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами, применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений.

Из опыта работы нашего ДОУ

Для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИКТ-компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку. В практике работы зам. зав. по ВиМР ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства;
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Представление передового опыта - самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Так, на педагогических советах, мастер-классах, смотрах-конкурсах педагоги нашего ДОУ используют ИКТ как одно из главных условий совершенствование качества образовательного процесса. И ещё один немало важный показатель качества образовательного процесса ДОУ - участие педагогов во Всероссийских Интернет-проектах, марафонах.

Если мы рассмотрим Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника ДОУ , то пункт 1.4. гласит «Компетентность в областииспользования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе: лицензионных; созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и др.).

Это дает возможность при прохождении аттестации набрать как можно наивысший балл. ИКТ дадут возможность любому педагогу, воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы (их надо создавать множество), так и с трансляцией своего опыты работы. ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др. Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Именно это позволит качественно и профессионально выстроить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ как модернизированной системы в соответствии с федеральными государственными требованиями, повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ области и престиж дошкольного образования.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Компьютер: За и Против

Достоинства компьютера:

  1. Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация.
  2. В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей.
  3. При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления.
  4. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций.

Недостатки компьютера:

  1. Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
  2. Особенно это опасно для застенчивых детей.
  3. Чрезмерное обращение с компьютером может привести к нарушению осанки ребенка.
  4. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок - маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру . Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка; компьютер очень терпелив, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003
5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие
/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
8. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

9. Сологуб В.А. Методика соддания и использования мультимедийных пособий и программ: Учебное пособие.-2-е изд., до. и перераб.-М.:АПКиППРО, 2008.-92с

Подробности

Лавренова Елена Анатольевна, методист ГБОУ Школа № 1412 СП № 9 г. Москва, Россия, [email protected]

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности предъявляет информатизация системы образования. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС. В системе дошкольного образования в данный момент происходят значительные перемены, это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Использование новых информационных технологий является одним из важных условий этих перемен.

Для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях находится в зависимости как от качества используемых педагогических программных средств, так и от умения правильно и умело их применить в образовательном процессе.

Информатизация образования дает педагогу большой простор для проявления творчества, вдохновляет находить новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует увеличению внимания у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях позволяет педагогу владение новыми информационными технологиями.

В наше время педагогу дошкольного образования доступен довольно большой выбор ИКТ для использования в своей практике (сеть интернет, компьютер, различная мультимедиа и др.). Задача педагога стать для ребенка проводником в мир новых технологий. При применении ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Для воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка перед педагогом должны быть раскрыты преимущества использования ИКТ в своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования.

Необходимым аспектом оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда, поэтому этот вопрос на сегодняшний день наиболее актуален, так как ПРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии - основная задача, которую педагог ДОО должен ставить перед собой. Создание интерактивной образовательной среды должно стать начальной точкой для работы над целым направлением по созданию ПРС.

Использование педагогами ИКТ, в виде инструмента становления мотивации образовательного процесса является значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОО. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов воспитания на методы поисковой и творческой работы воспитателей и воспитанников. Воспитатель, в большей степени, должен становится соучастником, помощником.

Использование компьютерных технологий может помочь:

Привлекать пассивных детей к активной деятельности;

Делать ОД более наглядной, активизировать познавательный интерес;

Активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнение и др.);

Использовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Ведущими формами применения ИКТ в современной практике являются:

Оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ дошкольного образования, формирование отчетов).

Подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к общей образовательной работе, оформление стендов, групп и т.д.

Создание презентаций по разным образовательным областям.

Воспитатели создают серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям и т.д. Строя презентации с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей и программой детского сада, включая в них занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, обучающие видеофрагменты можно добиться большей эффективности усвоения материала дошкольниками. Презентация помогает объединить большое количество наглядного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций и т.п.

Использование видеокамеры и программ для редактирования видео и звуковых файлов. просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудио рядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п. особенно нравится дошкольникам.

Использование интерактивной доски. Это универсальный инструмент, позволяющий педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Использование обучающих программ. Выполняя задания, ребенок обучается задумываться, выстраивать логику определенных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию итога поступка. Он начинает мыслить прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.

Создание электронной почты, создание и ведение сайта педагога, сайта дошкольного учреждения или сайта группы.

Использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Существенно повысить мотивацию детей к обучению позволяет грамотное использование современных информационных технологий. Воссозданные реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке способствуют наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности дошкольников.

Несмотря на то, что компьютер – новое мощное средство для умственного становления детей, нельзя забывать, что внедрение ИКТ в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями СапПин.

Так же внедрение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании оказывает позитивное воздействие на различные стороны психологического становления дошкольников и дает возможность расширить творческие возможности педагога. С использованием ИКТ образовательная деятельность становится гораздо ярче и динамичнее. Использование компьютерной техники позволяет сделать деятельность педагогов дошкольной организации привлекательной и прогрессивной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя дает возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, значительно расширяет возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Внедрение ИКТ в ДОО абсолютно оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации работы педагога, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

Можно выделить следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Вовлечение воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации интеллектуальной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. Возможность наглядно представить итог собственных поступков и действий, выявить достижения в процессе работы, закрепить моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Эффективнее выполнять поставленные педагогами задачи.

4. Значительно увеличить культуру труда педагога; способствует изменению имиджа как педагогов, так и дошкольной организации в целом; повышает качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивирует и стимулирует познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширяет возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые нельзя показать другими методами. Увеличивается и качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, великолепные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для сосредоточения больших объемов демонстрационного материала из различных источников, представленных в различных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.

Несомненно, оставаясь многофункциональным техническим средством обучения в современном образовании, компьютер не решает всех проблем, при этом он позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Достигать нового качества знаний, развивать логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую учебного труда, максимально способствовать повышению качества образования среди дошкольников, освободить от рутинной ручной работы педагогов, открывать новые возможности проведения НОД в более доступной и привлекательной для детей, игровой форме позволяют средства мультимедиа.

Открывать новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога, сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным позволит использование информационных технологий.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список литературы:

1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-пресс, 1988.

2.Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М.,2011.

3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

4. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

5. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: Гелиос АРВ, 2000.

//