Что включает в себя ликвид чс. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс)

12.3.1. Структура рсчс

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях в системе исполнительной власти создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС имеет пять уровней :

– федеральный;

– региональный;

– территориальный;

– местный;

– объектовый.

Система имеет функциональные и территориальные подсистемы.

Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий в сфере деятельности этих органов. На данный момент существует 45 функциональных подсистем, в том числе в Минатоме, МВД, МЧС, Минобороне, Министерстве природных ресурсов, Минобразовании, Минтруде (функциональная подсистема социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС).

Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне единой системы создаются:

– координационные органы;

– постоянно действующие органы управления;

– органы повседневного контроля;

– силы и средства;

– резервы финансовых и материальных ресурсов;

– системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами являются:

– на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожаробезопасности и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

– на территориальном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;

– на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

– на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На региональном уровне функции по обеспечению координации деятельности осуществляет полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Комиссии возглавляются соответственно руководителями органов и организаций или их заместителями.

Задачи комиссии:

– разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожаробезопасности;

– обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций;

– координация деятельности органов управления и сил единой системы.

Постоянно действующими органами управления являются:

– на федеральном уровне – Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС;

– на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– на территориальном и местном уровнях – органы, специально уполномоченные решать задачи по делам ГО и ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);

– на объектовом уровне – структурные подразделения и работники, специально уполномоченные решать задачи в области ГО и ЧС.

Органами повседневного управления являются:

– центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

– центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, органов управления по делам ГО и ЧС, муниципальных образований, организаций.

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые для предупреждения и ликвидации ЧС.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач.

Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

– в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами объектах и территориях;

– в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

– по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Готовность аварийно-спасательных служб и формирований к реагированию на ЧС определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых МЧС и органами государственного надзора.

Для ликвидации ЧС создаются и используются:

– резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС;

– запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

– резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

– резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восстановлением устанавливаются создающим их органом.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Постановлением Правительства Российской Правительства Российской Федерации № 1113 в единую 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (рсчс)

РСЧС Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Р оссийская с истема предупреждения и действий в ч резвычайных с итуациях Создана для предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, объединяет: органы управления. силы и средства Федеральных органов исполнительной власти. органов исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации Чрезвычайная ситуация(ЧС)- обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Цели и задачи РСЧС

Структура РСЧС РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый). Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Постоянно действующие органы управления РСЧС Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

Постоянно действующие органы управления РСЧС

Нормальная производственная, промышленная, Радиационная, Химическая, Биологическая, сейсмическая, гидрометеорологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Ухудшение обстановки, получение прогноза о возможности возникновения ЧС. Возникновение ЧС. Режимы функционирования РСЧС

Наблюдение за состоянием окружающей среды и обстановки на потенциально опасных объектах. Планирование и выполнение мер по предупреждению ЧС и обеспечению защиты населения. Подготовка органов управления. Сил и средств к действиям при ЧС. Создание и пополнение финансовых и материальных резервов. Действия РСЧС в режиме повседневной деятельности

Выявление причин ухудшения обстановки. Выработка предложений по её нормализации. Усиление дежурно-диспетчерской службы и наблюдение за состоянием природной среды. Обстановкой на потенциально опасных объектах. Меры по защите населения и окружающей среды. Приведение в готовность сил и средств. Уточнение планов действий. Действия РСЧС в режиме повышенной готовности

Организация защиты населения Определение границ ЧС. Организация ликвидации ЧС. Работы по первоочередному обеспечению пострадавшего населения. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на аварийных объектах. Действия РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации

Структура сил и средств РСЧС

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят: войска гражданской обороны; поисково-спасательную службу МЧС России; военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; военизированные службы Росгидромета по активисту воздей­ствию на гидрометеорологические процессы; Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС

Войска гражданской обороны (ГО) Видео:

Поисково-спасательная служба МЧС России Поисково-спасательной службы в России раньше не было. 27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров России «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР». Этот день - 27 декабря, с 1995 г. отмечается как День спасателя.

Авиация МЧС России Авиация МЧС России включает в себя государственное унитарное авиационное предприятие и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров министерства. Она располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой.

Противопожарная служба МЧС России

Медицина катастроф Госпиталь МЧС России. Кабул. 2002 г.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территори­ях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; формирования Госсанэпиднадзора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России; геофизическая служба Российской академии наук, оператив­ные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе­ния Минатома России; учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуа­ций; учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО. Состав сил и средств наблюдения и контроля РСЧС


ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (НА ВСЕХ УРОВНЯХ)

государственный чрезвычайный ситуация ликвидация

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС», а в военное время - в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:

разработка и реализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

Структура органов РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.

Каждый уровень РСЧС имеет:

координирующие органы;

постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

органы повседневного управления;

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСЧС:

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

На региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита;

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Решения Межведомственной комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствам, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

на федеральном уровне - министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

на региональном уровне - региональные центры;

на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

Пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Порядок сбора информации и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г. №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Они создаются для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. В соответствии с функциями федеральных органов и Федерального управления специального строительства при правительстве РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложено руководство созданием и деятельностью следующих функциональных подсистем:

1) сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);

2) сил и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);

3) предупреждение и ликвидации на объектах, входящих в состав отрасли (Миноборонпром России и Минэкономики России);

4) охраны общественного порядка (МВД РФ);

5) резерва медицинских ресурсов (Минздрав России и Минэкономики РФ);

6) авиационно-космической службы поиска и спасения (Министерство обороны РФ);

7) экологической безопасности и экологического мониторинга; наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и загрязнением ОС и предупреждения цунами (Министерство природных ресурсов РФ совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС);

8) связи и освещения (Государственный комитет по связи и информации);

9) защиты с/х животных и растений; резервов продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли Министерство с/х и продовольствия РФ);

10) социальной защиты от ЧС (Министерство труда и социального развития РФ);

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:

Силы и средства наблюдения и контроля;

Силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

Повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

Повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;

Чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. проф. П.Э. Шлендера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2010

2. Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.

3. Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в ВС РФ - ВИКУ - 2001 г.

4. Компьютерная обучающая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, А.А. Галкина, С.В. Галкина, Е.В. Ясеновская, П.Э. Шлендер, В.М Маслова, И.В. Кохова. - М.: Финансовый университет, 2010-2013. - URL: http:// repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.

5. МЧС России: [Официальный сайт]. - URL: http://www.mch.gov.ru . Доступный свободный.

6. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: [Электронное учебное пособие]. - URL: http://www.oksion.ru/zakluchenie.html . Доступ свободный.

  • 4. Силы и средства мчс России, предназначенные для ликвидации чс.
  • 5. Всероссийская Служба медицины катастроф. Определение и задачи.
  • 6. Формирования Службы медицины катастроф Росздрава России.
  • 7. Организационная структура Всероссийской Службы медицины катастроф (всмк).
  • 8. Специализированные (противоэпидемические) формирования Роспотребнадзора России. Предназначение и состав.
  • 9. Медицинские средства защиты. Определение понятия и классификация.
  • 10. Медицинская защита. Определение и содержание мероприятий медицинской защиты.
  • 11.Основные мероприятия медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 13.Радиационная авария. Определение и классификация, основы медико- санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий.
  • 14. Силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые для ликвидации последствий чс.
  • 15. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий землетрясений.
  • 16. Особенности медико-санитарного обеспечения населения при наводнениях
  • 17. Санитарная экспертиза продовольствия, пищевого сырья и воды.
  • 18. Нештатные формирования Службы медицины катастроф Министерства обороны России.
  • 19. Медицинская сортировка пораженных в чс. Определение, виды медицинской сортировки, сортировочные группы.
  • 20. Медицинская эвакуация. Определение понятия и цели. Современные санитарно-транспортные средства.
  • 21. Организация защиты медицинского имущества в чс.
  • 22. Задачи военной медицины при ликвидации последствий чс в мирное время.
  • 23. Бригады специализированной медицинской помощи (бсмп). Предназначение, база создания.
  • 24. Медицинский отряд специального назначения мо рф (мосн). Задачи и организационно-штатная структура.
  • 25. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных в чс мирного времени. Сущность системы этапного лечения с эвакуацией по назначению.
  • 26. Медико-тактическая характеристика чс, ее основные элементы.
  • 27. Основные принципы организации Всероссийской Службы медицины катастроф.
  • 28. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Состав, предназначение и правила пользования аи-2, ппи, ипп-8.
  • 29. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения в чс.
  • 3. .Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс). Определение и задачи.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

    Основные задачи РСЧС

    1. подготовка населения к действиям при ЧС;

    2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    4. ликвидация ЧС;

    5. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории у ЧС;

    6. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

    7. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

    8. осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;

    9. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

    10. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

    11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Эти задачи решаются в трех режимах:

    В режиме повседневной деятельности;

    В режиме повышенной готовности;

    В режиме чрезвычайной ситуации.

    Принципы построения и функционирования РСЧС:

    Защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

    Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

    Реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов реализации;

    Согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

    Соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 4 уровня управления: федеральный уровень, территориальный, местный, объектовый.

    Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

    Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Задачи, которые возлагаются на РСЧС, выполняются с учетом особенностей своих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    Для выполнения задач, возложенных на РСЧС, создаются федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС на безе федеральных органов исключительной власти:

    Служба медицины катастроф (создает Минздрав России);

    Служба охраны общественного порядка (МВД России);

    Противопожарная служба (МЧС России);

    Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельскохозпрод России);

    Государственная спасательная служба (МЧС России);

    Служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

    Служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

    Служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

    Противопаводковая служба (Минприроды России);

    Служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

    Транспортная служба (Минтранс России);

    Служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

    Служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

    Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объективном уровнях.

    Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ.

    Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Все уровни управления РСЧС имеют:

    Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС);

    Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

    Силы и средства для ликвидации ЧС;

    Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

    На федеральном уровне – МЧС России;

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, -органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;

    На местном уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

    Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

    В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

    Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

    Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

    Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

    Формирования и учреждения ВСМК;

    Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

    Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    Формирования ГО РФ территориального, местного и объектных уровней;

    Специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

    Аварийно - технические центры Министерства по атомной энергетики;

    Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;

    Восстановительные пожарные поезда МПС России;

    Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти; центр специального назначения (Москва); авиация МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.

    "

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» функционирует Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), которая решает одну из основных проблем государства и общества – создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории страны как в мирное так и в военное время.

    ГСЧС - это система органов государственного управления, сил и средств специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), включающая республиканские, территориальные, местные и объектовые органы повседневного управления по ЧС.

    Основная цель ГСЧС – объединение усилий республиканских и местных органов исполнительной и распорядительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения промышленной, пожарной и радиационной безопасности.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    ГСЧС базируется на нескольких постулатах:

    Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

    Соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

    Приоритет профилактической работе;

    Комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

    Построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей.

    Основными задачами ГСЧС являются:

    1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

    2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

    3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;


    4. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    5. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

    6. подготовка населения к действиям в ЧС;

    7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС

    9. ликвидация ЧС;

    10.осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

    11.реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    12.международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Государственная система включает в себя все задачи по обеспечению природной и технической безопасности страны, в том числе и функции гражданской обороны.

    Организационно в состав ГСЧС входит комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), территориальные и отраслевые подсистемы, звенья входящие в перечисленные структуры и имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.

    Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в республике административно-территориальному делению.

    Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, для организации и осуществления работы по защите подведомственных организаций от ЧС.

    Республиканский уровень включает: Совет Министров: республиканские органы государственного управления; учреждения, подчиненные Правительству РБ.

    Территориальный уровень включает все области и г. Минск, их исполнительные и распорядительные органы.

    Местный уровень – это территория района, города, районов в городе, их распорядительные и исполнительные органы.

    Объектовый уровень – это объекты, отнесенные к категориям по ГО; объекты, размещенные в зоне опасного химического, радиационного заражения катастрофического затопления, объекты с численностью работающих не более 300 человек, территория организации, конкретного объекта.

    Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

    Координирующими органами ГСЧС являются:

    на республикаском уровне – Комиссия по ЧС при Совете министров РБ и комиссии по ЧС республиканских органов государственного управления объединений (учреждений) подчиненных Правительству Республики Беларусь;

    на территориальном уровне , охватывающем территорию области и г. Минска – комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;

    на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) – комиссия по ЧС при исполнительных органах районов (городов);

    на объектовом уровне , охватывающем территорию организации или конкретного объекта – комиссия по ЧС организации (объекта).

    Комиссии по ЧС на республиканском, территориальном и местном уровне возглавляют заместители соответствующих руководителей, на объектовом уровне – руководитель объекта.

    Органами повседневного управления по чрезвычайным ситуациям являются:

    · на республиканском уровне – Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);

    · на территориальном уровне – областные и Минское городское управления по ЧС;

    · на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС;

    · на объектовом уровне – структурные подразделения (отдельные работники) по ГО и ЧС.

    Руководство всей системой ГСЧС повседневно осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

    Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществляется информационно- управляющей системой, в состав которой входят:

    · Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС,

    · центры оперативного управления областных и Минского городского управлений по ЧС;

    · центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;

    · информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

    · диспетчерские пункты (районные узлы связи, дежурно-диспетчерские службы) районов, городов и организаций (объектов).

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя исполнительного и распорядительного органа, организации (объекта) в пределах конкретной территории области (г. Минска), района (города), организации (объекта) устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:

    режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизотий и эпифитотий:

    режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

    чрезвычайный режим – при возникновении и во время ликвидации ЧС.

    Каждому режиму характерен перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях ГСЧС.

    В режиме повышенной готовности:

    · принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев ГСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

    · усиление дежурно-диспетчерской службы;

    · усиление наблюдения за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

    · принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

    · приведение в готовность сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.

    В режиме чрезвычайной ситуации:

    · организация защиты населения;

    · выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    · организация ликвидации ЧС;

    · определение границ зоны ЧС;

    · организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов, жизнеобеспечению пострадавшего населения;

    · осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.