Советские пятилетки. Пятилетки в ссср

Одиннадцатая пятилетка - пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1981 г. до 31 декабря 1985 года включительно. Последняя из четырёх полных пятилеток т.н. «брежневской эпохи» в истории СССР.

Главная задача пятилетки

Формула главной экономической задачи 11-й пятилетки - «придать развитию страны ещё больший динамизм за счёт более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжёлой промышленности » .

Особенности пятилетки

В начале пятилетки первым заместителем был назначен . В октябре 1980 г., незадолго до смерти Косыгина Тихонов принял пост Председателя Совета министров СССР. Тихонов руководил народным хозяйством всю 11-ю пятилетку, до октября 1985 г. За это время сменилось 4 генеральных секретаря ЦК КПСС: , .

Знак ударника XI пятилетки

В лёгкой и пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяжённость магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку, национальный доход и валовый общественный продукт приросли ещё на 19%.

За 11-ю пятилетку прирост численности промышленных рабочих сократился на две трети и упал до 2,7% (с 30479 тыс. в 1980 до 31302 тыс. в 1985 г. включая учеников). Тем не менее, продолжавшийся рост производительности труда позволил увеличить объёмы промышленной продукции на 20%, а национальный доход на 17%. Зарплата рабочих и служащих выросла при этом на 13%, а оплата колхозников на 29%, составив соответственно 190 и 150 руб. в месяц. Следует отметить, что цены на подавляющее число позиций ассортимента розничной торговли, а также ЖКХ, транспорт и связь вплоть до конца 1980-х годов оставались на уровне 1961–63 гг.

За эту пятилетку реальные доходы на душу населения возросли на 11%, а выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились на 25%. Опережающий рост последних означал, что всё возрастающая доля вновь созданной стоимости распределялась не « », а «по потребностям», то есть вне прямой зависимости от количества и качества трудовых затрат, привнесённых конкретным человеком в формирование массы потребляемых благ. Таким образом, идея преодоления на пути к коммунизму не была снята с повестки дня. Однако вместо немедленной их отмены в приказном порядке (чем в годы военного коммунизма особенно активно занимался

ПЯТИЛЕТКА, пятилетки, жен. 1. То же, что пятилетие в 1 знач. (неол.). Хозяйственные перспективы на ближайшую пятилетку. 2. Пятилетний план развития народного хозяйства СССР (неол.). В итоге осуществления пятилетки в области промышленности,… … Толковый словарь Ушакова

ПЯТИЛЕТКА, и, жен. 1. Пятилетний план развития экономики. 2. То же, что пятилетие (в 1 знач.). Перспективы на ближайшую пятилетку. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Пятилетие Словарь русских синонимов. пятилетка сущ., кол во синонимов: 1 пятилетие (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

- (5 летка) … Орфографический словарь-справочник

пятилетка - ПЯТИЛЕТКА, и, ж. Срок заключения пять лет. Из уг … Словарь русского арго

пятилетка - , и, ж. План развития народного хозяйства на пять лет. КТСРЯ, 161. ◘ К началу 11 й пятилетки общая грузоподъемность судов превышала 1 млн. 300 тыс. тонн. Сов. Лат., 38. У новой стартовой отметки стоит сейчас моя страна. Итог минувшей… … Толковый словарь языка Совдепии

И; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. Разг. О том, кто (что) в возрасте пяти лет. Девочка пятилетка. Яблоня пятилетка. Прогулочная группа для пятилеток. 2. В СССР: пятилетний план развития народного хозяйства; период, охватываемый этим планом.… … Энциклопедический словарь

пятилетка - и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1) разг. О том, кто (что) в возрасте пяти лет. Девочка пятилетка. Яблоня пятилетка. Прогулочная группа для пятилеток. 2) В СССР: пятилетний план развития народного хозяйства; период, охватываемый этим планом.… … Словарь многих выражений

I ж. 1. Пятилетний план развития народного хозяйства (в СССР). отт. Период, охватываемый таким планом. 2. разг. то же, что пятилетие 1. II м. и ж.; разг. Кто либо в возрасте пяти лет (о ребенке или детеныше животного). Толков … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Материалы объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) , Е. Соколова. При появлении в свет пятилетнего плана, едва ли предполагали люди, что пятилетка может иметь громадное международное значение. Наоборот, многие думам, что пятилетка есть частное дело…
  • Ленинград. Десятая пятилетка , . Книга создана ленинградскими журналистами по материалам периодической печати. В ней рассказывается о самоотверженном труде ленинградцев в годы десятой пятилеткипо выполнению решений XXV…

Знак

Знак "Ударник 11 пятилетки" учрежден постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 26.03.1981 N304 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки".

Положение о Знаке "Ударник 11 пятилетки" утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС N П-8, Госкомтруда СССР N 289 от 25.09.1981 "Об утверждении Положения о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки "

Знак "Ударник 11 пятилетки" вручался по итогам 11 пятилетки (1981-1985 гг.) идентичен знаку ударник 10 пятилетки.

Знак изготавливался из алюминия, имеет овальную форму, по краям окаймлен лавровыми и дубовыми листьями. Внизу по бокам колосья пшеницы. В центре развернутое красное знамя с надписью "ударник 11 пятилетки", внизу знака красная лента с надписью "СССР" между знаменем и лентой серп и молот, вверху красная звезда.

Знак крепится при помощи булавки. Вместе со знаком вручалось соответствующее удостоверение в котором указано ФИО награжденного и название организации чьим постановлением награжден ударник.

Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 26.03.1981 N304 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки"

Извлечение:

"..8. Учредить Памятный знак ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "За высокую эффективность и качество работы в одиннадцатой пятилетке" для награждения коллективов предприятий, объединений, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. Памятным знаком награждать коллективы, добившиеся высокого качества работы и наилучших показателей в выполнении заданий одиннадцатого пятилетнего плана, неоднократно удостоенные по годовым итогам Всесоюзного социалистического соревнования переходящих Красных знамен ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Для награждения победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании установить количество переходящих Красных знамен ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и Памятных знаков согласно приложению (не приводится).

Для награждения рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, специалистов и служащих учредить единый общесоюзный знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" с вручением памятного подарка за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств..."

На 11-ю пятилетку общегосударственной была задача придать развитию страны еще больший динамизм за счет более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяженность магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку, национальный доход и общественный валовой продукт приросли еще на 19 процентов. Реальные доходы на душу населения, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились соответственно на 11 и 25 процентов.

Знак "Ударник 11 пятилетки" СССР входит в перечень ведомственных знаков отличия в труде , дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Пятилетки - централизованные государственные перспективные планы, унапрямлювалы развитие экономики, техники, науки, образования и культуры в СССР на 5 лет. По Сталина пятилетки имели юридическую силу закона, предпринимались большие усилия и принимались различные принудительные средства, чтобы их выполнять, а ежегодные планы (сначала назывались только "контрольными числами" и только некоторые из них (например, 1931 и 1937) оформлялись как государственные законы. С 1957, наоборот, пятилетки стали называться "контрольными числами", употребляемых только для ориентации и построения ежегодных планов, а обязательными к исполнению планами-законами - стали ежегодные планы. Об общих методах укладки пятилеток см. планирования . Автором концепции пятилетки в 1924 был А. Цюрупа. Пятилетний период планирования взято назад, считалось, что новые предприятия в среднем можно строить по 5 pp. В действительности на строительство крупных заводов потребовалось больше времени и, несмотря на огромные материальные потери и человеческие жертвы, одна из пятилеток точно выполнена не была. По некоторым показателям случались перевыполнение, по многим - недовыполнение, некоторые пятилетки были сорваны или значительно изменены в процессе выполнения. Советская пропаганда вместо утверждала, употребляя синтетические обобщенные индексы, все пятилетки были выполнены и перевыполнены.


1. Первая пятилетка

Первая была назначена на - года. Директиву о его сборке принял XV съезд ВКП (б) . Это должна быть пятилетка ускоренной индустриализации СССР , вокруг ее содержания шла сначала большая политическая борьба между Сталиным и троцкистами. Только в апреле XVI конференция ВКП (б) принял окончательный план пятилетки, а еще продолжалась борьба за размещение промышленности; Госплан СССР отстаивал развитие средства Украина Урало-Кузнецкого комбината, а Госплан СССР экономически обосновал целесообразность развития промышленности главное в Украине. 15 мая ЦК ВКП (б) решил дело в пользу Урала и Кузбасса . Содержание пятилетки было соответственно изменено. Первая пятилетка также не предусматривала принудительно ускоренной коллективизации сельского хозяйства и такого количества экспорта сельскохозяйственной продукции, которая оказалась необходимой для оплаты импорта машин и оборудования в связи с мировым аграрным и финансовым кризисом.

Во время выполнения первой пятилетки, кроме сельского хозяйства, возникла топливный кризис, большая нехватка металлов, кризис на транспорте. Пятилетний план полностью выполнен не был. Однако, было построено около 1 500 новых промышленных предприятий, в том числе около 400 в Украине, машины импортировано преимущественно из-за границы. Кроме Урало-Кузнецкого металлопластиковые угольного комбината, в центральной России развита новую машиностроительную и военную промышленность, а в Украине - Днепрогэс и другие электростанции, тракторное (с конвейера ХТЗ сошел первый трактор), комбайнов и горное машиностроение. Строительство новых заводов вывело Украину на уровень больших индустриальных стран, ее промышленный потенциал в 1940 году в семь раз превышал показатель 1913 года. Всего, в течение первой пятилетки создалась советская экономическая система в такой форме, в которой она зберегалася до 1991 года.

Выполнение первой пятилетки, что происходило за счет потребления населения, и одновременно сплошная коллективизация вызвали в Украину Голодова катастрофу - и длительное и резкое снижение жизненного стандарта.


2. Вторая пятилетка

Вторая пятилетка: 1933-1937. Директивы к ее составлению подала XVII конференция ВКП (б) 1932, а утвердил его XVII съезд ВКП (б) 1934. В отличие от первой, вторая пятилетка для СССР была разработана и утверждена в Москве. Госплан СССР лишь опубликовал официальную статью "Направление и ориентировочные лимиты развития народного хозяйства СССР" в журнале "Хозяйство Украины", ч. 3-4, 1932. Ни КП (б), ни правительство СССР этой пятилетки не утверждали. Главными "звеньями" в ней было завершение строительства Урало-Кузнецкого комбината, автомобильной и авиационной промышленности вокруг Москвы, кораблестроения в Ленинграде, стали в строй "Запорожсталь", "Криворожсталь", "Азовсталь" и др.. В Украине натиск ный на развитие угольной и металлургической промышленности, тяжелого машиностроения (ХТЗ, ХПЗ), созданы новые предприятия алюминиевой, химической и военной промышленности. По официальным данным, вся металлургическая промышленность в РСФСР увеличилось в 3 раза, а в СССР только в 2,6 раза. Далее длительный кризис в сельском хозяйстве, на транспорте и в металлургии. Произошел значительный прогресс в подготовке рабочих и технических кадров. Только с 1935 - 36 впервые перестал снижаться и несколько увеличился жизненный стандарт. Вторая пятилетка была вообще выполнена лучше, чем первая, хотя 1937 план был значительно недовыполнен через террор . Во всем СССР было построено около 4 500 новых предприятий, в том числе в Украине - около 1 000.


3. Третья пятилетка

Третья пятилетка: 1938-42. Эту пятилетку как для всего СССР, так и для Украины утвердил XVIII съезд ВКП (б) 1939. Главной задачей третьей пятилетки было провозглашено опережение главных капиталистических стран за продукцией на душу населения. Это задание было не реально. В связи с опасностью войны значительные ресурсы были переключены на модернизацию вооружения и на развитие военной промышленности, главным образом на востоке СССР. В Украине главными "звеньями" пятилетки были угольная промышленность, металлургия, продукция труб, станков, а также самолетов, танков и военного флота. Перед взрывом войны в Украине было построено 600 новых предприятий (во всем СССР - около 3 000). Острой была топливный кризис. Окончание пятилетки прервала война.

Темпы развития промышленности в годы третьей пятилетки не отставали от запланированных. конце декабря 1938 ЦК ВКП (б), СНК СССР вместе с профсоюзами приняли совместное постановление "О мерах по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле", которым вводилась единая трудовая книжка. В июне 1940 г. Верховный Совет СССР принял указ "О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного оставления рабочими и служащими предприятий и учреждений".


4. Четвертая пятилетка

Четвертая П.: 1946-50 была утверждена 1946 специальными законами сессий Верховных советов СССР и РСФСР. Всесоюзная П. ставила акцент на дальнейшем всестороннем развитии вост. районов РСФСР. В Украине главным заданием П. было восстановление разрушенного войной нар. хозяйства. Для этого Украине было выделено 20,7% всех капиталовложений, распределенных между респ. - Наибольший процент за все времена. Было восстановлено более 2 000 пром. предприятий, ряд крупных построен во Львове. Заново создана газовую промышленность. Значительно развито электроэнергетике. Мн. отраслей П. не выполнили. Вследствие военных разрушений и развития вост. районов РСФСР удельный вес экономики Украины в ОССР заметно уменьшилась.

Некоторые пятилетки Украина (официальные показатели)

Площадь - план, Вик. - Выполнение

IV ее. на 1950 | VI П. на 1960 | Семилетка на 1965 | VIII П. в 1970 Площадь | Исп. | Пл | Исп. | Площадь | Исп. | Площадь | Исп.

Электроэнергия, млрд кВт-ч. | 13,7 | 14,7 | 51,2 | 53,9 | 89,0 | 94,6 | 163 | 138

Уголь, млн т | 86,1 | 78,0 | 201,5 | 172,1 | 211 | 194 | 211 | 207

Нефть, млн т | 0,32 | 0,29 | 1,5 | 2,2 | 6,0 | 7,6 | 15,2 | 13,9

Сталь, млн. т | 8,8 | 8.3 |? | 26,1 | 31,5 | 36,9 | 49,0 | 46,6

Тракторы, тыс. шт | 25,0 | 22,6 | 114,6 | 88,0 | 184,8 | 118,3 | 189 | 148

Сахар, млн т | 1,6 | 1,8 | 3,9 | 3,9 | 5,3 | 5,6 | 5,7 | 6,0

Зерно, млн т | 27,8 | 20,4 | 34,4 | 20,8 | 34,4 | 31,6 | 37,5 | 31,9


5. Пятая пятилетка

Пятая П.: 1951-55. Эта П. осуществлялась на основании директив XIX съезда КПСС, одобренных в октябре 1952. Украина как отдельный экон. район в ней вообще не планировалась и не выделялась. Централизация планирования в этой П. достигла наивысшей степени. Еще 1949 было утверждено 10-летний план строительства гидроэлектростанций на 1951 - 60 (на Волге и в Сибири), а также план "перестройки природы" - каналов, лесонасаждений и т. д. Корейская война вызвала немалое переключение ресурсов на военный сектор. В течение П. в СССР было введено в действие более 3 000 новых пром. предприятий, в том числе в Украине только около 500. В Украине началось развитие нефтяной промышленности и Львовско-Волынского угольного бассейна. Вступила в строй Каховская ГЭС. Начали расширяться экон. связи между Украиной и соц. странами Вост. Европы. В кон. пятый п. обострилась зерновой кризис. Для его ликвидации было переключено большие ресурсы на освоение целинных земель на Вост.


6. Шестая пятилетка

Шестая П.: 1956-60. Первый вариант этой П. одобрил в начале 1956 XX съезд КПСС, но уже в декабре того года ЦК КПСС утвердил новые "контрольные числа" на П., а с 1957 Верховные советы СССР и УССР начали регулярно одобрять ежегодные планы, как законы. Шестая П. формально продолжалась лишь до 1958, а фактически была сорвана территориальной перестройкой управления и планирования нар. хозяйства СССР. Ежегодные планы были значительно ниже задачи, чем за П. Главной задачей П. для всего СССР был подъем земледелия и животноводства, дальнейшее ускоренное развитие промышленности Сибири и ограничения строительства энергоемких отраслей евр. части Союза. Особенно обращалось внимание на техн. модернизацию экономики. Начато развитие радио-электронной промышленности, вычислительной техники и приборостроения, в том числе и в Украине. Для населения мало приспишено развиваться жилищное строительство. В Украине П. предусматривала частности большое увеличение продукции топлива и энергии, зерна, мяса, молока, сахара и текстиля. До 1958 в Украине было построено 563 больших предприятия, против 2 690 во всем Союзе.


7. Семилетка на 1959-65

Семилетка на 1959-65. Этот план проектируемой, с одной стороны, по новому территориальному принципу, а с другой - задумано как часть 20-летнего плана построения "фундамента коммунизма" (по программе КПСС, одобренной 1961, СССР должен был перегнать Америку по продукции на душу населения 1970). Контрольные числа семилетки утвердили в начале 1959 внеочередные XX съезд КПУ и XXI съезд КПСС. В общ.-союзном плане ведущими должны быть техн. прогресс, развитие хим. промышленности, переход зал. транспорта на тепловозную и электрическую тягу, дальнейшая перестройка промышленности Сибири и ускоренный рост жизненного стандарта населения. Предполагалось, хотя еще медленное, строительство атомной и ракетного оружия, увеличение механизации соль. хоз-ва и экон. помощь несоц. странам. В Украине гол. участками семилетки должны быть: увеличение добычи железных руд, нач. добычи урана, титана и никеля, строительство на Днепре 4 ГЭС, большое увеличение продукции специальных сталей для ракетной, реактивной и электронной техники, освоения хам. продукции органического синтеза, около 2 000 новых видов машин, приборов и инструментов, значительное увеличение добычи нефти и газа, большое увеличение продукции зерна, в частности кукурузы, жилищное и коммунальное строительство. Угольная промышленность в плане была заброшена, а потому что не удалось осуществить запланированную передачу из Сибири электричества, газа и достаточно нефти, в начале 1960-х pp. во всей Евр. части СССР, в Украине и в Вост. Европе возникла острая нехватка топлива. В 1963 Верховный совет СССР офиц. изменила план семилетки. Еще перед тем ЦК КПСС принял приспишено перевооружить армию атомной и ракетным оружием и начать большую программу развития военного флота. Кризис в соль. хозяйстве не была ликвидирована и СССР начал регулярно импортировать пшеницу. Планы жилищного строительства также остались в большой степени недовыполненными. Денежные доходы населения значительно возросли, но реальные - росли медленнее, чем было запланировано, поскольку выросли цены. За семилетку в СССР построено 5 470 крупных пром. предприятий, в том числе в Украине - 899.


8. Восьмая пятилетка

Восьмая П.: 1966-70. Эта П. планировалась снова по старому отраслевому принципу управления экономикой. Директивы для нее приняли XXIII съезда КПУ и КПСС в начале 1966. В связи с тем, что темпы развития всей экономики заметно замедлились, в планирование введены новые методы и показатели эффективности капиталовложений, новой техники, фондоотдачи, прибыли и рентабельности, начато применение математических метод, в частности межотраслевых балансов, но территориальные балансы вновь запущено. Главными задачами П. было провозглашено приспишений развитие науки и техники, модернизацию основных фондов, интенсификацию соль. хозяйства, подъема жизненного стандарта. Немного уменьшена натиск на развитие Сибири, он не оплачивается. Проблемы нехватки топлива и энергии и зерна (в частности для животноводства) остались не решены. К тому возникли новые проблемы местн. нехватки квалифицированной рабочей силы, с одновременным безработицей неквалифицированной рабочей силы (см. Труд), снижением естественного прироста людности и большой миграцией. В Украине восьмой п. гол. внимание обращала на значительный рост продукции топлива и энергии, строительство 8 крупных тепловых электростанций, значительное развитие хим. промышленности, подъем продукции соль. хозяйства. В 1966 был разработан первый укр. территориальный межотраслевой баланс, но в плане он не употреблялся. Восьмая П. целом была выполнена плохо. . Но улучшилась структура топливного баланса Украины, значительно развилась экон. интеграция Украины со странами Вост. Европы за пределами СССР. В 1967 Верховные советы СССР и УССР заметно изменили планы П. в 1969 - 70, сократив их, поскольку их невозможно было осуществить.


9. Девятая пятилетка

Девятая П.: 1971-75. признала замедление темпов развития уже как неизбежность. Директивы XXIV съезда КПСС, утверждены в начале 1971, больше не требовали ускорения темпов вместо настаивали на общ. интенсификации экономики. Повышенные темпы развития были предусмотрены для отраслей, которые определяют техн. прогресс. Впервые в истории СССР было запланировано, что продукция предметов потребления (группа Б) должна расти несколько быстрее, чем продукция средств производства (группа А). Также впервые была сделана попытка сбалансирования планов поставки оборудования и машин как в денежном, так и в физ. измерении. Несбалансированность этих планов до тех пор приводила к распылению и растяжения ресурсов, инициации строительства и невозможности его своевременно закончить. В территориальном разрезе несколько точнее был определен районирования экономических балансов, но вновь подчеркивалось ускорения развития Западной Сибири, а математическая модель экономики Украины, проработана в 1970, в плане не учитывалась. За П. пром. продукция в РСФСР должна вырасти на 44-47%, а в СССР - на 38-41%. Новыми в П. были попытки "социального планирования" - движения населения и рабочей силы. В Украине П. ставила акцент на ускоренное развитие электроэнергетики, хим., Нефтеперерабатывающей и нефтехим. промышленности и машиностроения. Должны быть построены 8 тепловых, 1 атомная и 2 гидроэлектростанции, начато строительство еще 2 атомов электростанций, 2 нефтеперерабатывающих зав. Малая значительно возрасти текстильная промышленность. На Западной Украине промышленность имела расти быстрее, чем на Вост. Перед сельским хозяйством была поставлена ​​нереальная задача довести сбор зерна до 40 млн т. Наконец, обратили внимание на острую проблему нехватки воды. Имел строиться канал Днепр - Донбасс и расширяться существующие каналы.

На рубеже 70 - 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 - 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

В 1971 - 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой - 28 %, в десятой - 21 %, в одиннадцатой - 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой - 25 %, в десятой - 17 %.

В 60-е гг. - первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

В 1977 г. была принята Конституция СССР, принятая в 1977 г., в основу которой была положена концепция “развитого социализма”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов. Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.

Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и - в мирное время - четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.

Смерть Л.И. Брежнева в 1982 г. привела к власти Ю.В. Андропова, который был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Годы его правления (1982 - 1984 гг.) вошли в историю как кампания по наведению порядка и дисциплины. После его кончины в 1984 г. преемником стал К.У. Черненко. Год его пребывания у власти (1984 - 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г. Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев.

С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. “Брежневский” период строительства “развитого социализма” ассоциируется с понятием “застоя”. Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время “застоя” было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой - снижения темпов экономического роста, стагнации, “остаточного принципа” в социальной сфере, сложной международной обстановки.

В 60 - 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах.