Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров. Как урегулируются коллективные трудовые споры

Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения , соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих , в организациях.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.

Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.

Возникновение коллективных трудовых споров неизбежно при взаимодействии участников трудового процесса. Их разрешение позволяет улучшить условия труда, внести изменения в систему заработной платы.

Что такое коллективные трудовые споры

Коллективным трудовым спором принято называть противостояния между участниками трудовых отношений, конфликты, спорные ситуации, разногласия по определенному кругу вопросов. Под участниками трудовых отношений понимают работодателя и персонал предприятия.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

В качестве представителя рабочего персонала может выступать профсоюз или другой выборный орган. Представитель работодателя – это, как правило, администрация или объединение работодателей. Разногласия могут возникнуть по разным причинам, таким как: условия труда и отдыха, система начисления и выплаты заработной платы, премирования и материального стимулирования, исполнение коллективных договоров, внесение изменений в локальные нормативные акты.

Коллективным трудовым спором являются только те конфликты, претензии по которым зафиксированы в письменном виде и общедоступны для всех сотрудников предприятия. К примеру, они могут быть опубликованы в газетах или журналах внутреннего назначения или объявлены на общем собрании трудящихся. Работодатель также должен быть письменно проинформирован о требованиях работников.

Понятие коллективных трудовых споров (КТС) и порядок их разрешения прописаны в Трудовом кодексе РФ. Конечной целью КТС является разрешение конфликтной ситуации, поэтому обязательно должна быть сформирована примирительная комиссия, установлены регламент рассмотрения претензий и порядок проведения примирительных процедур. В противном случае возникший спор приравнивается к саботажу, а его участники могут быть привлечены к ответственности.

Виды коллективных трудовых споров в зависимости от разных факторов

КТС классифицируют по определенным признакам.

По характеру спора

Споры экономического характера – связаны с разногласиями, касающимися финансовых вопросов и интересов работника (начисление зарплаты и пр.), соответствия организации рабочего процесса нормам трудового законодательства РФ. При этом уровень регулирования и разрешения коллективных споров может быть и территориальным, и региональным, и отраслевым. Часто такие споры возникают при разногласиях профсоюза и администрации во время подписания внутренних документов;

Споры правого характера – все виды споров, имеющих отношение к коллективным договорам и другим письменным соглашениям и обязательствам. Подобные споры возникают в тех случаях, когда нарушены положения заключенного договора либо работодатель не проинформировал о внесении изменений.

В зависимости от правоотношений, которые являются причиной спора:

В зависимости от субъектов правоотношений.

Субъектами спора могут быть:

  • сотрудники предприятия и его руководство;
  • профсоюз (или другой орган, представляющий интересы работников) и администрация;
  • организации другого уровня, являющиеся социальными партнерами.

Итак, уровень рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора зависит от субъектов конфликта и от причин его возникновения. Таким образом, выделяют отраслевые, территориальные, региональные, федеральные уровни возникновения спора, а также споры, протекающие внутри предприятия.

Почему возникают коллективные трудовые споры: основные причины

Со стороны кажется, что коллективные трудовые споры подрывают работоспособность коллектива и мешают экономическому развитию предприятия. Но не нужно путать причину со следствием. Предмет трудового спора сам по себе является фактором, несущим в себе угрозу для благополучного будущего компании. Трудовой спор – это лишь цивилизованный способ устранения проблем.

Способы разрешения противоречий и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров строго регламентированы. При достижении договоренностей с руководством компании или выполнении требований трудового коллектива спор можно считать завершенным. Остается лишь соблюсти ряд формальностей.

По закону все требования коллектива трудящихся должны быть представлены в письменной форме руководству компании, поэтому важно привести четкие и понятные формулировки претензий. В некоторых случаях руководитель как грамотный психолог должен «читать между строк» и распознать истинную причину возникновения спора. Понимание причины спора способствует быстрому и эффективному его разрешению.

Выделим основные факторы, приводящие к появлению коллективных трудовых споров:

  • нарушение трудовых прав работников;
  • несоблюдение правил охраны труда;
  • несчастные случаи на производстве, нанесение вреда здоровью работников и возмещение ущерба со стороны работодателя в этих случаях;
  • организация профобучения, курсов повышения квалификации и т.п.;
  • материальная ответственность и возмещение ущерба со стороны работников;
  • организация условий труда и отдыха, решение бытовых нужд сотрудников, проведение культурно-массовых мероприятий;
  • разногласия, возникающие на уровне социальных партнеров предприятия;
  • прочие вопросы и разногласия.

Стороны коллективного трудового спора

Трудовые споры и конфликты часто возникают при систематическом, многократном нарушении норм трудового законодательства, трудового распорядка. При этом инициаторами нарушений могут быть как руководство компании, так и коллектив трудящихся.

В проведении переговоров по вопросу спора могут участвовать активисты трудового коллектива или представители профсоюза. От работодателя может выступать лицо, имеющее доверенность на защиту его интересов.

Субъектами КТС в любом случае являются:

  • руководящее звено компании;
  • трудовой коллектив с выбранными лидерами, представляющими его интересы по спору.

Мы уже говорили о том, что в ходе рассмотрения коллективного трудового спора регламентируются процедуры примирения, соблюдение которых является строго обязательным для всех участников спора.

С чего начинается коллективный трудовой спор

Закон обязывает участников спора фиксировать начало коллективного трудового спора. Конкретная дата определяется:

  • датой подписания протокола разногласий;
  • днем, когда работодатель отказался от выполнения всех требований трудового коллектива или от некоторых из них;
  • днем, когда работодатель должен был сообщить свое решение по претензиям работников, но не сделал этого.

Как правило, требования выдвигаются трудовым коллективом или его представителем. Это право закреплено трудовым законодательством.

Перед тем как требования озвучиваются руководству компании, их обсуждение и утверждение проходят на общем собрании трудового коллектива. При этом количество присутствующих должно составлять более 50% от общего числа работников. Если утверждение требований и составление протокола проводятся на конференции, то количество делегированных активистов, принимающих в ней участие, должно быть не менее 2/3 от их общего числа.

Все требования трудового коллектива должны быть доведены до руководства и представлены в письменном виде. Если коллективный трудовой спор происходит на более высоком уровне, то требования профсоюзов в аналогичном порядке отправляются соответствующим организациям в системе социального партнерства.

Трудовой кодекс регламентирует работу специальной Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Сторона, выдвинувшая требования, может отправить копии документов в данную Службу, задачей которой, в частности, является проверка факта получения адресатом письма.

В обязанности работодателя входит принятие всей полученной документации по КТС и рассмотрение предъявленных претензий и требований. Ответ должен быть предоставлен в течение 3 рабочих дней.

Аналогичный порядок действует и при отправлении требований представителям работодателя, однако в этом случае на рассмотрение и отправку ответного письма отводится 1 месяц.

Разрешение коллективных трудовых споров: основные этапы

Этап 1. Работа примирительной комиссии.

В ряде случаев данного этапа бывает достаточно для закрытия спора, в остальных ситуациях он является лишь первой стадией рассмотрения КТС. Так или иначе, формирование специальной комиссии по примирению обязательно для всех трудовых конфликтов.

Любая сторона имеет право направить в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров документы для уведомления о начале спора. Каких-либо временных ограничений по срокам обращения законом не установлено.

Задачи и функции данной Службы заключаются в следующем:

  • уведомительная регистрация споров;
  • проверка полномочий и прав доверенных лиц, членов представительств и профсоюзов, организационного единства трудового коллектива;
  • выявление причин и факторов, послуживших причиной возникновения спорной ситуации;
  • оказание помощи в разрешении трудового конфликта, внесение предложений по устранению причин спора, организация примирительных процедур, обращение в другие компетентные органы для урегулирования разногласий;
  • составление списка трудовых арбитров при запросе от участников спора;
  • организация обучения, курсов повышения квалификации, подготовка трудовых арбитров, подготовка информации об уровне их профессионального образования;
  • оказание методической и организационной помощи участникам спора;
  • помощь в финансировании примирительных процедур, если такой запрос поступил от участников КТС.

Комплекс мер, которые предлагают члены комиссии либо сотрудники вышеуказанной Службы для разрешения спорной ситуации, обязателен для исполнения, если он не ущемляет права сторон и не противоречит законодательству РФ.

Участники КТС должны обсудить все возможные способы и методы решения конфликта, рассмотреть все поступившие предложения и альтернативные варианты для поиска компромисса и закрытия спора.

Любой трудовой конфликт мешает нормальному функционированию предприятия. Поэтому примирительная комиссия должна быть создана в максимально сжатые сроки, а именно в течение трех рабочих дней после того, как работодатель отклонил претензии сотрудников. По факту формирования комиссии необходимо издать соответствующий приказ и акт.

В комиссию входят представители противоборствующих сторон в одинаковом процентном соотношении.

Участие в комиссии добровольное, но все сотрудники, входящие в ее состав, должны активно работать над устранением конфликта.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией проходит в течение 5 рабочих дней. По истечении этого срока может быть принята договоренность об увеличении срока разбирательства конфликта. Данное решение должно быть запротоколировано.

После того как комиссия приняла решение по КТС, оно должно быть одобрено и трудовым коллективом, и руководством компании. Если достигнуто единое мнение по спорным вопросам, необходимо составить протокол с указанием сроков исполнения принятого решения. После этого решение принимает законную силу, и отказаться от его исполнения стороны не имеют права.

Если противостояние продолжается, то участники КТС переходят к следующему этапу.

Этап 2. Коллективный трудовой спор с участием посредника.

Если сформированная комиссия по примирению не нашла компромиссных решений, устраивающих обе стороны, составляется протокол разногласий, после чего участники КТС в трехдневный срок могут выбрать третью сторону для привлечения в разбирательстве спорной ситуации.

Право выбора посредника остается за участниками КТС, но также они могут обратиться к соответствующим органам государственной власти с просьбой об оказании помощи в выборе компетентного специалиста.

Если в указанный срок не сложилось единого мнения в выборе посредника, необходимо обращаться к помощи трудовых арбитров, то есть переходить к следующему этапу.

После определения подходящей кандидатуры подписывается соглашение всеми сторонами и участниками с указанием порядка рассмотрения КТС.

Законодатель также заинтересован в скорейшем разрешении спорных ситуаций, поэтому коллективный трудовой спор рассматривается посредником в течение 7 рабочих дней. По окончании всех необходимых процедур им должно быть вынесено решение по достижению договоренностей либо составлен протокол разногласий.

Этап 3. Работа трудового арбитража.

Это заключительный этап рассмотрения коллективного трудового спора, который должен поставить точку даже в самых трудноразрешимых конфликтах. Формирование трудового арбитража должно произойти в течение трех дней после завершения предыдущего этапа и подписания соответствующего протокола. Трудовой арбитраж создается на тот период времени, в течение которого идет разбирательство коллективного трудового спора и составляется окончательное решение по нему.

Как мы уже писали, существует специальная Служба, в которую участники КТС могут обратиться за помощью в создании данного временного органа.

После того как список выбранных трудовых арбитров сформирован, составлены и подписаны все соответствующие документы, трудовой арбитраж может начинать свою работу по разбирательству конфликта. На рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже отводится 5 рабочих дней.

Заседание трудового арбитража проводится с присутствием секретаря, который протоколирует все решения и важные детали обсуждений. Далее постановления трудовых арбитров оформляются в письменном виде, документы предоставляются всем сторонам коллективного трудового спора.

Неисполнение решения трудового арбитража является прямым нарушением трудового законодательства.

Максимальный срок рассмотрения коллективного трудового спора

Любая конфликтная ситуация создает напряженную атмосферу на предприятии, поэтому она не может длиться неограниченное время. Каждый этап коллективного трудового спора имеет определенные сроки, установленные законодательно.

  1. Изучение требований работодателем – 3 рабочих дня.
  2. Рассмотрение дела примирительной комиссией – 5 рабочих дней.
  3. Переговоры о приглашении посредника – 3 рабочих дня.
  4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника – 5 рабочих дней.
  5. Переговоры о формировании трудового арбитража – 3 рабочих дня.
  6. Разбирательство спора трудовым арбитражем – 7 рабочих дней.

Как уже отмечалось ранее, прохождение всех этапов необязательно, конфликт может быть исчерпан и раньше. Дело также может быть передано в суд, если решение коллективного трудового спора не удовлетворило интересы какой-либо стороны.

В некоторых случаях работникам приходится прибегать к забастовке.

Что делать руководителю, чтобы предотвратить коллективные трудовые споры на предприятии

В последнее время персонал предприятия становится более грамотным и юридически подкованным, готов бороться за свои права и защищать свои интересы. Вот почему число коллективных трудовых споров увеличивается год от года. Ниже мы приведем список рекомендаций, следование которым позволит вам создать спокойную рабочую обстановку и избежать большей части трудовых конфликтов.

  1. Изучите трудовое законодательство во избежание непреднамеренных нарушений или наймите грамотных специалистов по кадрам.
  2. Увольнение сотрудника "по статье" или создание условий для увольнения по собственному желанию всегда вызывают недовольство со стороны работника. Поэтому в некоторых случаях для сохранения доброжелательных отношений можно выбрать расторжение договора по соглашению сторон с выплатой дополнительного оклада или двух на усмотрение руководства.
  3. Если позволяет финансовое положение компании, предоставьте сотрудникам дополнительные льготы, гарантии, компенсации оплаты занятий спортом, расходов на связь, проезд и т.п.
  4. Получайте обратную связь от персонала, вступайте в открытый диалог с активистами. Лучше заранее выяснить имеющиеся претензии и недовольства, чем доводить дело до урегулирования коллективного трудового спора.
  5. Хорошим решением будет создание органа, действующего на постоянной основе, для обращения в него работников по различным вопросам и спорным ситуациям.
  6. Своевременно решайте индивидуальные трудовые споры. Гораздо легче разрешить конфликт с одним человеком, чем противостоять группе недовольных сотрудников.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

1. Рассмотрение спора примирительной комиссией;

3. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Обязательным первым этапом является примирительная комиссия, после которой при недостижении согласия стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рассмотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (посредника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, т. е. Трудовой Кодекс ограничивает процедуру двумя этапами.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными.

Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредники, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения, возникшего коллективного трудового спора.

1. Рассмотрение спора примирительной комиссией

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК.

Примирительная комиссия - это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.

Создание примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами).

Количественный состав примирительной комиссии устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудовой спор передается на рассмотрение трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом (ст. 402 ТК).

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

2. Рассмотрение спора с участием посредника;

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров - это система государственных и региональных органов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора определяется по соглашению сторонами спора с участием посредника. Посредник приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любого специалиста в качестве посредника, не обращаясь в Службу.

Служба осуществляет уведомительную (сторонами) регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективного трудового спора и организует финансирование примирительных процедур - оплату посредников и трудовых арбитров.

Посредник - это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения) (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обязательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу - трудовому арбитражу.

3. Рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Трудовой арбитраж - временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника. Он создается сторонами спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или с посредником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллективного спора заключили в письменной форме соглашение об обязательном выполнении его решения (ст. 404 ТК). Это новое положение Кодекса предоставляет право работникам начать забастовку, если стороны после решения спора примирительной комиссией не достигли соглашения по созданию посредника и трудового арбитража, т. е. упрощает для работников начало забастовки, что, думается, не следовало делать.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК). Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз. Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в письменной форме. Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его решение может быть принято и по большинству голосов арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его решений, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Забастовка

Правовые последствия участия работников в законных и незаконных забастовках. Трудовой Кодекс предусмотрел права и обязанности государственной службы по урегулированию коллективных трудовых споров, впервые урегулировал и порядок разрешения разногласий самими сторонами до возникновения спора, решаемого примирительной комиссией, позволяя исключить стихийность и предупредить коллективные трудовые споры. Кодекс не приглашает к забастовке, а вводит ее в правовые рамки, предусмотрев процедуру ее объявления, гарантии для участников и правовые последствия незаконной забастовки.

Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка - это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

Право на забастовку - это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка - это коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем. И никто другой не подпадает под определение понятия забастовки, данной в ст. 398 ТК.

Трудовой кодекс указывает, что право работников на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации признается способом разрешения коллективного трудового спора. Кодекс не допускает и ограничивает право на забастовку в некоторых случаях. Так, в ст. 413 его указывается, что в соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в период введения военного или чрезвычайного положения, либо особых мер в связи с этим, в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, противопожарных работ, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу страны и безопасности Государства, жизни и здоровью людей.

Осуществление работниками, их трудовыми коллективами права на забастовку возможно:

Лишь после прохождения примирительных процедур;

При уклонении работодателя от примирительных процедур;

Когда он не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

В этих случаях работники могут использовать такие формы, как собрания, митинги, демонстрации, пикетирование (эти формы могут использоваться и в ходе забастовки для поддержания требований).

Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность.

Работодатели и их представители не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, если в них присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзной организации (членов конференции).

Решение соответствующего органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК).

Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Службу, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т. д., используя указанный 10-дневный предупредительный срок до начала забастовки.

Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюзов.

В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения различных примирительных процедур.

В тех организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например, скорая помощь, больницы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного самоуправления в 5-дневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. А если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. В случае не обеспечения минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению.

Трудовой Кодекс предусмотрел ответственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно и уволить.

К организаторам незаконной забастовки могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться.

Тем работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т. е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка, если на ней выполняются нормы труда, или их тарифной ставки, если эти нормы не выполняются.

Исполнение решений по коллективным трудовым спорам

Соглашение в ходе коллективного трудового спора может быть заключено сторонами на любом этапе переговоров. Это может быть соглашение по результатам работы примирительной комиссии, соглашение с участием посредника или соглашение о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

В соответствии со ст. 408 Трудового кодекса соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу.

Контроль за его исполнением осуществляют стороны коллективного трудового спора. Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовые нормы, регулирующие действие коллективного договора в организациях, в последнее время существенные изменения. Так, например, вступивший в законную силу Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ признал утратившими силу на территории Российской Федерации, следующие Федеральные законы:

1. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"

2. Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях". Эти Законы действовали до принятия Трудового Кодекса РФ, а после его вступления в законную силу в части, не противоречащей ему.

Вступивший в 2002 году в законную силу Трудовой Кодекс внес следующие изменения в отношении регулирования коллективного договора:

1. Ранее коллективный договор заключался на срок от одного года до трех лет (ст. 14 Закона о коллективных договорах и соглашениях), а сейчас указание на минимальный срок его действия в законодательстве отсутствует.

Таким образом, стало возможным появление коллективных договоров, действующих непродолжительное время - например, квартал или полугодие. Максимальный срок, на который можно заключить этот правовой акт, остался прежним - три года. Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

2. Устранена возможность автоматического и, по сути, бессрочного продления действия коллективного договора, содержавшаяся в ст. 14 Закона о коллективных договорах и соглашениях ("по истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий").

В Трудовом кодексе РФ содержится последовательный подход к коллективному договору как правовому акту срочного действия. Новая ситуация требует от менеджеров и профсоюзов большей ответственности и большей оперативности на переговорах, чем это было в их прежней коллективно-договорной практике. Теперь, если к моменту прекращения действия коллективного договора представители сторон не успеют заключить новый и не примут решение о продлении старого, работники на какое-то время могут лишиться привычной системы льгот и преимуществ, поскольку правовых оснований для их предоставления уже не будет. Несложно догадаться, что недовольство коллектива будет направлено в адрес профсоюзного комитета, не справившегося с ролью представителя работников. Но даже если этого не произойдет, профком все равно пострадает - ведь многие положения главы 58 ТК РФ "Защита трудовых прав работников профессиональными союзами" могут быть реализованы только посредством коллективного договора.

3. Четко обозначены условия и сроки продления действия коллективного договора. В ст. 43 ТК РФ сказано, что стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. Как и в случае с заключением коллективного договора, минимальный срок его продления не ограничен. Таким образом, возникла удобная формула коллективных переговоров для предприятий, спрос на продукцию и услуги которых неустойчив, подвержен резким рыночным колебаниям, и вообще для всех организаций, чья деятельность в высокой степени зависит от изменений внешней среды. Как правило, руководители таких организаций не готовы брать на себя длительные обязательства, и даже один год кажется им слишком большим сроком. В том случае, если представители работников считают такой подход мотивированным, стороны могут договориться о заключении коллективного договора, скажем, на полугодие, а затем периодически продлевать его действие. Решение о продлении действия коллективного договора должно быть документально оформлено. Однако в законодательстве не содержится указаний о том, каким образом это нужно сделать.

В наше время коллективные договоры оказывают огромное влияние на условия труда работников. Соблюдение условий коллективных договоров, их соответствие прогрессивным международным нормам, способно улучшить экономическую ситуацию в стране. Ведь, чем лучше условия труда работника, тем лучше результат его деятельности. И, я надеюсь, что в будущем все работники независимо от их положения, будут иметь такие условия труда, какие они считают нужными для хорошей работы. Все изменения в законодательном регулировании коллективных договоров характеризует развитие этих отношений в Российской Федерации. Примером тому может служить отношение некоторых работодателей к важности заключения коллективного договора в организации.

Таким образом, всё выше сказанное, на мой взгляд, показывает заинтересованность работодателей и работников различных организаций заключать коллективные договоры и определяет коллективный договор как основу трудовых отношений в организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    Конвенция МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.)

    Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (1949 г.)

    Конституция РФ от 12. 12. 1993 г.

    Трудовой кодекс РФ от 30. 12. 2001 г.

    Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12. 01. 1996 г. № 10-ФЗ (в ред. 09. 08. 2008 г. № 45-ФЗ).

    Бугров Л.Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве // Государство и право. 2002. № 4.

    Гаповенко В.Ф., Михайлова Ф.Н. Трудовое право. М., 2002.

    Гусов К.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К.Н. Гусова. М., 2002.

    Жуков А.Л. Регулирование заработной платы в соглашениях и коллективных договорах. МИК, 2006г., 376с.

    Орловский Ю.П. Трудовое право России. Учебник. М.:Инфа-М., 2008г., 600с.

    Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. ООО «Журнал «Управление персоналом», Москва, 2004г., 1152с.

    Миронов В.И. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации - М.: Проспект. 2003.

    Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2003. – 640с.

    Нуртдинова А.Ф. Социальное партнерство в трудовом кодексе // Хозяйство и право. 2002. № 4.

    Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО «ТК Велби», 2006, 297 с.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 37 Конституции РФ признает право на коллективные трудовые споры с использованием установленных Кодексом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Как видно из анализа ст. 1 и 6 ТК РФ, отношения в сфере рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров являются самостоятельной частью системы общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством на федеральном и региональном уровнях.

При этом необходимо отметить исключительно тесную связь норм по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров с нормами о социальном партнерстве в сфере труда. 1.

Согласно определению, данному в комментируемой статье, коллективным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). В целях урегулирования имеющихся разногласий прежде всего необходимо предпринять соответствующие меры для устранения этих разногласий и достижения взаимоприемлемого решения. Раскрывая понятие коллективного трудового спора, необходимо обратить внимание на те характерные признаки, которые заключены в его определении, а именно:

а) между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) имеются неурегулированные разногласия по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату). Такие неурегулированные разногласия могут иметь место вне зависимости от заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашения;

б) между работниками (их представителями) имеются неурегулированные разногласия по поводу заключения, изменения либо выполнения коллективных договоров, соглашений. Под выполнением коллективных договоров, соглашений необходимо понимать выполнение всех без исключения условий, которые составляют содержание коллективного договора либо соглашения;

в) если между представителем работников и работодателем имеются неурегулированные разногласия в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ).

Коллективный трудовой спор может иметь место как на локальном уровне (в организации, ее филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении и у индивидуального предпринимателя), так и на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, федеральном уровнях.

Новая редакция ч. 1 комментируемой статьи предусматривает новацию о возможности проведения коллективного трудового спора на локальном уровне не только в организации (ее филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении), но и у работодателя - индивидуального предпринимателя. 2.

Примирительные процедуры - это основной способ рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора.

В Рекомендации МОТ № 92 “О добровольном примирении и арбитраже” (1951 г.) содержатся принципы и основы деятельности примирительных органов по добровольному примирению сторон коллективного трудового спора, которые нашли свое дальнейшее отражение в ТК РФ. 3.

Законодатель не случайно вводит новое понятие - день начала коллективного трудового спора, - поскольку определение дня начала такого спора имеет важное процессуальное значение.

Именно со дня начала коллективного трудового спора применяются примирительные процедуры.

Начало коллективного трудового спора в соответствии с комментируемой статьей может иметь место в двух случаях, а именно: при сообщении работодателем (его представителем) о решении отклонить все или часть требований работников (их представителей); при несообщении работодателем (его представителем) о своем решении представительному органу работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников (их представителей).

При этом необходимо отметить, что законодатель при внесении изменений и дополнений в Кодекс из ч. 3 комментируемой статьи вычеркнул слова: “а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров”, исключив, таким образом, один из случаев возникновения начала коллективного трудового спора.

Ранее, если в результате коллективных переговоров по поводу изменения условий труда, заключению или изменению коллективного договора, соглашения был составлен протокол разногласий, то коллективный трудовой спор начинался как бы автоматически, а стороны трудового коллективного спора обязаны были его рассматривать и разрешать с соблюдением установленного законодательством порядка.

На практике такая норма, особенно при заключении или изменении соглашений всех уровней, как правило, не работала. 4.

Забастовка как один из способов разрешения коллективного трудового спора гарантирована ст. 37 Конституции РФ и рассматривается законодателем как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей полностью либо частично.

Комитет по свободе объединения Административного Совета МОТ определил, что право на забастовку является одним из основных средств, с помощью которых трудящиеся или организации могут защищать свои экономические и социальные интересы и содействовать их осуществлению.

Как видно, забастовка носит временный характер. В решении об объявлении забастовки должна быть указана ее предполагаемая продолжительность (ст. 410 ТК РФ).

Законодатель предусматривает возможность проведения часовой предупредительной забастовки (ст. 410 ТК РФ). Отказ работников от исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, должен быть добровольным.

Целью забастовки как временного добровольного отказа работников от исполнения трудовых обязанностей является разрешение коллективного трудового спора.

Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров имеют самостоятельную правовую регламентацию, они возникают между наделенными соответствующими полномочиями субъектами, имеют самостоятельные основания возникновения, изменения и прекращения.

Поэтому данные отношения целесообразно рассмотреть в отдельном параграфе учебника.

Субъектами отношений по урегулированию коллективных трудовых споров выступают работники и (или) их представители, наделенные полномочиями собранием или конференцией работников организации, а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, работодатель, объединения работодателей, которым направлены утвержденные в соответствии с действующим законодательством требования работников, Служба по урегулированию коллективных трудовых споров органов Минтруда РФ, органы и лица, привлекаемые к урегулированию коллективного трудового спора, к числу которых относятся: примирительная комиссия, трудовой арбитраж, посредник. Основанием возникновения отношений по урегулированию коллективного трудового спора является принятие коллективных требований работников в установленном законодательством порядке, передача этих требований полномочному представителю работодателя, сообщение работникам решения полномочного представителя работодателя об отклонении всех или части заявленных требований. Таким образом, возникновение отношений по урегулированию коллективных трудовых споров проходит в несколько этапов. Во-первых, на собрании или конференции формируются коллективные требования работников. Во-вторых, сформированные в соответствии с действующим законодательством требования передаются на рассмотрение полномочного представителя работодателя. В-третьих, указанные требования в течение трех рабочих дней должны быть рассмотрены работодателем. В-четвертых, для возникновения коллективного трудового спора необходимо получение решения работодателя о полном или частичном отказе в удовлетворении заявленных работниками требований либо истечение срока, отведенного ч. 2 и ч. 3 ст. 400 ТК РФ для рассмотрения работодателем коллективных требований работников. Возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров только после прохождения последнего этапа, связанного с сообщением отрицательного решения работодателя либо с истечением установленного срока.

После возникновения отношений по урегулированию коллективного трудового спора у его сторон возникает обязанность по участию в создании органов для урегулирования возникших разногласий, а также по участию в примирительных процедурах, заключающихся в рассмотрении разногласий сформированными органами и привлеченными лицами, в частности примирительной комиссией, трудовым арбитражем и (или) посредником. Стороны коллективного трудового спора вправе требовать от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров оказания содействия в определенных законодательством формах с целью урегулирования коллективного трудового спора. В свою очередь Служба по урегулированию коллективных трудовых споров в соответствии со ст. 407 ТК РФ обязана оказывать данную помощь.

Основаниями изменения отношений по урегулированию коллективных трудовых споров являются частичный отказ работников от заявленных требований, соглашение об удовлетворении работодателем части заявленных работниками требований и продолжении коллективного трудового спора по другим требованиям.

Основаниями прекращения отношений по урегулированию коллективных трудовых споров являются отказ работников от заявленных требований, вынесение решения примирительной комиссией по заявленным в ходе коллективного трудового спора требованиям, заключение соглашения между полномочными представителями работников и работодателей об урегулировании разногласий, ставших предметом коллективного трудового спора.

Нельзя не заметить, что проведение забастовки как крайней меры по урегулированию коллективного трудового спора, признание забастовки незаконной судом не отнесены законодательством к числу оснований прекращения отношений по урегулированию коллективного трудового спора. Следовательно, после проведения забастовки, признания ее незаконной отношения по урегулированию коллективного трудового спора продолжаются. Поэтому стороны и в этом случае обязаны продолжить процедуры по урегулированию коллективного трудового спора.

Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров также сопутствуют трудовым, они возникают в связи с необходимостью защиты трудовых прав работников, являющихся субъектами трудовых отношений. Увольнение конкретных работников не влияет на судьбу отношений по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку эти отношения возникают и существуют для защиты коллективных прав работников. Данные отношения могут возникать, например, с целью изменения нормативных актов организации. В подобной ситуации речь идет о защите прав неопределенного круга работников. Однако защита неопределенного круга работников также свидетельствует о том, что отношения по урегулированию коллективных трудовых споров сопутствуют трудовым отношениям.