Малые десантные корабли на воздушной подушке типа «Зубp. Самый большой десантный корабль на воздушной подушке Командир и рулевой

Корабль класса «Зубр», или «Проект 12322», - это малое десантное судно, оснащенное воздушной подушкой и разработанное еще в советские времена. После того как проект рассекретили, «Зубр» был признан мощнейшим в мире судном, имеющим воздушную подушку. Суда данного класса имеют в своем арсенале такие страны, как Украина, Россия и Греция. Примечательно то, что «Зубр» является первым судном, произведенным в СССР и впоследствии приобретенным и поставленным на вооружение странами НАТО.

«Зубр» призван выполнить следующие задачи: транспортирует личный состав военных подразделений, боевую технику и занимается грузоснабжением на необорудованные береговые линии. Воздушная подушка позволяет высадить десант на 70% побережий всего мирового океана. Грузовой отсек вмещает три танка, общий вес которых может доходить до 150 тонн, или же 10 бронетранспортеров (до 130 тонн) и еще 140 человек морской пехоты.

К тому же здесь могут разместиться 8 боевых машин пехоты или плавающих танков с примерно одинаковыми размерами. При переоборудовании грузового отделения здесь могут расположиться еще 366 человек. Получается, что общее количество людей, которое «Зубр» может доставить на берег, достигает 500 человек.

Двигатель судов обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубра». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Длина «Зубра» составляет 57,3 метра, ширина – 25,6 метра, высота имеет 21,9 метра. Водоизмещение достигает 555 тонн. Запасы топлива в баках рассчитаны на преодоление расстояния в 300 морских миль (550 км), максимальный предел скорости - 60 узлов (111 км/ч). Управляет и обслуживает судно экипаж в 27 человек.

Судно "Зубр" располагает артиллерийским и ракетным вооружением. Артиллерийское вооружение сводится к двум 30-мм автоматическим артиллерийским системам АК-630, установленным на судне. Боекомплект каждой составляет 3000 снарядов. Две пусковые установки А-22 "Огонь" для 140-мм неуправляемых реактивных снарядов – это ракетное вооружение судна. Их боекомплекты включают по 66 НУР-ов к каждой. 8 переносных зенитных комплексов «Игла» предназначены для противовоздушной обороны.

В случае начала глобальной войны одной из первоочередных задач для Советской армии должен был стать захват черноморских и балтийских проливов. Для успеха подобной операции требовалась внезапность, то есть, десантные подразделения должны были достигнуть точки высадки с максимальной скоростью. Чтобы обеспечить ее, советские флотоводцы планировали использовать необычные десантные корабли - малые десантные корабли на воздушной подушке (МДКВП).

Пускай вас не вводит в заблуждение слово «малый», советские суда на воздушной подушке (СВП) были самыми большими в мире, а водоизмещение десантного корабля проекта 12322 «Зубр» превышало 550 тонн. Это самый крупный корабль на воздушной подушке, построенный когда-либо в мире. Каждый воздушный корабль способен перевозить на 300 морских миль 550 десантников или 3 танка и роту морской пехоты. Кроме того, СВП «Зубр» способно серьезно поддержать десант огнем: он вооружен и неуправляемыми реактивными снарядами и автоматическими пушками.

Помимо уникальной скорости, корабль на воздушной подушке обладает и другими преимуществами. Для обычных десантных судов, которые используют рампу, доступно всего лишь 17% побережья Мирового океана, для СВП эта цифра составляет 78%. Подобный воздушный корабль может передвигаться не только по воде, но и по суше. Он даже способен преодолевать небольшие препятствия и минные поля. Поэтому корабли типа «Зубр» могут высаживать десант даже в глубине обороны противника.

Разработки в данном направлении велись во многих странах, но Советский Союз был безусловным лидером. Глядя на 550-тонную громадину корабля, способного скользить над водой со скоростью 60 узлов, чувствуешь гордость за страну, которая была способна создавать подобные технические шедевры.

В 2011 году российским военным руководством было принято решение прекратить закупку десантных кораблей проекта 12322 «Зубр». Их планируют заменить новыми десантными кораблями различных типов, которые еще необходимо создать. Их технические характеристики пока неизвестны.

В настоящее время на вооружении ВМС России находится два десантных корабля проекта 12322: «Мордовия» и «Евгений Кочешков», и оба они нуждаются в капитальном ремонте.

Кроме российских военно-морских сил, десантные корабли проекта «Зубр» стоят на вооружении ВМС Греции, в период с 2000 по 2004 год в эту страну было продано четыре судна. В последние годы большую заинтересованность кораблями на воздушной подушке демонстрирует Китай.

История создания десантного корабля «Зубр»

Несколько десятилетий тому назад многие эксперты, связанные с военно-морской тематикой, полагали, что в тактике боевых действий на море грядет революция, связанная с использованием кораблей и катеров на воздушной подушке. Подобные суда обладали большой эксплуатационной гибкостью и могли быть привлечены к выполнению множества функций. Более всего такой воздушный корабль подходил для выполнения десантных операций.

Работы по созданию подобных судов проводились в Великобритании, США, Франции и Китае. Заинтересовал корабль на воздушной подушке и советских адмиралов.

Американцы начали серьезно заниматься разработкой СВП после начала войны во Вьетнаме, корабль на воздушной подушке оказался идеальным средством для действия в дельте Меконга. На Западе строились сравнительно небольшие корабли подобного класса (скорее, катера), их основной задачей являлось действие в прибрежной зоне или высадка десанта с больших кораблей.

В СССР к этому вопросу подошли несколько иначе. Еще в середине 60-х годов в ленинградском КБ «Алмаз» занялись созданием десантного корабля на воздушной подушке проекта 1232 «Джейран». И это был точно не катер. Судно обеспечивало переброску не только десантников, но и тяжелой боевой техники: воздушный корабль мог доставить два танка Т-55 на расстояние в 300 морских миль. Полное водоизмещение «Джейранов» составляло 350 тонн. Этот воздушный корабль стал самым большим в мире, обогнав ближайшего конкурента почти в два раза. Кроме «Джейранов», в СССР были запущены в серийное производство целый ряд катеров на воздушной подушке: «Омар», «Скат», «Кальмар».

Советская промышленность построила для ВМФ 18 серийных кораблей класса «Джейран».

Однако военным нужен был десантный корабль еще большего размера.

Главнокомандующий советским ВМФ адмирал Горшков и министр обороны Устинов считались горячими поклонниками СВП, как и вообще судов, созданных на основе динамических принципов поддержания (экранопланы, СВП, корабли на подводных крыльях). Поэтому уже 1978 году конструкторам КБ «Алмаз» было выдано задание на разработку более мощного корабля под названием «Зубр».

Этот воздушный корабль должен был принимать на борт три танка , иметь более высокую скорость и усиленное артиллерийское вооружение. По сути, корабли проекта 12322 «Зубр» стали дальнейшим развитием «Джейранов». Их строительство планировали начать сразу на трех заводах: в Ленинграде, Феодосии и Хабаровском.

Головной корабль проекта 12322 «Зубр» был заложен в 1983 году, спущен на воду в 1986 и через два года он вошел в состав ВМФ СССР. После проведенных испытаний в конструкцию последующих «Зубров» были внесены незначительные изменения.

После распада СССР пять СВП проекта 12322 оказались в составе российского ВМС, а три – были переданы Украине. В 2000 году был подписан контракт с ВМС Греции, согласно которому этой стране были переданы четыре корабля проекта 12322 «Зубр». В 2013 году Украина изготовила первый корабль проекта 12322 для ВМС Китая.

После аннексии Крыма российскими чиновниками различных рангов неоднократно озвучивались планы возобновить строительство судов проекта 12322 на феодосийском заводе «Море». Однако как увязать такие заявления с отказом российского флота от этих кораблей – непонятно.

Описание МДКВП проекта 12322 «Зубр»

МДКВП проекта 12322 «Зубр» - это самый большой в мире корабль подобного класса. Он может преодолеть 300 миль со скоростью легкового автомобиля. Для уменьшения веса и защиты от коррозии корпус судна выполнен из алюминиево-магниевых сплавов, наиболее важные и уязвимые детали и агрегаты защищены алюминиевой броней.

Основа корпуса корабля – это, по сути, понтон, что обеспечивает судну устойчивость и непотопляемость. Внутренние помещения корабля оборудованы звукоизолирующие покрытия, которые ослабляют вибрацию корпуса. Также жилые помещения оборудованы системами кондиционирования, отопления и вентиляции.

Надстройка, находящаяся на понтоне, разделена на три отсека продольными перегородками. В среднем отсеке расположены места для бронетехники, он оборудован аппарелями и дорожками для танков. В боковых отсеках корабля находится силовая установка, жилые помещения и системы обеспечения.

Для поддержания воздушной подушки корабль имеет гибкое ограждение, которое состоит из двух ярусов. Ограждение разделено на секции продольными и поперечными килями.

Общая мощность силовой установки «Зубра» - 50 тыс. л. с. Она состоит из пяти газотурбинных двигателей, два из которых обеспечивают работу четырех нагнетательных агрегатов НО-10, которые формируют воздушную подушку, а еще три ГТД приводят в движение три винта, что придают кораблю поступательное движение. Винты расположены в кормовой части судна, они имеют четыре лопасти и диаметр 5,5 метра. Каждый винт находится в специальной кольцевой насадке.

На борту есть еще две дополнительные силовые установки, каждая из которых обладает мощностью 100 кВт.

СВП «Зубр» может брать на борт три основных боевых танка (общая масса не более 150 тонн) или десять БТР, или восемь БМП. Кроме боевой техники, корабль может взять 140 десантников, которые размещаются в четырех специальных помещениях. Вместо танков или БМП, «Зубр» может разместить на борту еще 360 человек (то есть, всего около 500 человек).

В носовой части судна установлены откидные ворота, через которые и происходит высадка десанта.

Все корабли проекта 12322 оснащены двумя станциями РЛС, спутниковой системой навигации, компасами, дрейфолагом, приборами дневного и ночного видения. Системы связи обеспечивают возможность переговоров в разных диапазонах.

Корабли проекта 12322 «Зубр» способны не только доставить и высадить десант, но и поддержать его огнем. Для этого на корабле есть две установки МС-227 «Огонь», способные вести огонь неуправляемыми 140-мм реактивными снарядами, а также две автоматические 30-мм пушки с системой управления стрельбой. Чтобы защитить корабль с воздуха экипаж может воспользоваться переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла» .

Следует отметить, что максимальную скорость СВП «Зубр» не знают даже его разработчики. Во время испытаний они разогнали корабль до 70 узлов, но на таких скоростях наблюдается опасный и малоизученный эффект – подлом гибкой части ограждения судна.

Большинство экспертов, связанных с военно-морским флотом, считают, что корабли проекта 12322 «Зубр» на несколько десятилетий обогнали свое время. Однако есть у этих кораблей и серьезные минусы.

Во-первых, эти корабли дорого стоят, еще затратнее обходится их эксплуатация: стоимость одной из пяти турбин судна составляет около 1 млн долларов, ее моторесурс около 4 тыс. часов. Турбины для «Зубров» изготавливались на николаевском заводе «Заря», в настоящее время Украина прекратила военно-техническое сотрудничество с РФ.

Во-вторых, корабли на воздушной подушке «Зубр» имеют низкий уровень защищенности, что вызывает обоснованные опасения относительно их живучести. Не следует забывать, что этот слабобронированный корабль забит легковоспламеняющимся топливом. Не отличаются СВП и экономичностью.

До настоящего времени корабли подобного типа не участвовали в серьезных столкновениях с хорошо вооруженным противником, так что их боевая эффективность находится под вопросом.

В грузовой отсек десантного корабля и вплавь добраться до военного испытательного полигона» - очередное редакционное задание само по себе казалось весьма интересным! А стоило поискать в интернете фотографии Зубра, как желание собрать чемодан и отчалить навстречу приключениям заиграло с особенной силой. Одним своим видом Зубр привлечет внимание любого, даже бесконечно далекого от техники человека. Ну а наши сердца - сердца убежденных автомобилистов и технарей - этот десантный корабль не то что растопил, раскалил до белого каления. Едем!

Маршевые винты, при помощи которых Зубр движется и управляется, великолепны даже в статике. Корабль поразительно красив! Помните тройные центральные дефлекторы обдува в салонах Ferrari 550 Maranello или нынешнего Mercedes-Benz A-класса ? На мой взгляд, с дизайнерской точки зрения между дефлекторами и этими винтами немало общего. Да и с фактической - тоже. И те, и другие направляют воздух.

Зубр разработан в СССР силами ленинградского ЦМКБ «Алмаз», имеющего гигантский опыт постройки подобной техники. Корабли на воздушной подушке КБ «Алмаз» проектирует и выпускает с 1955 года, а предшественниками Зубра были десантные корабли проектов «Скат», «Омар», «Кальмар» и «Джейран». Все они очень похожи на своего преемника, но имеют только по два маршевых винта.

Строительство первых Зубров началось в 1983 году на Приморском судостроительном заводе и судостроительном заводе «Море», расположенном в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива. Постройка дебютного корабля с индексом МДК-95 завершилась в 1986-м, и после доводочных испытаний, продолжавшихся на протяжении двух лет, корабль вошел в боевой состав ВМФ.

Всего было заложено 17 подобных кораблей, но два так и остались недостроенными. Из пятнадцати Зубров сегодня пять утилизированы, четыре - в строю ВМС Греции, четыре трудятся в ВМС КНР, а еще два - на балансе у Балтийского морского флота. Вот они - стоят у пирса в военной гавани города Балтийска. МДК-50 «Евгений Кочешков» и МДК-94 «Мордовия». На «Мордовию» мы и грузим наши машины.

Внутри «Зубр» - это маленький мир. С собственной кухней, компактными, но уютными кубриками и кают-компанией для четырех человек командного состава. Все эти помещения расположены на уровне средней палубы, куда мы без проблем загоняем автомобили по откидной сплошной аппарели. На капитанский мостик со средней палубы ведет крутой, практически вертикальный трап. Оставляем машины внизу, крепко притянув их к палубе тросами и осторожно - перекладина за перекладиной - поднимаемся наверх.

Капитанская рубка впечатляет. Просторная, светлая - из нее открывается потрясающий вид. Перед креслом командира - штурвал и огромный пульт: навигационные средства Зубра включают две радиолокационные станции, гиро- и магнитный компасы, визиры дневного и ночного видения, радиопеленгатор и дрейфолаг. Зубр был и остается уникальным кораблем, удостоенным бронзовой медали на 44-м салоне изобретений и инноваций Brussels Eureka-95. Даже сегодня он - крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке.

Только вдумайтесь: водоизмещение - 555 тонн. 56 метров длины, 22 - ширины и 150 тонн вместимости! Зубр может взять на борт 3 танка или 8 БМП. А может - десять БТР или 140 десантников и 130 тонн груза. При этом для высадки людей и выгрузки техники «Зубру» доступно около 70% береговых линий нашей планеты. Доставить бойцов к месту боевых действий корабль может со скоростью 60 узлов или 111 км/ч!

На вооружении самого корабля: две шестиствольные артиллерийские установки АК-630 калибром 30 мм; две пусковые установки ракетных снарядов А-22 «Огонь» калибром 140 мм; восемь пусковых установок ПЗРК «Стрела-3». Согласитесь, внушает! Но я очень надеюсь, что кроме как для учений, этот арсенал никогда не пригодится.

На средней палубе, где находились машины, гул от пяти газотурбинных двигателей суммарной мощностью 50 000 л.с. невероятный. А палуба под ногами ходит так, словно ты сильно пьян или находишься в эпицентре маленького землетрясения. При этом вибраций - минимум. Поднявшись на капитанский мостик, оказываешься словно в другой реальности. Мало того что здесь совсем не трясет, так еще и достаточно тихо.

Если найти ориентир на водной глади или на берегу, будешь буквально потрясен тем, с какой скоростью движется корабль. Со слов моряков, за восемь-девять часов на Зубре можно дойти до Санкт-Петербурга. Наш же забег до военного полигона «Хмелёвка» длится не дольше получаса. А теперь сядьте, если стоите: за эти полчаса Зубр израсходовал около 3 тонн солярки. Заявленный расход - 6 тонн в час! И все-таки оно того стоит. Плав (военные моряки называют это именно так) на этом корабле - из числа тех приключений, которые запоминаешь на всю жизнь и рассказываешь внукам.

Спускаемся из рубки на среднюю палубу, заводим машины и выкатываемся по аппарели на песчаный берег военного полигона в Балтийске. Впереди другие испытания - куда более привычные и по-своему очень интересные.

МДК типа «Зубp»

Постройка и служба

Общие данные

555 / т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
157,3 / 25.6 / 21,9 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ

Основная

  • 3 газотурбинных двигателя М-70 (3х10,000 л.с.).

Привод нагнетателя ВП

  • 2 газотурбинных двигателя М-70 (2х10,000 л.с.).

Электроснабжение

  • 4 газотурбинных генератора ГТГ (4х100 КВт).

Движитель

  • 3 воздушных винта в кольцевых насадках.
Энергетическая установка
110 км/ч/60 узл. Скорость хода
555 км/300 миль Дальность плавания

Бронирование

Вооружение

Зенитно-ракетный комплекс

  • 2 × ПУ ЗРК А-22 «Огонь».

Пушки

  • 2 х 30мм автоматические установки типа АК-630.

ПЗРК

  • 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или Stinger .

Радиоэлектронное

  • рлс общего обнаружения «Позитив»;
  • навигационный комплекс Экран» в обеспечении РЛС МР-244-3;
  • комплекс средств РЭБ «Слябинг»;
  • комплекс средств связи «Буран».

Десантовместимость

  • три танка Т-80 и 100 человек десанта;
  • 10 БТР или восемь «БМП-3» и 140 человек десанта;
  • 500 человек личного состава десанта с полным снаряжением.

Корабль на воздушной подушке не имеет якоря , его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в не рабочем состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль имеет хорошую маневренность.

Центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа. Управляет судном один человек, официально называемый пилотом. Со своего рабочего места пилот с помощью пяти экранов контролирует состояние ходовых и подъёмных двигателей, генераторов и других систем корабля.

«Зубpу» свойственна легкая управляемость. За согласованную работу всех элементов управления отвечает АСУ «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами может быть централизованным дистанционным, дистанционным автоматизированным и автоматическим. Управление судном может осуществляться с выносных пультов управления, когда на мостике вообще никого нет.

Энергетическая установка

Двигатель судов проекта 12322 типа «Зубp» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубpа». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15 °C) или 40 уз (при 35 °C). В отличие от прототипа на «Зубpе» два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий.

Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой и третьей ступенях - через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа «Циклон», а на второй - через пористые фильтры с коагуляцией капель воды.

Максимальная скорость составляет 111 км/ч, дальность хода 555 километров.

Экипаж и обитаемость

Про обитаемость информации мало. Отсеки экипажа располагаются в носовой части судна. На корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Автономность составляет для экипажа 5 суток, для экипажа и десанта 1 сутки. Видео (смотри раздел "видео") дает представление об уровне комфорта рядового состава «Зубpа».

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня - огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП "Сплав" (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение - оптический прицел "Шелонь-14" (дальномерно-визирное устройство - ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка - МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали - от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали - сектор 320 град
Масса ПУ - 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
- без/с боезапасом - 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда - 140 мм
Калибр ствола ПУ - 140,3 мм

Дальность действия - 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола - 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка - 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе - до 30 узлов
Время реакции комплекса - 8 с
Волнение моря при стрельбе - до 3 баллов
Температура эксплуатации - от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 - калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной - 2000 ед., запасной бункер - 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ - 9К38, по классификации МО США и НАТО - SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) - российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин. На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран- 6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А , Т-64Б , Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80 , БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б . Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.

Экспорт

Информация по «Зубpу» впервые появилась на международной выставке "ИДЕКС-93" в Абу-Даби. В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубp» для Военно-Морских Сил Греции. Один был выделен из состава ВМФ России, отремонтирован и передан греческой стороне. Другой заново строился на заводе «Алмаз». Первый «Зубp» прибыл в военно-морскую базу Саламис 18 января 2001 года, корабль получил название Kefallinia и бортовой номер «L180». Поставка «Алмазом» двух военных кораблей государству-участнику блока НАТО является новым шагом в области военно-технического сотрудничества. Еще два таких корабля по контракту ВМС Греции в марте 2001 года поставило Феодосийское производственное объединение «Море», один из состава ВМС Украины, другой – построенный.

На греческих «Зубpах» предполагается транспортировать к месту высадки 140 пехотинцев с обмундированием и три танка класса «Леопард», или восемь бронетранспортеров типа М113 , или 500 солдат. Экипаж корабля составляет 32 человека. На «Зубpе» для инозаказчика несколько изменен тип оборудования.

Греческие ВМС значительно интенсивнее, чем в нашем флоте, используют «Зубpы». Для этого на них были размещены подготовленные и высококвалифицированными экипажами. При этом греки проводят эксплуатацию этих специализированных кораблей с воздушной подушкой очень грамотно, понимая их отличие от обычных водоизмещающих. Известно, что они высоко оценили проект 12322. Позже, по техническим причинам один «Зурб» построенный на ПО «Море» вернули Украинской стороне.

В дальнейшем Греция подписала еще контракт с Россией на поставку «Зубpа» для своих ВМС, что бы заменить утраченный четвертый корабль. Его строительство велось на Судостроительной фирме «Алмаз». Этот «Зубp» отличается от трех имеющихся в составе ВМС Греции кораблей этого проекта, в основном составом электронного и энергетического оборудования, одновременно повышена надежность основных систем. Корабль по этому соглашению летом – осенью 2004 года проходил испытания и в конце октября этого года должен был передан ВМС Греции. Но по техническим причинам это событие не произошло в запланированные сроки. В ноябре «Зубp» был погружен на специальное транспортное судно, которое взяло курс к берегам Греции. Там корабль будет сдаваться заказчику. В настоящее время с Грецией ведутся переговоры о поставке им пятого «Зубpа».

Греческий «Зубp»

Контракт Украины с Китаем на строительство и поставку МДКВП был заключен в 2009 году. Его объем оценивался в порядка 350 млн долларов. Украина обязалась построить и передать Китаю четыре корабля. Первый МДКВП, построенный на Украине, был передан заказчику в апреле 2013 года.

1 марта 2014 года с территории ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море» в Феодосии (Крым) был спешно отправлен в Китай второй построенный для этой страны малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 «Бизон» (»украинская» вариация проекта 12322 «Зубp»). Десантный корабль был введен буксирами в Феодосийский порт, где погружен на понтон, откуда проследовал в сторону Босфора и далее в Китай. Сообщается, что корабль «был спешно вывезен из феодосийской бухты заказчику в Китай, – под угрозой возможного захвата или повреждения в следствии вероятных боевых действий». Судя по всему, второй корабль не прошел всю положенную программу испытаний.

Состав серии

Название Заводской номер Введён в состав флота Изготовитель Текущий статус
MДК-51 100 10.10.1988 Утилизирован
MДК-122 101 2.01.1990 Приморский судостроительный зaвoд Утилизирован
MДК-50, с 17.08.2001 - Евгений Кочешков 102 30.10.1990 Приморский судостроительный зaвoд В составе Балтийского флота России .

В 2013-2014 годах прошёл ремонт.

MДК-94, с 12.03.2001 - Мордовия 103 15.10.1991 Приморский судостроительный зaвoд В составе Балтийского флота России
Керкира L182 107 28.05.2001 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
Закинтос L183 108 25.07.2004 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
MДК-118, с 20.12.2000 Кефалония 104 29.08.1994 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
MДК-119 105 - Приморский судостроительный зaвoд Не достроен
MДК-120 106 -

Морские пехотинцы - особый вид войск. Они должны выполнять высадку на неподготовленных участках побережья, там, где их никто не ждет. Факторы, обеспечивающие победу, перечислять недолго. Это внезапность, быстрота доставки к месту десантирования, скрытность и возможности получить мощную огневую поддержку. Как правило, высадка осуществляется с применением десантных кораблей, оснащенных аппарелями, или с помощью вспомогательных плавсредств. Но у российской морской пехоты есть технические средства, которыми не обладает никакая другая армия мира. Корабли проекта «Зубр» могут не только высадить десант, но и передвигаться по суше, вне зависимости от характера грунта, ведя при этом огонь и сея панику в стане врага.

Первые опыты

Секрет скорости и беспрецедентной вездеходности состоит в оригинальном способе передвижения. Мощные пропеллеры создают под днищем судна и оно зависает на заданной высоте. Идея возникла еще в конце двадцатых годов у советского инженера Левкова, работавшего на Новочеркасском судостроительном заводе. Им был построен опытный образец, названный в честь автора проекта «Левков-1» (Л-1), но, несмотря на очевидную перспективность, пришелся «не ко двору». В середине и второй половине тридцатых годов упор делался, скорее, на традиционные боевые средства, а споры шли между «конниками» и «танкистами». Оценить гениальную идею было некому. Работы свернули, и вспомнили о них лишь в 50-е, когда советская разведка узнала об аналогичных западных разработках.

Конструкторскому бюро «Алмаз» поручили создание особого десантного средства. Крупнотоннажные военные корабли (линкоры, крейсеры) тогда резали на металлолом, а руководству страны в лице Н. С. Хрущева нравились проекты необычные, революционные и фантастические. Таким и был первенец «Алмаза» - «Скат», представлявший собой симбиоз амфибии и катера, покинувший док и начале шестидесятых. До взвода морпехов это судно доставляло к точке высадки со скоростью курьерского поезда (90 км/ч). Прямым потомком этого чуда техники стал «Зубр», корабль на воздушной подушке.

Альтернативные концепции десантирования

Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.

Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.

Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.

Корпус

Постройка самого совершенного в мире средства морского десантирования основывалась на производственно-научной базе, созданной в КБ «Алмаз». В конце семидесятых годов советские судостроители обладали опытом постройки судов на воздушной подушке («Кальмар», «Скат» и другие проекты десантных кораблей). Наиболее успешным оказался КВП «Джейран» (проект № 12321). Его развитием стал следующий по порядку индекс 12322 «Зубр». Главная несущая конструкция корпуса выполнена в виде прямоугольного понтона (57,3 L х 25,6 W х 21,9 H, м), на котором смонтирована надстройка, в свою очередь, поделенная на три продольно ориентированных отсека. По функциональному назначению грузовым является центральное пространство, по бокам которого размещены энергетические узлы, места личного состава и перевозимых подразделений, защитные системы, обеспечивающие жизнедеятельность (в том числе и в случае применения Помещения персонала и десанта снабжены системами кондиционирования, вентиляции, отопления, они шумо- и теплоизолированы. Есть условия для приема пищи.

Корпус выполнен по цельносварной технологии, материал - высокопрочный немагнитный алюминиево-магниевый сплав повышенной коррозионной стойкости.

Идея компоновки принадлежит главному конструктору проекта Коронатову Г. Д.

Электрическая часть

Управление силовыми приводами - задача непростая. Российские военные суда обычных типов приводятся в движение турбинными двигателями, за исключением подлодок, винты которых нагружены на электромоторы. Для упрощения систем управления по подобному принципу организована силовая система МДК «Зубр». Корабль на воздушной подушке непросто удерживать на заданной высоте над поверхностью, для этого требуется много энергии. Вырабатывают ее электростанции, их две, в основе каждой стоит стокиловаттный газотурбинный генератор (их тоже два). Общая мощность силовой установки типа М35, произведенной НПК «Заря - Машпроект», составляет 50 тысяч лошадиных сил. Заботой командира БЧ-5 (электромеханической боевой части) являются главные распределительные щиты (ГРЩ). Управление производится дистанционно из ГКР (главного командного пункта), многие операции автоматизированы с целью повышения эргономических показателей. В схеме присутствуют также выносные пульты.

Пневматика

Удержать тяжелое судно (его водоизмещение составляет 555 т) на заданной высоте также непросто, это, в конце концов, не вертолет. Пневмоподушку под корпусом создают четыре четырехлепестных нагнетательных винта диаметром 25000 мм, оснащенных устройствами принудительного управления шага. Вместе с электродвигателем каждый из них составляет нагнетательный агрегат (НО-10). Горизонтальное перемещение производится по глиссерному принципу. Толкают десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» три пропеллера с регулируемыми поворотными лопастями с возможностью реверса диаметром 55000 мм, смонтированных на полимерных композитных кольцевых посадках, снижающих шум. Посредством этих движителей судно разгоняется до рекордных 90 км/ч, а изменение соотношения тяги каждого из них позволяет эффективно маневрировать.

Границы подушки

Для того чтобы нагнетаемый воздух не уходил по сторонам, а «работал», удерживая тяжеловесное судно на заданном клиренсе, конструктивно предусмотрены ограничители. Они представляют собой эластичное ограждение, выполненное по двухъярусной схеме. Ресивер гибкий, навесные элементы разделены крестообразно двумя килями, поперечным и продольным. Вся эта непростая система позволяет надежно «опирать» на сжатый воздух такую махину, как «Зубр». Корабль на воздушной подушке покоится или движется до тех пор, пока давление уравновешивает его вес, приподнимается, если это нужно, чтобы преодолеть неровности рельефа, и опускается на грунт, когда пора осуществлять высадку десанта и выгрузку боевой техники. Для него неважно, каков характер поверхности, вода это или суша, диапазон волнения достаточно широк, а способность «заползать» далеко за береговую линию выгодно отличает его от других, более распространенных и традиционных десантных средств.

Вместимость

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» в полном своем названии скромно именуется «малым». Он может доставить в нужную точку прибрежной зоны «всего лишь» механизированный батальон морпехов на десяти БТРах вместе с экипажами. Вообще-то, по размерам и грузоподъемности в классе КВП равных ему нет. По десантным возможностям ему соответствует, скорее, понятие «средний десантный корабль» (до большого он все же не дотягивает), если брать аналог в виде обычного водовытесняющего судна, причаливающего и открывающего аппарели на кромке берега. Как показали учения «Запад-2009», реально высажены с МДКВП «Зубр» могут быть следующие варианты воинских подразделений:

Три танка Т-80 (Т-90) общим весом до 150 тонн;

8 БМП (115 тонн);

10 БТР плюс 140 морских пехотинцев;

Восемь плавающих легких танков.

Десант располагается в четырех кубриках на 140 человек каждый. Возможен вариант доставки только живой силы, без техники, в этом случае появляются еще 366 мест, а общее число высаживаемых военнослужащих возрастает до полутысячи. Это может быть нужно в случае возникшей необходимости в подкреплении, но автономность плавания уменьшается до нескольких часов. Морские пехотинцы - тоже люди, им нужно есть и отдыхать, а в грузовом отсеке условия не самые комфортные.

Для непосредственной высадки служат носовые ворота, откидывающиеся вниз и представляющие собой аппарель, упирающуюся в грунт.

Вооружение

Десантный корабль «Зубр» - не только средство доставки личного состава и техники к неприветливым вражеским берегам, он может наносить ракетные и артиллерийские удары с целью подавления возможного сопротивления окопавшегося противника, оказывать огневую поддержку и защищаться от возможных атак неприятельской авиации. Без этих боевых возможностей столь совершенная машина в глазах военных специалистов оставалась бы простым «корытом», пусть даже скоростным и маневренным.

Вот набор «инструментов», которым для обеспечения нужной огневой мощи оснащен «Зубр». Корабль на воздушной подушке вооружен:

Двумя пусковыми установками «Огонь» А-22, стреляющими неуправляемыми ракетами калибра 140,3 мм.

Двумя автоматическими установками АК-630 калибра 30 мм с боекомплектом в три тысячи снарядов.

Восьмью зенитно-ракетными комплексами «Игла» (иногда иностранные эксплуатанты используют американские «Стингеры»).

На борту присутствует комплекс РЭБ «Слябинг», позволяющий препятствовать работе вражеских систем связи и обнаружения.

Кроме этого, «Зубр» может устанавливать мины, в боекомплекте их до 20 штук. Максимальное время установки - 1 час 20 минут.

Конечно, до крейсера этот корабль не дотягивает, но следует учитывать, что в условиях современной войны в одиночку он действовать не должен, и флотская, а также воздушная, а если потребуется - и тактически-ракетная поддержка ему будет предоставлена.

Американский аналог

Десантные корабли, парящие над водной поверхностью, состоят и на вооружении американской армии. Их официальное название - LCAC (Landing Craft Air Cushion), предназначены они для тех же целей, что и «Зубры». Компоновка заокеанского образца отличается от архитектуры советского аналога, надстройка как таковая отсутствует, зато есть огороженная понтонами палуба площадью 182 кв. м, на которой и размещаются техника вместе с контингентом, подлежащие высадке. LCAC гораздо скромнее «Зубра» и по размерам, и по мощности энергоустановки (16 тыс. л.с.). Его длина составляет 27 метров, ширина - 14 м. Расход горючего, тем не менее, зашкаливает, за час сжигается семьсот литров топлива. Весит судно Движется оно глиссерно, два винта диаметром в 3 м 70 см толкают его вперед или назад. примерно такая же, как у судна проекта «Зубр». Дополнительные двигатели служат для подруливания. Подъемная тяга обеспечивается четырьмя пропеллерами, направленными вниз. Вес полезного груза - 70 тонн.

Стремясь облегчить конструкцию, американские инженеры решили обойтись без надстроек и помещений для личного состава, что создает риск быть смытым за борт, - палуба на скорости становится скользкой от брызг воды.

Собственного вооружения плавсредство не имеет.

Если резюмировать все тактико-технические данные американского десантного корабля на воздушной подушке, можно прийти к выводу о том, что его боевые возможности уступают качествам «Зубра» примерно втрое. Морских пехотинцев на борт он может взять не более 170 при условии отсутствия на палубе боевой техники. Однако и эта машина заслуживает внимания, кроме нее конкурировать с образцом советской разработки не может ни один западный ДКВП.

Управление кораблем типов San Antonio и WASP требует очень серьезной подготовки, овладеть им непросто. Базируются эти корабли только на территории США, на военно-морской базе в Вирджинии.

Сколько осталось «Зубров»?

При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них - первый опытный образец, его можно не считать), а Украине - три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна - член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.

Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.

Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае - один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и

В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.