Какие сведения относятся к конфиденциальной информации. Теоретические аспекты изучаемого вопроса

Конфиденциа́льность (от англ. confidence - доверие) - необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации .

С этимологической точки зрения, слово «конфиденциальный» происходит от латинского confidentia - доверие. В современном русском языке это слово означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный». Слово «секрет», заимствовано из французского secret означает - «тайна». В словаре В. Даля также названы аналогичные значения: «конфиденциальная» - «откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная»; «тайна» - «кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое». Исходя из определений понятия конфиденциальная информация, тайна, секрет являются равнозначными .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Конфиденциальность. Тайна Диагноза.

    ✪ Видео #46. Настройки доступа. Конфиденциальность

    ✪ 5 принципов конфиденциальности Google

    ✪ Конфиденциальность и безопасность аккаунтов Google (4/5)

    ✪ ZeCash - дополнительная конфиденциальность и защищенные транзакции! Обзор ICO!

    Субтитры

    Конфиденциальность, я думаю многим знакомо это слово, оно означает доверие человеку, и нежелание разглашения какой либо информации. Вы наверно часто видели различного рода услуги с подписью "Строго конфиденциально". И это действительно важный момент, каждый человек хочет, и имеет право на личную жизнь, или вторую жизнь, называйте как хотите, конечно пока этот человек не совершил чего-то противозаконного. У каждого человека есть тайны, я не буду их классифицировать потому что это займет много времени, главное то что мало кто захочет, чтобы его тайны стали достоянием общественности. Конфиденциальность важный момент в нашей жизни, и в медицине в том числе. Если к примеру простуду вы не скрываете ни от кого, и в некоторых случаях даже не против намеренно ею заразиться чтобы не пойти на работу, или в учебное заведение, то есть такие болезни о которых вы не хотели бы говорить всем подряд, и вы имеете на это полное право, ведь есть такая штука как тайна диагноза, она же врачебная тайна, которая между прочим подкреплена законом, и может нести за собой уголовную ответственность. То есть ваш лечащий врач не имеет права разглашать ваш диагноз третьим лицам без вашего согласия. На данный момент одним из самых страшных диагнозов является ВИЧ инфекция, и это тот самый случай когда пациент хочет, чтобы его диагноз остался в тайне. Так сложилось, что вокруг этой болезни скопилось много грязных и порой абсурдных мифов и сплетен, у людей четко сформировалось мнение что ВИЧ положительный человек это или наркоман, или ведущий распутный образ жизни человек, в общем маргинальная личность, отсюда никакого ему уважения, стыд и позор. Боясь общественного осуждения и не понимания ВИЧ положительные люди вынуждены скрывать свой статус и прятаться в группах такие же ВИЧ положительных людей. Я не хочу сказать что о своей болезни нужно кричать на улице и рассказывать первому встречному, дело в том что ВИЧ - болезнь непростая, и человеку который живет с ней придется столкнуться с большим количеством проблем, а когда к ним прибавляется общественное непонимание, неприязнь и отторжение - жизнь становится практически кошмаром наяву. Каждый выбирает для себя сам кому сообщать свой диагноз а кому нет, кто-то считает что об этом никому не нужно знать, кто-то рассказывает самым близким людям, а кто-то не боясь злых языков борется за свои права быть равноправным членом общества не скрывая своего лица. Закон есть, врачебная тайна тоже, но к сожалению, работает это всё не так как хотелось бы, и в истории немало случаев когда информация о ВИЧ положительном диагнозе человека передавалась без его согласия в самые разные места: на рабочее место, в учебные заведения, и даже соседям по дому, и лишь единицы виновных в этом людей понесли наказание! Кому-то везет, и такая новость для окружения этого человека не меняет его жизнь, но в большинстве случаев человек попавший в такую ситуацию сталкивается с непониманием, и вследствие приходиться менять работу или даже переезжать в другой город. Не так давно в поликлиниках была практика писать на медицинских картах красным фломастером "ВИЧ+", вообще были разные вариации, но суть одна, если у тебя ВИЧ - ты изгой, и отношение к тебе соответствующее. Дискриминация ВИЧ положительных людей преследует повсюду, беременных мамочек в родильных домах содержат в отдельных комнатах, детей не хотят брать в детские сады, взрослых не хотят брать на работу, друзья под разными предлогами сокращают общение. И самое страшное, порой даже самые близкие тебе люди поворачиваются спиной.

Законодательное регулирование

С развитием информационных технологий проблема конфиденциальности и конфиденциальной информации приобретает большую значимость. И в различных областях и различных странах конфиденциальность и информация относящаяся к конфиденциальной определяется по разному.

В странах Европейского союза конфиденциальность информации регулируется с помощью ряда соглашений и директив, таких как директива ЕС 95/46/ЕС, 2002/58/ЕС и ETS 108, ETS 181, ETS 185, ETS 189.

Так, конвенция «О преступности в сфере компьютерной информации» (ETS N 185 ) направлена на сдерживание, в том числе, действий направленных против конфиденциальности компьютерных данных и компьютерных сетей, систем. Согласно данной конвенции для противодействия преступлениям против конфиденциальности доступности и целостности компьютерных данных и систем каждая сторона принимает законодательные и иные меры, необходимые для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовного преступления согласно её внутригосударственному праву:

Согласно конвенции «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (ETS N 108 ) стороны должны соблюдать секретность или конфиденциальность при обработке персональных данных, а также в отношении информации сопровождающей ходатайство о помощи .

Директива «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» (N 95/46/ЕС ) затрагивает вопрос конфиденциальности в своей области. Согласно данной директиве, «оператор» - физическое или юридическое лицо, государственный орган, агентство или любой другой орган, который самостоятельно или совместно с другими определяет цели и способы обработки персональных данных; когда цели и способы обработки определены законодательством или подзаконными актами на национальном уровне или уровне Сообщества, оператор или конкретные критерии его назначения могут быть установлены национальным законодательством или законодательством Сообщества. А «обработчик» - это физическое или юридическое лицо, государственный орган, агентство или любой другой орган, который обрабатывает персональные данные от имени оператора. Для обеспечения конфиденциальности, любое лицо, действующее под руководством оператора или обработчика, включая самого обработчика, которое имеет доступ к персональным данным, не может их обрабатывать, кроме как по поручению оператора, если оно не обязано это делать по закону .

Согласно дополнению к директиве N 95/46/EC , директива 2002/58/ЕС , конфиденциальность относительно обработки персональных данных и защите частной жизни в электронном коммуникационном секторе заключается в запрете просмотра, записи или хранения, а также других способах вмешательства или наблюдения за сообщениями и относящего к ним данным по трафику, осуществляемые лицами или другими пользователями без согласия самого пользователя .

В англо-американской традиции различают два основных вида конфиденциальности: добровольную (privacy) и принудительную (secrecy). (См. Эдвард Шилз - The Torment of Secrecy: The Background & Consequences Of American Security Policies (Chicago: Dee 1956) В первом случае имеются в виду прерогативы личности, во втором случае имеется в виду информация для служебного пользования, доступная ограниченному кругу официальных лиц фирмы, корпорации, государственного органа, общественной или политической организации. Хотя privacy и secrecy схожи по значению, на практике они обычно противоречат друг другу: усиление secrecy ведёт к нарушению и уменьшению privacy. В тоталитарных и авторитарных государствах под конфиденциальностью, как правило, имеется в виду только secrecy.

Конфиденциальность в России

На данный момент в российском законодательстве чёткого определения понятия «конфиденциальная информация» нет. В утратившем силу федеральном законе № 24 «Об информации, информатизации и защите информации» говорится, что конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Действующий ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее «Об информации») термина «конфиденциальная информация» не содержит. Однако, он описывает понятие «конфиденциальности». «Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя». Согласно этому же закону «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» .

В Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» к сведениям конфиденциального характера относят:

Таким образом, в Российской Федерации конфиденциальность определяется как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенным сведениям (сообщениям, данным) независимо от формы их представления, требование не передавать их третьим лицам, без согласия лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Выше был приведен список сведений которые относят к конфиденциальным. Но закон «Об информации» разрешает обладателю информации наделять её статусом конфиденциальности самостоятельно. Поэтому, список в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» является примерным .

Конфиденциальность в различных областях

Понятие конфиденциальности используется практически во всех областях, как в коммерческих структурах, так и государственных. Когда речь заходит о конфиденциальности на предприятиях, то чаще всего имеется в виду коммерческая или государственная тайна.

Конфиденциальность - обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого (в общем случае, от делового партнера, от участника переговоров, собеседника), или в общем случае ограничение её распространения кругом лиц, о которых испытуемый был заранее извещен .

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации .

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Принятие решений, что относить к коммерческой тайне лежит на лице занимающимся предпринимательской деятельностью, однако есть перечень сведений, на которые подобный режим не может быть наложен:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Основные меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые её обладателем, включают:

В психологии конфиденциальность - это одно из основных прав испытуемого. Информация получаемая при обследовании или эксперименте не должна быть доступной третьим лицам в том случае, если это может смутить испытуемого или причинить ему вред. Кроме того, использование полученной информации ограничивается научными целями, о чём испытуемому нужно сообщить до получения информированного согласия .

В процессе психологического исследования вопрос конфиденциальности затрагивается во время сбора данных и помещения их на хранение, а также при обнародовании результатов.

В подобных случаях конфиденциальность обеспечивается путём использования кодов вместо имен, или же если речь идет об обнародовании информации, то изменением имен и опускание географической информации .

В аудиторской деятельности конфиденциальность является профессиональным этическим принципом.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени .

Конфиденциальность в Интернете - вопрос наиболее сложно регулируемый, так как сохранность данных зависит в основном от него самого и от того, как, какую и в каком количестве информацию он предоставляет. Конфиденциальность в этой области регулируется в основном политикой конфиденциальности, которая прописывается на сайтах. В политике объясняется, какие данные о вас собираются на сайте, каким образом они используются, разглашаются и защищаются, а также каким образом можно изменить и удалить эти данные. Однако подобные описания встречаются не на всех сайтах.

Возможности обмена информацией в интернете стремительно развиваются. Так, при посещении, настройки учетной записи, совершении покупок через Интернет, регистрации, принятии участия в опросах, загрузки программного обеспечения собирается личная информация.

Предприятия используют эту информацию для совершения транзакции, чтобы запомнить ваши предпочтения, предложить персонализированное содержимое, сделать специальное предложение или сэкономить ваше время.

Транзакции, такие как регистрация на получение услуги или покупка товаров, связаны с вами, например, с помощью адреса доставки или номера кредитной карты. Однако в большинстве случаев предприятия собирают данные, которые не позволяют идентифицировать вас по имени. На сайтах отслеживается, какие веб-страницы вы посещаете, а также щелчки мышью, но не ваша личная информация .

Обычно, подобная информация нигде не публикуется, но с точки зрения закона гарантий нет. Однако, законодательные органы ведут работу в этом направлении. Так в марте 2013 года Советом федерации была одобрена поправка о запрете публикации в Интернете информации о несовершеннолетних жертвах преступлений .

См. также

Примечания

  1. Ефремов Алексей. Понятия и виды конфиденциальной информации
  2. Совет Европы. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS N 185)
  3. Совет Европы. Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера(ETS N 108)
  4. Европейский союз. Директива N 95/46/ЕС Европейского парламента и совета о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных
  5. Европейский союз. Директива N 2002/58/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС в отношении обработки персональных данных и хащиты конфиденциальности в секторе электронных средств связи (директива о конфиденциальности в секторе электронных средств связи

В соответствии с указом президента РФ 1997 г. № 188

Виды: 1) Персональные данные (Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленном федеральными законами случаях)

2) Служебная тайна (Федерации и федеральными законами. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской)

3) Профессиональная тайна (Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и так далее).

4) Тайна следствия и судопроизводства

5) Коммерческая тайна (Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами)

6) Сведения о сущностиизобретения (Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них).

8. Защита персональных данных (пд)

Статья 3. Основные понятия , используемые в настоящем Федеральном законе

Персональные данные (ПД) - любая информация , относящаясяк определенному или определяемому на основании такой информации физическомулицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Состав персональных данных (для идентификации физического лица):

    фамилия , имя , а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

    дата и месторождения ;

    место жительства (регистрации);

    место пребывания ;

    сведения о документе , удостоверяющемличность (наименование, серия и номер, орган выдавший документ, дата выдачи документа).

(Письмо Банка России от 28 ноября 2001 г. № 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»).

    сведения , ставшие известнымиработникуорганаЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния.

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов :

1) законностицелей и способовобработки ПД и добросовестности;

2) соответствияцелейобработки персональных данных целям , заранее определенным и заявленным при сборе ПД, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых ПД , способовобработки персональных данных целямобработки ПД;

4) достоверности ПД, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимостиобъединения созданных для несовм-х м/усобой целей БД ИСПД.

2. Хранение ПД д осущ-ся в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. УсловияобработкиПД

1. Обработка ПД может осуществляться операторомссогласиясубъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях :

1) обработка ПД осуществляется на основании ФЗ , устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка ПДосуществляется в целях исполнения договора , одной из сторон которого является субъектПД ;

3) обработка ПДосуществляется для статистических или иных научныхцелей при условии обязательного обезличивания ПД;

4) обработка ПДнеобходима для защиты жизни , здоровья или иных жизненно важных интересовсубъектаПД , если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка ПД необходима для доставки почт-х отправлений организациями почт.связи, для осуществления опер-ми связи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка ПДосуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта ПД;

7) осуществляется обработка ПД, подлежащих опубликованию в соответствии с ФЗ , в том числе ПДлиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, ПДкандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае,еслиоператор на основании договора поручает обработку ПД другому лицу, существенным условием договора является обязанностьобеспечения указанным лицом конфиденциальности ПДи безопасности ПДпри их обработке.

Статья 7. КонфиденциальностьПД

1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к ПД, должнаобеспечиватьсяконфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обеспечение конфиденциальности ПДне требуется :

1) в случае обезличивания ПД;

2) в отношении общедоступных ПД.

Статья 8. ОбщедоступныеисточникиПД

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники ПД(в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники ПДс письменного согласия субъекта ПДмогут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

2. Сведения о субъекте ПДмогут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных потребованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Говоря о защите какой-либо информации, следует прежде всего выяснить, к какой категории она относится. Существует следующая классификация тайн по шести категориям:

государственная тайна,

коммерческая тайна,

банковская тайна,

профессиональная тайна,

служебная тайна,

персональные данные.

Слово "конфиденциальный" происходит от латинского confidentia - доверие и в современном русском языке означает "доверительный, не подлежащий огласке, секретный. Слово "секрет" заимствовано из французского secret - "тайна". В знаменитом словаре В. Даля также названы аналогичные значения: "конфиденциальная" - "откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная"; "тайна" - "кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое".

Таким образом, точки зрения этимологии можно сделать вывод о равнозначности понятий конфиденциальная информация, тайна и секрет.

Однако понятие тайны в правовой науке не полностью совпадает с понятием конфиденциальной информации, так как тайна означает ещё и правовой режим информации. В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об информации..." и ст. 2 ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но не всегда информация с ограниченным доступом является документированной, например сведения, составляющие личную и семейную тайну, не обязательно зафиксированы на материальном носителе.

При анализе видов конфиденциальной информации возникают большие сложности, связанные с противоречивостью и недостатками отечественного законодательства. Согласно п. 2 ст. 10 ФЗ "Об информации...", документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Наиболее важными являются сведения, относящиеся к государственной тайне. В Законе "О государственной тайне" дано следующее определение: "государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В законодательстве предусматривается наличие различного рода сведений, не содержащих гостайну, которые также охраняются законом. Так, охраняется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, личная и семейная тайна (ст.23 Конституции РФ). Кроме того, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24).

Подлежащую защите информацию можно сгруппировать по следующим основаниям:

собственники информации;

области (сферы) деятельности, в которых используется информация;

лица и организации, на которых возложена защита данной информации.

Ту же информацию, подлежащую защите можно классифицировать по трем признакам:

по принадлежности,

по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа),

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть:

органы государственной власти и образуемые ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны);

юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т.п.);

граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. Согласно ст.8 Закона РФ "О государственной тайне", устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

"особой важности",

"совершенно секретно",

"секретно".

Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст. 8 Закона РФ "О государственной тайне", использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Конфиденциальная информация бывает двух видов: подлежащая обязательной защите и не подлежащая. Обязательность защиты определяется собственником информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Так, в Законе говорится, что конфиденциальная информация государственных органов подлежит обязательной защите.

Указом Президента вводится шесть категорий конфиденциальной информации:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Служебная информация

В Гражданском кодексе РФ дается следующее определение служебной информации: "Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности".

В "Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 1233 от 3 ноября 1994г.) вводится понятие служебной информации ограниченного распространения: "несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью". В государственных структурах еще может быть информация, имеющая политическую или иную ценность. Поскольку к служебной тайне она не относится, ей также необходимо присваивать гриф "для служебного пользования", применяемый в органах исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), циркулирующая в обществе информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. Законом также установлено, что ограничения на доступ к информации устанавливаются только федеральными законами (ч. 2 ст. 5).

Закон об информации подразделяет информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения (ст. 5):

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.

Сведения, относящиеся к государственно тайне

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 01.12.2007).

Конфиденциальная информация и ее виды

Определение понятия «конфиденциальность информации» дает Закон об информации: «конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя».

Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005). К ней относятся:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Персональные данные , в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т.ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Указанным Законом установлен порядок обработки персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (гл. 14), согласно которому работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 18.07.2006), в ст. 12 которого говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан.

Тайна следствия и судопроизводства. Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации: «Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается» (ч. 1, 3 ст. 161).

Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, влечет уголовную ответственность.

Служебные сведения ограниченного доступа (служебная тайна). Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005) определяет служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» установлен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти относит к служебной информации ограниченного распространения несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Положением установлено, что на документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Положение также определяет порядок изготовления, учета документов ограниченного распространения и организации их документооборота.

■ Сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др. Порядок обращения и порядок доступа к информации, составляющей различные виды профессиональной тайны, регламентируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в определенных сферах деятельности. Например, Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. 24.07.2007, с изм. от 03.12.2007) содержит ст. 8 «Адвокатская тайна», в которой установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (в ред. от 18.10.2007) устанавливают: «Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия» (ст. 5).

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. от 18.10.2007) установлено, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных Законом (ч. 1, 2 ст. 61 «Врачебная тайна»).

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25.03.1998 № 30 «О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну» установлен комплекс организационных мер по обеспечению защиты информации, составляющей врачебную тайну.

Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. от 26.06.2007) содержит положения, направленные на защиту тайны связи, – тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Тайна связи не подлежит разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям (ст. 15).

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 138) влечет уголовную ответственность.

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничивается (коммерческая тайна). Определение коммерческой тайны приведено в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 139) и Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 24.07.2007). Закон трактует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3).

Закон «О коммерческой тайне» устанавливает виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну. Это информация, содержащаяся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащаяся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест и др. (ст. 5).

Данный Закон устанавливает меры организационного характера, обеспечивающие защиту документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. В том числе законом установлен гриф ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну, – «Коммерческая тайна».

■ Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них, в соответствии с Указом Президента РФ 06.03.1997 № 188, также являются конфиденциальной информацией. Меры по защите такого рода информации установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 4).

В.Ф. Янковая,
канд. ист. наук, зам. директора ВНИИДАД

Понятие «конфиденциальная информация» стало неотъемлемой частью российской юридической лексики. В настоящий момент оно используется в нескольких сотнях нормативных правовых актов Российской Федерации. Не отстают от законодателя и правоприменители: все чаще в различных договорах можно встретить целые разделы или даже отдельные соглашения о конфиденциальности. Широкое распространение получило включение положений о запрете на распространение сведений конфиденциального характера в трудовых договорах.

Тем не менее, до сих пор в законодательстве не содержится четкого определения понятия «конфиденциальная информация». Ранее такое определение содержалось в ст. 2 утратившего силу ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону «конфиденциальная информация -- документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации». Данное определение в несколько измененном виде по - прежнему находит свое применение в актах органов государственной власти Российской Федерации.

Действующий ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определение понятия «конфиденциальная информация» не содержит. Однако данное определение может быть получено на основании анализа его норм.

Согласно п 1 ст. 2 указанного закона информация -- это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В п. 7 той же статьи сказано, что конфиденциальность информации -- обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Таким образом, конфиденциальная информация -- это сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их правообладателя.

Перечень сведений конфиденциального характера содержится в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Согласно данному указу к сведениям конфиденциального характера относятся:

· персональные данные;

· сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119 - ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· служебная тайна;

· врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений;

· коммерческая тайна;

· сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что данный перечень не может рассматриваться как закрытый. Действующий ФЗ «Об информации» не требует принятия нормативных актов Президента или правительства для дальнейшего развития понятия «конфиденциальная информация». Более того, закон позволяет обладателю информации самостоятельно решать вопрос о наделении ее статусом конфиденциальной. Поэтому перечень следует рассматривать как примерный.

Данный вывод имеет очень важное практическое значение. Возможность самостоятельного определения статуса информации позволяет ее обладателю вырабатывать способы ее защиты от несанкционированного доступа, использования и распространения, а также предусматривать меры гражданско - правовой ответственности в случае совершения указанных действий. Особое значение вышеназванный вывод имеет для хозяйственных обществ. Как известно, в соответствии с п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса РФ участники хозяйственных обществ обязаны не разглашать конфиденциальную информацию.

К сожалению, данная норма не получила своего развития в ФЗ «Об акционерных обществах», который вообще не упоминает о такой обязанности акционеров. Поэтому до сих пор в науке нет единого мнения о том, о какой конфиденциальной информации идет речь. Ряд авторов полагают, что обязанность не разглашать конфиденциальную информацию распространяется только на конфиденциальные сведения, подпадающие под режим коммерческой тайны.

В настоящее время нет четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Определенные попытки такой классификации предприняты учеными. А. И. Алексенцев предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

§ собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать);

§ области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны;

§ на кого возложена защита данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение).(11, С.92)

А.А.Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.(22, С.254)

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемый ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т. п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной. Следует отметить, что использование понятий “владелец”, “собственник” в отношении информации содержится в ФЗ “Об информации…”, Законе РФ “О государственной тайне” и ряде других нормативных актов. Это использование, равно как и признание информации в качестве объекта вещных прав и, в том числе права собственности, установленное вышеназванными актами, вызывает большую критику среди ученых и в определенной мере противоречит ГК, так как согласно ст. 128 ГК, информация не относится к вещам. Эта проблема уже освещалась автором, и необходимо признать, что целесообразнее все - таки отказаться от использования вещных прав в отношении информации, а поэтому правильнее говорить об обладателе, как это указано в ст. 139 ГК РФ, а не владельце, пользователе или собственнике информации. В дальнейшем понятия “владелец”, “пользователь” или “собственник” будут применятся только в случае цитирования закона или мнения какого - либо исследователя.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. Согласно ст. 8 Закона РФ “О государственной тайне”, устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”. Интересно, что в США и ряде стран НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством - “конфиденциально (confidential)”, “секретно (secret)”, “совершенно секретно (top secret)”. Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст. 8 Закона РФ “О государственной тайне”, использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.(21, С.148)

Следует отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов. Рассмотрим наиболее существенные из них.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О государственной тайне”, государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Как отмечает А. И. Алексенцев, термин “распространение” в данном случае является слишком неопределенным. (11, С.96)

Распространение может быть не только несанкционированным, но и разрешенным, оно может нанести ущерб, а может и не нанести. Этот критерий констатирует возможные последствия распространения сведений, т. е. исходит из обратного, тогда как по логике, скорее следовало бы назвать преимущества, получаемые от того, что сведения находятся в тайне.

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что в настоящее время видами конфиденциальной информации являются государственная, коммерческая, личная и семейная, служебная и профессиональная тайна, которая, в свою очередь, имеет ряд разновидностей. При этом правовой режим большинства из названных тайн полностью не разработан, а между отдельными документами существуют серьезные противоречия, которые необходимо устранить.