Игумения Антония (Аносова). Крест игумении антонии Крест игумении Антонии

Беседовала Юлия Алексеева

20 лет назад в Свято – Никольском Черноостровском женском монастыре (Калужская епархия) приняла монашеский постриг нынешняя игумения Свято-Петропавловского женского монастыря матушка Антония (Кочубей).

Уже более 13 лет она руководит женской монашеской обителью на Хабаровской земле.

Для многих из нас матушка является истинным примером самоотверженной любви к Богу и к людям, примером неуклонного следования заповедям Христовым, образцом духовного преуспеяния.

В этот день мы желаем ей всесильной помощи Божией, здравия и спасения, а святой обители – дальнейшего процветания и благоукрашения!

Матушка Антония поделилась своими воспоминаниями, начиная с первых шагов в качества монастырской послушницы до нынешних лет, когда она стала управлять Свято-Петропавловской обителью.

СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ Я ДЕЛЮСЬ С КАЖДЫМ ИЗ ВАС…

Матушка я прошу прошения, что вот так ворвалась в спокойную жизнь монастыря с диктофонами, фотографами…

Да, для меня общение с журналистами это необычайный труд, поэтому делаю я это крайне редко. Не смотря на то, что я десять лет работала внештатным экскурсоводом. Москва, Подмосковье, древнерусские города. Вроде бы, я научилась общаться с людьми, видеть их глаза, видеть их настроение, но все то, что мне не надо - этот артистический талант экскурсовода, это неестественное состояние - Господь у меня забрал, и я очень этому рада. А дал Он мне совсем иное... Однако повторюсь, общение с журналистами для меня это всегда сложности.

А как же о передачи своего опыта всем нам, Вашим духовным чадам?

Почему же, я люблю это рассказывать и с радостью рассказываю, не пытаюсь ничего спрятать, но в достаточно узком кругу, с теми, кому это интересно, сестрам например. Потому, что действительно прожита интересная жизнь, и начиналась она в одном историческом состояние нашей России, а заканчивается совсем в иной эпохе.

Матушка, а вы знаете, как этот, казалось бы, для Вас узкий круг, на самом деле широк, и сколько людей ждут рассказа от Вас.

Дай-то Бог!

-Матушка, по Вашему мнению, с чего начинается Родина?

Для меня Родина начинается с осознания того, что я - русский человек. Что я являюсь хранителем веры наших отцов и дедов. Что я родилась в Православной стране, которая имеет тысячелетнюю историю. Однажды архимандрит Ефрем, игумен Ватопетского монастыря, что на святой горе Афон, в своем выступлении сказал, обращаясь к русской аудитории: «Вы богаты не нефтью, не газом, не ископаемыми, Вы богаты Православием!». И это чудно, это чудная оценка, духовно возрождающейся России.

А где ваша Родина?

Сейчас для меня Родина - это мой родной край, Дальний восток. Все это очень трогательно для меня. А вообще Родина – будет любое место, где благословит меня Господь нести свое монашеское служение.

Матушка, но все-таки Вы не хабаровчанка?

Не нужно забегать вперед. Вообще, я догадывалась, что вопросы будут откровенными, и мне нужно будет рассказать о всей моей жизни, всю ночь я провела в воспоминаниях. Ответы на все твои вопросы у меня конечно уже готовы - это вся моя жизнь. И этой жизнью я делюсь с каждым из вас, буквально с раннего детства начинается мой рассказ.

А какая у Вас жизнь была до монастыря?

Жизнь моя до монастыря была яркой, интересной, активной, можно сказать, очень счастливой. Но ровно до того момента, когда моя душа услышала зов Божий и не откликнуться на него она не смогла. Поэтому, оставив все, презрев красивые перспективы в личной жизни, я устремилась всей своей душой туда - куда звал меня Господь.

Многие из монашествующих говорят о некоем призыве. Что это? Душа рвется из плоти, голос с небес, видение, что это такое?

Дело все в том, что когда мы говорим о Боге, у нас нет какого-то одностороннего ощущения, только физического предположим, или только душевного. Ты превращаешься в единую частичку, частичку ведомую, неделимую. Нет такого состояния, при котором твоя душа справа, а вся твоя плоть слева – все едино. И вот это единое устремляется за Господом.

Матушка, какие самые яркие впечатления остались у Вас в памяти из раннего детства?

Услышав сейчас этот вопрос, в моем сознании пронесся целый калейдоскоп воспоминаний и ярких образов. Здесь с одной стороны и отдых с родителями на Кавказе и в Крыму, самая большая елка в стране в Доме союзов и многое другое. А с другой стороны, моя дорогая бабуленька, мамина мама, которая водила меня с сестренкой, в храм Всех Святых на Соколе на причастие. Понятно, что делалось это тайно от папы, который говорил, обращаясь к бабушке: «Мама, не портите мне детей!». Может быть поэтому в возрасте 30 лет моя рука тянулась к Евангелию, которое стояло в книжном шкафу, и это Евангелие до сих пор находится рядом со мной. Моя бабуля умерла в 53 году, это был очень дорогой и близкий мне человек. Мои родители много работали, папа работал днем и ночью. Мама тоже постоянно на службе. До вечера центром моей жизни в плане постоянного общения была моя бабуля.

В памяти всплывает откровенный разговор с папой, я тогда была уже взрослой, и он мне открылся: «А знаешь, сколько лет мне потребовалось на то, чтобы я перестал перед сном крестить свою подушку?» Папочка в свое время пел на клиросе. Вера была у нас в крови, и поэтому отказаться от нее было очень сложно.

А почему нужно было отказаться?

Потому, что этого требовал партийный билет и занимаемая должность. Поэтому, он постоянно повторял бабуле: «Мама, не портите мне детей»! А у нее дома был уголочек, в котором она молилась. Утром и вечером, да и, наверное, днем, когда мы уходили в школу, в детский сад. Это был глубоко верующий человек. Когда я спрашивала у своего духовника схиархимандрита Михаила: «Батюшка, как я пришла к такой духовной жизни и почему именно я?». На что он отвечал: «Значит, кто-то из молитвенников идет впереди вас». Я не сомневаюсь, что одной из молитвенниц была моя бабуленька.

Матушка, простите, но по отношению к своим родителям есть понимание, прощение того образа жизни. Вы можете их оправдать, почему так было, почему был таков выбор, почему надо было вообще выбирать?

Что касается мамы, очень интересная история произошла. Мамочка уже ушла из жизни, будучи монахиней Свято – Никольского Черноостровского монастыря. В один из дней, когда я по послушанию выехала из того же монастыря в Москву, не успев закончить все монастырские дела в городе, игуменья меня благословила переночевать в семейной квартире, в ней уже к тому времени никто не жил. Но все наши вещи, все то, что мне было так дорого оставалось пока там. Я взялась перебирать мамины документы и мне попадается мамочкина записная книжечка, я начинаю ее листать. На меня нахлынули воспоминания. Пролистав ее до конца, я читаю - «Тропарь Святителю Николаю». Я была просто в тот момент убита наповал, родная моя мамочка, а ведь она работала тогда в Главзарубежстрое. И я поняла, что мамочка не прекращала свое общение с Богом никогда, но, дабы не помешать папе, его карьере, она молилась сама, тайно.

Матушка, когда приезжала Ваша подруга Нина, мы с ней успели пообщаться, и она рассказала о Вашей маме, она была строгой монахиней.

Мама была вообще очень глубоким человеком, духовно и душевно. Ей Господь дал все. Когда мама познакомилась с отцом Михаилом, он называл ее не иначе, как моя царица. «Она ведь не пришла к Богу, она ворвалась к Богу», говорит отец Михаил. Вот, пожалуй, можно больше ничего не говорить, вот это ее характеристика - удивительная.

Расскажите еще о Вашей семье.

В семье царила любовь, внимание, забота друг о друге. В праздничные дни наш дом посещало много гостей, это были очень интересные люди. Мы с сестрёнкой Аллочкой очень любили своих родителей и называли их не иначе, как папочка и мамочка.

Мой муж преподаватель архитектурного института. Мы любили собираться вместе с друзьями и уезжать на выходные дни по старорусским городам: Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Ферапонтов монастырь. Что собой представляли эти святыни в 60-е годы прошлого века представить трудно. Это и птицы, залетающие в разрушенные храмы, парящие под сводами. Если бы я снимала кино о духовной жизни того времени, обязательно за кадром звучала бы музыка Бетховена. Но, как замирало мое сердце, и трепетала душа, глядя на фрески знаменитых мастеров иконописцев. На какое-то время рождение дочери изменило нашу жизнь. Но долго на месте сидеть мы не могли: лыжи, коньки, загородные прогулки, посещение большого зала консерватории им. П. И. Чайковского. Поездки в Киев, Ригу Среднюю Азию. Вот такая красочная, насыщенная была моя жизнь, одним словом калейдоскоп.

МОНАШЕСТВО - ЭТО СЧАСТЬЕ.

Первая мысль о монашестве…

Это был 1982 год, открываю газету «Известия» читаю, «...совет министров СССР передает Русской Православной Церкви Свято-Данилов монастырь...». Больше не помню ни одной фразы, но этот заголовок отпечатался в моей памяти на всю жизнь. Далее в одном из самых популярных и читаемых журналов «Наука и жизнь» маленькая заметочка об открытие монастыря в Шамордино. Этими двумя событиями Господь уже расставил свои «вешки» на моем пути. Почему я обратила внимание, почему так врезалось мне все это в память? Все родные перебираются жить за границу, можно сказать, что я тоже сидела на чемоданах, и именно в это время мама знакомиться с нашим будущим духовником из Троице-Сергиевой Лавры схиархимандритом Михаилом. Это знакомство перевернуло всю нашу жизнь. Вообще 80 –е годы, это годы, когда Господь пролил столько благодати на нашу страну. Такие яркие события - празднование 1000-летия Крещения Руси, открытие монастырей, храмов, все это создавало особую обстановку духовного подъема.

В это же время, рядом с моим домом открывается храм Архистратига Михаила, 17 век, бывшая монументальная мастерская Советского Союза. На наших глазах засов был сломан, двери распахнуты, и мы вошли в этот черный изнутри храм. Там было очень много всевозможных элементов, металлических скульптур. И вот, засучив рукава, мы начали все отмывать, оттирать, выносить, и за эту помощь нам Господь такой благодатью платил. Я забыла обо всем, забыла о своей сестре, которая тоже один из самых дорогих моих, самых близких людей. Я забыла о своем муже, который уехал, но ждал меня в другой стране, я забыла о дочери. Бог и я, более никого – вот в ЭТОМ моя жизнь того времени.

А правильно ли это по отношению к близким?

Сердцу не прикажешь.

Ну да матушка, не прикажешь…

Все мое устремление было таким. Ну, конечно, я не могу сказать, что совсем вычеркнула моих родных из жизни, нет. Мы общались, все созванивались, но вот этой скорби, которая должная быть, когда ты расстаешься с самым дорогим что есть в твоей жизни, этого у меня не было.

Может это и был тот призыв, о котором мы начали говорить?

Да, но призыв к чему, к Богу? Да! К Богу мне нужно было сначала приблизиться, а потом уже….Ты понимаешь, мы сейчас говорим о том, как все это было в моей жизни, и как мудро Господь все сам расстанавливал.

Абсолютно не ломая Вас, все ведь было очень гармонично?

В том то и дело (улыбается). Только Господь может так нашей жизнью управлять.

А тем временем, я уже не шла, тихо и спокойно, я бежала к Богу. В течение восьми лет мы отдыхали в Прибалтике, в городе Друскининкай. В этом городе был удивительный деревянный храм, в котором служил русский священник протоиерей Владимир. Тогда я мало чего понимала, но в этом храме мне было очень хорошо, всегда такое чувство заботы, спокойствия, теплоты, словно невидимые руки меня обнимали. В последствии все стало понятно - храм был очень «намолен», и это помогало душе, которая в общем-то только–только начала знакомиться с Богом, вошла в Его Дом и такие ощущения испытывала. Нам с мамой отец Владимир уделял особое внимание. Аллочка сестра, она со своим чадом и мое чадо, были в стороне, они ездили на велосипедах, гуляли, я тоже этого не гнушалась, но, тем не менее, только мы с мамочкой заходили в храм, батюшка давал нам читать литературу. Его библиотека состояла из книг, напечатанных на машинке им самим. Конечно, тогда я окунулась в такие события и переживания. Все это и есть преддверие моей монашеской жизни.

Вам самой не было страшно так менять свою жизнь? Отвечать на этот призыв?

Нет. Этот духовный вихрь восьмидесятых охватил нас всех, наверное, подобного состояния пережить больше невозможно. В моей ситуации выбор был сделан совершенно неожиданно и не мной. Отец Михаил благословил нас с мамой поездить по монастырям. В 1992 году батюшка благословляет нас посетить вновь открывшийся после безбожного лихолетья Свято-Никольский Черноостровской монастырь в Малом Ярославце, монастырь открылся 5 октября, а 20 октября мы приехали с мамой «попаломничать». Настоятельницей монастыря была инокиня Ефрасия, в будущем игуменья Николая, в то время мы с матушкой уже познакомились. Она приезжала к нам домой, в московскую квартиру. Окончательный выбор был сделан - остаемся в монастыре. Этот решительный шаг сделан по молитвам нашего духовника, а также благодаря примеру моей родной бабуленьки. Часто вижу ее молящейся о всех нас.

Матушка, ну как же не страшно, не могу понять: так и сразу?

Дело в том, что все, что с нами происходило, все было не по нашей воле. Такое впечатление, что Господь нас взял на руки и понес, и несет до сих пор.

Как Ваше решение далось Вашей семье, друзьям, коллегам?

Для членов моей семьи это была трагедия. Что касается друзей, то Господь и здесь все исправил, как будто отсек всех лишних людей, на смену которым пришли уже друзья-единомышленники. Может быть, многие из тех «старых друзей» до сих пор и не знают, где я и что со мной. А мои коллеги, с которыми я проработала 27 лет, не знали о моем монашестве, я скрывала это, пока не оказалась на Дальнем Востоке. Увиделись мы с ними на одной из православных московских ярмарок. Совершенно случайно, правда у Бога, случайностей не бывает. Я просто ведь тогда исчезла из жизни и все, сошла с той арены, на которой находилась 27 лет. Так что наша дружба по-прежнему продолжается, только приобрела совсем другие ценности.

Матушка, а где Вы работали?

Конструкторское бюро по железобетону им. Якушева при Госстрои РСФСР

А кем Вы работали?

Последняя моя должность - руководитель группы архитекторов, это отдел, который занимался разработкой и проектированием сейсмических зданий. Наша серия строилась во многих городах Советского Союза, вот и пришлось бывать и в Грузии, и в Армении, и в Молдавии, и в Средней Азии.

- А интересно было?

Моя профессия? Я была вся в моей работе. И вообще, чем бы я ни занималась в жизни, мне всегда было все очень интересно, и я всегда всю себя отдавала любимому делу.

Хорошо, ну мне не понятно, что ТАМ ЕСТЬ ТАКОГО? удивительного в этом монашестве? Почему все нужно было бросить?

В одном патерике я однажды прочитала примерно следующее: «Если бы люди знали, какое это блаженство – быть монахом и какое блаженство ждет монаха, если он будет достоин Царства Небесного, то все пошли бы в монахи. Но если бы люди знали, какая духовная брань, какие искушения и скорби ждут монаха, – не пошел бы никто…». Монашество – это счастье.

ХАБАРОВСКАЯ ЗЕМЛЯ.

«…все-таки давайте, вон ту, в телогрейке…»

Хорошо, а как тогда Вы оказались в Хабаровске?

Скажу кратко, но емко по благословению.

Так далеко уехать…

Два часа ночи, стучится ко мне в келию сестра и говорит, что матушка игуменья приглашает меня к телефону. Я встаю, беру трубку, а она сообщает мне, что владыка Калужский и Боровский Климент благословил меня игуменьей в Хабаровск. Какова была моя реакция, спросишь ты?

Ну да матушка, интересно знать.

Проплакала до утра. Но это были первые и последние слезы. Молитва и благословение сделали свое дело. Но страха, все же, не было.

Это владыка Марк (тогда Хабаровский и Приамурский), Вас позвал?

Да? (удивленно) Скажи, а откуда такая информация, что именно он меня позвал? (улыбается)

- Ну, в народе так говорят, наши хабаровчане. Что владыка присматривал опытную монахиню в наш строящийся монастырь и заметил Вас.

Ну, хорошо. Владыка Марк был частым гостем в нашем монастыре, Цель его была - обратиться к игуменье с просьбой дать сестру для монастыря в Хабаровске. Ему нравился устав Черноостровского монастыря, матушкин подход по воспитанию сестер. Вот сначала владыка познакомился с одной сестрой, которую матушка предложила, потом с другой. А затем она меня вызывает и говорит: «Приехал владыка Марк, покажи и расскажи ему о здании детского приюта». Оно было у нас тогда на стадии строительства. «Ну, хорошо», - думаю я. - «Владыка и владыка»-, к нам тогда столько владык приезжало, веду, рассказываю. И потом, уже спустя годы, будучи на хабаровской земле, владыка кому-то из гостей в моем присутствии рассказывал, как он озвучил свой выбор матушке: «Нет матушка, все-таки давайте, вон ту в телогрейке и указывает на меня!».

Матушка, а как вас приняли сестры?

Очень радушно, я сразу почувствовала, что приехала в семью.

Вы приехали и увидели, что ничего особо нет, на краю земли, в Хабаровском крае, среди лесов?

Вспоминаю эту картину, заходим в старый корпус, впереди владыка ступает своими двух метровыми шагами. Открывает келию, одну, вторую, третью. Проводит в трапезную, на кухне открывает шкафчики, а там, как в журнале - полотенчики один к одному, чистота, порядок. Келии для меня на том этапе - это были номера четырехзвездочной гостиницы, все это очень поразило. И я тогда про себя подумала: «Да, вот это место для спасения, да это курорт». Но Господь поругаем, не бывает, когда я приехала, температура была +14 градусов. Прошло недели три, и вот ударил мороз, подул ветер с озера. Температура в келии всего +6 , пришлось надевать тулупы, заматывать голову платком, на ноги валенки и вот в таком виде мы спали. Потому что иначе никак.

Матушка, а когда Вы поняли, что это Ваш дом и рядом родные люди?

При первой встрече с сестрами, это тоже невозможно передать, почувствовала, что я в семье. Такая радость, такое тепло. Вообще, прейдя в монастырь, я оценила, что такое «жить на земле», когда выйдя из корпуса, ты оказываешься именно на земле, а не спускаешься с третьего или с девятого этажа. И какое-то время я целовала землю. Я поняла, чего мы лишены, забираясь в эти коробки. В Хабаровске я увидела тайгу, озеро, эти сопки, этот строящийся храм - поистине чудо. Эта девственная природа вокруг монастыря. Это было незабываемо, мы стали единым целым с этой землей.

БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ, КОТОРАЯ ВСЕ ПОКРЫВАЕТ…

Кто оказал духовное влияние на Ваше становление?

Это было очень много людей, во-первых мой духовник схиархим. Михаил, тайная монахиня, с которой мы оказались рядом в храме, она в семидесятые годы, окормлялась тоже у батюшки. Это были отцы храма архистратига Михаила, сосем молодые выпускники МДА, с ними мы до сих пор дружны. Конечно это и отец Владимир в Прибалтике.

А еще в моей жизни была интересная встреча, которая очень дорога мне, я расскажу эту историю, пусть она имеет жизнь, пусть живет…

Протоиерей Владимир попросил меня сотворить святую милость, недалеко от моего дома в Москве, жил удивительный человек, он тяжело болел и был совершенно одинок. Я познакомилась с этим человеком, в прошлом это бывший зав. кафедрой марксизма-ленинизма института им. Мориса Тореза. Поскольку он был онкологически болен, и уже на той стадии, когда трудно самому передвигаться, я покупала ему продукты, ухаживала за ним. Для меня это пример поистине подвижнической жизни. Когда жена узнала, что у него рак, она покинула его, сын уже взрослый и имел свою семью. Этот человек принял монашеский постриг с именем Иринарх. Как он пришел к Богу, не знаю. Монах Иринарх был очень деятельным, но в связи с болезнью, движения были ограниченны. И он начинает нести по благословению послушание - плести четки в очень больших количествах, еще он вышивал параманные кресты, схимы и отправлял все это за рубеж. Он был знаком с русской игуменьей монастыря, который находился в Риме. Вот туда он и отправлял все свои изделия. Матушка приезжала в Россию, получала благословения от Патриарха Пимена и по его же благословению привозила духовную литературу из Италии, прежде всего - Евангелие. А в Москве у монаха Иринарха забирала все то, что он им приготовил. Каким образом все это в то время перевозилось через границу, я не знаю. Вот такая удивительно-пронзительная история. Кроме того, монахом Иринархом была открыта первая воскресная школа в Москве, и он преподавал в ней. Жизнь этого человека была полностью переосмыслена, только представить зав. кафедрой марксизма – ленинизма, и вдруг так круто меняется его жизнь. Вот один из тех людей, которые приняли участия в моей жизни.

Ваш первый монастырь, где Вы приняли постриг, расскажите о нем?

Я пришла в монастырь уже полностью сформировавшимся человеком, добившись многого в жизни, достаточно высоко себя оценивающей. В монастыре я столкнулась с тем, что должна была сказать самой себе: «Ты - никто и ничто». В моем сознании должно было полностью измениться отношение к самой себе.

Что больше всего приносило скорби?

Это и приносило больше всего скорби, мнение о себе, уверенность в себе, приходилось все это ломать, было очень больно. До сих пор не могу без слез вспоминать, это крушение себя. Вот ты часто у меня спрашиваешь о монашеском призыве и благодати, которую дает Господь монашествующим. Я тебе расскажу об этом. Когда мы с мамочкой пришли в монастырь, а это девяностые годы, ты правильно подметила, в каком состояние находилась тогда наша страна? Все помнят, рассказывать особо не нужно. Мы немного задержались в Москве, заканчивали все свои дела. Однажды нам звонит матушка Николая и просит приехать помочь разобрать яблоки и капусту, это была чудесная осень, теплая, красивая, мы приехали помочь и больше в мир не вернулись. А потом наступила зима, тогда зима была не такая теплая, как сейчас в Москве, а все -32 градуса. Что собой представлял наш монастырь - 11 разрушенных зданий, самый криминогенный уголок города, воры, наркоманы, все там было. До этого на его территории проживало 140 семей, они занимали все: и игуменский корпус, и келейный, все. Это был город в городе. Нас в монастыре 19 сестер, одна комнатка на всех, так как ничего больше не было, спали все вместе. Да и сном это назвать сложно, какой это был сон. А послушания наши, помню, кто-то пожертвовал нам целую машину древесины – липы, а каждое бревно огромное, тяжелое. Вот нас будят среди ночи, и мы все идем разгружать эту машину, сами сестры, никто нам не помогал. Да еще и подгоняли, чтобы быстрее таскали, машину-то отпускать нужно. Воду сами носили, бидонами, а они - то пустые тяжеленые, а с водой вообще не поднять. За водой ходили к источнику, не рядом с монастырем, монастырь на пригорке, а источник внизу, вот мы скатимся с горки, а наверх уже катим эти бидоны, на «раз, два, три», потому, как тяжёлые очень, одной не возможно, и так по многу-многу раз в день. Мешки с мукой таскали, да не такие как сейчас, а большие килограмм по пятьдесят, взвалишь себе на спину и тащишь, мамочка моя тогда очень переживала и говорила: «Людочка, ты надорвешься, аккуратнее». Матушка Николая ее за это строго спрашивала, потому, как какая в монастыре Людочка. Все сестры были городские жительницы, москвички, с Грузии даже были, все пришли из совсем иной жизни. Но никто не плакал, никто не уходил, все терпели. Мы в те минуты действительно ощущали себя сестрами, самыми родными на земле. Господь такую благодать давал за труды, что ничего не страшно, ни холод, ни голод, ни тяжести таскать - ничего, вот моя родная, что такое благодать. Когда несешь этот мешок муки на плечах, а на душе ангелы поют и радостно на сердце, и плакать хочется от этой радости, вот что такое благодать.

Однажды меня матушка благословила спать одной в просфорне, там еще тоже все было разрушено, холодно, темно, я трусихой была, да и сейчас трусиха, мышей боюсь ужасно, а тогда среди ночи по мне крысы бегали. А я лежу шелохнуться боюсь, вот моя радость, что такое благодать Божия, которая все покрывает. Молитву я тогда сразу и выучила «Да воскреснет Бог», ей и спасалась.

А что тогда представлял собой город Малый Ярославец, это как раз тот самый известный 101 км, куда выселяли из Москвы, тунеядцев, воров поэтому можно себе представить, что за публика была в городе. Нас не понимали местные жители, отворачивали головы, не признавали совершенно. В Обнинске, это соседний городок, вышла статья в газете под заголовком - «В Малоярославце появились женщины в черном, кто они?».

– Матушка, Ваш монастырь единственный на Хабаровской земле. Наверное, в этом тоже какой-то Промысл Божий…

Да, несомненно, в этом виден Промысел Божий. Человеческое желание было открыть на этом месте мужской монастырь, а Божие Произволение иным.

ИГУМЕНСКИЙ КРЕСТ.

Игуменский крест, каков он? В чем его тяжесть?

Это постоянное распинание себя. Игуменский крест, действительно тяжелый. Теперь я понимаю, для чего мне дан был тот нелегкий опыт борьбы со своей гордостью и самостью. Этот опыт пригодился в воспитание сестер нашего монастыря. Прп. Амвросий Оптинский советовал своей духовной дочери-игуменьи: «Мысленно вставай перед каждой сестрой на колени».

Как мать забывает о себе при рождении младенца, так и мне часто приходится забывать о себе, неся этот крест. А как же иначе ведь игуменство - это то же материнство. Это надежда на волю Божию и уверенность, что Он никогда не взвалит на человека ношу не по силам. Это полная самоотверженность. А главное - это постоянная молитва за своих детей.

А о чем еще молится игуменья монастыря?

О чем только не бывают игуменские молитвы: и о сестрах, и о страждующих, и о болящих, и о строительстве монастыря, и о благодетелях, и о священноначалии, и о духовенстве,

Многие мирские люди думают, что монастырь - это тишина, покой и созерцание. В каком ритме живет сегодня Ваш монастырь?

Будучи еще в Свято-Никольском монастыре, матушка Николая говорила: «Сестры, нам с вами нужно обитель строить, а молиться будет следующие поколение». Но Господь судил так, что и монастырь отстроили, и молитва идет. В нашем случае монастырь строится. И о какой тишине, покое, созерцание может идти речь? Вот почему отстроенный сестринский корпус – одно из главных строений монастыря – позволит перейти к новой для нас келейной молитве.

Вы говорите, что приходится преодолевать много трудностей, искушений. Не было ли у Вас сомнений по поводу выбранного Вами монашеского пути?

Этот путь для меня единственный и окончательный выбор.

Матушка, а у Вас есть любимицы? Вот у Господа был любимый ученик Иоанн Богослов…

Мне дороги все сестры одинаково. В качестве примера возьмем семью, Какие разные дети могут быть у родителей. Один послушный, с лёгким характером, смиренный, отзывчивый. А другой – замкнутый, самолюбивый, непослушный. Но мать любит всех своих детей, но за второго ее сердце болит особенно.

Матушка, монастырь это не только стены, это, прежде всего люди, сестры, как складываются отношения между ними? Какие бывают сложности?

Сестры, которых собрал Господь, имеют разное воспитание, образование, привычки, характеры. И вот всех нас Господь поселил в общежитии. Как вы думаете, сколько времени потребуется для того, чтобы сестры привыкли друг к другу, чтобы младшие научились уважать старших, прислушиваться к ним. Чтобы сестры научились терпеть друг друга, заботиться друг о друге, – постижение всех этих добродетелей и есть сложности. Потребуются годы, чтобы научиться всему этому.

Существует представление, что монахи уходят от мира в монастырь. В Вашем монастыре не чувствуется, что Вы ушли от мира. К Вам много людей приходит, звонят, все хотят получить благословение, совет. Вас это не тяготит, не устаете?

Монахи не от мира уходят и не от скорбей, а от греха. В любом современном монастыре, как, к примеру, в Ватопедстком на святой горе Афон, братия ежедневно принимает по 150 паломников, но духовная их жизнь от этого не страдает. Что касается нашей обители - да, приходится людям уделять немало времени. Но говорить об усталости и о том, что меня этого отягощает - не имею права, так как монашеский путь – это путь самопожертвования и самоотречения.

А часто бывает возможность побыть одному, и вообще нуждаетесь ли Вы в одиночестве в тишине? Ведь человеку необходимо побыть одному, в тишине, собраться, подтянуться, вглядеться в себя. Вы слышали когда-нибудь тишину? Знаете, что это такое - тишина?

Е сть очень дорогие часы в сутках – вечерние часы, когда я могу остаться одна в келии и помолиться. А тишину мы слышали всем монастырем, когда остались на полуострове, окруженном водой, во время паводков в этом году – одни сестры. Какая была тишина… Господь нам дал прочувствовать эту тишину. Это было незабываемое время.

Что Вы считаете своим главным достижением?

Слово достижение слишком гордо звучит. О каком достижении можно вести речь. Что я могу без Его воли. Я лишь частично научилась видеть руку Господа во всем, Его Благой промысел в нашей жизни.

Какую добродетель Вы цените выше всех или выше всего?

Доброту душевную.

Ваше любимое слово?

Как Вам кажется, а какого цвета Православие?

Наверное, голубого.

Что вы называете внутренней улыбкой?

Состояние после принятия Святых Христовых Таин.

Монах должен постоянно думать о смерти, Вы часто о ней думаете?

Как говорят святые отцы, монах должен каждый день умирать. Но моя многозаботливость, многопопечительность по роду послушания не дает возможности уделять этому вопросу должное внимания. Правда, каждый день, во время чина прощения, отводиться три минуты, когда прекращается чтение молитв и монастырь замирает, думая о смертном часе.

Как бы Вы хотели умереть?

Слово «хочу» в монашеском лексиконе отсутствует. Как Господь благословит, так и будет...

Самое счастливое время, это когда…

Самое счастливое время для меня – это монашеский постриг. Я в срачице, закрытая мантиями сестер – монахинь, распинаясь, ползу к амвону, чтобы получить свой крест

Матушка, Вы прожили большую, трудную, но удивительно красивую жизнь. Обращаясь к Вашему и духовному, и жизненному опыту, который огромен, скажите, пожалуйста, что является важнейшим для спасения человеческой души? Каков залог счастливой, если так можно выразиться, христианской жизни?

Без оглядки вверить себя Богу.

Радостное и знаменательное событие для Клина православного - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на клинской земле. 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, он совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастырь в селе Акатово.

Слух о том, что в Акатово приедет Патриарх, быстро распространился по приходам, и потому с самого раннего утра 6 декабря многие устремились в обитель. Правда, попасть туда оказалось не так просто: дорогу перекрыли сотрудники ДПС, пропуская только машины со спецпропусками. Тем, у кого их не было, пришлось оставить личные машины у пансионата "Чайковский" и добираться до монастыря маршруткой, которая в этот день курсировала между пансионатом и обителью. Перед входом на территорию монастыря - досмотр сотрудниками полиции, но я, бы сказала, очень деликатный, если это слово вообще здесь уместно. И видеокамеру, и фотоаппарат нам оставили, узнав, что на видеосъемку получено благословение настоятельницы. Из наших попутчиков, кстати, никто не возмущался предпринятыми мерами безопасности, понимая, что статус ожидаемого гостя того требует.

Ранним утром на фоне еще темного сумеречного неба белый храм с изящной колокольней выглядел как-то по-домашнему уютно. Не было никакой суеты ни снаружи, ни внутри. Горели свечи, пели сестры обители, шел чин великого освящения храма. Восстановление храма и реставрационные работы завершились. Храм, в котором три придела: центральный престол освящен в честь святого князя Александра Невского, северный придел - в честь святителя Николая Чудотворца, южный придел - в честь святого великомученика Пантелеимона, встречал гостей во всей красе. Те, кто оказались здесь впервые, любовались иконостасами, росписями, паникадилом. Тот, кто был свидетелем запустения, когда-то царившем на этом святом месте, удивлялся: "Если бы кто-нибудь мне сказал, что здесь будет такая красота, я бы не поверила, - говорит Татьяна. - Я видела, какая разруха здесь была, когда закрыли пионерский лагерь, который здесь находился". А настоятельница матушка Антония вспоминала первую зиму в Акатово: маленькая община, десять сестер; трескучие морозы, никакого отопления; спали в одежде, укрывшись матрасами, но молитву не оставляли. И Господь помог. Сейчас в монастыре несут послушание около 30 насельниц.

История монастыря началась в 1889 году с женской общины, устроенной купцом крестьянского происхождения Фёдором Осиповичем Захаровым в его имении в память об отмене крепостного права и во имя святого покровителя царя Александра I, святого благоверного князя Александра Невского. В 1890 г. община была официально зарегистрирована Святейшим Синодом, а в 1899 преобразована в Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь. В 1910-х гг. в монастыре насчитывалось 150 сестёр и 10 монахинь. После революции монастырь сначала был преобразован в сельскохозяйственную коммуну, а позже закрыт и разорен. Некоторые монахини были арестованы и расстреляны. В советские годы на территории монастыря находился санаторий НКВД, а потом пионерский лагерь. В 2000 году по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монастырь стал подворьем Заиконоспасского монастыря. Началось его восстановление. В обитель была возвращена святыня - икона Божией Матери "Скоропослушница". 29 мая 2013 года Священный Синод постановил преобразовать подворье в ставропигиальный монастырь.

Позже, в своем первосвятительском слове, Патриарх скажет: "Может быть, по молитвам сестер, может быть, по молитвам монахинь, которых когда-то разогнали с этого места, а последнюю настоятельницу обители предали казни, насколько я помню, ее звали Олимпиада. Может быть, по молитвам тех, может быть, по молитвам нынешних, но Господь дал возможность процвести этому месту. Как слово, сказанное еще в Ветхом Завете: Процвела еси бесплодная языческая немощная церковь. Вот так процвело и это место бесплодное и немощное, разрушенное и поруганное. И разве тогда, когда разгоняли монахинь первой обители, они могли представить, что когда-то здесь снова будет монастырская жизнь, и будет слава Божия пребывать на этом месте?"

Большинство приехавших в этот день на службу мечтали увидеть Патриарха как говорится вживую, помолится вместе с ним, получить благословение. А потому его появления ждали с нетерпением и встретили с радостью. Лица сразу как-то просветлели. Патриаршее богослужение отличается особой торжественностью и красотой.

Но мне больше всего понравилось, что московские гости, отвечающие за организацию, постарались, чтобы всем было максимально удобно: многочисленным представителям прессы подсказали лучшие позиции для фото- и видеосъемок, а детям отвели лучшие места, где им никто не мешал с интересом наблюдать за происходящим.


Там же стояли и высокие гости: руководитель Администрации губернатора Московской области М. А. Чекунова, глава администрации Клинского муниципального района А. Н. Постригань, глава сельского поселения Нудольское Клинского района Н. В.Антонов, начальник Управления культуры Клинского района Е. Б. Уманская. Вообще, такого количества гостей в монастыре, наверно, не было никогда. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Дмитровский Феофилакт, епископ Солнечногорский Сергий, наместник Заиконоспасского ставропигиального монастыря архимандрит Петр (Афанасьев), священники Троице-Сергиевой лавры. За Литургией также молились настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского Акатова монастыря монахиня Антония (Минина), насельницы и прихожане обители. От некоторых клинских храмов приехали целые делегации.

Настоятель Успенского храма в Демьяново протоиерей Олег Денисюк участвовал в богослужении. Почти в полном составе были и прихожане храма в честь Архангела Михаила с. Поджигородово во главе со своим настоятелем священником Владимиром Калуцким. На вопрос, какое впечатление произвело на него патриаршее богослужение, он ответил: "Впечатление как когда-то у наших послов в Византии: мы не знаем, где были - на небе или на земле…"

Кстати, для матушки Антонии этот день стал значимым вдвойне: она была возведена в сан игумении и получила из рук Патриарха игуменский жезл.

Безусловно, одним из ярких моментов богослужения стала проповедь Патриарха. В этот раз она была посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Мы знаем, что личность этого святого очень близка Патриарху: еще будучи митрополитом, он представлял этого героя на проекте "Имя России" и считает, что его жизнь - пример того, как надо служить Богу.

В дар монастырю Патриарх вручил Казанскую икону Божией Матери,

а сестры подарили Первоиерарху икону святого Александра Невского со словами: "Ваше Святейшество, мы желаем Вам много сил духовных на Вашем очень трудном пути, который Господь Вам дал. Мы внимательно смотрим, следим, где Вы служите - то там, то здесь, во всех уголках страны: сегодня на севере, завтра на юге. Удивляемся, сопереживаем и молимся. Сестры сами писали икону Александра Невского, и они говорили, что молились ему, чтобы святой благоверный князь был молитвенником нашего Святейшего Патриарха. Многая Вам лета!"

Всем, кто участвовал в богослужении, на память об этом событии были подарены небольшие иконки Александра Невского.

Но на этом визит не закончился. После трапезы Святейшему Патриарху Кириллу показали будущие школьные классы, где скоро начнут учиться дети, и фотографии, запечатлевшие состояние разрухи, в котором это здание было передано обители. Сейчас ремонт почти закончен, осталось укомплектовать классы мебелью. Школа рассчитана на 160 человек. "Сегодня возвращение школе воспитательной функции - это государственная задача. Церковные школы должны дать пример, как это можно делать", - отметил Предстоятель Русской Церкви, и рассказал об опыте Смоленской епархии в сфере образования. Патриарха сопровождали игумения Антония (Минина), руководитель Администрации губернатора Московской области М.А.Чекунова и глава администрации Клинского района А.Н.Постригань, который пообещал выделить автобус, чтобы возить детей в школу.

***

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в Троицком Александро-Невском ставропигиальном монастыре в Акатово

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Антония! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня действительно особый день. Может быть, по молитвам тех монахинь, которых когда-то изгнали из этого места, а последнюю настоятельницу предали казни - насколько я помню, ее звали Олимпиада, - может быть, по их молитвам, а может, по молитвам нынешних насельниц Господь дал возможность процвести этому месту. Разве тогда, когда разгоняли монахинь первой обители, они могли себе представить, что когда-то здесь снова будет монастырская жизнь и слава Божия будет пребывать на этом месте? Все совершается по воле Божией - и скорби, и страдания, потому что наши скорби, наши страдания и даже наша смерть - всё это ничто пред лицом Божиим. Это всё временные человеческие немощи, потому что пред лицом Божиим - вечность, которая объемлет миры, нам неизвестные, которая объемлет всё, где и есть полнота жизни. А потому наши жизненные трудности, которые иногда отнимают столько сил, требуют большого напряжения, сопровождаются внутренними переживаниями - всё это лишь мгновения пред лицом Божиим. Но даже и к этим трудностям Господь снисходит. Мы просим Его помочь нам в наших трудностях - бытовых или связанных с нашим здоровьем, нашей работой, нашими семейными отношениями, - и Бог даже к этим нашим человеческим немощам и слабостям снисходит, чтобы наполнить нас силой. Какова же любовь Божия, каково же Его всемогущество, что, объемля всю вселенную видимую и невидимую, познаваемую человеческим разумом и не познаваемую, Он имеет отношение к каждому человеку, к каждой душе и слышит те сигналы бедствия, которые посылает Ему наша душа через молитву!

Иногда эти сигналы такие слабые, что заглушаются многими обстоятельствами нашей жизни. Каждый знает, что даже в храме мы не можем надолго оставаться в молитвенном напряжении, потому что не хватает сил, а ум уходит в сторону, далеко за пределы храма. Перед мысленным взором возникают образы из нашей жизни, наша память воскрешает проблемы, которые перед нами стоят, и мы нередко уходим мыслью далеко от Бога. Но в какой-то момент Господь дает нам силы сосредоточиться, сконцентрироваться, и когда мы просим Его, Он слышит и этот слабый сигнал. Поэтому нет ничего удивительного, что на этом месте процвела Церковь, наполненная силой благодати Святого Духа, - потому что молились сестры и, может быть, многие другие, и так оно и произошло.

Я хотел бы выразить особую благодарность отцу Петру, который положил много сил для того, чтобы здесь было создано вначале Патриаршее подворье, чтобы собрались сестры, чтобы началась работа по воссозданию монастырской жизни. Думаю, что сегодня праздник и для отца Петра с братией, и для матушки Антонии с сестрами.

Ну, а день сегодня особенный: исполняется 750 лет со дня блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского, которому посвящен главный храм нашего Свято-Троицкого Александро-Невского женского ставропигиального монастыря в Акатово в Клинском районе. Замечательная юбилейная дата - сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг - великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но, самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку для того, чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем - смирение и самоуничижение. Для того чтобы остановить еще более страшную, чем с Запада, агрессию с Востока, нужно было доказать хану, что он ему не враг. И когда хан посылает в Новгород сборщиков податей и новгородцы их убивают, Александр понимает, что страна Русская на грани гибели, потому что нет сил остановить новое нашествие Орды, и нужно сделать все для того, чтобы этого нашествия не было. И он наказывает жестоко тех, кто убил сборщиков податей. Кто он в глазах новгородцев? Жалкий предатель. Наверное, многие говорили: "Ради своей выгоды, чтобы удержаться на княжеском престоле, он предает Родину, предает свой народ". Тяжелейшие испытания выпали на долю святого Александра Невского!

Кстати, в истории подобные испытания выдержали и другие. Это и царь-страстотерпец Николай II, и Святейший Патриарх Тихон, и особенно Святейший Патриарх Сергий, которого обвиняли в предательстве Церкви, но который делал все для того, чтобы Церковь сохранилась. Для него безразлично было, как о нем будут впоследствии вспоминать. Для него было главным сохранить Церковь от полного уничтожения, что и было сделано. И довел Святейший Патриарх Сергий корабль нашей Церкви до судьбоносного 1943 года, когда под тяжестью суровых обстоятельств войны, стремясь поднять патриотическое чувство, верховная власть страны приняла решение остановить гонения на Церковь. Что было бы с нами, если бы не этот подвиг святителя Сергия, Патриарха Московского и всея Руси? Наверное, ко временам свободы ничего бы не осталось от Русской Церкви, и на нашей земле сегодня процветали бы секты, еретические сообщества - кто бы только ни заполонил землю Русскую, не будь здесь на страже Русская Православная Церковь!

Мы неслучайно вспоминаем о тех, кто продолжил и кто повторил подвиг святого благоверного князя Александра, потому что подвиг его жизни открывает нам смысл того, что значит служить Богу. Служение Богу предполагает чистоту совести. Если человек живет по совести, по совести поступает, если молится Господу и призывает Его силу и Его помощь, то он, даже совершая дела непопулярные и непонятные для других, является на самом деле орудием Божиего промысла.

Вот таким был святой благоверный князь Александр Невский. И сразу после его смерти - такой ранней, такой странной (многие считают, что он был отравлен, когда в последний раз посетил Орду, потому что смерть наступила неожиданно) - народ прославил его имя. Все осознали великую роль благоверного князя не только в истории северо-запада страны нашей, но и в истории всей Святой Руси, и потому князь и был вскоре причислен к лику святых. Церковь же в лице тогдашнего митрополита всея Руси Кирилла, духовного наставника святого благоверного князя, всегда прозревала смысл его жертвенного подвижнического служения. Дивные слова святителя Кирилла в память о святом благоверном князе сохранили для нас летописи, и мы знаем, какова была признательность Церкви и всего народа святому благоверному князю за подвиг его жизни.

В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2), посвященном его памяти, мы находим такие слова: "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов" . Святой благоверный князь принял на себя тяготы других людей, принял в свое сердце тяготу всей Руси. Он поставил своей задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил. И потому в день 750-летия со дня его блаженной кончины мы прославляем его как великого Божиего угодника и молимся ему, чтобы он был нашим ходатаем и предстателем пред Богом за всю историческую Русь - а это значит за Россию, Украину, Беларусь и другие страны, которые связаны с нами великой силой Православия. Мы молимся ему также и о державе Российской, чтобы Господь защитил и оградил ее от врагов видимых и невидимых.

Сегодня особое торжество в Санкт-Петербурге - в Александро-Невской лавре, у его цельбоносных мощей, празднуется эта замечательная годовщина. И я обращаюсь сегодня и к петербуржцам, и ко всем тем, кто собрался в Петербурге, и ко всем тем, кто собрался здесь, в Акатово, в храме святого Александра Невского, с призывом помнить всегда великий подвиг благоверного князя и обращаться к нему с горячими молитвами, чтобы он был предстателем и молитвенником за землю нашу. Аминь.


Фото: Галина Акулова

Из истории святости: монастырский уклад на Руси. Часть 1

Отмечая юбилей Крещения Руси, мы обращаемся к тем особенным дарам духовной жизни, которые восприняли восточно-славянские народы в крещальной купели. Одним из таких небесных дарований стала подвижническая жизнь русских святых. В домонгольскую эпоху в чине святых были прославлены страстотерпцы, благоверные князья и княгини, священноиерархи, преподобные монахи. Именно их было наибольшее число среди древних русских святых. Поэтому сегодня мы расскажем об истории монашества на Руси.


Из истории святости: монастырский уклад на Руси. Часть 2
Автор: игумен Тихон (Полянский)
Обычно уже на стадии строительства монастырь огораживался стеной. Деревянная, а потом каменная ограда, отделявшая монастырь от мира, делала его похожим на особенный город или духовную крепость. Место, где располагался монастырь, выбиралось не случайно. В учет принимались соображения безопасности, поэтому традиционно монастырь строился на холме при устье ручья, впадающего в речку, либо в месте слияния двух рек, на островах или берегах озера.


Годы гонений на Клинской земле
Автор: Игумен Тихон (Полянский)
Сегодня становятся вновь известными имена и подвиги святых страдальцев. В лике новомучеников и исповедников прославлены пастыри, иноки и послушники, проходившие свое служение в обителях и храмах Клинского благочиния.
Подвиг мученичества и исповедничества, после девяти столетий истории Русской Церкви - случай скорее исключительный. Претерпеть мученичество и страдания, по масштабам не уступающие, если не превосходящие известные в римскую эпоху гонения на христиан, стало уделом большинства русских святых XX века. Сегодня наше общество только начинает осознавать величие Голгофы, на которую взошли те люди, которых П.Д. Корин назвал "Русью уходящей". Но эта Святая Русь не была "уходящей" в далекое прошлое, как того хотели ее гонители и палачи



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь

Акатово. Лес и в самом деле будто окатил-окутал эту местность, где расположился Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь. У этой обители нет уходящей в глубину веков древнейшей истории, как нет величественных архитектурных комплексов и колокольни, подпирающей небо. Возможно, нет и других составляющих, которые отсылали бы нас к привычной уверенности в том, что наше историческое и культурное наследие находится здесь. Но не будем мыслить штампами.

Нам, живущим ныне, может показаться странным даже само основание обители. В ознаменование славного события - падения крепостного права - один из освобожденных крестьян выкупает у помещицы землю с целью устроения сестринской общины для молитв за государя-императора Александра II. Так не по повелению княжеской воли, не на месте явления чудотворного образа появляется обитель - боголюбивый человек устраивает место для молитвы, и из сестричества вырастает значительный монастырь, в котором подвизается около 200 насельниц.

Обитель стала возрастать после того, как настоятель Афонского подворья в Москве старец Аристоклий (ныне прославленный в лике Московских святых) благословил вновь устраиваемый монастырь иконой Божией матери «Скоропослушница».

Сам отец Аристоклий очень почитал этот образ Божией Матери, прославленный многочисленными чудесами на Святой Горе Афон. Тогда, в XIX веке, для храмов России и домов богомольцев афонские монахи делали многочисленные копии афонских икон, почитаемых образов Божией Матери. Ведь Афон - это удел Пресвятой Богородицы, Царица Небесная избрала это место для Своей проповеди. В XIX веке на Святой Горе сложилась целая иконописная школа, названная позднеафонской. Чудотворные списки почитались в России не менее первообразов. Их приносили в дома больных и страждующих. Так, однажды старец Аристоклий принес икону Божией Матери «Скоропослушница» в дом больной девочки Веры, и она получила помощь Богородицы. Именно этот образ Божией Матери отец Аристоклий преподнесет в дар недавно открытому монастырю в Акатове, а девочка Вера, впоследствии посвятившая свою жизнь служению людям и Богу, станет в этой самой обители матушкой Олимпиадой - последней настоятельницей перед закрытием в ХХ веке Троицкого Александро-Невского женского монастыря.

Много сил суждено было положить ей на устройство любимой обители, чтобы потом пережить и закрытие монастыря, претерпеть ссылку и гонения, потерю и обретение ставшего родным образа Божией Матери «Скоропослушница». Перед ним в нескончаемых молитвах пройдут годы жизни матушки Олимпиады.

К ее памяти бережно относятся нынешние сестры Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в Акатове. Они, как и первые насельницы, прибыли сюда на пустое место. Новейшая история монастыря начинается датой 16 января 2006 года. В тот год зима была с сильными морозами. Жить было, практически, негде. Вместе все ютились в маленькой комнатушке.

- Но нам так хотелось подвигов. Мы всему были рады. И многие трудности нас не пугали. Мы ели одну мороженую картошку. Но ведь все было по-монашески. Сразу началась молитва. Она нас всех и согревала, - вспоминает игумения Антония (Минина), настоятельница монастыря.

Чем только ни была Свято-Троицкая Александро-Невская обитель со времени закрытия! И складом, и санаторием, и, наконец, пионерским лагерем. В советские годы здесь произошло все то же, что и в многочисленных монастырях нашего Отечества: соборы взорвали, стены порушили… То, что осталось от когда-то процветавшей обители, было передано Русской Православной Церкви.

25 июня 2007 года монастырю был возвращен почитаемый образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Сестры с матушкой Антонией (Мининой) во главе крестным ходом встречали у святых врат обители свою родную, такую долгожданную «Скоропослушницу», радуясь и удивляясь тому, что Матерь Божия благоволила вернуться в тот же день, в который первоначально икона была принесена в монастырь с Афона более ста лет назад. После смерти матушки Олимпиады икона находилась в Крестовоздвиженском храме с. Свердлово Конаковского района Тверской области, куда была передана по благословению игумении.

Каким Вы сегодня видите Акатово? - спрашиваем мы матушку Антонию.

Нужно, чтобы все здесь было в радость, без уныния. У приходящих в монастырь должно появляться ощущение, что это - наш общий дом. Мы, конечно, желаем и надеемся что-то сделать для Бога, для себя, своих душ и для других людей, которые приходят к нам помолиться. Здесь можно подумать о вечности, отдохнуть душой.

Но отдых тут только для приезжих богомольцев, которые в выходные дни оставляют Москву и едут в Акатово. Монастырское хозяйство большое: действует швейная мастерская, есть пекарня, молочный цех, летом прибавляются многочисленные огороды. Картошка в обители своя. Еще в самом начале возрождения у обители появился коровник.

- Сестры все делают сами. Мы сами расписывали храм. Благословили - надо делать, сила благословения велика. Все сестры поют на клиросе, учатся на катехизических курсах. Наместник Заиконоспасского монастыря архимандрит Петр подал нам мысль: чтобы люди узнавали о монастыре, надо печь хлеб. И мы устроили пекарню. Стали летом собирать, растущий в этих местах хмель и на собственной бездрожжевой закваске замешивать тесто. И к нам за хлебом, действительно, начали приезжать люди. Человек приедет хлебушек купить, а потом и в храм зайдет , - рассказывает матушка Антония.

Акатовский хлеб вкусный и пользуется большой популярностью у местных жителей. Он очень долго не черствеет. Так же, как и акатовские куличи, сделанные по-монастырскому рецепту на всем своем, монастырском. В хорошем качестве хлеба, сливочного масло, молока и творога мы убедились сами.

- В монастыре можно всему научиться, это наши университеты , - говорит нам послушница Татиана, которая подвизается в обители около девяти лет. Она старший трапезник, между делом учит нас готовить «архиерейский суп» из акатовских продуктов. - Из других не получится такого вкуса , - уверяет Татьяна.

Возьмем на себя смелость и порекомендуем вам собраться и съездить в Акатово, это удивительное место, где еще видна необходимость стройки, восстановления территории и многого другого. Дорога занимает чуть более часа. За святыми вратами паломников встречает храм в древнерусском стиле с многочисленными кокошниками. Рядом с храмом - православная гимназия для девочек. Пока в ней всего двадцать воспитанниц, но ведь это только начало.

Очень часто о монастырях говорят, что это особый мир, мир иных людей. Именно это, наверное, когда-то давно, сто лет назад, почувствовали такие же обычные люди, как мы с вами, и стали послушницами обители. Три из них в безбожный период истории нашего Отечества были брошены в землю Бутовского полигона и теперь предстоят за нынешних сестер у Престола Божия, молятся, мы верим, в Небесном Иерусалиме и за всех тех, кто сегодня приезжает в Акатово, в Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь.

Окатил, окутал лес это местечко, куда приезжают, чтобы помолиться, услышать тишину, побыть наедине с собой, купить вкусного хлеба или научиться готовить «архиерейский суп». Монастырь с нестандартной историей, где подвигов ищут до сих пор и многое из мечтаний уже воплощено в жизнь.

Зачастую современные люди считают, что в монастырь уходят из-за несчастной любви, из-за какой-либо трагедии в жизни, по бедности, по болезни и т. п. Вероятно, такие случаи встречаются, но это исключения.

К монашеству стремятся люди жизнерадостные, вполне благополучные в прошлой мирской жизни, образованные.

Кто-то даже пошутил: «Ну, к вам в монастырь без высшего образования и не попадешь!»

Как же так? По мирским понятиям, образованный человек губит свою карьеру, уходя в монастырь, будто попадая в тюрьму. «Бедные, у вас же совершенно никакой свободы, сидите в четырех стенах, словно заключенные!» – вот что приходится часто слышать. Но свобода ли в миру? По мысли прп. Антония Великого, именно мирские люди несвободны, поскольку являются рабами своих страстей, а истинная свобода состоит в том, чтобы научиться управлять своими желаниями и не следовать им, – чему и учатся в монастыре.

Часто именно образованные или обеспеченные люди, начиная воцерковляться, вдруг обнаруживают свою зависимость (и духовную, и физическую) от так называемых «благ цивилизации», которые по сути своей не «блага», а зло, убивающее душу. Имея престижную профессию, неожиданно понимаешь, что то, чем занимаешься, – пустота…

Когда человек учится быть православным, он сталкивается с вечностью, а современная жизнь исключительно временна, сиюминутна… Кроме того, слово «православный» в нашем сознании неизменно связано со словом «русский», а в современной России «русским» быть вроде как и стыдно, настолько заполонила и покорила нас западная цивилизация. Приходя в монастырь, мы заново учимся быть русскими, сознательно отгораживаясь от лишней информации, развлечений, опустошающих душу.

Какова же цель монашеской жизни? Конечно, спасение! Каким образом? Путем трудного преодоления в себе себялюбия и эгоизма, благодаря послушанию – этой главной монастырской науке, – и с надеждой на помощь Божию. Без послушания монашества не существует. По учению святых отцов, новоначальные должны сперва учиться послушанию, а затем молитве. Именно послушание старшим помогает обрести свободу от желаний самолюбивого сердца, от «Я хочу».

Конечно же, высшее образование и в монастыре пригодится: был бухгалтером – станешь казначеем, был музыкантом – станешь регентом, был художником – станешь иконописцем… Но – не сразу! В нашей обители, по благословению Матушки и духовника, сначала все проходят коровник и трапезу, то есть получают «монастырское образование», чтобы сбить «интеллигентскую спесь» и, делая непривычное доселе, освободиться от так называемого «я могу!» и «я умею!».

Надо сказать, что, даже имея какое-то постоянное послушание, сестры несут и другие – это помогает научиться ценить чужой труд и быть всегда готовым помочь сестре. У нас небольшая обитель, около 30 человек, и мы стремимся научиться жить одной духовной семьей – это то, к чему нас непрестанно побуждает наш духовник, говоря: «Учитесь любить друг друга, учитесь не бояться друг друга!» Физический труд у нас разделен на всех, каждый старается по силам – и старшие, и младшие. Нет различия между монахиней и новенькой сестрой – все трудятся наравне, это устраняет официальность в отношениях.

Очень важную роль в нашей жизни играет час общих послушаний – когда все сестры во главе с Матушкой, независимо от основного послушания, собираются вместе, чтобы прополоть огород, окапать деревьев, убрать урожай или почистить снег. То, что один человек делал бы несколько дней, вместе можно сделать за час.

Клирос в нашей обители является постоянным общим послушанием – поют все, кто может, независимо от способностей, которые, вообще-то, есть у всех. Присутствуя на клиросе, легче всего научиться разбираться в церковном Уставе, молитва становится осмысленной.

Часто говорят: «Я не умею петь, и никогда не научусь!». Это неверно. Слух есть у всех, просто надо его развивать. У многих «непоющих» раскрываются певческие способности, даже таланты.

То же можно сказать и о таланте художественном. Когда шла роспись храма, в ней участвовали практически все сестры – кто фон раскрашивал, кто полотенца рисовал, кто орнаменты. А теперь, когда роспись кончена, желающие просто рисуют – творчество помогает справиться с унынием.

Часто сталкиваешься с вопросом мирских людей: «Бедненькие девочки, вы такие молодые, зачем же свою жизнь в монастыре губите? Ведь столько развлечений, пожили бы еще в свое удовольствие!» Что сказать на это? Когда попадаешь в монастырь, то открываешь для себя жизнь буквально заново, и все мирские «сладости» кажутся пресными и пустыми по сравнению с этой, настоящей жизнью. Верно подметил один из бывших институтских преподавателей наших сестер: «По-моему, это у нас, мирян, серые будни, а у вас – полноценная яркая жизнь!»

Одна паломница, прожив у нас несколько дней, с удивлением сказала: «Мне говорили, что монастырь – это чуть ли не казарма с дедовщиной, а у вас тут почти как институт благородных девиц – все поют, рисуют, да и общаетесь вы по-человечески».

Безусловно, пение и рисование – это таланты, дарованные Богом почти всем, но даже если этого нет, – у каждого человека заложен талант любить, который нужно развивать всю жизнь, и совершенства редко кто достигает. Монастырское общежитие направлено именно на развитие таланта любви к ближнему, недаром поет Царь Давид: «Се, что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132, 1). Приходя из мира, который устроен по закону «Я и всё для меня», очень сложно перестроить свое самолюбивое и эгоистичное сердце на любовь, даже хотя бы интерес к кому-то, кроме себя, Тут-то и начинаешь учиться молиться – без помощи Божией себя не одолеть. Так молитва становится неотъемлемой частью нашей жизни, а обязательное общее монашеское правило – не просто затверженными словами и перебиранием чёток, а искренней мольбой о помощи и помиловании.

Именно живя в монастыре, многие из нас начинают воцерковляться, детство-то было далеко от Церкви, почти все пришли к вере уже в сознательном возрасте. Для того чтобы быть православным, надо знать, что такое Православие, что такое Церковь – для этого священники проводят с нами занятия по Катихизису, отвечают на все вопросы. Бывает, что Матушка благословляет кому-либо из сестер подготовить тему и выступить с «докладом». Так, недавно мы изучали вычисление Пасхалии – «вруцелето».

Неотъемлемой частью жизни сестер уже несколько лет является сезонный лагерь для девочек, приезжающих на каникулы. В монастыре они приобщаются к молитве, поя на клиросе с сестрами, и к труду – помогая на всех послушаниях, – и в коровнике, и на трапезе, и в пекарне, и в храме. Опыт подсказывает, что эти городские девочки, не расстающиеся с телефоном и интернетом, с удовольствием (правда, не сразу) втягиваются в нашу «деревенскую» жизнь, учатся доить, печь хлеб, полоть грядки и т. п. Конечно, не оставлям мы их и без развлечений – если зима, катаем на санках, играем в снежки; если лето – водим купаться, устраиваем костры с песнями. Занимаемся с ними рисованием, готовим концерты и сценки. Пытаемся заинтересовать их чем-то настоящим, а не виртуальным. Кроме того, некоторые сестры, по послушанию, проводят катехизаторские беседы с детьми и их родителями в детском оздоровительном лагере «Родник», находящемся рядом с монастырем.

Что сказать? Православных встречается немного, хотя «верующими» считают себя почти все. Иногда бывают и курьезные случаи. Например, одна из родительниц в процессе беседы вдруг задает вопрос сестре: «Скажите, а какой вы маской для лица пользуетесь, чтобы кожу сохранить?». Приходится отшучиваться, что, мол, встал в 5 утра и трудишься весь день – и никаких масок! Или, разбирая с детьми заповедь «не сотвори себе кумира», вдруг слышишь от семилетнего ребенка: «Ну, нет! У меня на первом месте компьютер, а потом уже Бог!». Печально, есть над чем задуматься.

Бывает, что нас спрашивают: «Вы, наверное, никогда не отдыхаете, никак не развлекаетесь?» И отдыхаем, и развлекаемся – все вместе, как и трудимся, как и молимся. Когда нет поста, Матушка устраивает нам общие чаепития – летом с самоваром под березами, или в лесу с костром, где рассказывает нам что-либо, читает, а потом мы обязательно поем песни: духовные канты, русские народные, или военные, которые всем знакомы, и старым, и молодым. На дни Ангела сестрам всегда пекут именинные пироги с разными рисунками (именинница угощает всех, конечно же).

Периодически мы ездим в паломнические поездки – были в Киеве, в Печорах, в Оптиной и в Дивеево, в Толге, Ярославле и Ростове. Но самым любимым местом остается Троице-Сергиева лавра, от которой наша обитель и находится неподалеку. Скучать некогда!

В процессе общения с сестрами люди часто отказываются от своего предубеждения против монашества, и слышишь порой такое: «Да вы счастливее всех нас!» Монашество – это не бесконечные посты и постные лица, это истинная радость от обретения жизни в Боге и ради Бога. Даже древние святые отцы говорят, что монах должен быть всегда радостен. Правда, важно отличать радость от смехотворства, которое приносит лишь духовное опустошение и уныние. Радость, по слову апостола Павла, связана с молитвой; пустой смех же молитву убивает. Монашеская жизнь и должна состоять в том, чтобы и радоваться о Боге, и непрестанно молиться и плакать о своих грехах, как это ни парадоксально звучит. Если не будешь плакать о грехах, то и видеть их не будешь в себе, соответственно, станешь высматривать их в других. За грехами не увидишь образ Божий в человеке, не сможешь его любить и почитать, а, по слову апостола Иоанна Богослова, – если брата, которого видишь, не любишь, то как Бога, Которого не видишь, полюбишь? (см.:1 Ин. 4, 20). О чем же тогда радоваться?

Часто наш духовник на проповеди говорит мирским людям: «Вот вы видите сестер. Вам кажется: монашество – это так красиво! Клобуки, мантии, все парами ходят. А вы не знаете, что за этим стоит, какой труд». Да… каждая из нас знает, какой труд, и сколько еще предстоит – мы ведь только в начале пути. Как писал прп. Иоанн Лествичник: «Если бы люди знали, как трудно монахам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!» Да, мы немощные, мы искалеченные современным миром, и погибли бы, если б не надеялись на помощь Божию и Пресвятой Богородицы, Чей чудотворный образ «Скоропослушницы» хранит нашу обитель.

This slideshow requires JavaScript.

Зачастую современные люди считают, что в монастырь уходят из-за несчастной любви, из-за какой-либо трагедии в жизни, по бедности, по болезни и т.п. Вероятно, такие случаи встречаются, но это исключения.

К монашеству стремятся люди жизнерадостные, вполне благополучные в прошлой мирской жизни, образованные .

Кто-то даже пошутил: «Ну, к вам в монастырь без высшего образования и не попадешь!»

Как же так? По мирским понятиям, образованный человек губит свою карьеру, уходя в монастырь, будто попадая в тюрьму. «Бедные, у вас же совершенно никакой свободы, сидите в четырех стенах, словно заключенные!» - вот что приходится часто слышать. Но свобода ли в миру? По мысли прп. Антония Великого, именно мирские люди несвободны, поскольку являются рабами своих страстей, а истинная свобода состоит в том, чтобы научиться управлять своими желаниями и не следовать им, - чему и учатся в монастыре .

Часто именно образованные или обеспеченные люди, начиная воцерковляться, вдруг обнаруживают свою зависимость (и духовную, и физическую) от так называемых «благ цивилизации», которые по сути своей не «блага», а зло, убивающее душу. Имея престижную профессию, неожиданно понимаешь, что то, чем занимаешься, - пустота…

Когда человек учится быть православным, он сталкивается с вечностью , а современная жизнь исключительно временна, сиюминутна… Кроме того, слово «православный» в нашем сознании неизменно связано со словом «русский», а в современной России «русским» быть вроде как и стыдно, настолько заполонила и покорила нас западная цивилизация. Приходя в монастырь, мы заново учимся быть русскими, сознательно отгораживаясь от лишней информации, развлечений, опустошающих душу .

Какова же цель монашеской жизни? Конечно, спасение! Каким образом? Путем трудного преодоления в себе себялюбия и эгоизма, благодаря послушанию - этой главной монастырской науке , - и с надеждой на помощь Божию. Без послушания монашества не существует . По учению святых отцов, новоначальные должны сперва учиться послушанию, а затем молитве . Именно послушание старшим помогает обрести свободу от желаний самолюбивого сердца, от «Я хочу».

Конечно же, высшее образование и в монастыре пригодится: был бухгалтером - станешь казначеем, был музыкантом - станешь регентом, был художником - станешь иконописцем… Но - не сразу! В нашей обители, по благословению Матушки и духовника, сначала все проходят коровник и трапезу, то есть получают «монастырское образование», чтобы сбить «интеллигентскую спесь» и, делая непривычное доселе, освободиться от так называемого «я могу!» и «я умею!».

Надо сказать, что, даже имея какое-то постоянное послушание, сестры несут и другие - это помогает научиться ценить чужой труд и быть всегда готовым помочь сестре . У нас небольшая обитель, около 30 человек, и мы стремимся научиться жить одной духовной семьей - это то, к чему нас непрестанно побуждает наш духовник, говоря: «Учитесь любить друг друга, учитесь не бояться друг друга!» Физический труд у нас разделен на всех, каждый старается по силам - и старшие, и младшие. Нет различия между монахиней и новенькой сестрой - все трудятся наравне, это устраняет официальность в отношениях.

Очень важную роль в нашей жизни играет час общих послушаний - когда все сестры во главе с Матушкой, независимо от основного послушания, собираются вместе, чтобы прополоть огород, окапать деревьев, убрать урожай или почистить снег. То, что один человек делал бы несколько дней, вместе можно сделать за час.

Клирос в нашей обители является постоянным общим послушанием - поют все, кто может, независимо от способностей, которые, вообще-то, есть у всех. Присутствуя на клиросе, легче всего научиться разбираться в церковном Уставе, молитва становится осмысленной.

Часто говорят: «Я не умею петь, и никогда не научусь!». Это неверно. Слух есть у всех, просто надо его развивать. У многих «непоющих» раскрываются певческие способности, даже таланты.

То же можно сказать и о таланте художественном. Когда шла роспись храма, в ней участвовали практически все сестры - кто фон раскрашивал, кто полотенца рисовал, кто орнаменты. А теперь, когда роспись кончена, желающие просто рисуют - творчество помогает справиться с унынием .

Часто сталкиваешься с вопросом мирских людей: «Бедненькие девочки, вы такие молодые, зачем же свою жизнь в монастыре губите? Ведь столько развлечений, пожили бы еще в свое удовольствие!» Что сказать на это? Когда попадаешь в монастырь, то открываешь для себя жизнь буквально заново, и все мирские «сладости» кажутся пресными и пустыми по сравнению с этой, настоящей жизнью . Верно подметил один из бывших институтских преподавателей наших сестер: «По-моему, это у нас, мирян, серые будни, а у вас - полноценная яркая жизнь!»

Одна паломница, прожив у нас несколько дней, с удивлением сказала: «Мне говорили, что монастырь - это чуть ли не казарма с дедовщиной, а у вас тут почти как институт благородных девиц - все поют, рисуют, да и общаетесь вы по-человечески».

Безусловно, пение и рисование - это таланты, дарованные Богом почти всем, но даже если этого нет, - у каждого человека заложен талант любить , который нужно развивать всю жизнь, и совершенства редко кто достигает. Монастырское общежитие направлено именно на развитие таланта любви к ближнему , недаром поет Царь Давид: «Се, что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132, 1). Приходя из мира, который устроен по закону «Я и всё для меня», очень сложно перестроить свое самолюбивое и эгоистичное сердце на любовь, даже хотя бы интерес к кому-то, кроме себя. Тут-то и начинаешь учиться молиться - без помощи Божией себя не одолеть. Так молитва становится неотъемлемой частью нашей жизни, а обязательное общее монашеское правило - не просто затверженными словами и перебиранием чёток, а искренней мольбой о помощи и помиловании .

Именно живя в монастыре, многие из нас начинают воцерковляться, детство-то было далеко от Церкви, почти все пришли к вере уже в сознательном возрасте. Для того чтобы быть православным, надо знать, что такое Православие, что такое Церковь - для этого священники проводят с нами занятия по Катихизису, отвечают на все вопросы. Бывает, что Матушка благословляет кому-либо из сестер подготовить тему и выступить с «докладом». Так, недавно мы изучали вычисление Пасхалии - «вруцелето».

Неотъемлемой частью жизни сестер уже несколько лет является сезонный лагерь для девочек, приезжающих на каникулы. В монастыре они приобщаются к молитве, поя на клиросе с сестрами, и к труду - помогая на всех послушаниях, - и в коровнике, и на трапезе, и в пекарне, и в храме. Опыт подсказывает, что эти городские девочки, не расстающиеся с телефоном и интернетом, с удовольствием (правда, не сразу) втягиваются в нашу «деревенскую» жизнь, учатся доить, печь хлеб, полоть грядки и т. п. Конечно, не оставляем мы их и без развлечений - если зима, катаем на санках, играем в снежки; если лето - водим купаться, устраиваем костры с песнями. Занимаемся с ними рисованием, готовим концерты и сценки. Пытаемся заинтересовать их чем-то настоящим, а не виртуальным . Кроме того, некоторые сестры, по послушанию, проводят катехизаторские беседы с детьми и их родителями в детском оздоровительном лагере «Родник», находящемся рядом с монастырем.

Что сказать? Православных встречается немного, хотя «верующими» считают себя почти все. Иногда бывают и курьезные случаи. Например, одна из родительниц в процессе беседы вдруг задает вопрос сестре: «Скажите, а какой вы маской для лица пользуетесь, чтобы кожу сохранить?». Приходится отшучиваться, что, мол, встал в 5 утра и трудишься весь день - и никаких масок! Или, разбирая с детьми заповедь «не сотвори себе кумира», вдруг слышишь от семилетнего ребенка: «Ну, нет! У меня на первом месте компьютер, а потом уже Бог!». Печально, есть над чем задуматься.

Бывает, что нас спрашивают: «Вы, наверное, никогда не отдыхаете, никак не развлекаетесь?» И отдыхаем, и развлекаемся - все вместе, как и трудимся, как и молимся. Когда нет поста, Матушка устраивает нам общие чаепития - летом с самоваром под березами, или в лесу с костром, где рассказывает нам что-либо, читает, а потом мы обязательно поем песни: духовные канты, русские народные или военные, которые всем знакомы, и старым, и молодым. На дни Ангела сестрам всегда пекут именинные пироги с разными рисунками (именинница угощает всех, конечно же).

Периодически мы ездим в паломнические поездки - были в Киеве, в Печорах, в Оптиной и в Дивеево, в Толге, Ярославле и Ростове. Но самым любимым местом остается Троице-Сергиева лавра, от которой наша обитель и находится неподалеку. Скучать некогда!

В процессе общения с сестрами люди часто отказываются от своего предубеждения против монашества, и слышишь порой такое: «Да вы счастливее всех нас!» Монашество - это не бесконечные посты и постные лица, это истинная радость от обретения жизни в Боге и ради Бога . Даже древние святые отцы говорят, что монах должен быть всегда радостен . Правда, важно отличать радость от смехотворства, которое приносит лишь духовное опустошение и уныние. Радость, по слову апостола Павла, связана с молитвой; пустой смех же молитву убивает. Монашеская жизнь и должна состоять в том, чтобы и радоваться о Боге, и непрестанно молиться и плакать о своих грехах, как это ни парадоксально звучит. Если не будешь плакать о грехах, то и видеть их не будешь в себе, соответственно, станешь высматривать их в других. За грехами не увидишь образ Божий в человеке, не сможешь его любить и почитать, а, по слову апостола Иоанна Богослова, - если брата, которого видишь, не любишь, то как Бога, Которого не видишь, полюбишь ? (см.:1 Ин. 4, 20). О чем же тогда радоваться?

Часто наш духовник на проповеди говорит мирским людям:

«Вот вы видите сестер. Вам кажется: монашество - это так красиво! Клобуки, мантии, все парами ходят. А вы не знаете, что за этим стоит, какой труд».

Да… каждая из нас знает, какой труд, и сколько еще предстоит - мы ведь только в начале пути. Как писал прп. Иоанн Лествичник:

«Если бы люди знали, как трудно монахам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!»

Да, мы немощные, мы искалеченные современным миром, и погибли бы, если б не надеялись на помощь Божию и Пресвятой Богородицы, Чей чудотворный образ «Скоропослушницы» хранит нашу обитель.