Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Финансовое право как учебная дисциплина

При анализе финансово-правовых отношений необходимо разграничивать финансовое право как отрасль права, как учебную дисциплину и как науку. Финансовое право как отрасль охватывает совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления. Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс включает изучение правовых норм, предусматривает обучение финансовому праву. Финансовое право как наука содержит совокупность знаний, категорий, положений, отражающих содержание финансово-правовых норм, особенности их применения на практике.

Наука финансового права состоит из научных исследований юристов-финансистов. Будучи общественной наукой, финансовое право корректируется взглядами, исследованиями из сферы конституционного, административного и других отраслей права. Это связано прежде всего с тем, что предметом изучения финансово-правовой науки являются общественные процессы, которые определяются движением публичных денежных фондов.

Разработка проблем государственных финансов сформировало определенные знания в области финансов, специфических норм регулирования. В зародышевых формах они встречаются в законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой Хартии вольностей. Более устойчивой формы взгляды на финансы приобретают на рубеже ХVI-ХVIІ вв. в работах Же. Бодена, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. До середины XVIII века. появляются специальные исследования в этой области: Зонненфельса ("Основные начала полиции, коммерции и финансов", 1776 г.), Юсти ("Подробное рассуждение о налогах и подати", 1755 г.; "Система финансов", 1766 г.). К этому же периоду относятся работы В. Петти, А. Смита. Д. Рикардо. В XIX ст. финансово-правовая наука фактически сформировалась в целом и происходила ее детализация на уровне отдельных институтов. Такими исследованиями стали работы Г. Єллінека ("Бюджетное право"), А. Вагнера, Л. Штейна. В XX ст. науку финансового права в Западной Европе развивали преимущественно представители французской школы П. Годме и Г. Жез.

Основы финансовой науки в России начали закладываться и относительно четко оформляться на рубеже XVI I-XVI11 вв. Наиболее заметными в тот период были работы И. Т. Посошкова (например, "Про нищету и богатство"). Активного толчка развития финансовых и финансово-правовых взглядов оказали исследования ученых XIX века. (М. Ф. Орлова "государственный кредит". Г. Осокина "Несколько спорных вопросов по истории финансового права"; M. М. Сперанского "План финансов"; M.. Тургенева "Опыт теории налогов" и др.). Невозможно сейчас представить всестороннее и динамическое исследования практически никакой проблемы финансового права без фундаментальных работ Есть. М. Берендтса, И. Я. Горлова, С. И. Иловайского, В. А. Лебедева, Д. M. Львова, Ф. Бы. Мільгаузена, И. X. Озерова, И. Т. Тарасова, И.И. Янжула.

Определенные трудности, которые были отражением экономических, политических, социальных проблем, переживала финансово-правовая наука в начале XX века. Эти противоречивые процессы отразились в работах представителей финансово-правовой науки (П. С. Гензеля, Н. Д. Загряцкова, С. А. Котляревского, С. Д. Крылова, Е. Е. Понтовича). Новый качественный этап в развитии финансово-правовой науки связан с 50-60-ми годами, когда появляются фундаментальные учебники и монографии А. М. Гур-вича, Н. И. Пискотин, Ю. А. Ровинского, С. Д. Ципкина, В. В. Бесчеревних. Именно в это время увидели свет работы, которые не потеряли своего значения и до сих пор (например, монография Ю. А. Ровинского "Основные вопросы теории советского финансового права").

Определенные успехи науки финансового права в 70-90-х годах XX века. связывается с именами В. В. Бесчеревних ("Компетенция Союза ССР в области бюджета", 1976 г.), Л. К. Вороновой ("Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР", 1981 г.), С. Д. Ципкина ("Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы", 1973 p.; "Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства", 1984 p.), H. И. Хімічевої ("Субъекты советского бюджетного права", 1979 p.). Активно работают в этот период ведущие специалисты в области финансового права В. М. Горбунова, Т. С. Ермакова, Л. H. Коган, В. Е. Кузниченкова, Н. А. Куфакова, Л. С. Малокотін.

Начало 90-х годов XX века. ознаменовался некоторым изменением условий и ориентиров в развитии финансово-правовой науки, которые были вызваны особенностями законодательного регулирования финансовой деятельности в Украине. Основателем финансово-правовой науки в Украине в этот период является Л. К. Воронова. Фактически все более-менее заметные исследования в этой области выходили под ее руководством и с ее участием, да и школы, возникшие в Украине в начале XXI века, создавались при ее непосредственном участии. В последнее десятилетие в Украине наряду с фундаментальной финансово-правовой школой, возглавляемой Л. К. Вороновой они в Киеве, возникают центры, активно занимающихся этой же проблематикой (кафедра финансового права в Национальном университете "Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого", кафедра финансового права в Национальном университете государственной налоговой службы Украины и др.).

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Традиционно российской юридической наукой самостоятельной отрасль права признается только при наличии собственного предмета и метода.

Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права

Предмет финансового права. Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно‑территориальными единицами в лице органов государственной власти по поводу распределения финансовых ресурсов страны;

между финансовыми и налоговыми органами государства и предприятиями, организациями и учреждениями в связи с их выполнением перед государством определенных финансовых обязанностей, а также распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;

между государственными финансово‑кредитными органами по поводу образования, распределения и использования соответствующих государственных средств, ресурсов и фондов (бюджетные, кредитные, страховые);

между государственными предприятиями, организациями, учреждениями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов;

между финансово‑кредитными органами и юридическими и физическими лицами в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

между финансово‑кредитными органами государства и физическими лицами по поводу внесения последними платежей в государственные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

На основании данной классификации можно сделать вывод о том, что государство планомерно обеспечивает аккумулирование денежных средств по заранее согласованным планам и программам в народное хозяйство, социальную сферу и др., соблюдая при этом правила и требования правовых норм, присущих любому правовому государству.



Таким образом, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Методы финансового права. Основной метод финансово‑правового регулирования – государственно‑властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Властный характер метода финансового права выражается:

в императивности финансово‑правового регулирования, которая состоит в том, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению и по своей инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их;

в неравенстве субъектов финансового права, которое выражается в различных формах: в их правоспособности, в содержании их финансовых прав и обязанностей, а также в методах их реализации. Но наиболее ярко данная черта метода финансового права выражается в том, что одна сторона финансовых правоотношений обладает юридически властными полномочиями, а другая сторона вынуждена подчиняться властным предписаниям;

в том, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и инициативе, а только в силу властных предписаний, выраженных в правовых актах соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления;

в обособленности имущества субъектов финансового права, которая достигается посредством права собственности и иных вещных прав на финансовые ресурсы.

Регулятивная функция финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливает использование поощрительного и согласовательного методов в финансовом праве.

Поощрительный метод более распространен и применяется для регулирования отношений между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями. В основе поощрительного метода лежат рекомендательные нормы.

Согласовательный метод встречается значительно реже, только в тех случаях, когда в финансовом правоотношении пересекаются интересы равноправных субъектов финансового права. Например, в силу того, что в действующем законодательстве закреплен принцип самостоятельности бюджетов различного уровня, как правило, отношения, складывающиеся между государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими их разработку, утверждение и исполнение, характеризуется равноправием сторон и необходимостью согласования их воли.

Особенности предмета и метода правового регулирования позволяют определить финансовое право.

Понятие финансового права. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности, изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово‑правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово‑правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Российское финансовое право подразделяется на две части: общую, к которой относятся нормы финансового права, закрепляющие основные принципы, а также правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, занимающихся финансовой деятельностью, с разграничением их полномочий в этой сфере и т. д.;

особенную, которая состоит из ряда разделов, включающих финансово‑правовые институты. Эти институты регулируют группу однородных финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых правовые нормы сгруппированы в зависимости от того, какие отношения они регулируют: государственно‑бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, финансы государственных предприятий, государственные доходы, государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы, банковское кредитование, денежное обращение, расчеты и валютное регулирование.

2.3. Финансово‑правовые нормы (содержание, виды и структура)

Финансово‑правовые нормы – это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

характера установления в них предписаний;

мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово‑правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально‑экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово‑правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Признаки финансово‑правовых норм:

имеют особую сферу применения – область финансовой деятельности государства, т. е. регулируют поведение субъектов финансовой деятельности;

носят государственно‑властный характер, властный характер. Выражены в категоричной форме, не допускающей произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций и т. д.;

имеют материальное обеспечение;

с точки зрения происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в финансово‑правовых актах.

Виды финансово‑правовых норм. Классификация финансово‑правовых норма производится по различным основаниям.

1. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

2. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово‑правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово‑правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

3. По выполняемым функциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

регулятивные – направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей (ст. 51, 56 НК РФ);

охранительные – предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения (ст. 116–129 НК РФ).

4. По территориальному признаку финансово‑правовые нормы подразделяются на действующие на:

всей территории РФ;

территории соответствующих субъектов Российской Федерации; территории соответствующих муниципальных образований.

5. По времени действия финансово‑правовые нормы подразделяются на:

общие – устанавливаются на неопределенный срок и утрачиваются в связи с их отменой или изменением;

временные – устанавливаются на определенный срок.

6. По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

общезакрепительные – в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;

дефинитивные – закрепляют существенные признаки соответствующих финансово‑правовых категорий понятий и терминов;

нормы‑принципы – устанавливают основные начала финансового законодательства;

комплексные – определяют порядок применения и соподчиненность нормативных правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);

оперативные – определяют порядок вступления в силу новых финансово‑правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.

Структура финансово‑правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово‑правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово‑правовых норм. Финансово‑правовые санкции соединяют правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1. Понятие финансового права

2. Предмет и метод финансового права

3. Финансовое законодательство

4. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Заключение

Список литературы

Введение

Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.

Однако этот вывод в теории права остается спорным.

Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским. финансовый право законодательство правоотношение

При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.

Финансовое право -- самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.

1. Понятие финансового права

Финансовое право-это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право подразделяется на общую и особенные части. В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть содержит разделы, регулирующие отношения в области государственного бюджета и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного обращения и т.п. - отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных органов и валютного регулирования.

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины "Финансовое право" начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспекта:

как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций; как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Выделяют три составные части этих знаний.

Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-правовых категорий. Финансовое право как наука характеризуется тем, что ее содержание - это система связанных и скоординированных основных понятий: “государственные финансы", “финансовая деятельность государства“, “финансовые акты“, “финансово-правовые нормы“, “бюджет“, “налоговая система“, “банковская система“. Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание основных категорий.

Во-вторых, эти знания воплощаются в форме исследований о финансово-правовых нормах и их институтах - бюджетном, налоговом, банковском праве. При этом финансово-правовые нормы изучают как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового урегулирования в ее непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения выявляются и разрабатываются теоретические проблемы, связанные с применением норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.

В-третьих, эти знания воплощаются в форме “опытного знания» (по определению И. Канта). Финансовое право как наука изучает свой предмет не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов: обобщается, анализируется опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки и все приемлемое заимствуется для использования в нашей стране.

Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как наукой по отношению к действующему финансовому закону, - аналитической, критической и конструктивной.

Аналитическая функция состоит в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную систему.

Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной правовой нормы требованиям жизни.

Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право -- это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

2. Предмет и метод финансового права

Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.

Итак, предмет финансового права -- это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования -- государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство ставит условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.

Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право -- ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.

3. Финансовое законодательство

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах”.

В соответствии со ст. 3 ГК РФ “Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ”.

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Финансово-правовые нормы -- это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

Б) характера установления в них предписаний;

В) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

Г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) -- это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено изымать из местных бюджетов дополнительно полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов или экономии по расходам.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.

Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег -- денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

Субъект финансового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения -- это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт, соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,

института финансового права, на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

налоговые правоотношения;

неналоговые правоотношения;

финансовые правоотношения в области государственного кредита;

финансовые правоотношения в области страхования;

правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;

между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

между финансовыми органами и гражданами;

между самими финансово-кредитными органами.

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме

властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.

Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае

нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

4. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Понятие “финансовое право” может употребляться в двух аспектах -- как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права -- это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Система курса финансового права -- это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового права подразделяется на общую и особенную части.

В общей части курса выявляется единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права.

В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов.

Заключение

Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность -- они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это -- финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения».

Финансовое право -- самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормы финансового права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержание такой нормы не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения, как это имеет место при диапозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе РФ.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяется на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Источниками финансового права являются различные нормативные акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции РФ. например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей №71

Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и т. д. Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России; при регулировании банковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Список литературы

1. А. Апель, “Основы финансового права - краткий курс лекций”, СПб, 2003г.

2. Воронов Л.К., Давыдова Л.А. и др. "Финансовое право" М., 2002г.

3. Финансы: Учебник / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2004г.

4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. “Финансовая система России”. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001г.

5. Мадрица В.М., “Финансовое право”, Ростов-на-Дону,2003г.

6. Российское право, учебник для вузов, Кашанина Т.В., Кашанин А.В., 2005 г.

7. Налоговый кодекс РФ 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение, предмет метод и система финансового права, его основные принципы, связь с другими отраслями права. Понятие финансово-правовой нормы права, классификация по различным основаниям, структура. Сущность и значение финансового контроля и его виды.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2010

    Финансовое право как совокупность юридических норм, предмет и объекты его изучения, методы исследования. Место финансового права в единой системе Российского права. Содержание, классификация, виды и структура финансово-правовых норм и правоотношений.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Сущность финансового права, его предмет и метод, место в российской правовой системе. Финансовое законодательство как совокупность нормативных актов и норм. Виды финансовых правоотношений. Реализация права на частную собственность в современной России.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2016

    реферат , добавлен 22.02.2010

    Место финансового права в системе права Республики Беларусь. Предмет и метод финансового права. Связь финансового и конституционного права. Бюджет как материальная категория, его доходная и расходная часть. Особенности формирования местного бюджета.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2010

    Гражданское право как отрасль права. Предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Гражданское и административное право, трудовое и финансовое право. Семейное право.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2008

    Понятие, предмет и метод финансового права, его место в системе российского права. Характеристика финансов как одной из экономических категорий. Особенности правового регулирования финансовой системы РФ. Структура системы и источники финансового права.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2011

    Основные положения финансового и налогового отраслей права: понятие, предмет, методы правового регулирования. Связь финансового права с другими отраслями права. Налоговое право в системе Российского права, его взаимосвязь с другими отраслями права.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2010

    Задачи и актуальные проблемы науки финансового права в России на современном этапе. Концептуальные особенности науки финансового права. Плановый принцип при осуществлении финансовой деятельности. Систематизация норм финансового права, его предмет.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2015

    Определение, функции и методы финансового права, его взаимосвязь с другими отраслями права. Сущность и характерные черты процесса финансово-правого регулирования отношений, складывающихся в процессе муниципальной и финансовой деятельности государства.

Финансовое право в современных условиях - одна из основных отраслей права, представляющая собой упорядоченную совокупность правовых норм , регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований , для обеспечения реализации соответствующих задач государства. В общественной жизни финансовое право рассматривается также как вид отраслевой юридической науки и учебная дисциплина.

Финансовое право происходит от категории «финансы ». Как отмечает И.И. Янжул в своей работе «Основные начала финансовой науки » Слово « финансы» ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, financia, financia pecuniaria , употреблявшегося в смысле обязательной уплаты денег, а затем вообще в смысле денежной суммы . Н.И. Химичева в учебнике «Финансовое право » (изд. 3-е, перераб и доп., 2004 г. Отв. ред. - Н.И. Химичева) определяет « финансы» как одну из сторон экономических отношений общества , развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач .

Финансовое право как отрасль права. Предмет и метод финансового права

Основными критериями для разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Предметом финансового права является круг общественных отношений , регулируемых нормами финансового права. Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов в целях реализации задач публичного характера. Большое внимание исследованию предмету финансового права уделял А.И. Худяков . В частности, одной из последних работ автора, посвященных исследованию предмета финансового права, является работа «Дискуссионные вопросы предмета финансового права » (2009 год). Основным методом финансового права является императивный метод, метод властных предписаний. Императивный метод правового регулирования в финансовом праве предполагает детальную правовую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Исследованию метода финансового права в научной литературе уделяется большое значение. Большое внимание исследованию метода финансового права уделяется, в частности, в работе И.В. Рукавишниковой «Метод финансового права » (2004 год).

Система финансового права

Система финансового права - внутренняя структура финансового права как отрасли права, представляющая собой упорядоченную совокупность финансово-правовых норм , регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и , для обеспечения реализации соответствующих задач государства, сгруппированных внутри отрасли финансового права в институты и разделы финансового права.

Наука финансового права

Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки. Наука финансового права изучает и объясняет нормы, которыми определяется публичная финансовая деятельность, а также правоотношения, возникающие между государством, организациями и гражданами.

Одним из предметов исследования науки финансового права являются финансово-правовые нормы. Развитие финансового законодательства должно опираться на науку финансового права. При этом наука финансового права, как теория, должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке.

Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. Т.С. Ермакова указывала, что наука финансового права не только призвана исследовать различные группы экономических отношений в области финансовой деятельности государства, но и активно способствовать их постоянному совершенствованию . К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что « наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой… Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого» .

Финансово-правовая наука за долгий период своего развития выработала понятия, выражающие наиболее существенные свойства юридической деятельности в области публичных финансов . Эти понятия - категории вошли неотъемлемой частью в систему знаний, составляющих финансово - правовую науку. Они образуют ее основное теоретическое ядро, основу науки финансового права.

К важнейшим категориям финансового права можно отнести также понятия бюджет (составление проекта федерального бюджета осуществляется Министерством Финансов РФ), бюджетный процесс , финансовый контроль и другие.

Исследованию важнейших категорий финансового права, в частности, категорий « финансы» и «финансовая деятельность государства» уделяет внимание и М.Ф. Ивлиева в работе «Категория «финансы» и «финансовая деятельность государства » в науке финансового права».

Без правильного и основательного знания науки финансового права и финансового права невозможно рациональное ведение финансового хозяйства. Для финансового управления недостаточно одних практических знаний, а необходимо обратиться к общим научно-финансовым положениям. Этим и определяется значение науки финансового права в системе других наук.

Финансовое право как учебная дисциплина

Финансовое право как учебная дисциплина - это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью ознакомление обучающихся с системой финансового права. Финансовое право как учебная дисциплина представляет собой систематизированное изложение важнейших категорий науки финансового права. В процессе ее изучения студенты знакомятся с основными категориями данной науки

Рекомендуемая литература

1. Бельский К.С., Финансовое право: наука, история, библиография, М., 1995;

2. Ермакова Т.С., Финансовое правоотношение, Л., 1985;

4. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М., Олма-Пресс, 2004.

5. Финансовое право Российской Федерации. Под редакцией М.В.Карасевой. Москва, Юрист, 2002;

6. Финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп/Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2007;

7. Финансовое право. Учебник/ К.С. Бельский и другие. Под редакцией С.В. Запольского. М., 2006;

8. Финансовое право. Учебник. 3е изд., перераб. и доп. Под редакцией Н.И. Химичевой. М., 2004;

9. Дискуссионные вопросы предмета финансового права//Финансовое право. 2009. №3.

10. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001;

11. Эеберг К.Т., Курс финансовой науки, СПб., 1913;

12. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Москва, Статут, 2002.

Наука финансового права - часть юридической науки. В Большой советской энциклопедии (третье издание) дается следующее определение науки: «Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности». Из этого определения можно сделать вывод о том, что любая наука есть:

  • 1 Определённая сумма накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о какой-либо области действитель-ности;
  • 2) познавательная деятельность специалистов в этой области. Говоря по-другому в любой науке находим направленность на нечто, что в силу этой направленности является для этой науки её предметом. Как считал ещё Аристотель, каждая наука имеет (дело с тем или другим специальным бытием, и, отводя себе какую-нибудь (отдельную) область, она занимается этой областью). Отметим, что наука финансового права соответствует аристотелевским словам, она имеет своё специальное бытиё, свой предмет исследования. Именно предметом исследования наука финансового права отличается от других юридических наук.

Предметом науки финансового права является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Думается, что можно говорить о трёх направленностях этих знаний:

Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-Правовых категорий (понятий). Наука финансового права характерзуется тем, что её содержание образует система связанных и скоординированных основных категорий типа «государственные финансы», «финансовая деятельность государства», «финансовые акты», «финансово-правовые нормы» и т.д. В этих понятиях выражено главное, существенное, что характеризует финансово-правовую действительность.

Во-вторых, эти знания воплощаются в форме исследований о финансово-правовых нормах и их институтах - бюджетном, налоговом, эмиссионном праве. Эти знания классифицируются, систематезируются и обобщаются. При этом финансово-правовые нормы изучаются как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового регулирования в их непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения разрабатываются теоретические проблемы, необходимые для правильного применения норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.

В-третьих, эти знания воплощаются в форме «опытного знания» (Кант). Наука финансового права изучает финансовое право, обосновывает его как самостоятельную отрасль права в юриспруденции, но изучает его не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов, обобщает опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки, анализирует финансово-правовые модели, которые можно заимствовать и использовать в нашей стране. Иначе говоря, наука финансового права изучает практику применения финансовых законов путём её анализа и синтеза.

Отдельно необходимо сказать об исследовании действующих норм финансового права. Можно назвать три функции, выполняемые наукой финансового права по отношению к действующему финансовому закону, - аналитическую, критическую, конструктивную. Аналитическая функция состоит в комментировании, классификации финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную и понятную систему. Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксации несоответствий правовой нормы требованиям жизни. Конструктивная функция способствует образованию новых финансово - правовых норм и институтов. По словам О.С. Иоффе данная функция предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства. Анализ действующих финансово-правовых норм и практики их применения позволяет науке финансового права выполнять активную роль в совершенствовании финансового законодательства. Характеристика предмета науки финансового права позволяет дать ее краткое определение. Наука финансового права представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Хотя в этих знаниях были обобщены три направленности, в целом их характеризует единство, которое обусловлено тем, что они группируются вокруг ряда основных базисных понятий типа «гос. финансы «, «бюджет», «налоговая система», «банковская система», и т.п.

Особенности науки финансового права состоят в том, что она является:

  • 1) общественной наукой, предмет которой составляют социальные категории - гос. финансы, правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, налоги с юридических и физических лиц. Этой особенностью наука финансового права отличается как от естественных, так и от других юридических наук;
  • 2) наукой, изучающей такие финансово-правовые явления, которые по юридической природе являются публично-правовыми, имеющими место в сфере гос. (публичных) финансов. В области частных финансов, где имеют место отношения, обеспечивающие финансовую автономию индивидуальных собственников и корпораций, действуют нормы гражданского права;
  • 3) юридической наукой, изучающей такие финансово правовые категории и явления, из которых многие являются двойственными по своей природе, т.е. представляют собой органическое соединение правовой и экономической «материи». Так, денежные средстваявляются и продуктом экономического закона стоимости, и творением гос. власти. Во всяком случае, наука финансового права не может обходиться без экономических понятий, которые составляют как бы обязательный фундамент многих финансово - правовых явлений. На «двухслойный» характер финансово- правовых категорий в императорской России обратил внимание известный специалист по финансовому праву В.А. Лебедев, а в советское время эту черту финансово-правовых явлений постоянно подчеркивал Е.А. Ровинский;
  • 4) наукой, призванной не только объяснить финансово-правовые явления, но служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

Наука финансового права - необходимая составная часть российской юридической науки. Вместе с тем, что по отношению к другим отраслевым и наиболее фундаментальным юридическим наукам она занимает место во втором эшелоне и идёт вслед за науками госуд., административного, гражданского и уголовного права. Это объясняется как объёмом изучаемых этой наукой финансово-правовых норм и категорий, так и тем, что данная наука образовалась позднее вследствие отпочкования от науки гос. и административного права.

Поэтому наиболее тесно эта наука связана с двумя последними. Недаром у источников науки финансового права стояли крупнейшие государствоведы и административисты: Ш.Боден, Ш. Монтескье, К.Юсти, И.Зоннефельс, М.М.Сперанский.

Науки финансового и гос. права совместно разрабатывают основные теоретические положения, связанные с бюджетным правом, бюджетным устройством, бюджетными функциями представительных органов. Например, положения науки гос. права о федеративном устройстве Российского государства служат теоретической основой для разработки таких вопросов науки финансового права, как бюджетные права субъектов Федерации, их бюджетное устройство. Вместе с тем, наука госуд. права пользуется достижениями науки финансового права, её фактическим материалом и обобщениями. Таким образом, связь двух наук - финансового и госуд. права - является взаимной, двухсторонней.

Вплотную наука финансового права примыкает к науке административного права, представляя собой в аспекте своей родословной её своеобразное ответвление. По существу, обе науки имеют много общего в предмете исследования, т. е. изучают госуд. управление. Иначе говоря, у обеих наук имеется общая познавательная зона, но наука финансового права в области госуд. управления имеет свои аспекты изучения, а именно управление госуд. финансами. Она конкретизирует внимание на финансовой деятельности госуд. органов (Федерального Собрания, Совета министров РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ), определяет финансовые обязанности граждан и юридических лиц.

Наука финансового права находится в тесных (родственных связях) политэкономией финансовой наукой. Великий английский политэконом Адам Смит обосновал правовую природу налога и дал один из самых сильных толчков для развития науки финансового права.