Что такое. Линчевать - это что такое? Суд линча почему так называется

Вопросом задаются многие пользователи Всемирной паутины. Если вы сейчас читаете данную статью, то смеем предположить, что и вы ищете на него ответ. В том случае, если это так, мы предлагаем вам ознакомиться с нашей публикацией, в которой подробно рассматривается эта тема.

Значение слова "линчевать"

Мы не будем ходить вокруг да около, а сразу перейдем к делу. Практически все толковые словари русского языка дают одинаковое обозначение понятия "линчевание". Этим словом именуют обыкновенный самосуд, который проводится обычными гражданами, не связанными с правоохранительными органами, над виновными или невиновными людьми. Данный термин вошел в обиход в 18-м столетии. В среде специалистов существует несколько версий его появления, о которых мы расскажем чуть ниже.

История Чарльза Линча

Многие исследователи утверждают, что "суд Линча" или "линчевание" - это понятия, которые были введены из-за деятельности полковника иррегулярных войск американских колонистов Чарльза Линча. Во времена Гражданской войны на территории Соединенных Штатов Америки он создал собственный суд в округе Бедфорд. Большую известность его организация получила из-за далеко не самых гуманных способов наказания преступников. Каждого человека, признававшегося виновным в том или ином преступлении, ждала казнь через виселицу. Несмотря на то что понятие "суд Линча" в первую очередь ассоциируется с убийством людей, виновность которых могла быть не доказана, в реальности все было по-другому. Чарльз Линч сначала детально вникал в суть дела, а уже потом выносил финальный приговор.

На сегодняшний день у полковника Линча есть как сторонники, так и противники. Одни люди называют его методы зверскими и жестокими, а другие, наоборот, заступаются за него и считают, что его способ борьбы с преступниками помог спасти Бедфорд от творившегося во время Гражданской войны хаоса и беспорядка.

Уильям Линч и расовое неравенство

Согласно теории № 2, термины "линчевание" и "суд Линча" получили свои названия в честь плантатора Уильяма Линча. Тот тоже жестоко карал людей без суда и следствия, но делал это не с преступниками, а с подконтрольными ему чернокожими рабами. Во времена Линча негры считались людьми второго сорта, а потому такое отношение на тот момент было абсолютно нормальным.

Фермерский самосуд

Многие лексикографы из Америки придерживаются версии, согласно которой "линчевать" - это термин, названный не в честь какого-то известного общественного деятеля или знаменитости, а в честь обычного фермера, проживавшего в 17-м веке в штате Вирджиния. Специалисты утверждают, что каждый раз, когда этот мужчина ловил преступников на своей территории, он собственноручно наказывал их плетью. Если верить преданию, соседи просили, чтобы он стал неофициальным судьей их поселения, который мог бы ускоренно выносить приговор правонарушителям.

Джемс Фицстефен Линч

Еще одни исследователи считают, что обсуждаемое в статье понятие появилось после действий мэра ирландского городка Джемса Фицстефена Линча. Если верить данной теории, то он повесил своего родного сына из-за того, что тот обманывал и убивал гостей из других стран.

Этимологическая версия

Сторонники последней теории утверждают, что понятие "линчевание" получило свое название не из-за действий настоящего или выдуманного исторического персонажа, а из-за старого англосаксонского глагола Linch, который в переводе означает "бичевать". Долгое время он употреблялся англичанами, мигрировавшими в Соединенные Штаты, в то время как на их родине данное слово уже вышло из обихода.

Линчевать - это что? Надеемся, что наша публикация дала вам полный и развернутый ответ на данный вопрос.

В конце XIX века Майн Рид в своем «Всаднике без головы» очень ярко описал расправу толпы над предполагаемым преступником. Читатели испытывали жалость к жертве и недоумение по поводу суда без какого-либо следствия.

Самосуды имели место и в других странах, но только в Штатах обрели массовый характер. Страна, диктующая миру образ демократического общества, стыдливо прикрывала глаза и отворачивала голову, когда ее граждан избивали, пытали, вешали и жгли.

Суд Линча - что это такое? Почему это стало возможным в «свободной» стране?

Определение понятия

Исследователи этого вопроса приводят два определения:

  • Право Линча - свод негласных правил, который давал полномочия на линчевание. Каждый желающий совершить самосуд сам решал, имеет ли он на это право. Иногда даже явная невиновность осужденного не могла остановить разъяренную толпу.
  • Суд Линча - жестокие пытки или убийство человека без проведения следствия и вынесения приговора официальным судом.

Некоторые ученые считают, что линчевание не было американским изобретением. Это безжалостное насилие прибыло в Новый Свет на английский кораблях и в нужный момент всплыло и прижилось на благодатной почве.

Облить непокорного шотландца горячим дегтем, вывалять в перьях и прогнать под улюлюканье солдат - самое распространенная забава английских джентльменов. Таким образом они отстаивали право быть хозяевами в чужой стране. И никого не волновало, что жертва «невинной забавы» погибала от ожогов.

Предпосылки

Много смуты принесла Гражданская война в США. Северные и южные Штаты преследовали разные цели. Первые жаждали демократии, прав, индустриального развития страны. Плантаторам юга совершенно не хотелось отказываться от владения землей и людьми, делиться прибылью, подчиняться чужим порядкам.

Итогом войны стала и бесчисленное множество недоумевающих бывших рабов. Как правило, это были негры. Многие совершенно не желали освобождения. Они лишались крыши над головой, бесплатной еды, одежды, а главное - гарантированной работы, которая давала право на все остальное.

За четыре года противостояния экономика Юга пришла в упадок. Города разрушены, плантации вытоптаны, сады сожжены, скот съеден или угнан. Состоятельные жители старались уехать подальше от ужасов войны, многие погибли на полях сражений.

Дезертиры, безработные, нищие совершали набеги на фермы в поисках еды. Бывшие рабы умоляли дать им работу и предоставить кров и защиту, но хозяева сами выживали как могли, и лишние рты были никому не нужны.

Объединенному новому правительству не было никакого дела до нужд свободных граждан. Их занимало решение более высоких задач, нежели устройство судеб бывших рабов.

Чтобы обезопасить жизнь своих близких и сохранить остатки имущества, вернувшиеся с войны южане взяли решение проблемы в свои руки. Им оставалось одно - самочинно вершить суд Линча. Что это такое - попытка усовершенствовать систему правосудия, помочь стране очиститься от воров и бодяг или жестокое убийство? Правительство негласно поощряло такое поведение.

Отцы-основатели

Основоположниками американского самосуда выступают два человека с одинаковой фамилией Линч.

Один был военным и основал свой суд во время Войны за независимость, пытаясь таким образом поддерживать порядок и бороться с врагами и преступниками. Суд Чарльза Линча был скорым, но предельно справедливым, насколько это было возможно в военное время. Обвиняемому предоставлялось право приводить аргументы своей невиновности.

Второй - плантатор с юга Вильям Линч. На его долю выпало наведение порядков после окончания Гражданской войны. Его жертвами были исключительно негры. Некоторые из бывших рабов по-своему поняли значение слова «свобода» и открыто вступали в конфронтацию с белыми. Большинство же попросту слонялись без работы и промышляли мелким разбоем и воровством.

Сдерживающим фактором стал суд Линча. Что это такое - жестокая расправа над невиновным или защита своей семьи и собственности? Сейчас, по прошествии полутора веков, трудно объективно разобраться.

Защитники и противники самосуда до сих пор не могут прийти к единому мнению. Трудно понять и оценить каждый конкретный случай. Действующая того времени вряд ли смогла бы справиться самостоятельно с тем разгулом преступности и самодурства.

Последователи суда Линча

Бурная деятельность отцов-основателей получила не только молчаливое одобрение граждан и правительства, но и породила последователей. С конца XIX до середины XX века то тут, то там в США появлялись группы людей, объединенные одной идеей. Главная цель этих организаций - вершить суд Линча. Что это такое - способ самовыражения, расовая ненависть или развлечение для скучающих господ?

Попробуем ответить на эти вопросы на примере деятельности самых крупных и наиболее известных формирований. Каждое из них придерживалось определенных правил, имело свою структуру, идейного вдохновителя.

«Ку-клукс-клан»: основание

Самым масштабным движением, пропагандирующим суд Линча, был «Ку-клукс-клан». Появившаяся ради забавы, организация оставила самый кровавый след в истории США.

В 1865 году ветераны войны из числа конфедератов, отпрыски лучших фамилий собрались в здании местного суда для встречи Рождества. Шестеро бывших офицеров находились в состоянии растерянности.

Гражданская война в США закончилась. Конфедераты сражались за свои устои, но потерпели поражение и теперь находились в статусе униженных и гонимых. В то время у тех, кто поддерживал интересы южан, было меньше прав, чем у освобожденных от рабства негров.

Мирная жизнь была полна скучных бытовых проблем, которые следовало решать, чтобы продолжить то, чем занимались их предки на родной земле.

Кому первому пришла в голову мысль организовать тайное общество, доподлинно не известно. Но идея была высказана, и скучающие за конкретными действиями молодые мужчины подхватили ее. Так появилось «Братство Золотого Круга», которое очень скоро переименовали в «Клан Круга». Для большей таинственности стали использовать аббревиатуру ККК. В трех одинаковых буквах был некий намек на магию.

«Ку-клукс-клан» по звучанию напоминал перестук костей скелета. Тут же появилось предложение покрывать коней белыми попонами, а самим рядиться в балахоны с прорезями для глаз.

Организация росла, веселые игры закончились. Кто-то из новых членов предложил вершить правосудие. Тайное общество принимает решение освободить Юг от зарвавшихся федералов и распоясавшихся негров.

Начались многочисленные суды Линча. Чернокожих вешали или сжигали без долгих разговоров, а для белых был придуман ритуал. На шею обвиняемому надевалась петля для повешения и ему зачитывались предъявляемые обвинения. Большого выбора жертве не оставляли. Или признать свою вину и выполнить требования, или петля затянется.

Правительство позаботилось о том, чтобы изолировать основателей «ККК», но полностью прекратить гонения на негров так и не удалось.

Последующие возрождения «ККК»

Вторая волна «Ку-Клукс-Клана» поднялась спустя четверть века. По Америке пронеслась волна линчевания, в роли судей и палачей выступали люди в остроконечных белых колпаках и балахонах.

Во втором десятилетии XX века члены клана перестали убивать. Теперь они использовали кнуты и смолу с перьями. Правительство активно противилось самосудам. Виновники осуждались в прессе, им выносилось общественное порицание, но закон, запрещающий суды Линча, так и не был принят.

Как только в Америке начинали отстаивать права чернокожих или представителей других меньшинств, сразу появлялись люди с закрытыми белым лицами и начинали пылать кресты.

В семидесятых годах «ККК» последний раз заявил о себе официально. Но это было больше похоже на использование атрибутов для удаления неугодных политиков и экономических конкурентов.

Общество Джона Берча

Еще одна группа единомышленников за возвращение христианских традиций и ценностей. Гонения были направлены против действий правительства, заселения штатов иммигрантами, коммунистических идей.

Общество считается самым малокровным, но вместе с тем многочисленным. С 1958 по 1961 год количество официальных членов выросло с 12 человек до 100 тысяч.

Имея отделения по всей стране, руководство могло устраивать одновременно в разных городах манифесты, показательные суды общественного порицания, лоббировать законопроекты правительства.

В конечном итоге все испортил глава общества, Уэлч, у которого к тому времени появились параноидальные идеи о всемирном коммунистическом заговоре. Попытка отстранить Уэлча от руководства потерпела неудачу. Постепенно деятельность становилась все менее афишируемой, пока полностью не перешла в кулуары власти.

Законы Джима Кроу

В начале двадцатого века в США был принят ряд законодательных актов, касающихся разделения людей по цвету кожи. Вот их и назвали «Законы Джима Кроу». Человека с таким именем в реальной жизни. Это был театральный персонаж плохо одетого, неграмотного негра. Впоследствии всех чернокожих стали называть этим именем.

Законы предусматривали для людей с разными цветами кожи схему параллельной жизни. Их разделили на расовые лагеря, и когда негр по ошибке забредал туда, где быть ему запрещалось, его ждала казнь. Повешение являлось одним из самых гуманных способов.

Обычно над жертвой долго глумились, били, забрасывали камнями, жгли. Под раздачу могли попасть члены семьи обвиняемого или те, кто посмел его спасти или заступиться.

Почти полвека длились бесчинства, пока правительство и суд не признали законы Джима Кроу противоречащими Конституции США.

Правительство США и суд Линча

Франклин Рузвельт в свое время отказался в открытую бороться с судом Линча, так как боялся потерять голоса избирателей.

Гарри Трумэн потратил много сил и лет, разъясняя американцам о вреде линчевания. Закончились потуги уведомлением, что в стране «такого больше нет».

Получается, суды Линча в США - это следствие несостоятельной правовой и судебной системы и преступного попустительства правительства? Как часто из-за продажности судей оправдывались преступники, а на скамью подсудимых попадал невиновный?

Веками поддерживались желания и капризы состоятельных людей. Как правило, им все сходило с рук: самосуд, дебоши, покупка сенаторов и судей. Создается такое впечатление, что для человека с деньгами нет никаких ограничений в поступках.

Законодательством США предусмотрены некоторые виды смертной казни за преступления разной степени сложности, но за всю историю ни один линчеватель не ответил своей жизнью за смерть.

Жертвы линчевания в США

Добропорядочным американцам за 50 лет удалось линчевать около шести тысяч человек. В отдельных штатах расправы без суда и следствия превращались в увеселительные мероприятия. На казнь приходили семьями. Присутствие детей и беременных женщин никого не смущало.

Было принято делать открытки со сценами суда Линча. Такие поздравления рассылались на Пасху, Рождество, именины. Под самосуд мог попасть любой: негр, белый, еврей, мексиканец. Не делалось различий между мужчинами и женщинами, не принималась во внимание даже беременность. А принадлежность к коммунистам или профсоюзам часто стоила жизни.

Разъяренные толпы разрушали тюрьмы, поджигали дома, похищали своих жертв. В каждом отдельном случае представители власти были бессильны. Однако их бездействие можно считать немым одобрением поступков линчевателей.

Хочется несколько подробнее остановиться на двух вопиющих злодеяниях. В одном линчевали животного, а в другом лишили жизни невиновного человека.

Линчевание животного

В начале XX века убийство человека по чьей-то прихоти мало кого удивляло. Жизнь, особенно чернокожего, стоила недорого. Поэтому факт предания суду Линча животного привлек к себе пристальное внимание.

Отличились жители штата Теннесси. Цирковая труппа, приехавшая на гастроли, использовала в номерах слониху по кличке Мэри. Во время выхода на арену животное взбунтовалось против жестокого обращения с ней. Пострадал рабочий цирка, хотя некоторые источники утверждают, что разъярившаяся слониха затоптала намного больше народу.

Зрители, скорые на расправу, расстреляли животное из револьверов, чем еще больше ее разозлили. Весть о слоне-убийце моментально разнеслась по городу. От шерифа требовали немедленной казни, но он ограничился заключением Мэри в клетку.

Жители окрестных городков собирались в предвкушении забавного зрелища. Бесконтрольная толпа все больше распалялась. Посыпались угрозы в адрес владельцев цирка. Люди (или нелюди?) целую ночь жгли костры и требовали немедленной расправы.

Утром несчастную слониху повесили на строительном кране. Причем сделать это удалось только со второго раза. Толпа в несколько тысяч человек пела и танцевала, будто перед ними висело не животное, а сияла огнями рождественская елка.

Линчевали по ошибке

Человек за время своего существования изобрел различные виды смертной казни. Одни использовали для установления истины, другие - для устрашения и подчинения. Самой безобразной расправой, придуманной зверем по имени человек, является суд Линча, особенно когда жертвой становится невиновный.

Управляющего фабрики из Лео Франка суд приговорил к смертной казни за изнасилование и убийство несовершеннолетней. Обвинение строилось на свидетельских показаниях одного человека.

Губернатор штата почему-то счел эту меру наказания слишком суровой и заменил казнь пожизненным заключением. Жителей города возмутило такое решение. Толпа ворвалась в тюрьму, отбила Франка у полицейских и, протащив по городу, повесила недалеко от могилы изнасилованной девочки.

Прошло 70 лет, и линчеванный преступник превратился в жертву оговора. Нашелся еще один свидетель, запуганный настоящим насильником чуть ли не до смерти. Он отважился сказать правду спустя 10 лет после смерти убийцы.

Лео Франка оправдали, а родственники получили компенсацию, но этот поступок не оправдывает ни жителей города, скорых на расправу, ни представителей законной власти, допустивших суд Линча.

Совсем недавно Сенат США выразил искреннее сожаление в том, что правительство допустило акты линчевания в стране, и извинился перед жертвами, пообещав не допускать подобных жестоких драм.

Вероятно, до принятия закона дело так и не дойдет. Даже президент-афроамериканец не решится на такое. Всего золотого запаса Форт-Нокса не хватит, чтобы выплатить компенсацию потомкам людей, казненных судом Линча.

- (англ. Lynch court) в США действия частных лиц, организованных отрядов или неорганизованных групп людей, которые без законного права прибегали к казни или наказанию преступников либо подозреваемых в преступлении, без … Энциклопедия права

Суд линча - (англ. Lynch court) в США действия частных лиц, организованных отрядов или неорганизованных групп людей, которые без законного права прибегали к казни или наказанию преступников либо подозреваемых в преступлении, без следствия и суда в… … Большой юридический словарь

Суд Линча - Самосуд, зверская расправа (над неграми в США). Американцем называет себя белый, который… негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча (Маяковский. Америка). В США с XVIII в. расправа, учиняемая над неграми и прогрессивными деятелями … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книжн. Общественный самосуд, как правило в случаях захвата преступника на месте преступления. /i> Связано с именем рабовладельца Линча (XVIII в.). БМС 1998, 557; БТС, 498 … Большой словарь русских поговорок

Суд Линча - в США с XVIII в. расправа без суда и следствия (самосуд) с неграми и прогрессивными белыми, сопровождавшаяся пытками, издевательствами, глумлением над жертвой и заканчивавшаяся убийством. Название – по имени Ч. Линча. Чарлз Линч Charles Lynch… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

суд линча - Самосуд толпы без судебного разбирательства; групповая физическая расправа с тем, кто нарушает нормы морали, установившиеся обычаи, традиции (применялся в США в 18 19 вв. по отношению к неграм) По имени капитана У. Линча (1742 1820) … Словарь многих выражений

СУД ЛИНЧА - – зверская кровавая расправа без суда и следствия в США с неграми и белыми прогрессивными деятелями. С. Л. – орудие политического террора американской реакции – носит ярко выраженный расовый и классовый характер и направлен против всякого… … Советский юридический словарь

- … Википедия

СУД ЛИНЧА, ЛИНЧЕВАНИЕ - (от соб. имени расиста Ч.Линча) Самосуд, зверская расправа над неграми и прогрессивными деятелями в США … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Книги

  • Суд Линча , Лимер Лоренс. Лоренс Лимер - невероятно плодовитый автор сверхпопулярных книг в жанре драматической документальной истории. Среди них - выдающаяся биография Арнольда Шварценеггера и абсолютные бестселлеры…
  • Суд Линча , Пашаян Лев Агасиевич. Лев Агасиевич Пашаян известен по книгам "Армянское радио от Нерона и Траяна до Азнавура и Мкртчана" и"Азбука Маркса" . И его новое издание, в которое вошли киносценарий, пьесы, рассказы…
Суд Линча
Убийство чести
Ритуальное убийство
Цареубийство Убийца Наёмный убийца
Серийный убийца
Ассасин Криминальное причинение смерти Доведение до самоубийства Некриминальное причинение смерти Смертная казнь
Эвтаназия
Самоубийство Проект Право Портал Право

Суд Ли́нча (линчева́ние , англ. lynching, the Lynch law ) - убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев , без суда и следствия , обычно уличной толпой , путём повешения . Практиковался в США в отношении афроамериканцев после Гражданской войны . Считается, что последний случай суда Линча в США над темнокожим американцем произошёл в 1981 году в городе Мобил (Алабама) в отношении Майкла Дональда .

История

Действия судьи Чарльза Линча (в отличие от Уильяма Линча), во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей .

Бессудное убийство распространено в обществах всех времён и народов, однако и сам термин, и суд Линча как особое общественное явление, параллельное формальному правосудию, сложились в США в XIX веке и в первой половине XX века . 85 % американских случаев суда Линча пришлось на южные штаты .

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х , когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны карпетбеггеров , а чернокожее население , объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан , члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е , но террор против негров не прекратился. На смену рабству пришла сегрегация , закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За совершение преступлений против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Пик количества линчеваний пришёлся на 1892 год (151 жертва), новые всплески на 1910-е годы; тогда же был учреждён второй Ку-Клукс-Клан, воспетый Гриффитом в фильме «Рождение нации ».

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи (известность получило линчевание еврея Лео Франка в 1915 году), англоязычные католики . Всего в Соединённых Штатах в период с 1882 по 1968 год, но главным образом между 1882-м и 1920-м годом линчеванию подверглись примерно 3500 афроамериканцев и 1300 белых.

Линчевание осуществлялось обычно через повешение , однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре . Более мягким наказанием было предание обвиняемого позору, для чего его обмазывали дегтем , вываливали в перьях, сажали верхом на бревно и в таком виде проносили через весь город. После этого осужденный получал свободу, но из города обычно изгонялся. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы ; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы , иногда устраивались шоу , как в цирке .

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от многочисленных бесчинств негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения (которое чётко выразила знаменитая песня Билли Холидей «Strange Fruit ») начали президенты-демократы, Ф. Д. Рузвельт (который в не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн . После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана , и каждый раз подлежащей расследованию.

В настоящее время суд Линча уже не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение афроамериканцев в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против афроамериканцев правовой поддержки.

Напишите отзыв о статье "Суд Линча"

Примечания

Литература

  • Фостер, Уильям З. Негритянский народ в истории Америки = The negro people in American history / пер. под ред. Л. И. Зубока. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 803 с.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Суд Линча

– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.

Суд Линча

Под судом Линча или линчеванием (англ. lynching , the Lynch law ), в честь нескольких американских исторических лиц по фамилии Линч (один, Чарльз, судья, практиковал линчевание во время Войны за независимость ; другой, Уильям, капитан, ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях - но не смертной казни - в 1780 году), подразумевается убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и без следствия, обычно уличной толпой. (Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

итальянцы мафией), евреи , англоязычные католики .

повешение 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их своим родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в , но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х .

Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от многочисленных бесчинств негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Демократическая партия США Ф. Д. Рузвельт Г. Трумэн . После Второй мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию. В настоящее время суд Линча уже не существует. В американском обществе исчезла моральная поддержка этой практики. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против афроамериканцев и правовой поддержки.

Справка : Из 4730 жертв линчевания в США за всю его историю 3657 в самом деле были неграми (пардон - афроамериканцами), остальные - белыми.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «Линчевание или Суд Линча»

Происхождение слова "линчевание" относится к концу XVIII века. Историки до сих пор спорят, от какого из двух Линчей пошел термин. Одни стоят за полковника иррегулярных войск американских колонистов Чарльза Линча (1736 - 1796), другие - за виргинского плантатора капитана Уильяма Линча (1742-1820).

Первый в ходе Войны за Независимость прославился тем, что сформировал собственный суд в округе Бедфорд и внедрял порядок и закон посредством веревки. Жертвами наведения порядка обычно становились сторонники английского короля. К чести Чарльза Линча надо сказать, что он не вешал всех попавших к нему на суд без разбора, а сначала выслушивал суть дела и принимал решение. К тому же, в обстановке тогдашнего хаоса ему удавалось поддерживать относительный порядок. Не стоит забывать, что в стране фактически шла гражданская война - вопреки сусальным голливудским киноверсиям тех событий, вроде фильма "Патриот", американцы в массе своей вовсе не горели желанием встать и сбросить колониальное ярмо. Многие поддерживали англичан, ну а о том, что любителей поживиться в обстановке смуты найдется немало, и упоминать не стоит.

Второй Линч, плантатор, также прославился внесудебными расправами, но в основном над рабами-неграми. Обвинять Уильяма Линча в животном расизме бессмысленно - он был человеком своего времени, и для него, как и для подавляющего большинства американского населения, негр и белый являлись принципиально разными существами. Плантатор Линч верил, что он защищает закон и содержит свои "одушевленные вещи" (именно так тогда воспринимали негров) в должном порядке. Опять же не стоит представлять его маньяком, который начинает каждое свое утро с жестокой казни кого-нибудь из рабов - раб в первую очередь являлся ценным имуществом, и просто так разбазаривать его не позволял элементарный здравый смысл.

Как указано в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона «происхождение термина в точности неизвестно. Американские лексикографы обыкновенно относят происхождение обычая к виргинскому фермеру XVII в. по имени Линч, который, поймав преступника, обыкновенно расправлялся с ним собственной властью, наказывая его плетьми. Он же, если верить преданию, по просьбе соседей исполнял у них должность судьи для ускоренного наказания преступников.

Этой же версии придерживаются авторы статьи «Линчевание в США» с факультета международных отношений СПбГУ со ссылкой на американские источники: «Понятие «суд Линча» или линчевание произошло от имени Чарльза Линча, землевладельца в Вирджинии, в 1790 году. Линч проводил расправу над нарушителями закона. Рабовладельцы часто осуществляли расправу над своими рабами, но понятие линчевание включало в себя больше, чем расправа над рабом. Жители брали на себя роли судьи, присяжных и палача и казнили преступников толпой.

Другие исследователи названия суда Линча производят от Джемса Фицстефена Линча, который, будучи мэром в Гальвэе (в Ирландии), в 1493 г., по преданию, "повесил собственного сына своего за обман и убийство путешественников, не руководствуясь военным или гражданским законом, а в добрый пример для потомства.

Третье объяснение исходит из англосаксонского устарелого глагола linch - "бить палицей", "бичевать" и т. п., которое в сродном с первоначальным значении сохранилось у переселенцев в Америке, как и многие другие слова, давно уже вышедшие из употребления в Великобритании.

Большая Советская Энциклопедия сообщает четвертую версию, что «по наиболее распространённой версии, термин "суд Линча", вошедший в употребление в 18 в., связан с именем американского полковника-расиста Линча (Lynch). В годы Войны за независимость Линч командовал батальоном стрелков в штате Виргиния, где законные суды фактически не действовали. Он самочинно создал суд, который жестокими методами расправлялся с преступниками и главным образом с политическими противниками. В октябре 1782 был принят специальный закон, признавший действия Линча незаконными, однако направленность его деятельности не была осуждена.

Эту версию поддерживают и другие исследователи - суд «связан с именем американского полковника. В годы Войны за независимость полковник Линч командовал подразделением стрелков в штате Вирджиния, где законные суды фактически не действовали. Он создал суд, который жестокими методами расправлялся с преступниками. В октябре 1782 был принят специальный закон, признавший действия Линча незаконными».

В соответствие с другими версиями термины «суд Линча» или «линчевание» (англ. lynching , the Lynch law ), имеют отношение к нескольким американским историческим лицам по фамилии Линч (один, Чарльз Линч, судья, практиковал линчевание во время Войны за независимость ; другой, Уильям Линч, капитан, ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях - но не смертной казни - в году).

Как это часто бывает, имя собственное дало жизнь имени нарицательному. В России премьер Петр Столыпин "подарил" свою фамилию вагону для арестантов, а с легкой руки журналистов в обиход вошло понятие "столыпинский галстук" - то, на чем вешали бунтовщиков в 1905-1906 годах. То же случилось и с Линчами - их фамилия превратилась в глагол "линчевать", появились понятия "суд Линча" и "право Линча". Линчеванием постепенно стали называть в принципе всякий самосуд, как связанный с жестокими издевательствами над осужденными, так и нет. Речь шла о расправе в отсутствие представителя законной власти, например, шерифа или окружного судьи, которую устраивал отдельный человек, или группа людей, взявшие на себя право вершить суд, при попустительстве и открытом одобрении агрессивно настроенной толпы зрителей.

СУД ЛИНЧА ИЛИ ЛИНЧЕВАНИЕ как «первая система уголовных наказаний»

Несмотря на то, что вокруг имени исторического прародителя термина велись и ведутся споры, "Судом Линча" стали называть сам факт самосуда, а всю систему неписаных правил линчевания - "правом Линча". "Суд Линча" наиболее широко был распространён в США с конца XIX века до 1930-х годов. По данным американского автора Фрэнка Шея, которые он приводит в книге "Судья Линч", в США с 1882 по 1951 годы было официально установлено 4730 случаев линчевания, из которых 3657 касаются негров.

Как информирует Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, «в благоустроенных старых штатах закон Линча почти никогда не применяется, но в западных штатах бывают случаи его применения, особенно во времена сильного возбуждения народного, когда законная мера наказания кажется слишком слабой и медленной сравнительно с преступлением. Так, напр., в Висконсине замечено было увеличение случаев суда Линча, когда законом там отменена была смертная казнь. Весьма широко распространен был закон Линча еще недавно в Калифорнии, Орегоне, Неваде, Канзасе, Колорадо и др. Группа граждан под названием "комитетов бдительности", "регуляторов", "людей права и порядка" и т. п. производила расправу с большой суровостью, наказывая конокрадов, грабителей на больших дорогах, мошенников наравне с убийцами. Кое-какие формы следствия при этом соблюдались, но случаи оправдания были редки; наказывали обыкновенно повешением. Закон Линча был первой системой уголовных наказаний, особенно во вновь заселяемых местах, близ приисков и т. п., где быстрый рост населения предшествовал установлению твердых норм общежития, а обилие всяких негодяев (desperadoes, "отчаянных") вызывало обуздание их со стороны преданной порядку части населения.

Какова же была эта первая система уголовных наказаний?

Рабовладельцы часто осуществляли расправу над своими рабами, но понятие линчевание включало в себя больше, чем расправа над рабом. Жители брали на себя роли судьи, присяжных и палача и казнили преступников толпой. Расправы собирали тысячи зрителей, становясь своего рода спектаклем.

Линчевание получило распространение в годы Гражданской Войны. Сначала на суд Линча попадали чернокожие, затем и белые. Все зависело от места проживания. На юге в большинстве случаев жертвами становились чернокожие. На западе – белые. Во второй половине 19 века были популярны «комитеты бдительности» (Vigilante groups), члены которых были убеждены в неспособности законов США остановить преступность. "Бдительные" сами казнили нарушителей закона.

Как утверждается, действия судьи Чарльза Линча (в отличии от Уильяма Линча) во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей.

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х , когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны северных дельцов, т. н. карпетбеггеров, а чернокожее население , объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-Клукс-Клан , члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-Клукс-Клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е , но террор против негров не прекратился.

До сих пор с линчеванием обычно ассоциируется деятельность Ку-Клукс-Клана. Действительно, на протяжении многих лет члены этой организации безнаказанно убивали чернокожих, виновных в преступлениях или невинных.

Наряду с неграми, хотя и гораздо реже, линчеванию подвергались и белые англо-американцы, а также другие меньшинства, прежде всего итальянцы (по подозрению в сотрудничестве с мафией), евреи , англоязычные католики .

Как это ни удивительно, но со времен Войны за Независимость и примерно до последней трети XIX века линчевание было не очень распространено. Положение изменилось после Гражданской войны 1861-1865 годов. После того как главнокомандующий армиями Юга генерал Роберт Ли капитулировал, Север установил на покоренном Юге жестокий оккупационный режим, попавший в учебники истории под названием "периода Реконструкции". Для самих южан политика "восстановления" Юга стала самой черной полосой за всю историю Америки. Практически все белое население Юга было поражено в правах и рисковало попасть в тюрьму за пустяковый проступок. В то же время агенты "Бюро по делам свободных людей" объясняли неграм, что они теперь свободны, могут делать, что хотят, и им за это ничего не будет. Горечь поражения, ненависть к победителям-северянам, слом привычного миропорядка, в котором "негр знал свое место", соединившись в гремучую смесь, породили Ку-клукс-клан.

Организация, от скуки придуманная бывшими офицерами-южанами, не преследовала поначалу никаких политических целей. Но постепенно она перешла к "защите белых людей от распоясавшихся негров". Отчасти в этом был смысл - получившие свободу вчерашние рабы просто не знали, что с ней делать, а потому пускались во все тяжкие, напиваясь и буяня. При этом федеральное правительство старалось не обращать на подобные выходки особого внимания. Правосудие в свои руки взяли люди в белых балахонах. Тем не менее, Клан в своем стремлении насаждать террор в какой-то момент перешел все границы - даже его предводитель, генерал Натан Форрест, официально отказался от членства в Клане.

С распоясавшимися неграми, которыми Клан был недоволен, поступали просто - их могли схватить средь бела дня на улице или в доме, притащить к ближайшему дереву и вздернуть или просто застрелить. С белыми, опозорившими себя, поступали иначе - приглашали на тайный суд, проходивший обычно ночью, где-нибудь в лесу. Судили как мужчин (в основном за политические взгляды), так и женщин (за связь с неграми). Обвиняемый мог покаяться в содеянном, и порой это устраивало клановский суд. Ну а если он или она упорствовали, то расправа была жестокой. Женщину могли остричь в знак позора, избить кнутом или выжечь на теле клеймо. Наиболее упрямых вешали.

Но если Клан, с именем которого понятие "линчевание" слилось практически воедино, пытался придать хоть какую-то видимость законности своим судилищам, то в других случаях не было и этого. Так, в 1893 году в Техасе толпа в несколько тысяч человек собралась поглазеть на казнь умственно неполноценного негра, обвиненного в убийстве ребенка (причем явных доказательств того, что именно он совершил преступление, не было). Жертву долго истязали раскаленной докрасна кочергой, и после других, не менее жестоких, пыток сожгли на костре. Толпа свистела и улюлюкала. После чего довольные зрители разошлись по домам.

Жертвами линчевания становились не только негры. На Диком Западе линчевали в основном похитителей скота. Поскольку край был действительно диким, то убийство человека там могло сойти с рук, но вот за кражу коня или угон коровы вешали беспощадно. В 9 из 10 случаях "судьи" не затрудняли себя доставкой обвиняемого в ближайший город, где мог быть шериф или судья - выбиралось дерево повыше и веревка покрепче. В пустынных районах жертву могли завести в пустыню, раздеть, связать руки и бросить на произвол судьбы - если повезет, то выберется. Не выбирался никто - без воды, оружия и лошади остаться в живых на дикой территории, полной враждебных индейцев, было невозможно. Одно время на Западе прославился самочинный судья Рой Бин, судивший незатейливо - он клал револьвер по правую руку от себя, а нож - по левую. Вот вам, дескать, Конституция, а вот и Библия - от них и суд.

Линчевали всех - мужчин и женщин, негров и белых, мексиканцев и индейцев, итальянцев и евреев. Линчевали за политические убеждения, за неподобающее поведение, за то, что пошел наперекор общественному мнению, за принадлежность к красным или профсоюзам, за связь с неграми, за "совершенно очевидное преступление" - в принципе за все, что угодно. В Монтане в 1917 году так называемым "комитетом бдительности" был похищен, избит и повешен активист радикальной рабочей организации "Индустриальные рабочие мира" Фрэнк Литтл. В 1918 году толпой в одном из городов Джорджии были убиты 8 негров, а также беременная женщина. Летом 1893 года в Мемфисе толпа взяла штурмом тюрьму, где содержался негр, подозреваемый в убийстве, и казнила его.

Причем линчевание было страшным зрелищем. Преступника могли сжечь на костре, бить камнями и палками до смерти, ему могли отрубить конечности и т.д.

Линчевание осуществлялось обычно через повешение , однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке. В 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в , но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х .

Линчевание представляет собой форму самосуда. От других внесудебных расправ, когда подозреваемого банально вешали или топили, линчевание отличается особой жестокостью. Перед смертью над жертвой издевались, изощренно мучили, да и сама казнь порой была на редкость немилосердной - избитого в кровь человека могли волочить на веревке за лошадью, пущенной вскачь. Считается, что жестокие внесудебные расправы были занесены в Америку из Англии. Так, с берегов Туманного Альбиона в Новый свет занесли традицию казнить посредством обмазывания дегтем и вываливания в перьях. Это только на первый взгляд выглядит странной, пусть и жестокой забавой. Дело в том, что деготь предварительно разогревали, поэтому тот, кого им обмазывали, почти всегда умирал от ожогов. Были и другие способы, гораздо более жестокие.

Согласно статистике 1921 года, представленной Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения, в период между 1889 и 1918 годами 3,224 человек было подвергнуто линчеванию. Из них 2,522 были чернокожими.

Примером линчевание может служить один страшный случай. В мае 1916 года состоялся суд над семнадцатилетним чернокожим Джессом Вашингтоном (Jesse Washington), который убил белую женщину. На суде он сознался в убийстве и был приговорен к повешению. После этого многие из присутствующих на суде перепрыгнули через перила, схватили осужденного и стали избивать его палками, лопатами и кирпичами. Его раздели и избивали прямо напротив здания властей города Уэйко (штат Техас). Был подготовлен костер, жертву сожгли на глазах у 15 тысяч человек. Некоторые из «зрителей» отрезали пальцы рук и ног в качестве сувенира. Останки подростка были помещены в мешок, который затем повесили на столб под одобряющие возгласы толпы.

Журналистка Ида Уэллс (Ida Wells) провела исследование линчеваний и опубликовала результаты в местных газетах. Результаты были следующие: из 728 чернокожих, казненных толпой, почти 70 процентов было убито за незначительные правонарушения. В 1889 году она написала письмо президенту У. Маккинли с просьбой о вмешательстве федеральных властей в решение проблемы линчевания на юге. В 1909 году была образована Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. Эта организация развернула кампанию против линчевания.Двадцать третьего января 1906 года в г. Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщин. Полиция арестовала Эда Джонсона (Ed Johnson). Пять недель Джонсон был в предварительном заключении. Все это время полиция опасалась линчевания подозреваемого. Шестого февраля 1906 года состоялся суд над Джонсоном. Его признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям. Затем его повесили на мосту, а в его тело еще много раз стреляли. Верховный Суд США впервые в истории разбирал дело о линчевании. Были найдены виновные и приговорены всего к 60 дням тюремного заключения!

В соответствие с Большой Советской Энциклопедией «с середины 20 в. линчевание приобрело откровенно классовый характер и чаще выступает в виде прямого убийства негров и прогрессивных деятелей. "Л. с." особенно провоцируется такими крайне правыми, профашистскими организациями, как ку-клукс-клан , Общество Дж. Бэрча и т. п.»[i]

На протяжении двадцатого века линчевание пошло на спад. Но до сих пор происходят случаи линчевания в США. Один из них произошел в 1998 году в г. Джаспер (штат Техас). Тремя белыми мужчинами был убит чернокожий Джеймс Бирд Мл.(James Byrd Jr.).

Некоторые историки, например, Ричард Максвелл Браун (Richard Maxwell Brown) считают, что убийства на почве ненависти и групповые убийства, произошли от линчевания.

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от «бесчинств» негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Нельзя, конечно, сказать, что правительство США полностью закрывало глаза на подобные безобразия. Например, президент Вильсон в 1918 году обратился к соотечественникам с просьбой прекратить суды Линча. Всего за отмену линчевания выступали семь президентов, однако убедить сенат принять закон против самочинных расправ им не удавалось.

Борьбу с линчеванием под давлением общественного мнения начали президенты-демократы (хотя Демократическая партия США традиционно была связана как раз с рабовладельческим Югом, а многие её деятели и с Ку-Клукс-Кланом) Ф. Д. Рузвельт (который в не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей) и особенно Г. Трумэн . После Второй Мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-Клукс-Клана, и каждый раз подлежащей расследованию. Уничтожение законов Джима Кроу и уравнение негров в правах при Кеннеди и Л. Джонсоне лишили массовые акции против негров правовой поддержки.

Линчевание продолжалось в Америке до 1960-х годов. После этого линчевание перестали классифицировать как отдельное преступление, а начали рассматривали как убийство с отягчающими обстоятельствами. При этом не стоит забывать, что внесудебные расправы чинились порой при полном попустительстве местных властей. Даже если линчевателей и судили, то зачастую оправдывали.