Проекта: «Без Тукай балалары. Педагогический проект «Творчество Г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9» города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

Татарстан республикасы Әгерҗе муниципаль районы Әгерҗе шәһәре

«9 нчы балалар бакчасы» муниципаль системасындагы мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

«Без - Тукай балалары»

воспитателя по обучению татарскому языку

Ахметзяновой Рафисы Рафисовны

г.Агрыз,2015г.

Паспорт проекта «Без Тукай балалары»
Название проекта: « Без Тукай балалары».

Вид проекта: творческий, познавательно-игровой.

Продолжительность: краткосрочный (10.04.2015 г.-27.04.2015 г.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: приобщение русскоязычных детей к культуре татарского народа через продолжение знакомства с литературным наследием татар.
Задачи проекта:


  • Продолжить знакомство с творчеством великого татарского поэта Габдуллы Тукая.

  • Развивать умение правильно понимать смысл татарских произведений.

  • Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.

  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).

  • Создать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

  • Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

В целях реализации программы по внедрению УМК и НРК планирование и реализация комплекса мероприятий по более глубокому изучению творчества татарского народного поэта Г. Тукая, создавшего множество произведений именно для детей, является особо важным.

Актуальность проекта подчеркивается и тем, что его произведения несут в себе не только культурную, но и воспитательную ценность.

Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия. Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект « Без Тукай балалары».
Проект “ Без Тукай балалары” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.


  • работа с детьми

  • работа с воспитателями

  • работа с родителями
Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, сроки проведения и ответственные.

Значимость проекта « Без Тукай балалары» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодейстие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Материально-техническое обеспечение: реализация проекта осуществляется на базе музыкального зала, с использованием мультимедийных средств, компьютеров; совместно с Детской библиотекой города Агрыз, Краеведческим музеем города Агрыз, МКУ «Управление образования».

Этапы реализации проекта:


Этапы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1этап-подготовительный

-создание творческой группы;

Обсуждение целей и задач проекта;

Создание необхо-

димых условий для реализации проекта;
- подходы к взаимодействию с сотрудниками библиотеки, музея, с

родителями.

Беседы с детьми о предстоящем празднике.


10.04.2015г.

воспитатели

2этап-

основной


– проведение занятий с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая;

– совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, создание библиотеки, информационные стенды)
– просвещение родителей по вопросам ознакомления с творчеством Г. Тукая;
– создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по приобщению детей к творчеству Г. Тукая;
– разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.


20.04.2015г.-27.04.2015г.

воспитатели

3этап-заключительный

-подведение итогов.

27.04.2015г.

воспитатели

Образовательные области и задачи.

Образовательные области

задачи

Социально-коммуникативное

Формирование представлений у детей о честности, правдивости, доброте и отзывчивости посредством произведений Габдуллы Тукая.

Познавательное

Знакомство с известным татарским писателем Г.Тукаем, расширение знаний о его творчестве. Формирование у детей познавательного интереса, интеллектуального развития, через знакомство с писателями татарского народа.

Речевое развитие

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.

Художественно-эстетическое

Формирование певческих навыков на основе песен татарского поэта Г.Тукая «Туган тел», «Бала белән күбәләк”.

Физическое

Ознакомление детей с татарской народной игрой “Түбәтәй”.

Совершенствование двигательных умений и навыков детей через элементы татарского национального танца. Формирование правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.

Ожидаемые результаты:
- получение и закрепление знаний о жизни и творчестве татарского поэта Г. Тукая;

Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
- воспитание в русскоязычных детях устойчивого интереса к татарской культуре;

Пополнение наглядно-дидактической и мультимедийной базы ДОУ;

Понимание родителями важности семейного чтения.

Творческий, познавательно-игровой проект

с детьми средних, старших и подготовительных групп

«Без Тукай балалары»
План реализации проекта


Дата проведения

Мероприятия с детьми

Ответственные лица

с 20.04. 27.04.

ОД в средних, старших и подготовительных группах на тему «Без – Тукай балалары».

воспитатели

по обучению татарскому языку


с 20.04-

Вечерние громкие чтения «Путешествие в мир книг, полный чудес Г. Тукая»

воспитатели

с 20.04- 27.04

Книжная выставка для детей в группе и в кабинете татарского языка «Тукай – детям»

воспитатели по обучению татарскому языку,воспитатели групп

21.04.2015г.

Встречи с библиотекарем в детском саду:
– «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая»
(старшая группа);
– «О чем нам рассказывают книги Габдуллы Тукая?»(подготовительная группа).

воспитатели по обучению татарскому языку,воспитатели групп,библиотекарь.

22.04.2015г.

Посещение мероприятия в центральной детской библиотеке, посвященного творчеству Габдуллы Тукая (подготовительные группы).

воспитатели групп,родители,библиотекарь.

22.04.2015г.

Конкурс юных чтецов известных стихотворений Г. Тукая.

воспитатели по обучению татарскому языку,

воспитатели групп.


23.04.2015г.

Экскурсия в краеведческий музей города на экспозицию памяти великого татарского поэта (подготовительные группы)

воспитатели групп

23.04.2015г.

Музыкальная деятельность: разучивание песни «Туган тел».

воспитатели по обучению татарскому языку,музыкальные руководители.

24.04.2015г.

Выставка рисунков по произведениям Габдуллы Тукая

Старший воспитатель, воспитатели

по обучению детей татарскому языку


27.04.2015г.

Конкурс поделок по произведениям Габдуллы Тукая с участием родителей.

старший воспитатель, воспитатели

по обучению детей татарскому языку, воспитатели групп


27.04.2015г.

Литературно-музыкальное развлечение для старших и подготовительных групп «Без Тукай балалары».

воспитатели

по обучению детей татарскому языку, музыкальные руководители


График мероприятий для воспитателей

20.04.2015г.

«Круглый стол» с участием воспитателей.

старший воспитатель,

20.04-27.04

Методическая копилка(разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая).



21.04.2015г.

Консультация «Как знакомить дошкольников с жизнью и творчеством Г. Тукая?»

воспитатели по обучению татарскому языку

20.04-27.04

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.

воспитатели по обучению татарскому языку,воспитатели.

20.04-27.04

Подбор книг Г.Тукая в библиотеки групп.

воспитатели групп

27.04.2015г.

Выставка «Все о Габдулле Тукае».

воспитатели по обучению татарскому языку,воспитатели.

График мероприятий для родителей

21.04.2015г.

Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая (выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети);



21.04.2015г.

Консультации:
– «Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»;
– «Советуем прочитать книги Габдуллы Тукая».

воспитатели по обучению татарскому языку,родители.

22.04.2015г.

Целевая экскурсия в библиотеку (совместно дети подготовительной группы и родители)

воспитатели групп,родители.

23.04.2015г.

Акция «Подари книгу Габдуллы Тукая детскому саду»

воспитатели групп,родители.

24.04.2015г.

Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая»

воспитатели по обучению татарскому языку.

20.04-27.04

Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению

атрибутов, игрушек-персонажей произведений Г. Тукая.




27.04.2015г.

Участие родителей в празднике, посвященном дню рождения поэта.

воспитатели по обучению татарскому языку,воспитатели групп,родители.

Используемая литература:


  1. Зарипова З.М.”Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду”.-Казан:Беренче полиграфия компаниясе,2013.

  2. Раушан көзге: Татар балалар әдәбиятыннан хрестоматия.-Казан:Мәгариф,1993.

  3. Закирова К.В.,Мортазина Л.Р. Әй,уйныйбыз,уйныйбыз...Балалар бакчасында хәрәкәтле уеннар (методик кулланма).-Казан:Беренче полиграфия компаниясе,2013.

  4. Нигъмәтуллина Г.Г.”Туган телем-Тукай теле” Балалар бакчалары тәрбиячеләре,музыка җитәкчеләре,ата-аналар өчен методик ярдәмлек.-Яр Чаллы,2009.

  5. Закирова К.В.Балачак аланы:балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия.-Казан:РИЦ, 2011.

  6. Тукай Г. «Әкиятләр”.-Казан:Татар.кит.нәшрияты.,2006.

Приложение1.

Без Тукай балалары.

(Рус мәктәпкә әзерлек төркемендә уздырылган

бәйрәм иртәсенең сценарие.)

Дети под песню «Бәйрәм бүген» забегают в музыкальный зал.

Алып баручы: Исәнмесез балалар! Исәнмесез кунаклар! Бер – беребезгә хәерле иртә телик!

Балалар: Хәерле иртә.

Алып баручы : Бүген бездә зур бәйрәм!Бүген Габдулла Тукайның туган көне! В прекрасное весеннее время, когда вся природа оживает появился на свет наш любимый татарский писатель Г.Тукай. Он родился 26 апреля в деревне Кушлавыч, в семье муллы. Детство у него было очень трудное. Маленький Габдулла рано остался сиротой, жил у родных людей, часто голодал. Он прожил очень короткую жизнь – всего 26 лет. Он рано начал писать стихи. Г. Тукай оставил нам много стихов, сказок. Которые учили наши дедушки и бабушки, читали мамы и папы и сегодня мы тоже познакомимся с некоторыми из них.
Ведущая: « Есть аул вблизи Казани

По названию Кырлай,

Даже куры в том Кырлае

Петь умеют… дивный край!»

Кто написал эти замечательные строчки? Да, эти строчки написал наш любимый поэт Габдулла Тукай?

О чем рассказывают его стихи? (о родном крае, языке, о природе, о дружбе)

Алып баручы: Балалар, әйдәгез « Туган тел» җырын җырлыйбыз!

Песня «Туган тел» (дети садятся)

Ведущая: Ребята, а какие стихи вы знаете, татарского поэта Габдуллы Тукая.

Дети: (Счастливый ребенок, Родной язык, Сабыйга, Карлыгач, Гали белән кәҗә, Бишек җыры һ.б.)

Ведущая : Кто сейчас хочет рассказать стихотворение?

Дети рассказывают стихи на татарском языке.

Ведущая: А что еще писалГабдулла Тукай?

Дети: Сказки.

Ведущая: Правильно, сказки - әкиятләр. Вспомним героев сказки Шүрәле!

Дети: Шүрәле, Былтыр, и друзья Шурале.

Алып баручы: Балалар Былтыр нинди?

Дети: Ул көчле, ул батыр, ул яхшы, ул әйбәт, ул зур.

Звучит музыка, Входит Былтыр.

Былтыр: Исәнмесез, балалар!

Минем исемем – Былтыр,

Тукай әкиятеннән мин

Сез шуны беләсезме?

Алып баручы: Исәнме, былтыр, Исәнме!

Рәхим ит бәйрәмебезгә!

Былтыр: Әйдәгез, бергәләп күңел ачыйк әле, уйнык, көч сынашыйк әле.

Алып баручы: Әйдә, Былтыр. Безнең малайларыбыз, бик көчле.

Былтыр: Минем Янга ике малай чыксын, Капчык киеп йөгерәбез.

(2 тапкыр уйнала).

Ә хәзер капчык белән бәрешәбез. Кем җиңә? (2 тапкыр)

Сез бик әйбәт, җитез балалар икәнсез, Ә мин китәм инде сау булыгыз!

Алып баручы: Җәй көне эссе һавада

Мин суда йөзәм, коенам.

Чәчрәтәм, уйныйм, чумам

Башым белән суны сөзәм.

Балалар, ә мин сезгә кайсы әкияттән өзек укыдым?

Су анасы әкиятеннән.

Нишләптер Су анасы әле күренми безнең бәйрәмебездә? Әйдәгез бергәләп чакырып карыйк:

Су анасы,(2)

Су төбендә ниләр бар.

Кил бире чык,(2)

Безнең белән уйнарга.

Музыка яңгырый. Су анасы керә, бии һәм тарагын онытып калдыра.

* Малай чыга – таракны ала. Малай таракны бирә.

Су анасы: Син бик әйбәт малай икәнсең, мәрхәмәтле, рәхмәт сиңа. Сезгә мин тарагым ошыймы? Әйе беләм, ошый. Әйдәгез уен уйнап алабыз!

« Тарак» уены .

Су анасы: Дус, тату булыгыз. Беркайчан да алдашмагыз. Әтиләрегезгә һәм әниләрегезгә дөресен генә әйтегез. Башка кеше әйберләренә беркайчан да тимәгез! Ә миңа китәргә вакыт. Сау булыгыз!

Звучит музыка, входит Шурале .

Ведущая: Какой ужасный, злой и страшный

Наяву, а не во сне.

Пришел лохматый, безобразный

К нам в детский садик шурале

Шурале: Я всем известный Шурале

Я не плохой поверьте.

Любимое мое занятие –

Всех щекотать до смерти.

У меня 10 пальцев безобразных, острых, длинных, прямых. Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать, заставляя хохотать.

Ведущая: Друзья не бойтесь лешего

Чертей и домовых

Все это только выдумки

Не стоит верить в них.

Шурале: Ах, вы не верите? Ну что ж

Поклялся я что буду мстить

О, род ваш человечий!

Джигит Батыр мне в том лесу

Все пальцы изувечил…

Ведущая: Послушай, если ты из сказки, что Тукай когда – то сочинил то знай, что дети Татарстана очень тебя любят…каким бы страшным ты не был.

Песня «ШУРАЛЕ»

(Выбегают дети)


  1. Много сказок и поверий
Ходит по родной земле

И о джинах, и о пэри

И о страшных Шурале.

2 Правда ль это? Бесконечен,

Словно небо, древний лес.

И не меньше, чем на небе.

Может быть в лесу чудес.

3 Мы с тобой давно знакомы

Шураленой - дус лесной

И тебе мы не боимся

Ну скажи, ведь ты не злой? (гладит шурале)

Шурале: Ой, совсем я растерялся

И не знаю как мне быть?

Шёл сюда я злой, сердитый

Чтоб человеку отомстить.

А всему добрые ребята

В этом садике живут

Приветливые встречают всех

Рисуют и поют.

Ведущая: Полюбуйся, как красиво

Нарисован Шурале.

Посмотри, рисунки эти.

Нравятся они тебе?

Шурале : Ой, какие чудесные рисунки? Меня нарисовали, какой я красивый. Мне очень и очень нравится.

Ведущая: Шурале, а некоторые достойны подарков.

Шурале: Я люблю дарить подарки. (хвалит детей, вручает подарки)

Ведущая: А теперь скорее в круг.

Мы – друзья и ты наш друг.

Не будем мы скучать

Давайте же танцевать.

Татарский народный танец.

Шурале: Мне понравилось у вас

Все хорошее я вижу.

Приходите в гости в лес.

Я вас не обижу.

А теперь мне в лес пора

До свидания, друзья!

Сау булыгыз!

Алып баручы: Сау бул, Шурале! Д о свидания, Шурале.

Наш праздник заканчивается.Праздник вам понравился? Да!

А какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?(ответы детей).
-Праздник удался,все ребятки постарались Молодцы! Ну а сейчас мы посмотрим мультфильм по произведению Г. Тукая «Кончил дело, гуляй смело!»

Приложение 2.

ОД по татарскому языку для русскоязычных детей

"Габдулла Тукай әкиятләренә сәяхәт "

Цели и задачи занятия:

*Продолжить знакомство с детскими годами Г.Тукая.

*Вспомнить произведения великого поэта, написанные им для детей.

*Воспитывать любовь и интерес к творчеству великого татарского поэта.

*Активизировать разговорную речь детей, уметь правильно отвечать на вопросы, составлять диалог и закрепление новых понятий.

*Воспитывать интерес и уважение к истории татарского народа и её традициям. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину, свой народ. Воспитание уважительного отношения к старшим.

Әкият иленә сәяхәт.

Балакайларым, исәнмесез!

Исәнмесез, кадерле кунаклар!

Менә сездә килеп җиткәнсез.

Безнең балаларның шау тормышын

Күреп китик дигәнсез!

Бүген бездә кунаклар бар, әйдәгез алар белән дә исәнләшәбез һәм аларга елмаябыз!

Балалар.

Исәнмесез, кунаклар!

Хәлләрегез ничек?

Мин – әби. Авылда яшим. Шәһәргә кунакка килдем.

Сандыкта ниләр барын беләсегез киләме? Карагыз һәм игътибар белән тыңлагыз.

Дети посмотрите, что это за сундук, на вид он очень красивый.

Может откроем и посмотрим что там?

(Под музыку открывается крышка сундука)

Бабушкин сундук хранит искусные изделия.

Славились они давно у народа моего.

Әбиемнең сандыгында сакланмый ниләр генә.

Әйдәгез сорыйк үзеннән, ачып күрсәтсен әле.

Как прекрасны тюбетейки, посмотри же, как блестят.

Вышивали канителью Джигита нашего наряд.

Балкып тора тюбәтәйләр

Энҗе бөртекләр белән.

Бу түбәтәй! (кабатлыйлар)

Алмаз кил күрсәт балаларга, киеп куй. Бик килешә, нинди матур!

Тагын бар әле монда!

(3-4 баланы чакырырга)

Я калфак пурпурный свой вышью нитью золотой.

Гибкий стебель изогнется и цветок к листку прильнет.

Бәрхетләрдән тегелгән ука белән чигелгән,

Нәкышләре көмешләргә, алтыннарга күмелгән.

Бу калфак! (кабатлыйлар)

Таня күрсәт балаларга, киеп куй. Шундый матур кыз булдың!

Тагын бар әле монда!

(3-4 баланы чакырырга)

Бик сөйкемле балалар булдыгыз! Уйнап алабызмы?

Давайте поиграем в игру “Тюбетей”

(“Түбәтәй” уены. )

Утырыгыз урыннарыгызга.

Сандыкта тагын нәрсәдер бар, карыйк әле.

(Әкият китаплары ала, такта янына куя)

Бу китап. (кабатлыйлар )

Китапта әкиятләр яши. Бу “Су анасы әкияте”, бу “Кәҗә белән сарык әкияте”, бу “Шүрәле” әкияте. Бу әкиятләрне безгә Габдулла Тукай язган.

Когда наступает Весна - солнышко улыбается, весело журча бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев – в апреле месяце, каждый год мы вспоминаем великого татарского поэта Габдулла Тукая. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего пять месяцев от роду, когда умер отец. Вскоре умирает и мать...

До девяти лет Габдулла жил в деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку... На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. В родном крае Габдуллы Тукая чтят традиции татарского народа. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания. С детства унаследовал Тукай любовь к песне, к народному языку. Чистота и напевность родной речи проникали в душу ребенка с самыми первыми детскими впечатлениями, радостными были они или горькими.

Жизнь его оборвалась рано. Его именем названы села, районы, красивейшие улицы в городах. Стихи его превратились в песни. О нем созданы поэмы, драмы, романы, симфонии...

Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года – и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...

В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живет шурале. Но его герои не омрачают жизнь людей, скорее это наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.

(Звучит музыка “Шурале”, выход Шурале)

Чү, монда кемдер бар?!

Шүрәле.

Исәнмесез, саумысыз!

Нигә ишек ачмыйсыз?

Шакый, шакый арып беттек,

Нигә каршы алмыйсыз?

Балалар,әйдәгез исәнләшик әле. Бу кем икән? (Диалог)

Шүрәле.

- Исәнмесез! - Мин Шүрәле.Урманда яшим.Син кем?

Исәнмесез. Мин Таня (берничә баланы сорап чыга, кытыклый).

Погоди Шурале, не хулигань, а лучше поиграй с нами.

(Җыр-уен “Шурале”)

Шүрәле.

Сез нинди яхшы балалар. Миңа монда бик ошады.

Вы очень хорошие дети. Мне с вами очень понравилось.

Но уже пора возвращаться.

Шүрәле без сиңа әкият китабы бүләк итәбез. Укы. Сау бул.

Шүрәле.

Рәхмәт сезгә. Җәй көне кунакка килегез. Мин сезне тәмле җиләкләр, чикләвекләр белән сыйлармын! Сау булыгыз!

Тагын нәрсә бар икән сандыкта?

(Музыка уйный,сандык ачыла) .

Күчтәнәчләр бар икән. Бу кош теле (күмәк кабатлау ). Яратып ашагыз.

Миңа да китәр вакыт җитте.

Сандыгымны күрдегез,

Бик күп нәрсә белдегез.

Сау булыгыз, балалар! Сау булыгыз, кунаклар!

Автор проекта

Хайруллина Танзиля Тагировна

Название проекта

"Габдулла Тукай - 125-летие великого татарского поэта"

Визитная карточка проекта

Краткая аннотация проекта

В целях увековечения памяти и творческого наследия, в честь 125-летия великого татарского поэта Габдуллы Тукая Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов 11 февраля подписал Указ об объявлении 2011 года Годом Габдуллы Тукая в Республике Татарстан. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован. Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия. 26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект. Цели и задачи проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания). Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Основополагающий вопрос, проблемные вопросы проекта

Как кто-то может жить вне времени (пережить свое время)? В каком виде до нас дошли произведения великого татарского поэта Г. Тукая? Как глубоко повлияло творчество поэта на современную татарскую литературу?

План проекта

Вводная презентация; Распределение учащихся на группы; Анкетирование; Презентация проекта; Выставка книг Г. Тукая; Коллективное чтение произведений поэта; Проведение теста.

Вводная презентация учителя

Творения Тукая вдохновили художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание произведений искусства. Стихи его стали поистине народными, строки легли в основу крылатых фраз и афоризмов. Они, наряду с сурами Корана, несли своё Слово в шамаилях, превращались в музыку, олицетворяя "моң" - душу народа... Каждый народ в ту или иную эпоху рождает своего Поэта, миссия которого - стать олицетворением его гения, души. В Древней Греции им был Гомер, в средневековой Италии - Данте, в Англии -Шекспир, в Германии - Гёте, в России - Пушкин. Для татарского народа таким поэтом стал Тукай, поэзия которого зазвучала в унисон со струнами народной души. Тукай вошел в историю татарской литературы как великий поэт, заложивший основу новой национальной поэзии, как один из основоположников современного татарского языка. Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Он умер в возрасте 27 лет, оставив после себя свыше 10 тысяч стихотворных строк (более 400 стихов, 9 поэм), около 50 листов прозы (350 рассказов, очерков и воспоминаний). Тукай. Габдулла Тукаев. Кто же он для нас? Это народный поэт, который, кажется, вошел в наше сознание чуть ли не с молоком матери. Так рано его познают татары. Но не только татарам он близок: все тюркские народы. как России, так и всего мира почитают его как своего поэта. Стихи и поэмы Тукая опубликованы на десятках языков мира разных континентов.

Для татар творчество этого поэта – что для русских творчество А.С.Пушкина. Правда, в последние годы больше говорили и писали о творчестве героического Мусы Джалиля. Конечно, его творения очень ценны для нас. Но он поэт своей эпохи - советской, большевистской. Мы воспитывались на произведениях именно советских пролетарских писателей и поэтов: А.Твардовского, М.Шолохова, М.Джалиля и многих других. Наш менталитет сформировали именно они. Тукай же более многогранен, обширен. Он не только поэт и писатель, но и публицист. Его творчество проникнуто классикой средневековой татарской, и мировой поэзии 19-го века, политикой и философией эпохи начала 20 – го века.

Умер Тукай в 1913 году очень молодым, прожив всего 27 лет. Но каждый его год стоил бы 10 лет жизни иного поэта. Так трудолюбив и плодотворен он был. Сколько бы он ещё сотворил, если бы прожил дольше.!

А родился он в деревушке Кушлавыч Казанской губернии в 1886 году. Очень рано осиротел и воспитывался то у дальних родственников, а то и у совершенно чужих людей. Излишне будет напоминать, сколько жизненных тягот испытал мальчик, с раннего детства лишённый материнской любви и отцовской заботы и защиты. Не это ли явилось одной из причин его ранней кончины. Тем не менее, благодаря своему неуемному стремлению познать мир, он сумел закончить и медресе, приравненное к вузу, и получить образование в русской школе, что для того времени являлось редкостью для татарской молодёжи.

Читая его произведения, знакомясь с его творчеством, понимаешь, что жизнь обошлась с ним так круто, что он очень рано повзрослел, и к 17-18 годам уже стал не только поэтом, но и Гражданином с устоявшимся мировоззрением, со своими взглядами и мыслями об обществе. Притом гражданином, активно влияющим на умы и чувства людей через свои стихи, поэмы и публицистику.

О чем же писал Тукай? В его произведениях присутствует, конечно, и лирика, в том числе и любовная, и сатира на все происходящее в жизни России и города Казани того времени и многое другое. Смело разоблачал и высмеивал всех, кого он считал лицемерами, ловкачами за то, что свое призвание и деятельность по возрождению татарской нации они превращали в личный бизнес.

Удивляет то, что «господин Тукаев», как называли этого очень молодого поэта, обладал кругозором зрелого человека, политика, государственного деятеля. Он чутко реагировал на судьбоносные события бурного времени 1905 – 13 годов. Этой эпохи зарождения демократии в России и появления парламентаризма. А затем последовавшие за этим годы реакции. Все факты тех дней отражены в его стихах, проходя через призму тукаевского особого мировоззрения.

Касался Тукай в своих произведениях и национального вопроса, справедливо сетуя на горькую судьбу татарского народа. Горечь и боль за свой народ присутствуют в его стихах: «Шурале», «Пар ат», «Аллюки» и другие. Недаром на его стихи сложены народом многочисленные песни. А песня «Туган тел» фактически является национальным гимном татар. В целом национальная тематика заняла в творчестве Габдуллы Тукая значительное место.

Однако, глобализм менталитета не позволил Габдулле Тукаю «зациклиться» только на национализме, хотя и на добром и справедливом, он поднялся на высоту понимания общероссийских и мировых проблем. Вот, что об этом пишет он в стихотворении «Надежды народа в связи с Великим юбилеем», посвященном 300-летию династии Романовых: …Здесь в России мы заметны, Есть наш след.

Чисто наше зеркало судьбы,

Там пятен нет.

Спели с русскими

Свою жизнь соловьем,

Власть меняли и царей

С копьем, с дубьем…

(все приведённые отрывки стихов даны в переводе автора данного материала).

Его волнуют те же проблемы, что и всех россиян, все человечество: неустроенность жизни людей, бедность, забитость и так далее. Его слова о несправедливости и горестной судьбе людей не могут не потрясти:

…Осень. Ночь. Не спится. Ветер

Воет, плачет за окном.

Нет, не ветер: плачут люди,

Чуя голод, смерть кругом.

Там - богатые старухи

Тонут в злате,

Но в чужом.

Здесь - голодная девица

Плачет о куске ржаном…

(стих. “Весенние ветры»)

Политические события начала 20-го века отражены во многих его стихах. Для примера приводим фрагмент стихотворения «Государственной думе» (оно пелось в народе на мелодию одной шуточной песни). В нем передано чувство разочарования российского народа в работе первого парламента России, которая так и не поставила перед собой задачу улучшения жизни простого народа:

…Самый важный генерал

Показал тебе кукиш.

Ах, милашка, - Дума, Дума,

Ты, выходит, зря сидишь.

Обещала волю, землю,

Где свобода, где надел?!

Ах ты, думный депутат,

Отчего так оробел?...

Не правда ли, уважаемый Читатель, эти его слова очень актуальны и для сегодняшней действительности России.

Как и у большинства талантливых людей, судьба великого поэта сложилась предельно трагично. Он никогда не имел своего крова, а также семьи. Несколько предсмертных лет прожил один в крохотной неотапливаемой комнатушке номеров «Болгар» в Казани, фактически греясь возле «буржуйки». Тукай, скорее всего, редко, когда ел досыта. У него ничего в личной жизни не сложилось, даже горячая любовь его к девушке была безответна.

Впрочем, он, кажется, и не добивался ничего для себя лично. Но, наверное, он был счастлив тем, что служил своему народу до последней минуты своей жизни, пока не упал замертво в припадке чахоточного кашля в больнице Клячкина в городе Казани. Недаром на похороны «господина Тукаева» собрались татары со всего города.

Цель : познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Г. Тукая.

Задачи:

  • Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов
  • Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду. Воспитывать умение удивляться красоте родной природы
  • Расширять представления родителей о татарской детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Актуальность проекта: В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.

Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай. В апреле 2011 года исполняется 125 лет со дня его рождения. С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности Тукая.

Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем.

Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Габдуллы Тукая.

Вид проекта: долгосрочный, творческий.

Срок реализации: 11.01.11. – 29.04.11.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатели по обучению детей татарскому языку, инструктор по физкультуре), родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

  • Данный проект позволит получить знания о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая.
  • Возрастёт интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
  • Повысится компетентность педагогов в области знаний творчества Г. Тукая.
  • Проявятся творческие способности детей и родителей в разных видах деятельности.
  • Пополнится предметно-развивающая среда групп книгами с произведениями Габдуллы Тукая.

Этапы проекта.

I этап (11.01.11. – 31.01.11.) Подготовительный. Провести анкетирование родителей. В группах обсудить цели и задачи проекта. Воспитателям создать условия в группах для реализации проекта.

II этап (01.02.11. – 26.04.11.) Реализация основных видов деятельности по проекту. Презентация.

III этап (26.04.11. – 29.04.11.) Итоговый сбор и обработка практических материалов

Планирование и организация деятельности.

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

I этап - подготовительный

Анкетирование родителей

Воспитатели

«Круглый стол» с участием воспитателей

Обсудить цели и задачи проекта

Воспитатели по обучению детей татарскому языку

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеку групп книгами

Родители, воспитатели

Оформление родительского уголка

Просвещать родителей

Воспитатели по обучению детей татарскому языку, воспитатели

II этап - основной

Мероприятия с участием детей

Тематические занятия, посвященные жизнедеятельности Г. Тукая

Помочь детям осознать значения творчества Г. Тукая и величие его личности

Воспитатели, Воспитатель по обучению детей татарскому языку

Ознакомление с произведениями поэта по возрастным группам

Помочь детям понять содержание и суть произведений. Воспитать доброе отношение к их героям

Старший воспитатель

04.04. – 12.04.11

Конкурс на лучший рисунок по мотивам произведений поэта

Предавать в рисунках свое отношение к содержанию и поступкам героев

Воспитатели

18.04. – 22.04.11

Экскурсия в библиотеку

Вызвать положительные эмоции от увиденного и услышанного

Воспитатель подготовительной группы

Конкурс на лучшее чтение стихов Г. Тукая

Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений

Инсценировка произведений

Г. Тукая – театрализованный конкурс

Развивать творческие способности в театральной деятельности. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Прослушивание музыкальных произведений на стихи Г. Тукая

Через музыкальные произведения привить интерес к творчеству Г. Тукая, развивать эстетический вкус.

Музыкальный руководитель

04.04. – 26.04.11

Праздник посвященный юбилею поэта (на двух языках)

Использовать нравственный потенциал худ. произведений Г. Тукая. Пробудить в душе ребенка чувства любви к природе, труду, чувства дружбы

Мероприятия с участием сотрудников

Консультация для воспитателей по ознакомлению детей с творчеством поэта

Изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства

Габдрахманова

Разучивание песни «Туган тел»

Способствовать повышению интереса к татарскому языку, звучанию слов, запоминанию слов

Музыкальный руководитель, Воспитатель по обучению детей татарскому языку

Выступление на педагогическом часе о жизнедеятельности Г. Тукая

Помочь осознать значение творчества Г. Тукая, «величие его личности»

Габдрахманова С. Р., Хуснутдинова А. С.

Викторина по произведениям поэта

Викторина – развитие мышления у детей

Габдрахманова С. Р., Хуснутдинова А. С.

Мероприятия с участием родителей

Консультация «День рождения Г. Тукая»

Вызвать интерес к творчеству татарского поэта Г. Тукая, помочь родителям открыть перед ребенком мир поэзии, воспитывать трудолюбие.

Габдрахманова С. Р., Хуснутдинова А. С.

Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению

атрибутов, игрушек-персонажей произведений Г. Тукая

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети?

Воспитатели, родители

02.04. – 15.04.11.

Участие родителей в празднике, посвященном юбилею поэта

Развивать внимание, воображение, зрительную память. Стимулировать у детей проявления творчества.

Воспитатели, родители

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Земляничка» Зеленодольского муниципального

района Республики Татарстан

Подготовила: Яковлева Назия Адыевна, воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ № 12

Актуальность проекта

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда» .

Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект .

Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Цель проекта

Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
  3. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  4. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания) .
  5. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
  6. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
  7. Ожидаемые результаты проекта:
  8. Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
  9. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  10. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.
  11. Активное участие родителей в реализации проекта.
  12. Понимание родителями важности семейного чтения.
  13. Срок реализации – апрель месяц.

Стратегия достижения поставленных целей

  1. работа с детьми
  2. работа с воспитателями
  3. работа с родителями

Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, цели мероприятий, сроки проведения и ответственные.

В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, поисковая деятельность, экскурсии, театрализованная деятельность, презентация книг, создание книжных закладок, буклетов с рекламой творчества Г. Тукая.

Участниками проекта являются воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада, воспитатели, родители.

Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту появились новые направления в совместном сотрудничестве с педагогами ДОУ и семьей по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Этапы реализации проекта