Конфиденциальная информация компании. Конфиденциальная информация

конфиденциальная информация - это сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их правообладателя.

Учет (регистрация) конфиденциальных документов, прежде всего, преследует цель сохранности документов и фиксации их местонахождения. Поэтому, основная цель учета конфиденциальных документов– обеспечение их физической сохранности, комплектности и целостности, контроль за доступом к ним персонала, проверка реального наличия документов и аналитическая работа по осведомленности персонала о содержании документов.

В отличие от открытых документов конфиденциальные документы (на любом носителе) учитываются сразу при поступлении или перед изготовлением черновика документа, т. е. до рассмотрения, распределения или согласования и подписания

Учет конфиденциальных документов всегда централизуется по категориям документов и делится на несколько видов, так называемых учетов, соответствующих стадиям технологической обработки документов в документопотоках и обеспечивающих четкое распределение учетных операций на каждом участке обработки документов. Это позволяет дробить знание тайны организации между несколькими независимыми работниками и осуществлять коллегиальность при контроле за сохранностью документов на каждом участке.

В организациях, как правило, ведутся следующие виды учета конфиденциальных документов:

1) учет конвертов (пакетов), содержащих конфиденциальные документы, а также учет документов, поступающих без конвертов, по телеграфной, факсимильной связи и электронной почте с грифом конфиденциальности;

2) учет поступления документов, не имеющих грифа конфиденциальности, но отнесенных к конфиденциальным документам в перечне конфиденциальных документов организации;

3) учет входящих документов;

4) учет исходящих и внутренних документов;

5) инвентарный учет документов;

6) номенклатурный учет дел.

При любом виде учета, как и при учете обычных документов, выполняются следующие процедуры:

2) первичная регистрация исходных сведений о документе;

3) последующая запись рабочих сведений о документе;

4) формирование справочно-информационной картотеки по документам;

5) контроль процесса полноты и правильности регистрации документов, сохранности документов и учетных форм.

Основой индексирования конфиденциальных документов является валовая нумерация всего потока документов в течение календарного года. Это гарантирует сохранность записи исходных сведений о документе и сохранность документов. К номеру документа может добавляться смысловой индекс, идентифицирующий дело, в котором будет храниться документ.

Сведения, включаемые в учетную форму, при регистрации конфиденциальных документов делятся на два блока. Первый блок фиксирует постоянные (исходные) сведения о документе (вид документа; наименование автора; дату; индекс; краткое содержание документа; количество листов; наличие и количество листов приложений.). Второй блок фиксирует переменные, текущие, рабочие сведения о движении документов и местонахождении документов (резолюцию руководителя; фамилию исполнителя; дату передачи документа; роспись за документ; различные отметки.).

Служба делопроизводства для регистрации исходных и рабочих сведений о конфиденциальном документе чаще всего применяет традиционную карточную форму учета документов. Однако, одним из ее серьезных недостатков является отсутствие определенной гарантии в сохранности учетных карточек в картотеке и возможность их легкой подмены. В связи с этим возникает необходимость учета карточек и ведения с этой целью специальной учетной формы

При карточной форме учета на каждый конфиденциальный документ заполняются один – два экземпляра регистрационной карточки.

При заполнении одного экземпляра карточки она учитывается в контрольном (контрольно – учетном) журнале, обеспечивающем последовательность присвоения документам учетных номеров, контроль за наличием документов и карточек, ускорения их поиска и внесения отметок о местонахождении документа. В журнале напротив учетного номера документа указывается фамилия исполнителя, расписавшегося в карточке за получение документа.

При заполнении двух экземпляров карточки все указанные сведения фиксируются во втором экземпляре карточки, а функцию контрольного (контрольно – учетного) журнала выполняет валовая (нумерационная) учетная картотека.

Значительное место в обработке конфиденциальных документов занимает инвентарный (списочный, перечневый) учет следующих конфиденциальных документов

1) не включенных в номенклатуру дел и не подлежащих подшивке в дела;

2) изъятые по какой либо причине из дела, переведенные на выделенное хранение и образовавшие самостоятельное дело, папку, альбом;

3) технические носители информации (чистые и с записанной информацией);

4) бумажные носители информации особо ценных документов для составления черновиков, оригиналов и подлинников документов;

5) при необходимости – журналы учета документов и учетные картотеки, книги выдачи дел и документов, законченные производством дела.

Инвентарный учет конфиденциальных документов ведется непрерывно. Номера каждого года продолжают номера предыдущих лет. Инвентарный номер указывается на документе в верхнем левом углу на первом и титульном листах.

На основе применяемых регистрационных форм создается справочно-информационный банк данных, предназначенный для контроля за сохранностью документов, накопления и систематизации исходных данных о документах, внесения в учетные формы рабочих сведений в процессе исполнения документов, обеспечения контроля исполнения и проверки наличия документов.

Доступ к конфиденциальной информации санкционируется руководством организации только в письменном виде в виде распорядительного документа либо визы на служебной записке или определенном конфиденциальном документе.

Особенностью использования конфиденциальной информации является то, что не потребитель определяет, какая информация ему нужна и какой информацией он может пользоваться, а руководитель, санкционирующий доступ к ней. Это обеспечивает то, что тайну организации знает только ограниченный круг лиц и разглашение отдельной ее части не наносит серьезного вреда деятельности организации.

Реализация разрешительной системы доступа к документам основывается на анализе их содержания, которое является главным критерием однозначного определения кто, как, когда и с какими категориями документов имеет право ознакомиться и работать.

Любое обращение к конфиденциальному документу, ознакомление с ним в любой форме обязательно фиксируется в учетной карточке документа и на самом документе в виде соответствующей отметки и подписи лица, который обращался к документу. Этот факт указывается также в карточке осведомленности сотрудника о тайнах организации.

При рассмотрении документов руководитель организации в целях защиты информации обязан решать задачи:

1) принятия решения по составу исполнителей, допускаемых к документу;

2) исключения возможности ознакомления с документом посторонних лиц в процессе своей работы с документом;

3) исключение возможности кражи или копирования документов посетителями, техническим и обслуживающим и другим персоналом;

4) исключения возможности утечки информации по техническим каналам при обсуждении документа по незащищенным каналам связи;

5) обеспечения физической сохранности всех частей документа.

Передача (прием) документов руководителю, исполнителям осуществляется только под роспись в журнале учета конфиденциальных документов либо по передаточному журналу сотрудником службы ДОУ.

Все полученные руководителем или исполнителем конфиденциальные документы в обязательном порядке вносятся им в опись документов, находящихся у исполнителя. Опись предназначена для проверки наличия документов, записи отметок службы ДОУ о возврате документов и постоянно хранится у исполнителя.

Прием – передача конфиденциальных документов производится полистно с целью проверки комплектности документа, его состояния и исключения возможности подмены отдельных листов документа.

Работник службы ДОУ, принявший возвращенный документ, делает отметку в учетной карточке документа, в описи исполнителя и одновременно делает отметку о новом местонахождении документа в контрольном журнале.

Таким образом, в процессе учета, распределения, рассмотрения, передаче документов исполнителям и приеме их обратно выполняется весь комплекс технологических операций, как обычного документооборота, так и ограничительных операций защищенного документооборота.

Под исполнением конфиденциального документа , как и обычного, понимается процесс документирования управленческого решения и действия исполнителей по выполнению заданий, предписываемых документом или резолюцией руководителя организации. Но в отличие от исполнения открытых документов исполнение конфиденциальных документов представляет собой стадию, насыщенную процедурами и этапами защищенного документооборота, основными из которых являются:

1) установление грифа конфиденциальности сведений, подлежащих включению в будущий документ;

2) оформление и учет носителя для документирования конфиденциальной информации;

3) составление, изготовление и издание конфиденциального документа.

Особенностью исполнения конфиденциальных документов является то, что по отношению к ним система защиты конфиденциальной информации начинает функционировать не после издания (подписания) конфиденциального документа, а заблаговременно, т. е. до создания будущего документа.

При составлении конфиденциального документа следует установить, является ли используемая информация конфиденциальной и какой уровень грифа конфиденциальности ей необходимо присвоить в случае издания (подписания) документа.

Основой присвоения издаваемому документу грифа конфиденциальности составляют перечень конфиденциальных сведений и документов организации и требования партнеров.

Разрешением на отправку конфиденциального документа является подписанное руководителем организации сопроводительное письмо к документу или разрешительная запись, сделанная лично руководителем в учетной форме, если документ отправляется без сопроводительного письма.

При подготовке документа к отправке на лицевой стороне конверта (пакета) обозначается гриф конфиденциальности, адресные реквизиты и номера вложенных документов. На оборотной стороне конверта (пакета) в местах склеивания ставятся печати организации. Конверты с конфиденциальными документами адресатам курьерами под роспись за получение в разносной книге, реестре или в расписке.

При отправке конфиденциальных документов заказными и ценными почтовыми отправлениями используют двойное пакетирование документов (вкладывание конверта в конверт). При этом, гриф конфиденциальности и другие реквизиты ставятся на внутреннем конверте, который опечатывается и при необходимости прошивается. Внешний конверт оформляется как при отправке обычных документов в соответствии с почтовыми правилами. Факт отправки конфиденциальных документов подтверждается почтовыми реестрами.

Конверты для отправки конфиденциальных документов должны быть светонепроницаемыми, прочными, исключающими возможность вскрытия места склейки.

"

Конфиденциальная информация есть практически во всех организациях. Это может быть технология производства, программный продукт, анкетные данные сотрудников и др. Применительно к вычислительным системам в обязательном порядке конфиденциальными данными являются пароли для доступа к системе.

Конфиденциальность информации – это гарантия доступности конкретной информации только тому кругу лиц, для кого она предназначена.

Конфиденциальная информация – это информация, на доступ к которой имеет право ограниченный круг лиц.

Если же доступ к конфиденциальной информации получает лицо, не имеющее такого права, то такой доступ называется несанкционированным и рассматривается как нарушение защиты конфиденциальной информации. Лицо, получившее или пытающееся получить несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, называется злоумышленником .

Например, если Саша отправил Маше письмо по электронной почте, то информация в этом письме является конфиденциальной, так как тайна личной переписки охраняется законом. Если Машин брат, взломав пароль, получил доступ к Машиному почтовому ящику и прочитал письмо, то имеет место несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, а Машин брат является злоумышленником.

Обеспечение конфиденциальности информации является наиболее проработанным разделом информационной безопасности.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы, то есть отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектом отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите, как всякое материальное имущество собственника. При этом собственнику предоставляется право самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним. Закон также устанавливает, что «конфиденциальной информацией считается такая документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом федеральный закон может содержать прямую норму, согласно которой какие-либо сведения относятся к категории конфиденциальной информации или доступ к ним ограничивается. Так, федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» напрямую относит к категории конфиденциальной информации персональные данные (информацию о гражданах). Закон РФ «О банках и банковской деятельности» ограничивает доступ к сведениям по операциям и счетам клиентов и корреспондентов банка.

Однако не, по всем сведениям, составляющим конфиденциальную информацию, применяется прямая норма. Иногда законодательно определяются только признаки, которым должны удовлетворять эти сведения. Это, в частности, относятся к служебной и коммерческой тайне, признаки которых определяются Гражданским кодексом РФ и являются следующими:


 соответствующая информация неизвестная третьим лицам

 к данной информации не установлено на законном основании свободного доступа

 меры по обеспечению конфиденциальности информации принимает собственник информации.

Конфиденциальная информация подразделяется на:

· предметную,

· служебную.

Предметная информация - это сведения о какой-то области реального мира. которые, собственно, и нужны злоумышленнику, например, чертежи подводной лодки или сведения о месте нахождения Усамы Бен-Ладена. Служебная информация не относится к конкретной предметной области, а связана с параметрами работы определенной системы обработки данных. К служебной информации относятся в первую очередь пароли пользователей для работы в системе. Получив служебную информацию (пароль), злоумышленник с ее помощью может затем получить доступ к предметной конфиденциальной информации.

Нарушение каждой из трех категорий приводит к нарушению информационной безопасности в целом. Так, нарушение доступности приводит к отказу в доступе к информации, нарушение целостности приводит к фальсификации информации и, наконец, нарушение конфиденциальности приводит к раскрытию информации.

Этот аспект информационной безопасности стал исключительно актуальным в последнее время в связи с принятием ряда международных правовых актов по защите интеллектуальной собственности. Данный аспект касается в основном предотвращения нелегального использования программ.

Так, например, если пользователь устанавливает на свой компьютер нелицензионную систему Windows, то имеет место факт нарушения защиты информации.

Кроме того, данный аспект касается использования информации, полученной из электронных источников. Эта проблема стала наиболее актуальной в связи с развитием сети Интернет. Сложилась ситуация, когда пользователь Интернет рассматривает всю размещенную там информацию как свою личную собственность, и пользуется ей без каких-либо ограничений, зачастую выдавая за собственный интеллектуальный продукт.

Например, студент «скачивает» из Интернета реферат и сдает преподавателю под своей фамилией.

Законодательные акты и правоприменительная практика, касающиеся данной проблемы, пока находятся в стадии становления.

Следует отметить, что хотя во всех цивилизованных странах на страже безопасности граждан (в том числе информационной) стоят законы, но в сфере вычислительной техники правоприменительная практика пока развита недостаточно, а законотворческий процесс не успевает за развитием технологий, поэтому процесс обеспечения информационной безопасности во многом опирается на меры самозащиты.

Следовательно, необходимо представлять, откуда могут исходить и в чем состоять угрозы информационной безопасности, какие меры могут быть предприняты для защиты информации, и уметь грамотно применять эти меры.

Конфиденциальность информации - понятие объемное. Оно охватывает разные отрасли экономики и сферы общественной жизни, для каждой из которых есть свои особенности правового регулирования. Предлагаем вашему вниманию обзор российского законодательства, который поможет разобраться в том, какие данные следует отнести к конфиденциальной информации и какие законы определяют сохранность конфиденциальности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), в широком понимании информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она подразделяется на:

  • информацию, свободно распространяемую;
  • информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  • информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Говоря о нормативном регулировании работы с информацией ограниченного доступа, важно помнить, что ограничения на доступ к такой информации устанавливаются только федеральными законами (ст. 5, п. 2 Закона об информации). Законодательно установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.

Законодательство РФ в области государственной тайны и конфиденциальной информации

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В Законе об информации дается определение конфиденциальности информации , под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Виды конфиденциальной информации

Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К ней относятся:

  1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
  4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
  6. Секрет производства (ноу-хау), то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Персональные данные

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14), где, в частности, говорится, что работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ, где говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат (ст. 12).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства

Нормативно-правовые акты:

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ

Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. Так, в ст. 161-162 определено, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению . Они могут быть преданы огласке лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, влечет уголовную ответственность.

Служебная тайна

Нормативно-правовые акты:

  • Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»

Служебные сведения ограниченного доступа (служебная тайна) составляют один из видов конфиденциальной информации. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 определяет служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» установлен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.

Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное указанным документом, относит к служебной информации ограниченного распространения несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Положение также устанавливает порядок организации документооборота документов ограниченного распространения.

Важно! На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1
  • Федеральный закон от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»
  • Уголовный кодекс Российской Федерации

К конфиденциальной информации относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др.

Порядок обращения и порядок доступа к информации, составляющей различные виды профессиональной тайны, регламентируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в определенных сферах деятельности.

Адвокатская тайна. Например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит ст. 8 «Адвокатская тайна», в которой установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В связи с этим адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Нотариальная тайна. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ст. 5) установлено, что при исполнении служебных обязанностей нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных в документе. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Врачебная тайна. В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» установлено, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом.

Тайна переписки. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (ст. 15) содержит положения, направленные на защиту тайны связи: тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Тайна связи не подлежит разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 138) влечет уголовную ответственность.

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью

Нормативно-правовые акты:

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничивается, составляет коммерческую тайну. Определение коммерческой тайны дает Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Закон «О коммерческой тайне» устанавливает виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну . Это информация, содержащаяся:

Закон устанавливает меры организационного характера, обеспечивающие защиту документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. В том числе законом установлен гриф ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну: «Коммерческая тайна».

Секрет производства (ноу-хау)

Нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Последним видом рассматриваемой нами конфиденциальной информации является секрет производства (ноу-хау). Статья 1465 ГК определяет секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В настоящее время проводится реформа гражданского законодательства. Проектом ГК РФ предлагается изменить содержание понятия секрета производства. В связи с поправками к Гражданскому кодексу РФ о секрете производства соответствующие изменения будут вноситься и в Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В результате этого применение режима коммерческой тайны станет возможным не только в отношении секретов производства, но и тех сведений, которые не являются оборотоспособными, но обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам.

В.Ф. Янковая

заместитель директора ВНИИДАД

Общие сведения

Главное положение описывает единый подход к конфиденциальности и является главным руководящим звеном, который обязателен для исполнения всех сотрудников:

  • Список данных, которые составляют коммерческую тайну. Список конфиденциальных данных, список персональных данных сотрудников и тд
  • Ограничение свободного доступа к такой информации
  • Документы по поводу использования и передачи конфиденциальной информации
  • Ограничение на копирование конфиденциальной информации на носители
  • При необходимости, использование технических/организационных/программных мер для защиты конфиденциальной информации, которые не нарушают законодательство страны
  • Должна определятся ответственность за несоблюдение режима сохранения конфиденциальности

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-03 «Об информации, информатизации и защите информации»
  • Закон РФ от 29 июля 2004г. №98-Ф3 «О коммерческой тайне»
  • Закон РФ от 10 января 2002г. №1-Ф3 «Об электронной цифровой подписи»
  • Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001г. №197-Ф3 «Трудовой кодекс РФ»

Режим конфиденциальности - организационные, правовые и технические меры, принимаемые предприятием.

Конфиденциальные данные - данные о предметах, лицах, фактах, процессах независимо от формы, составляющие коммерческую тайну, которые охраняемые законодательством страны, и нормативными актами и документами предприятия.

Передача конфиденциальной информации - обладатель в документированном виде доводит до сотрудников конфиденциальную информацию, в установленном порядке законов. Конфиденциальный документ - зафиксированная на материальном носителе конфиденциальная информация с реквизитами, которая разрешает ее идентифицировать.

Гриф конфиденциальности -бывают следующие:

  • Коммерческая тайна - вид грифа конфиденциальности для документов, которые имеют данные и составляют коммерческую тайну предприятия
  • Персональные данные - вид грифа на документы, которые содержат персональные данные сотрудников
  • Для внутреннего пользования - вид грифа конфиденциальности для документов, которые имеют другую защищаемую информацию

Ограничительные отметки: отметки которые ограничивают доступ к данным.

Схема отнесения информации к категории конфиденциальной

Конфиденциальная информация предприятия может состоять из:

  • данных, определяющие коммерческую тайну
  • персональных данных сотрудников предприятия
  • других данных, на которых наложен гриф конфиденциальности

К конфиденциальной информации можно относить:

  • данные о событиях, фактах жизни сотрудника, которые разрешают идентифицировать его личность
  • данные подпадаемые под законодательство страны, находящиеся в руках предприятия
  • техническую, организационную или другую предпринимательскую информацию:
    • которая может обладать потенциальной или действительной коммерческой ценностью
    • к которой нету доступа в паблике
    • по отношению которой, владелец видит в ней ценность

Информация действительно имеет ценность, если она:

  • имеет сведения об увеличения доходов
  • об избежание убытков
  • другую выгоду
  • содержащаяся в реестрах государства
  • данные о деятельности предпринимателя, лицензии и другие документы, которые указывают на данный вид деятельности
  • Все что связанно с федеральным бюджетом, и теми вещами, на которые были потрачены эти деньги
  • О состоянии противопожарной безопасности, экологической, и тд.
  • О численности сотрудников, о наличии свободных мест
  • О задолженности по выплате заработной плате и другим выплатам
  • о нарушении законов страны и их последствиях
  • О условиях приватизации объектов государственной собственности, о участниках составление договоров приватизации
  • о списке лиц, которые имеют без доверенности выступать от имени юридического лица

Уровень конфиденциальности данных должен соответствовать тяжести ущерба, которые может быть нанесен предприятию или его сотрудниками. Под ущербом понимают расходы, которые потратит на: восстановление нарушенного права, утраты, повреждение, не полученные доходы.

Схема доступа к документам и конфиденциальной информации

Допуск сотрудников предприятия к конфиденциальным данным реализуется с помощью приказа главного директора по безопасности предприятия. Допуск сотрудников к конфиденциальной информации возможен только после подписания трудового договора.

Права лиц, допущенных к конфиденциальной информации

Сотрудники, которые допущенные к конфиденциальной информации, должны:

  • реализовывать режим конфиденциальности
  • не разглашать конфиденциальную информацию в течении трех лет после окончания трудового договора
  • сразу же сообщать высшему руководству о факте разглашения или об известной угрозе разглашения конфиденциальной информации
  • Если сотрудник виновен в факте разглашения, должен возместить убытки
  • Отдать все материальные носители предприятию с конфиденциальной информацией после прекращения трудового договора

Сотрудниками, допущенных к конфиденциальной информации ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

  • вести разговоры относительно конфиденциальной информации по незащищенным каналам связи, использовать не документированные средства защиты
  • использовать конфиденциальную информацию в открытых статьях, выступлениях
  • реализовывать фото или видео съемки в помещениях, где проводятся работы с конфиденциальной информацией

Алгоритм обращения с конфиденциальной информацией

  • Учет конфиденциальных документов
  • Оформление конфиденциальных документов

Режим конфиденциальности при работе в информационной системе определяется Положением о порядке и организации работ по защите конфиденциальной информации. При размещении конфиденциальной информации на переносном носителе, гриф конфиденциальности указывается на бумажной этикетке. Отпечатанные и подписанные документы передаются для регистрации. Черновики уничтожаются. Каждая копия конфиденциального документа имеет такую же значимость как и оригинал. Копия также регистрируется, имеет свой номер в общем списке.

Должна быть реализована сохранность конфиденциальной информации. Она должен быть размещена в специальных помещениях ограниченного доступа.

Алгоритм транспортировки конфиденциальной информации другим предприятиям

Передача контрагентам конфиденциальной информации возможно при подписании ими «Соглашение о конфиденциальности». Если же агенту не хватает какой-то информации, он обращается к ген. директору безопасности предприятия.

Контроль поддержания режима конфиденциальности

Контроль реализации режима конфиденциальности на предприятии создан для изучения и оценки состояния защищенности конфиденциальных данных, выявление недостатков и выявление нарушений режима. Контроль реализации режима поддерживает заместитель ген. директора безопасности предприятия.

Проверка исполнения режима проводит комиссия (отдельные люди) назначаемые ген. директором предприятия. Комиссия имеет право подключать сторонних специалистов по согласованию с директором. Проверяющие имеют право знакомится со всеми документами, проводить консультации. Подразделение, в котором проводилась проверка, реализует план по устранению выявленных недостатков. План согласовывается с зам. ген. директора по безопасности предприятия.

Проведения служебного расследования по фактам разглашения конфиденциальной информации

Для проведения служебного расследования, не позднее, чем следующий день после факта обнаружения факта утечки приказом ген. директора создается комиссия не менее 3 человек. Члены комиссия имеют право:

  • реализовывать осмотр помещения и мест где находились конф. документы
  • опрашивать сотрудников
  • привлекать дополнительных людей, которые не заинтересованны в исходе дела по согласованию ген. директора

Служебное расследование должно проводится максимально в короткие сроки.

Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации - нюансы составления и подписывания

При устройстве на работу нередко могут попросить помимо трудового договора подписать и соглашение о конфиденциальности информации.

Пугаться этого не стоит: это всего лишь одна из мер обезопасить бизнес. Ведь в умелых руках полученные в результате ведения трудовой деятельности сведения могут стать причиной закрытия компании.

Например, узнав о поставщиках дешевой мебели, бывший сотрудник может начать свой бизнес и причинить тем самым материальный убыток бывшему работодателю.

Когда возникает обязательство о неразглашении

Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

Во время трудоустройства на некоторые должности обязательство подписать новым сотрудником соглашения о неразглашении информации – способ обезопасить свой бизнес.

Ведь сегодня, во время сильнейшей конкуренции на рынке все больше следует заботиться о защите своих коммерческих тайн: методов привлечения большего потока клиентов, выгодных поставщиков и т. п.

Кроме того, составление и подписание подобного договора может стать необходимым при устройстве в:

  • полицию;
  • службу безопасности банковских учреждений;
  • ЧОП и т. п.

Соглашение о неразглашении

Соглашение о конфиденциальности информации – один из видов договоров, заключаемых между сотрудником и работодателем.

Составляется оно на бумаге формата А4 в количестве экземпляров, равных числу сторон договора. Конечный документ – заверенный печатью компании и подписями участников соглашение.

Составление договора начинается с оформления «шапки» документа, где указываются:

  • наименование соглашения;
  • город составления бумаги;
  • дата оформления договора.

После идет информация об участниках сторон: наименование компании, полное ФИО сотрудника и руководителя организации, то есть о тех, кто должен хранить конфиденциальную информацию и кто требует об этом.

Главная часть документа – какую информацию нельзя разглашать сотрудником и в течение какого периода. В этом разделе работодатель должен подробно расписать все считающиеся секретными данные. Также здесь не помешает упомянуть, какая ответственность будет наложена на работника за несоблюдение условий договора.

Заключительный пункт – подписание документа сторонами соглашения, указания даты расписки и проставление печати компании.

Договор о конфиденциальности и неразглашении

Договор о коммерческой тайне

Общество с ограниченной ответственностью «ФинансРесурс», далее именуемое как «сторона-1», в лице генерального директора Сидорова Алексея Ивановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Зайцева Арианна Степановна, именуемая в дальнейшем как «сторона-2», с другой стороны, а именуемые вместе «стороны» подписали договор о нижеследующем:

… (здесь четко прописываются все требования работодателя)

В случае несоблюдения сторонами обязательств по договору предусмотрена такая ответственность:

… (перечисляется что будет за это каждому из сторон).

Подпись сторон Дата

Ответственность за разглашение

За разглашение российским законодательством предусмотрено 3 вида ответственности:

  1. Дисциплинарная.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Под первым вариантом подразумевается ответственность от устного замечания вплоть до расторжения трудового договора с сотрудником.

Но предпринять такие меры допустимо работодателем только после проведения специальной проверки, в ходе которого обнаружилось, что работник имеет отношение к утечке информации.

Административное наказание предусматривает наложение штрафных санкций на «проболтавшегося». Для рядовых сотрудников ее сумма равна 500-1000 рублей, для должностных лиц – 4-5 тысяч рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена лишь в исключительных ситуациях. Например, при добыче коммерческой, налоговой либо банковской информации путем угроз сотрудникам, хищения документации и т. п. За это нарушителю придется раскошелиться на сумму до полумиллиона рублей либо лишиться свободы сроком до 7 лет.

Желание защитить юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями коммерческую тайну вполне естественно. Ведь разглашение такой информации может стать причиной падения спроса на продукцию, сокращения продаж и, вообще, ликвидации компании.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет особенности подписания соглашения о неразглашении конфиденциальной информации:

Виды конфиденциальной информации по закону РФ

Конфиденциальная информация в любых ее формах и видах тщательно охраняется законом от несанкционированного доступа к ней посторонних лиц. Поэтому последствия разглашения таких сведений более чем серьезны – вплоть до уголовной ответственности, которая в том числе выражается и в лишении свободы. Подробнее о том, что такое конфиденциальность и чем грозит ее нарушение, читайте в настоящей статье.

Конфиденциальность информации: что это значит

Статья 5 закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ подразделяет любые сведения, находящиеся в распоряжении граждан, госорганов и юридических лиц, на общедоступные и данные с ограниченным или запрещенным доступом.

К последним могут относиться сведения, составляющие государственную тайну, или конфиденциальная информация .

Важно: доступ к каким-либо информационным объектам может ограничиваться или запрещаться исключительно в соответствии с федеральным законом.

Виды конфиденциальной информации

Все виды сведений, сохранность которых защищается на законодательном уровне, перечислены в одноименном перечне, утвержденном Указом Президента России от 06.03.1997 № 188. Так, в соответствии с документом, к категории конфиденциальной информации относятся:

  • персональные данные гражданина – любые сведения о событиях, фактах и обстоятельствах его частной жизни;
  • сведения, составляющие служебную тайну – данные, доступ к которым ограничен уполномоченными государственными органами в соответствии с нормами гражданского законодательства (к этой категории отнесена в том числе информация, составляющая налоговую тайну);
  • информация, охраняемая Конституцией России и известная ограниченному кругу лиц в связи с исполнением ими профессионального долга (профессиональная тайна);
  • данные, сохранность которых устанавливается с целью извлечения дохода, защиты от конкуренции или получения иной выгоды (коммерческая тайна);

Важно: служебная и профессиональная тайна не есть равнозначные понятия – доступ к первой могут иметь только отдельные категории государственных и муниципальных служащих, тогда как второй могут располагать лица, не состоящие на госслужбе. Речь идет о сведениях, составляющих врачебную или адвокатскую тайну, тайну исповеди, переписки, телеграфных и почтовых сообщений и т. д.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации

За разглашение конфиденциальной информации законами РФ предусмотрено 3 вида ответственности:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Дисциплинарная ответственность варьируется от устного замечания до увольнения и применяется исключительно по результатам служебной проверки, в ходе которой должна быть установлена причастность работника к утечке сведений, а также его вина в этом.

Административное наказание наступает за разглашение любого вида конфиденциальной информации и, согласно статье 13.14 КоАП РФ, представляет собой штраф в размере от 500 до 1 000 рублей для рядовых граждан и от 4 000 до 5 000 рублей для работников, наделенных организационно-распорядительными полномочиями, то есть должностных лиц.

Уголовное законодательство относится к ответственности за нарушение режима конфиденциальности более избирательно – она применяется при условии разглашения коммерческой, банковской или налоговой тайны. При этом сбор таких сведений, согласно статье 183 УК РФ, должен осуществляться заведомо незаконными путями – посредством подкупа, угроз, хищения документов и т. д.

Наказание зависит от обстоятельств преступления и его последствий – от штрафа до 500 000 рублей до 7 лет тюрьмы.

Статья 183 – не единственная норма УК РФ, предусматривающая ответственность за разглашение конфиденциальных сведений. Например, раскрытие информации о фирме, повлекшее падение стоимости ее акций (инсайдерской информации), подпадает под действие статьи 185.6 УК РФ и грозит виновному немалыми штрафами – от 300 000 до 1 000 000 рублей, а также запретом на замещение определенных должностей в течение 4 лет.

Кроме того, параллельно с любым видом наказания может быть рассмотрен вопрос о привлечении лица, допустившего утечку информации с ограниченным доступом, к гражданско-правовой ответственности. Речь идет об обязанности возместить вред, причиненный в результате разглашения сведений, – как материальный, так и моральный.

Закон РФ 98-ФЗ: полная информация о коммерческой тайне

Федеральный закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в последней редакции 2016 года регулирует отношения, которые связаны с прекращением, установлением или изменением режима соблюдения коммерческой тайны.

Федеральный закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в последней редакции 2016 года регулирует отношения, которые связаны с прекращением, установлением или изменением режима соблюдения коммерческой тайны. Под действие Закона о коммерческой тайне 98-ФЗ попадает информация, имеющая потенциальную или действительную коммерческую ценность для третьих лиц, не обладающих доступом к данным подобного рода. Нормы закона 98-ФЗ распространяются на любую информацию с коммерческой ценностью, независимо от того на каком носителе она находится. Оборот информации, отнесенной к государственной тайне, регулируется Законом РФ о государственной тайне.

О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ,

от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,

от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

  1. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
  2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

2) информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

  1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.
  2. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.
  3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.
  4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

  1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
  2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
  3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

  1. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

(введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

  1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.
  2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Статьи 7 - 9. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

Статья 10. Охрана конфиденциальности информации

  1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

(п. 5 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

  1. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.
  2. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.
  3. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.
  4. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

  1. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 11. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

  1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

  1. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.
  2. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;

3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

  1. Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.
  2. Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
  3. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.
  4. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.
  5. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении

  1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
  2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
  3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

  1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.
  4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.
  5. По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Переходные положения

Грифы, нанесенные до вступления в силу настоящего Федерального закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В законе 98-ФЗ о коммерческой тайне дается подробное определение для информации, которая подпадает под режим коммерческой тайны, для субъектов, которые могут предоставить доступ к таким данным для третьих лиц, а также раскрывается терминологическая разница между доступом и разглашением информации, которая определена как коммерческая тайна. Нормы Федерального закона о коммерческой тайне 98-ФЗ содержат информацию о методах охраны информации, принадлежащей к разряду коммерческой тайны и ответственности за ее передачу лицам без соответствующего доступа.

Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ

Отправить на почту

Разглашение персональных данных 137 УК РФ - указанная статья закона квалифицирует данное деяние как преступное, влекущее за собой уголовную ответственность. Сущность юридического понятия персональных данных, необходимость законной защиты конфиденциальности частной жизни человека, ответственность за разглашение персональных данных - все эти вопросы рассмотрены в нашей статье.

Виды ответственности за разглашение персональных данных

Каждый человек наделен Конституцией РФ правом на сохранение тайны частной жизни (ст. 23). Защита этого права обеспечивается путем выполнения положений ст. 24 Конституции, декларирующей, что сбор и распространение сведений о личной, семейной жизни человека без его согласия незаконны.

Смысл юридического термина «персональные данные» сформулирован в законе «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Это любая информация о различных данных, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу. При этом информация может касаться как определенного физического лица, так и того, кого пытаются определить.

Есть физическое лицо - Иванов Иван Иванович. Очевидно, что указанные личные данные не позволят однозначно установить определенного человека, ведь лиц с такими «параметрами» наверняка очень много. Тем не менее Ф. И. О. - это персональные данные известного нам физического лица.

Информация же «Иванов Иван Иванович, паспорт 45 08 № 123456» позволяет идентифицировать (определить) конкретного человека - выбрать из многочисленной группы одного с точной характеристикой.

Персональные данные включают Ф. И. О., реквизиты удостоверения личности, место и дату рождения, адрес, образование, семейное, имущественное положение, номер страхового свидетельства и другую подобную информацию, относящуюся исключительно к конкретному человеку.

Кадровая служба работодателя в силу своих функций занимается сбором документов работников, формированием их личных дел в целях установленного порядка кадрового учета. Личное дело сотрудника содержит сведения о семейной, личной жизни, должности и сумме вознаграждения за труд, удостоверении личности и пр. Документарный состав личных дел - это персональные данные сотрудников, и наниматель, следуя положениям законодательства, обязан обеспечить их защиту (ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).

Ст. 7 закона № 152-ФЗ закрепляет статус конфиденциальности персональных данных. Указанная статья запрещает в общем случае лицам, имеющим доступ к личной информации, раскрывать эти сведения, не имея на то согласия их обладателя.

Последствия несоблюдения правил трудовой дисциплины, в том числе раскрытия информации, подробно описаны в статье «Дисциплинарный проступок по ТК РФ — понятие и признаки» .

За несоблюдение данной нормы возникает ответственность (ст. 24 закона № 152-ФЗ). Основные ее виды следующие:

  • дисциплинарная - по ТК РФ;
  • административная - по КоАП РФ;
  • уголовная - по УК РФ.

Ст. 81 (о разглашении персональных данных, ставших доступными в связи с исполнением должностных обязанностей) и 90 ТК РФ (о нарушении порядка получения, хранения, обработки информации, имеющей признаки персональной) в качестве максимальной меры ответственности за разглашение персональной информации называют увольнение.

Согласно ст. 13.11 и 13.14 КоАП РФ разглашение персональных данных наказывается административным штрафом.

Уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ

Виновные в неисполнении условий получения, хранения и защиты информации, составляющей персональные данные, могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Ст. 137 УК РФ в качестве состава преступления называет несоблюдение неприкосновенности частной жизни. Обратимся к понятию частной жизни. Ст. 152.2 ГК РФ определяет частную жизнь человека как сведения о его происхождении, месте жительства, личной, семейной жизни и т. д. Список сведений является открытым. Сравнивая понятие частной жизни в гражданском законодательстве и понятие персональных данных в законе № 152-ФЗ, можно сделать вывод об их тождественности.

Умышленные действия, выражающиеся в незаконном сборе, распространении сведений о частной жизни человека без его согласия, признаются преступлением, наказуемым по ст. 137 УК РФ, т. е. влекут за собой уголовную ответственность.

Квалифицирующим признаком данного преступления является факт использования служебного положения при совершении указанных действий.

Уголовная ответственность определяется в виде:

  • либо штрафа;
  • либо обязательных, принудительных или исправительных работ;
  • либо лишения свободы.

Разглашение персональных данных человека без его согласия незаконно и влечет за собой ответственность в соответствии с трудовым, административным, а в случае умышленных действий - уголовным законодательством.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

  • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) 14 марта 1995 года N 33-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года Особо охраняемые природные территории - участки земли, […]
  • Об адвокате Харламов О.А. родился 20 августа 1973 года в городе Ярославле. В 1990 году закон­чил общеобразовательную школу № 1. В адвокатуре Харламов О.А. работает с 2009 года, сначала в должности стажера ад­воката, затем, после успешной сдачи квалификационного экзамена, 20.05.2010 года ему был присвоен статус […]
  • Начало истории Налогового кодекса РФ В 1995 году обнаружилась бесперспективность дальнейшего развития налоговой системы России в рамках старой налоговой политики без кодификации налоговых правоотношений. Требовалось ликвидировать процветающее региональное и местное налоготворчество. С 1 января 1999 года вступила в […]
  • Приказы министерств и ведомств «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на […]
  • СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН «Вор. Закон вне закона» Документальный фильм-расследование "Вор. Закон вне закона" – первая и единственная на сегодняшний день попытка объективно проанализировать такое уникальное социальное явление как "воры в законе". Подобно итальянским мафиози, русские "воры в законе" – элита преступного мира. […]
  • Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 (ред. от 30.06.2015) "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (вместе с "Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных […]
  • Законы московской области о земле Действует ли сейчас Закон МО "О плате за землю в Московской области" № 18/95-ОЗ от 16.06.1995 года? Если есть возможность, пришлите, пожалуйста, текст этого документа в изменениями за сегодняшний момент. Спасибо. 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru Закон Московской области от 16 […]
  • Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1"Об основах федеральной жилищной политики" С изменениями и дополнениями от: 12 января 1996 г., 21 апреля 1997 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., […]

1. Понятие конфиденциальной информации . В действующем законодательстве отсутствует единое понятие конфиденциальной информации, равно как и четкое определение ее структурного состава. Согласно ст. 2 Закона об информации и ст. 2 Закона об участии в международном информационном обмене в качестве конфиденциальной признается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

2. Виды конфиденциальной информации . Указом Президента РФ от 06.03.1997 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. В этот перечень включены:

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами РФ

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна)

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и пр.)

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна)

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них

3. Основные методы правового регулирования конфиденциальной информации . Основными методами правового регулирования конфиденциальной информации являются:

1) установление понятия конфиденциальной информации (напр., согласно Закону коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду)

2) установление сведений, которые составляют конфиденциальную информацию (напр., согласно ст. 857 ГК банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте)

3) установление сведений, которые не могут составлять конфиденциальную информацию (напр., в постановлении Правительства РФ от 03.11.1994 определен перечень ведений, которые не м.б. отнесены к разряду служебной информации ограниченного распространения, в частности, акты законодательства, сведения о чрезвычайных ситуациях, описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес, порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц)

4) установление порядка предоставления конфиденциальной информации государственным органам (напр., согласно Закону обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке)

5) установление запрета действий, которые могут привести к нарушению режима конфиденциальной информации (напр., согласно Закону об адвокатуре адвокат не м.б. вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием)