Лютеранство определение. Основы вероучения евангелическо-лютеранской церкви

ЛЮТЕРАНСТВО - од-но из основных на-прав-ле-ний про-тес-тан-тиз-ма, воз-ник-шее в хо-де Ре-фор-ма-ции в Гер-ма-нии.

На-зва-но по име-ни М. Лю-те-ра.

Ис-то-рия

Тра-диционной да-той на-ча-ла Ре-фор-ма-ции в Ев-ро-пе счи-та-ет-ся 31.10.1517 года, ко-гда Лю-тер , ка-то-лический мо-нах-ав-гу-сти-нец и профессор Вит-тен-берг-ско-го университета, вы-ве-сил на две-рях церкви Всех Свя-тых в Вит-тен-бер-ге свои 95 те-зи-сов про-тив зло-упот-реб-ле-ний ин-дуль-ген-ция-ми. Ка-то-лической док-три-не (см. Ка-то-ли-цизм), со-глас-но ко-то-рой для спа-се-ния ду-ши в чис-ле дру-го-го тре-бо-ва-лось со-вер-ше-ние бла-го-чес-ти-вых дел, Лю-тер про-ти-во-пос-та-вил уче-ние о спа-се-нии толь-ко ве-рой (лат. sola fide). Ни-кто из греш-ных лю-дей, со-глас-но Лю-те-ру, не в со-стоя-нии вы-пол-нить все за-по-ве-ди, дан-ные Бо-гом, ни-ка-кие тру-ды не спо-соб-ны ис-ку-пить че-ло-ве-че-ские гре-хи. Их ис-ку-пил Сам Иисус Хри-стос че-рез му-че-ни-че-скую смерть на Гол-го-фе . Тем са-мым ста-ло воз-мож-но оп-рав-да-ние греш-ных лю-дей пе-ред Бо-гом: от-ны-не че-ло-век, ис-крен-не ве-рую-щий в Трои-цу и, в ча-ст-но-сти, во Хри-ста как сво-его Ис-ку-пи-те-ля, по-лу-ча-ет оп-рав-да-ние, а с ним и веч-ное спа-се-ние. Пре-сле-до-ва-ния Лю-те-ра со сто-ро-ны ка-то-лической Церк-ви, об-ви-не-ние его в ере-си вы-зва-ли со-чув-ст-вие оп-по-зи-ци-он-ных пап-ст-ву сил и спро-во-ци-ро-ва-ли дви-же-ние за ре-фор-му Рим-ско-ка-то-лической церк-ви. Ока-зав-шись пе-ред не-об-хо-ди-мо-стью обос-но-вать свою по-зи-цию, Лю-тер под-верг пе-ре-смот-ру многие по-ло-же-ния средневекового ка-то-ли-циз-ма, не на-хо-див-шие, по его мне-нию, обос-но-ва-ния в Биб-лии. Фак-ти-че-ски был про-воз-гла-шён при-ори-тет Свя-щен-но-го Пи-са-ния над Свя-щен-ным Пре-да-ни-ем и от-верг-ну-та по-сред-ни-че-ская роль Церк-ви в де-ле спа-се-ния.

Не-смот-ря на со-про-тив-ле-ние цер-ков-ных вла-стей, сто-рон-ни-ков Ре-фор-ма-ции взя-ли под свою за-щи-ту пра-ви-те-ли Сак-со-нии, Гес-се-на, Бран-ден-бур-га и других германских го-су-дарств, где цер-ков-ные струк-ту-ры пе-ре-шли из ка-но-нического под-чи-не-ния Ри-му под кон-троль свет-ских вла-стей. Про-грам-ма ре-фор-мационных пре-об-ра-зо-ва-ний бы-ла из-ло-же-на в Аугс-бург-ском ис-по-ве-да-нии, пред-став-лен-ном императору Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лу V 25.6.1530 года. Мно-го-лет-няя ожес-то-чён-ная борь-ба ме-ж-ду немецкими князь-я-ми, при-няв-ши-ми Лютеранство, и князь-я-ми, со-хра-нив-ши-ми вер-ность ка-то-ли-циз-му, за-вер-ши-лась в 1555 году Аугс-бург-ским ре-ли-ги-оз-ным ми-ром, да-вав-шим пра-во ка-ж-до-му пра-ви-те-лю по сво-ему ус-мот-ре-нию вы-би-рать ка-то-ли-че-ст-во или Лютеранство как обя-за-тель-ную для его под-дан-ных ве-ру («чья власть, то-го и ве-ра»). По-сколь-ку в германских го-су-дар-ст-вах ка-то-лические епи-ско-пы к Ре-фор-ма-ции не примк-ну-ли, лю-те-ран-ские церк-ви там воз-гла-ви-ли кли-ри-ки, не имев-шие апо-столь-ско-го пре-ем-ст-ва. Их административные долж-но-сти (су-пер-ин-тен-дант, епи-скоп и др.) не рас-смат-ри-ва-ют-ся как сан. В 1527 году лю-те-ран-ская Ре-фор-ма-ция на-ча-лась в Шве-ции (и под-вла-ст-ной ей Фин-лян-дии), в 1536 - в Да-нии, Нор-ве-гии и Ис-лан-дии. Бóль-шая часть ка-то-лических епи-ско-пов в этих стра-нах пе-ре-шла в Лютеранство, со-хра-нив ти-тул, по-это-му современные лю-те-ран-ские скандинавские епи-ско-пы пре-тен-ду-ют на об-ла-да-ние епи-скоп-ским са-ном и апо-столь-ским пре-ем-ст-вом. В ре-зуль-та-те в Лютеранство про-изош-ло раз-де-ле-ние на 2 основные тра-ди-ции - гер-ман-скую и скан-ди-нав-скую.

Ещё при жиз-ни Лю-те-ра и осо-бен-но по-сле его смер-ти сре-ди его по-сле-до-ва-те-лей воз-ник-ли раз-но-гла-сия. В 1577 году около 8000 пас-то-ров под-пи-са-ли Фор-му-лу со-гла-сия, где бы-ло из-ло-же-но нор-ма-тив-ное ве-ро-уче-ние по спор-ным во-про-сам. Она бы-ла вклю-че-на в сбор-ник лю-те-ран-ских ве-ро-ис-по-вед-ных до-ку-мен-тов - Кни-гу со-гла-сия, впер-вые из-дан-ную в Дрез-де-не в 1580 году. Кро-ме Аугс-бург-ско-го ис-по-ве-да-ния и Фор-му-лы со-гла-сия, в неё во-шли Апо-столь-ский, Ни-кей-ский (с Filioque) и Афа-на-си-ев сим-во-лы ве-ры, Апо-ло-гия Аугс-бург-ско-го ис-по-ве-да-ния, Шмаль-каль-ден-ские ар-ти-ку-лы (с при-ло-жен-ным трак-та-том «О вла-сти и пер-вен-ст-ве па-пы»), «Боль-шой ка-те-хи-зис» и «Ма-лый ка-те-хи-зис» Лю-те-ра. Кни-га со-гла-сия ос-та-ёт-ся офи-ци-аль-ным ве-ро-учи-тель-ным стан-дар-том боль-шин-ст-ва лю-те-ран-ских церк-вей.

На про-тя-же-нии XVII века на ос-но-ве ари-сто-те-ли-ан-ской фи-ло-со-фии, дог-ма-ти-ки Кни-ги со-гла-сия и не про-ти-во-ре-ча-щих Лютеранству свя-то-оте-че-ских и ка-то-лических уче-ний сфор-ми-ро-ва-лась «лю-те-ран-ская ор-то-док-сия», или «лю-те-ран-ская схо-ла-сти-ка». Чрез-мер-ная со-сре-до-то-чен-ность на тон-ко-стях дог-ма-ти-ки вы-зва-ла про-тест по-бор-ни-ков со-ци-аль-но-го слу-же-ния и «жи-во-го ре-лигиозного чув-ст-ва», при-вед-ший к воз-ник-но-ве-нию пие-тиз-ма. В конце XVII - XVIII веков ор-то-док-саль-ное Лютеране под-верг-лось влия-нию ра-цио-на-лиз-ма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке са-мым значительным яв-ле-ни-ем в Лютеранстве и в про-тес-тан-тиз-ме в це-лом ста-ло по-яв-ле-ние ис-то-ри-ко-кри-тического ме-то-да ис-сле-до-ва-ния Свя-щен-но-го Пи-са-ния, ко-то-рый вме-сте с дос-ти-же-ния-ми ес-тественных на-ук и фи-лософских ис-сле-до-ва-ний дал тол-чок к воз-ник-но-ве-нию ли-бе-раль-но-го бо-го-сло-вия, т. е. пе-ре-ос-мыс-ле-нию в све-те современных зна-ний тра-диционных дог-ма-тических пред-став-ле-ний. Боль-шое влия-ние на ста-нов-ле-ние ли-бе-раль-но-го бо-го-сло-вия ока-за-ли идеи Ф. Шлей-ер-махе-ра, ис-сле-до-ва-ния Но-во-го За-ве-та Ф. К. Бау-ра и Д. Ф. Штрау-са. Клас-сические пред-ста-ви-те-ли немецкого ли-бе-раль-но-го бо-го-сло-вия - А. фон Гар-нак , А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной фор-ме ли-бе-раль-ные те-че-ния со-хра-ня-ют-ся в современном лю-те-ран-ст-ве .

В Прус-сии в 1817 году ко-роль Фрид-рих Виль-гельм III объ-е-ди-нил лю-те-ран и ре-фор-ма-тов в еди-ную Еван-ге-лическую цер-ковь (Прус-ская уния), в ко-то-рой бы-ло при-ня-то каль-ви-ни-ст-ское уче-ние (см. Каль-ви-низм) о Ев-ха-ри-стии . Эта ме-ра вы-зва-ла силь-ную оп-по-зи-цию, многие лю-те-ран-ские при-хо-ды Прус-сии не при-ня-ли унию. Ко-роль Фрид-рих Виль-гельм IV уза-ко-нил не-за-ви-си-мое су-ще-ст-во-ва-ние этих при-хо-дов, по-лу-чив-ших название «сво-бод-ные церк-ви», или «ста-рые лю-те-ра-не». В 1930-х годах в про-тес-тант-ских церк-вах Гер-ма-нии сто-рон-ни-ки на-цио-нал-со-циа-лиз-ма ак-тив-но под-дер-жи-ва-ли дви-же-ние «не-мец-ких хри-сти-ан», ко-то-рые сле-до-ва-ли арий-ской ра-со-вой тео-рии, по-чи-та-ли А. Гит-ле-ра как ни-спос-лан-но-го немецкому на-ро-ду мес-сию и стре-ми-лись «очи-стить» хри-сти-ан-ст-во от «еврейского ком-по-нен-та», т. е. фак-ти-че-ски от Вет-хо-го За-ве-та. В 1933 году бы-ла уч-ре-ж-де-на т. н. Германская еван-ге-лическая цер-ковь во гла-ве с до-ве-рен-ным ли-цом Гит-ле-ра пас-то-ром Л. Мюл-ле-ром. Про-тив-ни-ки этой по-ли-ти-ки - как лю-те-ра-не, так и ре-фор-ма-ты, и при-вер-жен-цы Прус-ской унии - в ию-ле 1933 года уч-ре-ди-ли кон-фе-де-ра-тив-ную Ис-по-вед-ни-че-скую цер-ковь (Bekenntnis-kirche) во гла-ве с лю-те-ран-ским пас-то-ром М. Ни-мёл-ле-ром. 31.5.1934 года она при-ня-ла Бар-мен-скую дек-ла-ра-цию, в ко-то-рой осу-ж-да-лись на-ци-ст-ские тео-рии и мес-си-ан-ст-во Гит-ле-ра. Ис-по-вед-ни-че-ская цер-ковь под-вер-га-лась пре-сле-до-ва-ни-ям, хо-тя фор-маль-но так и не бы-ла за-пре-ще-на. По-сле 2-й ми-ро-вой вой-ны в Гер-ма-нии в основном вос-ста-но-ви-лось преж-нее цер-ков-ное уст-рой-ст-во: про-тес-тант-ские церк-ви дей-ст-ву-ют в пре-де-лах отдельных зе-мель, их ста-тус оп-ре-де-ля-ет-ся зе-мель-ны-ми за-ко-на-ми.

С XVII века лю-те-ра-не ста-ли эмиг-ри-ро-вать в Северную Аме-ри-ку, ор-га-ни-зуя там при-хо-ды и си-но-ды по эт-ническому прин-ци-пу (в боль-шин-ст-ве слу-ча-ев в рус-ле герм. тра-ди-ции). К середине XX века Лютеранство в США раз-де-ли-лось на ли-бе-раль-ное кры-ло, ор-га-ни-зо-ван-ное в Еван-ге-лическую лю-те-ран-скую цер-ковь в Аме-ри-ке (окон-ча-тель-но сфор-ми-ро-ва-лась в 1988 году из трёх лю-те-ран-ских церк-вей), и лю-те-ран-кон-сер-ва-то-ров (ана-лог «ста-рых лю-те-ран» в Гер-ма-нии), об-ра-зо-вав-ших Лю-те-ран-скую цер-ковь - Мис-су-рий-ский си-нод и Лю-те-ран-скую цер-ковь - Вис-кон-син-ский си-нод. В США в 1970-х годах пе-ре-мес-тил-ся центр лю-те-ран-ских бо-го-слов-ских ис-сле-до-ва-ний.

Рас-про-стра-не-нию Лютеранства спо-соб-ст-во-ва-ла и мис-сио-нер-ская дея-тель-ность, од-на-ко у лю-те-ран она все-гда бы-ла ме-нее ак-тив-ной, чем у других про-тес-тан-тов. В XIX веке мис-сио-нер-ст-вом за-ни-ма-лись в основном пие-ти-сты (мис-сио-не-ров го-то-вил университет Гал-ле). Мис-сио-не-ры ра-бо-та-ли в Ин-дии, Аф-ри-ке, Ост-Ин-дии и Ки-тае. Осо-бен-но эф-фек-тив-ной их дея-тель-ность ока-за-лась в Ин-дии, Эфио-пии, Ин-до-не-зии, Тан-за-нии и Ке-нии, где воз-ник-ли мно-го-чис-лен-ные, ди-на-мич-но рас-ту-щие церк-ви.

В 1923 году об-ра-зо-ва-на Все-мир-ная лю-те-ран-ская кон-вен-ция (ВЛК). По-сле 2-й ми-ро-вой вой-ны церк-ви - чле-ны ВЛК со-труд-ни-ча-ли в ока-за-нии по-мо-щи по-стра-дав-шим в хо-де вой-ны в Ев-ро-пе. В 1947 году ВЛК бы-ла пре-об-ра-зо-ва-на во Все-мир-ную лю-те-ран-скую фе-де-ра-цию (ВЛФ). 90% всех лю-те-ран при-над-ле-жат к церк-вам - чле-нам ВЛФ. Об-щее их чис-ло (2008) - свыше 70 млн. человек.

Круп-ней-шим объ-е-ди-не-ни-ем кон-сер-ва-тив-ных лю-те-ран яв-ля-ет-ся соз-дан-ный в 1993 году Ме-ж-ду-народный лю-те-ран-ский со-вет, в ко-то-рый вхо-дят 30 церк-вей-чле-нов (2007). Они объ-е-ди-ня-ют около 3,45 млн. человек. В 1993 году бы-ла ос-но-ва-на Кон-фес-сио-наль-ная еван-ге-лическая лю-те-ран-ская кон-фе-рен-ция, ве-ду-щую роль в ко-то-рой иг-ра-ет Лю-те-ран-ская цер-ковь - Вис-кон-син-ский си-нод. По не-офи-ци-аль-но-му пра-ви-лу ка-ж-дая вновь воз-ник-шая лю-те-ран-ская цер-ковь мо-жет счи-тать-ся за-кон-ной толь-ко при ус-ло-вии её при-зна-ния од-ним из трёх объ-е-ди-не-ний (ВЛФ, Ме-ж-ду-народный лю-те-ран-ский со-вет, Кон-фес-сио-наль-ная еван-ге-лическая лю-те-ран-ская кон-фе-рен-ция). В начале XXI века про-дол-жа-ет-ся рост чис-ла лю-те-ран в Азии, Аф-ри-ке и Латинской Аме-ри-ке, спад - в Ев-ро-пе и Северной Аме-ри-ке.

Мно-гие лю-те-ран-ские церк-ви ак-тив-но уча-ст-ву-ют в эку-ме-ническом дви-же-нии (см. Эку-ме-низм), яв-ля-ют-ся чле-на-ми Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей. Важ-ное ме-сто в жиз-ни лю-те-ран-ских церк-вей за-ни-ма-ют со-ци-аль-ное слу-же-ние и бла-го-тво-ри-тель-ность, в т. ч. осу-ще-ст-в-ляе-мые совместно с пред-ста-ви-те-ля-ми других про-тес-тант-ских де-но-ми-на-ций.

Лю-те-ран-ст-во в Рос-сии

Пер-вые лю-те-ра-не - шве-ды, фин-ны, нем-цы, дат-ча-не - поя-ви-лись в Рос-сии в XVI веке (пер-вая кир-ха бы-ла от-кры-та в Мо-ск-ве в 1576 году). Это бы-ли главным образом вра-чи, ре-мес-лен-ни-ки, куп-цы, во-ен-ные. Чис-лен-ность лю-те-ран в Рос-сии рос-ла так-же в ре-зуль-та-те при-сое-ди-не-ния к ней тер-ри-то-рий со зна-чительным лю-те-ран-ским на-се-ле-ни-ем. В ре-зуль-та-те Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов в Рос-сии по-яви-лось Лютеранство как скан-ди-нав-ской (фин-ны и шве-ды Ин-гер-ман-лан-дии), так и гер-ман-ской (нем-цы, эс-тон-цы, ла-ты-ши Эс-т-лян-дии и Лиф-лян-дии) тра-ди-ций. В 1703 году в Санкт-Пе-тер-бур-ге был ор-га-ни-зо-ван шведско- финский при-ход Св. Ма-рии, ко-то-рый со вре-ме-нем стал цен-тром Лютеранства скандинавской тра-ди-ции в Рос-сии и яв-ля-ет-ся та-ко-вым до-ны-не. Немецкую тра-ди-цию уси-ли-ли пе-ре-се-лен-цы, при-гла-шён-ные императрицей Ека-те-ри-ной II в По-вол-жье и в южные гу-бер-нии, скандинавскую тра-ди-цию - при-сое-ди-не-ние Фин-лян-дии (1743, 1808-1809). Лю-те-ран-ские при-хо-ды в Рос-сии бы-ли со-вер-шен-но не-за-ви-си-мы-ми до 1832 года, ко-гда все они (за ис-клю-че-ни-ем Великого кня-же-ст-ва Фин-лянд-ско-го и Цар-ст-ва Поль-ско-го) бы-ли объ-е-ди-не-ны в Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-скую цер-ковь в Рос-сии. Со-глас-но её ус-та-ву, гла-вой Церк-ви яв-лял-ся российский им-пе-ра-тор. Лю-те-ра-не - главным образом ост-зей-ские нем-цы - со-став-ля-ли зна-чительную часть по-ли-тической, во-енной и куль-тур-ной эли-ты Российской им-пе-рии. В 1914 году в Рос-сии, не счи-тая При-бал-ти-ки, Фин-лян-дии и Поль-ши, бы-ло не ме-нее 234 лю-те-ран-ских об-щин.

В 1919 году от Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ской церк-ви от-де-ли-лись ин-гер-ман-ланд-ские при-хо-ды, ко-то-рые в 1923 году об-ра-зо-ва-ли Фин-скую еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-скую цер-ковь. В 1920 году немецкая Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ская цер-ковь вы-ра-бо-та-ла «Вре-мен-ные по-ста-нов-ле-ния» о са-мо-управ-ле-нии еван-ге-ли-чес-ко-лю-те-ран-ских об-щин в Рос-сии. В 1924 году её Ге-не-раль-ный си-нод при-нял Ос-нов-ной за-кон, рег-ла-мен-ти-рую-щий дея-тель-ность Церк-ви, по-лу-чив-шей название Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ская цер-ковь Со-вет-ско-го Сою-за. В 1937 году боль-шин-ст-во фин-нов- ин-гер-ман-ланд-цев бы-ло вы-сла-но из Ле-нин-град-ской области в Среднюю Азию, Си-бирь и Ка-зах-стан. В ре-зуль-та-те ре-прес-сий в 1938 году вся-кая дея-тель-ность лю-те-ран-ских цер-ков-ных струк-тур в СССР пре-кра-ти-лась. Од-на-ко с при-сое-ди-не-ни-ем При-бал-ти-ки (ле-то 1940) в пре-де-лах СССР ока-за-лись лю-те-ран-ские церк-ви Эс-то-нии и Лат-вии. В августе 1941 года вла-сти осу-ще-ст-ви-ли на-сильственную де-пор-та-цию российских нем-цев, зна-чительное чис-ло ко-то-рых со-став-ля-ли лю-те-ра-не. До 1980-х годов функ-цио-ни-ро-ва-ли не-боль-шие немецкие лю-те-ран-ские об-щи-ны в мес-тах ссыл-ки, час-то не имев-шие пас-то-ров и не под-дер-жи-вав-шие кон-так-тов с еди-но-вер-ца-ми за ру-бе-жом. В 1980 году советская власть при-зна-ла су-ще-ст-во-ва-ние лю-те-ран-ских «брат-ских об-щин» и раз-ре-ши-ла соз-да-ние не-мец-ко-лю-те-ран-ско-го проб-ст-ва в со-ста-ве Еван-ге-ли-че-ско- лю-те-ран-ской церк-ви Лат-вии. В 1988 году со-зван Ге-не-раль-ный си-нод немецкой лю-те-ран-ской церк-ви, на ко-то-ром уч-ре-ж-де-на Немецкая еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ская цер-ковь (НЕЛЦ) СССР. По-сле 1991 года НЕЛЦ ста-ла фор-маль-но са-мо-стоя-тель-ной, фак-ти-че-ски на-хо-дясь в за-ви-си-мо-сти от Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ской церк-ви Гер-ма-нии. В 1994 году она по-лу-чи-ла на-име-но-ва-ние Еван-ге-ли-чес-ко-лю-те-ран-ская цер-ковь в Рос-сии, на Ук-раи-не, в Ка-зах-ста-не и Средней Азии (ЕЛЦ). Уда-ле-ние из её на-зва-ния оп-ре-де-ле-ния «не-мец-кая» под-чёр-ки-ва-ло, что от-ны-не ЕЛЦ ори-ен-ти-ру-ет-ся в сво-ей пас-тор-ской дея-тель-но-сти не толь-ко на российских нем-цев.

В конце 1950-х годах боль-шин-ст-во фин-нов- ин-гер-ман-ланд-цев су-ме-ло вер-нуть-ся в Ле-нин-град-скую область. В Нар-ве и Пет-ро-за-вод-ске бы-ли соз-да-ны при-хо-ды Эстонской церк-ви с бо-го-слу-же-ни-ем на финском язы-ке. В 1977 году за-ре-ги-ст-ри-ро-ва-на об-щи-на в городе Пуш-кин. С рас-па-дом СССР Ин-гер-ман-ланд-ская лю-те-ран-ская цер-ковь - Цер-ковь Ин-грии ста-ла са-мо-стоя-тель-ной (1.1.1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лю-те-ра-не ста-ли ак-тив-но по-мо-гать сво-им еди-но-вер-цам в Рос-сии.

По-ми-мо Церк-ви Ин-грии, кон-сер-ва-тив-ное Лютеранство в Рос-сии пред-став-ля-ет Си-бир-ская еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ская цер-ковь (СЕЛЦ), при-хо-ды ко-то-рой (в Но-во-си-бир-ске, Бар-нау-ле и др.) соз-да-ва-лись в со-ста-ве Эстонской лю-те-ран-ской церк-ви. В мае 2003 года СЕЛЦ ста-ла ав-то-ке-фаль-ной.

Осо-бен-но-сти ве-ро-уче-ния

Основные прин-ци-пы Лютеранства и про-тес-тан-тиз-ма в це-лом сво-дят-ся к 3 по-ло-же-ни-ям: ис-клю-чи-тель-ный ав-то-ри-тет Свя-щен-но-го Пи-са-ния, по-сколь-ку толь-ко че-рез Сло-во Бо-жие че-ло-век при-хо-дит к ве-ре; дос-ти-же-ние спа-се-ния лич-ной ве-рой; свя-щен-ст-во всех ве-рую-щих (ср. 1 Пет. 2:9) как от-ри-ца-ние ру-ко-по-ло-жен-но-го свя-щен-ст-ва в ка-че-ст-ве по-сред-ни-ка для спа-се-ния че-ло-ве-ка.

По-ни-ма-ние Пре-свя-той Трои-цы, Ии-су-са Хри-ста как Сы-на Бо-жия, ро-ж-дён-но-го от Де-вы Ма-рии, уче-ние о рае и аде в Лютеранстве сов-па-да-ют с об-ще-хри-сти-ан-ски-ми взгля-да-ми (ка-то-лическое уче-ние о чис-ти-ли-ще от-вер-га-ет-ся). В Лютеранстве де-ла-ет-ся ак-цент на ис-ку-пи-тель-ном под-ви-ге Ии-су-са Хри-ста. Лю-те-ра-не при-дер-жи-ва-ют-ся тра-ди-ци-он-но-го для западного хри-сти-ан-ст-ва уче-ния об ис-хо-ж-де-нии Свя-то-го Ду-ха (c Filioque). Лютеранство при-зна-ёт уче-ние о пре-до-пре-де-ле-нии к спа-се-нию, но, в от-ли-чие от каль-ви-низ-ма, от-вер-га-ет пре-до-пре-де-ле-ние к осу-ж-де-нию. Пол-но-стью от-ри-ца-ет-ся в лю-те-ран-ской тео-ло-гии уча-стие сво-бод-ной во-ли че-ло-ве-ка в спа-се-нии: спа-се-ние - дар Бо-га, ко-то-рый ни-чем нель-зя за-слу-жить - ни ас-ке-зой, ни мо-лит-вой, ни до-б-ры-ми де-ла-ми, т. е. при-ни-ма-ет-ся прин-цип Бо-жия мо-нер-гиз-ма (в от-ли-чие от пра-во-слав-но-го си-нер-гиз-ма - при-зна-ния со-ра-бот-ни-че-ст-ва Бо-га и че-ло-ве-ка в де-ле спа-се-ния че-ло-ве-ка). Спе-ци-фи-че-ски лю-те-ран-ским, хо-тя и вос-хо-дя-щим к по-ле-ми-ке блж. Ав-гу-сти-на с Пе-ла-ги-ем (см. Пе-ла-ги-ан-ст-во), яв-ля-ет-ся раз-де-ле-ние все-го со-дер-жа-ния Биб-лии на За-кон (то, что Бог тре-бу-ет от лю-дей) и Еван-ге-лие (то, что Бог обе-ща-ет лю-дям).

Из та-инств при-зна-ют-ся кре-ще-ние и Ев-ха-ри-стия (Ве-че-ря Гос-под-ня, Та-ин-ст-во ал-та-ря). Аугс-бург-ское ис-по-ве-да-ние рас-смат-ри-ва-ет ис-по-ведь и от-пу-ще-ние гре-хов как та-ин-ст-во, но ны-не боль-шин-ст-во лю-те-ран от-но-сят ис-по-ведь к об-ря-дам. Кре-ще-ние обыч-но со-вер-ша-ет-ся над мла-ден-ца-ми и вос-при-ни-ма-ет-ся как «спа-си-тель-ная ра-бо-та Бо-га», ко-то-рый че-рез нис-по-сы-лае-мую Им бла-го-дать тво-рит в при-ни-маю-щих кре-ще-ние спа-си-тель-ную ве-ру. В кре-ще-нии лю-ди омы-ва-ют-ся от грехов, от-вра-ща-ют-ся от смер-ти и дья-во-ла и по-лу-ча-ют веч-ное спа-се-ние в дар от Бо-га. Кре-ще-ние обыч-но со-вер-ша-ет-ся об-ли-ва-ни-ем или ок-ро-п-ле-ни-ем, но мо-жет про-из-во-дить-ся и трое-крат-ным пол-ным по-гру-же-ни-ем. Со-глас-но лю-те-ран-ской трак-тов-ке Ев-ха-ри-стии, хлеб и ви-но, ста-но-вясь ис-тин-ны-ми Те-лом и Кро-вью Хри-ста, вме-сте с тем со-хра-ня-ют свою сущ-ность, а не толь-ко ак-ци-ден-ции (т. о., от-вер-га-ет-ся уче-ние о пре-су-ще-ст-в-ле-нии). В от-ли-чие от цвинг-ли-ан (см. Цвинг-ли-ан-ст-во), лю-те-ра-не ка-те-го-ри-че-ски от-вер-га-ют пред-став-ле-ние о том, что Ве-че-ря Гос-под-ня име-ет толь-ко сим-во-лическое или «вос-по-ми-на-тель-ное» зна-че-ние. В од-них лю-те-ран-ских церк-вах Ев-ха-ри-стия со-вер-ша-ет-ся поч-ти еже-не-дель-но, в дру-гих - один раз в 2-3 месяца, в треть-их - лишь один раз в го-ду, в Ве-ли-кую пят-ни-цу. В от-личие от ка-то-лической прак-ти-ки, в Лютеранстве при-ча-ще-ние всех ве-рую-щих про-ис-хо-дит Те-лом и Кро-вью Хри-сто-вы-ми, что бы-ло вве-де-но ещё Лю-те-ром. Кон-фир-ма-ция, ор-ди-на-ция (ру-ко-по-ло-же-ние), брак и еле-ос-вя-ще-ние рас-смат-ри-ва-ют-ся обыч-но как об-ря-ды (ко-ли-че-ст-во та-инств в Лютеранстве не фик-си-ру-ет-ся).

Пас-то-ры во мно-гих лю-те-ран-ских церк-вах из-би-ра-ют-ся и ос-та-ют-ся в са-не по-жиз-нен-но. Кан-ди-да-ты в пас-то-ры долж-ны иметь специальное об-ра-зо-ва-ние и при-зва-ние к слу-же-нию. В конце XX - начале XXI века в ли-бе-раль-ных лю-те-ран-ских церк-вах рас-про-стра-ни-лась прак-ти-ка ру-ко-по-ло-же-ния в пас-то-ры жен-щин, а за-тем - и воз-ве-де-ния их в епи-скоп-ское дос-то-ин-ст-во. В Рос-сии един-ст-вен-ной про-тес-тант-ской Цер-ко-вью (по-ми-мо ме-то-ди-стов), при-знаю-щей жен-ское свя-щен-ст-во, яв-ля-ет-ся ЕЛЦ. В наи-бо-лее ли-бе-раль-ных лю-те-ран-ских со-об-ще-ст-вах по-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние прак-ти-ка бла-го-сло-ве-ния т. н. од-но-по-лых бра-ков. В 2005 году по-сле ре-ше-ния Еван-ге-ли-чес-ко-лю-те-ран-ской церк-ви Шве-ции о до-пус-ти-мо-сти та-ких бла-го-сло-ве-ний ряд кон-сер-ва-тив-ных пас-то-ров вы-шли из под-чи-не-ния ар-хи-епи-ско-па церк-ви Шве-ции; РПЦ ра-зо-рва-ла все кон-так-ты с этой Цер-ко-вью.

В Лютеранстве от-сут-ст-ву-ет еди-ный тип цер-ков-ной ор-га-ни-за-ции: в различных церк-вах при-сут-ст-ву-ют епи-ско-паль-ные, пре-сви-те-ри-ан-ские и кон-гре-га-цио-наль-ные фор-мы. Гла-ва-ми церк-вей мо-гут быть ар-хи-епи-ско-пы, епи-ско-пы, ге-не-раль-ные су-пер-ин-тен-дан-ты или пре-зи-ден-ты. Де-ла-ми церк-вей управ-ля-ют си-но-ды, в со-став ко-то-рых вхо-дят как свя-щен-но-слу-жи-те-ли, так и ми-ря-не. Ка-ж-дая Цер-ковь соз-да-ёт своё ка-но-ническое пра-во, но не счи-та-ет его един-ст-вен-но вер-ным и то-ле-рант-но от-но-сит-ся к ка-но-ническому пра-ву других церк-вей.

Бо-го-слу-жеб-ная прак-ти-ка

В ли-тур-гии центральное ме-сто от-во-дит-ся Ев-ха-ри-стии (ес-ли она со-вер-ша-ет-ся в этот день), но важ-на и про-по-ведь Сло-ва Бо-жия. По-ют-ся гим-ны, чи-та-ют-ся мо-лит-вы и от-рыв-ки из Свя-щен-но-го Пи-са-ния, стро-го оп-ре-де-лён-ные на ка-ж-дый день. Зна-чительная часть служ-бы от-во-дит-ся об-ще-му хо-ро-во-му пе-нию. Бо-го-слу-же-ние со-вер-ша-ет-ся на национальных язы-ках. В со-от-вет-ст-вии с прин-ци-пом оп-рав-да-ния толь-ко ве-рой от-вер-га-ют-ся цер-ков-ные мо-лит-вы за умер-ших и не при-зна-ёт-ся воз-мож-ность за-ступ-ни-че-ст-ва свя-тых пе-ред Бо-гом. Во вре-мя бо-го-слу-же-ния воз-жи-га-ют-ся све-чи, ино-гда ис-поль-зу-ет-ся ла-дан. Пас-то-ры и епи-ско-пы на-де-ва-ют осо-бые об-ла-че-ния (в скандинавских церк-вах об-ла-че-ния свя-щен-но-слу-жи-те-лей очень близ-ки к ка-то-ли-че-ским). В церк-ви име-ет-ся ал-тарь, одоб-ря-ет-ся на-ли-чие жи-во-пис-ных изо-бра-же-ний. По-кло-не-ние мо-щам и ико-нам от-вер-га-ет-ся. Ис-поль-зо-ва-ние в лю-те-ран-ской ли-тур-гии ор-гá-на ле-жит в ос-но-ве свя-зан-ной с Лютеранством бо-га-тей-шей музыкальной тра-ди-ции (И. С. Бах и др.).

А. А. Пастор,
Президент Генерального Синода ЕЛЦ

Сведения об основах вероучения
Евангелическо-лютеранской Церкви

Евангелическо-Лютеранская Церковь относится к западной ветви христианства. Ее вероисповедание и структуры сформировались в 16 в. (после 1520 г.) как результат Реформации, провозгласившей необходимость обновления христианской жизни на основании св. Писания и, в особенности, Евангелия, являющегося фундаментом для всех христианских Церквей. Название отражает принцип следования идеям Реформации, заложенным Мартином Лютером. Лютеранское вероисповедание получило широкое распространение, как в Европе, так и в прочих частях света. В настоящее время Лютеранская Церковь является государственной Церковью в Швеции (92% населения), Норвегии (93% населения), Дании (95% населения). Лютеранство исповедуется абсолютным большинством верующих Финляндии (90,6%), Эстонии, Латвии (80%). В ФРГ лютеранство исповедует примерно 50% верующих христиан, в особенности в северных землях. В США среди прочих конфессий лютеранство по численности прихожан занимает третье место. Всего в мире около 75 млн. лютеран.
Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI в. Первая по старшинству церковь была построена в Москве в 1576 г., вторая - в Нижнем Новгороде в 1593 г. На протяжении XVI-XVII вв. численность прихожан стабильно возрастала. Резкий рост лютеран в России произошел в результате присоединения к Империи балтийских территорий при Петре I, а также приглашения Екатериной II переселенцев-колонистов в Южную Россию и Поволжье. С тех пор Евангелическо-Лютеранская Церковь является неотъемлемой частью жизни России - лица лютеранского вероисповедания занимали ответственные государственные посты (вплоть до должности государственного канцлера). Первый Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви в Российской империи был принят в 1832 г. и утвержден императором Николаем I. Реорганизация церковных структур после Октябрьской революции завершилась принятием в 1924 г. нового Устава, на базе которого и был создан нынешний Устав.
Основой вероучения (так же, как для православного, католического и иных христианских вероисповеданий) является Священное Писание Ветхого и Нового Завета - единственный источник и твердая безошибочная норма Церковного Учения и деятельности, а также Никейский и Апостольский Символы Веры. Практическое вероисповедание зафиксировано в «Книге Согласия», включающей неизмененное Аугсбургское Исповедание 1530 г., Краткий и Большой Катехизисы д-ра Лютера, Шмалькальденские Артикулы и прочие символические книги.
Основой структуры ЕЛЦ является община. Руководство общиной осуществляется Советом общины. Духовное руководство общиной осуществляется проповедником или пастором. Общины крупного региона образуют Региональную Церковь (епархию). Высшим законодательным органом Региональной Церкви является Синод Региональной Церкви, который определяет также вопросы духовного руководства Региональной Церковью. Синод Региональной Церкви имеет право создавать пробства. Пробства объединяют общины, расположенные в пределах небольших регионов. Высшим руководящим органом пробства является Синод пробства, который избирает Совет пробства. Синод пробства имеет право создавать приходы, объединяющие малые соседствующие общины. Решения общецерковного значения Евангелическо-Лютеранской Церкви принимает регулярно созываемый Генеральный Синод, являющийся высшим законодательным органом ЕЛЦ и состоящий из представителей всех Региональных Церквей и пробств. Генеральный Синод избирает Президиум Генерального Синода во главе с Президентом, а также Архиепископа, осуществляющего духовное руководство Церковью. Евангелическо-Лютеранскую Церковь на территории России образуют Региональная Церковь Европейской России и Региональная Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви входят Региональные Евангелическо-Лютеранские Церкви Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, а также евангелическо-лютеранские общины Грузии, Беларуси, Азербайджана и Таджикистана. Руководящие и исполнительные органы ЕЛЦ во главе с Архиепископом находятся в Санкт-Петербурге.
Обучение проповедников и пасторов производится Теологической семинарией и специальными курсами.
Основой духовной жизни общин являются регулярные богослужения. Литургическое чинопоследование включает в себя молитвы, чтение св. Писания, проповедь и совершение св. Таинств. В практическую жизнь общин, и всей Церкви в целом, входит диаконическая работа, т.е. оказание помощи людям, находящимся в затруднительных обстоятельствах.
Брак и семья в ЕЛЦ - уважаемый институт. «...брачная жизнь верующих свята, потому что она освящена Словом Божьим... Ибо Христос называет брак Божественным Союзом...» (Апология Аугсбургского Исповедания, артикул 23) «...Бог почитает и превозносит это состояние (брачную жизнь), ввиду того, что Своей заповедью Он санкционирует и защищает ее... Таким образом, Он хочет, чтобы мы тоже почитали это, поддерживали и осуществляли это в жизни, как божественное и благословенное состояние. Потому что, во-первых, Он учредил это прежде всего остального и, таким образом, создал мужчину и женщину, как отдельные личности не для развратной жизни, но для того, чтобы они законно жили вместе, плодились, имели детей, растили и обучали их во славу Божию» (Большой Катехизис). Разводы допускаются, но не одобряются.
ЕЛЦ рассматривает медицину и ее услуги, как дар Божий и не знает никаких ограничений в пользовании лечебными учреждениями.
Члены и служители ЕЛЦ осознают себя гражданами своей страны и относятся с уважением к ее законам. « Об отношении к светским делам наши церкви учат, что законные государственные указы являются благими делами Божиими, и что христиане могут по праву исполнять государственную службу, быть судьями, служить солдатами, заключать законные сделки, владеть собственностью... Они осуждают также тех, кто связывает Евангельское совершенствование не со страхом Божиим и не с верой, но с отказом от мирских дел...» (Аугсбургское Исповедание, артикул 16) «...следует сказать также о повиновении светской власти... потому, что Бог дает и сберегает нам через них, как через наших родителей, пропитание, дом, и двор, защиту и безопасность. Посему... мы тоже должны чтить их и высоко ставить... Кто в сем послушен, усерден и услужлив и охотно делает все, что к оказанию чести относится, тот знает, что он угождает Богу...» (Большой Катехизис, толкование 4-й заповеди) История России показывает, что лютеране всегда являлись надежной опорой государства.

В своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер использовал его редко, в Книге Согласия оно не встречается. Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым - теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны. Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане» .

История

Вероучение

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия . Лютеране относят себя к теистам -тринитариям (Святая Троица) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа , распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо , чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха , который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia ), выражаемой в вере (лат. Sola Fide ). Вместе с тем, отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura ). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение , арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит своё преемство к апостольским временам . Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле [ ] . В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация , венчание , отпевание и ординация .

Теология

Литургическая практика

Основная статья: Лютеранское богослужение

Лютеране празднуют Литургию как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie , Gloria , Sanctus, Agnus Dei).

Современное состояние

К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви. Существует несколько крупных церковных объединений, весьма сильно отличающихся между собой в догматических и практических вопросах - Всемирная лютеранская федерация , Международный лютеранский совет , Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция , а также есть ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (около 6,9 миллионов человек) . Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую преемственность . Собственно в лютеранстве есть и «высокоцерковное» направление, считающее (и небезосновательно) себя реформированными католиками.

Либеральные деноминации

Либералы, формально составляющие большинство, считают принадлежность к Евангелической Церкви доброй традицией. Многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения . В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения - например, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ) . Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную лютеранскую федерацию . В данное объединение входят в том числе «старые» государственные (или бывшие ранее государственными) Церкви Старого Света. Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви представителей довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции). В то же время, нельзя сказать, что либералы составляют в ВЛФ большинство, тем не менее они наиболее заметны и влиятельны.

Конфессиональные деноминации

Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но даже интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами . В своей полемике с либералами они апеллируют к Библии и Книге Согласия . Большинство конфессиональных церквей входят в Международный лютеранский совет . Наиболее консервативные объединены в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию .

Дискуссионные вопросы

Предметом ожесточённых споров являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций, как ординация женщин (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и благословение однополых браков , которые отвергаются конфессионалами. Лютеранский епископ Гуннар Стаалсет подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами .

Взаимоотношение лютеран с другими конфессиями

Лютеранство в странах СНГ

Лютеранство в России

Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему, главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.

В советское время церковь к 1938 году была уничтожена. В сентябре 1948 году была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии , первая в СССР , а затем в Эстонии . В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь.

Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге . Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе». В 1990 году была создана Консистория (управляющая церковью).

  • После распада СССР в большинстве вновь образованных государств возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые однако объединились в один союз - ЕЛКРАС . Считается, что ЕЛКРАС является церковью немецкой традиции. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из Евангелической церкви Германии [ ] . Долгое время ЕЛКРАС не имела единого административно-духовного центра. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ, с недавнего времени его обязанности исполняет Дитрих Брауэр . Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске.
  • В 1992 г. от отделилась Церковь Ингрии .
  • В Сибири длительное время существовала миссия Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), которая в 2003 году стала самостоятельной Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью с центром в Новосибирске . Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России .
  • Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ) - лютеранская деноминация, созданная в 2006 году (получила официальную регистрацию в 2007 году). Позиционирует себя как наднациональная церковь. Была создана после отказа Церковью Ингрии и ЕЛКРАС принимать в свой состав новые лютеранские общины, созданные на территории РФ. Многократно проявляла инициативу по объединению с другими лютеранскими церквами, заявляя, что единственная цель её создания - дать возможность юридической регистрации лютеранским общинам, не принимаемым в состав существовавших ранее церквей . ЕЛЦ АИ последовательно налаживает сотрудничество с лютеранскими церквами за пределами Российской Федерации, в частности с лютеранами Германии, Швеции и Финляндии.
  • Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» - Одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации . Образовалась при содействии американских миссионеров из Синода Висконсина в конце XX века. В 1992 году группа верующих из новосибирского Академгородка пригласила миссионеров для организации консервативной лютеранской церкви в России с центром в Новосибирске. В 1996 году Евангелическо-Лютеранская Церковь «Согласие» становится самостоятельной от Висконсинского синода и вошла в международную конференцию наиболее консервативных лютеранских церквей (CELC). Сейчас в церкви имеется шесть приходов, служат четыре российских пастора и пастор-миссионер. Председатель Синода - пастор Седельников Аркадий Павлович. Ведущий теолог и профессор Духовной семинарии - пастор Алексей Евгеньевич Ферингер. Официальный сайт Церкви http://luteranin.ru/

Лютеранство на Украине

Распространение

Искусство

Архитектура

В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх - если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях - барочном , затем классическом . С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн . Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.

Музыка

Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов , так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний - Иоганн Себастьян Бах . В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы .

Живопись

В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придает существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи . С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме , Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.

Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим .

Графика

Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и по настоящее время.

Одно из основных течений в протестантстве, основывающееся на учении немецкого священника и монаха М.Лютера (1483-1546). Его суть: 1) содержание вероучения целиком дается в Св. Писании, поэтому в Св. Предании нет нужды; 2) один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в клире, а есть "священство всех верных" в церковной общине; 3) человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере во Христа - оправдывается только верой (sola fide) без благочестивых дел; сотрудничества (синергии) человека в своем спасении нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; 4) человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к богопознанию; отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа; 5) организация церквей - в виде национальных государств; 6) в таинствах признавалось реальное присутствие Христа. Опасность квиетизма в лютеранской ортодоксии значительна, реакцией на это в протестантстве стал пиетизм, акцентировавший роль личных усилий человека в своем спасении. Другая реакция - рационализм, уменьшивший роль мистической стороны доктрины, третья - критическая библеистика, выявившая несводимость многогранного библейского содержания к лютеранской доктрине. Контр-реакцией стало возрождение лютеранской ортодоксии у К.Барта.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮТЕРАНСТВО

доктрины, признаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестантизма. Лютеран. вероучение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь - Меланхтона, к-рый изложил основы учения в «Ауг-сбургском исповедании» и «Апологии Аугсбургского исповедания». Кроме них в своего рода св. книгу лютеран - «Книгу согласия» (1580) - вошли «Шмаль-кальденские статьи», лютеровские «Малый катехизис» и «Большой катехизис», а также «Формула согласия». Л. как бурж. разновидности христианства свойственно понимание веры как непо-средств. связи человека с богом, отсюда и учение об «оправдании верой», а не «делами», в противовес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только «св. писание», отвергая «св. предание». Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от «мира», а в «мирской» своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. Л. сохранило 2 таинства - крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В учении о «двух царствах» было проведено разграничение «закона» и «евангелия», т. е. признана самостоятельность гос-ва по отношению к церкви, к-рая ставилась в зависимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между различными течениями, в особенности большую роль сыграли в 17-18 вв. «лютеран. ортодоксия» и пиетизм. В 19 в. после поражения Франц. революции в лютеран, теологии складываются консервативное и либеральное направления, развивающиеся под знаком реакции на Просвещение. Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сначала в Германии (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт. и скандинав. странах. Л. получило распространение также в Сев. Америке. В наст. вр. в мире насчитывается 75 млн. лютеран (примерно 10% христиан). 192 лютеран. церкви, представленные на разных континентах, являются самостоятельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церквей ФРГ и ГДР; в Дании - 4,5 млн., Норвегии - 3 млн., Швеции - 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. меньшинство. Примерно 7 млн. лютеран - в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии. Лютеран. церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет последователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.

ЛЮТЕРАНЕ
протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.
Учение. Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где - по мнению реформаторов - средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства. Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание - не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа. Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому, Никейскому и Афанасьевскому символам веры. Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство - крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.
Вероучительные тексты. Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch, 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы, Groes und Kleines Katechismen, 1529); Аугсбургское исповедание (Augsburgische Konfession, 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (Apologie der Konfession, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона; Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Шмалькальденские статьи (Schmalkaldische Artikel, 1537); и Формулу согласия (Konkordienformel, 1577). Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия, исповедания веры суть "просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил". Библия, с другой стороны, есть "единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях". Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями. Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.
Богослужение. В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании: "Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды". Вот почему лютеране, опираясь на авторитет Книги согласия, рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие. Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны - протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь - облачения, распятия, свечи.
Церковное устройство. Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви. В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры - в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви. Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор - это должность, а не сан.
История. О том, как родилось "лютеранство"
см. также
ЛЮТЕР Мартин ;
РЕФОРМАЦИЯ .
Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.
Развитие лютеранской идеологии. Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами. К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия. В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).
Лютеране в Северной Америке. Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь - Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке. Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей. Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.
См. также
КНИГА СОГЛАСИЯ ;
ЛЮТЕР Мартин ;
РЕФОРМАЦИЯ .
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994 Христианство: Словарь. М., 1994 Очерки истории западного протестантизма. М., 1995 Лютеранская церковь в Советской России (1918-1950 гг.): Документы и материалы. М., 1997 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ЛЮТЕРАНЕ" в других словарях:

    Последователи Лютера, который отрицает священную иерархию и вообще все таинства, за исключением крещения и причащения, допускает совершенную свободу чтения и толкования священного Писания, отвергает почитание святых и проч. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды · Гуситы Реформистские церкви Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм … Википедия

    Мн. Те, кто исповедует лютеранство. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой