Церковь елецкой божией матери телефон. Храм елецкой божьей матери

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

История иконы связана с явлением Царицы Небесной Тамерлану, бывшим в 1395 году в городе Ельце. На горе Аргамачь Светоносная Дева с сонмом святых явилась на устрашение грозного Тамерлана, двинувшего орду на Русь. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Впоследствии на месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь.

Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» — и повернул с ордой назад. Так заступничеством Царицы Небесной Отечество наше было спасено от неминуемого разорения.
В память об этом чудесном событии была написана Елецкая икона и установлено ей празднование.

ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В НАШЕМ ХРАМЕ

Уникальным иконографическим образцом является Елецкая икона Божией Матери второй половины XVIII столетия, выполненная на холсте и закрытая бисерным окладом. Извод, известный по небольшим иконописным и гравированным воспроизведениям на изображениях сводов Богородичных образов, относится к типу Умиление. Он дополнен сюжетом увенчания Богородицы Ангелами. В Ельце, вероятно, в Знаменском женском монастыре, процветало искусство бисерного шитья. Можно предполагать, что единственный известный сейчас список утраченной святыни, прославившейся в 1395 году, происходит оттуда и достаточно точно повторяет оригинал.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Днесь светло красуется древний град Елец, / поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы: / егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы / икону Ея чудную людие московстии сретаху, / тогда Сама, Владычице, на горе Аргомачестей во граде Ельце, / на сретение нечестивому Тамерлану изшедше, / грозное его нашествие вспять обрати. / Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще / и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще, / умильно Ей взываем: // и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

АКАФИСТ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПЕРЕД ИКОНОЙ «ЕЛЕЦКАЯ»

Кондак 1

Избранней от всего рода человеческаго быти вместилищем воплотившагося Сына Божия, Божией Матери же и Деве, миру дольнему небесней заступнице, дерзаем мы, недостойнии и грешнии, воспети акафистное похваление в честь явления Ея во граде Ельце, зовуще: Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Икос 1

Ангелов превысшая, от Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго славою неизглаголанною на небеси увенчанная, в дар Владыце всяческих от всех родов земных принесенная, весь род человечь Себе усыновившая чрез Сына Своего Христа Бога нашего, тако и отечеству нашему благоволила еси явити милости Своя, землю Руси Киевския некогда уделом Своим избравши, да вси живущии в ней воспевают Тя: Радуйся, Тобою болезни наша врачуются; Радуйся, Твоими молитвами вся прошения наша исполняются. Радуйся, Пресвятая Мати Господня; Радуйся, славнейшая Дщи рода человеческаго. Радуйся, дивная исполнительнице воли Создателя; Радуйся, от всея твари славимая и воспеваемая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 2

Видящи, Мати Господня, благочестие народа русскаго, яко той, отринув некогда нечестие языческое, ко Христу Богу, Сыну Твоему, всем сердцем прилепился есть, возлюбила еси вельми людей рода сего, приносящих на всяк день Богу пение: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеша праотцы наша славу и честь Бога христианскаго, прославляху Его со Пречистою Богородицею, храмы и обители бесчисленны воздвизая повсюду и украшая их благолепием, идеже и величаху Триединаго Бога и Тебе возсылаху похвалы сия: Радуйся, молитвеннице о нас к Богу, Богом нам дарованная; Радуйся, Дщи от земли происшедшая, Материю нам Небесною явльшаяся. Радуйся, Господем паче иных возлюбленная и возвеличенная; Радуйся, Матернею любовию нас падших и недостойных возлюбившая. Радуйся, Бога и ближних любити нас научающая; Радуйся, за грехи наша Господа Умилостивляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 3

Сила благодати Христовой храняше Русь Святую и преумножаше ей Господь милости богатыя молитвами Пречистыя Матере Своея по реченному: достоин делатель мзды своея, ибо дело великое вверено бысть народу русскому - хранителем истиннаго Богопочитания быти и веру Православную содержати, тако творяше сие, поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще помощь Всевышняго, осеняемое Твоим Богомати покровом, крепляшеся отечество наше и в нем растяше вера Православная - семя Христово, на добрую почву русскую всеянное, иже стократный плод Сеятелю принесло есть в сердцах рабов Христовых, благодарящих Пречистую Матерь Господню тако: Радуйся, Мати наша, многообразне милосердие нам являющая; Радуйся, воспетая богодухновенными устами пророков. Радуйся, кивоте святыни Духа Святаго; Радуйся, Дщи Царева, Еяже слава внутрь Ея. Радуйся, Владычице, рясны златыми добродетелей одеяна и преиспещрена; Радуйся, горо тучная, горо усыренная, юже благоволи Бог жити в ней. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 4

Буря гнева Божия излияся на страну нашу во дни оны, егда тяжко согрешиша отцы наши, во бранех междоусобных истребляя брат брата своего, и сего ради попусти Господь нашествие агарянское во вразумление заблуждшим, да покаявшеся воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, яко рече Писание: егоже любит Господь, наказует, людие русстии, разумеша силу Духа Святаго, пременящаго устроение мыслей и сердец человеческих и злое во благое претворяющаго, смиришася до зла и Тебе яко Божией Матери глаголаше: Радуйся, злочестивое иго монгольское сокрушившая; Радуйся, Русь Святую паче прежняго славою Своею осенившая. Радуйся, яко молитвы избранника Твоего преподобного Сергия услышавшая; Радуйся, его молитвами гнев на милость пременити Сына Своего умолившая. Радуйся, воином русским на поли Куликовом победу даровавшая; Радуйся, скоро в бедах и напастех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 5

Боготечную звезду, честное Твое явление, нам показала еси, Владычице Всепетая, во дни новаго нашествия грознаго хана татарскаго Тамерлана со ратию неисчислимою, егоже клевреты сатанинския на Русь посылаху, дабы Православие и род православный истребити, обаче укрепляеми надеждою на Тя, Пресвятая, не преставаху вернии звати Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще новое испытание тяжкое, яко тьмочисленное войско агарянское на Москву идуще, град Елец разориша до основания и вся живущия в нем умертвиша, князя же елецкаго Феодора плениша, народ русский укрепися духом, и Матерь Бога Своего призывая, взывал сице: Радуйся, дух истины Христовой в сердцах обновляющая; Радуйся, ревность о славе Божией в души наша вселяющая. Радуйся, право стояти за веру правую нас подвизающая; Радуйся, во бранех за отечество православное нас укрепляющая. Радуйся, венцы мученическия убиенным православным воином уготовляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 6

Проповедник воли Господни бысть святитель Киприан, егда, видя бедствие народа своего, повеле из града Владимира святыню велию, икону Богоматери, во град Москву изнести, да щит и ограждение граду стольному и всем живущим в нем пребудет, вопиющим в скорби Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яко луча солнечная весть прерадостная, яко Сама Пречистая во образе святем Своем во град Москву на спасение верным изыде. Сего ради людие исходяще в сретение святыни, моляху Тя, взывая: «О Владычице, спаси землю Русскую», и зваху Тебе тако: Радуйся, помощнице наша, испрашивающая у Господа нам грехов отпущение; Радуйся, умоляющая Его подати беззаконием нашим прощение. Радуйся, покаяния падших приемлющая и к престолу Божию возносящая; Радуйся, из глубины греховныя к высоте духовней нас возводящая. Радуйся, гнев Господень, праведно движимый на нас, Твоим молением умягчающая; Радуйся, учением благодати и доныне нас питаюшая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 7

Хотяше злочестивый Тамерлан землю русскую огнем и мечем пленити и уже стояше со многою ратию на реке Сосне в пределех московских, яко граду Ельцу и всей стране той уже разоренным быти. Внезапу же устрашися видением Богородицы в той час, егда людие московстии сретаху икону Владимирскую и моляшеся пред нею, поя: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение свершися благоволения Божия: дремлющу Тамерлану в шатре своем, виде внезапу святителей многих со жезлами златыми, над ними же Жену, благолепия и величия неописанного исполненную, окруженную молниями и воинством, устремившимся на него. Тамерлан же устрашися и очнуся, недоумевая, что есть видение сие. Мы же разумеюще прославляем Богородицу звании сими: Радуйся, достохвальная Дево Мати Господня; Радуйся, предвестнице пришедшаго в мир Спасителя. Радуйся, златозарное знамение победы Его над тьмою смерти; Радуйся, в сониих и видениих многим показующая яко славен рожденный Тобою Христос Бог наш. Радуйся, и неверных подвизающая прославляти всехвальное имя Его; Радуйся, тем явлением Твоим новое знамение благодати в Церкви показующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 8

Странное соние сие узревше хан татарский, вопроси вельмож сановитых своих, хотя уразумети бывшее. Тии же рекоша ему, яко Жена Велелепная - Матерь Божия есть, христианом заступница и защитница. Нечестивый же сей в страсе возопи: «О, тако мы не одолеем их», и в бегство обратися. Вернии же прославиша Бога дивнаго во святых Своих, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Вся дружина княжеская дивляхуся, зряще Тамерлана зверонравнаго внезапу вспять от Ельца в степи бежащаго со всею ратию своею, посрамленнаго явлением Богоматери. Войско же русское и весь народ воспеша Ей похвалы сия: Радуйся, гордыню нечестивых посрамляющая; Радуйся, крепосте наша, от лица вражия нас сохраняющая. Радуйся, многоязычное войско иноплеменников поразившая; Радуйся, многохитрость лукаваго посрамившая. Радуйся, граде ограждения и надеждо нашего спасения; Радуйся, на клевреты сатанинския наше оружие и одоление. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 9

Всякия похвалы достойна еси, Пресвятая Богородице, некогда греком противу нашествия славян ратоборствовавшая, и корабли их потопившая и вихрем морским развеявшая. Тако, Дево Владычице, и сим славяном, токмо уже право стоящим в вере православной, в грозный час беды великия на враги противостала еси, егда Тя призываху, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя яко рабы безгласныя умолкают, мы же прославим Матерь Господню, ибо в день той возсияла слава Божия на брегах Дона реки, яко Господь чрез Пречистую Богородицу побораше нечестивых и в бегство полки их обративше, войску русскому яко новому Израилю соратуя, сего ради Возбранную Воеводу, восхвалим звании сими: Радуйся, яко луча солнца Божественнаго тьму вражию попаляющая; Радуйся, мглу бесовскую посещением Своим разгоняющая. Радуйся, в явлениих Своих в правой вере людей утверждающая; Радуйся, дубраво, осеняющая нас от зноя страстей и прохладою благости покрывающая. Радуйся, от смертоносныя раны рабов Божиих, прибегающих к Тебе, целительнице; Радуйся, воинств христианских ратнице непреоборимая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 10

Спасти хотя страну нашу и в ней Церковь Свою святую, Господь многажды чрез Матерь Свою от враг и напастей, от бед и козней защищаше отечество наше, храняще е за веру Православную, заповеда бо некогда: врата адова не одолеют ея. Посему людие российстии николиже преставаху Богу пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси державе Российстей и преграда неодолимая, и щит крепок, и Воевода всехвальная, Мати Господня, в иноках своих дважды явленных во граде Ельце благословение Свое посылающая и по земли Руси Святой незримо шествующая. Спаси и помилуй нас, Дево Богородице, к тебе бо зовем: Радуйся, земли русския Царице Небесная; Радуйся, страны нашея державная покровительнице. Радуйся, простирающая над нами омофор Свой честный; Радуйся, Русь Святую покровом Своим покрывающая. Радуйся, тайны промышления Божия о народе Своем людем открывающая; Радуйся, дарованием икон чудотворных благодать неоскудную грешным дарующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 11

Пение сие от уст наших недостойных приими, Всепетая, пред иконою Твоею Елецкой приносимое, в память чудеснаго явления Твоего написанною, имже Присноблагословенная, спасла еси Русь Святую - удел Свой. Защити и помилуй и ныне нас убогих, якоже и прежде помиловала еси отцев наших, да во веки поем Тебе хвалу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемныя свещи, иконы Матери Господни по всей земли страны Российския сияют яко знамения попечения велия Владычицы о нас, промышляющей о прославляющих Ю, сего ради и отцы наши нарекоша Русь Святую домом Пресвятыя Богородицы, да и мы, недостойныя чада, воспоем Ей: Радуйся, избравшая некогда землю русскую преемницею благодати страны Византийския; Радуйся, о новом народе Богоизбраннем в земле нашей промысляющая. Радуйся, яко людие российстии, на Тя уповавшия, не посрамившая; Радуйся, не оставившая нас и егда согрешиша тяжко. Радуйся, яко по преумножению беззаконий преумножается благодать Твоя, да не погибнем люте; Радуйся, в скорбех и печалех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 12

Благодать Христова сохранит Русь христианскую и мир весь, аще покается народ русский православный, - рекла еси Пречистая некогда в видении избранным Своим. Да восплачемся о гресех своих, и продлит Господь долготерпение Свое роду человечу, мы же возопим Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, прославляем Тя, отверзаем уста наша к пению Твоему, Всепетая, обаче изнемогая от немощи, дерзаем приносити похвалы Ти. Да не отвержиши нас за грехи наша, но призри на словеса сии: Радуйся, златая кадильнице - сокровище велие нам Богом данное; Радуйся, род человечь доныне млеком милости Своея питающая. Радуйся, таиннице промышлений Господних о Святой Руси; Радуйся, народа русскаго православнаго славо и похвало. Радуйся, царей Боговенчанных небесная державо; Радуйся, народы и племена во истине Православия наставляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 13

О Мати Всепетая, Владычице Преблагословенная, пение наше приими и к престолу Сына твоего вознеси, спаси и помилуй люди Твоя и землю Руси Святой паки защити и возроди ю яко царство Твое, да удобее возмощи нам и Царствия Небеснаго достигнути, потомком же нашим веру Православную помоги в непорочности соблюсти, да нескончаемо поют людие Богу хвалу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.)

МОЛИТВА

О Дево Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение, град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тамо умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас, грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь Елецкой иконы Божией Матери возводилась в Ельце на протяжении нескольких лет: с 1893 по 1915 год. Храм был создан в честь пятисотлетия явления Божией Матери, произошедшего во время нашествия войск Тамерлана.

Это памятное событие занимает особое место в истории христианства. В 1395 году Тамерлан, не потерпевший ни одного поражения, завоевал многие земли в Азии и Европе. Он дошел до города Елец, разорил его и собирался в поход на Москву. Отдыхая в своем шатре, завоеватель увидел во сне Божию Матерь с сонмом святых, которая повелела оставить Московское государство. В это самое время в Москве встречали Владимирскую икону Божией Матери с крестным ходом, и все молились о спасении от нашествия Тамерлана. Московское государство понимало, что силы будут неравными, но готовилось к бою. Однако после этого видения во сне Тамерлан повернул на юг и начал разгром Золотой Орды, чем также помог Руси. За чудесное спасение православные благодарят с тех пор Божью Матерь.

История

В новой церкви нуждались люди, которых после серьезного пожара переселили в район Лучки в конце XVIII века. Они продолжали числиться за приходами других церквей, в которые им теперь было далеко ходить. Однако их прошение осталось без внимания городских властей. Гораздо позднее местным жителям удалось получить поддержку, и строительные работы начались лишь в конце XIX века.

Возведение храма заняло много времени, так как требовало больше средств, чем могли пожертвовать прихожане. Для сбора средств был создан специальный строительный комитет, в который вошли почетные жители города. Объявления о приеме пожертвований публиковались в газетах по всему государству, денежные средства стали присылать из разных городов. При этом интересно, что в возведении храма использовались различные нововведения, например, цемент, облицовочная плитка и другие.

Архитектор храма — Александр Степанович Каминский.

Церковное четырехстолпное здание — кирпичное, построено в псевдорусском архитектурном стиле. Храм с шатровыми куполами венчают 5 барабанов с восемью гранями. У храма — высокая шатровая колокольня. Отсутствие традиционных трапезной и апсиды усиливают вертикальное движение архитектурной композиции. Фасады украшают наличники и сложные карнизы, в которые архитектор внес свои собственные рисунки. Купола были покрыты разноцветной цементной плиткой наподобие шахмат. Туристы в отзывах отмечают краснокирпичную церковь в Ельце как одно из красивейших зданий города, непохожее ни на одно другое строение.

Высота храма с самым высоким куполом — 53,5 метра. Это второй по величине храм в Ельце.

Главный престол храма планировалось посвятить Елецкой иконе Богородицы, однако он был освящен в честь иконы Благовещения Божией Матери. Тем не менее, местные жители всегда называли эту церковь по имени Елецкой иконы Божией Матери, которой посвящен правый придел церкви.

Церковь Елецкой Божией Матери была закрыта для верующих в 1929 году, все имущество и церковная утварь были изъяты, в последующие годы ее здание использовалось под склад. В 1989 году здание-памятник возвращено церкви, несколько лет заняли восстановительно-реставрационные работы.

В 1995 году, в честь 600-летия избавления Московского государства от войск завоевателя Тамерлана, был проведен крестный ход. В честь знаменательного события в храм доставили список почитаемой Елецкой иконы Божией Матери.

С тех пор, традиционно, 8 сентября — в день чествования Елецкой иконы Божией Матери проходит крестный ход от храма Елецкой Божией Матери через город к храму Рождества Пресвятой Богородицы в районе Аргамач, где, по преданиям, и увидел сон Тамерлан. В этот престольный праздник возглавляет шествие епископ Елецкий и Лебедянский, который обращается с проповедью к прихожанам.

В церкви хранится святыня — старинный образ Иверской Божией Матери.

Расписание богослужений

Службы в храме Елецкой иконы Божией Матери проводятся ежедневно по два раза:

  • Божественная литургия — 07:30 часов.
  • Вечернее богослужение — 17:00 часов.

В храме также совершаются различные церковные ритуалы: крещение, венчание и другие. Режим работы церкви: с 07:30 до 18:00 часов, каждый день.

Как добраться до Храма Елецкой иконы Божией Матери

Храм располагается по адресу: ул. Октябрьская, 26, в центре квартала улиц Октябрьская, Лучковская, Пушкина, Костенко. Храм находится к югу от исторического центра Ельца с Красной площадью и главным храмом города — Вознесенским собором , до которого можно дойти пешком примерно за полчаса (расстояние — около 2 км). Добраться до церкви Елецкой Божией Матери можно на следующих автобусах:

  • Автобус № 5, 6, 6А, 10Б, 18, 25, 14, остановка «Городская больница № 2» (300 метров до храма).
  • Автобус № 7, 11, 21, остановка «Завод Гидропривод» (450 метров до храма).

До храма также можно доехать на такси: в Елецке работает популярный сервис Яндекс. Такси и местные службы «Дайна», «Русский стиль», «Вип Такси».

Панорама на вход в церковь с ул. Октябрьская:

Видео о крестном ходе в честь престольного праздника Елецкой иконы Божией Матери:

В августе 1395 г., через две недели после разорения Ельца , Тамерлан вдруг повернул обратно. Причиной же неожиданного отступления "грозного Тимура" от первоначального намерения идти на Москву предание называет чудесное заступничество Царицы Небесной за православных. Ожидая наступления Тамерлана, московский князь Василий Дмитриевич по благословению митрополита Киприана повелел привезти из Владимира в столицу чудотворный образ Божией Матери, с которым князь Андрей Боголюбский в свое время победил болгар.

26 августа (по ст. ст.) москвичи торжественно встречали чудотворную икону на том месте, где позднее был основан Сретенский монастырь. Непрестанные молитвы русских людей были услышаны Царицей Небесной - в тот же день, как прибывший образ был поставлен в Успенском соборе Московского Кремля , Тамерлан неожиданно развернул свои войска и покинул пределы Русской земли.

Поводом для такого поворота событий называется сон, в котором грозный завоеватель увидел: "...высокую гору и с ея вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, очнулся и, созвав вельмож своих... велел полкам своим идти обратно". В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Тамерлану Пресвятой Богородицы связывают Аргамаченскую слободу в устье реки Ельчик напротив елецкой крепости.

В память чудесного спасения Руси от нашествия войск Тамерлана ельчанами позднее была написана икона Божией Матери, называемая "Елецкая" и ставшая одной из самых почитаемых святынь Елецкой земли. По мнению ряда исследователей, впервые она появилась в Ельце в 1737 г., будучи принесённой из Москвы клириками храма св. Николая Чудотворца в елецкой Агамаченской слободе священником Иоасафом Никифоровым, диаконом Иоанном и дьячком Алексием.

Бытует предание о том, что они отправились в Москву для того, чтобы "отыскать явленную на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм... намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли её на своих руках на Аргамач-гору, в церковь". История создания иконы была запечатлена в надписях на двух клеймах внизу иконы.

Почитание образа Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери в городе было столь велико, что списки её находились почти во всех городских храмах. Список Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, выполненный в последней четверти XIX в., был передан в Елецкий Вознесенский собор в 1995 г. из фондов Елецкого краеведческого музея, пока не был украден неизвестными злоумышленниками в 1999 г. В настоящее время у левого клироса собора находится список этой иконы, сделанный по фотографии.

Широко известен и появившийся, очевидно, в позднее время краткий извод композиции иконы: Богородица с воздетыми в молении руками (тип "Оранта") стоит на облаке, ангелы - по сторонам вверху. А в 1893 г., к 500-летнему юбилею чудесного заступничества Царицы Небесной за православный народ, в Ельце был заложен храм во имя Елецкой иконы Божией Матери.

Летописи запечатлели в XV -XVI вв. десятки разорительных нашествий вражеских полчищ, после которых Елец , как птица Феникс, вновь и вновь отстраивал свои укрепления, налаживал жизнь, восстанавливал сгоревшие и строил новые храмы.


Вознесенский кафедральный собор г.Ельца.

При восстановлении Елецкой крепости в 1592 - 1594 гг. под руководством владимирского городового мастера Ильи Катеринина в её стенах были построены и новые храмы. По мере заселения посада и пригородных слобод к началу XVII в. сооружены ещё несколько церквей вне крепости.

В это время Елец в церковном отношении подчинялся рязанским архипастырям. Об этом свидетельствуют указы царя Михаила Фёдоровича , повелевшего в 1636 г. вновь построенные "...острожки Талецкой и Чернавской при реке Быстрой Сосне... ведать архиепископам Рязанским.

Строительству храма в лучковской части города предшествовало печальное событие: в 1769 году в центре Ельца был сильный пожар. Жителей, которые были прихожанами Введенской церкви и храма Покрова Божией Матери, переселили в Лучок. Оказавшись на довольно приличном расстоянии от своих приходских храмов, ельчане стали просить о строительстве собственной церкви в лучковской части города.

Согласно генеральному плану застройки города 1827 года храм должен был находиться на Лучковской площади. Но дальше планов дело не продвигалось. Местные жители уже запаслись железом для кровли церкви, приготовили колокола. А почетный гражданин Ельца П. Ростовцев выразил желание пожертвовать под строительство храма два подходящих участка земли.

Осенью 1880 года, когда Елец готовился праздновать 500-ление явления Богородицы во время нашествия на город Тамерлана, жители Лучка в составе 85-ти человек, обратились в городскую думу с просьбой построить в честь этого события храм с главным престолом во имя Елецкой Иконы Божией Матери . Дума прошение горожан поддержала.

Проект новой церкви выполнил архитектор А. Каминский, который к этому времени завершил строительство Вознесенского собора. В августе 1893 года состоялась торжественная закладка храма. Во время строительства храма его будущие прихожане ходили на богослужения в молитвенный дом, который затем стал церковью во имя Иверской иконы Божией Матери.

Строительство лучковского храма продвигалось крайне медленно, так как не хватало средств. Работу постоянно приостанавливали.

В 1895 году за ручьем Лучок построили кирпичный завод, чтобы обеспечить стройку собственным кирпичом. Часть продукции продавалась, а прибыль шла на строительство храма.

Во время постройки церкви применялись новейшие по тем временам технологии – железобетонные перекрытия, цемент, система парового отопления. В связи с близким нахождением грунтовых вод под зданием построили котлован, который оградили специальными стенками с глиняными замками, а известняк в фундамент укладывали на свинцовые листы.

Тормозили строительство нового храма и нечестные горожане, которые под покровом ночи сбили замок в кружке, в которую принимались пожертвования, и украли все, что там находилось.

С 1907 года старостой храма избрали Н. Ростовцева , потомственного почетного гражданина города. С этого момента возведение храма значительно ускорилось.

В 1913 году в новой еще недостроенной церкви уже начались службы. Через два года храм освятили. Главный алтарь был освящен в честь Благовещения Божией Матери. Правый придел – во имя Елецкой иконы Божией Матери и св. пр. Осии. Левый - во имя Иверской иконы Божией матери и св. Алексия, митрополита Московского.

Храм, построенный в честь чудесного освобождения Руси от Тамерлана, был вторым по величине в нашем городе и считался самым значимым после собора. По архитектурному решению он не похож ни на один другой в Ельце. В церкви не трапезной части, трехъярусная колокольня заканчивается высоким кирпичным шатром. Она напоминает древнерусские храмы XVI – XVII веков, но с интересными элементами декора.

Однако с момента своего освящения храм Елецкой иконы Божией Матери принимал своих прихожан всего несколько лет. Через 4 года после революции ушел из жизни настоятель храма Т. Архангельский , а вскоре погиб и ктитор церкви Н. Перекалин (его убили грабители, выстрелив в окно).

В 1933 году из храма изъяли те немногие ценности, что успели приобрести. С 1937 года помещения церкви использовались под склад для зерна, что, скорее всего, и спасло ее от разрушения.
В послевоенные годы Лучок активно застраивался жилыми многоэтажными домами. Во время прокладки коммуникации нарушили гидроизоляцию и в подвал церкви начала поступать вода.

Верующим вернули храм только в 1989 году. Через 2 года после этого, здесь состоялась первая служба. С потолка капала вода, а вокруг престола свободно ходили голуби, но людей, которые пришли в тот день на службу это не смущало.

Восстановительные работы в храме были завершены в 1995 году. Из краеведческого музея вернули список Елецкой иконы Божией Матери. К 600-летию освобождения Руси от Тамерлана храм отметил свое второе рождение.

В настоящее время реставрация Лучковского храма продолжается.