Анализ стихотворения Рембо «Гласные. Артюр Рембо

Наиболее точно Артюра Рембо как необыкновенного колориста характеризует сочиненный им летом 1871 года сонет «Гласные». В этом сонете, за которым в русском литературном обиходе закрепилось название «цветной», присущая стихам звукопись достраивается своего рода цветописью. В самом деле: семнадцатилетний поэт заявлял о том, что он «владеет тайной» звуков речи – знает их соответствия краскам и картинам мира.

А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый.

О – синий; тайну их скажу я в свой черед.

А – бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е – белизна холстов, палаток и тумана,

Блеск горных ледников и хрупких опахал.

И – пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У – трепетная рябь зеленых вод широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной,

О – дивных глаз ее лиловые лучи.

Этот «крайне загадочный и с тех пор вкривь и вкось, на тысячу ладов разгадываемый сонет» (Великовский, 1994) и по сей день, волнует умы многих исследователей. Однако им так и не удается достоверно объяснить, кому Рембо обязан отправной догадкой о звуко-цветовых подобиях. Некоторые исследователи считают, что сонет Рембо «гласные» так навсегда останется загадкой (Etiemble, 1961). В сонете «Гласные» Артюр Рембо открывает секрет звуков речи. Он заявляет, что знает их соответствия краскам и картинам мира. Так, гласные y Рембо представлены следующим образом: А черная, Е белая, I красная, U зеленая, О голубая. В начале может показаться, что связь между конкретной гласной и представляемым ею цветом окказиональна, носит переменный, случайный характер. Поэтому, чтобы объяснить их отношения, Рембо сначала называет конкретную гласную и цвет, который ей соответствует, а затем целый ряд картин мира, которые эту гласную характеризуют. Повторяемость узаконивает, упрочивает случайную связь, аналогичность ряда картин закрепляет за гласной особое значение.

За гласной А закрепляется в сонете Рембо символ тьмы и нечистоты. Ее первая характеристика находятся в непосредственной близости – Рембо говорит, что А черная. Черный цвет уже придает гласной А особое настроение. Далее следует ее описание посредством картин мира, которые ей соответствуют («noir corset velu des mouches éclatantes qui bombinent autour puanteurs cruelles, golfes d’ombres» – «черный велюровый корсет блестящих мух, которые жужжат возле злостной вони, заливы теней»). Повтор настроения, заданного черным цветом, а затем содержащегося в картинах мира, выдвигает на первый план значение гласной А: «тьма, нечистота». Таким образом, гласная – символ требует исходной экспликации своей связи с цветом и формируется в символ в результате перечисления картин мира, которые ее характеризуют. Символом у Рембо также становятся все последующие гласные, например, гласная Е окрашена в белый цвет: .. . E, candeurs des vapeurs et des tentes,


Lances des glaciers fiers, rois blancs, frissons d’ombelles.

Она ассоциируется y Рембо с «чистотой испарений и палаток, пиками горых ледников, белыми королями, дрожью опахал.»мI у Рембо красная. Это символ страсти, крови. В сонете «Гласные» ей соответствуют следующие картины:

I, pourpres, sang craché, rire des lèvres belles

Dans la colère ou les ivresses pénitentes...

(...I, пурпурные цвета, кровохаркание, смех красивых губ в кающихся гневе или опьянении...) Зеленая U становится символом природы и научных поисков:

U, cycles, vibrements divins des mers virides,

Paix des pâtis semés d’animaux, paix des rides

Que l’alchimie imprime aux grands fronts studieux.

Это «циклы, божественные колебания зеленых морей, мирные пастбища животных, спокойные морщины, которые алхимия накладывает на великие лбы». определенные (в том числе и цветовые ассоциации) и участвуют в создании смыслов. Каждая гласная – это особое настроение, определенный символ, у каждой гласной свой цвет. Рембо создает стройную цепочку гласных звуков, где такая минимальная единица как звук приобретет собственное семантические содержание, это способствует усилению связности и системности образов сонета «Гласные». Для Рембо характерна особая адъективность стиля. У Рембо мы встречаем «черный велюровый корсет блестящих мух» (noir corset velu des mouches éclatantes») и «гордые ледники» («glaciers fiers»), «красивые губы» («lèvres belles») и «божественные колебания зеленых морей» («vibrements divins des mers virides»), «странные шумы» («rideurs étranges»), «кающиеся гнев или опьянение» («la colère ou les ivresses pénitentes») и «фиолетовый луч» («rayon violet»)... Насыщенность текста прилагательными свидетельствует о подробности авторских квалификаций и оценок. Рембо не просто описывает явления окружающего его мира, но и характеризует их. Он хочет показать читателю, что предметы и явления в этом мире необычны и уникальны. Он как бы говорит читателю: «Я не просто слушаю, я слышу; я не просто смотрю, я вижу. Я вижу мир таким и об этом пишу». Иногда Рембо сознательно удивляет читателя. Ледники поэту представляются «гордыми» («glaciers fiers»). Может быть, Рембо видит их такими потому, что они стоят в одиночестве. Вонь, над которой кружатся блестящие мухи, Рембо называет «жестокой» («puanteurs cruelles»), а далее плавно переходит к описанию «чистоты палаток и испарений» («candeurs des vapeurs et des tentes»). Рембо играет каждым словом. Оно может шокировать, но не должно оставить читателя равнодушным.

А – чёрный, белый – Е, И – красный, У – зелёный,

О – синий... Гласные, рождений ваших даты

Ещё открою я... А – чёрный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, смех, гневом озарённый

Иль опьянённый покаяньем в час расплаты.

У – цикл, морской прибой с его зелёным соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлён в тиши ночей.

О – первозданный Горн, пронзительный и странный.

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,

– Омега, синий луч и свет Её Очей.

Материалы для этюдов повышенного уровня сложности

В этом разделе будут приведены тексты, более сложные по своему содержанию, ритмической структуре, форме. Поэтому приёмы и способы решения таких полифоничных текстов чрезвычайно усложняются. Этюды на их основе, более чем все описанные ранее варианты текстов и упражнений к ним, близки к художественному чтецкому материалу. Подобные речевые этюды являются промежуточным звеном, связывающим тренинг и художественное чтение со сцены, помогающим перенести приобретённые технические навыки в творческую сферу. Спектр тренинговых предметов при создании таких этюдов расширяется и уже не ограничивается тростями, мячами, скакалками. В зависимости от звукового образа это могут быть платки, шали, зонты, ленты, плащи и т.д. Допустимо сочетание звука с "беспредметным" действием.

И.Анненский . Колокольчики

Динь-динь-динь,

Дини-дини...

Дидо Ладо, Дидо Ладо,

Лиду диду ладили,

Дида Лиде ладили,

Ладили, не сладили,

Диду надосадили.

День делали,

Да день не делали,

Дела не доделали,

Головы-то целы ли?

Ляду дида надо ли –

Диду баню задали.

Динь-динь-динь, дини-динь...

Колоко"лы-балабо"лы,

Колоколы-балаболы,

Накололи, намололи,

Дале боле, дале боле...

Накололи, намололи,

Колоколы-балаболы.

Лопотуньи налетали,

Болмоталы навязали,

Лопотали – хлопотали,

Лопотали, болмотали,

Лопоталы поломали.

Ты бы, дид, не зёньками,

Ты бы, диду, деньгами...

Де"ньгами, деньгами...

Долго ли, не долго ли,

Лиде шубу завели...

Холили – не холили,

Волили – неволили,

Мало ль пили, боле лили,

Дида Ладу золотили.

Дяди ли, не дяди ли,

Ладили – наладили...

Ой, пила, пила, пила,

Диду пива не дала:

Диду Лиду надобе,

Ляду дида надобе.

Ой, динь, динь, динь – дини, динь, дини динь,

Деньги дида милые,

А усы-то сивые...

Дан вам день...

Долго ли вы там?

Мало было вам?

По губам.

По головам

Буби-буби-бубенцы-ли,

Мы ли ныли, вы ли ныли,

Бубенцы ли, бубенцы ли...

День, дома бы день,

День один...

Колоколы-балаболы,

Мало лили, боле пили,

Балаболы потупили...

Бубенцы-бубенчики,

Малые младенчики,

Болмоталы вынимали,

Лопоталы выдавали,

Лопотали, лопотали...

Колоколы-балаболы...

Колоколы-балаболы...

К. Бальмонта. Бубенцы

Дрогнув, брызнув звуком дружным, С колокольчиком поддужным, С голубицей голубец, Бубенец и бубенец

К шее конской припадают, Хмелем звончатым блистают, Вылетают, Западают, Снова звонче, снова тают, Сном рассыпчатым взрастают, В сбруе звук и зрак колец, И навзрыд-навзвон рыдают, Из конца бегут в конец, И навзвон-навзрыд хохочут, Сердцу сердце вспевом прочут, Говорят, Сборным взблеском, звуком-вздохом, Как просыпанным горохом, Бубнят вряд, Дробь враздробь и врассыпную, Змеезвоном ладят сбрую, Серебрят, Я, мол, ты, мол, мы, мол, баем, Бусить бусы понимаем, Любо тренькать дутым краем, – Замолчать никак нельзя им, Не хотят, Не хотят, Перезвякнут баю-баем, Легче маленьких котят, Перебросят звук и взгляд, Сердце сердцу закогтят, Не пойдёте напопят, Бубенцы вам не велят. Эй, родимые, скорее, Закрутитесь веселее, У коней вся в мыле шея, К пиру бубен-бубенец, Отчего бы, почему бы Не лобзать да прямо в губы, Ну, скажите, почему бы Да не вместе наконец? Эта славная затея – До девицы молодец, Ты товар, а я купец, Ты мне нива, я твой жнец, Птица ты, а я ловец. Или были В звонкой силе Мы напрасно долгий час? Слушай сказ, Слушай нас. Рея, вея, млея, рдея, Это славная затея, Колокольчик – ваш гонец, С ним – и в буре не робея – Бубенец и бубенец. Эх, от самого Валдая Звоны льются, нарастая, От Алтая до Москвы Брызжет пена до травы, Закрутились пристяжные, Коренник не клонит выи, А у них как завитые Книзу шеи – два кольца, Дружны в тройке, к гриве грива, Жить вам весело, счастливо, Колокольчик говорливо Обещает без конца, Победить бубенчик хочет, И по-своему пророчит. Победит ли бубенца? Колокольчик долго строит, Он поёт да не покоит, Плачем плачет, песней ноет, Не видать его лица. Победит ли бубенца? В пляске весело стрекочет, Точит, точит, счастье прочит В перебросе бубенец. Стук – колесам, блеск – подковам, Бубенцу – быть сном медовым, Сватом, братом всех сердец, Двум сердцам – с одним быть кровом. Двое с разных двух крылец, В свете новом, в лике новом, В радость всем и в зависть вдовам, Прямо в церковь под венец.

Тема. Артюр Рембо (1854-1891). "Ощущение", "Пьяный корабль", "Гласные" Ассоциативно-чувствительная картина Вселенной в поэзии Рембо, место в ней поэта

Среди выдающихся поэтов французского символизма чуть ли не самой трагической является фигура Артюра Рембо. Метеором ворвался он в литературу (начал писать еще в школе, и навсегда оставил поэзию уже в 20-летнем возрасте), но его творчество, горячее и бесшабашное, трагическое и энергичное, взволновало современников и потомков. «Ангелом и демоном» назвал писателя Поль Верлен, восхищаясь «отвесным полетом его поэтической фантазии, которая ширилась в разных, кое-где противоречивых, сферах человеческого духа». Сам Рембо считал себя бунтовщиком, который был в состоянии подняться над своей эпохой и заглянуть «в невиданные глубины личного мира, с которым никогда не может быть согласия, как и с человечеством».

Жизненный и творческий путь А. Рембо

Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции.

Его отец, Фредерик Рембо, был военным, служил в Алжире. Мать, Мари-Катрин-Витали Клиф, происходила из зажиточной крестьянской семьи. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец покинул семью, и с того времени мать сама занималась воспитанием сына. Она прививала детям добропорядочность, любовь к Богу.

Сызмала Артюр подарил родителям незаурядные надежды: был богобоязненным, послушным, блестяще учился. Способности Рембо всех поражали. Учитель Жорж Изамбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет Артюр начал писать прозу, а потом стихи. В пятнадцать лет написал стих «Сенсация», опубликованный без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869 гожа. В этом же году напечатал несколько стихов на латинском языке. В это время Рембо много читает, увлекается произведениями Рабле и Гюго, а также поэзией «парнасовцев». Стихами «Офелия», «Балл повешенных», «Зло», «Спящий в долине» поэт заявил о себе как символист. В. Гюго, высоко оценивал талант молодого Рембо, назвал его «дитям Шекспира».

Первый период творчества писателя (до 1871 года) обозначен влиянием авторитетов, которое не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной эстетики, так и против буржуазных порядков провинциального Шарлевиля, где, по словам поэта, «никогда ничего не происходит». Ориентируясь на В. Гюго и Ш. Бодлера, начал писать стихи, которые разоблачали никчемность мещанства («Заседатели»), Вторую империю («Неистовство кесаря»), лицемерие служителей церкви («Наказание Тартюфа»). Рембо увлекается революционными идеями, которые привели монархию к краху. В те времена свои надежды на перестройку общества он связывал с Республикой.

В 1871 году, узнав, что провозглашена Коммуна, Рембо бросает лицей и, добравшись в Париж, принимает участие в революционных событиях. По воспоминаниям современников, поэт жил вместе с коммунарами, некоторое время был даже в национальной гвардии. Сурово-ритмический «Свободный гимн Парижа», трогательный образ девушки - комунарки в стихотворении «Руки Жанн-Мари» - яркие свидетельства его настроений. Но после разгрома Коммуны, разуверившись в социальной борьбе, А. Рембо в письме к другу от 10 июля 1871 года просит уничтожить свои произведения о коммунарах.

В августе 1871- го, возвратившись в Шарлевиль, он посылает свои стихи Полю Верлену. Мальчик из провинциального городка своими строками пленил известного поэта, и тот приглашает его к себе. Знакомство перерастает в дружбу. Верлен и Рембо отправляются из Парижа на поиски новых впечатлений в Бельгию, а потом в Лондон. Круглый год они странствовали вместе по Европе.

Во второй период кратковременного творчества (с начала 1871 до начала 1872 года) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание. Особенно выделяется стих «Пьяный корабль». Корабль, который сбился с курса и потерял управление, символически отображает творческие и жизненные поиски Рембо.

В символистском сонете «Гласные» декларировались новые принципы искусства: преобразование слова в символ, внимание к смысловой окраске звуков, большое значение ощущений в восприятии мира и отображении духовной жизни человека.

В третий период творчества (1872-1873) Рембо пишет цикл «Озарение», который показал рождение необыкновенной формы стиха, который можно назвать и стихом в прозе, и ритмизированной прозой. Волшебной красотой веет от загадочных картин, навеянных горячей свободной фантазией поэта. Главное в «Озарениях» - фиксация личного расположения духа и ощущений, независимо от того, что их вызвало.

Артюр Рембо имел непостоянный и капризный характер. Как в творчестве, так и в жизни он искал разных путей, иногда целиком противоположных. Среди современников пользовался славой «скандального» поэта. Возможно, вследствие этого дружеские отношения между двумя писателями нередко заканчивались ссорами. Однажды, возбужденный полемикой о религии, Рембо ударил Верлена ломом и продолжал бить, пока тот не потерял сознание. А в июле 1873 года во время очередного бушующего спора Верлен стреляет в Рембо, ранит его и сам попадает в тюрьму. Взволнованный Рембо впадает, будто в лихорадку. Воплем души, криком человека, который уже не рассчитывает на чью-то помощь и все же зовет во вселенной кого-то неизвестного, стала книга «Сезон в аду» (1873), единственный сборник, выданный при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не мог оплатить, и книги так и остались на складе. Их нашли случайно через несколько десятков лет, причем существовала легенда, будто бы Рембо сам уничтожил весь тираж.

Разрыв с Верленом, отсутствие средств, духовное неудовлетворенность привели Рембо к острому творческому кризису. В последних произведениях поэта ощущается боль и отчаяние одинокой души, обреченной на напрасную мольбу. «Пьяный корабль» судьбы Рембо окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвение в алкоголе, наркотиках, бушующих страстях. Но это не утолило «боли жгучих противоречий», и Рембо решил изменить свою жизнь. После того, как ему исполнилось двадцать лет, он не написал ни одной поэтической строки. Отказавшись от искусства, Рембо блуждал по Англии, Германии, Бельгии, торговал всякими мелочами на европейских базарах, нанимался косить траву в голландских селах, был даже солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Капри, в Занзибаре. Рембо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну против Италии. В последние годы работал в торговой фирме «Вианне, Бард и К°», которая продавала кофе, слоновьи бивни, кожу.

В тридцать семь лет, утомленным, но еще полным сил, возвратился Артюр Рембо во Францию. Неизвестно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но в 1891 году у него появилась опухоль правого колена, которая оказалась саркомой. 10 ноября того же года Рембо умер в марсельской больнице. Похоронен поэт в Шарлевиле.

После смерти к писателю пришла всемирная слава. Его имя стало символом мирового поэтического авангарда. Без ясновидения Рембо не было бы большой поэтической революции Г. Аполлинера, французских сюрреалистов, других поэтов. Его творчество привлекало внимание и украинских поэтов. Значительный интерес к ней проявляли Юрий Клен и Василий Бобринский. Поэзии Рембо также переводили М. Терещенко, Г. Кочур, М. Лукаш, Д. Павлычко, В. Стус, В. Ткаченко, М. Москаленко и др.

Во второй половине XX столетия наблюдается новая волна интереса к личности А. Рембо. Так, в частности, его образ интересовал кинорежиссеров. Наибольшую популярность имел фильм Агнешки Холланд «Полное затемнение» (1995), созданный по одноименной пьесе американского режиссера и сценариста Кристофера Хемптона (1967), в котором роль поэта исполнял Леонардо Ди Каприо (хотя достоверность образов Рембо и Верлена в этом фильме многими ставится под сомнение).

А. Рембо осознавал свой путь в поэзии как «вечное блуждание и порывание в трущобе духа». Все, что идет извне («общеприемлемые» нормы морали или универсальные «законы ума», «здравый смысл» или «добрый вкус»), он воспринимал как невыносимые путы, которые мешают движениям его души и тела. Поэт не терпел не только насилия, но и «приручения к среде», ощущая себя существом, которое принадлежит к «другой расе», «чужеземцем» в мире, настолько же неприятным для окружения, насколько и оно было неприятным ему.

Поэтому поэзии Рембо присущи порывания к «бегству» и «бунтарству». «Я тот, кто страдает, и кто взбунтовался»,- писал художник в «Озарениях». Речь идет о бунте не только против внешнего мира, а, прежде всего против себя, поскольку более всего он ненавидел именно свое «я» - продукт воспитания психологических, моральных, интеллектуальных привычек. Это «я» для него не исчерпывало человеческой сути, оно - маска, за которой прячутся другие, неизвестные иррациональные силы, которые создают действительную сущность человека и нуждаются в освобождении.

Стих «Пьяный корабль» А. Рембо написал, когда ему было 15 лет. Хотя через два года он исправил некоторые строки. Прочитав это произведение, П. Верлен указал, что в нем есть то, «чем должна обогатиться современная и будущая поэзия». И, действительно, «Пьяный корабль» стал новаторским явлением в тогдашней французской литературе.

Выразительное чтение поэзии А. Рембо «Пьяный корабль».

Анализ поэзии.

Стих имеет множество интерпретаций, вызывает у читателей разные ассоциации. Одни видят в нем бунт против серой будничности, другие - аналогию с событиями Парижской коммуны, третьи говорят о том, что в этом произведении автор предусмотрел свою собственную судьбу, четвертые усматривают в нем изложение философско-эстетической концепции художника. В стихотворении описаны странствования корабля, который потерял управление и носится по безграничному океану.

Особенность этого произведения состоит в том, что в нем наблюдается слияние объективного и субъективного первоисточников. Именно поэтому описанные события могут ассоциироваться как с реальной жизнью, так и с философским обобщением (блуждание и порывание лирического героя в пространствах духа, жизни, поэзии).)

Композиция стихотворения состоит из трех частей. Завязка - гибель команды и потеря управления кораблем, развитие действия - мысленные странствования лирического героя в морской стихии, кульминация - столкновенье приподнятой фантазии с будничной реальностью, развязка - отказ героя от прагматической жизни.

В стихотворении два вида конфликта: внешний и внутренний. Внешний - столкновение лирического героя со стихией и будничностью, внутренний - борьба, которая точится в душе лирического героя за духовное пробуждение, личный независимый мир, мечты.

Главная тема произведения - странствования души лирического героя в жизни и в мире собственного воображения.

Стих начинается с мотива пробуждения лирического героя. («Отправившись туда, куда хотел давно»; «Мое пробуждение благословили шквалы»; «когда-то глухой..., все за водой плыл».)

Образ корабля, который, в конце концов, освободился, символизирует влечение лирического героя к поиску иного мира, отличного от обычного, свободного в своих фантазиях, мыслях, мечтах.

В этом плавании лирического героя привлекает опасность: «Я знаю рвущееся небо, и глубины,/И смерчи, и бурун, я знаю ночи тьму,/И зори трепетнее стаи голубиной,/И то, что не дано увидеть никому»., во время которого герой увидел все разнообразие мира, с его сложностями и многогранностью. Но его не пугают ни штормы, ни молнии, ни сложности, связанные с поисками тайного смысла бытия.

В стихотворении - два мира. Реальный мир для лирического героя является настоящей трагедией, поскольку в нем нет простора для полета мыслей и чувств. Свободнее он чувствует себя в мире ирреальном.)

Финал отображает результат духовных и эстетичных поисков автора, который осознал преимущество внутренней жизни над ограниченностью внешнего пространства.

В стихотворении есть образы-символы: образ пьяного корабля, моря, символы-цвета.

Название стиха тоже является символическим. Многих исследователей и читателей волнует вопрос: «Почему корабль пьяный?» В произведении неоднократно звучит мотив опьянения. С одной стороны, это означает забвение скучной будничности, серой жизни, а с другого - ощущение притока неудержимой фантазии и энергии. Лирического героя пьянит разнообразие чувств, невиданные красота и тайна ирреального мира, который открылся в его душе. В стихотворении ощущается удивительное слияние героя со стихией, которая пробуждает в нем поэтическое вдохновение.

Море в поэзии выступает многозначным символом. Это и чувство, и капризная жизненная судьба, и поэзия. В стихотворении есть и символы-цвета: зеленый цвет моря, «зеленая синь» морских глубин. Как известно, у символистов эти два цвета означали надежду.

Некоторые исследователи называют стихотворение А. Рембо «Пьяный корабль» поэмой. Известно, что поэма как жанр объединяет в себе элементы лирики, эпоса и драмы. Все эти признаки есть в произведении А. Рембо.

Выразительное чтение поэзии А. Рембо «Ощущение».

Анализ поэзии.

Лирический герой в произведении представлен путешественником. Природа для него становится живым существом в образе женщины, которую он способен познать лишь с помощью ощущений.

Лирический герой стремится к слиянию с природой, которая придает ему гармонии и счастья. Композиция стихотворения – стихотворение делится на две части. В первой отображено воображение лирического героя, упоминаются уже пережитые впечатления. В этой части преобладают глаголы будущего времени, поскольку чувства проектируются на будущее. Во второй - лирический герой словно переносится в мысленную действительность, которая воспринимается как реальность. Здесь преобладают глаголы настоящего времени.

В стихотворении доминирует голубой цвет, который символизирует чистоту чувств и духовных порываний героя к миру красоты.

Тропы в стихе раскрывают приподнятое расположение духа героя, душевный покой, преисполненный ощущением свободного пространства и свежего воздуха

Стихотворение А. Рембо «Гласные» сразу привлекает внимание читателей и критиков, вызвав разные толкования. Много литераторов усматривали в нем развитие мысли Ш. Бодлера о «соответствиях» между звуками, цветами, запахами, человеческими чувствами. Другие говорили, что в этом стихотворении Рембо отобразил детские воспоминания о красочном букваре, по которому его учили читать. Существуют и символические прочтения произведения. Но это стихотворение, наверное, останется крупнейшей загадкой поэта А. Рембо.

Выразительное чтение поэзии А. Рембо «Гласные».

Анализ поэзии.

Жанр этого произведения - сонет.

А. Рембо отбрасывает строгость в выборе темы сонета, сдержанность формы, четкость ритма. Его сонет построен как ряд ассоциаций лирического героя. «Гласные» поражают читателя своей динамикой, подвижными образами и чувствами, изменением интонации, которая помогает автору раскрыть многогранный мир человеческих ощущений, впечатлений, ассоциаций.

А. Рембо предлагает новое поэтическое видение, когда объединяются звуки и цвета в одно целое, душевное состояние природы и человека, земное и божественное. На первый взгляд, ассоциации лирического героя довольно разрознены. Но они связаны между собой отношениями контраста: черный - белый (духовная смерть - чистота вечного бытия), красный - зеленый (страсть - мудрый покой). Но поэт не видит каких-то непреодолимых противоречий, ведь одно не существует без другого, поскольку в мире все взаимосвязано.

В «Гласных» поэт искал новый язык поэзии. Он писал: « Я придумал цвет гласных... Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрёл такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств. Разгадку оставил я за собой...».

Эксперименты А. Рембо были продолжены следующими поколениями символистов, которые искали таинственное содержание в области звуков и удивительных образов.

Описание метода астрологического анализа имени мы начнём с психолингвистического описания алфавита, соотнося звуковые параллели букв с образами знаков Зодиака. Этот подход включает анализ фонетики и совмещение её с цветопсихологией.

Цветовое определение звуков основывалось на статистических данных и физических свойствах звука.

Согласно физическому восприятию человека, существуют три основных цвета: красный, синий, жёлтый (этот принцип был открыт Ломоносовым) - на основании которых...

Энерговес букв
1. Буквы Легкие
2. Буквы Средние
3. Буквы Тяжелые

А, первая буква алфавитов на греческой и латинской основе, которая происходит от древнегреческой "альфы" и финикийской "алеф". Гласная, имеет максимальный набор Живого Времени. Русская буква "а" восходит к кириллической букве ("аз"), означающей местоимение "я".

Кроме звукового буква "а" имела цифровое значение 1.

Аз - Ангел3 = Ангел в 3 Измерениях, триединый + я в Прошлом Руси.

Нумерология и старое...

Самым древним источником информации из известных человечеству являются - ВЕДЫ. Время возникновения сведений о ВЕДАХ, восходит к временам почти забытым Человечеством, двенадцать и более тысяч лет назад от СЕГОДНЯ или СЕЙЧАС. Прото-носители ВЕД: ХАРИИ – АРИИ – ДАРИИ – ТАРОТАРИИ – ХАХАЛЫ (УКРАИНЦЫ)- РУССЫ (РУССКИЕ). Первые ВЕДЫ были впервые записаны символами ХА – РА. Символы ХА – РА исходят от разделения ЗВУКОВ на БУКВО – ОБРАЗЫ по шестнадцатеричным матрицам, которые

Называются ПРОСТОТА (По РА...

Около четырех тысяч лет назад полулегендарный пророк Заратустра составил календарь совместимости партнеров. В его основу был положен 32-летний цикл обращения Сатурна вокруг Солнца. Согласно этому календарю в жизни человека чередуются удачные, неудачные и относительно нейтральные годы.

Первый жизненный цикл продолжается 32 года, потом идет второй цикл вплоть до 64 лет, а затем, возможно, и третий. Причем годы с 1-го по 16-й идут по возрастающей, а с 17-го по 32-й - по убывающей, являясь как бы...

С древнейших времен существуют системы, связывающие символы алфавита и цифры с астрологическими символами. В этой связи отражается астрологическое представление о том, что не только явления природы и проявления человеческой психики, но также и имена несут в себе определенный космический отпечаток и находятся под влиянием определенных космических сил. Это в определенной степени говорит о связи имени и судьбы.

Такие системы существуют для многих древних алфавитов (еврейского, греческого...

Имя, как и любое слово языка, являет собой некий образ, основанный как на его значении, так и на его звучании. И та вибрация ритмов космоса, которую схематически представляет личный гороскоп человека, тоже может быть выражена через звуковой образ.

Если звучание имени резонирует с внутренней (астрологической) заданностью человека, оно способствует максимальному раскрытию его потенциала. Имя же, не имеющее такого резонанса, наоборот, притушевывает яркость личности. И тогда бывает, что...

Необходимый союз идей и знаков, освящение глубин реальности примитивными буквами, Триединство Слов, Букв и Чисел, философия простая, как алфавит, глубокая и бесконечная как Слово, Божественный Мир, который умещается в ладони: десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность - вот и все составляющие каббалы.

Они являются начальными принципами написанного Слова, отражениями того Слова, которое сотворило мир".

Однако, несмотря на кажущуюся простоту этого учения, по...

Каждое имя обладает уникальной энергетикой. Именно эта аура и определяет вашу удачу, способности, а также ваши лучше талисманы. Определить растение-талисман вам поможет нумерология.

Нумерология - древнейшая наука, которая насчитывает уже более 3000 лет.

Цифры всегда были объектом исследования не только привычных всем ученых в белых халатах, но и эзотериков. Эти изыскания помогают связать природу Вселенной с удачей человека, с его судьбой, кармой, будущим и прошлым в целом.

Обожаю Рембо!

Христо Тодоров его относит к символистам. Посмотрим, что покажет имманентный (т.е. глубокий) анализ самого красивого и герметически закрытого сонета.

Voyelles

A noir, E blanc, I rouge, U vert, O bleu: voyelles,

Je dirai quelque jour vos naissances latentes:

A, noir corset velu des mouches éclatentes

Qui bombinent autour des puanteurs cruelles,

Golfes d" ombre; E, candeurs des vapeurs et des tentes,

Lances des glaciers fiers, rois blancs, frissons d" ombelles;

I, pourpres, sang craché, rire des lèvres belles

Dans la colère ou les ivresses pénitentes;

U, cycles, vibrements divins des mers virides,

Paix des pâtis semés d"animaux, paix des rides

Que l"alchimie imprime aux grands fronts studieux;

O, suprêmes Clairon plein des strideurs étranges,

Silences traversés des Mondes et des Anges;

- O l"Oméga, rayon violet de Ses Yeux!

ГЛАСНЬІЕ

А - черно, бело -Е, У - зелено, О -сине, И - красно:

Я хочу открыть рождение гласных.

А - траурный корсет под стаей мух ужасных,

Роящихся вокруг как в падали иль тине, Мир мрака;

Е - покой тумана над пустыней,

Дрожание цветов, взлет ледников опасных.

И - пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных

В их ярости иль их безумье пред святыней.

У - дивные круги морей зеленоватых,

Луг, пестрый от зверья, покой морщин,

измятых Алхимией на лбах задумчивых людей.

О - звона медного глухое окончанье,

Кометой, ангелом пронзенное молчанье,

Омега, луч Ее сиреневых очей."

Вот такой сонет, звучащий странно. Перевод довольно удачный, однако в моем имманентном анализе я буду использовать французский оригинал, давая в скобах русский перевод.

Христо Тодоров рассматривает СИМВОЛИЗМ как закономерную реакцию отрицания поэзии Парнасса, оказавшегося в тупике. Ученый очень четко проводит границу различия между Символизмом как литературным течением во Франции в 60-х - 80-х годах ХІХ столетия и классическими лингвистическими основными требованиями.

"Каковы же общие характеристики поэзии символизма? Как известно, язык имеет две стороны: физическую (означающее - le signifiant= фонетический аспект слов), и другую - ментальную (le signifié= концептуальный аспект, смысл-значение выражаемое словом). Отношение между означаемым и означающим чисто арбитрарное: значение слова не может мотивировать сонорность, так же как и сонорность вообще не может мотивировать значение. Таким образом, звуки, составляющие слово, не находятся в обязательной связи со значением слова.

Вводя понятие "различия" между обыденной (ежедневной) речью и поэтической речью; символисты претендируют, что ежедневная речь, - это речь практической коммуникации, что вообще не касается поэтической речи, цель последней - "магия".

Поэт должен стремиться установить в тексте тесную, естественную связь между означающем и означаемым. Для символистов звучность слов в тексте должна способствовать выражению его содержания. Это означает, что между означающим и означаемым должно устанивиться отношение мотивации: арбитрарно лингвистическим знаком должен быть постулат, который не распространяется на поэтический язык. Т.е. речь идет о конотативном означаемом, глобальном (идея в тексте, а не концепция о слове); но главное в решении этой проблемы остается: для символистов сонорность может выражать идеи." (Christo Todorov, Histoire de la littérature française XVIIIe - XXe s.s. FABER р. 250 )

Вот этот текст вызывает так много споров! Почему? Если для представителей литературного течения СИМВОЛИЗМ содержание текста обеспечивается сонорной, т.е. звуковой стороной?! Так о чем же спор!

Читателю предлагается эмпиричный уровень, т.е. уровень проявления идей существования, последний редуцируется или к "быть" или ко второму типу "быть" - "казаться".

А Е Ю О --------> гласные