Ст 15 закона о полиции. Информация об изменениях

теория и практика прпвоохронитепьной деятельности

Николай Семенович ЖЕЛЕЗНЯК,

начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

ON THE IMPLEMENTATION OF PROVISIONS OF THE ARTICLE 15 OF THE FEDERAL LAW «ON POLICE»

В работе с позиций оперативно-розыскной деятельности анализируются положения ст. 15 Федерального закона «О полиции», прогнозируется их воздействие на правоприменительную практику, вносятся предложения по совершенствованию правовых норм.

In this work the provisions of the Article 15 of the Federal Law «On Police» are analyzed from the positions of operative-detective activity. The author forecasts their influence upon law enforcement practice and makes suggestions on the improvement of legal regulations.

Ключевые слова: полиция, оперативно-розыскная деятельность, жилые помещения, проникновение.

Keywords: police, operative-detective activity, premises, penetration.

1 марта 2011 г. вступил в силу столь долгожданный для представителей одного из наиболее значительных правоохранительных органов - органов внутренних дел -Федеральный закон «О полиции» (далее -ФЗ о полиции)1.

Контент-анализ представленных в нем норм, особенно касающихся прав полиции, приносит практикам определенное удовлетворение. Конечно, далеко не все предусмотрено законодателем, но сравнение этого нормативного правового акта с

Законом РФ «О милиции»2 в основном приносит дивиденды первому.

Большой объем содержащегося в законе нормативного материала (56 статей) не позволяет в рамках данного исследования оценить его утилитарность, поэтому мы остановимся только на положениях, касающихся права полиции, закрепленного в ст. 15 ФЗ о полиции, озаглавленной «Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и

территории», и лишь с позиций решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД).

Очень важным для оперативных подразделений3 представляется помещение в этой статье и, к сожалению, отсутствие в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД) положений, позволяющих полиции реали-зовывать свои функции посредством вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения граждан и организаций, на земельные участки и территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища. Данная норма - не простая декларация, а реализация первой фразы предписания ст. 25 Конституции РФ о том, что «жилище неприкосновенно».

Содержание ч. 2 рассматриваемой статьи (сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами) конкретизирует вторую фразу упомянутого конституционного предписания, согласно которой «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Согласно ч. 3 ст. 15 проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности

граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

В оперативно-розыскном законодательстве такие случаи содержатся в ч.ч. 2, 3 ст. 8 ФЗ об ОРД.

В частности, в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД к таким случаям отнесено наличие в органе, осуществляющем ОРД, «информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации».

В ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД к ним причислены случаи, «которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления» или наличие «данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации».

Что касается случаев, помещенных в рассматриваемую статью ФЗ о полиции, то вхождение (проникновение) полицейских в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории обусловлено четырьмя вышеуказанными положениями.

С оперативно-розыскной точки зрения необходимость вхождения (проникновения) сотрудников полиции на (в) указанные объекты в первом случае характеризуется обеспечением безопасности граждан или спасением их и принадлежащего им имущества при совершении в отношении их преступных действий, во втором - для

задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления или очевидно их совершивших, в третьем - для пресечения совершаемого преступления.4 Четвертый случай не характерен для деятельности оперативных подразделений.

Согласно ч. 4 рассматриваемой статьи при проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств. При характеристике данной нормы особое внимание следует обратить на законодательно закрепленное право полиции в случае возникновения необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению на (в) указанные объекты. Дело в том, что при насущной потребности в таких мерах ранее они практически не были законодательно представ-лены5 , что создавало значительные трудности в доказывании законности этих действий в случае предъявления «потерпевшей» стороной претензий и судебных исков.

Проникновению в жилые помещения посвящены, как уже отмечалось выше, ч.1 и ч.2, а также ч.ч.5-7 и частично ч.8 рассматриваемой статьи. Так, согласно ч.5 ст.15 сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

В данной части описан порядок реализации такого права применительно к ограничению неприкосновенности жилища, образующий обязанность сотрудника полиции:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения.

В этом смысле представляет интерес оценка ситуации по проникновению в квартиру (дом), являющуюся притоном потребления наркотиков либо местом их реализации. Пока перед закрытой дверью сотрудники полиции будут уведомлять находящихся там граждан об основаниях вхождения, те благополучно уничтожат наркотические средства, свидетельствующие об осуществлении ими преступной деятельности. Еще более интересной представляется ситуация, когда мы полагаем, что в жилище находится проникший туда преступник. Неужели и в этом случае мы должны соблюдать требование об уведомлении находящихся там граждан об основаниях вхождения? Исключение из этого правила в некоторой степени образуется фразой «за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия», однако, как мы видим, предложенные нами ситуации не охватываются данным предписанием. Поэтому представляется необходимым дополнить анализируемое положение словосо-

четанием «находящихся там на законных основаниях и не совершающих уголовно наказуемых действий«;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести и достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу.

Здесь было бы уместным предложить правоприменителю примерный набор средств, допускаемых в случае проникновения в жилище против воли находящихся в нем на законных основаниях лиц (применение убеждения, физической силы, специальных средств, оружия), с обязательным указанием адекватности применяемых мер принуждения сложившейся ситуации, пропорциональности их оказываемому противодействию;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан.

Близкое к этому и тождественное по сути положение содержится в ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

По нашему мнению, информирование непосредственного руководителя и определение временного интервала6 для документирования факта вхождения (проникновения) в жилое помещение должно явиться для потенциальных правонарушителей из числа полицейских сдерживающим фактором на пути нарушений права граждан на неприкосновенность жилища. Вместе с тем представляется, что использованное в проекте закона завершение этого предписания словосочетанием «помимо воли находящихся там граждан» было бы более приемлемым, чем его отсутствие в действующем законе. Действительно, если полицейский (сотрудник оперативного подразделения) входит в помещение с разрешения граждан, находящихся в нем

на законном основании, то есть не ограничивает рассматриваемое конституционное право на неприкосновенность жилища, то какой смысл в сообщении об этом непосредственному начальнику и представлении рапорта о факте вхождения в жилое помещение. Налицо еще одна бюрократическая процедура, увеличивающая никому не нужный документооборот и отвлекающая сотрудника полиции от действительно необходимых и своевременных действий по обеспечению правопорядка и охране прав граждан.

В соответствии с ч. 6 рассматриваемой статьи о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. Такое предписание с позиции решения задач ОРД представляется весьма спорным. Действительно, если в отсутствие правопослуш-ного хозяина жилого помещения сотрудниками полиции (оперуполномоченными) в него было совершено проникновение, то рассматриваемая норма может быть оценена как правомерная. Однако если проникновение в жилище было осуществлено тайно в связи с оперативной разработкой ее правообладателя, заподозренного в преступной деятельности, то выполнение данного предписания лишь нанесет непоправимый урон как самому органу, осуществляющему ОРД, так и решаемым им задачам борьбы с преступностью, поскольку расшифрует перед ним нашу оперативную информированность, расконспирирует применяемые нами силы, средства и методы, насторожит подозреваемого, заставит временно затаиться или осуществлять преступную деятельность с большей осторожностью. Поэтому завершить рассматриваемую норму следует фразой «за исключением случаев негласного проникновения в жилище, осуществленного в рамках оперативно-розыскной деятельности».

Согласно ч. 7 ст. 15 о каждом случае

вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов. В ФЗ об ОРД функцию контроля обеспечения прав граждан при проникновении сотрудников оперативных подразделений в жилище против воли проживающих там лиц осуществляет судья (ч.ч. 3, 9 ст. 5, ч.ч. 3, 5 ст. 8, ст. 9). В связи с этим предписания двух равных по силе законодательных актов вступают в противоречие. В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ7 по общему правилу последующий закон отменяет предыдущие, однако «независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений». Поэтому в описанном случае для регулирования оперативно-розыскных отношений при негласном проникновении в жилище применяется ФЗ об ОРД, а это означает, что при проведении негласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» применительно к жилищу уведомление прокурора о факте проникновения в жилище осуществляться не должно.

В соответствии с ч. 8 рассматриваемой статьи полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи. Такое предписание представляется абсолютно оправданным и обусловливающим решение задачи по обеспечению сохранности находящегося там имущества и, возможно, охраны информации о частной жизни лица, постоянно или временно проживающего в данном помещении.

Краткий анализ представленных норм дает возможность выделить следующие их элементы:

1) объекты реализации данного права полиции:

Жилые и иные помещения граждан;

Принадлежащие им земельные участки;

Территории, земельные участки и помещения, занимаемые организациями;

Транспортные средства;

2) исключение из перечня объектов реализации полицией данного права: помещения, земельные участки и территории дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций;

3) метод реализации данного права полицией:

Вхождение;

Проникновение;

4) вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам: взлом (разрушение) при необходимости запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению;

5) случаи применения данного права полицией:

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

Для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

Для пресечения преступления;

Для установления обстоятельств несчастного случая.

Вместе с тем стоит обратить внимание на еще один факт. В анализируемой статье только однажды упомянуто слово «жилище» (в ч. 1 применительно к конституционному праву на неприкосновенность жилища) и двенадцать раз использовалось словосочетание «жилое помещение». Являются ли эти понятия идентичными, или между ними имеются какие-то различия? Ранее нами и другими авторами проводились подобные исследования и публиковались их результаты, поэтому повторять

их в данной работе представляется нецелесообразным. Однако с учетом того, что два равнозначных по силе закона (Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ) предлагают различные по сути определения понятия «жилище», два высших судебных органа (Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ) в своих решениях также по существу придерживаются разных позиций, Гражданский кодекс РФ и Жилищный кодекс РФ используют лишь понятие «жилое помещение», а в ФЗ о полиции (в частности, в предписаниях ст. 15) фигурируют различные термины, представляется, оценка этих понятий еще нуждается в углубленных исследованиях и выводах специалистов.

Таким образом, анализ ст. 15 ФЗ о полиции позволяет в целом дать ее предписаниям позитивную оценку. Вместе с тем предложенные коррективы, на наш взгляд, предоставят возможность нормативное правовое регулирование ограничения права на неприкосновенность жилища сделать более жизнеспособным и отвечающим задачам борьбы с преступностью, а значит, потребностям подавляющей части общества и государства.

3 В первую очередь, в связи с проведением ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Вместе с тем следует отметить, что указанное право может применяться и при проведении некоторых иных ОРМ (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение, отождествление личности и т.п.).

4 Причем преступление не обязательно должно совершаться там, где находится преступник, в случае если он использует современные дистанционные средства решения поставленной задачи: высокоточное стрелковое оружие, электронные приспособления для перемещения с банковских счетов денежных средств, электронные дистанционные устройства для срабатывания взрывных устройств и т.п.

5 Исключение может составлять недостаточно конкретная, но все же применимая норма, закрепленная в ч. 4 ст. 16 ФЗ об ОРД, в соответствии с которой «при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда пра-воохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга».

6 Кстати, отсутствие временного интервала мы уже отмечали как недостаток нормы, изложенной в проекте данного закона.

7 По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. №13-П.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

6.1. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части 4 настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник нежилого помещения или земельного участка либо его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ

    Апелляционное постановление № 22-1843/2019 от 24 сентября 2019 г. по делу № 22-1843/2019

    Кировский областной суд (Кировская область) - Уголовное

    Что этот вывод противоречит положениям ст.ст. 17, 19, 25 Конституции РФ в их взаимосвязи со ст. 3, 69 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 15 Закона «О полиции», с учетом того, что права ФИО31 и ФИО30. на неприкосновенность их жилища не принадлежат ФИО33., так как являются неотчуждаемыми. Ссылается на ч.ч. 2,...

    Приговор № 1-131/2019 от 21 августа 2019 г. по делу № 1-131/2019

    Семикаракорский районный суд (Ростовская область) - Уголовное

    Области подполковник полиции П.А., который, в связи с указанным неправомерным поведением Скрипачева В.В., действуя в соответствии с пп. 1-3 ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции», согласно которым проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается, в частности, для спасения граждан и (или) их имущества, для задержания лиц, подозреваемых в совершении...

    Постановление № 5-26/2019 от 22 июля 2019 г. по делу № 5-26/2019

    ...1 - 5, 7, 8, 11, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 34, 36, 37 ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 14, ч. 3 ст. 15 , ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции», а также другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны...
  • Приговор № 1-1457/2018 1-76/2019 от 16 июля 2019 г. по делу № 1-755/2018

    Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)) - Уголовное

    Наступления, умышленно, явно выходя за пределы своих служебных полномочий, игнорируя требование А. покинуть его квартиру, в нарушение требований п. 4 ст. 7, ч. 3 ст. 15 , п.п. 1, 5, п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции», не имея никаких оснований для вхождения в жилое помещение, пытался...

    Приговор № 1-69/2019 от 10 июля 2019 г. по делу № 1-69/2019

    Хостинский районный суд г. Сочи (Краснодарский край) - Уголовное

    Пунктом 11 части 1 ст. 12, пунктом 1 части 2 ст. 14, пунктом 1 и пунктом 2 части 3, частью 4 и частью 5 ст. 15 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ и в соответствии с пунктом 3.2, пунктом 3.5, пунктом 3.6 должностной инструкции, утвержденной...

    Решение № 12-170/2019 от 3 июля 2019 г. по делу № 12-170/2019

    Верховный Суд Республики Коми (Республика Коми) - Административные правонарушения

    С целью выполнения возложенных на него обязанностей. Доводы в жалобе на то, что действия сотрудников полиции носили противоправный характер, поскольку были совершены с нарушением статьи 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», не могут быть признаны состоятельными, поскольку противоречат установленным в судебном разбирательстве юридически значимым обстоятельствам. Как указывалось...

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

1) проникновение в ходе производства следственного действия;

3) предусмотренное ст. 15 настоящего Федерального закона вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

4) иные способы проникновения на объект.

6. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 5 ст. 165 УПК РФ. Без получения на то согласия проживающих в жилище лиц и без судебного решения осмотр жилища может быть произведен лишь в случаях, не терпящих отлагательства (внезапно появились фактические основания проведения указанного следственного действия; принимаются меры к уничтожению или сокрытию объектов, имеющих отношение к делу, и др.).

1) о производстве такого осмотра выносится постановление;

2) сотрудник полиции в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве осмотра жилища без предварительного получения на то согласия проживающих в жилище лиц и судебного решения;

3) к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола осмотра жилища для проверки законности решения о его производстве;

5) если судья признает произведенный осмотр незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются не имеющими юридической силы.

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

17. Проникновение сотрудников полиции в помещения, на земельные участки и территорию дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций запрещено международными правовыми актами. Поэтому таковое сотрудниками полиции не может быть осуществлено и при наличии оснований (основания), перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи.

19. Для того чтобы составленный документ мог стать допустимым доказательством по уголовному делу, он должен быть предусмотренным УПК РФ способом вовлечен в процесс уголовно-процессуального доказывания. Например, следует произвести его выемку.

21. При проведении осмотра места происшествия (жилища, иного помещения, земельного участка и др.) или любого иного следственного действия осуществляется уголовно-процессуальная деятельность, результаты которой заносятся в протокол осмотра (обыска и т.п.), являющийся доказательством по уголовному делу. В этом случае дополнительного документа, подтверждающего законность вовлечения в уголовно-процессуальное доказывание изъятых при осмотре объектов, и самого протокола осмотра не требуется.

23. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

24. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

27. О понятии «массовые беспорядки» см. комментарий к ст. 21 настоящего Федерального закона.

www.zakonrf.info

Статья 15. Закона о Полиции РФ. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • для пресечения преступления;
  • для установления обстоятельств несчастного случая.
  • 5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

  • перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
  • при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
  • не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
  • сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.
  • 7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

    Комментарий к ст. 15 Закона о Полиции

    1. Требование, о котором идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, закреплено в ст. 25 Конституции РФ и продублировано в ст. 3 Жилищного кодекса РФ, ст. 12 УПК РФ, а равно в некоторых иных нормативных правовых актах.

    2. По общему правилу действие, ограничивающее конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища, может быть законно произведено только на основании судебного решения.

    3. Все возможные случаи законного проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, можно разделить на четыре вида:

  • проникновение в ходе производства следственного действия;
  • проникновение при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия;
  • предусмотренное ст. 15 настоящего Федерального закона вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;
  • иные способы проникновения на объект.
  • 5. Проникновение в жилище для производства в нем следственных действий возможно в ходе осмотра, обыска или выемки. По общему правилу следственное действие — осмотр производится только с согласия проживающих в жилом помещении лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка производятся лишь на основании судебного решения.

    • о производстве такого осмотра выносится постановление;
    • сотрудник полиции в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве осмотра жилища без предварительного получения на то согласия проживающих в жилище лиц и судебного решения;
    • к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола осмотра жилища для проверки законности решения о его производстве;
    • в течение 24 часов после получения указанного уведомления судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности;
    • если судья признает произведенный осмотр незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются не имеющими юридической силы.
    • 8. Производство же обыска и (или) выемки в жилище без судебного решения не может быть оправдано даже отсутствием возражений против обыска (выемки) проживающих в жилище лиц. Обыск и (или) выемка в жилище без судебного решения могут быть произведены только в исключительных случаях — случаях, не терпящих отлагательства, при обязательном последующем соблюдении вышеуказанных гарантий прав и законных интересов обыскиваемых (лиц, в жилище которых производится выемка).

    • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
    • о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
    • о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

    10. Исключение из этого правила — проведение не терпящих отлагательства подобного рода мероприятий в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В данной ситуации оперативно-розыскное мероприятие, которое ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища (к примеру, обследование жилого помещения), может быть законно проведено сотрудниками полиции на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа внутренних дел (полиции). После чего сотрудник, который провел данное мероприятие, обязан в течение 24 часов уведомить об этом суд того района, на территории которого мероприятие состоялось.

    11. Причем в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

    12. Комментируемая статья позволяет проводить вхождение (проникновение) в жилые помещения и осмотр таковых без судебного решения и без получения затем от суда разрешения на проникновение (подтверждения законности проникновения, осмотра).

    13. Все перечисленные в ч. 3 комментируемой статьи ситуации объединяет одно — сотрудник полиции вправе принять решение о проникновении в жилые помещения на основании ст. 15 настоящего Федерального закона лишь тогда, когда он располагает достоверной информацией (доказательствами) о том, что имели место общественно опасные последствия (вероятность наступления таковых в случае отказа от немедленного проведения искомого мероприятия) либо было совершено общественно опасное деяние. Исходя из заложенной в статью законодателем основной идеи отсутствие у должностного лица полиции таких сведений (доказательств) не дает возможности проведения законного проникновения в жилище.

    15. О понятии «несчастный случай» см. комментарий к п. 3 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

    18. Если проникновение в жилое помещение, в иное помещение или на земельный участок, принадлежащий гражданину, в помещение, на земельный участок и территорию, занимаемую организацией, осуществлено по основаниям и в порядке, которые предусмотрены комментируемой статьей, осмотр (обследование, изъятие и т.п.) осуществлен вне уголовного процесса. Соответственно, как бы ни именовался документ, составленный по результатам рассматриваемого мероприятия, он не является процессуальным документом. Не является он таковым даже в том случае, когда проникновение, оформление документа и производство дознания по уголовному делу осуществляет одно и то же должностное лицо полиции. В этой ситуации, осуществляя проникновение в порядке ст. 15 настоящего Федерального закона, сотрудник полиции реализует свои административно-властные, а не уголовно-процессуальные полномочия.

    20. Именно поэтому при наличии тому фактических оснований, в особенности когда налицо ситуации, предусмотренные п. п. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, сотрудникам полиции рекомендуется приступать к осмотру места происшествия (а если уголовное дело возбуждено — к обыску, несомненно, при наличии тому фактических оснований), а не к проникновению в порядке ст. 15 настоящего Федерального закона.

    22. О понятии «общественная безопасность» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

    25. О понятии «подозреваемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

    26. О понятии «транспортное средство» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

    28. О понятии «безопасность граждан» см. комментарий к ст. 24 настоящего Федерального закона.

    29. См. также комментарий к ст. 2, п. п. 5, 22 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

    consultant-mos.ru

    Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

    1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

    4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

    Федеральный закон РФ "О полиции", N 3-ФЗ | ст. 15

    Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

    1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

    2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

    1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

    2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

    3) для пресечения преступления;

    4) для установления обстоятельств несчастного случая.

    4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

    5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

    1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

    2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

    3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

    4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

    6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

    7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

    8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

    • BB-код
    • Текст

    URL документа [скопировать ]

    Комментарий к ст. 15 Закона о Полиции

    1. Требование, о котором идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, закреплено в ст. 25 Конституции РФ и продублировано в ст. 3 Жилищного кодекса РФ, ст. 12 УПК РФ, а равно в некоторых иных нормативных правовых актах.

    2. По общему правилу действие, ограничивающее конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища, может быть законно произведено только на основании судебного решения.

    3. Все возможные случаи законного проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, можно разделить на четыре вида:

    1) проникновение в ходе производства следственного действия;

    2) проникновение при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия;

    3) предусмотренное ст. 15 настоящего Федерального закона вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

    4) иные способы проникновения на объект.

    4. Иным видом проникновения, к примеру, является то действие, что предусмотрено п. 11 ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О противодействии терроризму". На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается беспрепятственное проникновение должностных лиц полиции, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

    5. Проникновение в жилище для производства в нем следственных действий возможно в ходе осмотра, обыска или выемки. По общему правилу следственное действие - осмотр производится только с согласия проживающих в жилом помещении лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка производятся лишь на основании судебного решения.

    6. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 5 ст. 165 УПК РФ. Без получения на то согласия проживающих в жилище лиц и без судебного решения осмотр жилища может быть произведен лишь в случаях, не терпящих отлагательства (внезапно появились фактические основания проведения указанного следственного действия; принимаются меры к уничтожению или сокрытию объектов, имеющих отношение к делу, и др.).

    7. Дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов лиц, в жилище которых производится осмотр без получения на то судебного решения, являются следующие предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК РФ требования:

    1) о производстве такого осмотра выносится постановление;

    2) сотрудник полиции в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве осмотра жилища без предварительного получения на то согласия проживающих в жилище лиц и судебного решения;

    3) к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола осмотра жилища для проверки законности решения о его производстве;

    4) в течение 24 часов после получения указанного уведомления судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности;

    5) если судья признает произведенный осмотр незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются не имеющими юридической силы.

    8. Производство же обыска и (или) выемки в жилище без судебного решения не может быть оправдано даже отсутствием возражений против обыска (выемки) проживающих в жилище лиц. Обыск и (или) выемка в жилище без судебного решения могут быть произведены только в исключительных случаях - случаях, не терпящих отлагательства, при обязательном последующем соблюдении вышеуказанных гарантий прав и законных интересов обыскиваемых (лиц, в жилище которых производится выемка).

    9. Аналогично урегулировано проведение сотрудниками полиции оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища. Они также по общему правилу допускаются лишь на основании судебного решения и при наличии информации:

    1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

    2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

    3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

    10. Исключение из этого правила - проведение не терпящих отлагательства подобного рода мероприятий в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В данной ситуации оперативно-розыскное мероприятие, которое ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища (к примеру, обследование жилого помещения), может быть законно проведено сотрудниками полиции на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа внутренних дел (полиции). После чего сотрудник, который провел данное мероприятие, обязан в течение 24 часов уведомить об этом суд того района, на территории которого мероприятие состоялось.

    11. Причем в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

    Судебная практика по статье 15 Закона о Полиции:

    • Решение Верховного суда: Определение N 301-ЭС14-1941, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

      Однако при рассмотрении дела суды с учетом установленных по делу обстоятельств оснований для признания действий сотрудников управления незаконными не установили. Исходя из положений статей 15 , 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды сочли недоказанной совокупность условий необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения ущерба, указав на отсутствие вины и противоправности действий сотрудников управления...