Приложение 12 плану гражданской обороны. План гражданской обороны (План ГО)

Приложение № 12

к Порядку разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны)

Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время

1. При доведении до организации, прекращающей производственную деятельность в военное время, решения соответствующего органа исполнительной власти, органа местного самоуправления о прекращении производственной деятельности организаций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации, объявлением состояния войны, фактическим началом военных действий или введением Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также решения о начале проведения частичной или общей эвакуации:

к Ч + __часов __минут организуется сбор руководящего состава организации в ______________________ (указывается место сбора), доводится сложившаяся обстановка и осуществляется постановка задач на выполнение мероприятий, связанных с прекращением производственной деятельности в военное время;

к Ч + __часов __минут по адресу: ________________________ в _________________ (указывается место) разворачивается пункт выдачи средств индивидуальной защиты и организуется выдача средств индивидуальной защиты работникам организации;

к Ч + __часов __минут работники организации направляются к месту жительства для организации выполнения мероприятий гражданской обороны по плану гражданской обороны и защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

2. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о воздушной тревоге до работников организации _________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации);

организует отключение систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (в приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________.

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (до 15 мин.).

3. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о химической тревоге до работников организации __________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________ .

При их отсутствии для экстренного укрытия работников при опасности поражения аварийно химически опасными веществами используются герметичные помещения __________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающие безопасное пребывание в них ____ чел. без подачи воздуха в течение ____ часов (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты от АХОВ).

Время, отводимое для укрытия работников организации до ___ минут (зависит от времени подхода зараженного облака от источника АХОВ).

4. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию до работников организации ______________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).

При радиационной опасности работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны по адресу: _________________________________, а также в помещениях, ________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающих ослабление мощности дозы излучения в ____ раз (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты).

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (зависит от расчетных показателей возможной обстановки).

К типовому плану гражданской обороны прилагаются:

1. Схема оповещения работников организации.

2. Расчет на укрытие работников организации в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты работников.

3. Расчет и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

(см. текст в предыдущей редакции)

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

4. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны:

(см. текст в предыдущей редакции)

В федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

(см. текст в предыдущей редакции)

В муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством;

в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

5. Ведение гражданской обороны осуществляется:

в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные органы исполнительной власти представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют информацию в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации - в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

пропаганда знаний в области гражданской обороны.

8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

создание локальных систем оповещения;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

сбор информации и обмен ею.

9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;

учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;

введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);

(см. текст в предыдущей редакции)

совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:

заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

Заказчикам, органам государственного управления и надзора, предприятиям, организациям и иным юридическим и физическим лицам - участникам инвестиционного процесса, для применения предназначена Инструкция о порядке разработки, согласовании, утверждении и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).

Разработка проектной документации на строительство объектов осуществляется на основе утвержденных Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели. При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами РФ и субъектов РФ, а также иными документами, регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов. Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование строительства. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.

Таблица 2.1.1- Задание на проектирование объектов производственного назначения

Наименование и месторасположение проектируемого предприятия, здания и сооружения
1. Основание для проектирования 2. Вид строительства 3. Стадийность проектирования 4. Требования по вариантной и конкурсной разработке 5. Особые условия строительства 6. Основные технико-экономические показатели объекта, в т.ч. мощность, производительность, производственная программа 7. Требования к качеству, конкурентоспособности и экологическим параметрам продукции 8. Требования к технологии и режиму предприятия 9. Требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям 10. Выделение очередей и пусковых комплексов, требования по перспективному расширению предприятия 11. Требования и условия к разработке природо­охранных мер и мероприятий 12. Требования к режиму безопасности к гигиена труда 13. Требования по ассимиляции производства 14. Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обо­роны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций 15. Требования по выполнению опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ 16. Состав демонстрационных материалов

Состав задания на проектирование устанавливается с учетом отраслевой специфики и вида строительства. Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы:

Обоснование инвестиций строительства данного объекта;

Акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы;

Архитектурно-планировочное задание, составляемое в установленном порядке;

Технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;

Сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта;

Исходные данные по оборудованию, в т.ч. индивидуального изготовления;

Необходимые данные по выполненным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, связанным с созданием технологических процессов и оборудования;

Материалы инвентаризации, оценочные акты и решения органов местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения;

Материалы, полученные от местной администрации и органов государственного надзора, в том числе характеристика социально-экономической обстановки, природных условий и состояния природной окружающей среды, данные о существующих
источниках загрязнения и другие сведения в соответствии с требованиями природоохранных органов, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства;

Имеющиеся материалы инженерных изысканий и обследований обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений подземных и наземных сетей и коммуникаций;

Чертежи и технические характеристики продукции предприятия;

Задание на разработку тендерной документации на строительство (при необходимости);

Заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений;

Технологические планировки действующих цехов, участков со спецификацией оборудования и сведениями о его состоянии, данные об условиях труда на рабочих местах;

Условия на размещение временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов;

Другие материалы.

Таблица 2.1.2 - Задание на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения

Наименование и месторасположение проектируемого объекта
Перечень основных данных и требований
1. Основание для проектирования 2. Вид строительства 3. Стадийность проектирования 4. Требования по вариантной и конкурсной разработке 5. Особые условия строительства 6. Основные технико-экономические показатели объекта, в т.ч. жилых или общественных зданий, их назначение (этажность, число секций и квартир, вместимость или пропускная способность) 7. Назначение и типы встроенных в жилые дома предприятий общественного обслуживания, их мощность, вместимость, пропускная сиособ-ность, состав и площади помещений, строи­тельный объем 8. Основные требования к архитектурно-планировочному решению здания, условиям блокировки, отделке здания 9. Рекомендуемые типы квартир и их соотноше­ние 10. Основные требования к конструктивным ре­шениям и материалам несущих и офаждаю-ших конструкций 1 1 .Основные требования к инженерному и техно­логическому оборудованию
12. Требования по обеспеченнее условий жизнедеятельности маломобильных групп населения 13. Требования к благоустройству площадки и малым архитектурным формам 14. Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций 15. Требования о необходимости выполнения де­монстрационных материалов, их составе и форме; выполнения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в процессе проектирования и строительства; выполнения экологических и санитарно-эпидемиологиче­ских условий к объекту

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает про­ектной организации следующие документы и материалы:

Обоснование инвестиций в строительство данного объекта;

Решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта;

Архитектурно-планировочное задание;

Имеющиеся материалы утвержденного проекта детальной планировки участка строительства;

Имеющиеся материалы топографической съемки участка строительства и данные геологических и гидрогеологических изысканий;

Материалы по существующей и сохраняемой застройке и зеленым насаждениям;

Сведения о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях;

Материалы инвентаризации, оценочные акты и решения местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые сооружения;

Данные по виду выделяемого топлива;

Технические условия на присоединение к здешним инженерным сетям и коммуникациям;

Сведения о фоновом состоянии окружающей природной среды, комфортности проживания вблизи строительства объектов жилищно-гражданского назначения и зонах их воздействия при возможных аварийных ситуациях;

Другие материалы.

Разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий. При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения следует учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, генеральных планах городов, поселков и сельских поселений, проектах планировки жилых, промышленных и других функциональных зон. Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами городов, поселков и сельских поселений, схемами и проектами районной планировки и разработанными на их основе проектами застройки. Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, не подлежит согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством РФ. Проекты, рабочие проекты на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности подлежат государственной экс­пертизе в соответствии с Порядком, установленным в РФ.

Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения

Общая пояснительная записка;

Генеральный план и транспорт;

Технологические решения;

труда работников управления; результаты расчетов численного состава работающих; число и оснащенность рабочих мест, а также санитарно-гигиенические условия труда работающих и мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Данный раздел содержит сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства. Указываются мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, а также по защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии. Основные чертежи этого раздела: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих конструкций.

Инженерное оборудование, сети и системы. В этом разделе даются решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, а также решения по инженерному оборудованию зданий и сооружений, в том числе: по электрооборудованию, электроосвещению, связи и сигнализации, радиофикации и телевидению, и др.

Основные чертежи этого раздела:

Принципиальные схемы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и др.;

Планы и профили инженерных сетей;

Чертежи основных сооружений;

Планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, сигнализации и др.

Охрана окружающей среды. Настоящий раздел выполняется в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сметная документация. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений составляется сметная документация в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Госстроя РФ.

Состав документации на стадии проект должен содержать:

Сводные сметные расчеты стоимости строительства;

Объектные и локальные сметные расчеты;

Сметные расчеты на отдельные виды затрат;

Для определения стоимости строительства рекомендуется использовать действующую сметно-нормативную базу, разрабатываемую, вводимую в действие и уточняемую в установленном порядке. Стоимость строительства в сметной документации заказчика рекомендуется приводить в двух уровнях цен:

В базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен;

В текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки.

На основе текущего уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).

В результате совместного решения заказчика и подрядной строительно-монтажной организации оформляется протокол (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию по соответствующей форме.

При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный (ресурсно-индексный) метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах и текущих (прогнозных) ценах на эти ресурсы.

В сводном сметном расчете отдельной строкой предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей стоимости (в текущем уровне цен) в зависимости от степени проработки и новизны проектных решений. Для строек, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ, размер резерва не должен превышать трех процентов по объектам производственного назначения и двух процентов по объектам социальной сферы.

Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением по решениям Правительства РФ повышающих коэффициентов, льгот, компенсаций и др., следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой, с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию.

Эффективность инвестиций. На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций. Производится сопоставление обобщенных данных и результатов расчетов с основными технико-экономическими показателями, определенными в составе обоснований инвестиций в строительство данного объекта, заданием на проектирование и на его основе принимается окончательное решение об инвестировании и реализации проекта.

Таблица 2.1.3 - Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения

Наименование показателя Ед. измерения
\. Мощность предприятия, годовой выпуск продукции:
в стоимостном выражении млн. руб.
а натуральном выражении в соответ. е&
2. Общая площадь участка га
3, Коэффициент застройки коэфф.
4. Удельный расход на единицу мощности:
электроэнергии кВт час
воды куб.м
природного газа тыс. куб.м
мазута т
угля т
5. Общая численность работающих чел.
б. Годовой выпуск продукции на работающего:
в стоимостном выражении тыс. руб/чел.
в натуральном выражении ед./чел.
7. Общая стоимость строительства, в т.ч. СМР млн. руб.
8. Удельные капитальные вложения руб./ед. мощности
9. .Продолжительность строительства мес.
!0. Стоимость основных производственных фондов млн. руб.
11. .Себестоимость продукции тыс. руб./ед.
12. Балансовая (валовая) прибыль тыс. руб.
13. Чистая прибыль тыс. руб.
14. Уровень рентабельности производства %
15.. Внутренняя норма доходности %
16. Срок окупаемости лет
17. Срок погашения кредита и других заемных средств лет

Таблица 2.1.4 Примерный перечень технико-экономических показателей для общественных зданий и сооружений

Наименование показателя Ед. измерения
1. Мощность, вместимость, пропускная способность в соответ. ед.
2. Общая площадь земельного участка га
3. Общая площадь зданий и сооружении кв. м
4. Строительный объем куб. м
5. Удельный расход энергоресурсов на единицу площади т. у. т.
6. Общая стоимость строительства млн. руб.
7. Продолжительность строительства мес.
8. Качественные характеристики объекта в соответ. ед
9. Балансовая (валовая) прибыль (при необходимости) тыс. руб.
Наименование показателя Ед. измерения
10. Чистая прибыль (при необходимости) 11.Срок окупаемости тыс. руб. лет

Таблица 2.1.5 - Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых зданий

Раздел эффективности инвестиций выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от21.06.1999г.

Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов:

Общая пояснительная записка;

Архитектурно-строительные решения;

Технологические решения;

Решения по инженерному оборудованию;

Охрана окружающей среды;

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

Организация строительства;

Сметная документация;

Эффективность инвестиций

Общая пояснительная записка содержит основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; краткую характеристику объекта; сведения об обосновании выбора площадки строительства; результаты расчета численности и состава работающих, сведения о числе рабочих мест; данные о потребности в тепле, воде и электрической энергии; основные технико-экономические показатели проекта; а также сведения о про­веденных согласованиях проектных решений.

Архитектурно-строительные решения. Этот раздел содержит сведения об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях; решения и основные показатели по генеральному плану и благоустройству участка, обоснование архитектурно-строительных решений; мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта, защите строительных конструкций от коррозии, данные об обеспечении в помещениях требуемого комфорта; мероприятия по охране здоровья работающих и др.

Технологические решения. В этом разделе указывается на функциональное назначение объекта; дается краткая характеристика и обоснование решений по технологии, механизации, автоматизации технологических процессов и соответствия их по безопасности и комфорту.

Решения по инженерному оборудованию. Этот раздел содержит обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию - отоплению, вентиляции, водоснабжению, канализации, кондиционированию воздуха, газоснабжению; решения по управлению инженерными сетями; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению и т.д.; мероприятия по защите инженерных сетей и оборудования от блуждающих токов и антикоррозийной защите; решения по средствам связи и сигнализации, радиофикации, телевидению; проектные решения по противопожарным мероприятиям.

Охрана окружающей среды. Данный раздел разрабатывается в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ, нрмативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация строительства. Этот раздел разрабатывается в соответствии со СНиП «Организация строительного производства» и с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ и имеющихся данных о рынке строительных услуг.

Сметная документация. Данный раздел разрабатывается аналогично разделу сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения.

Эффективность инвестиций. Разрабатывается применительно к положениям по строительству предприятий, зданий и сооружений производственного назначения.

Основные чертежи:

Ситуационный план в масштабе 1:5000, 1: 10000;

Схема генерального плана или генеральный план участка на топографической основе в масштабе 1:500, 1:1000;

Планы этажей, фасады, разрезы зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций;

Каталожные листы привязываемых проектов массового применения;

Интерьеры основных помещений (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование);

Схематическое изображение индивидуальных конструкторских решений;

Примеры расстановки мебели для жилых домов;

Принципиальные схемы устройства инженерного оборудования;

Схемы трасс внешних инженерных коммуникаций;

Планы трасс внутриплощадочных сетей и сооружений к ним

Схема электроснабжения объекта;

Принципиальные схемы автоматизации управления средствами инженерного оборудования, санитарно-техническими устройствами;

Схемы организации связи и сигнализации;

Схемы мусороудаления.

Рабочий проект разрабатывается в сокращенном объеме и составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта, применительно к составу и содержанию проекта.

В настоящее время в соответствии с федеральной системой нормативов проектная подготовка строительства, как правило, состоит из трех основных этапов (рисунок 2.1). На первом этапе определяются цели инвестирования, назначение и мощности объекта строительства, номенклатура продукции, места (районы) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок источников финансирования, условий и средств реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчик (инвестор) оценивает возможности инвестирования и достижения намеченных технико-экономических показателей.

После одобрения местным органом власти намерений заказчика разрабатываются обоснования инвестиций в строительство.

В соответствии с «Типовым положением о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование и согласования документации на строительство, а также порядка оплаты оказанных услуг» приступают к согласованию и сбору исходных данных (исходно-разрешительной документации) (рисунок 2.2) для строительства объекта.

Разветвленная система согласований и получения исходно-разрешительной документации, продиктованная законами РФ, сегодня явно стала механизмом увеличения средств для содержания аппарата управления.

Преодолевая эти барьеры, проектировщик переходит к разработке обоснований инвестиций на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора площадки) и о разработке проектной документации.

Второй этап включает в себя собственно разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации. При этом положительное заключение экспертизы становится обязательным условием утверждения проекта. Утвержденный проект - решение окончательное. Только после этого можно начинать третий этап - разработку рабочей документации и получение разрешения для производства СМР, выдаваемого органами государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН).

Для служебного пользования

Экз. № ____

Утвержден

приказом МЧС России

от _________№______

Порядок

разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)

I . Общие положения

1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок) разработан в соответствии Федеральным законом от 01.01.01 г. «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации», и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).

2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется:

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

II . Разработка, согласование и утверждение плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации

4. Разработка плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации выполняется в два этапа и включает в себя:

4.1. На первом этапе:

подготовку и направление МЧС России в Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) запроса аналитических материалов о возможных угрозах и согласование с Минобороны России возможного распределения средств поражения по объектам тыла субъектов Российской Федерации в ходе ведения войн и вооруженных конфликтов;

подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами МЧС России системы исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника;

подготовку на основании аналитических материалов о возможных угрозах и системы исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника на территории Российской Федерации;

4.2. На втором этапе:

н) обеспечение указанных мероприятий по гражданской обороне.

13. К плану гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации прилагаются следующие приложения:

а) возможная обстановка на территории Российской Федерации при ведении военных действий;

б) основные показатели состояния гражданской обороны Российской Федерации;

в) план основных мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны в Российской Федерации;

г) план мероприятий по инженерной защите населения при приведении в готовность гражданской обороны;

д) основные показатели планирования эвакуационных мероприятий;

е) группировка сил гражданской обороны;

ж) схема управления;

з) схема организации связи;

и) схема оповещения.

14. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается МЧС России, согласовывается с Минобороны России и представляется на утверждение Президенту Российской Федерации. Хранится План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в МЧС России.

15. Уточнение Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации проводится ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.

III . Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

16. Разработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выполняется в два этапа и включает в себя:

16.1. На первом этапе:

подготовку МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании аналитических материалов о возможных угрозах и исходных данных по оценке возможной обстановки в субъектах Российской Федерации, которая может сложиться в результате воздействия противника, и направление МЧС России (через территориальные органы МЧС России) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации;

доведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до органов местного самоуправления выписок из возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника в соответствующем субъекте Российской Федерации, в части касающейся;

16.2. На втором этапе:

определение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления порядка организации, объемов и сроков выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны, а также выдачу мобилизационных заданий организациям для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;

уточнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающих работу в военное время;

планирование мероприятий по гражданской обороне;

практическую разработку и оформление планов гражданской обороны и защиты населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

17. Планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.

18. В планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, включаются три раздела:

а) краткая оценка возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;

б) выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;

в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

19. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения, состоит из следующих подразделов:

а) общие сведения о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании);

б) возможные масштаб и характер последствий после нападения противника;

в) выводы из оценки возможной обстановки.

20. В подразделе, касающемся общих сведений о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), указываются следующие сведения:

а) в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации – социально-экономическая и физико-географическая характеристика территории субъекта Российской Федерации, сведения о размерах и границах, административном делении территории, количестве территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, количестве населения, его составе, плотности населения, количестве потенциально опасных объектов, количестве объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, особенностях экономики, влияющих на организацию и ведение гражданской обороны;

б) в планах гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований – социально-экономическая и физико-географическая характеристика территории муниципального образования, сведения о размерах и границах территории, количестве населения, его составе, плотности населения, количестве и перечне потенциально опасных объектов, количестве и перечне объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, площадях застройки, особенностях экономики, влияющих на организацию и ведение гражданской обороны.

21. В подразделе, касающемся возможных масштаба и характера последствий после нападения противника, указываются следующие сведения:

а) оценка характеристики возможной опасности, включая радиационную, химическую и биологическую опасность, опасность зон сплошных пожаров, образование зон затопления (подтопления);

б) общие расчетные данные о потерях производственного персонала, в том числе по отраслям (энергетика, металлургическая промышленность, машиностроение, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность , машиностроение);

в) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов);

г) площади зон пожаров, химического, биологического заражения, радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления, сильных, средних и слабых разрушений;

д) количество аварий на коммунально-энергетических сетях;

е) потери производственных мощностей объектов экономики по отраслям (энергетика, металлургическая промышленность, машиностроение, нефтепереработка, нефтехимическая промышленность, машиностроение);

ж) снижение провозной способности транспорта по основным видам: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской (речной) транспорт;

з) потери систем жизнеобеспечения (водо-, газо-, теплообеспечения);

и) потери мощности местных объектов электроэнергетики ;

к) потери запасов топлива и горючего (по основным видам);

л) потери запасов пищевого сырья и продуктов питания (по основным видам);

м) выход из строя предприятий и сооружений связи, потери коммуникационного оборудования и каналообразующей аппаратуры связи, междугородней связи общего пользования;

н) возможные потери жилья;

о) численность населения, находящегося в зонах возможного поражения и в зонах затопления (подтопления);

п) численность населения в зонах возможных сильных и средних разрушений городов;

р) возможные общие потери населения, в том числе санитарные, безвозвратные и от вторичных факторов;

с) количество населения, подлежащего эвакуации;

т) прогнозируемая численность пострадавших, нуждающихся в оказании первой помощи;

у) прогнозируемая численность пострадавших, нуждающихся в эвакуации в лечебные учреждения;

ф) численность населения, подлежащего йодной профилактике.

22. В подразделе, касающемся выводов из оценки возможной обстановки, указываются следующие сведения:

а) показатели выводов из оценки возможной обстановки для принятия решения по гражданской обороне, в том числе:

прогноз общего объема завалов, образующихся на поражаемых объектах (в городах) вследствие ударов противника и требующих расчистки до проведения спасательных работ;

прогноз размера площадей зон сильных, средних и слабых разрушений, образующихся вследствие избыточного давления при взрывах головных частей высокоточного оружия;

прогноз размера площадей образующихся зон пожаров, требующих применения сил пожаротушения;

прогноз размера площадей зон затопления;

прогноз размера объема работ по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения;

прогноз размера площадей радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения, разрушения плотин и затопления местности;

прогноз медицинской обстановки;

прогноз безвозвратных и санитарных потерь населения вследствие воздействия вторичных поражающих факторов;

б) ориентировочный перечень и объем основных предстоящих АСДНР, проводимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника, в том числе по:

разведке маршрутов, очагов поражения для обеспечения действий сил гражданской обороны;

разборке завалов;

расчистке маршрутов и устройству подъездов в завалах;

количеству растворов, рецептур и веществ, применяемых при ликвидации аварий на химически опасных объектах;

ликвидации аварий на коммунальных и энергетических сетях;

локализации и тушению пожаров;

локализации очагов химического заражения;

санитарной обработке людей;

дезактивации техники;

дезактивации зданий, сооружений и дорог.

23. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:

а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;

б) организация обеспечения мероприятий по гражданской обороне;

в) организация взаимодействия с органами военного управления.

24. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации».

25. В подразделе, касающемся организации обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:

комплексной разведки;

инженерного обеспечения;

радиационной, химической и биологической защиты;

медицинского обеспечения;

материального обеспечения;

технического обеспечения;

транспортного обеспечения;

противопожарного обеспечения;

охраны общественного порядка.

26. В подразделе, касающемся организации взаимодействия с органами военного управления, указываются следующие сведения:

а) при планомерном приведении в готовность гражданской обороны – организация взаимодействия по вопросам:

оповещения о введении соответствующих степеней готовности;

информирования об угрозе нападения противника;

возможности использования инфраструктуры и имущества военных городков для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, материальных средств и культурных ценностей с территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в загородной зоне;

согласования маршрутов эвакуации и ввода сил в очаги поражения для проведения АСДНР;

порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;

организации дорожно-комендантской службы на маршрутах вывода сил гражданской обороны в загородную зону, эвакуации и рассредоточения населения, в районах размещения эвакуируемого населения, ведения на этих маршрутах и в районах радиационной и химической разведки, технического обеспечения;

б) после нанесения ударов противника современными средствами поражения по территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) – организация взаимодействия по вопросам:

информирования о времени, месте и масштабах применения противником современных средств поражения;

уточнения сложившейся радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной и медицинской обстановки;

оказания помощи органам управления гражданской обороны, территориальным (местным) гарнизонам и объектам местной обороны в проведении АСДНР;

восстановления готовности сил гражданской обороны и нарушенного управления.

27. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:

а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;

б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.

28. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, указываются следующие сведения:

а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;

б) организация защиты населения, в том числе:

порядок укрытия населения в защитных сооружениях;

проведение мероприятий по безаварийной остановке опасных производств, кроме участков и цехов с непрерывным циклом производства;

проведение комплексной маскировки территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями поражения противника;

организация радиационной, химической и биологической защиты населения, в том числе выдачи средств индивидуальной защиты и дозиметров на запасных пунктах управления, в защитных сооружениях гражданской обороны и на рабочих местах из запасов имущества гражданской обороны.

29. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:

а) организация оповещения органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления;

б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в результате воздействия противника;

в) организация приведения в готовность к проведению АСДНР сил гражданской обороны и порядок их действий в составе группировки сил гражданской обороны;

г) организация основных видов обеспечения при проведении АСДНР.

30. К планам гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне) прилагаются следующие приложения:

а) возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения;

б) основные показатели состояния гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по состоянию на 1 января текущего года;

г) план организации управления, связи и оповещения;

д) план организации и проведения АСДНР;

е) план эвакуации и рассредоточения населения, материальных и культурных ценностей субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

31. Возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) после нападения противника с применением современных средств поражения отражается на карте (плане) субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на которой (котором) указываются:

а) границы территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также границы муниципальных образований, в которые планируются эвакуация и рассредоточение населения, материальных и культурных ценностей, вывод сил гражданской обороны;

б) пункты управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления);

в) пункты постоянной дислокации сил гражданской обороны, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органу местного самоуправления);

Порядок разработки, согласования и утверждения
планов гражданской обороны и защиты населения
(планов гражданской обороны)

с изменениями от 04.06.2013 № 362дсп, от 04.02.2016 № 42дсп)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и от 3 июня 2011 г. N 437-13 "О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации" и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).


2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России). В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.