Какие народы бывшие армяне. Происхождения и формирование армянского народа

Откуда произошли армяне? И кто такие зоки? - Есть мнение О происхождении армян имеются различные версии, но первое, и к тому же до сих пор не потерявшее своего значения, самое достоверное упоминание об этом принадлежит «отцу истории» Геродоту. Этот древнегреческий историк, живший в V веке до н.э., писал, что предполагаемые предки армян - фриги (фригийцы) переселились в Малую Азию из Европы, с территории по соседству с Македонией. Bизантийский писатель Стефан (конец V века - начало VI века) приводит сообщение жившего до него 1000 лет назад греческого автора Книдли Эвдокса, которое следующим образом звучит в переводе видного востоковеда И.М.Дьяконова: «Ар­мяне – родом из Фригии и по языку очень похожи на фригийцев». Другой византийский автор - Евстафий (XII век), ссылаясь на сообщение жившего за десять веков до него греческого автора Дионисия Периэгета, также отмечает сходство армянского и фригийского языков. Современные исследователи, основываясь на эти сведения, приведенные древнегреческими авторами, также предполагают, что предки армян – племена фригов, покинули общим потоком свою родину на Балканском полуострове, переселились в конце II тысячелетия до н.э. в Малую Азию, на территорию современной Турции. Любопытно, что хотя это переселение и произошло в хронологическом отношении в период упадка самого могущественного государства на территории Анатолии - Хеттского царства, в хеттских текстах нет никаких сведений ни о фригийцах, ни об армянах. Вместе с тем известно, что фриги в VIII веке до н.э. создали в долине Сангария (современная Сакарья) царство с центром в Гордионе и стремились влиять на политические процессы в регионе. О событиях последующего периода (VIII-VII веков до н.э) наиболее полные сведения дают ассирийские и урартские тексты, где также нет никаких сведений об армянах. Много интересного о фальсификации фактов, связанных с происхождением армян, рассказал в беседе с корр. 1news.az известный азербайджанский историк Ильгар Нифталиев. По его словам, все написанное про предков армян относительно периода с середины XII века до н.э. (то есть со времени предполагаемого переселения «протоармян» с Балканского полуострова в Малую Азию) и до падения армянского царства в конце IV века построено в основном на предположениях и допущениях греческих и римских авторов, а также умозаключениях армянских хронистов, которые не подтверждаются ни результатами археологических раскопок, ни сведениями ассирийских летописей, ни филологическим анализом названий мест и имен личностей. Кстати, фригийский и армянский языки, хотя и относятся к индоевропейской языковой семье,но имеют между собой достаточно много различий. Причем различия не ограничиваются лишь лексикологическим материалом и некоторыми грамматическими показателями. По этому поводу в свое время известный русский историк- востоковед И.M.Дьяконов писал: «…близость армянского языка с фригий­ским не очень велика, чтобы можно бы­­ло вывес­ти армянский из фригийского». Не случайно во фригийских текстах, содержание которых удалось определить, не приводится ни один факт касательно армян. Как появился Тигранакерт Известно, что армяне со свойственной им изворотливостью прибегают к различным уловкам в попытках обосновать свои территориальные претензии на Карабах. И одним из примеров тому является фальсификация фактов, связанных якобы с выявлением на территории оккупированной части Агдамского района Азербайджанской Республики развалин столицы мифической «Великой Армении» города Тигранакерта. По мнению азербайджанского ученого Ильгара Нифталиева, эта псевдоидея с самого начала была подброшена армянами с политической целью. «Мировая научная общественность давно уже привыкла к подобным «шокирующим находкам» армянских псевдоученых. Еще в 60-80-х гг. ХХ века в Карабахе азербайджанскими учеными-археологами были проведены широкие исследовательские работы. В Агдаме ученые исследовали находящееся на окраине современного города и относящееся к первой половине II тысячелетия д.н.э. (период средней бронзы) поселение Узерликтепе, обнесенное крепостными стенами. Азербайджанскими археологами были изучены на территории селений Агдама - Шыхбабалы и Паправенда - поселения, обнесенные крепостными стенами и относящиеся к XII-IX векам до н.э. Эти памятники свидетельствуют о формировании ранней городской культуры в Азербайджане, особенно в его Карабахской области. Что же касается временной и пространственной локализации Тигранакерта, то из источников следует, что идеи армянских псевдоученых просто не выдерживают критики. К примеру, современник царя Тиграна, правившего в I веке до н.э., греческий географ Страбон писал в своей «Географии», что « … Тигран близ Иберии, между этим местом и Зевгмой над Евфратом построил город. Он переселил сюда население 12 разграбленных им греческих городов и назвал город Тигранакерт. Однако воевавший с Митридатом VI (понтийский царь) Лукулл (римский полководец, его поход на Тигранакерт датируется примерно 69 г. до н.э.) не только отпустил население в свои родные места, но и разрушил построенный до половины город, оставив на его месте только небольшое селение», - рассказал ученый. Армянский историк М.Нерсесян в книге «История армянского народа с древнейших времен до наших дней», изданной в 1980 году, отмечает, что Тигранакерт был построен на берегу одного из верхних притоков реки Тигр. Тигранакерт, который к тому же так и не был достроен, и находился не только за пределами Карабаха, но и Кавказа, на юго-западе озера Ван, на территории современной Турции. Данной версии придерживаются также авторы второго тома «История древнего мира», изданной в 1989 году под редакцией И.М.Дьяконова. Миф об Армянском нагорье Немало домыслов имеется о происхождении так называемого Армянского нагорья. И.М.Дьяконов отмечал в связи с этим: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья… ясно, что он занесен сюда извне…. протоармяне в эту область пришли в VII – VI веках до н.э… («Армянское нагорье» – вымышленный армянскими авторами термин - A.M.) По мнению И. Нифталиева, у древнегреческих и римских историков, а также у древнеармянских хронистов нет понятия об «Армянском нагорье», так как оно появилось с легкой руки европейцев в конце XIX - начале XX вв. Позже армянские авторы политизировали данное понятие, по-своему интерпретировав его географические очертания и размеры. Если исходить из армянской версии, получившей отражение в Армянской советской энциклопедии, изданной в 70-е годы прошлого века, это нагорье охватывает часть территории СССР (вся территория Армянской ССР, южная часть Грузинской ССР и западная часть Азербайджанской ССР), Ирана и Турции, и располагается между Иранским и Малоазиатским плоскогорьями, Черным морем, Закавказской и Месопотамской равнинами. Там же отмечалось, что территория Армянского нагорья составляет 400 тыс. квадратных километров, и она целиком входила в состав территории «Великой Армении», где якобы с древних времен формировался армянский народ. Хотя на территории т.н. Армянского нагорья еще за 600 - 1000 лет до появления здесь предков современных армян, а также после их появления существовали различные государства и жили различные народы, почему-то название нагорья было обозначено как армянское. «А верно ли вообще связывать название горного рельефа с именем народа, который на протяжении более тысячелетий не играл сколь-нибудь решающей роли в политических процессах, имевших место на карте Ближнего и Среднего Востока, не был государствообразующим этносом на данной территории, долго жил в основном в границах мусульманских тюркских государств, и лишь в 1918 году, в силу благоприятного стечения обстоятельств, впервые создал свое национальное государство?», – задался вопросом ученый, отметив следующую немаловажную деталь. «Несмотря на то, что нагорье называется Армянским, в названии составляющих его горных вершин нет ни одного армянского топонима. Большинство их носят тюркские названия: Кабирдаг, Агдаг, Кероглыдаг, Зордаг, Сичанлыдаг, Карачумагдаг, Парченисдаг, Памбугдаг или Хачгедук и т.д. Эти горные вершины составляют с запада на восток Агрыдагский хребет - потухший вулкан, который в армянской исторической литературе получил название Арарат»,- указал Нифталиев, добавив, что в древних источниках этот горный рельеф называется горой Тавр. К слову, армянские историки до того увлеклись фантазией о древней Армении, что все еще путают основательно разнящиеся между собой этнические и географические понятия. «Известно, что одни страны названы по имени населяющих их народов (Турция, Германия, Франция, Англия), другие, в соответствии с географическим или административным названием, определяющим и имя насельников - по территории (Грузия, Италия, Азербайджан и т.д.). В древние времена в современной Анатолии, которую армяне считают колыбелью армянского народа, не имелось географических названий, которые объединяли жителей этих местностей независимо от их этнической принадлежности. Соответственно, здесь никогда не было общностей, называемых по названию этих географических понятий. То, что Армения является географическим понятием, известно давно. Естественно, что все насельники древней Армении, или Арминии назывались армянами, независимо от своей языковой и этнической принадлежности. Название географического пространства перешло к названию различного по этнолингвистическому составу населения. Это то же самое, что жители древней Кавказской Албании назывались албанами, хотя и состояли из объединения 26 племен, отличавшихся по своему языковому и этническому составу. Таким образом армяне – это собирательное название всех жителей Арминии и не выражающее названия какого-либо одного этноса», - продолжил историк. По его словам, между населением и территорией древней Армении (находившейся вне пределов Кавказа) и армянами и территорией современной Армении никакой преемственности не прослеживается - ни этнической, ни языковой, ни географической. По оценкам азербайджанского ученого, утверждение современных армянских исследователей, что в этих местах со времени первого упоминания в письменных источниках понятия «армянин» проживали предки нынешних армян - такой же миф, как утверждение о том, что армяне произошли от Ноя. «Термин, схожий с географическим названием «Aрмения», впервые встречается в надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.) на Бехистунской скале (территория современного Ирана). В этой надписи среди стран, входящих в состав Ахеменидской империи, упоминается и «Армина». В Бехистунской надписи Aрмина упоминается в ряду стран, восставших против Ахеменидов после прихода к власти Дария I в 522 году до н.э. Но в надписи ничего не сообщается ни о восставшем в Армине народе, ни о руководителе восстания. Последующие сведения о территории расположения Aрмины мы встречаем в вышеупомянутом труде Геродота «История». Согласно сообщению греческого автора, Aрмения, или Армина располагалась к северо-западу от озера Ван, в районе истоков реки Евфрат. Геродот включал Армению в XIII округ (сатрапию) Ахеменидской империи. Причем греческий автор, упоминая названия некоторых племен, населявших XIII сатрапию, называет каспиев, пактиев. Следовательно, на территории, входившей, согласно Геродоту, в XIII сатрапию Ахеменидского государства, проживали различные этносы, и в Бехистунской надписи этот округ был назван Армина не по этническому признаку, а по древнему наименованию территории, что не имеет никакого отношения к современным армянам», - пояснил И.Нифталиев. Армяне-зоки-евреи? К слову, существующие версии о происхождении армян-зоков также весьма любопытны. К примеру, русский этнограф конца в XIX века В.Девицкий писал о том, что зоки жили в селении Акулис (Айлис) по соседству с Ордубадом (нынешняя Нахчыванская Автономная республика), в 7-8 деревнях, имели самостоятельный язык, большая часть слов которого в корне совершенно отличалась от армянского. Это давало основание утверждать, что зоки были остатками какого-либо самостоятельного этноса, которые приняв религию и богослужебный язык армян, постепенно арменизировались, хотя между собой продолжали говорить на своем языке. Развивая тему, азербайджанский историк дополнил ее еще одним интересным фактом. По его словам, существует также версия, что это были евреи, которые в силу исторических обстоятельств (потери государственности, переселения) оказались соседями армян и приняли христианство. Интересно, что армянские авторы отрицают эту версию, заверяя, что зоки - это те же армяне, название которых не выражает этнического содержания и произошло от особенностей местного диалекта. Таким образом, несмотря на тщетные старания армянских псевдоисториков, рьяно утверждающих, что армянский народ - автохтонный, реальные факты, отраженные в собраниях мировых ученых, говорят об обратном, что ставит под большое сомнение раздутый миф о древнейшем происхождении армян. Матанат Насибова

Vigen Avetisyan Апрель 8, 2017

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянского народа, который является спорным в некоторых вопросах.

Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках.

Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов.

Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования.

Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов.

В данном предании можно выделить два слоя, первый – древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальника Айка, который был одним из титанических сыновей богов.

Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета.

Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне».

Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка –Айкашен, Араманяка – гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса – Армавир, от Ераста – Ерасх (Аракс), от Шары – Ширак, от Амасии – Масис, от Гегама — озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака – Сюник, от Ара Прекрасного – Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения.

Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского.

Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет.

По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания.

Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век).

Эти сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого.

Фригийцы и армяне — родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX – XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.).

Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса – армяне, Картлоса – грузины, от других сыновей многие народа Кавказа.

Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки.

Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины.

Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности.

Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» — царем, упомянутым в клинописях Ванского царства.

В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии.

Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной».

Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны — греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян.

Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство).

Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа — это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен.

Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины.

Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности.

Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Армяне - древний и самобытный народ, их культура насчитывает несколько тысячелетий. Через века они смогли пронести свою язык, веру. Национальные обычаи передают своеобразие мышления, ценностей и представлений о мире этого этноса. Расскажем про интересные традиции его культуру и обряды.

Происхождение народа

Армянский этнос складывался на рубеже первого и второго тысячелетия до нашей эры на территории Армянской нагорности. Народ сформировался путем ассимиляции нескольких племен: бригов, урартов, лувийцев, хурритов, а также большого количества небольших племен. Веками происходило смещение и селекция национальных отличительных черт. К 6 веку до нашей эры формирование этноса в целом завершилось. В этот период армяне расселились на землях Анатолии, Среднем Востоке и Закавказье, и сегодня народ проживает частично в своих исторических границах. Эти территории всегда были объектом вожделения захватчиков, поэтому армянам приходилось учиться обороняться, договариваться и приспосабливаться, сохраняя при этом свою идентичность. В 4 веке нашей эры армянский народ принял христианство, и ему не раз еще придется пострадать за свою веру. История армян - это бесконечная череда притеснений, захватов, гонений. Но во всех этих страданиях традиции армянского народа сплачивали людей, позволяли им сохранять свою уникальность.

Армянский язык

Ученые проводили многочисленные исследования армянского языка, пытаясь найти его прародителей. Однако все изыскания позволили лишь отнести язык к индоевропейской группе, в которой он занимает отдельное место. На него, безусловно, оказали влияние языки соседних народов, но у него имеется древнее ядро, которое не восходит ни к одному из известных языков. Как самостоятельное наречие армянский язык формируется уже в 6 веке до нашей эры. Он относится к группе древнеписьменных языков, так как уже с 406 года нашей эры имеет собственный уникальный алфавит. Он с тех пор почти не претерпел ни одного изменения. В алфавите 39 букв; кроме как во всех индоевропейских языках, в нем есть особый звук - глухой придыхательный. Сегодня язык представлен в восточном и западном вариантах, на нем во всем мире говорят около 6 с небольшим миллионов человек. Наличие письменности позволило сохранить и распространить народные традиции армянского народа и донести их до современных представителей нации.

Вероисповедание

Армянская церковь - одна из древнейших христианских общин. В 1 веке нашей эры на появляются первые христианские общины. Народ принял эту религию еще в 4 веке. Догматы и культовые обряды имеют ряд самобытных черт, которые отличают эту ветвь и от католицизма и от византийского варианта христианства, хотя к православию эта разновидность ближе. В 301 году Армянское государство признало христианство государственной религией, став первым в мире христианским государством. Культура, традиции армянского народа обусловлены его представлениями об особой миссии нации, которая сохраняет древний вариант религии. За свою веру армянам не раз пришлось расплачиваться жизнями тысяч людей. Религия оказала огромное влияние на все сферы жизни народа, и сегодня Армянская апостольская церковь - важная часть национальной идентичности армян.

Традиционная культура армян

Культура, сохранившая в себе языческие истоки, впитавшая христианские традиции, отличается консерватизмом и устойчивостью. Основные обряды сложились еще в начале первого тысячелетия и имеют архаичные корни. Праздничные обряды, культура быта, костюма, архитектура, искусство в Армении имеют, с одной стороны, уникальные черты, с другой, в них улавливаются многочисленные влияния соседей и завоевателей: греков, арабов, славян, турок, римлян. Если описать традиции армянского народа кратко, то они очень самобытны. В Армении и сегодня большое значение имеют семейные ценности. Трудности выживания этноса привели к тому, что армяне очень дорожат родственными связями и большинство обрядов проводят дома, в кругу друзей и близких. Длинная уникальная история народа привела к тому, что у армян сложилось очень своеобразное искусство. Так, например, символом нации являются хачкары - необычные каменные кресты, подобных которым нет ни в одной культуре мира.

Празднование Нового года

С Новым годом у армян запутанная ситуация. Исторически долгие века начало года в Армении праздновалось 21 марта, в день весеннего равноденствия, что было обусловлено древними языческими культами. Этот праздник назывался Аманор. Несмотря на то что этот день не является официальным началом года уже более 4 столетий, все же это повод для праздничного семейного застолья. Также в стране празднуется «второй» Новый год - Навасард. Он также восходит к языческим традициям и имеет долгую историю. Сегодня он отмечается как дата смена земледельческих циклов: один завершается, другой - начинается. Но этот праздник не является всеобщим, так как армянская церковь его не признает из-за языческого происхождения. В этот день принято накрыть стол тем, что подарила земля; праздник сопровождают веселье, песни, пляски. Настоящий Новый год 1 января начал отмечаться с 18 века по велению католикоса Симеона. Это собрал воедино старинные традиции и влияние светской культуры, в том числе европейской. В этот день вся семья должна собраться за столом, на котором обязательно должно быть много национальной еды, вина, которое сопровождает многие традиции армянского народа. Для детей (фото приложено к статье) готовятся специальные блюда и подарки, они кладутся в новогодние чулки. Также глава семьи одаривает презентами всех членов семейства. Он поднимает первый тост, предлагает всем отведать меда, чтобы все дни Нового года были сладкими. На столе обязательно должен быть ритуальный хлеб - тари хац - с запеченной монеткой. Тот, кому она достается, объявляется «счастливчиком года».

Цахказард

Многие традиции армянского народа соединяют в себе христианские и древние В последнюю неделю Великого поста, за неделю до Пасхи, отмечается праздник весны - Цахказард (аналог нашего Вербного воскресенья). В этот день принято наряжать жилища при помощи веток вербы и оливы, освященных в церкви. В этот день армяне идут в церковь, где надевают на голову венки из вербы. Дома накрывается праздничный стол с постными блюдами. Это день ассоциируется с началом весны. Люди дарят друг другу цветы, поздравляя с пробуждением природы.

Вардавар

Если перечислять интересные традиции армянского народа, то стоит вспомнить праздник Вардавар, который отмечается в разгар лета, через 14 недель после Пасхи. По сути он напоминает известный русский В этот день принято обливать друг друга водой, петь и веселиться. Также в этот день люди украшают себя розами, дарят цветы в знак любви и расположения. В этот день принято запускать голубей в небо. Вардавар имеет глубокие языческие корни, но армянская церковь нашла в нем много перекличек с Библией, и поэтому праздник стал общенародным.

Свадебные обряды

Так как для армян огромную ценность представляет семья и родственные связи, все важнейшие вехи в семье окружены особыми обычаями. Так, национальные традиции армянского народа можно увидеть в проведении свадебных обрядах. Армянская свадьба поражает размахом и гостеприимством. В небольших селениях в буквальном смысле слова на свадьбу приходит весь народ. Начинается свадебный обряд со сговора, в ходе которого самые уважаемые члены семьи жениха (только мужчины) отправляются в дом невесты с просьбой о ее руке. После того как мужчины договорились между собой, невеста может выбирать платье, а родственники начинают готовиться к свадьбе. Но основному обряду еще предшествует помолвка. Начинается праздничная трапеза в доме жениха, где он с родственниками собирает приготовленные дары и отправляется в дом невесты. Там он в торжественной обстановке одаривает родителей невесты и ее саму, в перечень презентов обязательно входят ювелирные украшения. Родители благословляют молодых и оговаривают дату свадьбы, в шутливой форме обсуждают размер приданого. За невестой всегда дается в приданое денежная сумма, кухонная утварь, вещи для дома.

Свадебное застолье начинается с церковного обряда, вместо свидетелей на свадьбу выбирают «крестных». Обычно это уважаемые родственники со стороны жениха и невесты. Во время свадьбы звучит множество тостов. Обязателен первый танец молодых, во время которого их осыпают деньгами с пожеланиями благосостояния. Каждый этап подготовки к свадебной церемонии имеет свои установленные обряды: от одевания жениха и невесты до меню праздничного обеда. Свадебные традиции армянского народа (фото пары можно увидеть ниже) сегодня часто теряют исконную самобытность, превращаясь в типичные европейские торжества. Но есть семьи, которые продолжают соблюдать ритуалы, и поэтому еще существует возможность увидеть эти красивые и грандиозные празднества.

Рождение ребенка

Большие многодетные семьи - это исконные традиции армянского народа. Для детей устраиваются различные праздники, их балуют, часто дарят подарки. Поэтому появления нового члена семьи - это всегда огромное событие, которое превращается в большое торжество. Карасунк - обряд, окружавший рождение ребенка - охватывает большой период времени до и после появления младенца. Главное действующее лицо - татмем, что-то среднее между повивальной бабкой и жрецом. Она помогала принимать роды, участвовала в омовении младенца перед крещением. Через 40 дней после рождения мать впервые несла сама малыша в храм. Перед этим проводился большой очищающий обряд, в ходе которого ее 40 раз обливали водой, она отдавала 40 поклонов, на нее надевали украшения круглой формы, которые она носила не снимая. Сегодня обряд упростился, но обязательно в доме родителей устраивается большое торжество, на крестины им дарят деньги и желают малышу здоровья.

Погребальные обряды

Исконные традиции армянского народа по погребению усопших, как и все другие обычаи, имеют два источника: язычество и христианство. В целом, обряд мало отличается от подобных в христианской практике. Но есть специфика. Так, перед выносом покойника со двора гроб трижды поднимают и опускают, дорогу перед похоронной процессией посыпают гвоздиками, на кладбище с покойным сначала прощаются женщины, потом их уводят в сторону, и старейший мужчина в семье произносит прощальные слова. На поминках обязательно присутствует ритуальное блюдо - хашлама, подносы с едой приносятся и на кладбище.

Культура традиционного костюма

В любой культуре костюм - это отражение философии и особенностей народа. Традиции армянского народа проявляются в его национальной одежде, которая сохраняет свои черты еще с древних времен. У мужчин было несколько видов одежды: для повседневной жизни, нарядная и для войны. Костюм состоит из нательной рубахи и кафтана - архалуха. Он может быть длиной до колен или до середины бедер. Сверху талия повязывалась шарфом. Штаны могли быть широкими или узкими. Структура женского костюма такая же, но делится только на домашнюю и праздничную. Кафтан женщин всегда был причудливо украшен, юбка приветствуется максимальной длины. Голову женщины покрывали платком и шапочкой, напоминающей «таблетку».

Происхождение армянского народа

Армяне - самоназвание гай (или хай) - является одним из немногих на земле "первородных" народов. В основе их происхождения лежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи на вершине горы Арарат. Впрочем, подобные или похожие легенды лежат в основе истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческими историками.

По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера, Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских царей - Гайкидов, и родоначальником армян. Легенда гласит, что, являясь одновременно одним из главных родоначальников вавилонских, Гайк участвовал в постройке Вавилонской башни по предложению главного халдейского родоначальника Бела (он же Немврод). Но, почувствовав, что Бел стремится к единоличному господству,Гайк вместе с сыновьями вернулся в свои земли. Бел не простил этого Гайку.

Пытаясь избежать открытых столкновений и хитростью подчинить себе Гайка, Бел предложил ему избрать любые, даже самые плодородные земли Вавилона для переселения в пределы своих владений. Гайк категорически отказался. Тогда Бел объявил войну Гайку. Это была первая война в истории человечества документально зафиксированная. Решающая битва произошла у Ванского озера, где войска Бела были разбиты, а он сам погиб от стрелы Гайка. На месте сражения был построен город Гайк в честь победителя. Так гласит библейское сказание.

Исторический же процесс формирования армянского народа был, конечно же, значительно сложнее

Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ формировался по всем этим законам. Древние армянские историки Мар - Ибас - Катина (II в. До н. э.), Моисей Хоренский, Агафангел (IV в.) и другие свидетельствуют о многих мелких племенах (Агуваны, албаны, утийцы, картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.), которые были расселены в разных частях Армении, но были полностью ассимилированы армянами.

Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род Багратуни, давший князей, великих полководцев и царскую династию, правившую в Армении, а затем в Грузии. Полностью были ассимилированы и китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией, и титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и правдой служили Армении.

Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний период армянской государственности, и, практически, не претерпело каких-либо серьезных изменений и до наших дней

Об этом свидетельствует и армянский язык

Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привел ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в. Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, были проведены обширнейшие научные изыскания. В Персию, Египет, Грецию, Рим были направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучение языка, его звукового ряда и соответствия звука с его буквенным обозначением.

Это была своего рода многолетняя лингвистическая экспедиция, по окончании которой были собраны и переработаны сведения, на основе которых и был создан самобытный армянский алфавит. Его точность и уникальность доказана веками: известно, что языковый состав речи по истечении времени меняется, древний язык становится "мертвым" (древнегреческий, латынь), уникальность же алфавита Маштоца позволяет и сегодня свободно говорить на древнеармянском и читать древние армянские манускрипты. Хотя словарный состав языка изменился, его звуковой ряд остался прежним, и все богатство речевого звучания нашло свое воплощение в армянском алфавите. Месроп Маштоц является и создателем грузинской азбуки.

До недавнего времени считалось, что до появления алфавита Маштоца армяне пользовались персидскими письменами, и прежде не имели своей письменности. Действительно, в период правления Аршакидов - династии, имеющей тесные кровные узы с персидскими царями - официальные документы, переписка велись на персидском языке, и говорить о наличии более древней письменности у армян не приходилось за отсутствием "вещественных доказательств". Совсем недавно, в конце прошлого года, группа молодых ученых из Еревана сделала попытку расшифровать, прежде практически не поддающиеся прочтению письмена Урарту.

Ключом послужил древнеармянский язык. К сожалению, в нашей печати пока нет официальных публикаций по этому вопросу, но существует большая вероятность того, что клинопись Урарту ибыла древнейшей азбукой армян. Существуют и некоторые сведения о том, что до Месропа Маштоца существовал некий армянский алфавит, состоящий из 28 букв, что абсолютно не соответствовало звуковому ряду армянского языка. Азбука Маштоца состоит из 36 букв.

Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и о первых армянских историках и писателях, благодаря которым многое из древности дошло до наших дней. Древнейшим армянским историком считается Мар - Ибас- Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив разрешение персидского царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где хранились захваченные персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по халдейским источникам написал историю Армении от первых царей до Тиграна I. Это произведение дошло до нас только в списках.

Агафангел - секретарь царя Трдата, написавший историю распространения христианства в Армении (IV в.) Григорий Просветитель - автор сборника проповедей и молитв на армянском языке. Постус Бюзанд - составил историю Армении от 344 - 392гг. Месроп Маштоц - в сотрудничестве с католикосом Сааком перевел Святое Писание на армянский язык, автор Требника (известного под названием Машдоц) и Праздничной Минеи. Моисей Хоренский - автор истории Армении в 4-х книгах. Егише - оставил потомкам описание войн армян с персами между 439 - 463 гг. Лазарь Парбеци - история Армении 388 - 484 гг. Давид Непобедимый - философские труды о началах. Среди авторов VII века: Иоаннес Мамиконян - история князей Мамиконянов. Ширакаци - прозванный Арифметиком, астроном, составитель армянского календаря. Моисей II - автор грамматики и риторики. VIII век: Иоанн Оцнеци- атор поучений против ересей. XI век: Фома Арцруни - история дома Арцруниев; историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; Григорий Магистрос - автор Грамматики армянского языка и стихотворного переложения "история Ветхого и Нового Завета".; Аристакес Ласдивердци - "история Армении и соседних городов" (988 - 1071 гг.) . XII век: Самуил - составитель хронологий от сотворения мира до 1179 г. Врач Мхитар - "Утешение в лихорадке". Нерсес Клаеци - патриарх, богослов, автор стихотворного переложения Библии, включающего 8000 стихов. Мхитар Гош - автор 190 басен, Свода законов церковных и гражданских. XIII век: Стефан Орбелиан - епископ сюникский, автор элегии "Плач об Эчмиадзине". Вартан Великий - автор "Всеобщей истории от сотворения мира до 1267г.". Киракос Кандзакеци - описал разорение монголами в 1230 г. города Ани и бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия Апега - описал вторжения татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - дал богатые сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевел астрономию с персидского языка. Аристакес - автор "науки или указания как должно правильно писать" и "Словаря армянского языка". XIV век принес грозные испытания армянскому народу.

Подвергаясь непрерывным гонениям, истреблению, армяне искали спасения в других странах

Когда у человека горит дом, он безотчетно хватает самое ценное, стараясь спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасали армяне, иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители памяти народа, его языка, истории, культуры. Эти книги, спасенные от огня, воды, вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении - Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а вернее перерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни читать, ни писать. Но именно благодаря их высокому патриотическому подвигу, сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные руками и трудами этих людей из небытия.

С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянская литература продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне, они старались открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типография появилась в Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане, Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне, Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.), Нахичевани. С переселением армян в Америку, типографии появились и во многих странах Нового Света.Назад....

Государственная история Армении

Государственная история Армении, по свидетельству древних источников, насчитывает 3,671 год - с 2,107 г. до н.э. по 1,395г. - древней и средней истории, и всего лишь 169 лет новейшей, непосредственно связанной с освобождением части армянских земель русскими войсками и образования княжества Ереванского в 1828 году

Армения в период с 2,017 до нашей эры по 331 год до нашей эры - династия Гайка

После смерти легендарного Гайка в 2026 г. до н.э. правление перешло к его сыну Арменаку. Он прослыл в народе собирателем земель армянских. Благодаря его политике границы Армении значительно расширились, многие племена добровольно вошли в пределы Армении. Видимо, Армения, как государство, заявило о себе именно в его правление, т.к. соседние государства (Персия, Греция и др) присвоили новой стране имя ее государя - Армения (земля Арменака).

Армаис - 1980 г. до н.э. -, сын Арменака, продолжал политику укрепления государства, воздвиг на берегах р. Аракс древнюю столицу Армавир.

Амасия - 1940 г. до н.э. - сын Армаиса, вел усиленное строительство у подножья Арарата, который благодаря этому приобрел свое второе имя - Масис.

Кегам - 1908 г до н.э. - сын Амасии; Гарма - 1858 - сын Кегама.

Арам - 1827 г. до н.э. - сын Гармы, своими победами значительно расширил границы Армении во всех направлениях. Успехи армянского царя встревожили Ассирийского владетеля Нина, который не мог простить армянам и гибели своего предка Бела. Опасаясь открытых столкновений, Нин решил прибегнуть к хитрости и привлечь Арама на свою сторону: в знак милости могущественный Ассирийский царь позволил носить Араму жемчужную повязку и приказал называть его вторым по себе. Некоторые древние историки связывают название страны Армения с именем Арама. Араму же приписывается первое географическое разделение Армении (Большая, Малая).

Ара Прекрасный (Кегецик) - 1769 г. до н.э. - сын Арама, наследовал отцу незадолго до смерти Нина, женой которого была прекрасная Семирамида (Шамирам). Рассказы о красоте Ара давно волновали воображение Семирамиды. Овдовев, она отправила к Аре послов с богатыми дарами и предложением посетить ее двор, самый пышный по тем временам в Азии. Ара игнорировал предложение могущественной царицы. Встретив отказ, Семирамида решила, что предложение стать лишь подданным оскорбило Ару. Она послала новое посольство с предложением руки и престола. Ара отказался опять, ссылаясь на то, что вполне счастлив со своей любимой супругой Новары и своим народом, который горячо любит своего повелителя. Семирамида приняла это за оскорбление и немедленно приказала собрать войска.

В 1767 г. до н.э. войска Семирамиды вторглись в пределы Армении. Застигнутый врасплох, Ара не успел собрать войска и принял бой малыми силами. Семирамида отдала приказ войскам доставить ей Ару только живым. Но Ара не щадил своей жизни, сражаясь плечом к плечу с простыми войнами против захватчиков. Он погиб в бою. Безутешная Семирамида приказала отыскать тело Ары и принести его к ней. Затем она потребовала чтобы верховный жрец Армении Мерас оживил тело Ары. По легенде, для успокоения войска, ожидающего чуда, среди воинов был найден двойник Ары и представлен толпе.

В память "чудесного оживления" Ары Семирамида воздвигла гробницу с памятной надписью. Оглядевшись в покоренной Армении, Семирамида нашла ее климат более здоровым и решила основать здесь свою летнюю резиденцию. На берегу озера Ван она повелела начать строительство города в свою честь - Шамирамакерт. Для защиты города от разливов озера по приказу царицы была построена циклопическая плотина. Город был построен в лучших традициях Вавилонской культуры, снабжен водопроводами, банями, украшен садами, цветниками, застроен двух трехэтажными дворцами.

Ара II -1743 г. до н.э., (Кардос), сын Ары Прекрасного. По настоянию Семирамиды принял имя погибшего отца и в двенадцатилетнем возрасте был поставлен царицей наместником Армении. Армения стала данницей Вавилона. Повзрослев, Ара II направил все свои силы на борьбу с Ассирийским владычеством, помня о смерти своего отца и ненавидя Семирамиду. Ара II погиб в бою. Армения осталась под властью Ниния (Замасиса), сына Семирамиды, которая сама погибла от его руки.

Анушаван Сос - 1725 г. до н.э. - сын Ары II, назначенный Нинием правителем Армении.

С этого периода Армения оставалась данницей Ассирии на протяжении почти тысячи лет, хотя постоянно делала попытки избавиться от зависимости. В этой связи эта зависимость то ослабевала, то усиливалась. Но порядок назначения армянских правителей оставался прежним. Длинный ряд правителей этого периода известны историкам лишь по именам, они не оставили какой-либо заметный след в истории Армении. Исключение составляют следующие:

Зармайр - 1194 г. до н.э. - в его правление армянские войска приняли участие в Троянской войне на стороне Приама. Зармайр погиб под стенами Трои. Его смерть послужила причиной долгих волнений в Армении, которая не оставляла надежды освободиться от Ассирийской зависимости.

Паруйр - 742 г. до н.э. - в союзе с мидянами восстал против Ассирийского царя Сарданапала. Под натиском восставших ассирийское царство пало после шестнадцати веков существования, и освобожденная Армения встретила Паруйра уже украшенного царской диадемой. Паруйр стал первым царем Армении.

Грачья - 700 г. до н.э. - сын Паруйра, был союзником царя Навуходоносора, покорившего Иудею. Именно из этого похода Грачья привез, выкупленного им у Навуходоносора, знатного Иудея по имени Шамбата, ставшего впоследствии родоначальником рода Багратуни.

Тигран I - 565 г. до н.э. - остался в армянской истории одним из наиболее прославленных Гайкидов. Именно при нем владения древней Армении достигли своих максимальных пределов. Армения процветала. Этому способствовал ее союз с персидским царем Киром. Этот союз сильно тревожил мидийского царя Астиага, на владения которого посматривали и Тигран и Кир. Астиаг решил использовать любые средства, чтобы разрушить этот союз. Таким средством должна была стать женитьба Астиага на любимой сестре армянского царя Тиргануи. С ее помощью мидийский царь хотел поссорить Тиграна и Кира, и воспользовавшись ситуацией, расширить собственные владения.

Но Тигрануи осталась верной любимому брату и вовремя предупредила армянского царя о коварном замысле Астиага. Тигран отправил гневное письмо к коварному родственнику, а сам стал готовиться к войне. В жестокой битве армянский царь собственноручно убил Астиага. В результате этой битвы царство Мидийское пало. Победитель возвратился домой с богатыми трофеями и множеством пленных, среди которых были высокопоставленные вельможи и родственники мидийского царя. Их всех армянский царь поселил в Нахичеванской провинции, передав ее управление своей сестре Тигрануи, в честь которой здесь был построен город Тигранакерт.

Ваханг - 520 г. до нашей эры - сын Тиграна, был незаурядной личностью, обладал необычайными мужеством и силой. В армянском эпосе, народных песнях воспеваются его подвиги. армяне сравнивают его с греческим Геркулесом.

К сожалению, период процветания длился не долго.

Вскоре Армения подпала под зависимость своего могущественного соседа - Персии.

Вахе - 331 г. до н.э. - убит в сражении при Арбелле, защищая персидского царя Дария III Кодомона против нового завоевателя Малой Азии, Александра Македонского. Со смертью Вахе прекратилась династия Гайка.

Армения в период с 331 по 149годы до нашей эры

Блистательные победы Александра Македонского быстро поставили на колени могущественные прежде государства Малой Азии. В их числе была и Армения. Этот период начался для Армении управлением наместников Александра Великого. Это была обычная практика тех времен. Обычно Александр назначал наместника из числа своих близких соратников. Однако первым наместником в Армении был армянин Мигран - 325 - 319 гг. До н.э. Смерть Александра Македонского (323 г. до н.э.) нарушила четкий план построения его Великой Империи.

Символы власти, умирая, Александр передал опекуну своих малолетних детей Пердикке. Но на лакомый кусок от большого пирога стали претендовать практически все сподвижники Александра. Начался новый передел. Вместо Миграна наместником Армении был назначен Неоптолем. Прибыв на место, он стал жестко наводить свои порядки, не считаясь с древними обычаями и традициями армян. Это вызвало общее негодование. Под страхом смерти Неоптолем был вынужден удалиться.

Ардуард - 317 г. по 284 до н.э. - возглавил недовольство армян против Неоптолема и после его ухода провозгласил себя царем Армении. Тогда восьмидесятилетний Антигон, считавший себя владыкой всей Малой Азии, поручил начальнику мидийских войск Гипострату и сотрапу Персии Асклениадору привести армян к повиновению. Но в сражении при Урмийском озере армяне одержали блистательную победу. Битва при Ипсе (301 г до н.э.), в которой погиб Антигон, помогла Ардуарду остаться на армянском престоле.

Грант - 284 - 239 гг. до н.э. - преемник Ардуарда, после ряда поражений был вынужден признать себя данником сирийского сотрапа Селевка - Никатора, владеющего обширнейшими территориями от Средиземного моря до р. Инд.

армяне

Ян, ед. -янин, -а, м. Народ, составляющий основное коренное население Армении.

ж. армянка, -и.

прил. армянский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

армяне

    Народ индоевропейской этноязыковой группы, составляющий основное население Армении.

    Представители этого народа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

армяне

АРМЯНЕ (самоназвание - хай) народ, основное население Армении (3,08 млн. человек, 1992). Живут также в Российской Федерации (532 тыс. человек), Грузии (437 тыс. человек); США (700 тыс. человек), Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии (170 тыс. человек), Нагорном Карабахе (146 тыс. человек), Ливии и Турции (по 150 тыс. человек) и др. Общая численность 6,55 млн. человек. Язык армянский. Верующие армяне в основном христиане-монофиситы.

Армяне

(самоназвание ≈ хай), нация. В СССР А. составляют основное население Армянской ССР (по переписи 1959, св. 88%). Компактно живут также в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и на Сев. Кавказе. По переписи 1959, общая численность А. в СССР 2787 тыс. чел.; по оценке на начало 1965 3400 тыс. чел. За пределами СССР А. проживают более чем в 60 странах (преимущественно в городах). Значительное число А. живёт (по данным на 1967, тыс. чел.) в США (450), Иране (200), Франции (200), Ливане (180), Турции (150), Сирии (150), Аргентине (60), Ираке (25), ОАР (25), а также в Бразилии, Канаде, Греции, Уругвае, Австралии, Болгарии, Румынии, Индии и других странах. Общая численность А. за рубежом св. 1,8 млн. чел.

Ещё до 1-й мировой войны 1914 ≈ общая численность А., которых тогда насчитывалось до 4 млн. чел., компактно жила на территории исторической Армении; из них в пределах Закавказья, на территории Российской империи ≈ до 1,5 млн. чел., остальные в Турции. В 1915≈16 из 2,5 млн. А., проживающих в Турции, св. 1,5 млн. чел. по приказу турецких властей было уничтожено, а более 600 тыс. чел. насильственно выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии). Вследствие геноцида, выселения и вынужденной эмиграции вся Зап. Армения в основном лишилась коренного населения, и А. расселились по многим странам мира. Св. 300 тыс. чел. нашли убежище в Закавказье, в пределах России. С 1920 происходит репатриация А. из зарубежных стран в Армянскую ССР.

А. говорят на армянском языке. Верующие ≈ главным образом христиане монофиситского толка (христианство сделалось официальной религией А. в 301). Небольшая часть А. в зарубежных странах ≈ католики и протестанты.

Древнейшим ядром А. было население северо-восточной части М. Азии. Эта страна в хеттских (16≈15 вв. до н. э.) надписях называлась Арматана, а позднее (14≈13 вв. до н. э.) Хайаса. Оттуда предки А., известные под названием урумейцев, в 12 в. до н. э. вторглись в пределы ассирийской провинции Шуприа (к Ю.-З. от оз. Ван). С этого времени Шуприа у ассирийцев называлось также Урме. В середине 8 в. до н. э. она была присоединена к государству Урарту под названием Урме, или Арме. Население этих областей (Хайаса и Арме) говорило на индоевропейском праармянском языке, который постепенно стал языком крупных племенных объединений западной части Армянского нагорья, в состав которых влились и местные хуррито-урартские аборигенные племена. Становление армянской народности происходило на базе укрепления и повсеместного распространения на территории Армянского нагорья земледелия, сочетавшегося со скотоводством. (Это было время классообразования в среде племён, насильственно подчинённых государству Урарту.) Процесс складывания армянской народности был очень длительным и в основном завершился ко времени греко-македонских завоеваний в 4 в. до н. э. Но ещё до этого, в древнеперсидских текстах 6 в. до н. э., упоминается обширная страна Армина (Армения ≈ в древнегреческих текстах). Само население называло свою страну Хайк (или Хайастан, Айастан), а себя ≈ хай. В последующие века, в условиях сложившихся на территории Армении рабовладельческих (до 4 в. н. э.), а затем феодальных отношений, при непрерывной борьбе А. с различными завоевателями (киммерийцы, скифы, персы, римляне, парфяне, арабы, турки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность. Присоединение Восточной Армении к России в 1801≈28 способствовало процессам развития капиталистических отношений и дальнейшей консолидации А. в нацию (в основном завершилась к концу 19 в.). Эти процессы получили особенно большой размах в 1850≈60-х гг.

После установления Советской власти в Армении (ноябрь 1920) в ходе социалистического строительства А. консолидировались в социалистическую нацию. Армянский народ создал высокую и своеобразную культуру, получившую в нашей стране дальнейшее развитие после Октябрьской революции. Исчезают различия в культуре и быте города и деревни. Старые национальные формы жилищ (глхатун с отверстием в потолке для дыма и света) и одежда (у мужчин ≈ архалук, чуха, меховая шапка, у женщин ≈ расшитая рубашка, шалвары, специфический головной убор и т. п.) вытеснены почти повсеместно современными. Исчезли пережитки патриархальных отношений, уничтожено былое неравенство женщин в семье и обществе. Исследования советских армянских учёных, произведения писателей, деятелей искусства, народных умельцев, развивающих традиционные художественные промыслы (ковроделие, ювелирное дело, кожаные изделия и др.), получили широкое признание. (О хозяйстве, занятиях и культуре А. см. в ст. Армянская ССР.)

За рубежом основная часть А. занимается ремёслами и торговлей; значительный процент составляет интеллигенция.

Лит.: Народы Кавказа, т. 2, М., 1962 (библ.).

С. Т. Еремян.

Википедия

Армяне

Армя́не (, hayer) - древний народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье.

Является государствообразующим народом в Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. Второй по численности народ в Ливане и частично признанной Абхазии и третий в Грузии и Иордании.

Большинство верующих армян исповедуют христианство и являются последователями Армянской апостольской церкви.

Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э. (подробнее см. Этногенез армян). Антропологически армяне относятся к переднеазиатскому типу южной ветви большой европеоидной расы.

Примеры употребления слова армяне в литературе.

По-разному называет эту речку разноплеменное население Черноморья - абхазы, эстонцы, греки, имеретины, армяне - Азмыч, Бзыч, Мзымта-Мзыч, Адзмыч, а в труде А.

По азербайджанской же версии - армяне нарушили свое обещание предоставить свободный коридор и расстреляли поверивших им людей, число жертв среди которых заметно превысило цифру 20, называемую армянами.

Я не думаю, чтобы армяне , очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить разоблачающие их в фашистских действиях документы.

К тому же более половины военнослужащих на российских базах в Армении - армяне , весьма добросовестно, по общим отзывам, несущие свою службу.

Какие-то южные смуглые и узколицые люди - армяне ли, греки ли - трудились на усадьбах.

Чуть вглядевшись, он определил - армяне , но в большей части - исконные, московские, но чтобы это определить, нужно самому иметь, как говорится, особый глаз и особый нюх, именно то, из-за чего их с Кольцовым в спецназе и считали асами.

Молдаване, таджики, армяне , осетины - все стояли своим национальным табором.

И когда на будущий год мы прибыли в Бейрут на товарищескую игру, там собрались армяне со всей страны.

Теперь я поняла, почему на моей фотографии, которую армяне показывали Инне, я в зеленом костюме.

Она силилась понять, как получилось, что похитили ее какие-то очередные армяне , а сейчас она лежит на травке и возле нее суетятся двое русских парней, которых она видит впервые в жизни.