Где можно копать с металлоискателем по закону. Закон о кладоискательстве и поиске с металлоискателем

Есть такая национальная русская забава – искать под толщей земли предметы, которые кто-то когда-то обронил. Этой народной затее наш уголовный кодекс даже название придумал и определил для нее соответствующую статью. Вот так и появился юридический термин — «кладоискательство». Все мы в детстве с увлечением читали приключенческую литературу и знаем, что для того, чтобы найти клад, необходимо иметь карту, лопату и мешок, в который можно будет сложить найденное. В наше время экипировка искателей скрытых под землей сокровищ несколько изменилась – появились специальные технические приспособления с загадочным названием «металлодетекторы». Это устройство реагирует на металлические предметы и передает сигнал о их наличии на наушники. Вид у нынешнего кладоискателя вполне современный – в руках, сверкающий на солнце металлоискатель, на голове дорогие наушники, саперная лопатка в фирменном рюкзаке. Одним словом – есть на что посмотреть и чему позавидовать. Вот только со времен Марка Твена и Жюля Верна, в нашей стране изменились законы, и теперь современные последователи кладоискателей XIX века со всей своей амуницией и найденными артефактами рискуют оказаться за решеткой. Российское уголовное законодательство довольно пристально следит за проведением подобных раскопок, поэтому, отправляясь на поиски клада, стоит тщательно изучить уголовный кодекс и оценить возможные последствия предстоящих приключений. В том, где можно копать с металлоискателем по новому закону, мы сегодня и попытаемся разобраться.

Как относится российское законодательство к кладоискательству?

Этот вопрос довольно серьезный и несколько запутанный. В принципе, кладоискательство в нашей стране не запрещено. Можно заниматься этим делом вполне легально и безбоязненно. С другой стороны, ограничительные нормы для любителей поорудовать лопатой таковы, что каждый гражданин, приобретший этот безобидный инструмент и металлодетектор, уже является потенциальным нарушителем закона.

Для начала разберемся, какие нормы нашего законодательства регулируют этот вопрос. В уголовном кодексе есть статья No243 ч. 2, в которой очень подробно описано, что можно делать, вооружившись металлоискателем, и чего делать нельзя. Так вот эта статья гласит, что если человек не является профессиональным археологом и не имеет специального разрешения на проведение раскопок, то права нарушать девственность культурного слоя государственных земельных угодий, у него нет.

Теперь давайте поищем информацию о том, что в нашей стране считается культурным слоем. Российское законодательство относит к этому определению почвенный слой, находящийся в земле или на дне водоема, в котором содержатся предметы человеческой жизнедеятельности возрастом не менее ста лет.

Все четко и конкретно, я вот только не понимаю, как с помощью металлодетектора можно определить возраст металлического предмета. Конечно, идти в ногу с современными технологиями трудно, может быть уже и появились какие-то для этого приспособления.

Судя по приведенным юридическим трактовкам, поиском кладов в наше время можно заниматься только в местах, где нога человека ступила не ранее 1919 года. По всей видимости, список таких уникальных территорий не столь велик, поэтому рассматриваемый законодательный акт приводит их подробный перечень. Давайте с ним ознакомимся. Итак, заниматься кладоискательством можно:

  • на землях, используемых для сельскохозяйственных нужд, которые регулярно вспахиваются, и культурного слоя не могут содержать по определению;
  • на пляжах общественного пользования, где присутствие предметов человеческой жизнедеятельности столетней давности маловероятно;
  • на иных участках земли, в которых археологами не зафиксировано наличие культурного слоя, относящегося к этому сроку давности.

По поводу последнего пункта стоит иметь в виду, что в случае, если вам посчастливится стать обладателем артефакта, которому более ста лет, найденного на такой территории, то в соответствии с нашими законодательными нормами, его придется вернуть государству, поскольку все содержимое культурного слоя почвы является его собственностью.

Какие юридические санкции предусмотрены в отношении лиц, нарушивших закон о кладоискательстве

Рассматриваемой нами статьей УК РФ (ст. 243 ч.2), предусмотрены довольно серьезные меры наказания за повреждение культурного слоя и за раскопки на территориях, попавших под запрет для этого вида деятельности. Наличие металлодетектора, может в этом случае являться отягчающим обстоятельством. Нарушителям 243-й статьи УК РФ грозят следующие санкции:

  • наложение штрафа в размере 1-го млн. руб.;
  • штраф в размере пятилетних доходов человека, производившего незаконные раскопки;
  • ограничение на занимание определенных должностей, сроком до пяти лет;
  • назначение работ принудительного характера на срок до 5-ти лет;
  • заключение под стражу с ограничением свободы на срок до 6-ти лет.

В текущем году в России будет отмечаться столетие со дня начала Гражданской войны в нашей стране. Так вот, все, что будет найдено кладоискателями до этой прискорбной даты, сможет подвести их под уголовную статью, все же артефакты, которые относятся к этому и более поздним периодам нашей истории, будет считаться их законным приобретением или находкой.

У людей, которые заражены манией поиска скрытых сокровищ, теперь будет возможность подумать и определиться, где можно копать с металлоискателем по новому закону, а где этого делать не стоит. Поверьте, что потерянная сто лет назад лошадью подкова, которую вы найдете с помощью этого приспособления и прибьете над входными дверями вашего дома, может стать поводом для вашего ареста и привлечь на вашу голову еще массу неприятностей. Так что будьте осторожны.

234

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ)

От 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

(действующая редакция от 23.05.2015)

Статья 227. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Статья 228. Приобретение права собственности на находку

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Статья 233. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.

Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

(часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

(часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ)

От 13.06.1996 N 63-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

Наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

Наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

Наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:

А) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

Б) лицом с использованием своего служебного положения;

В) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

Наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Статья 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения

1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

КоАП РФ, Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

P.S. Законы о кладоискательстве по состоянию на 2020 год.

Прошу окончательно разъяснить закон 245- где можно копать, а за что можно огрести по-полной насчет опасности фразы "следы существования человека в предыдущих эпохах", указанной в старом законе 78 о копе, вероятно, никто из любителей полей и не задумывался.

Рудольф, что Вы думаете о такой инициативе https://www.roi.ru/7368/ ?

Хотел бы услышать, верно ли я понимаю следующее:

1. Если я топал по полю за грибами в лес и древнюю вещь, например, монету, обнаружил, значит культ слой не нарушал?

2. Если я хожу копаю, но если при мне нет предметов старше 100 лет, то и культурного слоя я не нарушал?

3. Если так получилось, что я нашел любой предмет старше 100 лет, значит я напоролся на тот самый "культурный слой". Если этот предмет у меня в кармане, в машине либо явно виден рядом, то любой фактор квалифицируется по Статье 243.2?

4. "Статья 5 Внести в КОАП следующие изменения:
1) в статье 7.15:
в) дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.";"

"Статья 6 Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ следующие изменения:
1) в статье 3:
в) дополнить частью третьей следующего содержания:
"Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.";
г) дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.";

Т.е. если предмет старше 100 лет, то он в культурном слое, т.е. он является археологическим, т.е. добыт с применением "археологических раскопок или находок", что без открытого листа незаконно. Если он младше 100 лет, то земля не может называться культурным слоем и ни о каких архраскопках речи не может идти?

5. Если случайно при поиске металлолома с МД старую вещь нашел, то в целях безопасности лучше положить в лесочке поукромнее, затем вернуться сюда без МД и лопаты и после смело топать в полицию с заявлением- "нашел старый предмет, прошу найти собственника". Если будут спрашивать, сообщать, что без применения МД и лопаты? Обязан ли говорить, где нашел? ведь если ненароком по незнанию нашел на земле собственника без повреждения культурного слоя, милиция ему вернет, а он ей обратно сдать обязан? Кстати, в каких документах посмотреть, в каких случаях я обязан отдать безвозмездно, а в каких мне причитается (и сколько?).

6. И Вы пишете " если собственник скифского наконечника (скиф) не объявится, то ПО ЗАКОНУ права собственности на наконечник переходят к вам"
Но в 245 законе на стр 9 есть отметка: "8) в статье 49:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.";"
означает ли это, что принес в полицию и попрощайся с красивой монеткой, если не украдут, при большой удаче её увидишь теперь в местном музее?

7. "Статья 8 1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи". "Случай передачи"- это же не значит передать безвозмездно?

8. Насколько я понимаю, Реестр памятников неизвестно когда будет готов и следует опасаться объектов из указа президента 20.02.1995 №176 ? Но ведь существуют памятники и поля, которых в этом списке нет. Например. поскольку я интересуюсь историей, я прочел книги "Дворянские усадьбы Ленинградской области" и "Археологическая карта Ленинградской области". Где искать официальные списки памятников местного значения, чтобы и на другие исторические места случайно не проникнуть и не огрести по-полной?

9. Правильно ли возить с собой распечатанный закон 245 и коап 7.15 или менту в поле доказывать на словах, не показывая бумажную подготовленность, а бумажки только в суде могут пригодиться?

10. Втречались ли лично Вы с полицией в полях и были ли у Вас при этом одновременно лопата, мд и старая вещь? Если да, то как проходило ваше общение?

Маршрутки до Ларса ходят не так часто, как хотелось бы, раза 2 в день, что-то типа 6 утра и 16:00, цены за машину до Тбилиси стартуют от бесконечности (чуть ли не по 200 долларов) до 1500 рублей, меньше не хотят. В самом городе толком никто и не знает где та Грузия, так что интуитивно от автовокзала, который находиться с другого конца города от железнодорожного, направляемся в сторону гор, ближе в пригороду люди уже могут показать дорогу. Когда начинается уже непосредственно военно-грузинская дорога, остаются только едущие на Грузию. Армян больше чем всех остальных вместе взятых, так что можно доехать до Еревана, а оттуда на обратном пути уже смотреть Армению и Грузию.
Можно пересечь границу, и остановиться в Степанцминде, подняться повыше и посмотреть на Казбек. А уже с городка довольно регулярно ходят автобусы, эмпирически интервал, где-то 1.5-2 часа.
На военно-грузинской дороге сплошная стройка, грейдера, асфальтоукладчики, цементовозы. Говорят, пообещали сделать нормальную асфальтированную дорогу по всему маршруту, ибо трафик увеличивается в геометрической прогрессии, и на некоторых участках, там, где и легковушке нелегко проехать, скапливаются фуры.
В самой Степанцминде можно насладиться видом Казбека. Если захотите, можно подняться повыше, но для восхождения на саму гору, конечно же, необходимы некоторые навыки и снаряжение, а вот до метеостанции сможет дойти каждый. Для начала перейдите речку, деревню и поднимитесь к монастырю Гергети, который смотрится довольно колоритно на фоне ледников все того же Казбека. Много людей устраивается здесь на ночевку, для акклиматизации, ведь здесь уже больше 2000 метров, но можно и отправиться дальше сразу. По тропе, которая, слегка не доходя до церкви, поворачивает направо вы выйдите к месту, где откроется хороший вид на гору. А слева будет гора поменьше, направляемся в ее сторону, переходим небольшой ледник и попадаем на метеостанцию, на которой можно заночевать. Вся прогулка занимает примерно часов шесть. По тропам регулярно ходят местные и туристы, так что не заблудитесь.
Едем дальше, по дороге до Тбилиси, прямо из окон автобуса можно увидеть также замок Ананури. Это один из прекрасно сохранившихся замков на территории Грузии. Стоит прямо у берегов Жинвальского водохранилища, образованного одноименной дамбой. До городка Жинвали отсюда примерно 12 км, а до Тбилиси 70. Все проезжающие военно-грузинской дорогой просто обречены созерцать этот замок, т. к. находится он прямо у дороги. Остальные же путешественники, смогут с легкостью добраться сюда из Тбилиси маршрутками до Гудаури, Пасанаури и Степанцминды. На территории замка также расположились Успенский храм – построен он был в 1689 году, что уже является редким случаем, и, собственно, таких храмов на всю страну всего парочка.
Намного проще купить тур в

Смирнова Ирина Васильевна 21378

В конце прошлого года был принят закон, ужесточающий требования к использованию металлоискателей. По заверениям специалистов, это была вынужденная мера, так как с появлением на рынке недорогих приборов поиск сокровищ с уничтожением культурных слоев и археологических предметов приобрел масштабы стихийного действия. Что же придумали законодатели и как они намерены бороться с «черной» археологией?

Цены в интернет-магазинах:
Беру 42 660 Р
Беру 17 700 Р
Беру 12 250 Р

Буква закона

Законом о металлоискателях 2014 года в народе называют Федеральный закон №245-ФЗ, а точнее поправки, которые были в него внесены. Полный их перечень можно почить на сайте Российской Газеты. Строго говоря, закон не запрещает поиск с металлоискателем, он просто ужесточает ответственность за нелегальное изъятие археологических ценностей.

Иначе говоря, вы можете смело купить прибор и пользоваться им для того, чтобы доставать ржавые гвозди и железяки из земли у себя на огороде. А вот задевать культурный слой и искать на досуге бабушкин клад запрещено категорически. Такие поправки вызвали волну протеста среди поисковых отрядов, для которых поиск с металлоискателем – один из основных методов обнаружения старых захоронений. Но законодатели уверяют, что ужесточение наказания ждет только нелегальных копателей, действующих вне правового поля.

​

Цены в интернет-магазинах:
Беру 5 950 Р
White"s Металлоискатель Treasure Pro грунтовый Беру 28 400 Р

Hobimd RU 45 900 Р

Мнение юристов

Независимые эксперты не видят вреда в новом законопроекте. В поправках они не усмотрели запрета на приборный поиск, а говорят только об использовании металлоискателей с конкретной целью – разведка и изъятие археологических предметов. Доказать это будет не просто, потребуется проведение целого комплекса специальных мероприятий и экспертиз. Одним словом, чтобы отдать вас под суд, потребуются серьезные подтверждения того, что вы гуляли по полю с металлоискателем в руках не ради праздного любопытства.

Основным аргументом тех, кто выступил против поправок, является утверждение о скрытой выгоде для «черного рынка». Есть мнение, что заработать на поправках теперь смогут нелегальные торговцы коллекционными предметами. Ведь у них теперь появился официальный повод для взвинчивания цен.

​

В большинстве своем юристы считают «закон о металлоискателях 2014» сырым и требующим серьезной доработки.

Наказание неизбежно

Что же грозит тем, кто не намерен сдаваться и будет продолжать поиск с металлоискателем в 2014 году?

1. За повреждение или уничтожение предметов, которые признаны памятниками культуры и истории России придется отправиться в тюрьму на 5 лет или выплатить штраф в размере до 5 миллионов рублей.

2. За поиск и извлечение ценных предметов с повреждением или полным уничтожением культурного слоя предусмотрен штраф 1 млн рублей или лишение свободы на 6 лет.

3. За ведение незаконной археологической разведки и раскопок с использованием приборов оштрафуют на 300 тысяч и заберут все, что было выкопано. И металлоискатель, кстати, тоже конфискуют.

В общем, главное – не попадаться на месте преступления (шутка). Да и внушает недоверие термин «археологические предметы». Ведь именно за них и предусмотрено наказание. То есть, юристам нужно доказать, что у вас был умысел на поиск этих самых археологических предметов, а не чего-то другого.

В общем, дремуч и не ясен этот закон о металлоискателях 2014. А на подходе еще и законопроект о лицензировании поисковых приборов, так что неизвестно, что нас ждет в ближайшем будущем.

Цены в интернет-магазинах: