Защита лесов от пожаров включает в себя. Защита лесов

Общие положения

Все леса России подлежат охране от пожаров.

Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом Российской Федерации».

Охрана лесов должна осуществляться с учетом их биологических и региональных особенностей, она включает комплекс организационных, правовых и других мер.

В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров и тушение лесных пожаров - функция органов управления лесами в субъектах РФ.

В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса РФ В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Указанные в пунктах 1 и 2 меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Исходя из этого, органы управления лесами в субъектах РФ в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними:

ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, на которые возложены охрана и защита лесов на неарендованной территории, и арендаторами мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству лесов и подготовке к пожароопасному сезону;

ежегодно, до начала пожароопасного сезона утверждают оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

устанавливают порядок привлечения арендаторов лесных участков, населения, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий для тушения лесных пожаров;

организуют противопожарную пропаганду, регулярно освещают в печати, по радио и телевидению вопросы охраны лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах.

Все мероприятия подготавливают, согласовывают и реализуют органы управления лесами, а на местах – лесничества от имени соответствующих органов власти.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учетом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Основной задачей обеспечения охраны лесов от пожаров является выполнение системы противопожарных мероприятий.

а) Противопожарная профилактика.

1) Предупреждение возникновения лесных пожаров (противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа; регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация; контроль за соблюдением правил пожарной безопасности).

2) Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламленности лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоемов).

3) Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территории к авиационному обслуживанию; подготовка лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновений лесных пожаров, а также способам борьбы с ними.

б) Мероприятия по обнаружению лесных пожаров (получение сведений о пожарной опасности, доведение их до лесничеств; наземное и авиационное патрулирование и организация наблюдения за лесом с пожарно – наблюдательных вышек, пожарно-наблюдательных мачт, пожарно-наблюдательных пунктов, искусственных спутников Земли и т.д.; организация связи для получения сведений о возникновении лесных пожаров).

в) Организация борьбы с лесными пожарами (регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от уровня пожарной опасности и фактической горимости лесов; организация связи при тушении лесных пожаров; организация доставки сил и средств пожаротушения к местам работ; организация тушения лесных пожаров).

г) Ликвидация последствий лесных пожаров (обследование гарей и горельников, очистка площадей, подготовка к лесовосстановлению и лесовосстановление).

Виды лесных пожаров и их характеристика

Лесной пожар - это стихийное, неуправляемое распространение огня в лесу или на землях лесного фонда. Лесные пожары принято разделять на три вида: низовые, верховые и подземные (почвенные, торфяные).

Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. Горят лесной отпад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев; лесная подстилка, сухая трава и травянистая растительность; живой напочвенный покров из трав, мхов; мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов. По скорости распространения огня и характеру горения низовые пожары бывают беглые и устойчивые.

Беглый низовой пожар развивается в весенний период, когда подсыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов напочвенного покрова и прошлогодняя травянистая растительность. Скорость распространения огня довольно значительная -180...300 м/ч и находится в прямой зависимости от скорости ветра в приземном слое.

При этом участки с повышенной влажностью покрова остаются нетронутыми огнем и площадь, пройденная огнем, имеет пятнистую форму. в хвойных насаждениях с низкоопущенными кронами беглый низовой пожар может перейти в верховой.

Устойчивый низовой пожар характеризуется полным сгоранием напочвенного покрова и лесной подстилки. Такие пожары развиваются в середине лета, когда подстилка просыхает по всей толщине залегания. На участках, пройденных устойчивым пожаром, полностью сгорают подрост, подлесок, лесная подстилка. Обгорают корни и кора деревьев, в результате чего насаждение получает серьезные повреждения, а часть деревьев прекращает рост и гибнет. На торфяных почвах, такие пожары могут перейти в подземные, а в молодняках и многоярусных насаждениях с наличием хвойного подроста в верховые. Скорость распространения огня при устойчивом пожаре - от нескольких метров до 150 м/ч. Доля низовых пожаров в среднем составляет 97…98%, а охваченная ими площадь - около 87...89% всех зарегистрированных случаев лесных пожаров.

Верховые пожары (беглый и устойчивый) распространяются по кронам деревьев. При этом чаше всего горит весь древостой. Возникновение и развитие верховых пожаров происходит, в основном, от низовых в древостоях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных хвойных, в многоярусных, и с обильным подростом насаждениях, а также в горных лесах. Скорость верховых пожаров: устойчивого -300... 1500 м/ч, беглого - 4000...5000 м/ч.

Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки на сухих местоположениях, заросли кедрового стланика и дуба кустарниковой формы (весной, при наличии сухих прошлогодних листьев), в горных лесах - все хвойные насаждения в верхней части крутых склонов или на перевалах. Возникновению верховых пожаров в значительной степени способствуют засухи и сильные ветры. Доля верховых пожаров составляет около 1.5...2.0%, а пройденная ими площадь около 10... 12% площади всех пожаров.

Подземный пожар - пожар, при котором горение распространяется на всю глубину торфяного слоя почвы, включая лесную подстилку и слой сухого торфяного горизонта.

В зависимости от глубины прогорания и характера горения лесных почв в практике работ по тушению различают следующие виды подземных лесных пожаров:

почвенный пожар - горение распространяется в верхней органической части лесной почвы;

подстилочно-гумусный пожар - горение распространяется на всю толщину лесной подстилки и гумусного слоя;

торфяной пожар - горение распространяется по торфяному, горизонту почвы или торфяной залежи под слоем лесной почвы.

При подземном пожаре сгорают корни, деревья вываливаются и падают, как правило, вершинами к центру пожара. Пожарище в большинстве случаев имеет круглую или овальную форму. Скорость распространения огня незначительна - от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в сутки.

Доля подземных пожаров составляет 0.5... 1.0%, а пройденная ими площадь - менее 1% площади всех пожаров. Однако в отдельные засушливые годы эти показатели могут быть достаточно высокими .

Основные причины лесных пожаров

Установленная статистическая отчетность по лесным пожарам предусматривает 7 основных причин, вызывающих лесные пожары. Причины лесных пожаров представлены в таблице 4.1

Таблица 4.1 - Причины лесных пожаров, % от годового количества

Основные причины %
Хозяйственная деятельность населения и неосторожное обращение с огнем, в том числе отдых, сбор ягод и грибов, охота и др. до 60
Молнии до 17
Сельскохозяйственные палы до 8
Другие причины до 6
Основные причины %
Лесозаготовки до 4
Неустановленные причины до 5
Изыскательные и экспедиционные работы до 1

Пожарная опасность лесов

Пожарная опасность в лесу, т.е. условия, когда при наличии источника высокой температуры или огня может возникнуть лесной пожар, обусловливается типом лесорастительной формации и погодными условиями. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по погодным условиям утверждена Приказом Минсельхоза РФ от 16 декабря 2008 года №532.

Природная пожарная опасность лесов определяется по типу леса, структуре насаждения, породному составу и возрасту, категории лесных площадей, вырубок и другие характеристики лесного фонда. Классификация природной пожарной опасности лесов представлена в таблице 4.2

Пожарная опасность устанавливается на класс выше:

для хвойных лесных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных древесных пород, вертикальная сомкнутость полога крон деревьев и кустарников, значительная захламленность и т.п.);

для небольших лесных участков на суходолах, окруженных лесными насаждениями повышенной природной пожарной опасности;

для лесных участков, примыкающих к автомобильным дорогам общего пользования и к железным дорогам .

Таблица 4.2 – Классификация природной пожарной опасности лесов

Класс природной пожарной опасности лесов

Объект загорания (характерные типы леса, вырубок, лесных насаждений и безлесных пространств)

Наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения

1 2 3

I (природная пожарная опасность - очень высокая)

Хвойные молодняки

Места сплошных рубок:

лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно захламленные).

Сосняки лишайниковые и вересковые.

Расстроенные, отмирающие и сильно поврежденные древостои (сухостой, участки бурелома и ветровала, недорубы), места сплошных рубок с оставлением отдельных деревьев, выборочных рубок высокой и очень высокой интенсивности, захламленные гари

В течение всего пожароопасного сезона возможны низовые пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые. На вейниковых и других травяных типах вырубок по суходолу особенно значительна пожарная опасность весной, а в некоторых районах и осенью

II (природная пожарная опасность - высокая)

Сосняки-брусничники, особенно с наличием соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты.

Лиственничники кедрово- стланиковые

Низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона; верховые - в периоды пожарных максимумов (периоды, в течение которых число лесных пожаров или площадь, охваченная огнем, превышает средние многолетние значения для данного района)

III (природная пожарная опасность - средняя)

Сосняки-кисличники и черничники, лиственничники-брусничники, кедровники всех типов, кроме приручейных и сфагновых, ельники-брусничники и кисличники

Низовые и верховые пожары возможны в период летнего пожарного максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и особенно осеннего максимумов

IV (природная пожарная опасность - слабая)

Места сплошных рубок таволговых и долгомошниковых типов (особенно захламленные).

Сосняки, лиственничники и лесные насаждения лиственных древесных пород в условиях травяных типов леса.

Сосняки и ельники сложные, липняковые, лещиновые, дубняковые, ельники-черничники, сосняки сфагновые и долгомошники, кедровники приручейные и сфагновые, березняки-брусничники, кисличники, черничники и сфагновые, осинники-кисличники и черничники, мари

Возникновение пожаров (в первую очередь низовых) возможно в травяных типах леса и на таволговых вырубках в периоды весеннего и осеннего пожарных максимумов; в остальных типах леса и на долгомошниковых вырубках - в периоды летнего максимума

V (природная пожарная опасность - отсутствует)

Ельники, березняки и осинники долгомошники, ельники сфагновые и приручейные. Ольшаники всех типов

Возникновение пожара возможно только при особо неблагоприятных условиях (длительная засуха)

Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов.

Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия.

В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12 - 14 часов.

Формула расчета класса природной пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха (t°) на разность температур воздуха и точки росы (эта) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым днем бездождевого периода):

КПО = SUM

Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды представлена в таблице 4.3

Таблица 4.3 - Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды

Класс пожарной опасности в лесах

Величина комплексного показателя

Степень пожарной опасности

Отсутствует

Более 10000

Чрезвычайная

При I классе пожарной опасности большинство причин (источников огня) пожаров не вызывает, хотя возможны пожары от источников высоких температур и молний (при сухих грозах).

Возникшие и действующие пожары распространяются медленно, неравномерно или прекращают действовать.

При II классе пожарной опасности пожары могут возникать от сильных источников огня, однако количество загораний невелико.

Скорость распространения огня незначительна. Борьба с пожарами в этот период не представляет особой трудности.

При III классе пожарной опасности большинство источников огня приводит к возникновению лесных пожаров. Пожары интенсивны, выделяют большое количество тепла, быстро распространяются и создают дополнительные мелкие очаги. Борьба с огнем в этот период связана с определенными трудностями, если не будет обеспечено тушение пожара в самом начале его развития.

При IV классе пожарной опасности пожары возникают даже от незначительных источников огня, быстро распространяются и создают дополнительные мелкие очаги. Непосредственное тушение фронта огня, как правило, невозможно. При V классе пожарной опасности пожары возникают от любого источника огня и высоких температур. Горение происходит весьма интенсивно и огонь быстро распространяется. Непосредственное тушение их невозможно, за исключением только начавшихся. Как и в условиях IV класса пожарной опасности, необходимо использовать преграды .

Предупреждение возникновения лесных пожаров

Основные требования Правил пожарной безопасности в лесах

В соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах, в пожароопасный сезон, т.е. в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

Разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

Бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

Употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

Оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

Заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

Места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее: 100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; 50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

Территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров.

В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.

Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения.

Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

Хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

При корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

Соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Приказом сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 549, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

Тушить лесные пожары, возникшие по их вине;

Немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления;

Направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров.

Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны обо всех обнаруженных нарушениях настоящих Правил информировать органы государственной власти или органы местного самоуправления .

Кроме общих требований, Правилами пожарной безопасности в лесах установлены специальные требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам, ведущим рубки леса; к предприятиям и организациям, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги; к торфодобывающим предприятиям; к занимающимся лесными промыслами; к нефтегазоразведочным и нефтегазодобывающим предприятиям и организациям; к имеющим в своем ведении линии электропередач, связи, радиофикации и трубопроводы; к ведущим изыскательские работы; при осуществлении рекреационной деятельности.

Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Противопожарная профилактика в лесах

В целях предупреждения возникновения лесных пожаров, ограничения их распространения и создания условий для обеспечения успешной борьбы с ними, предусматривается проведение комплекса профилактических мероприятий на основе планов противопожарного устройства лесной территории региона. Такие планы содержат виды противопожарных мероприятий и объемы выполняемых работ по каждому лесхозу, исходя из уровня развития экономики района, степени хозяйственного освоения лесного фонда, интенсивности лесного хозяйства, фактической горимости лесов. На их основе лесничества разрабатывают годовые оперативные планы текущих противопожарных мероприятий. При этом учитываются изменения в лесном фонде, причины возникновения лесных пожаров, социально-демографический состав виновников их возникновения. Работу по выполнению противопожарных мероприятий необходимо корректировать в соответствии с динамикой погодных условий. Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определенной системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Мероприятия по противопожарной профилактике в лесах подразделяются на три основные группы:

Предупреждение возникновения лесных пожаров;

Ограничение распространения лесных пожаров;

Организационно-технические и другие мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.

Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется посредством лесной пропаганды и агитации, регулирования посещаемости лесов населением, государственного пожарного надзора в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, организационно-технических и лесоводственных мероприятий, снижающих вероятность возникновения пожаров.

Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев лесные пожары возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы обязаны обеспечить:

Широкое проведение лесопожарной пропаганды среди населения в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности;

Организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха;

Организацию государственного пожарного надзора в целях контроля а соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление нарушителей и виновников возникновения лесных пожаров.

Цель лесопожарной пропаганды - обеспечить выполнение требований пожарной безопасности в лесу и сформировать у населения более глубокие знания о лесе, взаимодействии человека с лесом, необходимости активных действий по охране леса.

Лесопожарная пропаганда должна быть целенаправленной, оперативной, соответствовать времени года, обстановке и категории населения, содержать конкретные факты, а печатные издания должны быть выразительными, привлекательными и образными.

Лесопожарная пропаганда должна проводиться непрерывно в течение года и усиливаться в пожароопасный сезон, особенно при наступлении высокой пожарной опасности по условиям погоды.

Проведение предприятиями, учреждениями, организациями в местах лесозаготовительных и других работ, а также культурно-массовых и иных мероприятий лекций, докладов и бесед о значении леса, необходимости осторожного обращения с огнем и соблюдении других требований пожарной безопасности в лесу.

При этом особое внимание должно быть уделено: причинам возникновения пожаров в лесу и способам устранения этих причин; порядку оповещения о пожарах в лесу работников лесничества, милиции и местных органов власти для организации тушения; способам тушения лесных пожаров, в том числе применению подручных средств. Такие лекции, доклады и беседы необходимо также транслировать по местному радио и телевидению;

Проведение индивидуальных бесед на указанные выше темы с занятыми в лесу рабочими, гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу, туристами, экскурсантами, школьниками и т.д.;

Размещение у дорог, на участках, где ведутся работы, в местах отдыха в лесу, периодически обновляемых аншлагов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности в данное время, о необходимости заботливого отношения к лесу, осторожного обращения с огнем и выполнения других требований пожарной безопасности в лесах. Изготовление, размещение у дорог и распространение в населенных пунктах лесопожарных эмблем, концентрирующих внимание на предупреждение лесных пожаров.

Из года в год значительно возрастает использование лесов для отдыха, проведения спортивных мероприятий, туризма, экскурсий и т.п.

В связи с этим важной задачей по предупреждению лесных пожаров является проведение мероприятий, направленных на подготовку лесного фонда для организованного отдыха населения .

Для осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и выполнением установленных противопожарных мероприятий лесничества должны организовать постоянное наблюдение в местах работы лесозаготовителей и других лесопользователей, а также патрулирование лесов по дорогам и на участках, наиболее посещаемых населением.

Патрулирование должно проводиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров, периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения. В первую очередь, патрулирование лесов обеспечивается на участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности. По мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватывают участки, отнесенные к последующим классам.

Патрулирующие должны быть обеспечены средствами передвижения (мотоцикл, автомашина, мотолодка, катер и др.), иметь при себе ранцевые огнетушители, противопожарный инвентарь и средства связи.

В период высокой пожарной опасности по условиям погоды (IV класс и выше) рекомендуется создавать у дорог при въездах в лес контрольные посты с целью предупреждения водителей транспорта, а также граждан о соблюдении правил пожарной безопасности при нахождении в лесу .Патрулирование производиться наземным и авиационным способом.

Наземное патрулирование проводится работниками лесничества или арендаторы. При этом патрульная группа должна иметь подручные средства и набор специальных ручных средств для самостоятельной ликвидации обнаруженного пожара. При обнаружении пожара они немедленно приступают к тушению и докладывают по телефону в лесничество или авиаотделение характеристику пожара, предполагаемую или установленную причину его возникновения, при необходимости запрашивают требуемую помощь. Место обнаружения пожара (его привязка к местности) дается по лесопожарной карте, схеме лесонасаждений с указанием квартала или по известным ориентирам.

Протяженность патрульных маршрутов, в зависимости от уровня пожарной опасности, может быть различной. Патрульные должны быть обеспечены биноклями и средствами связи с лесничеством.

Авиационное патрулирование проводится на самолетах и вертолетах авиаотделениями авиационной базы охраны лесов (наземное патрулирование в этих районах не отменяется) .

Ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожароустойчивости насаждений (естественного и искусственного происхождения) за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесной растительностью участков лесного фонда.

Создание системы противопожарных барьеров должно иметь целью разделение пожароопасных хвойных лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разной величины.

Крупные пожароопасные массивы хвойных древостоев (кроме лиственничных должны разделяться на блоки площадью от 2 до 12 тыс.га, в зависимости от степени пожарной опасности и интенсивности ведения лесного хозяйства.

Если для ограничения блока естественных барьеров и искусственных разрывов недостаточно, то должны быть устроены дополнительные разрывы с дорогами на них, а вдоль этих разрывов созданы полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород с таким расчетом, чтобы дополнительные барьеры вместе с имеющимися составляли замкнутое кольцо вокруг ограниченного блока. Дороги, имеющиеся и дополнительно устроенные на барьерах, должны иметь выходы в общую дорожную сеть.

Устройство (разрубка) дополнительных противопожарных разрывов и требования к ним (ширина разрыва, площадь блока в зависимости от высоты древостоя, целевое назначение и других особенностей) устанавливаются проектом противопожарного устройства. В качестве противопожарных барьеров, ограничивающих указанные блоки, в первую очередь, должны быть использованы имеющиеся на территории лесного фонда естественные барьеры (большие озера и реки с широкими затопляемыми долинами, участки леса с преобладанием лиственных пород), а также искусственные разрывы в виде трасс железных и автомобильных дорог, линий электропередач, трубопроводов и т.п.

По обеим сторонам указанных разрывов должны быть созданы полосы, где это возможно по лесорастительным условиям, в порядке направленных рубок ухода за лесом, а на вырубках - искусственным путем или регулированием естественного возобновления - полосы шириной 50...60 м из древостоев с преобладанием лиственных пород (не менее 7 единиц состава). Общая ширина барьера (заслона) - 120...150 м.

Барьеры (заслоны) служат преградой распространению верховых и низовых лесных пожаров, а также опорными линиями при работах по локализации действующих очагов.

В случаях, когда по лесорастительным условиям создание полос из древостоев с преобладанием лиственных пород невозможно, хвойные древостои на полосах шириной 120...150 м с каждой стороны разрыва (трассы дороги, линии электропередач, трубопроводов и т.п.) должны быть тщательно очищены от древесного хлама, хвойного подроста и пожароопасного подлеска. У деревьев хвойных пород, начиная со II класса возраста, по возможности должны быть обрублены нижние ветви на высоте до 1.5...2 м.

Со стороны полосы, обращенной к лесу, из древостоя с преобладанием лиственных пород, должна быть проведена минерализованная полоса шириной 1.4 м, а в случаях, если полоса прилегает к участкам, отнесенным к I и II классам природной пожарной опасности - две минерализованные совмещенные полосы на расстоянии 5... 10 м одна от другой.

Полосы из хвойных древостоев отграничивают от прилегающего леса и разделяют в продольном направлении через каждые 20...30 м минерализованными полосами шириной 1.4 м.

Противопожарные барьеры (заслоны) необходимо систематически очищать от сухостоя, хвойного подроста, пожароопасного подлеска и валежника, а минерализованные полосы в пределах барьеров ежегодно подновлять.

Хвойные массивы внутри крупных блоков, в зависимости от их ценности, интенсивности хозяйства и степени опасности появления источников огня, в свою очередь, должны быть разделены аналогичными барьерами (заслонами) на блоки площадью от 400 до 1600 га, для чего, в первую очередь, следует использовать имеющиеся естественные и искусственные барьеры (реки, озера, лиственные древостои, дороги, просеки и т.д.). При этом полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород по обеим сторонам железных, шоссейных и других автомобильных дорог широкого пользования следует создавать шириной 30...50 м, а вдоль других разрывов, в том числе и квартальных просек, - шириной 10...15 м с каждой стороны.

Крупные участки хвойных молодняков естественного и искусственного происхождения в лесах зеленых зон и других, отнесенных к защитным лесам (кроме притундровых защитных полос), при наличии экономических возможностей рекомендуется разделять на блоки площадью 25 га. При этом, в качестве разграничивающих блоки барьеров (заслонов), следует прокладывать минерализованные полосы или дороги противопожарного назначения, по обеим сторонам которых, закладывая культуры или в порядке регулирования естественного возобновления создавать полосы шириной 10 м из лиственного молодняка и кустарников. По мере роста хвойных древостоев деревья лиственных пород следует оставлять лишь во 2-м ярусе или в подлеске.

Наряду с созданием противопожарных барьеров (заслонов), расчленяющих хвойные массивы на изолированные друг от друга блоки, в качестве барьеров, препятствующих распространению низовых пожаров, и опорных линий для локализации действующих очагов необходимо устраивать внутри блоков защитные минерализованные полосы. Указанные полосы следует устраивать в лесу вокруг площадей, занятых постройками, лесными культурами, ценными хвойными молодняками естественного происхождения, вдоль дорог, проходящих в хвойных древостоях (если эти дороги находятся в ведении лесхозов), в лиственных насаждениях - как продолжение минерализованных полос, созданных на противопожарных барьерах в хвойных древостоях, а также в других местах, где это необходимо. Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах минерализованные полосы должны создаваться на лесосеках с оставленными на пожароопасный сезон лесопродукцией или порубочными остатками и вокруг лесосек, вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог, на сельскохозяйственных угодьях по границе с лесом (в период сжигания стерни и остатков соломы), вокруг расположенных на территории лесного фонда складов лесоматериалов, пиломатериалов, живицы и пр., а также вокруг других пожароопасных объектов.

В районах, где существуют условия для возникновения и развития почвенно-торфяных пожаров (разнотравные, вейниковые, осоковые и травяно-болотные типы леса, которые следует относить ко II классу природной пожарной опасности), необходимо предусмотреть:

Создание противопожарных барьеров в лесных массивах с недостаточно развитой дорожной сетью. Основу заслона составляет дорога, окаймленная системой минерализованных полос. Напочвенный покров в таком заслоне ежегодно выжигают ранней весной или обрабатывают гербицидами;

Прокладку по квартальным просекам дороги (типа зимника) шириной, достаточной для проезда обычного транспорта или вездехода. Такие дороги после прохода машин могут служить в качестве опорных полос для борьбы с пожарами.

В районах интенсивных лесозаготовок в качестве препятствий распространению низовых лесных пожаров и опорных линий при их локализации может быть широко использована имеющаяся сеть лесовозных дорог, которые следует поддерживать в состоянии, пригодном для проезда.

Минерализованные полосы следует устраивать в дополнение к сети дорог для образования замкнутых контуров. Противопожарные минерализованные полосы прокладывают бульдозерами, тракторными почвообрабатывающими орудиями, а при необходимости широких полос - выжигая напочвенный покров между двумя минерализованными полосами, проложенными почвообрабатывающими орудиями. При наличии соответствующих почвенных условий и хозяйственной целесообразности защитные противопожарные полосы можно создавать также посевом на них огнестойких растений (картофель, люпин и др.).

Ширину полос и способы их создания устанавливают с учетом возможного характера и интенсивности распространения пожаров, почвенных и лесорастительных условий и наличия необходимых машин и орудий.

Организационно-технические мероприятия предусматривают:

Разработку и представление на утверждение органам власти мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке предприятий, учреждений и организаций, на которые возложена охрана лесов, к пожароопасному сезону:

Разработку и представление на утверждение органам власти оперативных планов борьбы с лесными пожарами.

В планах предусматриваются:

Организация пожарных формирований из работников предприятий, организаций, учреждений и населения, со средствами транспорта, противопожарного оборудования, их подготовка, порядок приведения в готовность и другие положения;

Организацию подготовки (индивидуальной, курсовой) руководителей тушения лесных пожаров из числа работников наземной и авиационной охраны лесов, умеющих работать с людьми и имеющих профессиональную подготовку и опыт борьбы с лесными пожарами;

Устройство пунктов приема донесений от авиации, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря. Такие пункты создают там, где организуют резервные пожарные формирования или возможно привлечение на тушение лесных пожаров местного населения. Перечень пунктов приема донесений согласуется лесничеством с авиаотделением, пункты и количество пожарного инвентаря определяются лесничеством в соответствии с нормативами сосредоточения пожарного инвентаря;

Внесение предложений органам власти о дополнительных, не предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах, противопожарных требованиях, исходя из местных условий или складывающейся пожарной обстановки;

Согласование с органами власти разрешений на проведение ранней весной и поздней осенью контролируемого выжигания напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров в районах, подверженных возникновению ранневесенних лесных и других пожаров;

Проведение за одну-две недели до установления класса пожарной опасности по условиям погоды облетов территории с целью контроля подготовки лесного фонда к пожароопасному сезону и соблюдения организациями, предприятиями, лесопользователями и другими работающими или имеющими в лесу свои объекты требований пожарной безопасности .

Я уже много раз говорил о специфике охраны лесов от пожаров и не побоюсь еще раз повторить как решать эту задачу.

С увеличивающейся антропогенной деятельностью в районах нефтегазового комплекса в Западной Сибири возросла частота лесных пожаров. Многие лесные массивы, которые могли бы быть освоены, разрушены преждевременно пожарами по вине человека, в связи с этим роль огня как стабилизирующего фактора усилилась. В настоящее время противопожарная служба лесов при ее нынешнем техническом оснащении уже не справляется со своими задачами и в связи с этим она должна быть конструктивно реорганизована.

Противопожарная служба до сих пор пытается равномерно следить за всей территорией, регистрирует пожары путем авиапатрулирования и при возможности их локализует. Следует отметить, что такая технология слежения без предварительной оценки состояния территории с точки зрения ее пожароопасности имеет недостаточную эффективность, ее можно значительно повысить, если располагать банком базовой информации для проигрывания различных сценариев развития пожарной опасности. Для этого необходимы карты горючих растительных материалов и пожарной опасности, содержащие показатели для расчета вероятных ситуаций возникновения пожаров при изменяющихся синоптических условиях. На основе метеорологических данных и состояния горючих материалов, связанного с погодой, можно постоянно ранжировать ландшафты по степени пожарной опасности, передавая информацию потребителю в виде прогнозных электронных карт. Располагая такими данными, можно целенаправленно осуществлять авиапатрулирование только в пожароопасных районах и готовиться к локализации тех пожаров, которые могут нанести экономический и экологический ущерб.

Целесообразно отказаться от патрулирования и тушения пожаров в лесах, не доступных для освоения, в лесных заповедниках и в лесах, проектируемых под рубки главного пользования в отдаленной перспективе, а также в лесах, которые в силу естественного развития природных процессов неизбежно сгорят. Локализуя в таких лесах пожары, нет смысла искусственно создавать пожароопасную среду путем накопления горючего материала в виде лесной подстилки, что способствует образованию условий для возникновения катастрофических пожаров на больших пространствах, и все потуги по борьбе с ними будут сведены к нулю. При этом следует также учесть, что скопление спелых и перестойных монодоминантных лесов в структуре лесного покрова приведет к снижению разнообразия форм жизни, оскудению лесной растительности и искусственному нарушению сбалансированной возрастной структуры лесного покрова.

Принятие этого подхода в качестве руководства к действию позволит направить освободившиеся людские и технические ресурсы на более эффективную борьбу с пожарами в районах интенсивной антропогенной деятельности и в лесах, подлежащих освоению.

В отдельных районах Западной Сибири на больших пространствах скопилось в настоящее время колоссальное количество спелых и перестойных хвойных и лиственно-хвойных насаждений. Накопленная органическая масса в лесной подстилке этих лесов периодически просыхает в засушливые годы и становится активным проводником огня. В связи с этим в результате возникших пожаров спелые и перестойные насаждения сгорают ежегодно на сотнях тысяч гектаров. Причем огонь, не встречая на своем пути никаких препятствий, распространяется с большой быстротой. В данных случаях, как показывает практика, современные средства тушения пожаров не эффективны. Единственным реальным методом борьбы с лесными пожарами остается создание системы противопожарных разрывов, размещенных на территории таким образом, чтобы свести ущерб от пожара к минимальному. При этом роль противопожарных разрывов могут выполнять лесосеки шириной 100-150 м, в пределах которых должны проводиться сплошные рубки с полной минерализацией территории и оставлением ее под естественное возобновление. Такие лесосеки будут выполнять роль противопожарных разрывов до тех пор, пока в возникших насаждениях не накопится лесная подстилка, способная быть проводником горения. До возникновения этих условий следует создать новый противопожарный разрыв подобного типа и т. д. до полного освоения спелых и перестойных лесов. В районах скопления хвойных лесов, в частности на территории нефтегазового комплекса, имеются все технические возможности такого противопожарного обустройства лесов.

    реки, озера, трассы железных и автомобильных дорог, линии электропередач, каменистые россыпи - естественные противопожарные барьеры.

    Просеки и минерализованные полосы 3 , проложенные вокруг молодых лесопосадок, вдоль дорог, проходящих в хвойных лесах, вокруг лесных поселков и мест хранения горючего и др., - искусственные противопожарные барьеры.

Создание противопожарных водоемов - в местах очень опасных в пожарном отношении:

  • осушенных лесах

    торфяных болотах.

Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса

Промышленные выбросы наносят большой вред растениям, вызывая общее угнетение их роста и развития в результате нарушения деятельности устьиц, разрушения протоплазмы, подавления процессов деления клеток, фотосинтеза, нарушение водообмена. Особенно чувствительны - хвойные деревья: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Нередко возле больших городов они представляют собой редины с чахлыми деревьями и сухостоем. В составе промышленных выбросов наиболее ядовиты сернистый газ, оксиды азота, фтор и его соединения, этилен.

III.Водохозяйственная экология

1.Водные экосистемы

Вода и жизнь понятия неразделимые. Вода наполняет все организмы. Ученые считают, что именно вода стала той средой, в которой возникла жизнь на Земле. Океаны, моря, реки, озера, болота связаны между собой круговоротом воды и образуют единую оболочку, называемую гидросферой.

Круговорот воды в природе участвует в формировании климата, обеспечении водой всего живого на Земле, переносе веществ, растворении горных пород и т.д В водных экосистемах существуют все формы жизни - от примитивных (бактерии, водоросли) до высокоорганизованных (высшие растения и млекопитающие).Чем чище вода и чем больше в ней солнечного света и кислорода, тем богаче и разнообразнее жизнь.

Водные экосистемы способны к самоочищению 1 . Бактерии, водоросли и другие организмы, населяющие воду, питаются растворенными в воде загрязнителями и тем самым изымают их из воды и вовлекают в биологический круговорот вещества. Несмотря на способность воды к самоочищению при загрязнении водоемов водные экосистемы не могут справиться с переработкой загрязнителей. Их избыток становится токсичным, начинается отравление, болезни и гибель живых организмов. Нередко загрязнители наполняют водоемы минеральными и органическими веществами (с с/х полей или со сточными водами). Они оказываются питательной средой, и начинается "цветение" воды: бурное развитие одноклеточных синезеленых водорослей, которые сплошной зеленой или синей пленкой покрывают поверхность. Это большое бедствие. Такое явление носит название эвтрофикации (eutrophia - хорошее питание).

Еще при СССР существовали лозунги «Лес - это наше богатство» или «Берегите лес». И действительно, это ресурс древесины, которая может быть использована для самых различных целей. Это и топливо, и строительный материал, и производство бумаги, и другие сферы деятельности человека. И если относиться к этому ресурсу бережно и по-хозяйски, то можно получить немалые экономические выгоды и улучшить экологию всей страны.

Что представляет собой лес?

Лес с географической и биологической точки зрения - это участок суши больших размеров, заросший деревьями, кустарниками между ними и прочей растительностью. Леса России занимают по площади порядка 850 млн. гектаров от общей территории (1712518700 га - площадь государства).

Лес является экосистемой, которая представляет собой тесно связанные между собой живые и неживые организмы. К первым относятся все растения, микроорганизмы и животный мир. Ко вторым - воздух, вода и почва. И от неживой составляющей (абиотической) зависит состав леса, его флора и фауна.

Роль леса в природе

Если раньше к лесным насаждениям относились просто потребительски, то сегодня ситуация несколько другая. Многие деятели из различных хозяйственных и политических сфер стали понимать, что лес - наше богатство, и стали призывать к более рациональному его использованию. Влияние на окружающую среду заключается в следующем:

  • Участие в круговороте воды в природе и поддержка водного баланса.
  • Формирование почвенных покровов.
  • Наличие леса способствует формированию погоды и климата.
  • Леса позволяют снизить количество углерода в атмосфере, тем самым снижают

Роль леса в экономике государства

Еще во времена Киевской Руси имел большое значение лес. Наше богатство заключалось во многих направлениях его использования. Например, это:

  • источник животной и растительной пищи;
  • строительный материал;
  • источник топлива (дрова, биотопливо);
  • сырье для такой промышленности, как целлюлозно-бумажная, химическая, деревообрабатывающая;
  • источник пищи для животных.

Зеленые насаждения деревьев - как стихийные, так и контролируемые - имеют большое влияние на здоровье людей. Лес способен преобразовать часть загрязнений, особенно атмосферных. Этими свойствами в наибольшей степени обладают хвойные, березовые и липовые леса. Они очень хорошо поглощают пыль и промышленные загрязнения, именно поэтому в городах осуществляется посадка леса в виде парков или рощ. Фитонциды, выделяемые некоторыми породами деревьев, способствуют оздоровлению. Поэтому следует всегда помнить что лес - наше богатство, и бережно и рационально его использовать.

Вред нерациональной вырубки деревьев

Хотя лес является самовоспроизводящейся и самовосстанавливающейся экосистемой, он нуждается в защите от различных губительных факторов. Это связано с длительным нерациональным использованием древесины и увеличившимся Значение леса переоценить трудно. А вот то, что его роль была не определена длительное время, нанесло некоторым регионам Российской Федерации непоправимый вред.

К наибольшей катастрофе привела вырубка лесного массива на побережье Аральского моря. Из-за уничтожения деревьев нарушился баланс на прилежащих территориях и на самом озере. В итоге увеличились испарения да еще неконтролируемый забор воды для орошения сельскохозяйственных угодий. настолько обмелело, что разделилось на два озера.

К аналогичной ситуации привело уничтожение деревьев вдоль побережья Волги. Река обмелела настолько, что суда с глубокой осадкой не могут пройти по фарватеру. Необходима массовая посадка леса, чтобы через несколько десятков лет уровень снизился. Возможно, тогда уровень воды сможет немного подняться.

Леса России и их охрана

Поскольку деревья играют большую роль в природе и влияют на экологическую ситуацию, они требуют бережного отношения и защиты. В России для их охраны изданы федеральные законы, которые регламентируют порядок использования лесных массивов, а также меры по их охране и восстановлению.

Согласно «Закону об охране окружающей среды», Конституции РФ, Лесному Кодексу, Гражданскому Кодексу, Декларации ООН и другим нормативным актам, охрана и защита леса осуществляются при помощи мониторинга, создания и ведения лесного кадастра, развития лесных хозяйств. Все эти меры, их правильная организация позволяют более рационально использовать природные ресурсы. Наибольшее значение среди них набирают лесные хозяйства - с их помощью решается множество вопросов, связанных с защитой деревьев и других зеленых насаждений.

Леса и лесные хозяйства

Леса России требуют охраны и бережного отношения к себе. Основным органом, который этим занимается, является лесное хозяйство. На него возложены следующие функции:

  • охрана лесных насаждений от несанкционированной вырубки;
  • защита и профилактика от вредителей;
  • своевременное удаление сушняка для уменьшения риска возгорания;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита фауны от истребления;
  • высадка новых саженцев для восстановления лесного массива.

Такие меры позволяют сохранить количественно и качественно леса России. Лесные хозяйства могут контролировать количество деревьев каждого сорта путем вырубки и высадки саженцев, тем самым сохраняя лес в первозданном виде. Если бы такой контроль не проводился, одни деревья сменяли бы другие неконтролируемо, в связи с чем изменился бы и остальной животный и растительный мир. Только всеми комплексными мерами можно сохранить лес. Наше богатство должно приумножаться, а не уменьшаться с каждым годом.

Леса и их защита от пожаров

Несмотря на то что многие понимают, что лес - наше богатство, и его нужно охранять, до сих пор наибольшей проблемой является огонь. Особенно часто возникают лесные пожары в летний период, для которого характерны низкая влажность воздуха, высокая температура и отсутствие осадков в течение длительного периода времени. Особенно быстро распространяется огонь при сильном ветре. Несмотря на принятые законы, материальная база для реализации полноценных мер по профилактике и пожаротушению очень слабая.

О такой недостаточности свидетельствуют пожары, от которых пострадали леса России и даже населенные пункты. В 2014 году возгорания настолько участились, что в июне было издано специальное постановление о внесении дополнений в правила осуществления контроля над достоверностью информации о пожарной безопасности. Это произошло после пожаров в Забайкалье (апрель 2014), Амурской (апрель 2014) и Иркутской области. Во многих регионах введены режимы ЧС и запрещен выход в лес жителям окрестных населенных пунктов.

Возможно, в будущем оборудование и технологии позволят предотвращать но на сегодняшний день площадь массивов, охваченных огнем, возрастает. Когда все население будет более бережно относиться к деревьям, будет создана полноценная материально-техническая база, тогда и защита будет более эффективной.

Важное значение в деле охраны лесов принадлежит деятельности по охране лесов от пожаров. Это связано с тем, что при пожаре уничтожается очень много деревьев на больших площадях. Чтобы восстановить лес, нужно затратить большое количество ресурсов и должно пройти очень много времени.

В связи с обширными лесными пожарами летом 2010 г. в ЛК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены значительные изменения, в первую очередь, касающиеся охраны лесов от пожаров: появилось много новых статей (например, ст. 53.1-53.8). Теперь ЛК РФ стал более детально регулировать охрану лесов от пожаров. Вся хозяйственная деятельность в лесах основывается на планировании (ст. 85 Л К РФ). Планирование распространяется и на тушение лесов от пожаров: в ЛК РФ появилась ст. 53.3 "Планы тушения лесных пожаров".

Охрана лесов, произрастающих на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, от пожаров осуществляется в соответствии с нормами ЛК РФ, федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

Тушение пожаров в лесах, расположенных на иных землях, осуществляется согласно двум указанным выше федеральным законам. Действие ЛК РФ на данные земли не распространяется. Скорее всего это является его недостатком.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ могут, если этого требует обстоятельства, ограничить пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Охрана лесов от пожаров состоит из двух основных крупных направлений: выполнения мер пожарной безопасности в лесах и тушения пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 ЛК РФ).

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Меры пожарной безопасности в лесах согласно ст. 53 ЛК РФ включают в себя:

  • 1) предупреждение лесных пожаров;
  • 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
  • 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
  • 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов1 и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ).

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

  • 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
  • 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
  • 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
  • 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
  • 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
  • 6) проведение работ по гидромелиорации;
  • 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
  • 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
  • 9) иные определенные Правительством РФ меры (например, эксплуатация пожарных водоемов, прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, установка шлагбаумов).

Если земельный участок передан в аренду либо постоянное бессрочное пользование, то эти меры осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ЛК РФ.

Часть мер, относящихся к предупреждению лесных пожаров (например, устройство пожарных водоемов, строительство пожарных наблюдательных вышек), является фактически подготовкой к их тушению, выполнение которых позволит в будущем уменьшить их площадь (ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ).

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

  • 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
  • 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
  • 3) организацию патрулирования лесов;
  • 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (ч. 1 ст. 53.2 ЛК РФ). Информацию предоставляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений.

По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах будут в будущем установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Органы государственной власти согласно полномочиям, закрепленным в ст. 81-83 ЛК РФ, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения этих сил; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов и иные мероприятия (ст. 53.3 ЛК РФ).

Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ установлены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации".

Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается (п. 8 данного Постановления):

  • а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
  • б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
  • в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
  • г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
  • д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах прямо зависят от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Эти показатели установлены приказом Минсельхоза России от 16 декабря 2008 г. № 532 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды". Пожарная опасность как природная, так и по условиям погоды может быть 1-го класса (очень высокая), так и 4-го класса (очень низкая), при 5-м классе пожарная опасность отсутствует. Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды рассчитывается по специальной формуле в зависимости от различных факторов (температура окружающего воздуха, количества дней, когда не было дождя и др.).

Тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара, доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализацию лесного пожара, ликвидацию лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, а также предотвращение возобновления лесного пожара (ч. 1ст.53.4ЛК РФ).

Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (ч. 2 ст. 53.4 ЛК РФ). Правила тушения лесных пожаров должны быть установлены Рослесхозом.

При больших площадях лесных пожаров необходимо вводить режим чрезвычайной ситуации в лесах.

Новеллой Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ является то, что он в ЛК РФ установил необходимость в проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров (ст. 53.6 ЛК РФ). Ими являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.

Правительство РФ постановлением от 17 мая 2011 г. № 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" установило правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и порядок взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются:

  • а) на чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 га в зоне наземной охраны лесов и более 200 га в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более двух суток;
  • б) чрезвычайную ситуацию в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом значения двух и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта РФ на 50% или более превышают их средние значения за предыдущие пять лет на эту же календарную дату для данного субъекта РФ:
    • o количество лесных пожаров в расчете на 1 млн га площади земель лесного фонда;
    • o доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;
    • o средняя площадь одного пожара;
    • o доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;
  • в) чрезвычайную ситуацию в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более субъектов РФ, при этом на территории каждого из субъектов РФ введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;
  • г) чрезвычайную ситуацию в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.

Например, режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера вводится в следующем порядке:

  • а) при возникновении чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, Минприроды России (в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), Минобороны России и ФСБ России (в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности) Рослесхоз (в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 83 ЛК РФ), органы исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий, установленных ст. 82 и 83 ЛК РФ), а также органы местного самоуправления (в пределах полномочий, установленных ст. 84 ЛК РФ) направляют соответствующую информацию в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794;
  • б) на основании решения вышеуказанной комиссии руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, принимает решение о введении указанного режима.

Режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера вводится в следующем порядке:

  • а) в случае возникновения чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера уполномоченные органы направляют соответствующую информацию на рассмотрение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • б) на основании решения комиссии руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, принимает решение о введении указанного режима.

Часть 3 ст. 53.6 ЛК РФ закрепляет возможность проведения сплошных и выборочных рубок (в том числе в целях создании противопожарных разрывов) без предоставления лесных участков при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Согласно ст. 19 данного Федерального закона граждане при необходимости должны оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры (ч. 2 ст. 53.7 ЛК РФ). Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном ст. 30 и 33 ЛК РФ. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном ч. 3 ст. 19 ЛК РФ. Важно, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со ст. 9 ЛК РФ.