Выбор поликлиники и врача. Право на выбор врача и медицинской организации Закон о выборе места лечения

Действующее российское законодательство закрепляет за каждым право пациента на выбор врача и медицинской организации. И, наверняка, найдутся граждане, желающие воспользоваться таким правом.

Если, о платных клиниках у многих людей складывается более или менее понятное представление, то с бюджетными заведениями, возникает множество вопросов: куда обращаться, какие документы собирать и могут ли отказать в прикреплении к другой поликлинике.

А, как следствие, незнание прав, порождает сомнения, неуверенность в правильности своих действий или решений.

Для полноты понимания ситуации, следует обратиться к действующим законодательным актам.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…» (Закон № 323-ФЗ) гражданин вправе выбрать лечебное заведение.

Приказом Министерства здравсоцразвития РФ от 26.04.2012 № 406н утверждён «Порядок выбора гражданином медицинской…» (Порядок № 406н).

Однако, в п. 1 указанного Порядка предусмотрено, что первичная врачебная (доврачебная) медико-санитарная помощь осуществляется непосредственно по принципу прикрепления к определённому территориальному участку.

Это означает формирование участков с обслуживанием групп лиц. Люди закрепляются за соответствующим участком исходя из территории их проживания, работы или учёбы.

Участки утверждает начальник учреждения с учётом не нарушения принципа доступности получения услуг.

В частности, учитывается количество больных на одну единицу работников. Рекомендуемые показатели содержатся в п. 18 Положения утверждённого Приказом Минздрава РФ от 15 мая 2012 N 543н.

К примеру, на одном терапевтическом участке в городе должно наблюдаться 1700 человек, а в селе – 1300 граждан.

При не достижении по объективным причинам нужных показателей (в некоторых регионах бывает нехватка больных на участках) и для использования гражданами своих прав на предпочтение того или иного учреждения, допускается прикрепление лиц, не относящихся к территории мед. учреждения.

Реализовать свой выбор возможно при определённых условиях:

  1. Выбрать заведение можно только в том субъекте, где проживает лицо. Исключения составляют некоторые категории (военные, лица осуждённые).
  2. Заменить организацию вправе только совершеннолетнее лицо.

Права малолетних или несовершеннолетних детей, а также недееспособных граждан представляют их родители или опекуны.

Чтобы подобрать медучреждение нужно соблюсти определённые процедуры:

  • оформить письменное заявление и предъявить его той организации, где хотелось бы состоять на учёте;
  • получив документ, поликлиника в двухдневный срок направляет эти сведения в учреждение, где лицо состоит на учёте;
  • последняя проверяет правдивость представленной информации и если предоставленные данные верны, сообщает организации, принявшей заявление, также в течение 2 дней;
  • в двухдневный срок заявителя информируют о приёме в лечебное заведение;
  • далее в трёхдневный срок информация направляется в страховую компанию и бывшее мед. учреждение.

Переписка между организациями может осуществляться почтовой связью или с применением электронных средств. Гражданина уведомляют любыми доступными способами: лично, в телефонном разговоре, воспользовавшись почтовыми услугами, посредством электронной рассылки.

Для правильного понимания, стоит отметить, что принцип выбора заявителем иного лечебного учреждения подразумевает его автоматическое открепление от организации, где он наблюдался ранее. То есть невозможно состоять на учёте в двух разных заведениях одновременно.

Содержание заявления о выборе медицинской организации

В документе должны быть указаны:

  • полное название и местонахождение адресата;
  • Ф.И.О. главного врача организации, которой адресуется документ;
  • информация о заявителе (пол, возраст, где родился, какое гражданство имеет, данные паспорта, место проживания);
  • номер полиса ОМС и название страховщика, выдавшего полис;
  • сведения о лечебном учреждении, где заявитель обслуживается.

Подавая заявление одновременно нужно предъявить оригиналы документов:

  • паспорт;
  • полис ОМС.

Полный перечень документов закреплён п. 5 Порядка № 406н. Он зависит от статуса гражданина. Например, беженцу необходимо предоставить удостоверение, а лицам без гражданства – вид на жительство.

Обратившемуся человеку должны сообщить, какие специалисты оказывают первичную помощь в учреждении. Также его уведомляют о численности лиц, выбравших конкретного медработника с указанием обслуживаемой им территории при вызове на дом. Эта информация может повлиять на правильный выбор специалиста.

Выбрав нужное лечебное учреждение, пациент может подобрать и доктора, но в таком случае законодательство ограничило выбор (ст.21 Закона № 323-ФЗ).

Лицо вправе сделать выбор лишь в отношении:

  • участкового терапевта;
  • педиатра участка.

Пациент может подобрать специалиста самостоятельно, но при обязательном условии – доктор должен дать своё согласие (ст. 70 Закона № 323-ФЗ).

Если гражданин принял решение остановить свой выбор на другом специалисте, главврач обязан помочь ему в реализации этого права, согласно Порядку, утв. Приказом Министерства здравоохранения и соцразвития от 26.04.2012 № 407н (Порядок № 407н).

Доктор в некоторых случаях имеет право отказаться обслуживать больного, если такой отказ не сопряжён с угрозой его жизни. В этом случае, руководитель принимает меры для подбора больному иного специалиста из числа работников поликлиники.

И здесь дело даже не в том, что врачу лень лечить пациента. В основном такие отказы связаны с большой загруженностью врача или отдалённостью проживания пациента, а работник, понимая свои служебные обязанности и оценивая реальные возможности, не рискнёт взять на обслуживание дополнительного человека, рискуя не оказать ему в нужный момент помощь, так как за это существует дисциплинарная ответственность, но и уголовная.

Поэтому принимая решение о замене медперсонала нужно действовать разумно и рассматривать данные обстоятельства. Существуют, конечно, ситуации, основанные и на личностных отношениях, но это отдельные единичные ситуации.

Как происходит замена врача

Лечащего врача можно заменить по следующим причинам:

  1. Если гражданин принял решение о замене врача, он должен обратиться к руководителю организации с письменным требованием. Также он должен указать причину.
  2. Получив заявление, главврач информирует о том, какие специалисты работают в заведении.
  3. На основе полученной информации обратившийся может решить у кого бы он хотел наблюдаться.

К выбору специалиста стоит подойти ответственно.

Общая процедура не во всех случаях допустима. Некоторые лица могут обслуживаться только в определённом порядке.

К таким гражданам относятся:

  1. Жители территориальных образований закрытого типа (ЗАТО), а также территорий с неблагоприятными условиями по физическим, химическим или биологическим показателям. Список таких территорий утверждается на законодательном уровне. Так Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 утверждены такие поселения. Например, ЗАТО – город Мирный Архангельской области, посёлок Восход Московской области и др. Особенности медобслуживания таких лиц определены Постановлением Правительства РФ от 26.07.2012 № 770. Медпомощь гражданам для таких лиц осуществляется на безвозмездной основе из числа Федеральных медико-биологических агентств (ФМБА), расположенных в местности, где проживают или трудятся такие лица. ПП РФ от 21.08.2006 № 1156-р утверждены организации, обслуживаемые ФМБА России.
  2. Военнослужащие, призывники, контрактники. Их обслуживание происходит по правилам ст. 25 Закона № 323-ФЗ. В зависимости от своего статуса они могут рассчитывать на медицинские услуги в ведомственных учреждениях здравоохранения или в порядке ст. 21 Закона № 323-ФЗ.
  3. Лица, подозреваемые в преступлениях или осужденные граждане, которые содержатся в специализированных учреждениях, получают медпомощь в учреждениях уголовной и исполнительной системы (ст. 26 Закона № 323-ФЗ).

Толкование ст. 21 Закона № 323-ФЗ позволяет считать, что больной может лечиться на бесплатной основе только при наличии у него действующего полиса ОМС.

В связи с этим у многих может возникнуть обоснованный вопрос, возможна ли реализация такого права в платной клинике?

В Законе № 323-ФЗ не содержится напрямую указаний относительно выбора специалистов или самой организации, когда человек платит за услуги. Однако, это было не правильно, ведь любая система в государстве должна давать определённый выбор людям.

Гражданин, который желает получить мед. услугу за деньги сам волен выбирать соответствующую организацию и следовательно, конкретного врача. Законодательные нормы не ограничивают в этом граждан. Как правило, здесь играет роль принцип «из уст в уста», отзывы, рекомендации о клинике и их персонале, а также стоимость услуг.

Обращаясь в частную клинику, потребителю предлагают заключить договор со всеми вытекающими условиями. И здесь действует принцип свободы сделки (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), который не допускает какого-либо понуждения.

Таким образом, если пациента не устраивает клиника, он может смело идти в другую. Это и есть, своего рода, свобода выбора.

Права застрахованных граждан по обязательному медицинскому страхованию

Получение бесплатной помощи напрямую связано с тем, что физ. лицо должно быть застрахованным субъектом по ОМС. Поскольку в противном случае, воспользоваться безвозмездными услугами будет проблематично. В отношениях по получению медицинской помощи участвуют три субъекта: физическое лицо, медицинский орган и страховщик.

Правовое положение таких субъектов регламентируются Законом РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании…» (Закон № 326-ФЗ).

Статья 15 закона № 326-ФЗ указывает, какие субъекты могут осуществлять деятельность в рамках ОМС.

К ним относятся:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели.

Важно то, что они должны состоять в соответствующем реестре.

Правовое положение таких лиц зафиксировано в ст. 16 Закона № 326-ФЗ:

  1. Получение помощи на бесплатной основе.
  2. Услуги оказываются на территории РФ и конкретного субъекта, где проживает застрахованный.
  3. Выбор страховщика.
  4. Выбор лечебного учреждения и врача.
  5. Получение полной информации об оказываемых услугах поликлиниками, больницами.
  6. Защита прав застрахованных. Это очень важный пункт, так как не все знают, что при нарушении прав в области медицины по гос. гарантии, можно обратиться в страховую компанию, указанную в полисе. Функции страховщика сводятся не только к выдаче документа о страховании, но к отстаиванию нарушенных прав застрахованных.
  7. Возмещение ущерба причинённого лицам как страховой компанией, так и медицинской организацией. Существует многочисленная практика судов по спорам о ненадлежащем оказании услуг.

Следует напомнить, что все эти права доступны лицам, состоящим в системе ОМС.

Подтверждением такого статуса является полис ОМС, который выдаётся и меняется в установленном порядке.

Выбирая медицинскую организацию нужно поинтересоваться о наличии договора между ней и страховой компанией, указанной в медицинском полисе. В противном случае, может последовать отказ.

Доведение обязательной информации до граждан

Осуществляя деятельность в сфере бесплатной медицины, такие субъекты в обязательном порядке должны доводить до своих обслуживаемых информацию о самом лечебном учреждении, о том, какие непосредственно услуги оно оказывает, а также о штате специалистов с указанием их квалификационных характеристик.

Сведения размещаются на информационных табло, вблизи регистратуры. Кроме того закон обязывает разместить данные сведения на сайте организации.

Какую медицинскую помощь можно получить

В соответствии с законодательством помощь в медицине подразделяется по видам, условиям и формам.

Виды медицинской помощи:

  • первичная медицинская санитарная помощь;
  • специализированная медпомощь;
  • скорая помощь;
  • паллиативная помощь.

Условия оказания мед. помощи:

  • амбулаторно (в поликлинике, на дому);
  • не по месту расположения здания лечебницы (место, куда была вызвана скорая помощь, реанимобиль);
  • в дневном стационаре (под наблюдением в дневное время);
  • в стационаре (под круглосуточным наблюдением).

Формы помощи:

  • экстренная (когда существует вероятность смерти человека);
  • неотложная (при остром резком, нежданном заболевании, но если при этом жизни человека ничего не угрожает);
  • плановая (если при отсрочке лечения не произойдёт ухудшения здоровья больного).

Оказание такого вида услуг включает в себя профилактические и диагностические меры, а также лечение заболеваний. Кроме того она предполагает наблюдение за женщинами в положении и проведении мероприятий по предотвращению эпидемий.

Такой вид помощи организуется в основном по территориальному признаку, то есть приближённо к месту проживания, трудовой деятельности или обучению пациентов.

Такая помощь подразделяется на:

  • доврачебную (оказывается фельдшерами, то есть персоналом со средним образованием);
  • врачебную (оказывается врачами);
  • специализированную (предоставляется специалистами определённой узкой направленности).

Первичная помощь может оказываться:

  • в условиях амбулатории;
  • на территории больного, если он проживает в отдалённой местности (не является скорой помощью);
  • в дневном стационаре;
  • в кабинете неотложной помощи, который может временно организовываться, например, в садоводческих и дачных хозяйствах.

Такую помощь оказывают врачи-специалисты.

Она также подразумевает профилактические меры, диагностические мероприятия и лечение заболеваний. Однако, в отличие от первичной помощи, здесь требуются специальные методики, современные технологии, а также последующая реабилитация. Поэтому такая помощь оказывается в больничных условиях или в заведении дневного пребывания, чтобы была возможность по максимуму наблюдать за ходом заболевания.

К специализированной помощи относят и высокотехнологичную. Её особенностью является применение уникальных, сложных методов лечения, использования робототехники и различных методик на генном уровне.

Чтобы получить специализированную помощь может понадобиться направление врача терапевта или педиатра. Также пациент может обратиться за помощью самостоятельно. В этом случае он вправе сам выбирать специалиста и лечебное учреждение.

При осуществлении помощи в плановом режиме, терапевт даёт направление к узкому специалисту. В том случае если необходимую помощь могут оказать в нескольких лечебных учреждениях, лечащий терапевт должен проинформировать об этом больного, чтобы он смог самостоятельно подобрать специалиста.

Получение медицинской помощи в неотложной или экстренной форме

Такая необходимость, как правило, возникает, если хронические заболевания внезапно обострились, ил человек заболел и недомогание протекающее в острой форме. Также услуга может понадобиться при отравлении или получении травмы, когда необходимо срочное вмешательство.

В некоторых случаях необходима эвакуация пострадавшего, которая возможна при использовании скорой помощи.

В основном такие формы помощи оказываются в стационарных условиях, так как в большинстве случаев необходимо хирургическое вмешательство и наблюдение за больным.

Паллиативная помощь заключается в комплексном медицинском вмешательстве с целью избавить неизлечимо больного человека от боли и улучшить его жизнь.

К таким случаям, например, относятся злокачественные опухоли, прогрессирующие заболевания. Для них назначается соответствующий уход, питание, транспортировка в медицинские учреждения и обратно, обезболивание.

Приказами Минздрава РФ от 14.04.2015 № 193н, № 187н утверждены соответствующие правила такой помощи для взрослого населения и детям.

Помощь оказывается в поликлинике либо в стационаре.

Выбор лечебного заведения или врача поставлен в зависимость от вида помощи.

Первичная медико-санитарная помощь.

Статья 21 Закона № 323-ФЗ закрепляет за гражданином право выбора мед. организации 1 раза в год, не чаще. Исключением являются случаи, когда меняется место жительства.

В этом же заведении пациенты могут выбрать врача – 1 раз в год.

Такие положения вероятнее всего были установлены с целью предотвращения злоупотребления прав со стороны потребителей услуг. Так как есть такие категории недовольных людей, которые готовы менять клинику или специалиста чуть ли не каждые несколько дней. В этом случае, закон защищает и права врачей.

Специализированная медицинская помощь в плановом порядке.

Для получения помощи нужно взять направление у лечащего врача. Следует отметить, что если существует несколько лечебных учреждений, предоставляющих нужные услуги, врач должен известить об этом пациента.

Экстренная и неотложная помощь.

Поскольку такие виды помощи оказываются в оперативном режиме, здесь нет определённых сроков для выбора. Так как нужно действовать незамедлительно.

Гражданин может обратиться за помощью лично, выбрав заведение. В данном случае, вероятнее всего, отказать в оказании помощи учреждение будет не вправе, учитывая нравственную составляющую, а также врачебную клятву.

К помощи можно прибегнуть путём вызова скорой помощи. Время выезда спец. бригады устанавливается соответствующим регламентом, утверждённым на законодательном уровне. В этой ситуации, выбор заведения будет зависеть от того, кто будет готов принять пострадавшего.

Паллиативная помощь.

Лечащий врач, после соответствующей диагностики выдаёт больному направление для получения помощи.

Как отстаивать права в случае отказа

В большинстве случаев клиники или конкретные специалисты неохотно берут на обслуживание новых лиц, так как это материально не оправданно, но увеличивает их нагрузку.

Хотя права граждан закреплены на законодательном уровне, но зачастую, на практике люди сталкиваются с отказами.

Кто-то, не ориентируясь в законодательстве, соглашается с аргументами регистратора относительно невозможности наблюдения в этом учреждении, так как граждане не относятся к обслуживаемой территории. А кто-то, даже осознавая нарушение своих прав, попросту не знает, что делать дальше.

Куда обращаться

Куда следует обращаться за помощью:

  • органы здравоохранения;
  • учреждения медицинского страхования;

В случае отказа в выборе по ст. 21 Закона № 323-ФЗ исковые заявления с требованием возложить на ответчика обязанность совершить определённые действия подаются в суд общей юрисдикции, в районный или городской суд (не мировой).

Иск подаётся в суд исходя из места нахождения ответчика, то есть организации, которая отказала.

Точной формы иска законодательство не содержит, главное нужно придерживаться требований законодательства относительно реквизитов заявления.

В иске нужно отразить:

  • наименование судебного органа;
  • Ф.И.О. истца и организации, с указанием их адресов;
  • нарушение прав;
  • нормативное обоснование;
  • доказательства;
  • просьба к суду;
  • перечень прилагаемых документов.

С ответчика по суду могут быть взысканы все издержки истца, понесённые им по рассматриваемому делу – почтовые расходы, уплаченная госпошлина, представительские услуги (адвоката, юриста). Также можно заявить требование о взыскании морального вреда.

Иск подлежит рассмотрению в судебном заседании, в котором участвуют все лица процесса. К участию в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, например органы ОМС.

Суд опрашивает стороны, исследует все доказательства и выносит судебный акт. В случае положительного исхода, у ответчика имеется право на обжалование. После чего, решение считается вступившим в законную силу и подлежит исполнению.

Поскольку ответчик владеет информацией о вынесенном судебном акте, повторное обращение в организацию не требуется. Ответчик должен добровольно исполнить требования суда. Даже если его представители не участвовали в процессе, принимается заочное решение и направляется по адресу ответчика.

Однако, лучше побеспокоиться и повторно обратиться к главврачу, предъявив судебный акт, так как, дело может быть пущено на самотёк.

Если решение не исполняется в добровольно порядке, необходимо прибегнуть к принудительному решению вопроса, обратившись к судебному приставу исполнителю.

Судебная практика по освещаемому вопросу в большинстве случаев складывается в пользу граждан. Для примера можно привести следующие судебные акты.

Дело № 2-4638/2017 (районный суд города Архангельск).

Гражданка обратилась с иском к бюджетному учреждению здравоохранения о возложении обязанности взять её на обслуживание. При этом она указала, что страдает сахарным диабетом и в настоящее время наблюдается в поликлинике по месту её регистрации, но там отсутствуют необходимые врачи. Она обратилась с заявлением к ответчику, но ей было отказано по причине превышения обслуживаемых лиц на одного штатного специалиста. Также мотивом отказа послужил факт проживания женщины на территории, не относящейся к зоне обслуживания мед. заведением.

Суд посчитал доводы ответчика несостоятельными и указал, что Положение № 543н не содержит такое основание отказа, как территориальный принцип.

Иск был удовлетворён. Поликлинику обязали поставить на учёт пациентку и оказывать ей нужные услуги.

Дело № 6445/2016 (Ангарский городской суд).

Женщина обращалась с просьбой к главному врачу лечебного центра, чтобы её прикрепили на обслуживание в данное учреждение. Однако, ей отказали в этом. Руководитель организации мотивировал отказ следующим, в учреждении присутствует текучка кадров, перегруженность и нехватка персонала.

Суд не принял такие доводы ответчика, посчитав их не основанными на законе.

Судебное решение было вынесено в пользу истца.

В некоторых случаях, в судебные инстанции обращаются не сами граждане. Их права отстаивают надзорные органы.

Это подтверждается судебным решением.

Дело № 2-3623/2016 (городской суд города Анапы).

Прокурор подал иск в суд в интересах граждан и просил признать незаконными бездействия городской больницы, выразившиеся в непредставлении информации на сайте учреждения о врачах и их квалификации. Это было выявлено в результате проверки. Тем самым, по мнению прокурора, нарушаются права потенциальных потребителей услуг, так как они не могут в полной мере воспользоваться правом выбора, предусмотренного ст. 21 закона № 323-ФЗ.

Суд согласился с истцом и обязал больницу разместить соответствующие сведения на официальном сайте больницы в сети Интернет.

Существуют и отрицательные судебные постановления. Однако, это индивидуальные случаи и суды по таким спорам учитывают все обстоятельства.

Например, в одном из гражданских дел, позиция суда, была иной, чем в описываемых ранее.

Дело № 2-4206/2017 (районный суд города Челябинск).

Истец подала иск в суд с требованием поставить её на учёт в клиническую больницу. Она указала, что не прикреплена ни к какому учреждению, а в медицинской помощи нуждается. Ответчик возражал против иска, ссылаясь, что женщина по территории не относится к больнице. Кроме того, численность обслуживаемого населения, итак превышает установленные нормативы. Женщина была прикреплена для наблюдения в другую больницу города.

Суд отказал женщине в требованиях. Судом при вынесении решения было учтено, что на момент обращения гражданки с иском, её права нарушены не были. Она была прикреплена для обслуживания в другую больницу. Также сама женщина пояснила, что ей не важно где получать помощь, лишь бы она могла это сделать.

Практика апелляционных судов

Суды апелляционных инстанций в основном оставляют в силе решения первой инстанции. В подтверждение можно представить определение апелляционной инстанции.

Дело № 33-1492/2015 (Архангельский областной суд).

Решением городского суда требования истца были удовлетворены, в частности, суд постановил прикрепить пациентку на обслуживание в клинический медицинский центр. Ответчик не согласился с судебным решением и подал жалобу в вышестоящий суд.

Однако, вторая инстанция согласилась с доводами, изложенными в решении городского суда.

Кроме того, по делу с ответчика была взыскана компенсация за моральные страдания.

Верховный Суд РФ

Судебный акт о признании незаконными некоторых нормативных положений.

Дело № АПЛ15-354.

Гражданка по делу дошла до Верховного Суда. Её цель была признать незаконными п.10, 11 Порядка № 406н, а именно она считала не законным отсутствие возможности быть прикреплённой одновременно к двум лечебным заведениям и меть две карточки больного. Свою позицию она аргументировала тем, что родители проживают раздельно, а дочь периодически находится то с отцом, то с матерью. Установленные законодательством правила нарушают принципы семейного законодательства. В частности, об обязанности обоих родителей следить за здоровьем детей.

Верховный Суд оставил в силе все судебные акты, принятые по делу, не признав тем самым незаконными пункты, указав, что они не противоречат Конституции и действующему законодательству. Также он разъяснил, что нормы Семейного кодекса РФ не регулируют отношения в сфере медицинской деятельности.

Подводя итог, следует отметить, что в современной действительности достаточно много желающих заменить врача или медицинскую организацию. Это может объясняться различными причинами, такими как, недоверие к конкретному специалисту или в целом к лечебному заведению, неудовлетворительное качество оказываемых услуг, или даже сугубо объективный фактор – личностное отношение к врачу. И закон в этой ситуации стоит на стороне граждан. Однако, принимая такое решение, следует взвесить все за и против. Поскольку этот шаг может в прямом смысле слова отразиться на здоровье. Необходимо учитывать и загруженность персонала, и отдалённость заведения от места проживания пациента. Ведь не всегда есть возможность добраться вовремя, как самостоятельно, так и врачу, в случае вызова его на дом. Поэтому решать проблему нужно рационально и обдуманно.

Вопрос о возможности выбора лечебного учреждения пациентом всегда был актуален. Даже несмотря на то, что такое право было закреплено еще в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», действовавших до 2012 года, проблемы при смене медицинской организации возникали очень часто. В этом году вступили в силу нормативные акты, вносящие в вопрос больше ясности.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданин имеет право выбрать медицинскую организацию, в которой будет получать необходимую медицинскую помощь. Осуществить данное право можно 1 раз в год или чаще в случае изменения места жительства (прописки) или места временного пребывания (временной регистрации).

Порядок выбора медицинской организации утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2012 года № 406н. Распространяется он только на случаи выбора гражданином медицинских организаций в пределах субъекта РФ, в котором он проживает.

Существуют следующие виды медико-санитарной помощи: первичная, специализированная, высокотехнологичная, скорая.

Первичная медицинская помощь оказывается, как правило, в поликлиниках. Выбрав поликлинику, гражданин затем выбирает врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

Специализированная медицинская помощь оказывается по направлению вышеуказанных специалистов либо в случае самостоятельного обращения гражданина в соответствующую медицинскую организацию.

Выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином с учетом соблюдения установленных сроков оказания скорой медицинской помощи.

Выбор организации, оказывающей первичную медицинскую помощь

Для выбора медицинской организации гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную организацию с письменным заявлением.

Заявление о выборе медицинской организации должно содержать следующие сведения:

  1. Наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;
  2. Фамилия и инициалы руководителя медицинской организации, принявшей заявление;
  3. Информация о гражданине:
  • дата рождения;
  • место рождения;
  • гражданство;
  • место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника);
  • место регистрации;
  • дата регистрации;
  • контактная информация.
  • Информация о представителе гражданина (в том числе законном представителе):
    • фамилия, имя, отчество (при наличии);
    • отношение к гражданину;
    • данные документа, предъявляемого согласно пункту 5 настоящего Порядка;
    • контактная информация.
  • Номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;
  • Наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином;
  • Наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.
  • Помимо заявления нужно предъявить оригиналы следующих документов:

    Для детей до 14 лет:

    • свидетельство о рождении,
    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя (родителя) ребенка,полис обязательного медицинского страхования ребенка.

    Для взрослых граждан и детей старше 14 лет:

    • паспорт или временное удостоверение, выдаваемое на период оформления паспорта,

    Для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ:

      вид на жительство,полис обязательного медицинского страхования.

    Для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в РФ:

    • документ, удостоверяющий личность,
    • полис обязательного медицинского страхования.

    Если обращается не сам гражданин, а его представитель, то также требуется доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. Также в случае изменения места жительства нужно представить документы, подтверждающие факт изменения места жительства.

    При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.

    После получения заявления медицинская организация в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления. Получившая письмо медицинская организация должна в течение двух рабочих дней направить ответ с подтверждением информации. В течение 2 рабочих дней после подтверждения информации руководитель медицинской организации информирует гражданина в устной или письменной форме о принятии на медицинское обслуживание. После этого медицинская организация в течение 3 рабочих дней направляет уведомления в страховую компанию и медицинскую организацию, где гражданин находился на медицинском обслуживании. Наконец, медицинская организация, в которой гражданин раньше находился на обслуживании, в течение 3 рабочих дней снимает гражданина с медицинского обслуживания и направляет копию его медицинской документации по новому месту лечения.

    Выбор организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь

    Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее – направление), выданному лечащим врачом, которое содержит следующие сведения:

    1. Наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, далее – территориальная программа), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь.
    2. Дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

    При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой. На основании данной информации гражданин осуществляет выбор конкретной организации, в которой он хотел бы получать медицинскую помощь. Если гражданин выбирает организацию, срок ожидания в которой превышает допустимый, то об этом делается соответствующая пометка в медицинской документации.

    По телефону Всероссийской бесплатной круглосуточной горячей линии для онкологических пациентов и их близких 8-800 100-0191 вы можете получить юридическую консультацию по вопросам, связанным с получением медицинской помощи, включая процедуру выбора медицинских организаций.

    Антон Радус, юрисконсульт Проекта «Ясное утро»

    Статья 21 . Выбор врача и медицинской организации

    1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке , утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень , а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

    3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

    1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

    2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

    4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

    6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке , устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

    8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных

    “Врач должен уважать право пациента на выбор врача… По желанию пациента, врач не должен препятствовать реализации его права на консультацию с другим врачом. Врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями”.
    Кодекс врачебной этики Российской Федерации

    Условия реализации права пациента на выбор врача

    Как правило, заболев, человек обращается за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства, к врачу, обслуживающему соответствующий участок. Это связано с тем, что в настоящее время в России действует участково-территориальный принцип медицинского амбулаторно-поликлинического обслуживания населения.

    Однако, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) предоставляют пациенту более широкие возможности для реализации его права на получение медицинской помощи. Так, пациент может воспользоваться нормой, изложенной в п. 2 ст. 30 Основ, где говорится, что “пациент имеет право на выбор врача, в т. ч. врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования”.

    Правовая культура граждан с каждым днем растет, и пациенты все чаще интересуются своими правами и активно их реализуют. Поэтому работникам ЛПУ нужно быть готовым к таким вопросам, как: может ли пациент перейти на медицинское обслуживание к другому врачу и имеет ли пациент право проконсультироваться у специалистов в другом ЛПУ.

    Что необходимо предпринять врачу при возникновении таких вопросов у пациента, каковы условия для смены лечащего врача и какие при этом должны быть оформлены документы?

    Необходимо учесть, что право выбора пациентом ЛПУ и врача не является безусловным и абсолютным. Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, необоснованных обвинений в неоказании медицинской помощи и необоснованных жалоб в вышестоящие органы, медицинскому учреждению целесообразно разъяснить пациентам суть и условия реализации их прав. Желательно заранее подготовить информацию по данному вопросу, в т. ч.: какими документами закреплено право пациента на выбор ЛПУ и врача, где с ними можно ознакомиться, как осуществляется реализация этого права.

    Как правило, порядок и условия реализации рассматриваемого права описаны в договорах обязательного и добровольного медицинского страхования, имеющихся в самом ЛПУ или страховой компании, с которой заключен договор страхования. Помимо этого, они закреплены в нормативно-правовых актах субъектов РФ, регламентирующих работу системы обязательного медицинского страхования.

    Право выбора лечащего врача с учетом его согласия предоставляется на основании личного письменного заявления пациента на имя руководителя медицинской организации. Желательно, чтобы просьба была мотивирована. Примерный образец такого заявления может выглядеть следующим образом:

    Право на самостоятельный выбор лечащего врача ограничено существенной оговоркой: пациент имеет право обратиться за консультацией к другому врачу только с согласия последнего. Законодатель специально предусмотрел это ограничение, и причин этому несколько.

    • Во-первых, к более квалифицированному врачу может пожелать прикрепиться большее число пациентов, чем он в состоянии обслужить. Таким образом, из-за высокой загрузки врач не сможет уделить пациентам необходимое количество времени и эффективно выполнять свои обязанности, что, в свою очередь, приведет к снижению качества оказываемой медицинской помощи.
    • Во-вторых, представляется нецелесообразным прикрепление к врачу пациентов, проживающих на территории различных участков, значительно удаленных друг от друга. В этом случае потребуется значительно большее время на то, чтобы посетить пациентов на дому, что приведет к уменьшению времени непосредственной работы с больным. При этом также может пострадать качество оказываемой им помощи.
    • В-третьих, территориальный принцип медицинского обслуживания подразумевает распределение бюджетных финансовых средств пропорционально количеству населения, проживающему на обслуживаемой ЛПУ территории. Прикрепление пациентов, проживающих на одной территории, к разным ЛПУ может привести к дисбалансу финансирования медицинских учреждений.

    Поэтому руководитель ЛПУ, рассмотрев заявление пациента с просьбой о смене лечащего врача, принимает решение, исходя из возможностей вверенного ему учреждения. Он вправе отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нормы индивидуальной нагрузки врача, выбранного больным, на территориальный принцип прикрепления населения к ЛПУ, а также предложить возможные варианты решения конкретной проблемы.

    Чтобы поменять ЛПУ , гражданину необходимо обратиться с заявлением в страховую организацию, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования. Есть возможность выбрать и стационарное медицинское учреждение для госпитализации – это осуществляется по желанию пациента и на основании выданного лечащим врачом направления на плановое медицинское лечение.

    Цитируем документ

    Во исполнение поручения п. 2 раздела III протокола заседания Президиума Совета при Президенте РФ от 28.04.06 № 6 по реализации приоритетных национальных проектов Минздравсоцразвития России напоминает, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 10.01.06 № 5 “О порядке и условиях оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов”, родовый сертификат позволяет женщине в полной мере реализовать свое право выбора учреждения здравоохранения, а также получить квалифицированную и качественную помощь в период беременности и родов.

    Первая и неотложная медицинская помощь беременным женщинам, обратившимся в родильный дом (отделение), оказывается вне зависимости от их места жительства и ведомственной подчиненности учреждения здравоохранения. Госпитализация беременных женщин, страдающих экстрагенитальными заболеваниями и нуждающихся в обследовании и лечении в условиях стационара, осуществляется в отделения больниц по профилю патологии в соответствии с приказом Минздрава СССР от 09.01.86 № 55 “Об организации работы родильных домов (отделений)”.

    В соответствии с приказом Минздрава России от 10.02.03 № 50 “О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях” женщине предоставляется право выбора врача по ее желанию. В целях оптимизации преемственности, рекомендуется наблюдение женщины во время беременности и после родов одним и тем же врачом.

    Учитывая право женщины на выбор родильного дома, определяющим при этом является состояние здоровья женщины (наличие сопутствующей патологии) и будущего ребенка, тип и профилизация учреждения родовспоможения.
    Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.06 № 2740-ВС “О возможности выбора родильного дома (отделения) и женской консультации”

    Право врача выбрать пациента

    В соответствии со ст. 58 Основ, в некоторых случаях лечащий врач может отказаться от наблюдения и лечения пациента только по согласованию с соответствующим должностным лицом (главным врачом, его заместителем по медицинской части, дежурным врачом ЛПУ). Под “согласованием” в данном случае понимается передача своих полномочий должностному лицу ЛПУ, которая осуществляется путем подачи докладной или служебной записок.

    Указанное право врач может реализовать лишь при наличии следующих оснований:

    • при несоблюдении пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка ЛПУ;
    • при отсутствии угрозы жизни и здоровью пациента и окружающих.

    Что можно считать нарушением предписаний и правил внутреннего распорядка ЛПУ?

    К таковым относятся:

    • несоблюдение предписанного режима (стационарного, амбулаторного, домашнего, постельного, санаторного);
    • несвоевременная явка на прием к врачу;
    • алкогольное опьянение;
    • выход на работу без выписки врачом;
    • самовольный уход из ЛПУ;
    • выезд на лечение в другой административный район без согласования с лечащим врачом;
    • отказ или несвоевременная явка на медико-социальную экспертизу.

    Понятие “угроза жизни и здоровью пациента и окружающих” раскрыто в приказе Минздравсоцразвития России от 01.11.04 № 179 “Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи”: “Состояния, представляющие непосредственную угрозу жизни, или требующие срочного медицинского вмешательства – это тяжелые состояния при несчастных случаях, травмах, отравлениях, роды, неотложные состояния в период беременности и другие состояния и заболевания, требующие срочного медицинского вмешательства”. Кроме того, заболевания, представляющие такую угрозу, перечислены в постановлении Правительства РФ от 01.12.04 № 715 “Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих”.

    В Кодексе врачебной этики Российской Федерации, предписания которого носят рекомендательный характер, есть немаловажное для рассматриваемой темы замечание: “за исключением случаев неотложной помощи, когда врач обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного, врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях врач должен принять все меры к информированию об этом соответствующего органа здравоохранения и порекомендовать больному компетентного специалиста”.

    Еще раз подчеркнем, что при наступлении перечисленных случаев (утрата доверия, отсутствие навыков и технического обеспечения для лечения) врач не имеет права самостоятельно отказаться от наблюдения пациента, а должен проинформировать вышестоящего руководителя и может рекомендовать пациенту более опытного или квалифицированного врача.

    В чем заключается доверие пациента к врачу?

    В российском законодательстве это понятие не разъясняется. Врачебные этические правила Киевского общества врачей2 довольно интересно пояснили данное определение, что, по-видимому, перекликается в какой-то степени с понятием “нарушение пациентом правил внутреннего распорядка ЛПУ”:

    Доверие больного к врачу заключается:

    • в полном и правдивом сообщении всех причин, влияющих на его здоровье;
    • исполнении всех предписаний врача;
    • неискании помощи у других врачей без ведома пользующего врача.

    Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством.

    В частности, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность врача за неоказание помощи больному, если это повлекло причинение по неосторожности вреда здоровью.

    Цитируем документ

    Статья 124. Неоказание помощи больному

    • 1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
    • 2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Уголовный кодекс Российской Федерации

    Гражданский кодекс РФ закрепляет за исполнителем право отказаться в любое время от исполнения взятых на себя обязательств по договору об оказании платных услуг при условии полного возмещения заказчику убытков

    Несколько обособленно стоит вопрос об отказе от лечения больного врачом, работающим в соответствии с договором об оказании платных медицинских услуг . По общему правилу п. 2 ст. 779 и п. 2 ст. 782 Гражданский кодекс РФ закрепляет право исполнителя в любое время отказаться от исполнения взятых на себя обязательств по договору об оказании платных услуг при условии полного возмещения заказчику убытков.

    В связи с этим представляет интерес определение Конституционного Суда РФ от 06.06.02 № 115-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации”:

    Начиная с 1993 года медицинские учреждения оказывали гражданке Е.З. Мартыновой платные медицинские услуги по лечению и протезированию зубов. Оценивая эти услуги как некачественные и полагая, что в ряде случаев имел место необоснованный отказ в проведении ортопедического лечения, повлекший значительное ухудшение состояния ее здоровья, Е.З. Мартынова неоднократно обращалась в органы государственной власти, в т. ч. суды общей юрисдикции, с заявлениями, в которых ставила вопрос о понуждении стоматологических учреждений к надлежащему исполнению обязательств, а также о возмещении убытков.

    В своей жалобе в Конституционный Суд Е.З. Мартынова утверждает, что примененные в ее деле пункт 2 статьи 779 и пункт 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, как закрепляющие право медицинского учреждения в любое время отказаться от исполнения взятых на себя обязательств по договору об оказании платных медицинских услуг и ограничивающие при этом право заказчика (пациента) на возмещение расходов при обращении за оказанием соответствующих медицинских услуг к третьим лицам (в частности, при проведении лечения за границей), не соответствуют статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также противоречат положениям статей 426 и 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”, части первой статьи 17, части первой статьи 20, пунктам 2 и 5 части первой статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

    Согласно Конституции,в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Здоровье человека – высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в т. ч. посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медикосоциальной помощи.

    Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

    Возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 8, часть 1; статья 34, часть 1 Конституции Российской Федерации) и производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров.

    Статья 782 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика и исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и условия, при которых он допускается. Согласно пункту 2 этой статьи условием отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору является полное возмещение заказчику убытков.

    Междутем правовая оценка пункта 2 статьи 782 не может быть осуществлена без учета его взаимосвязи с иными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями других нормативных правовых актов, регулирующих отношения по оказанию медицинской помощи и закрепляющих гарантии реализации прав граждан в данной сфере, в т. ч. при предоставлении платных медицинских услуг, в частности Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” и Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27).
    Деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем. Договор о предоставлении платных медицинских услуг (медицинского обслуживания) согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичным договором, т. е. соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится; при этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, и при уклонении в таком случае от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (пункт 3 статьи 426 и пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

    Такое ограничение свободы договора для одной стороны –исполнителя (в данном случае – медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в т. ч. уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь.

    Иное, т. е. признание права медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств, при том что у него имеется возможность оказать соответствующие услуги, не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости, и, следовательно, нарушало бы предписания статей 34, 35 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

    Истолкование и применение оспариваемой нормы как обусловливающей право медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору об оказании медицинских услуг только лишь полным возмещением убытков, причиненных отказом, не согласуется также с существом медицинской профессиональной деятельности, врачебным долгом, морально-этическими и юридическими нормами, определяющими обязанности врача во взаимоотношениях с больными и права пациентов. Так, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) при осуществлении своей профессиональной деятельности врач обязан внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах; лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения (статьи 58 и 59).

    Таким образом, пункт 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его статей 426 и 445 не может рассматриваться как допускающий односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения своих обязательств по договору об оказании платных медицинских услуг при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги и, следовательно, как нарушающий конституционное право заявительницы на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

    В существующей системе здравоохранения пациент является основным потребителем услуг. Имеет ли он на этом основании право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и персонал, который будет эти услуги оказывать? И как в этом направлении обстоит дело с частными докторами и клиниками? Каким законом и конкретно какой статьей регламентируется право пациента на выбор врача и медицинской организации? Какова процедура выбора врача пациентом и какие документы для этого нужны? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.

    Обзор законодательства

    Основной перечень прав пациента перечислен в законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В частности в ст. 21 идет речь о том, что гражданин имеет право самостоятельно выбирать медицинское учреждение и лечащего врача. При этом если внимательно изучить текст данной статьи, то можно выделить сразу ряд коллизий, с которыми столкнется пациент, если он все-таки захочет поменять доктора либо лечебное заведение.

    В указанной выше статье в части, касающейся права выбора доктора, существует оговорка – «с учетом согласия врача». Однако сам принцип получения этого согласия пациентом никак не регламентирован (непонятно, является ли ответ личным решением доктора либо есть какая-то обязанность). В той же ст. 21 говорится о территориально-участковом принципе выбора медицинской организации. Это значит, что если гражданин захочет проходить лечение в поликлинике по месту жительства, администрация лечебного учреждения никак не сможет ему отказать. Но если ситуация сложится противоположная – пациент по каким-либо причинам пожелает сменить медицинскую организацию, располагающуюся в районе его места жительства на ту, что находится в другой части города, то никто не будет обязан его принимать. Более того, учитывая тот факт, что к такому гражданину в случае вызова будет сложней добраться, это только создаст лишние проблемы главврачу и потому принятие пациента с другого участка весьма маловероятно.

    Как реализовать право выбора?

    Самостоятельный выбор подходящей для себя медицинской организации начинается с подачи заявления на имя главного врача предпочтительной клиники. Такая возможность дается гражданину один раз в год. Исключением являются случаи, когда человек вынужден поменять учреждение здравоохранения в связи со сменой места жительства. Если по итогу пациент выбрал место, персонал которого не в состоянии оказать требуемую ему по программе ОМС помощь, то он может отказаться от него и взять направление в другую клинику (можно и частную).

    Следующий шаг после выбора поликлиники – подбор лечащего врача. Как уже было сказано, данный процесс осложняется необходимостью заполучить согласие доктора, в котором заинтересован гражданин. Плюс случаются ситуации, когда никаких вариантов по смене персонала пациенту просто не предлагают из-за отсутствия должного количества работников нужного профиля. Для тех лиц, кто по полису ОМС желает наблюдаться у частного врача, закон предусматривает такую возможность. Однако одним из условий будет наличие данного специалиста в реестре организаций и предпринимателей, которым разрешена деятельность в сфере обязательного страхования. Найти соответствующий документ можно на сайте территориального фонда в Интернете.

    Каким образом назначается врач?

    Согласно ст. 70 Закона «Об основах охраны здоровья» право выбора лечащего врача в системе ОМС есть как у пациента, так и у руководителя учреждения здравоохранения. Если назначенный доктор не устраивает гражданина, то он может обратиться к администрации медицинской организации и написать заявление в соответствии с установленной законом письменной формой. В бумаге нужно указать причину возникшего желания заменить персонал. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ главный врач обязан содействовать пациенту при смене доктора.

    Кроме того, в теории помочь человеку определиться с нелегким выбором должен сайт медицинской компании, на котором она обязана размещать информацию о работающем персонале. Как правило, там указывается информация о медицинской деятельности, уровне образования и квалификации. Однако на практике, несмотря на всю значимость данных параметров, толку от таких сайтов немного. Ведь реально полезные данные о количестве жалоб на доктора, судебных исках и уголовных делах сайт не отображает.