Способы передвижения животных. Материалы для урока

Из этого урока вы узнаете о том, как разные животные двигаются и что именно заставляет их перемещаться в пространстве. Вам станет известно, что такое локомоция, какие способы активного перемещения существуют в мире животных, какие из них более прогрессивны, а также как человек использует наблюдение за живыми организмами для того, чтобы перемещаться самому или перемещать различные предметы. Вы узнаете об опорно-двигательной системе и ее эволюции, а также о том, как животные скользят, плавают, бегают, летают и ползают. Вам станет известно, какова роль полостей тела в движении и почему для разных типов животных характерны разные варианты локомоции.

2. Строение кожно-мускульного мешка гидры ()

4. Движение дождевого червя ()

Домашнее задание

1. Что такое локомоция? Какие виды локомоции вам известны?

2. Каков биологический смысл прикрепленного или подвижного образа жизни?

3. Каким образом происходит движение одноклеточных организмов? Как решают проблему перемещения в пространстве многоклеточные организмы?

4. Каково значение первичной и вторичной полостей тела, а также мантийной полости в осуществлении разных типов движения?

5. Сравните эффективность разных типов перемещения.

6. Обсудите с друзьями и близкими, как разные типы локомоции отразились на эволюции различных классов животных.

06.01.2015 6902 0

Цели урока: Познакомить учащихся с основными типами движения живот­ных; показать эволюционное направление в изменении способов движения; сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюци­онном направлении в изменении типов полостей тела животных.

Оборудование: Таблицы с изображением различных групп животных.

Ход урока

I.Актуализация знаний

1.Работа по карточкам.

1. В чем преимущества и недостатки наружного скелета?

2. Перечислить отделы позвоночника млекопитающих.

1. В чем различия осевого скелета высших и низших хордовых?

2. Перечислить части скелета передней конечности млекопитающих.

1. В чем различия в строении скелета земноводных и пресмыкающихся?

2. Перечислить части скелета задней конечности млекопитающих____________

2.Индивидуальный опрос:

-Каковы особенности строения скелета птицы в связи с приспособлен­ностью к полету?

-Какие кости входят в пояс передних конечностей земноводных?

-Какую роль играют органические и минеральные вещества в составе кости?

-Расскажите о строении позвонка.

II.Изучение нового материала

Вариант 1. Мини-конференция, чтение докладов.

Движение - одно из основных свойств всех живых организмов. Движение может происходить как на уровне одной клетки, или отдельного органа, так и на уровне целого организма. Тип передвижения всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственно передвиже-

ние на клеточном или органном уровне, в отличие от них, животным свойст­венно перемещение всего организма в поисках пищи, воды, благоприятных условий жизни. У большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы, которые позволяют им успешно искать и добывать пищу, защищаться от врагов. Кроме того, перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые местообитания, находят половых партнеров. Лишь некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, тем не менее, и у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью.

После всех докладов учитель делает вывод: способы передвижения живот­ных постепенно усложнялись и эволюционировали вместе с животными.

Вариант 2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом § 38 и рисунками, ответить на следующие вопросы:

-Каким животным свойственно амебоидное движение?

-Каким клеткам многоклеточных животных свойственно амебоидное движение?

-В чем сущность амебоидного движения?

-Каким животным свойственно движение с помощью ресничек?

-Каким животным свойственно движение с помощью жгутиков?

-Каким клеткам многоклеточных животных свойственно движение с по­мощью ресничек и жгутиков?

-В чем сущность движения с помощью ресничек и жгутиков?

Возможна работа по вариантам: 1 -й вариант работает со статьей «Амебоид­ное движение», а 2-й со статьей «Движение с помощью ресничек и жгутиков». Через 5-7 минут учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимную проверку.)

III.Рассказ учителя с элементами беседы

1.Движение многоклеточных.

Для многоклеточных животных характерно движение с помощью мышц. Мышцы образованы мышечной тканью, ее главная особенность - способ­ность сокращаться, преобразуя химическую энергию в механическую. Сокра­щаясь, мышцы приводят в движение системы рычагов, составляющих части скелета. Благодаря координированной работе этих рычагов, животное перемещается.

Некоторые мышцы не участвуют в передвижении всего организма, но обес­печивают передвижение веществ внутри тела (сердечная мышца, гладкая муск­улатура в стенках сосудов, мускулатура желудка и кишечника и т.д.)

Для кишечнополостных характерны различные способы передвижения. Например, пресноводная гидра может передвигаться «шагающими» движе­ниями - изогнув тело и прикрепившись к субстрату щупальцами, она подтя­гивает подошву к переднему концу тела. Так же для гидры характерны «кувырки» - поочередное прикрепление к субстрату то щупальцами, то по­дошвой (рисунок 18, страница 28 учебника). Актинии медленно передвигают­ся за счет сокращения и расслабления подошвы. Для медуз характерно «реактивное» движение - они с силой выталкивают воду из-под купола.

Мускулатура плоских и кольчатых червей состоит из двух слоев мышц - продольного и поперечного. При сокращении поперечных мышц червь ста­новится более узким и длинным, при сокращении продольных - толстым и коротким.

О Расскажите по рис. 153-154 о способах передвижения дождевого червя и пиявки.

12 Пепеляеиа

-Какие дополнительные приспособления на поверхности тела существу­ют у дождевого червя?

Круглые черви могут только изгибаться, так как их мускулатура образована только одним продольным слоем мышц. Поочередно сокращая мышцы, червь может передвигаться волнообразными движениями.

Орган передвижения большинства моллюсков - мускулистая нога (осо­бый вырост брюшной стенки). У брюхоногого моллюска, ползущего по стекл- у, хорошо видны волнообразные сокращения мышц. Головоногие моллюски освоили реактивный способ передвижения. Они набирают воду в мантийную полость, а затем с силой выталкивают ее наружу.

У членистоногих пучки мышц крепятся к прочному хитиновому покрову тела, у позвоночных животных - к костям скелета. Благодаря этому они спо­собны сокращаться с высокой скоростью. Поскольку мышцы способны раз­вивать силу только при сокращении (т.е. только тянуть, а не толкать), для полноценных движений необходимы две мышцы. Такие пары мышц называют мышцами - антагонистами.

-Как передвигаются ракообразные в толще воды и по грунту?

-Какие части тела они для этого используют?

-Какие способы локомоции характерны для насекомых?

-За счет каких мышц происходит движение рыб?

-Какие способы локомоции характерны для млекопитающих в различ­ных средах жизни?

2.Полости тела.

У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела - це­лом. Это пространство между стенками тела и внутренними органами живот­ного. Часто это пространство заполнено жидкостью и выполняет следующие функции:

Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела).

& Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать независимо друг от друга.

& Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.

& Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.

& Участвует в осморегуляторных процессах в организме.

Впервые полость тела появляется у круглых червей. Эта полость образова­на в результате разрушения клеток паренхимы и заполнена полостной жидко­стью, которая поддерживает форму тела червя, выполняет функцию транспортировки питательных веществ. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

Полость тела кольчатых червей выстлана одним слоем покровных клеток и заполнена полостной жидкостью. Таким образом, пищеварительная, выдели­тельная, нервная и кровеносная системы, а так же внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью. Такая полость тела называется вторичной. Полость тела кольчатых червей поделена перегородками на отдельные члени- ки- сегменты, каждый из которых поделен на парные отделы. Вследствие этого повреждение одного или нескольких колец не ведет к гибели животного, так как полостная жидкость вытекает только из поврежденных отделов полости.

У всех хордовых животных полость тела вторичная, но в отличие от кольча­тых червей, она не содержит полостной жидкости, и внутренние органы сво­бодно располагаются в полости.

IV.Закрепление знаний

Фронтальная беседа.

-Каковы основные способы передвижения животных?

-Какие способы характерны только для водной среды?

-Какие могут использоваться в различных средах?

-Какие движения могут совершать круглые черви? Почему?

-В чем отличие мускулатуры круглого и кольчатого червя?

-Что такое полость тела, каково ее значение?

-Что такое первичная и вторичная полость тела?

-У каких животных встречается первичная и вторичная полость тела?

Домашнее задание:

§ 38,ответить на вопросы.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пос. Николаевка

Партизанского муниципального района

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

для учащихся 7 классов

«Способы передвижения животных.

Полости тела»

Разработан и проведен

учителем биологии

Логиновой Е.Н.

Цель урока :

Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных.

Сформировать понятие «полость тела».

Задачи урока:

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

    предметные: подчеркнуть, что движение – одно из основных проявлений жизни у животных; расширить знания учащихся о полостях тела, их видах, способах передвижения животных и жизненных формах, ориентировать на системное восприятие многообразия движений в органическом мире;

    метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по характерным признакам;

    личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник,конверты с иллюстрациями и опорными словами, задания для групповой работы, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

Методы обучения: репродуктивный,проблемный и частично-поисковый методы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями.

Технология: обучение в сотрудничестве

Принципы: научности, доступности, здоровьясбережения, занимательности, логичности

Подход: Системно-деятельностный

Виды деятельности: поисковый, исследовательский

План работы:

I Организационный этап

II Мотивационно-ориентировочный

    Актуализация знаний

    Мотивация

    Целеполагание

III Изучение нового материала

    Решение проблемы

    Самостоятельная работа обучающихся

    Обсуждение результатов работы

IV Подведение итогов работы

V Закрепление

VI Рефлексия

VII Информация о домашнем задании

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Ожидаемые

результаты

I Организационный этап

Приветствие, призыв к учащимся оценить свою готовность к уроку, скорректировать ее при необходимости.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя.

Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются.

Позитивный настрой на работу

Мотивационно-ориентировочный

    Актуализация знаний

    Мотивация

    Целеполагание

Какой раздел мы изучаем? (эволюция строения и функций органов и их систем)

От изучения внешних покровов мы перешли к изучению внутренних систем органов, какую систему органов мы изучили на прошлом уроке? (ОДС)

Ребята решите биологические задачи (тексты с задачами находятся у учащихся на партах, работа по решению ведётся в парах).

Задача 1. (слайд 1)

Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.
- могут; лягушки могут только лишь поднимать и опускать голову – у них имеется один позвонок в шейном отделе; тритоны могут еще и поворачивать голову, так как в шейном отделе у них позвонки соединены подвижно

Задача 2. (слайд 2) В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?
- в связи с отсутствием конечностей и выработкой особого способа передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер, которые своими нижними концами способны сдвигаться вперед и назад

Задача 3. (слайд 3)

Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?
- кости тонкие, заполнены воздухом
- челюсти без зубов

Задача 4. (слайд 4)

Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?
- это зависит не от количества шейных позвонков (их 7), а от длины их тел.

- Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?
Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

Сейчас предлагаю посмотреть видеофрагмент.

Учащиеся формулируют тему урока. (слайд 6)

Какие цели поставим?(слайд 7)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

Решают задачи, повторяя материал прошлого урока

Просмотр видеофрегмента

Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока.

Формулирование учащимися темы и целей урока

Изучение нового материала

    Постановка проблемной ситуации

    Решение проблемы

    Самостоятельная работа учащихся

Физкультминутка

    Обсуждение результатов работы

Мир живой природы находится в непрерывном движении. Движение - одно из основных свойств живых организмов. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции.

Передвижение всего организма с одного места на другое называется ЛОКОМОЦИЕЙ. (слайд 8)

Проблемный вопрос:

А зачем животные движутся? (слайд 9)

Поиск пищи

Спасение от хищников

Расселение

Поиск половых партнеров.

А как же классифицировать эти способы передвижения?

Для того, чтобы это выяснить, давайте поработаем с дополнительной литературой по данной теме. (Приложение 1)

Учащиеся читают тексты, из дополнительной литературы, и работая в группах составляют схему (систему) из опорных понятий и иллюстраций животных, которые предложены им в конвертах. (К-картинка)

(амебоидное, движение, жгутики, реснички, мышечное, ложноножки, амёба (К), эвглена зелёная (К), инфузория туфелька (К), сокращение мышц, черви, дождевой червь (К), (белая планария (К), моллюски, хордовые, лягушки (К), птица (К), реактивный, каракатица (К), мускулистая нога, волны сокращения подошвы ноги, гребешок (К), прудовик обыкновенный (К), варан (К), собака (К)

Закройте глаза,

расслабьте тело,

Представьте – вы птицы,

вы вдруг полетели!

Теперь в океане

дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо,

вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Представители одной из групп читают текст «Полости тела» на стр. 202 – 203 учебника и

отвечают на вопросы:

Что такое полость тела?

Какие функции выполняет?

У кого впервые в процессе эволюции появилась полость тела?

В чем принципиальное отличие животных с первичной и вторичной полостью тела. Приведите примеры.

Чем отличается полость тела хордовых животных от кольчатых червей?

Составьте модели полостей тела, используя подручный материал. (слайд 10,11)

После выполнения задания одна из групп представляет полученную ими схему.

Группа, изучающая полости тела представляет свою работу одноклассникам.

С какими способами передвижения мы сегодня познакомились?
Амебоидное движение. Движения при помощи жгутиков и ресничек. Движение с помощью мышц

Учащиеся высказывают свое мнение на поставленный вопрос

Работа в группах по изучению предложенного материала.

Учащиеся выполняют упражнения

Отвечают на вопросы, работают с дополнительной литературой

Представители остальных групп знакомятся с полученными результатами, анализируют работу, вносят коррективы.

Возникновение проблемной

ситуации

Решение проблемной ситуации

Учащиеся выдвигают собственный алгоритм деления животных по способам передвижения

Делают выводы

Закрепление

Задание лабиринт по теме «Движение организмов». (Приложение 2) (слайд 12)

Из школьного фольклора «Задача должна быть кусачей, иначе она не задача»

Решение задач (слайд 13)

(Выполняется при наличии времени)

Определите скорость змеи, если за 15 мин она проползает 2,7 км.

Задача решается по формуле =S/t (м/с) 2700 м/900 с = 3 м/с);

У африканских страусов на ногах всего 2 пальца, что, впрочем, не мешает им очень быстро бегать.

За какое время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 80 км /ч.

(решение: 80х1000/3600 = 22,2 м/с; 100/22,2 = 4,5с)

Выполняют задание, вычленяют ключевое слово –ЛОКОМОЦИЯ

Решают задачи межпредметного характера (связь с физикой)

Систематизация нового «открытого» знания

Подведение итогов

Итак, скажите какие цели, мы поставили перед собой в начале урока?

Мы ответили на все вопросы урока?

Рассуждают, отвечают.

Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке

Рефлексия

- Скажите ребята, вам понравился урок?

А что понравилось больше всего?

Перед вами лежат листки цветной бумаги, выберите тот, который сходен с вашим сегодняшним настроением от урока:

белая плохое,

желтая среднее,

зеленая хорошее)

Выбирают «цвет настроения»

Удовлетворенность учащихся уроком.

Постановка домашнего задания

Параграф 38.

Записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется к одной какой-то точке поверхности амёбы, в этом месте на её теле появляется выпячивание. Оно увеличивается, становится выростом тела - ложноножкой, в него перетекает цитоплазма, организм буквально скользит по поверхности. Такое передвижение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных (например - лейкоцитам крови).

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или волнообразно шевелясь, жгутики и реснички создают движущую силу и двигаются тупым концом вперёд. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде (инфузориям, эвглене, вольвоксу, различным зооспорам, спер­матозоидам).

Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться.

У круглых червей мышцы только продольные, поэтому они могут изгибать своё тело, но не способны вытягивать или укорачивать его. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных, появились поперечные мышцы. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, цепляется при движении за неровности почвы.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”. Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие, личинки стрекоз, и медузы освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости. Осьминоги и каракати­цы при таком способе передвижения развивают скорость до 3600 м в минуту (216 км в час)

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и другие образования, например крылья у насекомых. Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.

Мощные мускулы рыбы идут вдоль тела, по обеим сторонам позвоночника. Мышцы обеспечивают движения плавников. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Волнообразные изгибания тела - самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея - красивое и завораживающее зрелище. В удивительно сильном теле змеи синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело.

Активно могут летать только насекомые, птицы и лету­чие мыши. У птиц передние конечности превратились в крылья. Когда птица колибри как бы останавливается (зависает) в воздухе у цветка, ее крылья совершают 50-80 взмахов в секунду. Способ передвижения на ко­нечностях значительно уменьшает трение. Тело не волочится по земле, а поддерживается на весу. Как следствие этого значительно возрастает скорость движения – бегом, иногда прыжками (кузнечики, кенгуру). Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения.

А по бегу чемпионом является гепард, который за час пробегает около 112 км и может догнать любое дикое животное, даже антилопу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Четвероногие животные в различных обстоятельствах могут передвигаться различными способами, или аллюрами. Наиболее часто используются шаг, рысь, иноходь, рикошет, галоп, карьер. Существует и целый ряд переходов от одного типа движения к другому.

Шаг - может быть медленным, быстрым, семенящим, коротким, широким.

Медленный шаг - походка, при которой о грунт опираются одновременно не менее трех конечностей, а в стадии переноса находится лишь одна конечность. Каждая задняя нога опускается на грунт раньше, чем оторвется от земли передняя с той же стороны. Это обстоятельство ограничивает длину шага. Отпечатки на следовой дорожке чередуются, и след передней ноги всегда оказывается впереди, а отпечаток задней - за ним. При такой походке следы никогда не бывают крытыми. Так ходит, например, .

а, б - соответственно: полупарный рикошет и двуногий бег тушканчика; в - парный галоп горностая; г - полупарный галоп зайца; д, е, ж - соответственно шаг, рысь и галоп

Нормальный шаг - при этом опора на две ноги чередуется с опорой на три. Двухопорный период конечностей одной стороны чередуется с двухопорным периодом диагональных конечностей. Стадии свободного полета (при которой все конечности не касаются грунта) нет. Период опоры задних конечностей начинается после начала периода переноса передних конечностей. Поэтому передняя конечность не ограничивает длину шага задней. След может быть частично крытым или перекрытым.

Быстрый шаг - чередование двухопорного периода попеременно диагональных и латеральных пар конечностей.

Семенящий шаг - быстрая походка короткими шагами.

Рысь - характеризуется синхронной работой диагональных конечностей.

Медленная рысь - опора на конечности одной диагонали сменяется опорой на все четыре ноги, затем - отрыв от грунта этой диагональной пары при опоре на конечности другой диагонали. Узкая строчка следов лисиц и получается именно при этом аллюре.

Быстрая рысь - опора на две ноги одной диагонали, затем - стадия свободного полета, сменяющаяся опорой на конечности другой диагонали.

Иноходь - движение, сходное с рысью. Но при этом аллюре синхронно работают не диагональные пары конечностей, а латеральные - передняя и задняя нога одной стороны сменяются передней и задней ногой другой стороны. Иноходью передвигаются верблюды, некоторые , медведи.

Галоп - для галопа характерно поочередное отталкивание задними конечностями, свободный полет в воздухе и приземление на передние ноги. Задние ноги выносятся далеко вперед, как бы охватывая и перегоняя пару передних конечностей, отчего отпечатки задних ног оказываются обычно впереди отпечатков передних и чуть дальше от средней линии.

Карьер , или намет, это все равно что «спурт» в спортивной практике. Животные делают огромные прыжки, убегая от преследователя, или, наоборот, догоняя жертву.

Из всех классов животных - высших и примитивных - многие виды используют отличные друг от друга способы передвижения (иногда весьма оригинальные) по воде, под водой, в воздухе и по поверхностям. Способы передвижения животных зависят от многих факторов: формирования в процессе эволюционного развития, наличия или отсутствия скелета, других особенностей строения конкретно взятого вида.

Важнейшая особенность

Способность двигаться - одно из свойств к какому бы они классу или виду ни причислялись учеными. Даже растения осуществляют движение внутри на клеточном уровне. А животным, в отличие от растений, свойственно перемещать все тело, преследуя тем самым различные цели: поиск пищи, размножение, защита от врагов. Потому что движение - это и есть сама жизнь живой природы и, в частности, ее фауны.

Способы передвижения животных. Классификация

Все они по типу делятся на несколько больших групп.


Эволюционное развитие

При эволюции животных от простейших и одноклеточных структур организмов до высших многоклеточных, обладающих различными органами и функциями, эволюционировали и способы передвижения животных. За миллионы лет вырабатывались сложнейшие двигательные системы, позволяющие разным видам добывать пищу, убегать от врага, защищаться и размножаться. Характерно, что лишь немногие из известных животных осуществляют сидячий образ жизни. Подавляющее большинство передвигается различными способами.

С помощью мышц

Для многоклеточных представителей фауны характерно осуществление передвижения с помощью мышц, которые образованы особой тканью, называемой мышечной. Данная структура имеет особенность сокращаться. Сокращаясь, мышцы приводят в движение рычаги, которыми являются составные части скелетов животных. Так и осуществляется перемещение.

Кто во что горазд

Итак, при помощи мышечных структур слизни и улитки скользят по поверхностям. используя полостное мышечное движение, цепляются щетинками за неровную почву. Пиявки используют присоски, а змеи - чешуйки кожи. Многие животные, приподнимая тело над землей, передвигаются при помощи конечностей, значительно таким образом уменьшая трение. Как результат, возрастает и скорость передвижения (быстрейшее животное на планете - гепард, который развивает скорость свыше 110 километров). Некоторые животные прыгают (даже по воде). Некоторые планируют в воздухе или летают. Некоторые ныряют или плавают по воде или в глубинах. Но везде используется мышечная сила.

Необычные способы передвижения животных

  • Пресноводная гидра движется при помощи своеобразных шагов и кувырков. Она изгибает тело и прикрепляется щупальцами к поверхности, затем подтягивает подошву. А актинии очень медленно движутся, сокращая и расслабляя мышцы самой подошвы.
  • Головоногие (кальмары, осьминоги) способны к реактивному передвижению. Они засасывают жидкость в специальную полость своего тела и с силой выбрасывают ее сквозь узкую воронку. Тем самым двигают тело в противоположном направлении.
  • Ящерица-василиск быстро бегает по воде (2 метра в секунду). На поверхности воды ее удерживают пузырьки воздуха под чешуйками лап.
  • Геккон бежит по вертикальной стеклянной стене со скоростью 1 метр в секунду, не падая. Это происходит за счет специальных присосок на лапках ящерицы.
  • Райские украшенные змеи, обитающие в Азии, перелетают по воздуху с дерева на дерево, используя уплощение своего тела, которое превращается на это время в подобие

Итоги

Разнообразные виды движений характерны для всех животных, существующих на нашей планете. Сам процесс осуществляется несколькими способами. Каждый из живых организмов приспособлен к определенным, характерным для него, видам движений.

Данный материал может быть использован для проведения урока на тему «Способы передвижения животных. 5 класс».