Прохождение военной службы. Исполнение обязанностей военной службы

Военная служба Российской Федерации – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6 Федерального закона № 58-ФЗ).

Функции по обеспечению обороны и безопасности являются одними из важнейших государственных функций.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, специальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных угроз.

Организация военной службы – комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях реализации гражданами воинской обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.

Воинская обязанность граждан предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Прохождение военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом о воинской обязанности и военной службе, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с вышеуказанным Законом, другими федеральными законами и вышеупомянутым Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Закон о воинской обязанности и военной службе устанавливает два порядка прохождения военной службы – по призыву (в обязательном порядке) и по контракту (в добровольном порядке) (п. 2 ст. 2). Прохождение военной службы осуществляется:

  • – солдатами, матросами, сержантами, старшинами – по призыву или но контракту;
  • – прапорщиками и мичманами – по контракту;
  • – офицерами – по призыву или по контракту.

При этом на граждан Российской Федерации распространяются две формы прохождения военной службы (сначала – по призыву, затем – по контракту), а иностранные граждане могут проходить военную службу только по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Согласно указанному Закону призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, по обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Согласно п.1 ст. 38 срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту, устанавливается:

  • а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., за исключением военнослужащих, указанных в подп. "в" данного пункта, – 24 месяца;
  • б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подп, "в" данного пункта, – 18 месяцев;
  • в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., – 12 месяцев;
  • г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., – 24 месяца;
  • д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., – 12 месяцев;
  • е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

В срок военной службы не засчитывается время:

  • – пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  • – отбывания ареста осужденным военнослужащим; отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
  • – самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

В Вооруженных Силах РФ основную часть личного состава составляют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (далее – военнослужащие-контрактники). Это офицеры, прапорщики, мичманы и другие специалисты, имеющие соответствующую профессиональную подготовку. Поступать в военные учреждения профессионального образования имеют право граждане, не проходившие военную службу, – в возрасте от 16 до 22 лет; прошедшие или проходящие военную службу по призыву, – в возрасте до 24 лет. Они должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не проходившие военную службу и не достигшие 18 лет, приобретают статус военнослужащих-срочников.

Для военнослужащих-контрактников срок службы указывается в контракте о прохождении военной службы. В контракте закрепляются также добровольность поступления на военную службу и условия контракта. Нормативными правовыми актами определены требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Первый контракт о прохождении военной службы согласно п. 3 ст. 38 Закона о воинской обязанности и военной службе заключается:

  • – с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, – на три года, а с иностранным гражданином, поступающим на такую должность, – на пять лет;
  • – с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, – на пять лет;
  • – с военнослужащим, обучающимся в военном учреждении профессионального образования, – на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания;
  • – с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и поступающим непосредственно после окончания указанного образовательного учреждения на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, – па три года или пять лет.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться с военнослужащим, являющимся гражданином, на срок три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе); кроме того, на время обучения в военном учреждении профессионального образования и пять лет после его окончания (и. 5 указанной выше статьи).

Для замещения воинских должностей офицерами и прапорщиками (мичманами), а также гражданами, прошедшими и не прошедшими службу по призыву, установлены следующие требования :

  • а) по уровню образования:
    • – на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, кандидат должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;
    • – на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), иметь образование не ниже среднего профессионального, родственное соответствующей военно-учетной специальности;
  • б) по уровню профессиональной подготовки:
    • – на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, иметь опыт не менее :

одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву;

двух лет стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), иметь опыт не менее одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности – для граждан, прошедших военную службу по призыву, или одного года стажа работы по соответствующей родственной военноучетной специальности – для граждан, не прошедших военную службу но призыву;

  • в) по уровню физической подготовки:
    • – выполнять не ниже оценки "удовлетворительно" соответствующие нормативы по упражнениям, характеризующим развитие основных физических качеств (быстроты, выносливости и силы).

Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям.

Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса.

Таким образом, характер требований , установленных к гражданам для замещения воинских должностей , отличается от требований, установленных для замещения должностей гражданской службы. Военнослужащие, кроме определенного уровня образования и профессиональной подготовки (стажа службы по специальности, опыта работы по родственной военно-учетной специальности), должны иметь необходимый уровень физической подготовки, а также соответствовать определенным требованиям, обусловленным спецификой и условиями военной службы.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военную службу и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым знаменем воинской части. До принятия Военной присяги военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач и задач при введении чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника.

Согласно ст. 42 Закона о воинской обязанности и военной службе военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. Каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание.

В соответствии со ст. 46 указанного Закона в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания (см. табл. 4.1).

Воинские звания военнослужащим присваиваются :

  • – высших офицеров – Президентом РФ;
  • – до полковника или капитана 1-го ранга включительно – должностными лицами в соответствии с ранее упомянутым Положением о порядке прохождения военной службы.

Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Статья 49 Закона о воинской обязанности и военной службе устанавливает предельный возраст пребывания на военной службе :

  • – маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала – 60 лет;
  • – генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала – 55 лет;
  • – полковника, капитана 1-го ранга – 50 лет; военнослужащего, имеющего иное воинское звание, – 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении

военной службы может заключаться на срок до 10 лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные негодными к военной службе – в отставку.

Статус военнослужащих установлен Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Закон о статусе военнослужащих) и Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Φ3 "О воинской обязанности и военной службе" (Закон о воинской обязанности и военной службе).

Таблица 4.1

Составы военнослужащих и воинские звания

Составы военнослужащих

Воинские звания

Войсковые

Корабельные

сержанты,

старшины

Ефрейтор,

младший сержант,

старший сержант,

старшина

Старший матрос,

старшина 2-й статьи,

старшина 1-й статьи,

главный старшина,

главный корабельный

Прапорщики,

Прапорщик,

старший прапорщик

старший мичман

Младшие офицеры

Младший лейтенант,

лейтенант,

старший лейтенант,

Младший лейтенант,

лейтенант,

старший лейтенант,

капитан-лейтенант

Старшие офицеры

подполковник,

полковник

Капитан 3-го ранга,

капитан 2-го ранга,

капитан 1-го ранга

Высшие офицеры

Генерал-майор,

генерал -лейтенант,

генерал-полковник,

генерал армии,

Контр-адмирал,

вице-адмирал,

адмирал флота

Маршал Российской Федерации

Правовое положение (статус) военнослужащих совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих.

Правовое положение военнослужащих в определенной мере отличается от правового положения государственных гражданских служащих. Это отличие обусловлено, прежде всего, функционально-целевым предназначением и условиями военной службы. Долг военнослужащего – быть вооруженным защитником Отечества, обеспечивать оборону и безопасность государства. Профессиональная служебная деятельность военнослужащих постоянно связана не только с критическими физическими и психологическими нагрузками, но и с реальным риском для жизни и здоровья, особенно при ведении боевых действий.

Права и обязанности военнослужащих, возникающие в связи с прохождением военной службы, в основном такие же, как и у государственных гражданских служащих. Однако права и обязанности военнослужащих пока не приведены в определенную систему, изложены как в федеральных законах, так и в общевоинских уставах и различных подзаконных актах. К тому же содержание некоторых прав и обязанностей военнослужащих не в полной мере совпадает с содержанием аналогичных прав и обязанностей государственных гражданских служащих.

Например, в ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено право государственного гражданского служащего на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста. В Вооруженных Силах РФ таким правом обладают только военнослужащие-контрактники, т.е. профессионалы. Право военнослужащих на отдых, предусмотренное ст. 11 Закона о статусе военнослужащих, реализуется с учетом многих обстоятельств.

Право военнослужащих на должностной рост на конкурсной основе реализуется лишь при замещении воинских должностей, перечень которых ограничен.

Нормативными правовыми актами по вопросам военной службы не предусмотрено право военнослужащих выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, тогда как такое право теперь предоставлено государственным гражданским служащим Федеральным законом № 79-ФЗ.

Характер общих обязанностей военнослужащих вытекает из существа военной службы:

  • – быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить пароду Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • – строго соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • – дорожить воинской честыо, боевой славой и войсковым товариществом;
  • – совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • – быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;
  • – соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Статьей 37 Закона о воинской обязанности и военной службе точно определяются случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы. Это узаконение имеет важное значение при решении всех вопросов прохождения военной службы и ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что же касается обязанностей военнослужащих, связанных с прохождением службы, то они в основном аналогичны обязанностям государственных гражданских служащих, изложенным в ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ.

Ограничения и запреты, указанные в ст. 16 и 17 этого Закона, также аналогичны тем, которые предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами но вопросам военной службы.

Военнослужащему запрещается обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников); участвовать в забастовках; отказываться от выполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статус военнослужащих, проходящих службу на территориях других государств, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Вопросы денежного довольствия военнослужащих регулируются Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Кроме того, ряд мер, направленных на совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих и усиление их социальной защищенности, определен:

  • – указами Президента РФ (например, Указом от 21 января 2012 г. № 100 "О проведении в Вооруженных Силах Российской Федерации эксперимента по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву");
  • постановлениями Правительства РФ (например, постановлением от 5 декабря 2011 г. № 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту";
  • приказами министра обороны РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (например, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденный приказом министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом № 306-Φ3 с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия военнослужащих. Данный Федеральный закон устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат. Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством РФ. Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) по решению Правительства РФ. В частности, военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, устанавливаются следующие ежемесячные надбавки:

  • – за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  • – за особые условия военной службы;
  • – за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  • – за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются в том числе:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет;
  • – ежемесячная надбавка за классную квалификацию;
  • – ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • – ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;
  • – ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  • – ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;
  • – премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • – ежегодная материальная помощь;
  • – повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию отдельным категориям военнослужащих.

Со дня вступления в силу указанного Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, ему не противоречащей. Законодательные и иные нормативные правовые акты Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат действуют на территории России в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Наряду с рассмотренным порядком денежного довольствия для военнослужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы, федеральными законами установлены социальные гарантии и компенсации.

Согласно ст. 14 Закона о статусе военнослужащих продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих форм:

  • – организация питания по месту военной службы, месту прохождения военных сборов – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • – выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • – выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством Российской Федерации отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством РФ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемым Правительством РФ.

Законом о статусе военнослужащих определен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Согласно ст. 15 этого Закона военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

  • – военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • – офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • – прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (нс считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ. Военнослужащие – граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие – иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. №512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" утверждены Правила признания военнослужащих – граждан России , обеспечиваемых на весь срок службы служебными жилыми помещениями , нуждающимися в жилье и его бесплатного предоставления данным лицам.

Правила касаются лиц с общей продолжительностью службы 20 лет и более, а также 10 лет и более при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Они признаются нуждающимися уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом применяется учетная норма площади жилья, установленная по избранному постоянному месту жительства.

Для признания нуждающимся военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление установленной формы.

В нем указывается избранное постоянное место жительства (наименование региона и его административно-территориального образования (для городов федерального значения – только город)). К заявлению прикладываются копии паспортов военнослужащего и всех членов его семьи, свидетельств о рождении детей до 14 лет, заключении (расторжении) брака, документов, подтверждающих право на дополнительные соцгарантии в части жилищного обеспечения. Также подаются выписки из послужного списка, справки о прохождении службы, общей ее продолжительности и составе семьи, а для увольняемых но состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями – о планируемом сроке увольнения; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет.

Решение но заявлению принимается не позднее чем через 30 рабочих дней со дня его представления. В случае признания нуждающимися военнослужащие ставятся на учет.

Кроме указанных лиц жилье дается бесплатно военнослужащим, которые на момент увольнения им нс обеспечены. Право собственности оформляется на основе выписок из решений о предоставлении жилья.

Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь. В соответствии со ст. 16 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Члены семей офицеров, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие с ними совместно, имеют право на медицинскую помощь в порядке, установленном Правительством РФ, в военно-медицинских учреждениях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Проанализировав организационные и правовые основы военной службы Российской Федерации, следует отметить, что эта служба, в силу ее специфического предназначения, имеет существенные отличия от правоохранительной и тем более от гражданской службы.

Первое из них состоит в том, что для военной службы главная цель – защита страны от посягательств других государств на конституционный строй , суверенитету территориальную целостности военный и экономический потенцией.

Второе – военная служба, исходя из оснований формирования личного состава, условий и порядка ее прохождения, делится на два вида: военную службу по контракту и военную службу по призыву.

Третье – оснащенность военной службы вооружением.

Четвертое – все виды юридической ответственности за правонарушения, связанные с военной службой, регули-

руются специальными правовыми актами или специальными нормами в общих актах. Так, дисциплинарная ответственность регламентирована Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ, материальная ответственность – нормами Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", уголовная – нормами гл. 33 УК РФ "Преступления против военной службы", особенности административной ответственности – ст. 2.5 КоАП РФ "Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания".

Пятое отличие состоит в том, что военная служба имеет свою лестницу специальных званий от солдата до маршала.

1. 20 декабря 2019 года признан ВВК не годным к военной службе по состоянию здоровья (пункт Д, перенес инфаркт). Рапорта на увольнение и освобождение от исполнения обязанностей исполнил 12 января 2020 года. Отпуска использовал. Правомерно требование командира прибывать ежедневно на службу?

1.1. Дело вот в чем: само по себе такое заключение ВВК не является основанием для освобождения вас от обязанностей несения военной службы Для того чтобы не ходить на службу должно быть заключение ВКК об освобождении вас по медицинским показаниям от обязанностей несения военной службы.

2. Травму получил при исполнении обязанностей военной службы в 1981 году. Коммисован. Установлена была инвалидность 2 группа. С перерывом примерно семь лет. потом сняли группу и яникуда не обращался. Можно ли сейчас получить какие ли бо выплаты. Справки втэк на руках.

2.1. Выплаты получить нельзя да и за что группу то сняли?

3. Я инвалид военной травмы 2 й группы рткрытая черепно-мозговая травма 24 кв. см. получена при исполнении обязанностей военной службы живу в деревне Белгородской области вопрос такой имею ли я право по нынешнему законодательству получить муниципальное жилье в г.Москве.

3.1. В соц отдел напишите заявление.

4. У меня первый раз вычли алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 50% пенсии (судом в апреле месяце назначено 25%). Имеют ли право вычитать 50%? Я являюсь военным пенсионером, ветераном боевых действий и инвалидом 2 группы (военная травма при исполнении обязанностей военной службы).

4.1. надо смотреть на решение суда, но вообще имеют право, если детей три и более.
. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке

1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

4.2. Андрей, если у Вас имелась задолженность по алиментам, то пристав имеет право увеличивать размер взысканий до 70 %. При отсутствии задолженности размер удержаний должен составлять согласно решения суда. Ст. 81 СК РФ .Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г.

5. Я сотрудник мвд.. при исполнении служебных обязанностей сломал ногу.. после чего развилась посттромботическая болезнь.. направлен на ввк для определения годности к службе.. будет ли являться мой случай военной травмой?

5.1. Я не знаю как либо эта травма зафиксирована вам даны документы.

6. Военнослужащая, календарная выслуга 16 лет, признана негодной к военной службе, категория Д, освобождена от исполнения обязанностей воинской службы, есть заключение ВВК, инвалид 2 группы, не увольняют по причине необеспеченности жильем, должна ли я каждый день прибывать на военную службу для работы в отделении и должна ли я проживать по месту прохождения службы.

6.1. А вы сами не можете контракт расторгнуть? Или боитесь что жильё не дадут?

6.2. до тех пор пока Вас не исключат из списков личного состава воинской части, Вы будете являться военнослужащим, а поэтому обязаны исполнять обязанности военной службы, в том, числе прибывать на построения, а также участвовать во всех мероприятиях проводимых в воинской части.

7. Могут военнослужащего по контракту лишить премии за месяц если он освобожден от исполнения обязанностей военной службы по болезни, взысканий нет.

7.1. Альберт Крошкин.
Нужно знакомиться с Положением о порядке оплаты труда, определить правовую природу этой выплаты. Если эта выплата предусмотрена всем сотрудникам, то работник не может быть лишен ее в связи с временной нетрудоспособностью.

7.2. Нет, не может.

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 30 декабря 2011 г. N 2700

ПОРЯДОК
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
...
82. Премия не выплачивается военнослужащим:
проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;
направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей;
в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;
увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Вашего случая в этом перечне нет.

8. У мужа в МСЭ запись "заболевание получено в период прохождения в/сл" (инвалид II группы), можно ли поменять формулировку на "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы", ссылаясь на статью 37. Исполнение обязанностей военной службы.
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "О воинской обязанности и военной службе"

8.1. Существуют следующие формулировки при определении группы инвалидности:
общее заболевание;
инвалид с детства;
профессиональное заболевание;
трудовое увечье;
военная травма;
заболевание получено в период военной службы;
заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
заболевание радиационное обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
заболевание связано с аварией на ПО «Маяк»;
заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО «Маяк»;
заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;
заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Формулировки утверждены Правительством РФ для МСЭК. В том случае, если вы хотите исправить формулировку, то для этого вам необходимо будет вновь пройти комиссию и на вас придется заводить новое дело, то есть переосвидетельствования вам не избежать. Для этого Вам необходимо обратится в МСЭ по месту жительства, в случае отказа в изменении формулировки, можете обжаловать его в судебном порядке.

9. Заболевание получено в период военной службы по призыву. Как это может быть не связано с исполнением служебных обязанностей если служба по призыву есть священный долг гражданина который он выполняет не по прихоти, есть конечно некоторые не законные действия которые могут исключить это из служебных обязанностей.

9.1. Служить можно не только в армии также считается служебные обязанности в гражданских трудовых отношений.
Призыв это закон, каждый здоровый должен пройти службу, если у вас возникли проблемы с заболеванием во время призыва это и будет считаться заболевание получено в период военной службы по призыву.


10. Я инвалид 1-ой группы увечье получил при исполнении обязанностей военной службы в 1975 г. ранее государство бесплатно выдавало мне автомобиль с ручным управлением, но 12 фз исключил авто из списка средств тех. реабилитации я без ног окончил мосовский энергетический институт. Работал пока мог после инсульта оказался в коляске. Обращался за помошью к губернатору, в првительство и к президенту. В ответ одни отписки что можно слелать чтобы вернуть эту льготу.

10.1. Если вы стояли в очереди на получение машины до 1 января 2005 года. То получите компенсацию в размере 100 тысяч рублей. Обращайтесь в райотдел соцзащиты. СПРАВОЧНО

Указ президента от 6.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»

В 2009 году выплатить компенсацию в размере 100 тыс. рублей состоявшим на 1 января 2005 года на учете в органах социальной защиты населения России:

Инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам.

11. Во время службы в МВД получил травму сотрясение мозга при исполнении служебных обязанностей, могули я сейчас расчитывать на получение выплаты за военную травму.

11.1. Конечно же вы вправе претендовать на компенсацию от работодателя, так как получили травму во время исполнения своих должностных обязанностей.

11.2. Была ли оформлена вами эта травма, как при исполнении служебных обязанностей и проводилась ли проверка. Если эти условия соблюдены, то вправе рассчитывать на выплаты.

12. Могут ли судебные приставы арестовать пенсию инвалида 3 группы, инвалидность получена при исполнении обязанностей военной службы 1984 году?

12.1. Судебный пристав имеет право удерживать с пенсии 50 %. Статья 99 закона об исполнительном производстве. Можно подать заявление о снижении размера удержаний.

12.2. уважаемый посетитель!
Увы, но к сожалению вправе удерживать 50% с пенсии в данном случае
Всего доброго, желаю удачи.

12.3. Судебный пристав имеет право удерживать до 50 % от пенсии. Если на счет наложен арест, то нужно предоставить судебному приставу справку, что на счет поступает пенсия. Тогда арест снимут.

12.4. "в данном случае могут.
Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание указаны в ст. 101 ФЗ-№229 "Об исполнительном производстве".

12.5. Да, может. Процент удержания не может превышать 50% ФЗ Об исполнительном производстве. Всего доброго.

13. И крайний вопрос. Если я напишу командиру части рапорт с просьбой направить меня на ВВК в связи с ухудшением здоровья препядствующим исполнению служебных обязанностей. В праве ли он отказать мне. И если ВВК признает не годным к службе положена ли мне квартира. Являюсь нуждающимся с 2014 года. Общая выслуга 5 лет 3 месяца.

13.1. Это не крайний вопрос. Он вообще путем консультации не решается, если вы хотите решить проблему, а не интересоваться из праздного интереса. Откажут во всяком жилье, из служебного выселят.

13.2. Квартиру Вам никто при такой выслуге не предоставит. У вас даже 10 лет нет. Если напишете рапорт, Я думаю отправят на ВВК. Удачи вам и всего наилучшего.

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Имеет ли мой муж право на единовременное пособие по пункту 12 статьи 3 Федерального закона 306-ФЗ? Добрый день! Он инвалид ВС 3 группы с 1991 года. Травму получил при исполнении обязанностей военной службы. Никаких единовременных денежных компенсаций в связи с увольнением по травме не получал. Может ли он претендовать на единовременную денежную выплату инвалидам по пункту 12 статьи 3 Федерального закона 306-ФЗ?

14.1. Галина! Если ваш муж был уволен именно в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы, то имеет. Кроме того, если инвалидность была установлена вследствие военной травмы, то ему должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью. Как инвалиду 3 группы-2800 руб. Конечно, при условии, что ранее никаких пособий и компенсаций по данным основаниям он не получал.

15. Может ли взыскиваться приставами долг с пенсии по инвалидности? Травма получена при исполнении обязанностей военной службы. Как упредить списание средств с карты, на которую зачисляется пенсия? Спасибо.

15.1. Если в отношении Вас возбуждено исполнительное производство, то приставы в праве удерживать с пенсии 50% в месяц в счет погашения долга.

15.2. Да, удержания из страховой пенсии производятся в соответствии с Федеральными законами от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на основании исполнительных документов. Соответственно, пределы удержаний ограничены 50-ю %, имеете право требовать отсрочку, уменьшение удержаний и т.д.

15.3. Обязательно будет удержание с вашей пенсии и ни как вы ни чего не упредите приставы в любом случае обратят взыскание на вашу пенсию.

16. Меня зовут Паша! По результатам ВВК признали органиченно годным к военной службе, не годен к службе в плавсоставе на надводных кораблях как указано в заключении. Могу ли я написать рапорт об освобождении меня от исполнения служебных обязанностей до момента увольнения по болезни?

16.1. К сожалению, даже при категории годности "Д" до исключения из списков части Вы обязаны просто приходить на военную службу.
То есть Вы должны прийти, сесть и сидеть, сложа руки и ничего не делая.
Если трудно даже приходить на службу, то берите в санчасти освобождение. Или покажите заключение ЦВВК врачу части - может там все уже сформулировано так, что Вам по состоянию здоровья даже приходить на службу необязательно.

16.2. Нет. При Вашей категории должности обязаны исполнять общие обязанности военной службы. Командир может своим приказом определить Вам обязанности, не связанные с плавсоставом.

17. Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС сейчас инвалиды вследствие полученного облучения. Все они были призваны на военные сборы, во время которых работали на ЧАЭС. Т.е. заболевание получено в связи в исполнением обязанностей военной службы. Могут ли они наблюдаться и лечиться в военном госпитале? Приравниваются ли они к военнослужащим, получившим травму (увечье, заболевание) в период прохождения военной службы по части медицинского обеспечения?

17.1. Галина,
Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы определен Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

18. Я на данный момент инвалид 3 нр. При прохождениии МСЭ было обращено внимание на травму от 08.1992 г. травма получена при исполнении служебных обязанностей на момент службы я по факту травмы не освидетельствовался. ВВК затребовала направление на МСЭ и другие документы. Выдали заключение: Заболевание (выврд МСЭ)
получено в период военной службы, увечье - военная травма. Какие мне полагаются компенсации.

18.1. Советую изучить Вам Приказ МВД РФ от 18 июня 2012 г. N 590
"Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам"

19. Могу ли обжаловать заключение служебной проверки? В заключении сказано что травма получена в период прохождения службы, а я считаю, должна быть формулировка при исполнении служебных обязанностей, У МЕНЯ ТРАВМА ПОЛУЧЕНА В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ НА БОЛЬНИЧНОМ. Ведь от этой формулировки зависит решение ВВК, А ОТ ТОГО КАК СФОРМУЛИРУЕТ ввк зависит-тяжелая или легкая травма и если травма при исполнении служебных обязанностей-то и выплата соответсвенно 2 млн. руб., я права или нет?

19.1. Вы имеете право обжаловать заключение служебной проверки в любом случае, для чего необходимо подавать соответствующее заявление о признании результатов служебной проверки недействительными в районный суд.

20. Справка бессрочно заболевание в период военной службы требуют изменения формулировки на в период исполнения служебных обязанностей правомочно ли это со стороны соцзащиты.

20.1. Соцзащита в общении имеет право изменять какие-либо документы которые предоставляет другой орган Напишите жалобу в прокуратуру. Хорошего приятного дня.

21. В 1977 г. при прохождении службы в рядах СА (Солдат) при исполнении служебных обязанностей получил военную травму - была удалена почка. По истечении времени вторая почка стала давать сбои. Положена ли группа инвалидности.

21.1. ---по установлению или отказу, в группе инвалидности, решают ТОЛЬКО медики МСЭ, [u] для установления группы инвалидности (или её усиления), нужно обратиться к лечащему врачу терапевту, с просьбой заполнить посыльный лист на МСЭ бланк Формы №080/у. Получаете этот лист и обходите всех указанных в нём врачей, а затем, проходите МСЭ, согласно Постановления Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. "О порядке и условиях признания лица инвалидом". Форма №080/у-06 подписывается заведующим отделением, в качестве председателя Врачебной комиссии. А при отказе в установлении группы инвалидности, обжалуете отказ в суде в течении 3 месяцев со дня его получения. Суд назначит комиссионное обследование и вынесет своё решение. Удачи Вам и всего хорошего.:sm_ax:

22. Я, пенсионер МВД. Пенсия по инвалидности, установленная в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вопрос:
Могу ли я претендовать на звание "Ветеран военной службы" в соответствии с статьей 5 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"?
Спасибо.

22.1. ВСе зависит от имеющейся у ВАС на момент ухода на пенсию - выслуги лет в системе МВД

23. К какой категории относятся инвалиды, получившие воннную травму при исполнении обязанностей военной службы не связанную с боевыми действиями. У меня была 3 гр с 1972 г. приравнен к ИВОВ. Сейчас 1 гр по онкологии. В справке МСЭ записано - военная травма. Обратился в соцзащиту по обмену удостоверения на 1 гр-отказали. Грозят прекратить платить 2 пенсию по инвалидности. Нужна ли замена удостоверения и куда деть 49 лет прожитых инвалидом и кто мне вернет левый глаз? С уважением Виктор Яковлевич.

23.1. Согласно ст.3 ФЗ Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.
Поэтому вы относитесь к категории лиц, имеющих право на две пенсии и никто данную норму не отменял и не собирается отменять. При этом группа инвалидности не имеет значения и менять удостоверения вам не нужно. Видимо, просто в собесе попалась злая сотрудница.

24. Я был инвалидом СА с 1972 г, приравнен к ИВОВ 3 гр,травма получена при исполнении обязанностей военной службы не связанной с боевыми действиями. С мая 2017 г я инвалид 1 гр по онкологии. В справке МСЭ указана военная травма, в пенсионном фонде сказали чтобы поменял удостостоверение инвалида о праве на льготы на 1 гр, иначе прекратят выплаты 2-х пенсий. В соцзащите отказали в выдаче удостоверения. Как быть.

24.1. Пишите жалобу в прокуратуру в отношении отдела Соц. защиты. Излагайте обстоятельства, пускай они проводят проверку по факту нарушения ваших прав. С уважением.

24.2. Виктор Яковлевич! Неправомерный действия работников социального обеспечения можно обжаловать в вышестоящем порядке, в прокуратуру или в суде. Будут проблемы - обращайтесь к юристам в личную консультацию и получите грамотную консультацию по данному вопросу и возможности защиты ваших прав. Успешно решить Ваш вопрос можно с юридической помощью.
Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

25. Служу матрос к/с на малом противолодгчном корабле. Заболел, в полеклинике доктор написал - необходимо предоставить полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 4 суток. Помошник сказал лечись на корабле в амбулаторной каюте (две кровати на одной из которых спит фельшер, тем жеть принимает пациентов, условий для лечения впринцепи ни каких.) Могу ли я обратиться в прокуратуру по данному поводу?

25.1. ДЖА, конечно можете - пишите или лично обращайтесь в военную прокуратуру
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь

26. Как рапортом просить командира войсковой части, чтобы мне произвели расчёт дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверхустановленного служебного времени, в связи с тем, что меня откомандировывают из части в распоряжение командира дивизии перед моим увольнением по окончанию срока контракта.

26.1. Основанием для предоставления дополнительных суток отдыха является Журнал учета... , который должен вестись в воинской части (приказ МО РФ 2015 г. №660). В рапорте ссылаетесь на сведения содержащиеся в Журнале.

26.2. Пишите рапорт с указание сроков привлечения вас к исполнению обязанностей и ходатайством о из предоставлении, после этого ждете ответ командира, если он вас устраивает то все хорошо, если нет то в суд.

27. За какой по длительности период времени можно запросить сутки отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверхустановленного служебного времени?!?!?!

27.1. Согласно статье 11 п.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащего» Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Привлечение военнослужащих к исполнению военных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.
За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащего», а именно Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

27.2. Как таковой срок не установлен, как правило из предоставляют вместе с отпуском за год, если вы их не просили, то вправе обратиться с рапортом к командованию и указать весь период за который просите выходные.

28. На пенсии по выслуге лет с 1991 г.Служил в КГБ СССР. При исполнении обязанностей военной службы получил травму и группу инвалидности. Имею ли я право на получение 2-х пенсий: государственной пенсии по инвалидности и страховой пенсии по выслуге лет. Спасибо.

28.1. Нет, судя по тексту. На страховую пенсию - имеют право бывшие военнослужащие, если они работали. По тексту вопроса - у Вас только служба была.

29. Предоставляется ли военнослужащему время дополнительного отдыха за исполнение специальных обязанностей в суточном наряде в будний день если с учетом наряда еженедельное привлечение к исполнению обязанностей военной службы с учетом суточного наряда превышает нормальную продолжительность еженедельного служебного времени.

29.1. Нет не предоставляется, потому что время несения службы в суточном наряде не входит в перечень видов службы, за который предоставляется дополнительное время отдыха или сутки отдыха.

30. Проходя службу в рядах СА СССР в стройбате, при работах я провалился в котлован с холодной водой, вследствие чего развилось тяжелое заболевание и наступила инвалидность. Как квалифицируется этот инцидент: как заболевание полученное в период прохождения военной службы или заболевание полученное в связи с исполнением воинских обязанностей?

30.1. уважаемый Аркадий
Как заболевание полученное при прохождении воинской службы

С пожеланием хорошего дня и отличного настроения.

30.2. Как квалифицируется этот инцидент: как заболевание полученное в период прохождения военной службы

Вопрос № 1 Исполнение обязанностей военной службы. Права военнослужащих. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Обязанности солдата, обязанности командира отделения и взвода. Виды ответственности военнослужащих с учетом их правового положения.

Введение

Обеспечение

Текст лекции. Презентация.

Сегодня мы приступаем к изучению положений уставов ВС РФ. И начнем это изучение с основ. Таких как:

Права и обязанности военнослужащих, ответственность за соблюдение положений и требований устава;

Построение отношений между военнослужащими;

Размещение военнослужащих и соблюдение распорядка дня.

Эти положения подробно описаны в «Уставе внутренней службы ВС РФ».

В течение 2-х часового практического занятия мы ознакомимся только с основными положениями. Так как этот вопрос является фундаментальным для последующего обучения на военной кафедре, то необходимо самостоятельно продолжать его изучение во время отведенное для самостоятельной подготовки.


Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

В соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы или нет.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа (приказания) или распоряжения, отданного командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня (регламентом) служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;



ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемых без введения чрезвычайного положения;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время.

Военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

Самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" настоящей статьи;

Добровольного приведения себя в состояние опьянения;

Совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.


Как доказать юридический факт, что гибель военнослужащего, его травма или болезнь получены им при исполнении обязанностей военной службы?

Формулировка, «погиб при исполнении служебных обязанностей», не дает право родителям погибшего солдата на получение компенсации вреда от государства согласно п.8 ст.3 ФЗ от 07.11.2011 г. №306-ФЗ, а это около 3 000 000 рублей. Так считает начальник Управления труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по г. Стерлитамаку.

Запись, в свидетельстве о болезни, что заболевание получено военнослужащим в период прохождения военной службы, тоже, по мнению военкомата, не является основанием для назначении 40 процентов пенсии по случаю потери кормильца, основании абзац 2 ст.7 ФЗ №4468, дополнительно к имеющейся пенсии его вдове. В этом уверен начальник отдела военного комиссариата Курской области по Горшеченскому, Касторенскому и Советскому районам.

Как видим, разновидностей формулировок в документах может быть много. А формулировка для отказа в предоставлении пособий и выплат от государства, на службе которому человек потерял здоровье или жизнь у чиновников одна «не находился при исполнении обязанностей военной службы» и при этом ссылаются на статью закона где она приведена, а раз формулировки в документах и в законе не совпадают, то и оснований для выплаты, или пенсии нет. Или попробуйте доказать обратное.

Как доказать юридический факт, что гибель военнослужащего, его травма или болезнь получены им при исполнении им обязанностей военной службы?

Первая мысль, обратиться в архив! Это тот, что в г. Подольск, Московской области, к тому-же к этому любезно подталкивают к этой идее тот чинуша, что только, что отказал заявителю в законной просьбе.
Цель у чиновника в данном случае одна, не дать денег вообще и никогда и он целенаправленно её добивается под маской доброжелательности и стремлении оказать «помощь», а точнее лишить заявителя права на положенные от государства выплаты.

Обратившись в архив Вы не получите ничего нового, кроме того чем вы и так располагаете, а потеряете ВРЕМЯ, а точнее, пропустите трех месячный срок, который вам дается на обжаловение действий (бездействий), решений органов гос. власти (ст.256 ГПК РФ), восстановить который будет проблематично.

Так, что-же делать? Самым разумным, видится это обращение с заявлением в суд по месту жительства или месту нахождения гос. органа (ч.2 ст.254 ГПК РФ).

Закрытый перечень оснований считать, что военнослужащий не признается погибшим, заболевшим при исполнении обязанностей военной службы приведен в ч.2. ст.37 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ. Другие основания законом не предусмотрены.

А поскольку, согласно ст.249 ГПК РФ, бремя доказывания лежит на гос. органе, следовательно он и должен предоставить доказательства того, что в момент гибели или получения заболевания, военнослужащий самовольного находился вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, добровольно привел себя в состояние опьянения или совершил деяние, признанное в установленном порядке общественно опасным.

Как логически следует из вышесказанного, решение суда будет в пользу заявителя, поскольку вряд ли гос. орган располагает доказательствами подобного рода.

Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, которые разрабатываются на основе Конституции РФ. Базовыми правовыми актами, определяющими основы военной службы, являются федеральные законы РФ «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь и быт, несение службы, выполнение должностных обязанностей регламентируются общевоинскими боевыми уставами.

Под исполнением служебных обязанностей следует понимать исполнение военнослужащим должностных и специальных обязанностей.

Под обязанностями военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагаются повышенные по сравнению с другими гражданами обязанности, некоторые из которых являются общими для всех военнослужащих, их исполнение не регламентировано какими-либо временными рамками, например исполнение должностных или специальных обязанностей.

Общие обязанности военнослужащих РФ перечислены в ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащих» и конкретизированы в Военной присяге (ст. ст. 40, 41 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), УВС ВС РФ и других воинских уставах. К ним относятся такие обязанности, как:

Быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

Быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы с целью урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением.

Конституция РФ закрепила важнейшее, исходное для всего текущего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В таком закреплении, раскрытии понятия «защита Отечества» используются две категории: правовая, нормативная, юридическая - как обязанность и моральная, нравственная - как долг.

Использование в Конституции РФ категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Отечества закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации этой конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.).

Обязанность граждан защищать Отечество, с одной стороны, включает юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой - подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству. Подтверждая готовность к исполнению своего долга по защите Отечества в форме исполнения военной службы, военнослужащий приносит Военную присягу на верность своему Отечеству и народу.

Требование строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров. Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Однако возникает вопрос о характере безусловного повиновения: является ли оно абсолютным или относительным? В ст. 39 УВС ВС РФ закреплено положение о том, что обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа, отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы. Получив приказ, военнослужащий сталкивается с коллизией обязанностей, так как, с одной стороны, согласно ст. 9 ДУ ВС РФ обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться является одним из основных принципов единоначалия, а с другой стороны, ст. 3 ДУ ВС РФ обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать Конституцию и законы РФ. Таким образом, именно в этом случае возникает проблема, связанная с установлением пределов повиновения и юридической ответственности военнослужащих за отдачу и исполнение неправомерных приказов.

Пределы повиновения приказу и ответственности за его исполнение и неисполнение содержатся в нормах международного права. Так, ст. 8 Устава Международного военного трибунала предусмотрено, что тот факт, что обвиняемый действовал в соответствии с приказом начальника, не освобождает его от ответственности за содеянное, а может лишь рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства (Устав Международного военного трибунала, подписанный в Лондоне 8 августа 1945 г. (ст. 8). Т. 82. Нюрнберг, 1945. С. 278 - 310). «Нельзя налагать наказание за невыполнение преступного приказа, и наоборот, ссылка на приказ при совершении высшего преступления не освобождает от уголовной ответственности» (ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.). М. Обер, исследовавший проблемы исполнения приказа, не соответствующего нормам международного гуманитарного права, считает, что каждый гражданин-военнослужащий должен иметь «определенную ответственность, дающую ему право отказаться подчиниться противоправному приказу».

Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников), общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам службы, т.е. приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ. Следовательно, согласно действующему законодательству безусловная обязательность приказа основывается на условии, что командиры (начальники) не будут издавать незаконные приказы. УК РФ в ст. 332 установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке.

Однако без уточнения в законодательстве обязанности подчиненного по исполнению незаконного приказа указанная норма носит декларативный характер, поскольку неясно, обязан ли военнослужащий не исполнять незаконный приказ и, следовательно, его исполнение может рассматриваться как правонарушение, или он не обязан исполнять незаконный приказ (не являющийся преступным), т.е. не обязан, но может исполнить его, и поэтому исполнение незаконного приказа не носит характера правонарушения. Этот важный юридический нюанс не нашел отражения в федеральном законодательстве о военной службе. В то же время анализ гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы» дает ответы на вопросы, касающиеся пределов повиновения военнослужащих приказам командиров и начальников и ответственности за их неисполнение.

УК РФ в ст. 42 устанавливает условия, при которых военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет.

В процессе военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан РФ с ограничениями, устанавливаемыми федеральными законами (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об обороне»).

Военнослужащие обязаны мужественно и умело защищать свое Отечество, народ, а также свободу, независимость и конституционный строй России.

Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.

Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 23 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными с той лишь разницей, что по Конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.

К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированными. Для военнослужащих характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в ДУ ВС РФ как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников (ст. 1).

Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение - основа воинской дисциплины.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику (ст. 19 УВС ВС РФ).

Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. (ст. 22 УВС ВС РФ).

Военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности могут быть классифицированы по их целевому назначению, по категориям военнослужащих, на которых они возлагаются, и по видам должностей, которыми эти обязанности определяются.

Должностные обязанности делятся также на общие (например, всех прямых начальников - ст. ст. 75 - 92 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т.д.; для корабельного состава Военно-Морского Флота они закреплены в Корабельном уставе ВМФ).

Для военнослужащих, находящихся на иных (кроме типовых) должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, которые носят, как правило, временный характер.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц; подчиняться строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств и ведомств. Так, в Федеральном законе «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» указывается, что сотрудники органов Федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники внутренними войсками установлены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Следует обратить внимание на то, что не все перечисленные в указанной норме вышеназванного Закона случаи судебные инстанции считают возможным отнести к исполнению (иногда даже допускается выражение - фактическое исполнение) служебных обязанностей, что вполне объяснимо, поскольку вряд ли можно отнести к исполнению или фактическому исполнению служебных обязанностей такие обстоятельства, как следование военнослужащего к месту военной службы и обратно, нахождение в плену, безвестное отсутствие, нахождение на лечении и т.д. Также необходимо иметь в виду, что, участвуя в учениях и походах кораблей, находясь в командировке, военнослужащий имеет право на отдых, т.е. в указанное время он фактически не исполняет служебных обязанностей. Проблема заключается в том, что законодатель недостаточно четко определил, для каких случаев он вводит понятие «исполнение обязанностей военной службы». Анализ законодательства о военной службе и статусе военнослужащих приводит к выводу, что оно применяется в целях усиления гарантий социально-правовой защиты военнослужащих, находящихся подчас в экстремальных условиях. Нечеткость в формулировках порождает проблемы у правоприменителей с определением условий привлечения военнослужащих к материальной ответственности.