Понятие предлога. Загадки-шарады Классификация производных предлогов
Предлог является служебной частью речи, главной функцией которой является связь между местоимениями, существительными, числительными и словами, принадлежащими к другим частям речи.
Понятие предлога
Предлоги обозначают отношения между двумя объектами (лодка с парусом), между объектом и действием (смотреть на речку), между объектом и признаком (готовый на самопожертвование). Предлоги не могут изменяться по падежам, числам, времени и родам.
Они никогда не выступают самостоятельными членами в предложении. Зачастую в предложении предлоги ставятся либо перед существительными, либо перед определениями, которые относятся к существительному. Например: в красном платье. Некоторые предлоги могут употребляться и после существительного. Например: чего ради или ради чего.
Виды предлогов по образованию
Согласно способ образованию предлоги делятся на две категории: непроизводные и производные. Непроизводные предлоги (иногда их называют первообразными) – это предлоги, которые не имеют связей с другими части речи, то есть не образованны от них. Примеры непроизводных предлогов: при, из-за, от, с, без.
Производные предлоги (непервообразные) – это предлоги, которые образовались на основе слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи. Производные предлоги делятся на три группы:
Наречные: напротив, вокруг, вдоль, вблизи;
Отыменные: в виде, за счет, ввиду, по поводу, в течение;
Отглагольные: включая, начиная, исключая, спустя, благодаря.
Виды предлогов по строению
Согласно строению, предлоги делятся на две группы: простые и составные. Простые предлоги пишутся слитно: около, благодаря, вокруг, вследствие. Составные предлоги включают в себя два и более слова, которые следует писать раздельно: в продолжение, в связи с, по направлению к, в зависимости от, за исключением.
Морфологический разбор предлога
Предлоги следует разбирать по такой схеме:
1. Часть речи, грамматическая роль (для чего в предложении служит данный предлог);
2. Выделение морфологических признаков:
Производный или непроизводный;
Простой или составной.
Например: Мария Ивановна, заложив руки за спину, быстро ходила по гостиной из угла в угол, смотря вперед себя, и задумчиво покачивала головой. В данном предложении есть четыре предлога:
- по : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в дательном падеже;
- из : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в родительном падеже;
- в : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в винительном падеже;
1. В океане я бываю,
Корабли там разбиваю.
Если ж букву приписать,
Стану в воздухе летать.
2. Могучая река меж берегов струится,
Но "и" к реке прибавь –
Вспорхнет над нею птица.
3. Древесному стволу защиту я даю.
Прибавь мне букву "б" –
Тебя я погублю.
4. Без "р" я злак, полезный людям,
А с "и" – цветком душистым буду.
5. С "з" – пахучая, красивая,
С "щ" – зеленая, шумливая.
6. Коль пес ворчит – ты слышишь первое,
Второе же – сродни пчеле,
А целиком мы утром летним
Частенько видим на земле.
7. На берегу я круглый год валяюсь,
Отнимешь мягкий знак –
И вверх я устремляюсь.
8. Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить "т" –
Мы их, конечно, напугаем.
9. С "п" – весною у растений,
С "т" – в конце я предложений.
10. Мне недолго измениться:
С "с" – животное, с "р" – птица.
11. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если "к" сочтете лишним,
Смысл получится иной.
Стану я тогда пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.
12. Первое – нота, второе – тоже,
А в целом – на горох похоже.
13. Первое – лоб,
Второе – сто лет,
Целое – разумное существо.
14. Первое мы пьем,
Второе – название буквы.
Целое – птица,
Над морем кружится.
15. Первое случается,
Когда что-то ломается.
Второе – в букварях,
А целое – в морях.
16. Какую часть карандаша можно изготовить с помощью крупной хищной птицы и хвойного дерева?
17. Какое вырастет дерево, если на пачку каких-либо предметов положить съедобные белые зерна?
18. Какие вылетают быстрокрылые птички, если на "ногу" моржу надеть прибор, помогающий хорошо видеть?
19. Какое появляется кусачее насекомое, если круглый кусок чего-либо покатится по участку в 100 квадратных метров?
20. Какое животное получается при опускании в блюдо из крупы прибора для измерения глубины?
21. Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
22. Без "м" в лесу мне красоваться,
А с "м" суда меня боятся.
23. С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
24. Я цвет одинаковый часто имею,
И с "г" зеленею, и с "к" зеленею.
Но с "к" вам со мною рискованно быть,
Могу я до слез довести и убить.
25. Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
26. Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
А в целом – леса, города и равнины,
К целому по"лны любовью сердца.
27. Предлог и стройматериал
Морской выдерживают вал.
28. Первый – предлог, за ним – другой.
Вот первый слог перед тобой...
Второй же очень нужен мне:
Он над диваном на стене.
Не для одной красы висит –
В нем лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но... будьте осторожны.
29. Первый слог метут метлой,
Глазом же зовут второй,
Третий – резать хлеб годится,
А четвертый – лишь частица.
В целом – насекомое,
Очень многоногое.
30. Гласная буква (она же предлог) –
Первый в шараде задуманный слог.
Дальше последует то, что порой
Тройки и двойки влечет за собой.
Что же получится в целом у нас?
...Кто там бежит – под копытами наст,
Звезды с холодного неба глядят,
Легкие нарты, как ветер, летят?
31. "Б" сказала:
– Слушай, "А", побежим искать слова.
Смотрят – бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
"Б" вдруг сделалась легка,
Унеслась под облака.
32. Птица над водой летала,
В воду буква "ч" упала.
Птице я помочь хотел,
Подарил ей букву "л".
Птица больше не летает,
Лает и хвостом виляет.
33. Когда я – месяц, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь.
Коль вместо "т" в меня поставишь "ш",
То под меня ты бодро зашагаешь.
Ответы
1. Риф – гриф. 2. Волга – иволга. 3. Кора – кобра. 4. Рис – ирис. 5. Роза – роща. 6. Р + оса = роса. 7. Галька – галка. 8. Игры – тигры. 9. Почка – точка. 10. Осел – орел. 11. Клен – лен. 12. Фа + соль = фасоль. 13. Чело + век = человек. 14. Чай + ка = чайка. 15. Треск + а = треска. 16. Гриф + ель = грифель. 17. Кипа + рис = кипарис. 18. Ласт + очки = ласточки. 19. Ком + ар = комар. 20. Каша + лот = кашалот. 21. И"рис – ири"с. 22. Ель – мель. 23. Коса – коза. 24. Луг – лук. 25. Я + блок + о = яблоко. 26. Р + один + а = Родина. 27. У + тес = утес. 28. К + о + бра = кобра. 29. Сор + око + нож + ка = сороконожка. 30. О + лень = олень. 31. Б + а + бочка = бабочка. 32. Чайка – лайка. 33. Март – марш.
ольга шувайкина
Конспект занятия «Название предметов мебели. Употребление пространственных предлогов»
Программное содержание
Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных.
Материалы, оборудование
Кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать; игрушки: кукла, утята, котята, зайчата.
Методы, приёмы
Художественное слово, игра «Кто что умеет делать».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Постановка цели.
Игра «Доскажи словечко».
Если ты захочешь спать, в спальне ждёт тебя….(кровать).
С пирогами чай попьём за обеденным…. (столом).
Как приятно нашей Тане поваляться на…. (диване).
Свитер, кофту, тёплый шарф аккуратно сложим в….(шкаф).
Дети отвечают, затем садятся на свои места.
Картинки с предметами мебели вывешиваются на доске.
Воспитатель: ребята, как вы уже догадались сегодня на занятии мы будем говорить о мебели.
2. Основная часть.
Воспитатель: ребята, это комната. Здесь живёт девочка Катя. Скажите, какие предметы находятся в комнате?
Дети: стол, стул, шкаф, кровать.
Воспитатель: правильно, стол, стул, шкаф, кровать- это мебель.
Ребята, где сидит Катя?
Дети: Катя сидит на стуле.
Воспитатель: вместе с Катей в комнате живут её друзья- котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Они очень любят прятаться. Катя вышла из комнаты, а животные спрятались.
Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати.
Вернулась Катя, видит, нет её друзей (около стула нет никого, на шкафу их тоже нет и за шкафом тоже нет никого).
Воспитатель: ребята помогите Кате найти животных.
Арина, кого ты хочешь найти? Где он спрятался?
Ребёнок отвечает.
Павлик, а ты кого найдёшь?
3. Физ. минутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики
Ручками хлопают
Ножками топают
Глазками моргают
После отдыхают.
Игра «Поиграй с мячом».
Ребята, положите мяч на стул, под стул, около стула.
Дети садятся на свои места.
Ребята, а сейчас мы с вами постараемся составить рассказ про Катю и её друзей.
Жила-была девочка Катя. Вместе с ней жили её друзья –котёнок, зайчонок, собачка, утёнок. Однажды, когда Катя вышла из комнаты животные спрятались. Зайчонок -в шкафу, котёнок –на столе, собачка –около кровати, утёнок –на кровати. Катя пришла, а животных нет.
Воспитатель: ребята, кто хочет рассказать про Катю?
4. Итог занятия.
Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии (о мебели).
Что мы с вами делали? (составляли рассказ про Катю).
Публикации по теме:
Конспект занятия «Закрепление предлогов В-ИЗ». Лексическая тема «Школа» Цель: Закрепить полученные знания детей о школе, школьных принадлежностях Задачи: Образовательные:закрепить предлоги в, из; закреплять согласование.
Конспект занятия «Путешествие в Царство мебели» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.
Конспект занятия по формированию пространственных представлений и развитию навыков пространственной ориентировки Тема: «Развивать навыки пространственной ориентировки и умения определять пространственные направления от себя» Выполнила: Воспитатель Денисова.
Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.
Конспект занятия по развитию пространственных представлений с помощью плана класса для детей 10 лет с ОВЗ Тема: «План класса». Цель: Формирование пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана класса. Задачи: Находить.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое мебели» «Путешествие в прошлое мебели» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, коммуникативное развитие Интеграция образовательных.
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация предлогов «в» и «на» Цель: Уточнить понимание предлогов «в» и «на». Упражнять в употребление предлогов «в», «на» с существительными в предложном падеже.
Название занятия «Спасение феи Фионы» Название занятия Спасение феи Фионы Цели и задачи Образовательные Познавательное развитие: Совершенствовать умение составлять число 5.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну предлогов» Тема: Путешествие в страну предлогов. Группа: подготовительная. Цель: закрепление правильного употребления предлогов и падежных окончаний.
Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе
Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.
В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.
Основные функции
Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.
Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.
Какие бывают предлоги
Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:
- к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
- благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
- в семь часов - В. п. (во что?);
- в парке - П. п. (в чем?).
Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.
Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:
- вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;
- в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;
- благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.
Структурные различия
Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:
- Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
- Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
- Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.
Разряды по значению
Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.
Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:
- Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
- Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
- Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
- Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
- Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.
Классификация производных предлогов
В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.
Правописание предлогов
Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.
Например: на (чем?) море или на (Черном) море.
В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.
Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).
Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:
- ввиду (из-за, по причине);
- вроде (подобно);
- насчет (об, о);
- вследствие (по причине).
Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.
Примечания
Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .
Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.
Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.
Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).
Употребление предлогов с падежами
Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:
- с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
- с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
- с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
- с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
- с предложным падежом - о, при, в, на.
Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.
Вместо заключения
На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.
Занятие 26. Предлог
1. Прочитайте историю о том, как предлоги поссорились со всеми словами.
Ссора предлогов со всеми словами
Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Они были драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
Предлог по происхождению – калька с греческого, буквальный перевод которой значит «перед словом».
Предлогов около 200 слов, однако они занимают 4-е место по частоте употребления в речи (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входит в общий частотный список, а 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о ) включены в 30 самых частотных слов, причем предлог в занимает первое место, а предлог на – второе место в этом списке.
Почему же такая немногочисленная часть речи так часто употребляется в нашей речи? Известный лингвист В.А. Богородицкий назвал предлоги словечками отношений. Действительно, это так: предлоги, как и окончания, участвуют в установлении отношений между словами. Можно взять три слова: книга, стол, лежать . Используя разные падежные формы и предлоги, можно составить несколько предложений:
Книга лежит на столе.
Книга лежит в столе.
Книга лежит под столом.
Книга лежит за столом.
Книга лежит у стола.
Книга лежит перед столом.
Книга лежит между столом и стулом.
Предлоги не только устанавливают отношения между словами, но и уточняют значение предложно-падежных конструкций. Так, предлог в обозначает направление действия внутрь (войти в комнату, положить в ящик ), предлог на – направление на поверхность предмета (положить на стол ), оба предлога обозначают нахождение предмета, только предлог в обозначает внутри (быть в комнате, хранить в коробке ), а предлог на – на поверхности (находиться на земле, висит на стене ).
Интересно распределение предлогов между падежами. Вы помните, что в русском языке 6 падежей, причем именительный падеж употребляется всегда без предлога. Значит, все 200 предлогов необходимо распределить между 5 падежами.
Наибольшее количество предлогов падает на родительный падеж – 115 слов. Объясняется это тем, что предлоги пополняются за счёт существительных, а имя существительное сочетается с другими именем существительным обычно в форме родительного падежа. Остальные предлоги распределяются между тремя падежами равномерно: с творительным падежом употребляется 24 предлога (над, перед, с, за, под и др.), с винительным – 20 (в, на, с, о, про и др.), с дательным – 19 (к, благодаря, согласно, вопреки и др.) и на долю предложного падежа падает всего 7 предлогов (на, в, о (об), при, по, по вопросу о ).
Русские предлоги в основном однопадежны, т.е. каждый предлог употребляется с одним падежом. Так, только с родительным падежом употребляются предлоги без, вдоль, до, от, из, из-за, кроме, у, около и др., только с винительным – про, сквозь, через и др.
Только 6 предлогов употребляются с двумя и 2 предлога с тремя падежами. К двухпадежным предлогам относятся: в, на, требующие после себя винительного и предложного падежей; за, под , употребляющиеся с винительным и творительным падежами; о (об, обо ), сочетающийся с винительным и предложным падежами; между, меж , выступающие с родительным и творительным падежами. К трёхпадежным предлогам относятся с , сочетающийся с родительным, винительным и творительным падежами; по , употребляющийся с дательным, винительным и предложным падежами.
Хорошее знание сочетаемости предлогов с падежами поможет грамотно строить предложения и словосочетания.
2. В Крым или на Кавказ?
Перед началом летних каникул в одном классе как-то сам собой возник разговор о том, кто куда поедет отдыхать.
– Мы едем в Крым, – громче всех сказал Толя.
– А мы – на Кавказ, – в тон ему произнёс Олег.
– А нас бабушка пригласила в деревню. Там есть речка, лес. Будем собирать грибы, ягоды, загорать и купаться, – с восторгом говорила Надя.
– Я люблю путешествовать, и мы дома решили поехать на Украину. Посмотрим на большие города и украинские сёла, – решительно сказала Таня.
– А я хотела бы поехать на море, – вздохнула Наташа. – Мне папа много рассказывал о Чёрном море, которое на самом деле синее-синее. Он служил на Чёрном море.
Ребята так оживлённо беседовали, что не заметили подошедшего к ним старшеклассника Диму, увлекавшегося русским языком.
Он прервал их:
– Хотите я задам вам вопрос по русскому языку?
– Ну, задавай, – не очень доброжелательно сказал Коля. Ему ещё не удалось сообщить друзьям, как он собирается провести лето (а планы были замечательные!). Но отказаться от вопроса тоже было неудобно: у него была пятёрка по русскому языку.
Дима, получив согласие ребят, начал:
– Вот вы говорили, что куда-нибудь поедете отдыхать: в Крым, на Кавказ, на Украину, в деревню, на море. Не обратили ли вы внимания на то, что при одних словах употребляется предлог в, а при других – на?
Чтобы убедить ребят в справедливости своих слов, он ещё привёл примеры: жить на Украине, но в Молдавии; прибыть на станцию, на вокзал, но в школу, в университет; работать на заводе, на фабрике, но в мастерской, в цехе; идти в театр, в кино, но на концерт, на гулянье.
– Можно ли узнать, когда употребляется предлог на, а когда – в?
Ребята молчали, и все смотрели на Колю.
– Так привыкли говорить, вот и говорят, – смущаясь, ответил Коля.
– А ты прав, – подтвердил Дима. – Все эти сочетания закреплены традицией, как говорят учёные, а традицию нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем их всю жизнь. Но есть и правило, которым можно пользоваться. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с, поэтому если мы говорим на почту, на участок, на Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока, а если говорим в Москву, в Белоруссию, в учреждение, то нужно сказать из Москвы, из Белоруссии, из учреждения.
– Теперь понятна ошибка, которую допускают многие люди, когда говорят «приехал с Москвы, пришёл со школы», – нашёлся Коля. – Если мы говорим поехал в Москву, пошёл в школу, то противоположным предлогом в должен быть из: приехал из Москвы, пришёл из школы.
– Замечательное правило! – воскликнула Надя.
Все ребята с уважением смотрели на Диму. Как хорошо он знает русский язык!
3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Лето – время лесных малышей. ________ гнёзд вылетают птенцы. Медвежата послушно следуют _______ матерью. Лисята играют ________ норе. Бельчонок совершает свой первый прыжок ________ сосны. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.
4. Шарады.
Первый – предлог, за ним – другой.
Вот первый слог перед тобой…
Второй же очень нужен мне:
Он над диваном на стене
Не для одной красы висит –
В нём лампа яркая горит.
Сложить два слога можно.
Но… будьте осторожны.
_____________________________
Я храню сокровищ много,
Но меня легко извлечь.
Ты прибавь меня к предлогу –
Превращусь я тут же в речь.
_____________________________
Крик птицы – первый слог.
Второй – известный всем предлог,
А третий – бурная волна.
Теперь шарада всем ясна.
_____________________________
Жилище – первый слог,
Затем идёт предлог,
А в целом я огромна
И называюсь…
_____________________________
Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживём все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа.
_____________________________
Предлог и стройматериал
Морской выдерживают вал.
_____________________________
5. Грамматическая викторина.
До какого предлога надо дойти, чтобы получить определённое количество лекарства на один прием?
Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?
_________________________________________________________________________
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?
_________________________________________________________________________
Из каких четырёх предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?
_________________________________________________________________________
В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов?
_________________________________________________________________________
Какой предлог является нотой?
_________________________________________________________________________
Какие предлоги похожи на деепричастия?
_________________________________________________________________________
Какие предлоги читаются одинаково туда и обратно?
_________________________________________________________________________
В конце какого предлога стоит сотня?
_________________________________________________________________________
В конце какого предлога стоит вывод, результат чего-нибудь?
_________________________________________________________________________
К какому предлогу надо добавить название ноты, чтобы получилось две ноты, часть чего-нибудь или участь, судьба?
_________________________________________________________________________
За какой лес надо зайти, чтобы получить ограду?
_________________________________________________________________________
От какой единицы площади надо отойти, чтобы получить большой гурт овец?
_________________________________________________________________________
От чего надо оторваться, чтобы получить тематически определённую часть книги или часть учреждения?
_________________________________________________________________________