Почему человеку закрывают рот. О чем говорят жесты рук

Руки многое могут рассказать о человеке. Рукой мы почесываем в затылке и потираем подбородок, можем держать руки за спиной или скрестить их на груди. Это самые типичные движения, свойственные любому из нас. Мы часто совершаем их бессознательно, но они многое говорят о наших личных качествах, чертах характера и желаниях. Вот анализ некоторых из них.

Протянутая рука. Во многих странах типичной формой приветствия знакомого человека является рукопожатие. В западной культуре этот жест используется также на переговорах, когда, наконец, бывает достигнуто соглашение или подписывается контракт. Но тем не менее европейцам свойственно держать дистанцию в отношениях друг с другом, поэтому, даже пожимая руку другому человеку, они держатся от него на некотором расстоянии. В странах, где между членами семьи мужского пола не принято обниматься или целоваться, можно часто увидеть, как братья или отец с сыном приветствуют друг друга пожатием руки. Участие рук в ритуале приветствия - обычай, пришедший из далекой древности, так как с незапамятных времен люди показывали открытые ладони в знак того, что они не вооружены, а также проявляя дружественные и честные намерения. Римляне, к примеру, прикладывали руку к груди, а североамериканские индейцы поднимали руки вверх. В наше время берберы, например, прощаясь, подают руку, а потом прикладывают ее к груди, словно говоря, что уходящий человек остается у них в сердце.
Само по себе рукопожатие несет немало информации. Если оно у человека крепкое, то это указывает на его твердые намерения или сильный характер, в то время как вялое или слабое рукопожатие говорит об обратном. Тем не менее следует иметь в виду, что люди, для которых кисти рук являются орудием труда, - скажем, музыканты или хирурги, - могут пожать вам руку бережно и с осторожностью. Поэтому никогда не следует делать поспешные выводы.

Сцепленные за спиной руки. Многие люди ходят, заложив руки за спину. Такая поза очень характерна для политиков и вообще для людей, занимающих ответственные посты. Если человек заложил руки за спину, перехватив одну другой, это говорит о том, что он, видимо, ощущает некоторое превосходство над остальными, а также что он уверен в себе, своей жизненной позиции и в своем особом положении в обществе. Этот жест выражает высокое доверие к собеседнику: очевидно, что тело человека с заведенными назад руками открыто и уязвимо, а стало быть, он чувствует себя в безопасности и не ожидает никакого нападения. Как правило, в подобном случае он стоит или ходит с поднятой головой, слегка выпятив грудь. Однако если одной из заложенных за спину рук человек держит другую руку не за пальцы, а за запястье либо еще выше, ближе к локтю, то это уже является признаком фрустрации, говорит об отсутствии у него контроля над ситуацией или о попытке как-то приободрить себя. Чем сильнее сжимает одна рука кисть или локоть другой руки, тем выше внутреннее напряжение человека и тем больше степень его неуверенности в себе; чем большую робость ощущает человек, тем дальше его руки заведены за спину. Но в обычной ситуации он принимает такую позу, когда стоит или ходит, при этом он часто почесывает в затылке, то и дело поправляет галстук или ворот рубашки. Речь здесь, как правило, идет о плохом настроении человека. Убирая руки из поля зрения своего собеседника, человек пытается скрыть состояние озабоченности, стресса, душевное волнение или фрустрацию.

Руки, скрещенные на груди. Сложенные на груди руки обычно указывают на то, что индивидуум чем-то обеспокоен или погружен в собственные мысли. Руки в таком положении могут являться также своего рода защитным барьером, который мы бессознательно ставим, чтобы никто и ничто не могло проникнуть в наше сердце. Исследования в области человеческого поведения показывают: если женщина сидит, скрестив руки на груди, это означает, что находящийся рядом субъект ей совсем не симпатичен.

Руки, опущенные вдоль тела . Если при опущенных вдоль тела руках стоящий или сидящий человек держит спину прямо, это свидетельствует о том, что он спокоен и уверен в себе. Тем не менее, когда у него не только опущены руки, но и поникли плечи, это может быть признаком огорчения, скуки или депрессии.

Поднятые руки. Это типичный жест одержавших победу спортсменов. Однако в зависимости от обстоятельств он может иметь и другие значения. Например, жертва поднимет вверх руки, как бы говоря «сдаюсь!», если ей угрожают пистолетом или каким-то другим оружием. Поднятые вверх, но одновременно разведенные в стороны руки могут истолковываться также как распростертое объятие и восприниматься как знак приветствия или расположения к собеседнику. Размахивающего руками человека лучше видно на расстоянии. Так что если мы хотим привлечь чье-то внимание, попросить кого-то о помощи или просто поприветствовать, то тоже поднимем одну или обе руки.

Руки, стискивающие одна другую. Этот жест, производимый собеседником во время разговора, может означать его скрытое напряжение или ярость. Вероятно, он пребывает в состоянии крайнего раздражения и делает над собой усилие, чтобы не взорваться. Если при этом человек сидит, то, возможно, он еще и скрестит ноги под стулом.

Руки, сжатые в кулаки. Этот жест выражает ярость или угрозу. В подобной ситуации весьма уместно присмотреться, не побелели ли у собеседника костяшки пальцев. Важно также обратить внимание на то, где именно держит он сжатые в кулаки руки: если человек при этом сидит, то, возможно, он положит их на стол; если стоит, то, вероятнее всего, опустит достаточно низко. Согласно результатам последних исследований, высота, на которой человек держит сжатые кисти рук, имеет прямую связь со степенью его фрустрации: чем выше находится кулак, тем острее неприязнь к собеседнику.
Относительно сжатых кулаков исследователи пришли и к другим неожиданным выводам. Так, например, обнаружили, что женщины очень редко прибегают к этому жесту во время разговора, из чего следует, что, по крайней мере, в качестве бессознательного действия он более свойственен мужчинам. Кроме того, выяснилось, что люди, сидящие на деловых встречах, сжав руки, редко заключают выгодные сделки, потому что их потенциальные компаньоны не всегда хотят заниматься бизнесом с теми, кто не держит на виду открытых ладоней: на подсознательном уровне это воспринимается как отсутствие порядочности или нечестность.

Заламывание рук. Трактовка данного телесного знака сходна с той, которая дается рукам, сжатым в кулаки. Заламывание рук обычно указывает на то, что человек пребывает в состоянии напряжения и тревоги, беспокойно ждет чего-то и ощущает надвигающуюся опасность. Постукивание пальцами или костяшками пальцев по столу.
Этот жест, как правило, тоже является признаком стресса, фрустрации или тревоги. Он может также указывать на скуку или подозрительное отношение к словам собеседника. Часто этот жест выражает нетерпение человека, желающего сменить тему разговора, а то и вообще поскорее закончить общение.

Руки, сложенные как при молитве. Человек, который использует этот жест, всеми силами старается убедить в чем-то своего собеседника или же хочет особо подчеркнуть что-то весьма важное в своей речи.

Потирать ладони рук. Этот жест является очевидным признаком удовлетворения тем, что уже произошло или должно произойти. Здесь бывает важна интенсивность, с которой производится само действие, потому что от этого зависит трактовка намерений человека, потирающего руки. Например, когда торговому агенту на самом деле небезразлично удовлетворение запросов клиента, в разговоре с ним он станет потирать руки быстро и энергично; если же он просто старается «подсластить пилюлю», то его движения будут более медлительными.

Подпирать рукой щеку или подбородок. Такое движение говорит о том, что собеседник анализирует все «за» и «против» и пытается сформулировать собственное мнение по обсуждаемому вопросу. Это классическая поза, в которой сидит «Мыслитель» французского скульптора Родена.

Трогать нос, потирать или поглаживать его. Подобные действия человека являются явным признаком его неуверенности в себе. Он чувствует себя неуютно в окружающей его обстановке и, кроме того, настроен негативно по отношению к происходящему. Если этот жест производит говорящий что-то человек, есть вероятность, что он пытается обмануть собеседника, хотя подтверждение догадке необходимо искать в других телесных знаках. Может и так случиться, что у человека просто зачесался нос. Как правило, тот, кто говорит неправду, не только прикасается к носу или потирает его, но и избегает встречаться глазами с собеседником, пытаясь дистанцироваться от него или опасаясь оказаться с ним лицом к лицу.
Если в ответ на слишком энергичные уговоры ретивого продавца человек потирает свой нос, это чаще всего означает его скептическое отношение к услышанному.

Потирать ухо или касаться мочки уха. Подобные действия человек совершает, когда обсуждаемая тема не слишком волнует его и он либо не желает вникать в нее, либо хочет забыть услышанное. Но иногда в такой деликатной форме он намекает, что ему есть что сказать и что он только и ждет удобного момента, чтобы включиться в разговор. Доказано, что за минуту человек может произнести около семисот слов, так что когда людям приходится долго ждать своей очереди, они часто прибегают к этому жесту, а иногда даже поднимают руку, изъявляя таким образом желание вставить свое слово.

Почесывать различные части тела. Это может быть признаком того, что человек лжет или что-то скрывает, а также означать сомнения или неуверенность в себе. Хотя, не исключена возможность, что у него и впрямь где-то зачесалось!
Почесывать шею сбоку одним или двумя пальцами. Если подобные действия совершает говорящий, можно не сомневаться, что он неискренен или не слишком уверен в правоте своих слов. Этот жест бывает характерен для оратора, который на публичном выступлении произносит речь, написанную кем-то другим. В свою очередь, если шею почесывает слушатель, возможно, он подозревает другого человека во лжи или же еще не сформировал определенного отношения к услышанному. По результатам некоторых исследований, в подобных ситуациях человек повторяет этот жест в среднем пятикратно.

Тереть или опускать глаза и недоверчиво приподнимать брови. Это типичные жесты, свидетельствующие о неискренности и возможном обмане. Человек опускает глаза, чтобы избежать визуального контакта и не выдать себя. Тем не менее, если ваш собеседник просто потер глаз, не отводя взгляда, то это, как правило, означает просто сомнение.

Ослабить ворот рубашки. Этот жест указывает на то, что человек испытывает раздражение и крайнюю степень фрустрации. Он может также свидетельствовать о том, что говорящий сообщает неправду. У некоторых людей, когда они лгут, начинается что-то вроде зуда в области шеи и на лице, и, чтобы избавиться от этого ощущения, они делают попытку ослабить контакт с одеждой, оттягивая воротник. Наблюдая у кого-нибудь подобные жесты, следует учитывать температуру в помещении и прочие факторы такого же рода, потому что очень часто человек ослабляет ворот рубашки просто оттого, что ему жарко.

Приложить руку к груди. Многие люди прибегают к этому жесту, когда чувствуют недоверие со стороны собеседника и необходимость доказывать собственное чистосердечие и порядочность. В таких случаях они инстинктивно подносят руку к сердцу, чтобы подчеркнуть искренность своих слов.

Направлять указательный палец на человека или на группу людей. Это командный жест, являющийся проявлением авторитарности. Согласно правилам хорошего тона использовать его не следует, за исключением тех случаев, когда нужно указать собеседнику направление движения и взгляда. Люди довольно часто прибегают к этому жесту в перепалках, например, при дорожно-транспортном происшествии, когда два водителя спорят, кто прав, кто виноват. Пальцем тыкают также, отчитывая детей. Возможно, именно поэтому многие из нас чувствуют себя не в своей тарелке, когда чей-то палец указывает в нашу сторону: подсознательно мы ощущаем себя в роли провинившегося ребенка, а для взрослого человека это довольно унизительно.

Держать руки в карманах. Эта поза больше свойственна мужчинам и часто говорит о состоянии некоторой нервозности, в которой находится субъект, а также о том, что ему необходимо как-то разрядиться.

Стоять подбоченясь. Про эту позу еще говорят - «упереть руки в боки». Она отражает состояние некоторой агрессивности человека и передает его определенную угрозу окружающим. Она показывает, что человек готов к действию, особенно в ситуации, в которой он чувствует себя неуютно. Женщинам свойственно стоять подбоченясь, делая таким образом акцент на формах собственного тела: в подобном случае поза приобретает подчеркнуто чувственный характер.

Так же, существуют нюансы, зачастую ускользающие от внимания неподготовленного человека, которые тем не менее были выявлены исследователями в результате наблюдения за множеством людей. Так, говоря о будущем, человек жестикулирует обычно правой рукой; а если в отдельных случаях он использует левую руку, то его движения направлены в правую сторону. По всей очевидности, будущее ассоциируется у людей с направлением движения направо или вперед. И наоборот, когда люди говорят о прошлом, нетрудно заметить, что они указывают налево или назад. В то же время, если речь идет о происходящем в настоящий момент, жесты человека ориентированы на то, что находится прямо перед ним. Скорость жестикуляции тут значения не имеет, однако может рассказать многое относительно степени возбуждения, удовлетворенности или скованности человека в ходе беседы.

Приведенный выше список далеко не исчерпывающий. Есть множество других распространенных жестов, однако невозможно учесть все движения рук и комбинации с их участием.

Каждый раз, когда человек сознательно или инстинктивно сопровождает свои слова каким-либо жестом, он тем самым передает параллельное послание, которое иногда совпадает по смыслу с тем, что он выразил словами, а иногда нет. Когда мы оказываемся перед необходимостью разобраться в происходящем, вынести суждение о ком-то или успешно решить определенную задачу, умение истолковывать смысл наиболее распространенных телодвижений приобретает исключительную важность.

Известно, что при общении друг с другом люди, сами того не подозревая, помимо речи, пользуются языком жестов. Что бы ни говорил вам ваш собеседник, стоит обращать внимание на его мимику, жесты и телодвижения. «Body language» — язык телодвижений – раскроет вам его истинные намерения и чувства. Даже улыбка и вашего собеседника многое может о нём рассказать:

Если человек при смехе прикрывает рот рукой , значит, он несколько робок и неуверен в себе. Такой человек не раскрывается окружающим, старается оставаться в тени, часто смущается.

Если собеседник смеётся громко с открытым ртом , то, вероятно, он принадлежит к подвижным и темпераментным людям. Он любит сам говорить, но не умеет слушать. Ему не помешало бы немного сдержанности и умеренности.

Когда при смехе человек запрокидывает голову , это говорит о его широкой душе, доверчивости и легковерности. Часто он совершает неожиданные поступки, руководствуясь лишь своими чувствами.

Если он морщит нос при смехе , вероятно, что это человек не консервативных взглядов. Его чувства и мнения быстро и часто меняются. Он не станет долго отстаивать свою точку зрения, если вы приведете несколько доводов, доказывающих обратное. Он эмоциональный и часто капризный, легко поддаётся сиюминутному настроению.

Когда смеётся, то прищуривает веки? Это свидетельствует об уверенности и уравновешенности собеседника. Это деятельный, настойчивый человек, обладающий незаурядным умом. Однако, в своей настойчивости он часто перегибает палку.

Если у человека нет определённой манеры смеяться , видимо, он принадлежит к индивидуалистам. Такие люди во всём и всегда руководствуются собственным мнением, пренебрегая взглядами других.

Немного о том, о чем говорит именно смех женщины и мужчины в отдельности:

Мудрая и сильная женщина смеется тихо, еле слышно при этом прищуривает глаза. Беспечная, добрая, но скромная девушка смеется легко и задорно. Умная женщина, обладающая тонким чувством романтизма, умеет смеяться переливчато, переходя от хохота до хихиканья. Рассмеяться от души, заразить окружающих своим звонким и ярким задором под силу натурам искренним, мягким, верящим в разные фантазии.

Запуганная, неуверенная в себе женщина когда смеется , то прикрывает рот рукой, как бы пытается сдержаться, спрятать свой смех от окружающих. Сильные, темпераментные упрямицы имеют яркую черту - смеяться во все зубы. Хорошо воспитанные, утонченные леди, уверенно шагающие по жизни, смеются «прилично», в рамках норм и правил поведения в общественных местах.

Психологи убеждены, если вы хотите побольше узнать о мужчине , раскрыть для себя новые грани его характера, то рассмешите его, рассказав несколько анекдотов, и просто понаблюдайте, как он смеется.

Громкий заливистый хохот без особого повода , с широко открытым ртом говорит о том, что такой мужчина очень подвижный, темпераментный человек. Но психика его нестабильна, он несдержан и легко переходит от стадии безудержного смеха к беспричинному гневу. Такие мужчины предпочитают много говорить, а не слушать.

Уравновешенный, уверенный в своих силах человек, настойчивый и деятельный смеется негромко, заразительно, слегка прикрыв глаза . Мужчина с ровным характером, с легкой примесью самолюбования и эгоизма, смеется спокойно, при этом даже не раскрывая рта. Такой тип мужчин является прекрасным собеседником, он с участием выслушает вас и даже выразит желание помочь, особенно если для этого не нужно куда-то бежать или что-то делать. Если мужчина не имеет определенной манеры смеяться, то он обладает яркой индивидуальностью. Его собственное «Я» главенствует в любом вопросе, а до мнения окружающих, ему ровным счетом нет никакого дела.

Смех продлевает жизнь, это общепризнанный факт. Положительные эмоции и радость могут сохранить вам здоровье, даже если медицина бессильна. Стресс и его последствия бесследно растают от смеха. Женщины, которые часто смеются и улыбаются более привлекательны и красивы для мужчин. Смейтесь от души, радуйтесь жизни и любви!

Зная эти маленькие хитрости и будучи наблюдательным человеком, можно составить представление о собеседнике. А ещё полезно понаблюдать за самим собой: что ваша улыбка говорит о вас?

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

СМЕХ - психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комедии. Природа смеха и связанных с ним литературных явлений до сих пор представляется недостаточно уясненною.

Наиболее близкими к существу дела можно считать положения о природе смеха в жизни и литературе, развитые в работе Г. Бергсона: «Смех в жизни и на сцене» (СПБ. 1900), и согласующиеся в целом и частностях с обширными кругами явлений комического.
Смех - явление, свойственное исключительно человеку. Следовательно, смех как-то непосредственно связан с тем, что более всего отличает от животных человека, с его рассуждающим интеллектом. В то же время смех, начиная с улыбки, есть выражение какой-то жизненной радости, чувствуемой, и в той или иной мере осознанной. В смехе есть также некоторые элементы, утверждающие какое-то превосходство того, кто смеется, над тем, что вызывает смех, забаву над собой, осмеяние. Смех есть явление по преимуществу социальное; он доставляет человеку наибольшую долю удовольствия, когда разделен с кем-либо, в действительном общем заразительном смехе, напр., при представлении забавных сцен в театре или по крайней мере в воображении - при чтении комического произведения, напр., мы воображаем себе смеющегося автора и т. п.

Ни мертвая природа, ни живая, без отношения к человеку, не возбуждает ни в каких случаях смеха; здесь забавны могут быть только редкие примеры игры случайности, напомнивших нам неожиданно мир человека (какая-нибудь скала, оказавшаяся неожиданно живым подобием уродливого лица или прыжки и движения животного, неожиданно напомнившие ухватки человека (цирковые эффекты животных, изображающих людей и т. п.). По остроумному объяснению Бергсона, наш смех есть выражение радости нашего осознанного бытия , той радости жизни как бы себялюбивой, которая невольно вспыхивает в нас, когда перед нами является нечто, свидетельствующее, что пред нами живая и полная жизнь была только что нарушена вторжением в эту жизнь какого-либо мертвого, косного, механического, автоматического начала. Сказавшись в человеческом существе или обществе, это чуждое жизни начало как-то умалило сейчас его жизненность. Мы это ощутили и на миг радуемся, что это умаление собственно нас не коснулось, что мы оказались выше его, и это себялюбивое удовольствие мы выражаем смехом.

Таким образом смех есть знак удовольствия от почувствованного нами своего превосходства над враждебным живому мертвым или косным началом. В этом легко убедиться, если проследить простейшие примеры комических эффектов - напр., от неожиданного забавного падения человека, которому это не повредило - продолжая более сложными эффектами, и кончая самыми тонкими и глубокими. Во всех явлениях смеха первенствующую роль играет именно это вторжение в жизнь чего-то косного. Поэтому и в основе всякой общественной сатиры лежат явления борьбы живой жизни с некоторою косностью и механичностью, излишнею устойчивостью общественного уклада; явления борьбы индивидуальной жизни против привычек и устойчивых обычаев. Смех следовательно является самозащитой общественных групп от их омертвения.

Смешны противоречия жизненности разной степени в людях и обществе (например, проказливая молодость и размеренное однообразие привычек стариковства и т. п.) или противоречия жизненности между людьми различных общественных групп (комизм, напр., барина, аристократа в сопоставлении его с трудовым людом в обстановке его привычного и гармонически идущего труда, а иногда и наоборот). То же подтверждается таким простейшим примером комического, как изображение живыми людьми механических фигур: принцип этого смехотворного противоречия объясняет, почему бывает так комична и вызывает смех всякая механизация жизни, ее регламентация и бюрократизация и т. д. и т. п. Против механизации живой органической жизни в смехе восстает все наше живое сознание. Но смех легко и часто гаснет. Над страшным непосредственно - смеяться трудно. Уродство вмешательства в живую жизнь косных и механических начал иногда приобретает пугающий характер, и мы боимся тогда победы этих начал над жизнью: во многих подобных случаях смех делается болезненным, истерическим и выражает не торжество человека над мертвым и косным, а трагический его ужас пред смертью, побеждающей живое («Мертвые Души» Гоголя, «Игрушечного дела люди» у Салтыкова, бездушные обыватели Чехова). Так мы, напр., болезненно воспринимаем некоторые эффекты пугающего смеха Гоголя (конец «Ревизора», некоторые страницы «Мертвых Душ») или смеха Салтыкова. Так начавшись с легкого, с усмешки, от жизнерадостно действующего - забавного, смех переходит иногда в свою прямую противоположность, к горьким слезам о гибели жизни. С этими особенностями связано и явление разложения смеха у многих сатириков и юмористов: у них в конце концов раскрывается нередко мрачное, вовсе не жизнерадостное созерцание. Известен классический анекдот о мрачном Полишинеле. Примеры: - Свифт, наш Гоголь, Глеб Успенский, Чехов, Салтыков. Разложение смеха у чистых юмористов связано с особенностью юмора (см. это слово), как настроения человеческой души, которое не только осмеивает ниже стоящий мир смехотворного, но и чувствует свое собственное тесное и теплое родство с ним; юмор нетолько обличает, как чистая рассудочная сатира, но и болеет за мир и людей, среда которых схватывает и чувствует достойные осмеяния элементы мертвого, косного и механического. Отсюда у юмористов, с отличающего их складкой живой чувствительности, особая легкость перехода к плачу о людях.

Угасание смеха у смехотворцев иного склада, у чистых сатириков, у которых преобладает рассудочное превосходство ума над глупой механической жизнью, переходит не в плач, а в пророческое обличение и негодование; под ударами сатирического бича люди уже не смеются (эффекты убийственно мрачной сатиры Свифта на человечество или сатиры Салтыкова, о которых передает Тургенев, что при чтении его очерков в обществе люди иногда не смеялись уже, а корчились в какой-то тягостной, мучительной судороге).

Смех в русской литературе освещен исследователями ее пока очень недостаточно. Русский смех то склоняется к светлому юмору (Пушкин, Гоголь, Островский, Глеб Успенский, Чехов), но так же и к жесткой сатире (Салтыков), при чем у нас ярко обрисовалось в истории юмора и сатиры вышеуказанное явление - разложение смеха у смехотворцев, что особенно сильно у Гоголя, Гл. Успенского, Чехова. Русский юмор окрашен также элементами малороссийского юмора - Гоголь и южанин Чехов и т. д. Каррикатура и летучая сатира и юмористика журналов не получили у нас, в связи с политическим гнетом (смех пуглив), достаточного развития, хотя моментами играли в литературе значительную роль (юмористика XVIII века, «Свисток» и «Искра» в 50-60-е г.г., вспышка политической сатиры после 1905 г.).
В. Чешихин-Ветринский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

Мимика человека превосходно выдает обман. Мы можем пытаться скрыть свои истинные чувства за фальшивой улыбкой или невозмутимым тоном речи, однако непроизвольные движения открывают истинные эмоции, которые мы не хотим показывать. Знание о «секретных» мышцах станет вашим преимуществом при общении с другими людьми.

Закрывает рот рукой

Это один из тех жестов, который сохраняется у взрослого человека с самого детства. Маленький ребенок , которого родители уличили во лжи, очень часто, инстинктивно подносит обе руку ко рту и сильно зажимает ими рот. В голове срабатывает сигнал - помешать плохим словам вырваться наружу или найти оправдание: «Я этого не говорил!» Эту привычку мы часто проносим через всю жизнь. Взрослый обманщик может плотно прикрыть рот рукой или только поднести к губам несколько пальцев. Эти движения свидетельствуют - человек говорит неправду. А вот если собеседник прикрывает рот рукой, когда говорите вы, он явно заподозрил во лжи вас.

Прикасается к носу

Продолжение предыдущего маневра: в последний момент одернуть себя и, вместо рта, слегка прикоснуться к кончику носу. А может быть это синдром Пиноккио , которым мальчика или девочку запугивали в детстве?

Трет веко

Если вы думаете, что в момент раскаяния, мужчина трет глаза, пытаясь сдержать слезы - вы ошибаетесь. Он нагло врет о том, где провел прошлую ночь. И это движение выдает в нем обманщика. Объяснение этому довольно простое: наш хитрый союзник - мозг пытается уйти от ответственности и избежать испытывающего взгляда собеседника, отсюда рефлекс - мы автоматически начинаем тереть веко. Еще одно физиологическое объяснение: у врунов сужаются зрачки, и тело на автомате хочет скрыть это от посторонних.

Отводит глаза

Многие ученые утверждают: если вы хотите понять, лгут ли вам - надо сосредоточить на верхней части лица, а именно - на глазах , бровях и лбу оппонента. Как правило, взгляд собеседника бывает весьма «красноречив». Кстати, если в ходе беседы человек то смотрит на вас, то уводит глаза в сторону - это совсем не означает, что он лжет. Возможно, он просто не может одновременно развивать свою мысль и наблюдать за происходящим. Прикиньте, как долго это длится. Если он на вас не смотрит, по крайней мере, половину времени диалога, - это недобрый знак, стоит начать сомневаться в его искренности. Как правило, если взгляд устремлен вниз, это означает, что человек испытывает грусть, в сторону - отвращение, вниз и в сторону - вину и стыд.

Закатывает глаза

Глаза - зеркало души. Еще одно подтверждение этому - движения глазных яблок в момент разговора. Оно практически не поддается сознательному контролю. Прежде, чем пытаться определить по глазам: врет или не врет партнер, неплохо бы знать его привычную манеру вести себя при общении. Для начала можно устроить простую проверку. Задайте ему нейтральный вопрос, на который он наверняка ответит без лукавства. Скажем, что он сегодня ел на завтрак? Когда вы поймете, куда смотрит человек, произнося правду, перейдите к той теме, которая вас интересует. Если при ответе на простой вопрос собеседник смотрел вверх и влево (воспроизводил ответ из памяти), а при ответе на интересующий вас - вверх и вправо, то это возможный признак того, что правду вы не услышали.

Часто моргает

Обычно любой человек моргает с частотой 6–8 раз в минуту, что не вызывает никаких неприятных ощущений у собеседников. Если мы пытаемся скрыть свои мысли и чувства от других, то начинаем моргать чаще. Это непроизвольная реакция, которая всегда сопровождает всякое эмоциональное возбуждение.

Расслабляет ворот рубашки

Абсолютно киношная зарисовка: ком в горле и расстегнутый ворот рубашки . Ученые выяснили, любой человек, и в особенности мужчина, чувствует ложь на физическом уровне. Она вызывает зуд и неприятные ощущения в мимических мышцах, и мы автоматически стараемся почесать беспокоящее место, чтобы успокоить нервы. Чаще всего это происходит в ситуации, когда врунишка неопытный и уверен, что его обман быстро раскусят. Другая предательская реакция организма - его «бросает в жар». У обманщика выступают капельки пота на шее, когда он чувствует, что вы заподозрили неладное. Будьте начеку. Тот же самый жест может указывать и на подступающую агрессию. Когда собеседник чем-то сильно раздосадован и при этом оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом, и подавить гнев. Смотрите по ситуации.

Чешет ухо

Еще одна зудящая подсказка - потирание мочки уха, сгибание ушной раковины или легкие почесывания. Так непроизвольно делают люди, которые вынуждены говорить неправду, но им самим - это не доставляет никакого удовольствия. Эта модификация жеста маленького ребенка , который затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей.

Держит пальцы или предметы во рту

Да, согласны, звучит странно, а выглядит - нелепо. Тем не менее это одна из дурацких привычек людей, которые время от времени привирают. Есть мнение, что это наша попытка вернуться к безоблачному времени грудного возраста, когда дети нередко сосут пальцы для успокоения. Роль «пальцев» уже во взрослом возрасте могут исполнять предметы: сигареты, ручки, душки очков... Вруну отчаянно нужна поддержка.

Игра с очками

Люди, которые носят очки, нередко используют их для того, чтобы скрыть истинные мысли и эмоции. Есть масса вариантов уйтти от нежелательного разговора. Очки можно вертеть в руках, протирать стекла тряпочкой, дышать на линзы, убирать в чехол, долго искать в сумочке и т. д. Лучше не просить мужчину или подругу ответить на важный для вас вопрос со всей прямотой, если видите, что человек начал совершать манипуляции с очками - он явно уходит от ответа, на обдумывание которого ему требуется время. Как только этот предмет оставили в покое - берите инициативу в свои руки. Собеседник оценил вашу тактичность.

Асимметрия лица

Когда подруга радуется тому, что вы выходите замуж/беременны/купили шубу/познакомились с Брэдом Питтом , посмотрите, насколько симметрично отражается радость на ее лице. В частности, отвращение, страх и гнев более заметны на правой стороне лица, а радость - на левой. А вот у левшей все наоборот. Если вам кажется, что лицо подруги стало асимметричным - эмоции неискренни.

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 10 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

Классификация жестов

Когда повышается эмоциональный фон человека, он перестает следить за своим телом. Но при попытке разгадать мысли окружающих необходимо учитывать и ситуативные факторы, чтобы суждение было верным. Например, если человек скрещивает руки на груди в сильные морозы, это может означать только то, что ему холодно, а не скрытость и замкнутость.

Жестикуляция человека делится на виды:

Общепринятая;

Эмоциональная;

Ритуальная;

Индивидуальная.

Движения руками

Изучая жесты человека и их значения, особое внимание стоит уделить рукам. Именно их движения составляют большую часть общения. Многие из них стали настолько привычными и обыденными, что их перестали замечать. Но даже простые жесты при более детальном рассмотрении могут оказаться занимательными.

Рукопожатие

Когда один человек здоровается с другим, манера может о многом сказать. Властные люди подают ее ладонью вниз. Когда присутствует уважение, рука подается ребром вниз. Если человек отличается уступчивостью и умеет находить компромиссы, он протягивает ее ладонью вверх. Морально слабые люди неуверенно и очень слабо, а агрессивные, напротив, - очень сильно, в это время их рука полностью выпрямлена и напряжена.

Открытые и закрытые жесты

Задумываясь о том, как понять человека по жестам, необходимо знать, что они бывают открытыми и закрытыми. Под первыми понимают те движения, когда человек разводит руки в сторону или демонстрирует ладони. Они свидетельствуют о том, что он готов к контакту и открыт для общения.

К закрытым жестам относят те, которые помогают человеку выстроить психологический барьер. Тело может закрываться не только руками, но и посторонними предметами. Такие манипуляции говорят о том, что человек не доверяет собеседнику и не готов перед ним открываться. Это могут быть сцепленные «в замочек» пальцы или скрещенные руки.

Изучая жесты человека и их значения, специалисты пришли к выводу, что люди, которые кладут ладонь на ладонь или сцепляют руки за спиной, чувствуют свое превосходство над окружающими и отличаются высоким самомнением. Об агрессии могут свидетельствовать руки, заложенные в карман, когда при этом большой палец остался снаружи.

Прикосновения к лицу

Если во время беседы собеседник постоянно трогает лицо, уши или шею - это должно насторожить. Скорее всего, он врет. Движения рук около рта могут говорить о том, что человеку не хватает поддержки и одобрения. Но стоит учитывать и наружные факторы: возможно, собеседник чешет глаза и трогает нос из-за простуды или аллергии.

Люди, которые чем-то увлечены, часто подпирают щеку. Если человек чешет подбородок, значит он находится в процессе принятия какого-то важного решения.

Наклоны

Чтобы найти взаимопонимание, важно знать, о чем свидетельствуют мимика и жесты человека. Психология невербального общения - ключ к успеху. Многие движения осуществляются на подсознательном уровне, поэтому контролировать их практически невозможно.

Когда человек испытывает симпатию к собеседнику и готов идти с ним на контакт, он обычно к нему наклоняется. Если он сидит, корпус может подаваться вперед, но ноги при этом остаются на месте. Наклоняясь набок, он демонстрирует дружеский настрой. Когда собеседник откидывается на спинку стула, возможно, ему наскучил разговор, и он потерял к нему интерес.

Личные границы

Для чего нужно знать, как читать жесты человека? У людей существуют определенные правила, касающиеся их личной территории и пространства. Человек, который любит нарушать их и вторгаться в чужие границы, обожает проявлять силу и красоваться на публике. Уверенные люди зачастую занимают чуть больше места: они вытягивают ноги, удобно располагают руки. Скованный человек старается принять позу эмбриона.

Не каждый готов впустить собеседника в свое личное пространство. Если человек внутренне напрягается, скрещивает руки и отодвигается назад, значит он не готов к близкому контакту.

Если человек далеко стоит…

Человек, который становится вдалеке от собеседника, кажется высокомерным. Но на самом деле он просто боится сблизиться с окружающими. Его может раздражать внешний вид или тема разговора, и он хочет быстрее прекратить общение. Зачастую люди, которые привыкли дистанцироваться, в душе испытывают страх.

Копирование движений

Желая разобраться в том, как понять человека по жестам, стоит обратить внимание, не копирует ли он чужие движения. Когда собеседник подражает, это свидетельствует о том, что он испытывает симпатию и настроен позитивно.

Раскачивание

Такие телодвижения, а также соответствующие жесты и мимика человека говорят о внутреннем беспокойстве или нетерпении. В минуты волнения взрослые люди могут раскачиваться с пятки на носок, чтобы немного успокоиться. Но собеседнику такое поведение вряд ли понравится: оно отвлекает и сбивает говорящего, мешая ему сосредоточиться.

Ерзание

Когда люди начинают нервничать, их тело может выдать множество различной информации. Ерзание говорит о не меньше, чем мимика и жестикуляция. Когда человек чувствует себя неуверенно, он совершает различные движения, например заламывает руки или ерзает на стуле. Это помогает ему отвлечься от неприятной ситуации.

Если собеседник постоянно теребит галстук, возможно, он соврал или просто хочет покинуть общество, в котором находится.

Наклоны головы

Склоненная набок голова - признак того, что собеседнику интересна беседа, он готов слушать и заинтересован в ее продолжении. Такие жесты человека и их значения однозначны и говорят о том, что он полностью сконцентрирован на восприятии информации.

Кивание головой и резкие движения

Психологи давно заметили, что если человеку не нравится то, что он слышит, он бессознательно делает резкое движение головой в противоположную сторону от говорящего. Таким образом, он создает преграду между собой и источником дискомфорта.

Люди, которые постоянно кивают в ответ на речи собеседника, привыкли всем угождать. Им очень хочется всем нравиться и получать одобрение окружающих. Как правило, эти люди недостаточно уверены в себе и боятся быть отвергнутыми.

Если человек мотает головой из то так он выражает внутреннее несогласие с собеседником.

Опущенная и вскинутая голова

Человек, который ведет беседу с низко опущенной головой - скромный и неуверенный, он страдает от низкой самооценки. Возможно, в данный момент он переживает депрессию или глубоко несчастлив.

Вскинутая голова и задранный подбородок - признак агрессивности и враждебности. Возможно, человек чувствует нависшую угрозу и готов пойти на любые крайности, чтобы обезопасить себя.

Если собеседник постоянно откидывает голову назад, это может свидетельствовать о презрении или высокомерии.

Почесывание

Это движение не имеет значения только в том случае, когда человек чем-то болен. В других ситуациях он является показателем того, что собеседник испытывает неловкость или неуверенность. Гораздо проще найти контакт с окружающими, если знать, что означают мимика и жесты человека. Психология невербального общения поможет решить ситуацию, не доводя ее до конфликта. Иногда люди могут почесывать затылок, если им что-то не нравится. Вовремя предложив собеседнику альтернативный вариант, можно избежать споров и критики.

Зачастую человек почесывается, если не понял вопрос. Изменив формулировку и более детально пояснив, что от него требуется, можно дать ему время на подготовку ответа.

Движения плечами

Такие жесты могут свидетельствовать о том, что человеку безразлично происходящее, или он врет. Также это можно расценить как неуверенность в сказанных словах. Во время неправдивого рассказа люди пожимают плечами очень быстро. Такое передергивание помогает им собраться и выглядеть собранным и спокойным. Поднятые плечи - признак незащищенности.

Жесты флирта

Когда человек хочет привлечь внимание противоположного пола, он дотрагивается до волос или поправляет одежду. Иногда присутствует повышенная жестикуляция и взволнованность. Женщины могут накручивать локон волос на палец или поправлять макияж. Мужчины при общении с дамой, которая вызывает у них симпатию, хотят казаться сильными и уверенными в себе. Они ставят руки на пояс или закладывают их в карманы, играют ремнем, привлекая внимание.

Замаскированные жесты

Они помогают человеку достичь нужного уровня спокойствия и защищенности. Вместо прямого скрещивания рук используются различные предметы: запонки, ремешок часов или браслеты. Но результат этих манипуляций всегда один и тот же: одна рука оказывается поперек тела, создавая таким образом защиту. Это свидетельствует о нервозности.

Болтание руками

Для полноценного общения очень важно понимать, что означают жесты человека. Если во время разговора одна рука у него хаотично болтается, рисует какие-то линии или описывает круги, это может говорить о том, что собеседник обманывает.

Если человек хочет выразить критику или недоволен происходящим, зачастую он принимает такую позу: одна рука подпирает подбородок, а указательный палец выпрямлен. Другая рука может поддерживать локоть. Если в совокупности с этим опущена одна или две брови, то внутри человек явно не одобряет собеседника.

Потирание шеи

Когда человек во время общения потирает ухо или шею, скорее всего, он не до конца понимает, что от него требуется. Его уверения, что ему все ясно - обман. Конечно, если такие действия не вызваны вчерашним сквозняком и болевыми ощущениями.

Рот, прикрытый рукой

Трение века также может свидетельствовать о том, что собеседник говорит неправду. Если обман довольно серьезный, человек может отводить глаза в сторону или опускать вниз, поглаживать шею или уши. Но все эти признаки стоит рассматривать в комплексе.

  • Люди, которые хотят подчеркнуть свои непоколебимые позиции, могут совершать руками твердые жесты, чтобы акцентировать внимание на переходе от одной темы к другой. Наглядно демонстрируют такие жесты людей фото.

  • Если обстановка сильно накалена, стоит использовать движения руками, чтобы немного разрядить ее. Серьезные фразы можно иллюстрировать веселыми жестами. Это немного взбодрит аудиторию и зарядит атмосферу позитивом.
  • Не стоит становиться клоуном и совершать нелепые движения. Жесты и мимика человека должны привлекать внимание к основной беседе, а не отвлекать от нее. К тому же они должны быть понятны всем присутствующим.

Как узнать, соответствуют ли слова человека тому, что он думает и чувствует?
Часто слова людей не совпадают с тем, что они на самом деле чувствуют и думают. Но как это узнать? Чтобы ответить на этот вопросик, нужно быть ведомым в языке жестов и телодвижений, ибо мимика лица и жесты являются точными индикаторами внутреннего состояния собеседника, его желаний и мыслей. Действительно, информация, считываемая с рук и лица, является более достоверной, чем информация, полученная через обычный речевой канал общения, так как жесты и телодвижения управляются импульсами нашего подсознания.

Зачем нужно осваивать приемы невербального общения?
Люди общаются друг с другом с помощью вербальных (слова) и невербальных (жесты, мимика) средств. Путем только вербальных средств передается 7% информации, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию голоса) — 38% и невербальными средствами — 55 %. Значительное большинство исследователей разделяют мнение, что невербальный
канал используется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях применяется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Женщины обычно острее реагируют на невербальные сигналы. Так, в первые годы ребенка мать полагается только на невербальную подачу информации. По этой же причине женщины больше, чем мужчины подходят для ведения деловых переговоров.
Что означает жест, когда человек закрывает рот рукой?
Защита рта рукой у взрослого человека имеет то же значение, что и у ребенка. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания передает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальчиков у рта или даже кулак, но смысл жеста остается тем же. Если этот жест используется человеком в момент разговора, это подтверждает то, что он говорит неправду. Впрочем, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда говорите вы, а он слушает, это свидетельствует о том, что он чувствует, что вы говорите неправду.
Что означает поглаживание подбородка?
Существует мужской и женский вариант поглаживания подбородка, но об они означают одно: человек пытается принять решение. Агенты по продаже знают, что нельзя прерывать покупателя в момент, когда он начнет поглаживать подбородок в ответ на просьбу сообщить свое решение о покупке. А если, например, после этого жеста он скрестит ручки на груди, это означает, что агент получил невербальный отказ.
Что значат руки, скрещенные на груди?
Укрытие за какой-нибудь перегородкой есть естественная реакция индивидуума, которую он усваивает еще в раннем детстве для самосохранения. Детьми мы прятались под столами, за стульями, мебелью и маминой юбкой, как только оказывались в опасной для себя ситуации. Подрастая, мы стали более утонченными в средствах самообороны и, достигнув шестилетнего возраста, когда укрытие за мебелью стало бы уже нелепым, мы обучились складывать ручки и тесно переплетать их у себя на груди при любых признаках опасности. В подростковом возрасте мы наловчились делать этот жест менее заметным, немного расслабляя переплетение ручек и сочетая его с перекрещением ног. Взрослея, мы стали так искусно пользоваться этим жестом, что его очевидность стала незаметной для окружающих. Располагая одну или обе ручки у себя на груди, мы создаем барьер. Это, в сущности, попытка отгородиться от приближающейся угрозы или нежелательных обстоятельств. В одном можно быть уверенным: если человек нервничает или принимает критическую или защитную позу, он скрещивает руки у себя на груди. Это является явным сигналом, что он чувствует опасность.
Как научиться читать по глазам?
С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться. Китайские торговцы жемчугом в древности также следили за расширением зрачков своих покупателей при ведении переговоров о цене. Несколько веков назад проститутки закапывали себе в глазки белладонну, чтобы заставить зрачки расширяться и выглядеть более желанной и привлекательной. Старая поговорка гласит: «Смотри человеку в глаза, когда разговариваешь с ним». Когда ведете разговор с людьми или важные переговоры, научитесь смотреть в зрачок, и зрачок скажет вам о мыслях человека.
Что означает взгляд искоса?
Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровками или улыбкой, он говорит нам о заинтересованности и неоднократно используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровками, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.