Научный стиль речи. Научный стиль

Морфологические средства призваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствовать смещению фокуса внимания от личности исследователя в сторону предмета исследования. Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте.

В целях экономии языковых средств в научном стиле речи используют более краткие вариантные формы, в частности, формы существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета). Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации- утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль и обозначает действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа: приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании большого количества глаголов для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. В научном стиле чаще употребляются глаголы несовершенного вида (около 80% от всех глаголов), так как от них образуются формы настоящего времени, которые, имеют вневременное обобщенное значение. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся, -сь) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления в научных текстах пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании механизма, процесса, структуры внимание сосредоточивается на них самих, а не на производителе действия. В научном стиле изложения часто используется глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени без указания на субъект действия. Своеобразно проявляется категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, более обобщенным. Объясняется это тем, что в научной речи не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. "Я". Его заменяют местоимением "МЫ" (авторское МЫ). Принято считать, что употребление местоимения "МЫ" создает атмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: Я исследовал и пришел к выводу…). Однако следует иметь в виду, что употребление авторского МЫ может, напротив, создавать атмосферу авторского величия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса. Из форм наклонений в научной речи явно преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов: проверьте результаты…, сличите данные…).

Именной характер - типичная черта научного стиля, и объясняется это наличием в этом стиле качественных характеристик предметов и явления. Кроме того, частое употребление в научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными объясняется целью научного стиля - сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме. В связи с этим необходимо охарактеризовать особенности употребления имен существительных в научном стиле.

Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются одушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, например, с суффиксами -ние, -ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия. Своеобразно проявляется в научной речи категория числа имен существительных. В научной литературе распространенным является употребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельные считаемые предметы, например: Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность. Использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного и образного) не характерно для современного русского научного языка, особенно для его научно-технической разновидности. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в научной литературе. Использование эмоциональных элементов в научном тексте в значительной мере определяется областью знания, к которой он относится. Поскольку, например, в научных работах по математике результаты научных поисков должны быть изложены так, чтобы их можно было проверить экспериментально, получить воплощение в схемах, авторская стилистическая индивидуальность здесь почти не представлена. В научно-гуманитарной же литературе, предметом которой является общество и духовная деятельность человека, эмоциональные элементы представлены довольно широко. Особенно широко представлены эмоциональные элементы в тех разделах, где содержится научная полемика. Здесь эмоциональный элемент входит в словесную ткань научного произведения, не нарушая его стилевой однородности. научный речь фонетика синтаксис

Таким образом, научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования - человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой - машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. То же можно сказать и о математической науке. Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.

В научной литературе широко применяются различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без гласных (млрд.), сокращения смешанной формы (НИИцветмет). Различают по сфере применения: общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и т.д., руб.); специальные сокращения, употребляемые в литературе, рассчитанной на специалиста, в библиографических и словарных текстах и т.д. (к.п.д.); индивидуальные сокращения, принятые только для данного издания, например, для журнала определенной отрасли (П - плотина, ТС - термоэлектрическая система). В буквенных (условных) сокращениях, которые применяют для терминов и слов, которые часто повторяются в тексте, сокращение делается, как правило, по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок.

Научный стиль.

Дать общую характеристику научного стиля.

К научному стилю относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции. Выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля. Самой общей чертой этого стиля речи является логичность изложения.

Все части в нём жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем и. т., а также вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно. и т.д.

Другим типичным признаком научного стиля является точность, которая достигается тщательным подбором слов, использование слов в их прямом значении, широком употреблении терминов и специальной лексики.

Отвлечённость и обобщённость пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить, нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики. Таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Для научного стиля характерно мн. число от абстрактных и вещественных сущ.: длины, величины, частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, широко употребляются глаголы несов. вида; преобладают местоимения 3-го лица, частое употребление кратких прилагательных.

Объективность- тоже признак научного стиля. В научном стиле недопустимо личное. Субъективное мнение, в нём не принято использовать местоимение Я и ГЛАГОЛЫ В ПЕРВОМ ЛИЦЕ ЕД. ЧИСЛА. Здесь чаще всего используются предложения неопределённо- личные, безличные, определённо-личные.

Лексические особенности научного стиля

Главное назначение научного стиля- обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны имена сущ. .

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор и т. д.;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

Термин - это слов или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие.

Достоинствами термина являются: КРАТКОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫХ СЛОВ, МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ХАРАКТЕР ЗНАЧЕНИЯ термина.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном стиле практически не используются глаголы в 1-м и во 2-м лице ед. числа. Часто используются в научном стиле отглагольные существительные.

Синтаксические особенности научного стиля речи.

В научной речи:

а) предложения более сложные;

б) широко используются причастные и деепричастные обороты;

в) вводные слова выражают логическую связь между частями текста;

г) преобладает прямой порядок слов;

д) используются цепочки родительных падежей;

е) практически отсутствуют обороты разговорной речи;

ж) широко используются сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия.

Основной тип речи - рассуждение и описание.

Вопросы для беседы:

    Назовите характерные черты научного стиля речи.

    В чём его отличие от других стилей?

    Что общего у научного стиля с другими стилями речи? С какими именно?

    Расскажите об особенностях лексики научного стиля речи, приведите примеры.

    Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляются к ним?

    Расскажите о морфологических особенностях научного стиля.

    В чём особенности синтаксиса этого стиля?

    Какой основной тип речи представляют тексты, относящиеся к научному стилю речи?

Официально- деловой стиль.

Дать общее понятие об официально- деловом стиле.

Официально- деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные стилевые черты:

а) точность,

б) неличный характер,

в) стандартизованность, стереотипность построения текста,

г) долженствующее- предписываемый характер.

ТОЧНОСТЬ проявляется в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетирменологической лексики.

НЕЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР деловой речи: отсутствуют формы глаголов 1-го и2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределённо- личном значении. Часто употребляются собирательные существительные: выборы, граждане.

СТАНДАРТИЗОВАННОСТЬ характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, в законную силу и т. д.

ПРЕДПИСЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ДЕЛОВЫХ ДОКУМЕНТОВ побуждает к использованию неопределённой формы глагола, иногда цепочек глаголов- взаимосвязанных инфинитивов: необходимо решительно устранять и т.д.

Общие признаки официально- делового стиля.

В лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;

В морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в протоколах собраний, распоряжениях, актах), кратких прилагательных, большого количества отымённых предлогов и союзов (в связи, согласно, в силу того что); отглагольных существительных в форме род. падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова);

В синтаксисе: осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).

В официальных документах почти отсутствует повествование и описание.

Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.

Жанры официально- делового стиля: характеристика, автобиография, доверенность, объяснительная записка, заявление.

Вопросы для проверки знаний учащихся:

    Назовите основные признаки официально- делового стиля речи.

    В чём отличие от других стилей речи?

    Что общего у официально делового стиля и научного стиля речи?

    Расскажите о лексических, морфологических, синтаксических и стилистических особенностях официально- делового стиля речи.

    Какие жанры официально- делового стиля речи вы знаете? Расскажите о них.

Публицистический стиль речи.

Основные признаки публицистического стиля.

ЦЕЛЬ публицистического стиля – информирование. Передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём- либо, внушением ему определённых идей, взглядов. Побуждением его к определённым поступкам, действиям.

Жанры публицистики- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Сфера употребления публицистического стиля речи- общественно- экономические, политические, культурные отношения.

Для публицистического стиля речи характерны

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

оценочность,

призывность

и соответствующие им языковые средства.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение:

Выдвигается важная общественная проблема,

Анализируются и оцениваются возможные пути её решения,

Делаются обобщения и выводы,

Материал располагается в строгой последовательности,

Используется общенаучная терминология.

Важнейшие требования, предъявляемые к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

К публицистическому стилю относятся речь защитника и обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Портретный очерк

Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками.

Внешний портрет- это не только описание лица. Рук, цвета глаз, волос, причёски. Одежды. Это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке.

«Внутренний портрет» -это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изображаемо человека, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные эпизоды из его жизни.

Проблемный очерк

В центре проблемного очерка социально значимые проблемы: политические, экономические, морально- этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами. Очерк такого типа носит полемический характер. Он строится по типу рассуждения.

Устное выступление

Каждому нужно уметь выступать на собрании, а может быть, с лекциями и докладами. Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям- заставить их почувствовать заинтересованность выступающего.Только тогда будет интересно слушать.

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления-речи, доклады.

Главная задача устного выступления - это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно- политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.

Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придётся выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью- то статью, речь или книгу.

Что поможет успешно выступить?

    К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться, а это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чём говорить, какие факты, примеры использовать, ан какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и предложения).

    Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чём убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

    Надо отстаивать своё мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все.

    Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

    Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своём выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

    Вся речь, особенно её начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом всё время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

    Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждением, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях- посредством жестов, скупых, но выразительных.

    Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; Основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключения.

    Постарайтесь по этому плану предварительно продумать всё своё выступление, а затем наедине или перед кем - либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов. Заранее прорепетировав своё выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлечённости тем, о чём говорит, и убеждённости в том, что говорит, умения общаться с публикой.

Разговорный стиль речи

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно- разговорной речи носителей литературного языка. РЯ сложился в городской среде, он лишён диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

РС представлен как в устной, так и в письменной форме- записками, частными письмами.

Сфера РСР - сфера бытовых отношений, профессиональных (устная форма).

Общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен диалог.

Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников- всё это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковой объём высказывания, упрощать его форму.

Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля:

    В лексике и фразеологии - слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно- эмоциональной окраской. Ограничены: абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая лексика; книжные слова. Однако подавляющее количество слов - общеупотребительные, нейтральные.

    Синонимика (чаще ситуативная).

    Словообразовательные особенности разговорного стиля с её экспрессивностью и оценочность. Широко употребительны суффиксы оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.

    Образование прилагательных оценочных значений (глазастый, худющий), глаголов (пошаливать, здороветь).

    Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой- пребольшой).

    В морфологии: Нет преобладания сущ. Над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще. Чаще употребляются личные местоимения и частицы. Весьма употребительны притяжательные прилагательные. Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные. Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Ивановичу), не склонять составные числительные (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАНе).

    Разнообразны временные значения глагола. Широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух).

    Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения. Порядок слов в предложении свободный.

В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи. Н - р: Люди как люди; Дождь так и льёт.

Подберите из любой газеты текст, в котором неоправданно используется грубая разговорная лексика. Отредактируйте его.

Художественный стиль речи

Стилистика художественной литературы имеет предметом своего исследования все элементы стиля художественного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления и т. д., т. е. способы индивидуального или канонизированного целой писательской школой применения разнообразных средств общего языка.

ХСР выделяется не всеми учёными, и рассматривается он в основном как язык ХЛ.

ХСР отличается образностью, широким использованием изобразительно- выразительных средств языка.

В ХСР используются и средства других стилей, в особенности разговорного. Однако все эти средства в ХСР подчиняются основной его функции- эстетической.

ХСР предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально- эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественные произведения, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам денного ХС.

Язык ХЛ всегда считался вершиной ЛЯ. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота- в произведениях ХЛ, и всё это достигается художественными средствами языка.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны.

ТРОПЫ- оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

К средствам художественной выразительности относятся также РИТМ, РИФМА, ИНТОНАЦИЯ.

Практический материал

для учащихся

(фрагменты )

Функциональные стили языка

(урок-тренинг, см. таблицу на отдельном файле).

Стиль – это система языковых средств и форм, используемых в конкретной сфере общения.

Основой для выделения стилей является:

    Сфера человеческой деятельности;

    Особая роль говорящего;

    Специфическая роль адресата;

    Цель говорящего;

    Использование той или иной формы речи;

    Вид речи;

    Тип речи;

    Жанр речи;

    Общие стилевые черты;

    Типичные для стиля языковые средства.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Из учебника по физике (химии, биологии) выберите три небольших фрагмента (по 15-20 строк) и примерно такие же по объёму фрагменты текста изучаемого художественного произведения.

    Определите, какие части речи и их грамматические формы чаще всего встречаются в выбранных вами фрагментах научного текста и художественного.

    проанализируйте форму глаголов и выражаемые ею грамматические значения в тех и других текстах.

    Выберите из текстов словосочетания, в состав которых входит прилагательное. В чём особенность прилагательных в текстах научного и художественного стилей?

    выберите обороты с характерными для научной речи предлогами и союзами, сравните их с оборотами художественной речи, содержащими предлоги и союзы.

На основе сравнительного анализа этих текстов ответьте на следующие вопросы:

    чем вы объясните более частое употребление существительных в текстах одного стиля по сравнению с текстами другого стиля?

    Какие формы глагола передают субъектные переживания, просьбу? В каком стиле речи они нужны? Какие глагольные формы чаще используются в научном стиле? Почему? Приведите примеры. Какие формы глагола в научном стиле используются очень редко? Почему?

    Каково значение форм настоящего времени в научном тексте? Имеет ли оно значение «сейчас, в данный момент» или значение «всегда, всякий раз, постоянно», т.е. вневременное значение? А значение будущего времени? Почему именно такое значение имеют здесь формы настоящего-будущего времени глагола? Объясните, разберите примеры.

    Что, какие процессы и явления обозначают безличные глаголы в научном тексте?

    Часто ли встречаются в художественном тексте отглагольные существительные? А в научном? Как вы полагаете, почему?

    В чём вы видите назначение прилагательных в научном и художественном текстах?

    Охарактеризуйте предлоги и союзы в выбранных фрагментах художественного и научного стилей речи.

    Какова роль имён числительных и местоимений в текстах разных стилей, в частности, в тех, что проанализированы вами7 Где они чаще используются и почему?

    Определите значение вводных слов в текстах разных стилей: передают ли они чувства, внутреннее состояние человека или же указывают на порядок мыслей, на их связь.

Вопросы для повторения (публицистический стиль):

    Назовите характерные признаки публицистического стиля речи.

    Расскажите, что общего у публицистического стиля речи с художественным стилем.

    Какие жанры публицистического стиля вы знаете? В чём их своеобразие?

    Расскажите о лексических, морфологических и синтаксических особенностях публицистического стиля речи.

    Что такое путевой очерк? Приведите примеры.

    В чём отличие портретного очерка от портретной характеристики от портретной характеристики в художественном произведении?

    Расскажите. Что вы знаете о проблемном очерке?

    Какой тип речи представляют тексты, относящиеся к публицистическому речи?

    Расскажите об особенностях языка стиля газеты.

    Что такое диспут, дискуссия, полемика. Спор? Каковы требования, предъявляемые к их участникам, сточки зрения содержания и логики высказываний, языка, коммуникативных способностей говорящего, нравственных норм.

Путевой очерк (практикум)

Документальность,

Достоверность, фактов,

Событий, о которых идёт речь.

Даются зарисовки природы, быта людей.

Прочитайте отрывок из путевого очерка В. Распутина. Как соотносится название, эпиграф и тема очерка? Какие особенности языка текста дают возможность отнести его к публицистическому стилю речи?

Поле Куликово

Опять на поле Куликовом

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

Весь день то дождь хлестал, то снег, небо в непривычной для меня степной стороне, ничем не поддерживаемое, сходилось с землёй совсем близко, и в серой мгле трудно было что- то рассмотреть. Мы ехали с юга, откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красной Мечи, доколе гнали их русские ратники, мы остановились и долго глядели на тёмную воду и на берега, спрашивая, помнят, ведают славу они или нет. Но изрытые, истерзанные машинами берега едва ли что помнили… И мы поехали дальше, в сердце этой славы и памяти, куда с самого начала и правили, для чего затеяли эту поездку. И то, что получилась она с обходом, с порядочным кругалём, вышло даже хорошо: в старых русских городах, прежде громких, в истории нашей памятных, сбережённых удачей и надеждой и для последующей памяти, в городах, напоминающих в долгом и трудном пути русской судьбины стоптанные башмаки со сверкающими новыми набойками

Мы подворачивали к часовенкам и камням над братскими могилами, останавливались перед досками с великими именами и заходили в открытые, работающие музеи и в святыни, ждущие своего восстановления, все эти дни мы будто бы проходили необходимую душевную подготовку, или, лучше сказать, посвящение перед главной встречей, чтобы позволить нам за кратким сегодняшним мигом и верхним слоем земли увидеть и почувствовать нечто большее, чем могут вместить обычные впечатления….

    Укажите, какими смысловыми отношениями связаны предложения в тексте.

    Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.

    Найдите изобразительные средства, использованные автором при написании очерка, выпишите примеры.

    Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в котором вам довелось участвовать. Опишите увиденное во время пути, расскажите о встрече с интересными людьми, отметьте их характерные черты; выразите своё отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.

    требования к уровню подготовки учащихся с указанием... стажем. Пояснительная записка государственного образовательного стандарта основного общего...

  1. Всоответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебны

    Документ

    Об используемом учебно-методическом комплекте; требования к уровню подготовки учащихся с указанием... стажем. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

  2. Лекция Организация строительства. Всоответствии со снигт 01. 01-85 к обязательной документацией, регламентирующей организацию строительства, относятся: проект организации строительства (пос)

    Регламент

    Проекта в соответствии с требованием стандартов к оформлению чертежей. ... -технических актов, содержащих государственные требования охраны труда и промышленной... производственных объектов; д) пояснительной записки , содержащей необходимые обоснования...

  3. Бабайцева В. В., Пичугов Ю. С., Никитина Е. И. «Русский язык. 9 класс»

    Пояснительная записка

    ... Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта ... результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, ... текст на основе исходного всоответствии с заданной темой...

Языковые особенности научной речи

Лексика. В научных текстах почти каждое слово выступает как обозначение общего или абстрактного понятия.

Морфология.

Синтаксис. Одной из главнейших специфических черт научной речи является подчеркнутая логичность, выражающаяся на синтаксическом уровне.

Лексика научного стиля речи

Лексика. В научных текстах почти каждое слово выступает как обозначение общего или абстрактного понятия (ср.: "Химик должен обращать внимание на...", т.е. химик - абстрактное лицо; Береза хорошо переносит морозы; здесь слово "береза" обозначает не единичный предмет, дерево, а породу деревьев, т.е. общее понятие ).

Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах и составляют основу изложения. Например: К языкам мира относятся языки народов, населяющих (или населявших ранее) земной шар. Здесь нет ни одного специального слова.

Общенаучная лексика - это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др.

Ядро научного стиля составляет третий пласт лексики научного стиля - терминология. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание, в основе термина лежит научно построенная дефиниция.

Отвлеченно-обобщенный характер речи подчеркивается и специальными лексическими единицами (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, всякий, каждый) и грамматическим средствами: неопределенно-личными предложениями, пассивными конструкциями (Для этого берут в лабораториях воронку; По окончании опыта отсчитывается остаток кислоты и т.п.).

Морфология научного стиля речи

Морфология. Для научных текстов характерно предпочти­тельное употребление некоторых классов слов, например, существительных, так называемый именной характер научного стиля.

Широко используется глагол в форме настоящего вневременного (с качественными значениями), что вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений: Углерод составляет... самую важную часть растения (К.А.Тимирязев).

Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица единственного числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно.

Единственное число существительных служит в научной речи для выражения неделимой совокупности и целостности: чаще лось встречается на лесосеках; далее преобладают дуб и осина. Названия растений, животных и т.д. используются в текстах естественных наук почти исключительно в форме единственного числа. Зато научной речи присущи - форма множественного числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, деятельности, стоимости, климаты, фауны, флоры, табаки, полыни и т.д.

Отвлеченность и обобщенность научной речи выражаются в повышенной употребительности слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, состояние, влияние, значение, определение и т.д.

Употребление кратких прилагательных в научной речи связано с выражением постоянных свойств предмета: клетки бедны протоплазмой ..., третичные алкоголи.., изомерны... .

Научная речь должна быть в меру экспрессивно-эмоциональной, образной, а не безликой. Иначе она не достигнет своей цели.

Наиболее часто привлекаются в качестве средств усиления экспрессивности высказывания:

1) усилительные, ограничительные частицы, местоимения, количественные наречия: лишь отвлеченные теоретики..., не было абсолютно нескольких оснований..., с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно осторожным...;

2) эмоционально-экспрессивные прилагательные: дети делают нещадное количество ошибок; удручающее впечатление…; колоссальное количество…; превосходная степень: труднейшая задача; простейшее решение;

3) средства словесной образности: двери (в глубь атома) открыты…; растительная клеточка – это западня;

4) «вопросы»: «Почему же объект так сложен? Какая же этому причина?»

Лексика научного стиля

При обмене научной информацией очень важно передать один, и только один смысл. Поэтому с точки зрения лексики лучше всего подойдут односмысленные слова. Этим же фактором объясняется любовь ученых всего мира к созданию терминов - новых слов, имеющих только один определенный смысл, одинаковый для всех. В учебной литературе, в частности, в учебниках, термины чаще всего получают прямое объяснение. Термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Примеры терминов: атрофия, диапазон, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки. Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля. Старые же слова языка в таких случаях зачастую подходят плохо, так как они за время своего существования обрастают дополнительными прямыми и переносными смыслами, в случае с научным текстом затрудняющими точное понимание. Эмоциональная загруженность слова в научном стиле воспринимается как недостаток, мешающий пониманию, поэтому в данном стиле происходит смещение выбора в сторону более нейтральных слов. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Языковеды отмечают однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

Морфология научного стиля

Морфологические средства призваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствовать смещению фокуса внимания от личности исследователя в сторону предмета исследования. Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте.

В целях экономии языковых средств в научном стиле речи используют более краткие вариантные формы, в частности, формы существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета). Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации- утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль и обозначает действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа: приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании большого количества глаголов для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. В научном стиле чаще употребляются глаголы несовершенного вида (около 80% от всех глаголов), так как от них образуются формы настоящего времени, которые, имеют вневременное обобщенное значение. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся, -сь) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления в научных текстах пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании механизма, процесса, структуры внимание сосредоточивается на них самих, а не на производителе действия. В научном стиле изложения часто используется глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени без указания на субъект действия. Своеобразно проявляется категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, более обобщенным. Объясняется это тем, что в научной речи не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ” (авторское МЫ). Принято считать, что употребление местоимения “МЫ” создает атмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: Я исследовал и пришел к выводу…). Однако следует иметь в виду, что употребление авторского МЫ может, напротив, создавать атмосферу авторского величия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса. Из форм наклонений в научной речи явно преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов: проверьте результаты…, сличите данные…).

Именной характер - типичная черта научного стиля, и объясняется это наличием в этом стиле качественных характеристик предметов и явления. Кроме того, частое употребление в научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными объясняется целью научного стиля - сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме. В связи с этим необходимо охарактеризовать особенности употребления имен существительных в научном стиле.

Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются одушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, например, с суффиксами -ние, -ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия. Своеобразно проявляется в научной речи категория числа имен существительных. В научной литературе распространенным является употребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельные считаемые предметы, например: Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность. Использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного и образного) не характерно для современного русского научного языка, особенно для его научно-технической разновидности. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в научной литературе. Использование эмоциональных элементов в научном тексте в значительной мере определяется областью знания, к которой он относится. Поскольку, например, в научных работах по математике результаты научных поисков должны быть изложены так, чтобы их можно было проверить экспериментально, получить воплощение в схемах, авторская стилистическая индивидуальность здесь почти не представлена. В научно-гуманитарной же литературе, предметом которой является общество и духовная деятельность человека, эмоциональные элементы представлены довольно широко. Особенно широко представлены эмоциональные элементы в тех разделах, где содержится научная полемика. Здесь эмоциональный элемент входит в словесную ткань научного произведения, не нарушая его стилевой однородности.

Таким образом, научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования - человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой - машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. То же можно сказать и о математической науке. Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.

В научной литературе широко применяются различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет). Различают по сфере применения: общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и т.д., руб.); специальные сокращения, употребляемые в литературе, рассчитанной на специалиста, в библиографических и словарных текстах и т.д. (к.п.д.); индивидуальные сокращения, принятые только для данного издания, например, для журнала определенной отрасли (П - плотина, ТС - термоэлектрическая система). В буквенных (условных) сокращениях, которые применяют для терминов и слов, которые часто повторяются в тексте, сокращение делается, как правило, по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок.

1 . Научный стиль характеризуется явным пре­обладанием имени над глаголом . Глаголы заменяются словосочетанием (отглагольное сущ., несущее смысл +связка) Н: подвергнуть оценке, анализу. Статистические данные оказывают, что 1 место в этом стиле занимают существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы.

2. Отвлеченность и обобщенность научного стиля выра­жается в широком употреблении существительных среднего рода : излучение, определение, воззрение, умонастроение, перераспределение, напряжение, возникновение, окисление

3. Для научного стиля характерно употребление единственно­го числа в значении множественного : Лупа ¾ самый про­стой увеличительный прибор; Сойка ¾ птица, обычная в наших лесах; Ежегодно тысячи людей отправлялись в тайгу на охоту за соболем. В данных случаях существи­тельные, обозначающие считаемые предметы (лупа, сойка, соболь), называют целый класс предметов с указанием их характерных признаков или имеют собирательное обобщен­ное значение.

4. Абстрактные и вещественные суще­ствительные в научном стиле употребляются в форме мно­жественного числа , приобретая конкретное значение (шу­мы в сердце, мощности, емкости и т.п.) или значение ‘сорт’, ‘разновидность’ (смазочные масла, активные кислороды, низкие температуры, белые и красные глины и т.д.).

5. Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, ко­торые часто выступают в функции определения: реакция соединения, попытка решения, температура плавления, норма литературного языка, язык межнационального общения, теорема Пифагора, аксиома параллельности, знак конгруэнтности фигур.

6. Цепочка Р.п: Н: К вопросу о семантике и прагматике личных существительных мужского рода русского литературного языка XIX столетия.

7. В научной речи употребляются преимущественно ана­литические формы сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных(более сложный, более компактный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный). Причем превосходная степень обычно образуется путем со­четания положительной степени прилагательного и наречий наиболее, наименее; иногда используется наречие очень и почти не употребляется самый. Синтетическая форма пре­восходной степени с суффиксами -ейш-, -айш- в силу ее эмо­ционально-экспрессивного оттенка нетипична для научной речи, за исключением некоторых устойчивых сочетаний терминологического характера: мельчайшие частицы, про­стейшие организмы. Из синонимичных форм сравнительной степени повыше ¾ несколько (немного) выше употребляют­ся, как правило, вторые.

8. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени . Выступают в отвлеченном временном значении (настоящее вневременное): Углерод входит в состав углекислого газа; Атомы движутся; При нагревании тела расширяются.

Русские существительные обладают категорией рода, числа и падежа.

9. Среди личных форм глагола преобладает 3 лицо мн.ч.:

Н: Среди заимствований выделяют: интернационализмы и экзотизмы.

10. 3 лицо местоимений может употребляться в 1 лице мн. ч. Со следующими значениями: а) «мы» - авторское: Мы считаем необходимым внести ясность

б) «мы» в совокупности (я +аудитория): Сравним 2 предложения.

11. Формы 1-го лица единственного числа глаголов и ме­стоимение я в научной речи почти не употребляются , так как здесь внимание сосредоточено в первую очередь на со­держании и логической последовательности его изложения, а не на субъекте. Практически не используются и формы 2-го лица единственного и множественного числа как наибо­лее конкретные, обычно обозначающие автора речи и адресата. В научной же речи адресант и адресат отстранены; здесь важно не то, кто говорит, а то, о чем говорят, т.е. тема сообщения, содержание высказывания. Адресуется научная речь обычно не какому-то конкретному лицу, а неопределен­но широкому кругу лиц.

12. Часто употребляются причастия и деепричастия.

4.Синтаксические особенности научного стиля .

1. Прямой порядок слов.

2. Преобладание повествовательных предложений. Побудительные и вопросительные предложения встречаются редко.

3. Употребляются сложные производные союзы: оттого что, благодаря тому что, между тем, как, в то время, как.

4. Сложные производные предлоги: в течение, несмотря на, при помощи.

5. Широком использовании пассивных (страдательных) конструкций , так как в них на первый план выдвигается действие, а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективность и неличная манера изложения. Например: Точки соединяются прямой линией; К двум точкам приложены си­лы, действующие в разных направлениях; В «Русской грам­матике» отражены и описаны очень многие явления разго­ворной и специальной речи.

6. Наиболее употребительны неопреде­ленно-личные с прямым дополнением в начале предложе­ния, синонимичные пассивным конструкциям (Внесение удобрений во время роста растений называют подкорм­кой. Растения подкармливают теми минеральными удоб­рениями, которые требуются им в данный период жизни).

7.Распространены обобщенно-личные предложения с главным членом, выраженным глаголом в форме 1-го лица множе­ственного числа настоящего или будущего времени во вне­временном значении (Проведем прямую; Поместим состав в колбу; Обратимся к рассмотрению...; Раствор посте­пенно нагреваем), а также безличные предложения разных типов (за исключением тех, которые выражают состояние человека и природы): Нужно доказать теорему; Требует­ся определить объем тела; Можно применить формулу; Важно подчеркнуть, что...

8. Характерны безличные предложения.

Н: Было бы некорректно толковать этот термин как грамматический.

9. Среди сложных предложений в научной речи преобладают со­юзные сложносочиненные и сложноподчи­ненные с четко выраженной синтаксической связью ме­жду отдельными частями.

Преобладание союзных предложений над бессоюзными объясняется тем, что связь между частями сложного пред­ложения с помощью союзов выражается более точно, однозначно. Сравни:

10. Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчиненные ,

Среди сложноподчиненных самыми распространенны­ми являются предложения с придаточными определитель­ными и изъяснительными , в которых основная информация заключена в придаточной части, Следует сказать, что...; Необходимо подчеркнуть, что...; Интересно отме­тить, что...; Обратим внимание на то, что...; Наблюде­ния показывают, что...; Заметим (подчеркнем, докажем), что...

11. Самым распространенным и типичным для научной ре­чи видом связи предложений является повторение существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями этот, тот, такой: В современной грамматической науке применяются самые различные способы описания грамматического строя языка. В этих описаниях реализу­ются разные, очень несходные концепции...

12.Необходимость в четкой логической структуре научной речи обусловливает широкое использование в связующей функции наречий, наречных выражений , а также других частей речи и сочетаний слов: поэтому, потому, сначала, затем, в заключение, так, итак, таким образом, наконец, сверх того и др. Они, как правило, стоят в начале предло­жения и служат для объединения частей текста (в частно­сти абзацев), логически тесно связанных друг с другом: Грамматические нормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайно ¾ главным образом в связи с фиксацией норм письменных и путем противопоставления им. Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная; Предположим, что данные прямые пересекаются или параллельны. Тогда обе они лежат в некоторой плоскости.

13. Характерны вводные слова, называющие порядок называния (во-первых, во-вторых) , степень достоверности (по-видимому, конечно, действительно ), источник информации (как утверждает такой-то ученый ).

14.Предложения часто осложняются причастными и дее­причастными оборотами, вставными конструкциями, уточ­няющими членами, обособленными оборотами : В языке художественной литературы и близких к ней жанров письменности (очерки, фельетоны, мемуары, литературно обработанные дневниковые записи и др.) сложно взаимо­действуют письменная и разговорная речь, специальная речь, просторечие.

Таким образом, на синтаксическом уровне находит вы­ражение прежде всего одна из основных специфических черт научного стиля ¾ подчеркнутая логичность, которая прояв­ляется и в особенностях композиции. Для научного текста почти универсальным является трехчастное построение (вступление, основная часть, заключение) как наиболее удачный способ логической организации передаваемого содержания.