Курсовая работа: Психология уголовного судопроизводства. Психологические особенности судопроизводства Психология постановления приговора

Курсовая работа

по курсу «Судебная психология»

«Психология уголовного судопроизводства»


Введение

2. Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи

3. Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии

4. Психология судебных прений и судебной речи

5. Психологические аспекты справедливости и законности уголовно-правового наказания

6. Психология вынесения приговора

Заключение


Введение

Все факты расследуемого события должны осознаться в системе причинно-следственных связей, и ни один факт не должен оставаться без объяснения. Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. Изучение материалов дела – исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция. Только доскональное знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет: что должно быть проверено в суде? соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела? учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде? на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда?

Уже на данном этапе систематизируются доказательства и источники их получения, критически анализируются их достоверности, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела – выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии.


1. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства

На данной стадии судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться «эффекту первичности» и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии. На этой стадии активизируются аналитическая и критическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образно представить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этом вариативное моделирование, проводя мысленные эксперименты, выдвигая контрверсии. Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах, стремится избежать возможной судебной ошибки.

Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет «слабые» в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следственные действия. Особое внимание уделяется источникам «ключевых» фактов, их внутренней согласованности. Анализируется возможность их случайного совпадения. Определяется круг лиц для вызова в судебное заседание. Истребуются все необходимые документы.

Все факты расследуемого события должны осознаться в системе причинно-следственных связей, и ни один факт не должен оставаться без объяснения. «Поставьте себя в положение подсудимого и взгляните вокруг него его глазами перед преступлением, в момент преступления, после него; сделайте то же по отношению к каждому из соучастников, к пострадавшим, к свидетелям, роль которых для вас не вполне понятна. Уясните себе вероятные поступки, встречи и переговоры преступника с жертвой или соучастников преступления между собой в разное время; обратите внимание на то, не переменились ли взаимные отношения их после преступления... Меняйте предполагаемые условия места и времени. Это может открыть вам то, что заинтересованные люди сумели скрыть от следователя».

Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. Доказательством может быть то, что было, и то, чего не было.

Изучение материалов дела – исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция. Только доскональное знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. Уже на данном этапе систематизируются доказательства и источники их получения, критически анализируются их достоверности, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела – выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии.

Первое знакомство с материалами дела имеет особую остроту, при этом повышена ориентировочно-исследовательская деятельность. Еще нет градации на главное и второстепенное. Любая деталь здесь должна быть тщательно исследована, включена во все возможные взаимосвязи. Актуализируется вся обстановка исследуемого происшествия, принимается во внимание все то, что позволяет увидеть событие с иной точки зрения.

В процессе изучения материалов предварительного следствия прокурор и защитник готовят фрагменты своей будущей речи в судебных прениях. Восстанавливая истинную картину расследуемого происшествия, они создают образные картины события, воспроизводят особенности поведения его участников, их межличностные отношения. «Наряду с размышлениями о загадках дела, надо думать и о картинах, необходимых для речи... Представьте себе виновников драмы и пострадавших от нее, их окружающих, родных и близких при встречах задолго до преступления, в разные дни после того, как оно было обнаружено, перед судом и после суда. Уясните себе их вероятные поступки, угрозы, обещания и попреки при этих встречах; рисуйте их сытыми и голодными, озлобленными и любящими» 2 .

Наряду с логической схемой будущей речи разрабатывается ее «боевая схема», отрабатываются эмоционально-экспрессивные элементы. Отдельные детали должны выстраиваться вокруг основных тезисов, которых не должно быть слишком много.

В результате ознакомления с делом четко отчленяются бесспорно установленные факты от предположений, сомнительных доводов, дается независимая от следователя оценка доказательств. Каждое обстоятельство дела рассматривается и с предполагаемой точки зрения процессуального оппонента.

Судебное разбирательство как стадия уголовного процесса следует за предварительным следствием. В ходе судебного разбирательства суд должен в полном объеме проанализировать версию предварительного следствия, а также все возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Кроме того, суд может выдвинуть по любому уголовному делу собственную версию.

Деятельность суда строится на принципах гласности, устности, непосредственности, непрерывности процесса; при состязательности сторон.

Судья должен обладать определенными психическими качествами, в частности эмоциональной устойчивостью и способностью к конструктивной деятельности в экстремальных условиях уголовного процесса, ведь не секрет, что именно в судебном заседании воспроизводятся агрессивность, злоба и ненависть заинтересованных сторон. Судье в такой ситуации необходимо проявлять выдержку, терпимость, а также способность в нужный момент воспользоваться своими властными полномочиями, которыми его наделило государство. Вся деятельность суда должна быть направлена на установление истины по делу, принятие единственного верного, законного решения по приговору.

Психология судебных прений и судебной речи. В соответствии с уголовно-процессуальным законом судебные прения состоят из речей обвинителей; гражданского истца; гражданского ответчика или их представителей; защитника подсудимого.

Продолжительность судебных прений законом не ограничивается, однако председательствующий вправе остановить участвующих в прениях, если они затрагивают обстоятельства, не имеющие отношения к делу. По окончании прений их участники имеют право на реплику.

Каждый участник судебных прений произносит судебную речь, теснейшим образом связанную с результатами судебного следствия и полученными в ходе него доказательствами. Цель судебной речи – убедительное воздействие на суд через соответствующие аргументы. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия. Давая психологическую характеристику подсудимого, нельзя небрежно относиться к его личности и психотравмирующим факторам его поведения. Искусство судебной речи заключается в том, чтобы вызвать у судей солидарность со сказанным путем предоставления веских доводов, подкрепленных имеющимися в деле доказательствами.

Основным приемом ораторского искусства является воздействие на окружающих, побуждающее к самостоятельному развитию их мысли.

Психология речи прокурора в суде. На прокурора в суде возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения, которое должно быть основано на фактических обстоятельствах правовой оценки преступления, совершенного подсудимым.

Прокурор вправе настаивать на обвинении только в том случае, если материалы следствия подтверждают его, в противном случае он должен отказаться от обвинения. Речь прокурора должна строиться только на неопровержимых доказательствах и конкретных фактах, носящих аналитический, а не повествовательный характер. Очевидно, что анализ события преступления в первую очередь должен быть направлен на доказательство того, что событие преступления имело место и в его совершении виновен именно подсудимый. Для этого доказательства должны быть строго систематизированы, что в конечном счете и обеспечивает правильность выдвигаемого обвинения.

Психология речи защитника в суде. Процессуальной функцией адвоката является защита подсудимого с аргументацией своих доводов. Оказывая помощь юридического характера своему подзащитному, защитник должен не допускать произвола в судопроизводстве и предотвращать возможную судебную ошибку. Деятельностью в суде защитник помогает своему подзащитному выполнять юридически грамотные действия.

В психологическом плане между защитником и подзащитным должны складываться доверительные отношения, при этом защитник не должен быть связан с волей и позицией подзащитного, он самостоятельно определяет направление и тактику построенной им защиты, выступая от своего имени.

Речь защитника должна строиться только на собранных по делу доказательствах, которые могут опровергнуть предъявленное его подзащитному обвинение или же смягчить его ответственность. Адвокат как никто другой должен помнить о презумпции невиновности, используя любое сомнение при толковании закона в пользу своего подзащитного. Своими действиями он должен обеспечивать полноту защиты, раскрывать все психологические обстоятельства деяния, совершенного своим подзащитным, с тем чтобы вызвать снисхождение к нему суда.

Речь адвоката, выступающего после прокурора, должна быть аргументированной и убедительной настолько, чтобы сломить сложившийся после выступления прокурора психологический барьер. Но всегда нужно помнить о том, что приемы защиты должны быть корректными и тактичными, в них должна проявляться гражданская позиция защитника.

Психология подсудимого в суде. Обстановка в суде оказывает негативное влияние на психику подсудимого. Если же в отношении подсудимого избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей, то ожидание суда в следственном изоляторе зачастую приводит его к психическому истощению, которое усиливается непосредственно в зале суда. Подсудимый испытывает чувство страха перед судебным следствием, а особенно перед вынесением приговора; это чувство усугубляется и стыдом перед близкими и родными, а также перед потерпевшим. Для любого подсудимого чрезмерно суровый приговор с длительным лишением свободы становится жизненной катастрофой.

Психологические аспекты справедливости и законности уголовного наказания. В ходе судебного следствия суд должен проанализировать и учесть все обстоятельства, послужившие совершению преступления конкретным подсудимым, оценить его личностные качества, которые определили социально значимые особенности его поведения.

При индивидуализации наказания суд должен учитывать:

Форму вины, цели и мотивы преступления;

Психическое состояние подсудимого;

Особенности его личности

Для назначения судом наказания большое значение имеет повторность совершения преступления. Личность подсудимого характеризуют как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. Смягчающими обстоятельствами являются чистосердечное признание, явка с повинной, публичное раскаяние, готовность возместить причиненный ущерб и т. п.

Психология постановления приговора. Постановление приговора является завершающей стадией судебного разбирательства. С этой целью суд удаляется в совещательную комнату, где решает весь перечень вопросов, поставленных на разрешение суда. Закон гласит, что каждый вопрос, поставленный на разрешение суда, должен быть поставлен в такой форме, чтобы на него можно было дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

Приговор должен быть составлен в понятных и доступных выражениях, а описание преступного деяния должно соответствовать фактам, установленным судом. Обоснование судебного решения должно содержать анализ исследуемых доказательств и веские доводы, согласно которым суд принял одни из них и отверг другие. Решение о виде наказания должно быть сформулировано таким образом, чтобы при исполнении приговора не возникало никаких сомнений.

24.Судебно-психологическая экспертиза: компетенция, организация, проведение.

При появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего, обвиняемого правильно воспринять определенные обстоятельства и дать об этом показания и назначается судебно-психологическая экспертиза.

Объектом экспертизы в таких случаях обычно бывает несовершеннолетнее лицо. На содержание их показаний могли повлиять фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны других лиц. Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего или подростка. К компетенции эксперта-психолога относится определение аффективных состояний, которые, если они вызваны неправомерными действиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалификацию отдельных составов преступлений. Исследования интенсивности, длительности и механизма экспертизы обеспечивают научную обоснованность и достоверность выводов предварительного следствия.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится исследование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их кроме аффекта может быть отнесено состояние переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии. В частности, у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий. Наибольшая потребность в помощи эксперта-психолога возникает при расследовании таких опасных преступлений, как убийства, изнасилования.

Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в следственной и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований: он должен знать процессуальный закон в части проведения процедуры экспертного исследования, специфические условия предварительного следствия и судебного разбирательства. Результаты судебно-психологической экспертизы оформляются в соответствии с существующими правилами в виде письменного заключения.

Курсовая работа

по курсу «Судебная психология»

«Психология уголовного судопроизводства»

Введение

    Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства

    Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи

    Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии

    Психология судебных прений и судебной речи

    Психологические аспекты справедливости и законности уголовно-правового наказания

    Психология вынесения приговора

Заключение

Введение

Все факты расследуемого события должны осознаться в системе причинно-следственных связей, и ни один факт не должен оставаться без объяснения. Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. Изучение материалов дела – исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция. Только доскональное знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет: что должно быть проверено в суде? соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела? учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде? на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда?

Уже на данном этапе систематизируются доказательства и источники их получения, критически анализируются их достоверности, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела – выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии.

1. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства

На данной стадии судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться «эффекту первичности» и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии. На этой стадии активизируются аналитическая и критическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образно представить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этом вариативное моделирование, проводя мысленные эксперименты, выдвигая контрверсии. Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах, стремится избежать возможной судебной ошибки.

Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет «слабые» в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следственные действия. Особое внимание уделяется источникам «ключевых» фактов, их внутренней согласованности. Анализируется возможность их случайного совпадения. Определяется круг лиц для вызова в судебное заседание. Истребуются все необходимые документы.

Все факты расследуемого события должны осознаться в системе причинно-следственных связей, и ни один факт не должен оставаться без объяснения. «Поставьте себя в положение подсудимого и взгляните вокруг него его глазами перед преступлением, в момент преступления, после него; сделайте то же по отношению к каждому из соучастников, к пострадавшим, к свидетелям, роль которых для вас не вполне понятна. Уясните себе вероятные поступки, встречи и переговоры преступника с жертвой или соучастников преступления между собой в разное время; обратите внимание на то, не переменились ли взаимные отношения их после преступления... Меняйте предполагаемые условия места и времени. Это может открыть вам то, что заинтересованные люди сумели скрыть от следователя».

Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. Доказательством может быть то, что было, и то, чего не было.

Изучение материалов дела – исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция. Только доскональное знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. Уже на данном этапе систематизируются доказательства и источники их получения, критически анализируются их достоверности, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела – выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии.

Первое знакомство с материалами дела имеет особую остроту, при этом повышена ориентировочно-исследовательская деятельность. Еще нет градации на главное и второстепенное. Любая деталь здесь должна быть тщательно исследована, включена во все возможные взаимосвязи. Актуализируется вся обстановка исследуемого происшествия, принимается во внимание все то, что позволяет увидеть событие с иной точки зрения.

В процессе изучения материалов предварительного следствия прокурор и защитник готовят фрагменты своей будущей речи в судебных прениях. Восстанавливая истинную картину расследуемого происшествия, они создают образные картины события, воспроизводят особенности поведения его участников, их межличностные отношения. «Наряду с размышлениями о загадках дела, надо думать и о картинах, необходимых для речи... Представьте себе виновников драмы и пострадавших от нее, их окружающих, родных и близких при встречах задолго до преступления, в разные дни после того, как оно было обнаружено, перед судом и после суда. Уясните себе их вероятные поступки, угрозы, обещания и попреки при этих встречах; рисуйте их сытыми и голодными, озлобленными и любящими» 2 .

Наряду с логической схемой будущей речи разрабатывается ее «боевая схема», отрабатываются эмоционально-экспрессивные элементы. Отдельные детали должны выстраиваться вокруг основных тезисов, которых не должно быть слишком много.

В результате ознакомления с деломчетко отчленяются бесспорно установленные факты от предположений, сомнительных доводов, дается независимая от следователя оценка доказательств. Каждое обстоятельство дела рассматривается и с предполагаемой точки зрения процессуального оппонента.

2. Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи

С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу - это его основная и исключительная функция.

Но данная конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации.

Основная цель познавательной деятельности в суде - получение доказательственного материала для осуществления конструктивной деятельности - вынесения приговора.

Особенность познавательной деятельности в суде заключается прежде всего в том, что материалы предварительного следствия уже дают ему готовую модель подлежащего исследованию события. Наличие такой версии события в материалах предварительного следствия существенно облегчает суду познание фактов, обстоятельств дела. Однако эта версия всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию судом в каждом ее отдельном элементе.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осуществления правосудия, производится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственности судебного разбирательства.

То же самое следует сказать и о поисковом элементе познавательной деятельности. Хотя эта часть работы и должна быть выполнена на предварительном следствии, суд не лишается права и даже обязан в соответствии с процессуальным законом... в необходимых случаях истребовать новые документы, вызвать ранее не допрошенных свидетелей и т. д.".

Процесс познания в суде включает в себя сравнительное исследование, сопоставление модели события и конкретного закона. В материалах предварительного следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которому, по мнению следователя, соответствует расследованное событие. Однако это не означает, что судьи лишаются возможности тщательно проверять правильность уже проведенного предварительным следствием сопоставления модели события и закона. Они обязаны вновь мысленно воспроизводить и сопоставлять событие со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение фактов и обстоятельств с различными моделями закона обязательно на всем протяжении судебной деятельности, но этот процесс окончательно должен быть завершен в совещательной комнате.

Для суда важно не только изучить во всех деталях материалы уголовного дела, но и выдвинуть другие возможные версии объяснения фактов, которые не были учтены следователем или были просто проигнорированы. Только подвергнув сомнению версию предварительного следствия, испытав ее на прочность и достоверность, суд может установить истину.

Познавательная деятельность суда протекает в довольно специфических внешних условиях, которые могут оказывать на нее различное влияние: могут облегчать познание, а могут и затруднять его. К внешним условиям относится поведение находящихся в зале лиц, участников судебного рассмотрения. Накаленная, нервная атмосфера, острые конфликты, возникающие в отношениях между участниками, - все это способно помешать познавательной деятельности, отвлечь суд от познания, направить его усилия на пресечение остроконфликтных отношений. Спокойная, вдумчивая обстановка при исследовании и оценке доказательственного материала, получаемого в ходе судебного разбирательства, - безусловно, необходимое условие.

Курсовая работа

по курсу «Судебная психология»

«Психология уголовного судопроизводства»

Введение

  1. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства
  2. Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи
  3. Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии
  4. Психология судебных прений и судебной речи
  5. Психологические аспекты справедливости и законности уголовно-правового наказания
  6. Психология вынесения приговора

Заключение

Введение

Все факты расследуемого события должны осознаться в системе причинно-следственных связей, и ни один факт не должен оставаться без объяснения. Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. Изучение материалов дела исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция. Только доскональное знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет: что должно быть проверено в суде? соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела? учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде? на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда?

Уже на данном этапе систематизируются доказательства и источники их получения, критически анализируются их достоверности, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии.

1. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства

На данной стадии судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться «эффекту первичности» и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии. На этой стадии активизируются аналитическая и критическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образно представить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этом вариативное моделирование, проводя мысленные эксперименты, выдвигая контрверсии. Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах, стремится избежать возможной судебной ошибки.

Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет «слабые» в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следственные действия. Особое внимание уделяется источникам «ключевых» фактов, их внутренней согласованности. Анализируется возможность их случайного совпадения. Определяется круг лиц для вызова в судебное заседание. Истребуются все необходимые документы.

Все факты расследуемого события должны осознаться в системе причинно-следственных связей, и ни один факт не должен оставаться без объяснения. «Поставьте себя в положение подсудимого и взгляните вокруг него его глазами перед преступлением, в момент преступления, после него; сделайте то же по отношению к каждому из соучастников, к пострадавшим, к свидетелям, роль которых для вас не вполне понятна. Уясните себе вероятные поступки, встречи и переговоры преступника с жертвой или соучастников преступления между собой в разное время; обратите внимание на то, не переменились ли взаимные отношения их после преступления... Меняйте предполагаемые условия места и времени. Это может открыть вам то, что заинтересованные люди сумели скрыть от следователя».

Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. Доказательством может быть то, что было, и то, чего не было.

Изучение материалов дела исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция. Только доскональное знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. Уже на данном этапе систематизируются доказательства и источники их получения, критически анализируются их достоверности, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии.

Первое знакомство с материалами дела имеет особую остроту, при этом повышена ориентировочно-исследовательская деятельность. Еще нет градации на главное и второстепенное. Любая деталь здесь должна быть тщательно исследована, включена во все возможные взаимосвязи. Актуализируется вся обстановка исследуемого происшествия, принимается во внимание все то, что позволяет увидеть событие с иной точки зрения.

В процессе изучения материалов предварительного следствия прокурор и защитник готовят фрагменты своей будущей речи в судебных прениях. Восстанавливая истинную картину расследуемого происшествия, они создают образные картины события, воспроизводят особенности поведения его участников, их межличностные отношения. «Наряду с размышлениями о загадках дела, надо думать и о картинах, необходимых для речи... Представьте себе виновников драмы и пострадавших от нее, их окружающих, родных и близких при встречах задолго до преступления, в разные дни после того, как оно было обнаружено, перед судом и после суда. Уясните себе их вероятные поступки, угрозы, обещания и попреки при этих встречах; рисуйте их сытыми и голодными, озлобленными и любящими»2.

Наряду с логической схемой будущей речи разрабатывается ее «боевая схема», отрабатываются эмоционально-экспрессивные элементы. Отдельные детали должны выстраиваться вокруг основных тезисов, которых не должно быть слишком много.

В результате ознакомления с деломчетко отчленяются бесспорно установленные факты от предположений, сомнительных доводов, дается независимая от следователя оценка доказательств. Каждое обстоятельство дела рассматривается и с предполагаемой точки зрения процессуального оппонента.

2. Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи

С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу - это его основная и исключительная функция.

Но данная конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации.

Основная цель познавательной деятельности в суде - получение доказательственного материала для осуществления конструктивной деятельности - вынесения приговора.

Особенность познавательной деятельности в суде заключается прежде всего в том, что материалы предварительного следствия уже дают ему готовую модель подлежащего исследованию события. Наличие такой версии события в материалах пред

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

«Самарский государственный университет»

факультет юридический

Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к. ю.н., доцент

Рецензент:

Зав. кафедрой уголовного процесса и криминалистики, д. ю.н., профессор

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного процесса и

криминалистики (протокол № ___ от ____________ 2011 г.)

Заведующий кафедрой

«___» __________ 2011 г. _________________

СОГЛАСОВАНО

Председатель

методической

комиссии факультета

«______»______________2011 г._______________________________________

СОГЛАСОВАНО

факультета

«____» _________ 2011 г. ______________________________

СОГЛАСОВАНО

Начальник

Методического отдела

«____»__________ 2011 г. _________________

1.Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение данной дисциплины. Место дисциплины в ООП

1.1 Цели и задачи

Целью дисциплины является формирование способности к самостоятельной профессиональной деятельности по уголовному делу в качестве судьи, следователя, прокурора, адвоката на основе углубленного изучения психологических аспектов правоприменительной деятельности, к преодолению психологических трудностей на пути решения профессиональных задач.

Задачами дисциплины являются:

а) формирование профессионально-необходимых для участника уголовного судопроизводства инструментальных, межличностных, системных и специальных компетенций;

б) удовлетворение потребности учащихся в научных знаниях о психологической сущности фундаментальных правовых категорий;

в) формирование современных теоретических представлений о сущности и механизме поведения людей, вовлеченных в сферу правоотношений, о формировании индивидуального и коллективного правосознания ;

г) формирование навыков применения приобретенных психологических знаний для разрешения практических ситуаций в правоприменительной деятельности и педагогике.

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение данной дисциплины

Изучив данную дисциплину обучающийся должен

знать:

- индивидуальные особенности личности, закономерности их формирования в процессе социализации и воспитания, влияние на поведение человека;

Психологию судебной, прокурорской, следственной и адвокатской деятельности по уголовному делу, психологические особенности их труда;

Требования, предъявляемые обществом к личным и профессиональным качествам субъектов уголовно-процессуальной деятельности и ее результатам;

Причины возникновения и формы проявления профессиональной деформации, ее профилактика и пути преодоления;

Психологию противоправного поведения, психологические методы предупреждения преступлений;

Психологические особенности производства следственных действий;

Психологические основы судебной тактики;

Формы использования специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве;

понимать:

Значение психологических знаний и умений для овладения избранной профессией;

Психологическую сущность изученных категорий уголовно-процессуального права ;

Правовое, психологическое и нравственное содержание законности, презумпции невиновности, состязательности, уважения чести и достоинства личности, охраны прав и свобод человека и гражданина и других принципов уголовно-процессуального права и осознавать их значение для эффективной уголовно-процессуальной деятельности;

Проблемы современной правоприменительной (следственной и судебной) практики

Проблемы формирования личности юриста, значение профессионально развитых психологических качеств и профессионально-психологической устойчивости.

уметь:

Применять полученные теоретические знания в ходе выполнения процессуальных функций;

Видеть психологический аспект в планируемых и осуществляемых профессиональных действиях;

Психологически обоснованно принимать, корректировать и реализовывать процессуальные решения;

Анализировать и оценивать психологические факторы, определяющие выбор и применение тактических приемов при проведении следственных действий;

Разрабатывать стратегию и тактику доказывания с учетом особенностей конкретного уголовного дела, собственной процессуальной роли (функции) и особенностей личности участников процесса;

Психологически грамотно готовить и осуществлять профессиональное общение;

Логически и психологически грамотно обосновывать и отстаивать свою правовую позицию, аргументировано опровергать доводы оппонентов, правомерно пользоваться приемами психологического воздействия;

Самостоятельно находить способы разрешения проблемных ситуаций, предупреждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях ;

владеть навыками:

Наблюдения и психологического анализа профессиональной ситуации;

Анализа и оценки свидетельских показаний, документов и иных доказательств;

Создания благоприятных психологических условий для осуществления профессиональных действий;

Разрабатывать психологическую линию поведения при осуществлении профессиональных действий;

Аргументированного и психологически грамотного публичного выступления в судебном заседании.

Изучение дисциплины формирует у обучающегося следующие компетенции:

Код компетенции

Результат обучения

осознание социальной значимости своей будущей профессии, нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, достаточный уровень профессионального правосознания

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности; соблюдать принципы этики юриста

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

способность свободно пользоваться русским языком как средством делового общения

способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки

обладать способностью анализировать профессионально-этические, морально-психологические, философские и правовые стороны разрешаемого правового конфликта и правовой ситуации

обладать способностью обоснованно и профессионально грамотно в соответствии с законом принимать и исполнять решения в профессиональной деятельности

обладать способностью эффективно осуществлять профессиональную коммуникацию, психологически грамотно разрешать и предотвращать межличностные, межфункциональные и иные конфликты

обладать готовностью признавать, уважать, соблюдать и защищать права и свободы, законные интересы человека в профессиональной деятельности

быть готовым осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

способность принимать оптимальные управленческие решения

способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности

способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне

способность управлять самостоятельной работой обучающихся

способность организовывать и проводить педагогические исследования

способность эффективно осуществлять правовое воспитание

быть способным критически воспринимать, анализировать и критически оценивать значимую для профессиональной деятельности информацию

быть способным эффективно применять полученные специальные знания для назначения, оценки и использования в доказывании различных видов судебных экспертиз .

быть способным к обобщению правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства в научных, профилактических и правотворческих целях

1.3. Место дисциплины в структуре ООП. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Данная дисциплина включена в раздел «М.1. Общенаучный цикл. Вариативная часть) ООП по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (степень «магистр»).

Изучение дисциплины призвано расширить и углубить знания и компетенции, полученные в ходе обучения по ООП по направлению 030900.62 Юриспруденция («бакалавр») при изучении базовых («Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», «Профессиональная этика») и профильных дисциплин (« Юридическая психология», «Следственные действия», «Процессуальные решения», «Судебная речь»), а также при изучении дисциплины «Этические основы уголовного судопроизводства», «Актуальные проблемы уголовно-процессуального права» и других базовых дисциплин в составе ООП по направлению 030900 Юриспруденция («магистр»).

Формирование обозначенных профессиональных компетенций требует одновременного изучения дисциплин профессионального цикла («Правовые формы использования специальных знаний в уголовном процессе», «Организационные и правовые основы ОРД», «Этика уголовного судопроизводства», «Правовые и методологические проблемы доказывания» и др.) ООП 0309000ю62 («магистр»), способствующих пониманию психологии участников уголовного судопроизводства, закреплению полученных при изучении этой дисциплины навыков. В то же время усвоение данной дисциплины способствует более глубокому пониманию проблем, изучаемых другими профессиональными дисциплинами ООП.

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов/з. е.

Трудоемкость

Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)

В том числе:

Практические занятия

Самостоятельная работа студента (всего)

В том числе:

Подготовка к семинарам

Самостоятельное изучение тем

Подготовка реферата, эссе

Индивидуальные консультации преподавателя

2.2. Тематический учебный план дисциплины

Разделы и темы

З. е./час.

Образовательные

технологии

Формируемые

компетенции/

Уровень освоения

Формы текущего контроля

Тема 1.1.

Психология уголовно-процессуальной деятельности

Лекции

Проблемная лекция

1. Профессиограмма и психограмма профессиональных участников судопроизводства

2.Психологические особенности уголовного судопроизводства

Практические занятия

Эвристическая беседа

Дискуссия

Тестирование

Входное тестирование

Устный опрос

Наблюдение

1. Проблема профессиональной пригодности

2.Психологическая составляющая принципов уголовного процесса

3. Сочетание единоличного и коллегиального в уголовном судопроизводстве

Самостоятельная работа

1. Психологические особенности процессуальной деятельности, обусловленные принципами уголовного процесса

ОК-1/2, ОК-4/3

ОК-3/2, ПК-13/2,

собеседование

Психология профессиональных участников уголовного судопроизводства

Лекции

Проблемная лекция

1.Профессионально-психологическая подготовленность судьи, следователя, прокурора, адвоката.

2.Психология судебной деятельности.

3.Психология следственно-прокурорской деятельности.

4. Психология адвокатской деятельности

Практические занятия

Дискуссия.

Презентация решения практических задач

Деловая игра

Устный опрос

Наблюдение

1.Психология судебной деятельности. Особенности профессиограммы судьи.

2. Психология следственно-прокурорской деятельности.

3. Психологические особенности деятельности адвоката в уголовном процессе.

Самостоятельная работа

Решение практических заданий

Собеседование

Составление профессиограммы и психограммы судьи, следователя, прокурора, адвоката

Раздел 2.

Особенная часть

Тема 2.1.

Психологические технологии в деятельности субъектов уголовного судопроизводства

Лекции

ОК-1/1, ОК-2/1, ОК-5/1

ПК-9/1, ПК-10/1

ПК-13/1,ПК-14/1, ПК-15/1

1.Психологический анализ профессиональных ситуаций.

2.Психология профессионального общения.

3.Психологическое влияние в уголовном процессе

4.Психотехника использования речевых и невербальных средств.

Практические занятия

1.Кейс-стадии,

Групповое обсуждение

2.Деловая игра

Обсуждение

3. Тренинг,

Групповое обсуждение

Устный опрос,

Наблюдение,

1. Технология профессионального общения участников уголовного процесса (анализ кейса).

2. Психологическое влияние в уголовном процессе и проблема процессуальной самостоятельности участников уголовного судопроизводства. Защита от манипуляций.

3. Психологические техники управления конфликтом, сочетания групповой и индивидуальной деятельности при решении профессиональных задач

Самостоятельная работа

Эссе, кейс-метод

Психологический анализ профессиональных ситуаций и юридических фактов (разработка кейса, написание эссе – по выбору)

Тема2.2.

Психология допроса

Лекции

Проблемная практико-ориентированная лекция-визуализация

ОК-1/1, ОК-2/1, ОК-3/1

ОК-5/1,ПК-9/1, ПК-10/1

ПК-12/1,ПК-13/1, ПК-14/1

1.Психологические проблемы допроса в бесконфликтной ситуации.

2. Психологические проблемы допроса в условиях конфликта (на примере допроса обвиняемого)

3. Психология лжи. Способы диагностики и разоблачения ложных показаний.

Практические занятия

1.Тестирование

Решение практических задач

2. Ролевая игра «допрос свидетеля»

Групповое обсуждение

3.Деловая игра «допрос обвиняемого»

Обсуждение

Устный опрос,

Наблюдение,

Тестирование

1.Психологическая характеристика допроса. Влияние закономерностей познавательных процессов на достоверность показаний.

2.Психология допроса свидетелей и потерпевших: стадии формирования свидетельских показаний, специфические явления памяти, закономерности речевого общения.

3. Психологические проблемы допроса обвиняемого (подозреваемого): установление межличностного контакта, правомерное психологическое воздействие, разоблачение лжи.

Самостоятельная работа

ОК-1/2, ОК-4/3

ОК-3/2, ПК-13/2,

собеседование. консультации, обсуждение домашнего задания

Мотивация и психологическая природа самооговора. Самооговор как способ достижения конкретной цели и как средство манипуляции следователем (эссе)

Тема 2.3.

Психология очной ставки и предъявления для опознания

Лекции

Практические занятия

1. Выполнение практических заданий

Деловая игра

«Очная ставка»

2. Кейс-метод

Групповое обсуждение

Устный опрос, наблюдение

1. Психология очной ставки

2.Психологические аспекты производства предъявления для опознания (анализ кейса)

Самостоятельная работа

кейс-метод,

собеседование в ходе ПЗ, консультации, обсуждение домашнего задания

Психологический анализ ситуации и принятие решения о необходимости производства очной ставки (разработка кейса, подготовка эссе – по выбору)

Тема 2.4.

Психология осмотра, обыска и иных следственных действий

Лекции

Практические занятия

1.Выполнение практических заданий.

3. Деловая и ролевая игра

Групповое обсуждение

Устный опрос, наблюдение,

Оценка и самооценка устных выступлений

домашнего задания, участия в деловой игре .

1. Психология осмотра. Разоблачение инсценировок при осмотре. Выявление личностных особенностей преступника.

2. Психология обыска. Психология обыскиваемого и ищущего.

Самостоятельная работа

ОК-1/2, ОК-4/3

ОК-3/2, ПК-13/2,

собеседование. консультации, обсуждение домашнего задания

Психологические особенности производства следственного эксперимента, проверки показаний на месте (реферат)

Тема 2.5.

Судебно-психологическая экспертиза

Лекции

Проблемная практико-ориентированная лекция

1.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: предмет, организация, виды, поводы для назначения экспертизы.

2. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы.

3. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы.

Практические занятия

1.Групповое обсуждение

2.Выполнение практических заданий.

Устный опрос, наблюдение,

Оценка и самооценка устных выступлений,

1. Поводы для назначения и производства судебно-психологической экспертизы. Условия привлечения психолога к проведению судебно-психологической экспертизы, права и обязанности психолога.

2. Виды судебно-психологических экспертиз в уголовном процессе. Комплексные психолого-психиатрические и психолого-медицинские экспертизы.

Самостоятельная работа

Тестирование

Внеэкспертные формы использования специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве (эссе)

Итого по дисциплине


Раздел 1. Общая часть психологии уголовного судопроизводства

Тема 1.1. Психология уголовно-процессуальной деятельности

Психологические особенности профессиональной юридической деятельности участников уголовного судопроизводства. Понятие профессиональной пригодности. Профессиограмма и психограмма, их корреляция.

Особенности правоприменительной деятельности, обусловленные принципами уголовного судопроизводства.

а) Принцип состязательности и конфликтность в уголовном судопроизводстве, ее причины и способы преодоления.

б) Психологическое влияние и проблема процессуальной самостоятельности и независимости участников уголовного судопроизводства.

в) Сочетание коллегиального и единоличного в уголовном судопроизводстве. Коллегиальные и индивидуальные решения суда, психологические методы повышения качества принимаемых решений.

Тема 1.2. Психология профессиональных участников уголовного судопроизводства.

Способности к правоприменительной деятельности, сущность и значение профессиональной направленности. Профессионально-мотивационные качества юриста. Профессиональное мастерство юриста: специально-юридическая обученность и профессионально-психологическая подготовленность. Структура профессионально-психологической подготовленности судьи, прокурора, следователя, адвоката: профессионально-психологические знания, умения и качества.

Психология судебной деятельности. Особенности профессионального психологического отбора кадров в судебные органы.

Психологические особенности суда присяжных. Психология присяжных заседателей. Отбор и формирование коллегии присяжных. Психология сторон. Психология председательствующего.

Психология следственной и прокурорской деятельности. Психологические особенности функций и решения задач Профессиограмма и психограмма прокурорско-следственной деятельности..

Психология адвокатской деятельности. Психологические трудности в деятельности адвоката. Психологические аспекты действий адвоката: выбор позиции по делу, определение тактики защиты, формирование у суда адекватного образа подзащитного и картины произошедшего, произнесение защитительной речи.

Проблема профессиональной деформации судей, следователей, прокуроров, адвокатов. Психологические причины профессиональной деформации и способы ее преодоления.

Раздел 2. Особенная часть. Использование психологических знаний в уголовном судопроизводстве.

Тема 2.1. Психологические технологии в деятельности субъектов уголовного судопроизводства.

Психологический анализ профессиональных ситуаций и юридических фактов.

Изучение личности в уголовном судопроизводстве. Психологическое наблюдение за человеком и группой в условиях следственных и судебных действий.

Психология профессионального общения, установление контакта и доверительных отношений между профессиональными участниками уголовного процесса и иными субъектами процессуальной деятельности. Разрешение возникающих конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Психологическое воздействие в уголовном судопроизводстве. Психологические приемы убеждения в споре, культура спора в суде. Наиболее распространенные приемы манипуляции и защита от них. Внушение как разновидность недопустимого влияния, факторы, способствующие эффекту внушения .

Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби.

Психотехника в работе юриста. Психотехника использования речевых и неречевых средств для усиления воздействия речи. Психотехника построения высказывания, речевого доказывания и опровержения возражений.

Тема 2.2. Психология допроса.

Общая психологическая характеристика допроса. Допрос как пример формализованного общения.

Особенности допроса в бесконфликтной ситуации. Проблема полноты и достоверности свидетельских показаний. Этапы формирования свидетельских показаний, их связь с процессами памяти. Мнемическая помощь при допросе.

Закономерности речевого общения и их влияние на полноту и достоверность показаний. Восприятие и фиксация показаний следователем. Проблема объективизации результатов допроса (правила ведения протокола, аудио - и видеозапись допроса).

Конфликтная ситуация при допросе, ее причины. Особенности психического состояния обвиняемых (подозреваемых). Стресс, фрустрация , оборонительная доминанта, блоки психологической защиты как специфические черты психологии обвиняемого (подозреваемого), их влияние на поведение обвиняемого (подозреваемого) и роль в развитии конфликта

Проблемы установления межличностного контакта и работа с мотивацией допрашиваемых лиц. Преодоление установки «мы - они», правомерное психологическое воздействие.

Тактические приемы допроса.

Психологическая природа лжи. Виды лжи. Проблема диагностики лжи и скрываемых обстоятельств в юридической практике. Приемы диагностики лжи на основе анализа речевых высказываний человека и на основе наблюдения за невербальными (неречевыми) реакциями человека. Тактические приемы изобличения лжи и разоблачение ложного алиби в судопроизводстве.

Мотивация и психологическая природа самооговора. Самооговор как способ достижения конкретной цели и как средство манипуляции правоприменителем. Добросовестное заблуждение при самооговоре. Самооговор как результат слабости психической деятельности личности и влияния стрессовых ситуаций.

Принцип действия детектора лжи, правомерность его использования в судопроизводстве, доказательственное значение результатов тестирования с использованием детектора лжи.

Психологические особенности производства допроса в суде. Перекрестный допрос. Проблема подготовки участников процесса к даче показаний в условиях судебного заседания.

Тема 2.3. Психология очной ставки и предъявления для опознания.

Психологическая ситуация очной ставки: острая конфликтность и высокая эмоциональная напряженность. Анализ факторов, влияющих на результативность очной ставки: заблуждение лица (лиц), заведомо ложные показания одного или обоих участников очной ставки, прежний преступный опыт допрашиваемого, неприязненные отношения между участниками, ролевые позиции участников очной ставки, темперамент и состояние допрашиваемых.

Выбор и создание благоприятных психологических условий для проведения очной ставки: оценка степени риска, выбор времени, выбор тактических приемов, планирование очной ставки, контроль следователем своего собственного состояния, организация фиксации показаний и поведения участников очной ставки.

Предупреждение и преодоление конфликтности в ходе очной ставки.

Особенности производства очной ставки в судебном заседании.

Опознание как процесс памяти. Виды узнавания. Психологические факторы, влияющие на процесс опознания. Условия формирования образа объекта, воспринятого в связи с событием преступления: социально-психологические установки, физическое и эмоциональное состояние лица, неблагоприятные условия, кратковременность восприятия, число объектов. Объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленных следователем. Анализ и оценка объективности вывода опознающего.

Причины ложного опознания, факторы, влекущие тенденциозность восприятия. Психологический смысл процессуальных правил проведения опознания.

Тема 2.4. Психология осмотра, обыска и других следственных действий.

Осмотр места происшествия как разновидность познавательной психической деятельности. Ведущие познавательные процессы при осмотре. Разоблачение инсценировок при осмотре. Выявление личностных особенностей преступника, целей, мотивов и способов совершения преступления по материальным следам.

Обыск как познавательно-поисковое действие. Подготовка к производству обыска: составление психологического портрета обыскиваемого лица, разработка плана и психологического сценария обыска и выбор тактических приемов. Психологическое наблюдение в ходе обыска. Психология прячущего, улики поведения, речевые и визуальные контакты с обыскиваемым, использование его реакций на отдельные поисковые действия. Психология ищущего, поисковая доминанта, ее влияние на поведение обыскивающего, типичные способы манипуляции поисковой доминантой со стороны обыскиваемых.

Психология следственного эксперимента. Процессуальная, тактическая и психологическая сложность следственного эксперимента. Необходимость психологической подготовки участников процесса к проведению данного действия. Установление надлежащего контакта с обвиняемым. Анализ необходимых психологических факторов (физические, психические данные участников, их психосоматическое состояние). Сложность реконструкции обстановки.

Психология проверки показаний на месте.

Тема 2.5. Судебно-психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет и организация. Условия привлечения психолога к проведению судебно-психологической экспертизы.

Порядок назначения судебно-психологической экспертизы, права и обязанности психолога при назначении экспертизы.

Виды судебно-психологических экспертиз в уголовном процессе, типы экспертиз.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы: сравнительный анализ. Комплексные психолого-психиатрические и психолого-медицинские экспертизы. Поводы для назначения и производства судебно-психологической экспертизы.

Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве.

Организация входного, текущего и промежуточного контроля обучения

3.1. Организация контроля :

*Входное тестирование на 1-м практическом занятии доля выявления уровня остаточных знаний по уголовно-процессуальному праву РФ;

* Текущий контроль – использование балльно-рейтинговой системы;

* Промежуточная аттестация выставляется на основании балльно-рейтинговой системы.

3.2. Тематика рефератов, творческих заданий, эссе

1. Значение психологических знаний в профессиональной деятельности юриста.

2. Особенности личности преступника, психические свойства, влияющие на формирование преступного поведения.

3. Принцип состязательности и конфликтность в правоприменительной деятельности.

4. Профессионально-психологическая подготовка следователя, прокурора, судьи, адвоката.

5. Психологическое влияние и проблема процессуальной самостоятельности и независимости участников судопроизводства.

6. Проблемы сочетания коллегиального и единоличного начал в уголовном судопроизводстве.

7. Психологические причины профессиональной деформации судей и способы ее преодоления.

8. Творческое мышление и интуиция в профессиональной деятельности следователя.

9. Понятие и содержание внутреннего убеждения. Проблемы формирования внутреннего убеждения в уголовном процессе.

10. Психология судебной деятельности. Проблема когнитивного диссонанса при формирования внутреннего убеждения судьи.

11. Психология прокурорской деятельности, психологические основы представления доказательств.

12. Психология следственной деятельности.

13. Психология адвокатской деятельности.

14. Экстремальные условия следственной и судебной деятельности как стрессогенный фактор и адаптация к ним.

15. Процесс формирования свидетельских показаний и его учет при допросе свидетеля и оценке его показаний.

16. Детектор лжи: принцип действия, правомерность использования в судопроизводстве, доказательственное значение результатов.

17. Психологические особенности публичного выступления в суде.

18. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

19. Закономерности речевого общения и их влияние на полноту и достоверность показаний.

20. Комплексные психолого-психиатрические и психолого-медицинские экспертизы.

21. Психолого-вокалографическая экспертиза: проблемы назначения, производства и оценки заключения эксперта.

22. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве.

23. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий.

24. Психологические аспекты деятельности государственного обвинителя и защитника при формировании скамьи присяжных.

24. Психологические особенности осуществления прокурором и адвокатом профессиональной деятельности в суде присяжных.

3.3. Курсовая работа

Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена.

Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине «Психология уголовного судопроизводства», закрываемой семестровой (итоговой) аттестацией, равна 100.

На основе набранных баллов успеваемость студентов в семестре оценивается как «зачтено» и «не зачтено».

- «Зачет» - от 61 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено, пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, некоторые из выполненных заданий, возможно. Содержат ошибки.

- « Незачет» - 60 и менее баллов – теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.

Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.

Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины «Психология уголовного судопроизводства» в течение 18 недель 4-го семестра:

1. Посещение занятий (1 балл в неделю) до 18 баллов

Посещение лекций до 3 баллов

Посещение практических занятий до 15 баллов

2. Контрольные мероприятия до 24 баллов

Тестирование- I до 6 баллов

Тестирование - II до 6 баллов

41. Шехтер опознание. Закономерности и механизмы / - М., 1981.

42. Шиханцов, Геннадий Григорьевич. Юридическая психология: Учеб. для вузов / ; Московский гос. ун-т; Под ред. . - М. : Зерцало-М, 20с.

43. Психология влияния/ Р. Чалдини. СПб. 2000.

44. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь/ П. Экман. СПб.: Питер, 2010.

45. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. . - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 20с.

46. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов / [и др.]; Под ред. , . - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 20с. : ил. (Рекоменд. УМЦ)

47. http://www. *****/library/

48. http://www. /docs/index. html

49. http:/// - сайт на английском.

50. http://www. *****/illusion/illusion_1.shtml - иллюзии

Необходимые для изучения нормативно-правовые акты и иные официально-документальные материалы, указанные в нижеследующем перечне доступны в библиотеке и других оборудованных аудиториях университета на сайте http://www. *****:

1.Конституция Российской Федерации: официальный текст. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят ГД ФС РФ 22 декабря 2001 г. С изменениями и дополнениями на день изучения.

7.Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Принят ГД ФС РФ 20 августа 2004года.

8.Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации». Принят ГД ФС РФ 05.04.2001.

10.Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Принят ГД ФС РФ от 01.01.2001 г.

Судебная практика:

1.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. N 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»// Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2006.- № 1.

Приказы Генерального прокурора РФ.

1.Приказ Генерального прокурора РФ от 01.01.01 года № 000 « Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».

2.Приказ Генерального прокурора РФ от 01.01.2001 г. № 61 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».

3.Приказ Генерального прокурора РФ от 06.г. № 000 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

4.Приказ Генерального прокурора РФ от 06.г. № 000 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».