Проблемы привлечения чопов к охране школ. Суд удовлетворил заявления прокурора об обеспечении охраны детских учреждений лицензированными охранниками


Тематические обзоры судебной практики по спорам в сфере образования за 2013-2014 годы

Обзор 10. Безопасные условия обучения


В настоящем обзоре представлены решения судов общей юрисдикции ряда субъектов РФ по вопросам, связанным с обеспечением безопасных условий обучения, в частности, физической, противопожарной, антитеррористической безопасности общеобразовательных организаций.

Общим правилом является возложение на образовательную организацию обязанности обеспечить установку, а на собственника имущества - профинансировать установку ограждения, систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, систем противопожарной безопасности. Рассмотрим отдельные случаи.


Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 15 мая 2014 г. по делу N 33-4986/2014 суд обязал администрацию города в целях обеспечения безопасности образовательного процесса и противодействия терроризму установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения. Суд пояснил, что обязанность по несению бремени содержания имущества школы, находящегося в муниципальной собственности, и переданного ей в оперативное управление, в том числе, по обеспечению восстановления частично отсутствующего ограждения территории школы возлагается на собственника объекта социальной инфраструктуры, полномочия по управлению и финансовому обеспечению которого возложены на администрацию города.

К такому же выводу пришел Верховный суд Республики Дагестан, который в Апелляционном определении от 26 июня 2014 г. по делу № 33-2040 возложил на образовательное учреждение обязанность по оборудованию территории учреждения ограждением в виде забора по всему периметру детского сада, а на администрацию муниципального образования – обязанность по финансированию указанных работ при недостаточности выделенных бюджетных средств. Суд подчеркнул, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.


Аналогичное решение, но в отношении установки систем антитеррористической безопасности школы, принял Волгоградский областной суд, который в Апелляционном определении от 21 мая 2014 г. по делу № 33-5202/2014 указал, что образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Несоблюдение руководством школы требований по обеспечению мер противодействия терроризму создает угрозу жизни и здоровью учащихся, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав. В то же время исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения. Следовательно, администрация города обязана профинансировать оборудование здания муниципальной школы системой телевизионного (видео-) наблюдения.


Вместе с тем, существует неопределенность, какие именно меры относятся к обязательной антитеррористической защите и должны финансироваться за счет бюджетных средств, а какие – не являются обязательными, как не указанные напрямую на уровне закона.

Так, например, Верховный суд Республики Дагестан в Апелляционном определении от 29 мая 2014 г. по делу № 33-1762 обязал муниципальное образование профинансировать расходы, направленные на установление ограждения по периметру муниципальной школы. Вместе с тем, суд не признал правомерным привлечение к ответственности образовательную организацию за неустановку других мер антитеррористической безопасности, не указанных прямо в законе. Суд указал на отсутствие оснований для возложения на ответчиков обязанности по оборудованию здания школы устроенной системой телевизионного наблюдения помещений и прилегающей территории, тревожной кнопкой, специальными турникетами, арочными металлодетекторами на входе, охранниками и стационарными постами. Установка таких систем требуется лишь в предусмотренных законом случаях, обязательное установление указанных систем в общеобразовательных учреждениях законом не предусмотрено.

Аналогичное решение принято Тверским областным судом, который в Апелляционном определении от 29 января 2014 г. № 33-285 пришел к выводу о том, что нормативно-правовыми актами установлены общие обязанности образовательных организаций и их учредителей в сфере обеспечения антитеррористической безопасности и не предусмотрена обязанность ответчиков оборудовать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определенным техническим средством обеспечения безопасности - кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны.


В отличие от двух предыдущих решений, суды в приведенных ниже примерах настаивают на отнесении функции по установки тревожной кнопки и системы видеонаблюдения к обязанности образовательной организации.

В статье речь пойдет о мерах по обеспечению безопасности детей и работников школы: антитеррористической, внутренней, пожарной, охране труда, информационной безопасности.

Формирование безопасной образовательной среды предусматривает контроль над исправностью систем пожаротушения, электроснабжения, организацией охраны труда, антитеррористической, информационной и экологической защитой. Техника безопасности в школе предусматривает создание таких условий для обучения и работы, которые не будут угрожать жизни и здоровью учащихся и работников, обеспечат сохранность материально-технической базы учреждения.

Техника безопасности в школе: распределение обязанностей по направлениям работы

Обеспечение безопасности в школах предполагает комплексную защиту от аварийных и чрезвычайных ситуаций, аспектов, угрожающих сохранности жизни и здоровья, целостности имущества. Административная и юридическая ответственность за безопасность всех находящихся на территории образовательного учреждения людей лежит на директоре школы и его заместителях. Обязанности по обеспечению безопасности в школе могут распределяться следующим образом:

  • заместитель директора по АХЧ занимается вопросами электро- и пожарной безопасности, составлением и проведением инструктажей по безопасности в школе, проверкой наличия сопроводительной документации;
  • замдиректора по УВР берет на себя организацию охраны труда, а его коллега - педагог-организатор - может проводить профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • замдиректора по обеспечению безопасности, если такой имеется в штате, отвечает за антитеррористическую защиту, организацию контрольно-пропускного пункта, курирование охранных служб, работающих в учреждении. Он активно участвует во всех мероприятиях касательно безопасности всех участников учебно-воспитательного процесса. Иногда на эту должность приглашают бывших сотрудников силовых структур, профессионально владеющих навыками обеспечения безопасности.

Обеспечение безопасности в школе является частью единой системы безопасности образовательных учреждений России, создание которой регламентировано письмом Минобрнауки № 03-1423. Согласно нему, все педагогические работники должны проходить курсы повышения квалификации или подготовку для эффективного предотвращения террористических или других противоправных действий в образовательных учреждениях. Следовательно, в организации безопасности в образовательном учреждении должны быть привлечены все его сотрудники.

Для создания безопасной среды школы могут привлекать правоохранительные органы, частные охранные организации, органы местного самоуправления, использовать современные технические средства при условии, что работники учреждения, школьники и их родители знакомы с алгоритмом действий в чрезвычайных или аварийных ситуациях.

Инструктаж по безопасности в школе: принципы организации и проведения

Инструктирование новых и уже числящихся в штате работников - обязанность ответственных за это специалистов, непосредственных руководителей подразделений, представителей школьной администрации. Для проведения инструктажа по безопасности в школе приказом директора назначается ответственный работник либо же руководитель организации. В локальных актах школы регламентируют порядок проведения и виды инструктажа, с учетом специфики деятельности учреждения и регионального фактора разрабатываются программы вводного и первичного инструктажа для представителей разных профессий с учетом особенностей осуществления трудовых функций, а также вопросы к ним. Повторный инструктаж проводится по программе первичного, в целевой и внеплановый - в соответствии с актуальной темой. По каждому виду инструктажа оформляется специальный журнал, в котором делают отметки о дате проведения мероприятия, ответственном инструкторе и инструктируемых.

Алгоритм проведения инструктажей по охране труда в школе

Вид инструктажа

Характеристика

Проводится в первый рабочий день для новых работников учреждений, а для учащихся - в начале четверти или триместра. Осуществляется по специально разработанной программе, после чего инструктируемые устно или письменно должны ответить на вопросы по теме, подтверждая полученные знания. В отдельных случаях, если работник не проходит проверку знаний, приказом директора его отстраняют от работы.

Вводное инструктирование работников, которые вышли из отпуска по уходу за ребенком или оказывают услуги по гражданско-правовому договору не проводится.

Первичный

Проводится непосредственно на рабочем месте специалиста (если несколько работников выполняют схожие задачи, может проводиться групповой инструктаж), учащихся инструктируют перед практическими и лабораторными занятиями. Продолжительность инструктирования и его содержание определяется утвержденной ранее программой. Если педагоги не используют в своей работе электрифицированное оборудование, не хранит и не применяет различные материалы, инструменты и сырье, первичный инструктаж по охране труда не проводится (должности и профессии таких сотрудников вносят в перечень освобожденных, а затем утверждают приказом руководителя).

С работниками организации-подрядчика, выполняющими трудовые функции на территории ОУ, вопросы охраны труда регулирует руководитель работ, что фиксируют при заключении договора.

Повторный

Реализуется по программам первичного проводится для тех, кто его (первичный) прошел. Осуществляется для закрепления знаний и навыков безопасных приемов работы. Если трудовые функции связаны с повышенной опасностью, инструктируют раз в три месяца, в остальных случаях - раз в полугодие. Допускается групповые мероприятия для специалистов, использующих однотипное оборудование или выполняющих смежные функции.

Внеплановый

Программа мероприятия составляется исходя из причины (чрезвычайного происшествия или аварии), которая требует его проведения. Лекции необходимы также в случае изменения законодательных норм, факторов, определяющих безопасность труда, новых требований надзорных органов.

Проводится в преддверии запланированного мероприятия или события по заранее сформированным и утвержденным программам. Актуален для работников, разово выполняющих работы, связанные с большим скоплением людей или повышенной опасностью (например, спортивные соревнования, развлекательные мероприятия).

Охрана образовательного учреждения - внутренняя безопасность

Пропускной режим - золотой стандарт обеспечения безопасности в школе, который позволяет контролировать посещения учреждения. В результате родители и прочие посетители могут попасть в школу только по согласованию с администрацией или по приглашению педагога при условии предъявления документа, удостоверяющего личность (без последнего во входе может быть отказано). В отношении школьников пропускной режим позволяет контролировать их местонахождение, чтобы дети приходили вовремя и находились в учреждении до окончания учебных занятий. В этом случае охранник на школьной вахте получает полный перечень педагогов, работников учебно-вспомогательного персонала, администрации, учащихся и лиц, которые допущены к охране школы.

Согласно положениям «Закона об образовании РФ», жизни и здоровье учащихся образовательных учреждений должны находиться под надежной защитой. Техника безопасности в школе предусматривает:

  • привлечение на договорной основе служб вневедомственной охраны или частных организаций, обеспечивающих охрану периметра и помещений школы;
  • наличие систем видеонаблюдения, сигнализации, достаточного освещения территории и ограждения по ее периметру, надежной входной двери и металлических решеток на первых этажах здания;
  • разработку локальных актов, регулирующих пропускной режим, график проведения инструктажей, должностные инструкции работников школы, назначение ответственных за обеспечение безопасности лиц.

Главными элементами внутренней безопасности являются пожарная и охранная сигнализации, оповещающие о несанкционированном проникновении на территорию школы и о возникновении очага пожара, требующего дымоудаления и пожаротушения. Дополнительным техническим средством служит тревожная сигнализации, используемая в случае возникновения чрезвычайной ситуации (срабатывает после нажатия тревожной кнопки на пульте охраны).

Системы видеонаблюдения преимущественно используются для контрольного просмотра территории образовательного учреждения, общих помещений, входной двери и помещений, в которых содержатся материальные ценности (оборудование, денежные средства). Все участники образовательных отношений должны быть проинформированы относительно ведения видеонаблюдения.

Специалисты утверждают, что обособленные технические средства безопасности уступают интегрированным, поскольку обеспечивают недостаточную оперативность реакции, увеличивают трудозатраты и перегрузку электросетей. Интегрированные системы, объединяющие аппаратно-программное оборудование систем контроля, охранного видеонаблюдения, а также тревожной, пожарной и охранной сигнализации одновременно задействуют все подсистемы, исключают влияние человеческого фактора и потенциальной ошибки в передаче сигнала.

Список мер, используемых для обеспечения безопасности, варьируется в зависимости от регионального, криминогенного аспекта, особенностей деятельности учреждения. Ежегодно перед началом учебного года контролирующие органы проверяют готовность школы к реализации учебно-воспитательной деятельности и обеспечению безопасности.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

Технику пожарной безопасности в школе регулируют ФЗ «О пожарной безопасности», «Правила противопожарного режима в РФ», а также обновленный ГОСТ Р 58202-2018. Работников ОУ допускают к выполнению трудовых функций только после прохождения обучения по обеспечению пожарной безопасности, для чего им необходимо получить минимум пожарно-технических знаний, согласно Нормам пожарной безопасности, утвержденным МЧС России, и пройти противопожарный инструктаж, который проводит назначенный руководителем ответственный работник. Последний назначается приказом руководителя без специальных требований, однако только после получения письменного согласия. Ответственный работник проходит обучения по программам пожарно-технического минимума и противопожарного инструктажа, чтобы впоследствии:

  • контролировать соблюдение норм пожарной безопасности, законодательных и нормативных актов и оперативно устранять обнаруженные недостатки;
  • проверять состояние помещений и территории, в особенности эвакуационных выходов, пожарных лестниц, оконных проемов, оснащенность учреждения системами оперативного реагирования и пожаротушения, наличие информационных щитов не только в помещениях, но и по периметру;
  • держать на контроле наличие и исправность средств индивидуальной защиты и первичных средств пожаротушения (пожарных щитов, огнетушителей, источников противопожарного водоснабжения и прочего);
  • разрабатывать локальные акты и инструктажи о мерах пожарной безопасности, проводить обучение по обеспечению пожарной безопасности.

Практика проведения эвакуационных мероприятий (тренинги для учащихся по оперативному реагированию в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций), а также инструктаж по технике безопасности в школе для работников - ключевые профилактические меры обеспечения пожарной безопасности. В целом низкий уровень пожарной безопасности в быту требует систематической профилактической работы с учащимися и педагогами. Пожаробезопасное поведение и наличие навыков поведения при пожаре у детей и взрослых возможны только посредством современного материально-технического оснащения учреждения, качественной подготовки кадров и сотрудничества с органами социальной защиты, пожарной охраны и здравоохранения.

Программа инструктирования работников школы предусматривает знакомство учебно-вспомогательного персонала и педагогов с:

  • принципами содержания помещений и территории, эксплуатации оборудования и зданий;
  • требованиями пожарной безопасности, алгоритмом действия при пожаре;
  • методиками оказания доврачебной помощи;
  • правилами вызова службы пожаротушения, а также использования автоматических и ручных средств пожаротушения.

Инструкции по технике пожарной безопасности в школе актуальны для всех работников независимо от должности, стажа работы и имеющегося образования. Ознакомление сотрудников с правилами пожарной безопасности осуществляется в несколько этапов.

Вид инструктажа

Характеристика

Проводится ответственным за пожарную безопасность работником или руководителем учреждения с сезонными или командированными работниками, практикантами и вновь принимаемыми в штат. Ознакомление осуществляется по утвержденным программам, разработанным на основании действующих норм, правил и стандартов пожарной безопасности. В ходе составления материала и вопросов для вводного инструктажа стоит опираться на Нормы пожарной безопасности, утвержденные МЧС РФ.

Для повышения эффективности лекционного мероприятия его проводят с использованием учебно-методических материалов, наглядных пособий и оборудования. По завершению ознакомительного мероприятия осуществляют проверку теоретических знаний и практических навыков, делая соответствующие отметки в журнале учета инструктажа.

Первичный

Проводится ответственным работником (руководителем структурного подразделения) перед началом выполнения новых трудовых функций, после перевода на новую должность, с вновь принятыми специалистами, сезонными и временными сотрудниками, практикантами и рабочими строительного профиля. Для проведения ознакомительного мероприятия используется утвержденная программа, составленная в соответствии с нормативными требованиями и нормами. Первичное инструктирование проводится в индивидуальном порядке с каждым сотрудником в отдельности, что позволяет отработать правила оказания первой помощи, эвакуации, использования средств пожаротушения и алгоритм действий при возгорании.

Повторный

Осуществляется со всеми работниками образовательного учреждения независимо от должности, обязанностей, возраста и стажа не реже, чем раз в год по утвержденному руководителем графику. Проводится в индивидуальной или групповой форме на рабочем месте по программе первичного инструктирования. Повторное ознакомительное мероприятие необходимо для проверки умения пользоваться средствами пожаротушения, знания систем оповещения, путей эвакуации, правил и стандартов пожарной безопасности.

Внеплановый

Проводится по заранее утвержденному графику руководителем или ответственным специалистом в том случае, если:

  • в образовательном учреждении было модернизировано оборудование, влияющее на обеспечение пожарной безопасности;
  • изменились правила и нормы пожарной безопасности, были изданы новые локальные нормативные акты;
  • были обнаружены случаи нарушения правил пожарной безопасности либо же работники продемонстрировали неудовлетворительные знания правил пожарной безопасности;
  • сотрудник по уважительной причине отсутствовал на работе свыше 30 дней (например, после летнего отпуска);
  • в регионе были случаи пожаров и аварий в образовательных учреждениях.

Актуален в случаях, указанных в п.28 Норм пожарной безопасности, утвержденных МЧС РФ. Чаще всего целевой инструктаж проводится накануне проведения массовых мероприятий, экскурсий в образовательном учреждении, выполнения разовых огневых или иных работ, угрожающих пожарной безопасности. Осуществляется на рабочих местах задействованных в предстоящих мероприятиях (работах) сотрудников по программам первичного инструктажа с обязательной проверкой

Благодаря системной работе с коллективом школы становится возможным беспрерывное обучение школьников принципам пожаробезопасной жизнедеятельности. Работа осуществляется путем формирования у учащихся навыков безопасного поведения с огнем, предотвращения пожароопасных ситуаций, осознанного выполнения правил пожарной безопасности, для чего в школе используются не только педагогическое воздействие, но также задействуется техническое и учебно-методическое оснащение, средства наглядности, тренировочные площадки и специально оборудованные помещения.

Информационная безопасность детей в школе

Безопасная образовательная среда в образовательном учреждении предполагает не только защиту от возгораний или физического неправомерного проникновения, но также формирование безопасного информационного пространства и приобщение учащихся к практике использования интернет-среды исключительно в познавательно-образовательных целях. Реализация техники информационной безопасности в школе для учащихся обеспечивает защиту их духовного, психического и нравственного здоровья от опасной информации, распространяемой посредством глобальной сети.

В рамках подготовки образовательного учреждения к началу учебного года в школе важно:

  1. Составить и утвердить локальные акты, регулирующие принципы информационной безопасности. Ключевым является норматив, регламентирующий контроль систем фильтрации контента в учреждении, и типовой акт проверки. Не менее важен приказ о правилах использования средств мобильной связи с выходом в интернет (смартфонов и планшетов) в стенах школы.
  2. Внести коррективы в должностные инструкции педагогических работников, указав в них необходимость осуществления контроля над доступом учащихся к опасным информационным каналам и контенту.
  3. Приказом директора назначить ответственного работника за безопасный доступ в глобальную сетьобязательном порядке к приказу прилагается должностная инструкция, включающая эти трудовые функции). Отправить педработников на курсы повышения квалификации для получения навыков безопасного использования интернет-пространства.
  4. Разработать план мероприятий по обеспечению информационной безопасности учащихся, план профилактической работы с родителями, на информационных стендах и на официальном сайте школы разместить инструкции по безопасному поведению в интернете, чтобы каждый участник образовательных отношений мог скачать правила техники безопасности в школе.

Ответственным за кибербезопасность в школе стоит назначить сотрудника, который имеет достаточно полномочий и доступ к информационным ресурсам. Чаще всего эти обязанности возлагают за замдиректора, который:

  • занимается разработкой локальных нормативных актов, регулирующий обеспечение инфобезопасности учащихся;
  • предоставляет педработникам электронные доступы к электронным информационным ресурсам учреждения, принимая заявки учителей, планирует использование интернет-пространства;
  • контролирует использование интернет-ресурсов в школе, включая систематическую проверку программных продуктов и оборудования, реализации методических рекомендаций относительно обеспечения инфобезопасности;
  • регулярно повышает квалификацию по профилю, соблюдает трудоохранные нормы, правила техники безопасности и использования глобальной сети.

Для обеспечения кибербезопасности учащихся целесообразно создать в образовательном учреждении соответствующий коллегиальный орган из числа педработников, представителей родительской общественности, органов власти и общественных организаций. Совет по информационной безопасности будет осуществлять мониторинг эффективности ограничительных мер (системы контентной фильтрации или СКФ), принятых для фильтрации контента, доступного для школьников. Члены совета должны участвовать в обучающих мероприятиях, чтобы в дальнейшем оказывать методическую поддержку педработникам по вопросам защиты учащихся от потенциально потенциально опасного контента.

В учебных кабинетах, в которых открыт доступ в глобальную сеть, следует разместить инструкции по кибербезопасности при использовании интернет-ресурсов. Целесообразно также не только проводить регулярные инструктажи и просветительскую работу среди учащихся (осуществляется в рамках занятий по ИКТ и информатике, тематических мероприятий, разработки памяток, квестов цифровой грамотности, внеурочной деятельности, классных часов и родительских собраний по инфобезопасности), но также:

  • установить системы контентной фильтрации;
  • проводить мониторинг знаний родительской и педагогической общественности относительно принципов безопасного поведения в сети, защиты от сетевого мошенничества и негатива, незаконного распространения и получения информации;
  • отслеживать актуальные изменения в законодательных актах;
  • систематически проверять библиотечный фонд на наличие текстовых или графических знаков возрастного ограничения на печатных изданиях, программах, фото- и кинопродукции;
  • рекомендовать посещение курсов повышения квалификации классным руководителям, учителям-предметникам, использующим интернет-ресурсы, воспитателям, ответственным за кибербезопасность.

СКФ в школе может быть реализовано посредством использования внешнего или локального фильтрующего сервера, отсеивания ресурсов через оператора связи либо же установить ограничения на ПК и маршрутизаторе Wi-Fi. Независимо от принципов контроля контента, все интернет-ресурсы попадают либо в «черный список», куда относят запрещенные для учащихся инфопотоки, либо в «белый список», сформированный из реестра безопасных образовательных сайтов (перечень запрещенной и ограниченной к распространению информации можно найти в ст. 5 ФЗ №436).

Антитеррористическая безопасность в школах

Антитеррористическая защищенность участников образовательных отношений является одной из ключевых обязанностей директора школы и правоохранительных органов в связи с участившимися случаями террористических угроз. В учреждении из представителей учебно-вспомогательного персонала, заместителя директора и начальника штаба ГО создается школьная антитеррористическая комиссия. Члены комиссии:

  • разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
  • проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
  • осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
  • контролируют процесс подбора кадров.

Инструктаж по технике антитеррористической безопасности в школе проводит назначенный приказом руководителя инструктор, который составляет программу обучения, использует специальные средства (презентации, плакаты, информационные стенды, интерактивные доски, аудиовизуальные данные), фиксирует результаты в журнале учета и регулярно проводит контрольные мероприятия. Инструктором чаще всего назначают работника, уже отвечающего за ЧС или ГО, обладающего необходимыми навыками и регулярно проходящего курсы повышения квалификации.

Порядок проведения инструктажа по антитеррористической защищенности не утвержден на федеральном уровне, потому образовательные учреждения вправе самостоятельно разработать этот документ. График инструктирования составляется сроком на один учебный год. В нем отражают виды, темы и целевую аудиторию лектора (педагоги, учащиеся или родители). Ввиду отсутствия законодательного регулирования этого вопроса, администрация школы самостоятельно определяет виды инструктажей и их периодичность. Нередко директора ограничиваются вводным мероприятием, повторяя его только для освежения знаний работников, в случае внесения изменений в законодательство или повышения уровня террористической опасности. Целевое инструктирование следует проводить накануне массовых мероприятий. Относительно графика проведения обучения директору следует уточнить степень подверженности учреждения террористическим угрозам в местном отделе ФСБ, а также принять во внимание положения муниципальных и региональных актов.

Образец договора

Договор № ___
об оказании услуг по обеспечению контрольно-пропускного режима
в общеобразовательной организации

г. □□□□□□□□□ «__» _______ 201□ г.

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «□□□□□□» (в дальнейшем – Исполнитель) в лице директора □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава и лицензии № □□□, выданной ГУВД МВД РФ по Свердловской области от «□□» □□□□□□ 20□□г. (□□ № □□□□□□), с одной стороны, Некоммерческое партнерство «Родительский комитет средней общеобразовательной школы № □□□» (в дальнейшем – Заказчик) в лице председателя □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава, с другой стороны, и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № □□□» (в дальнейшем – Потребитель) на основании лицензии (серия □□ № □□□□□□) регистрационный № □□□, выданной ___________ на срок □□□, в лице директора □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава, с третьей стороны, заключили в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей» настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель организует, а Заказчик оплачивает обеспечение контрольно-пропускного режима в здании школы (далее – объект), в которой размещается Потребитель, охрану объекта от проникновения посторонних лиц, а также видеоконтроль за территорией, закрепленной за школой (далее – территория).

1.2. Исполнитель обязуется оказать Потребителю услуги в соответствии с режимом, установленном в приложении 1 к настоящему договору.

1.3. Система дислокации контрольно-пропускных постов, видеонаблюдения, пропускной режим в объекте устанавливаются Потребителем, а обеспечиваются Исполнителем в соответствии со схемой, установленной в приложении 2 к настоящему договору.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Права и обязанности Исполнителя:

2.1.1. Исполнитель обязан:

2.1.1.1. Для организации контрольно-пропускного режима в объекте обеспечить сменное дежурство своих сотрудников (охранников), единовременно в количестве □□ человек, из числа имеющих специальную подготовку по охране объектов с большим скоплением людей.

2.1.1.2. Контролировать состояние здоровья своих сотрудников, заступающих на дежурство на объекте, на предмет наличия заболеваний и состояния алкогольного или наркотического опьянения, а в случаях их выявления – оперативно обеспечить замену данного сотрудника.

2.1.1.3. Обеспечить допуск в объект:

а) учащихся и персонал школы в учебный период, указанный в приложении 1 к настоящему договору, а также в отдельные периоды, установленные отдельными письменными распоряжениями Потребителя;

б) родителей (законных представителей) при предъявлении ими приглашения классного руководителя учащегося, либо представителя администрации Потребителя и документа, подтверждающего личность;

в) представителей органов управления образованием, сотрудников правоохранительных и иных государственных или муниципальных органов при предъявлении ими служебных удостоверений;

г) представителей сторонних организаций при наличии у них пропуска, подписанного представителем администрации Потребителя.

2.1.1.4. Вести журнал учёта посторонних посетителей объекта, в который вносятся сведения о посетителе, цели и времени его посещения.

2.1.1.5. Не допускать внос габаритных грузов в объект и вынос из него материальных ценностей, принадлежащих Потребителю, без наличия соответствующего пропуска, подписанного представителем администрации Потребителя.

2.1.1.6. Не допускать в объект посторонних лиц, принять меры к выяснению их личности, цели присутствия, а в случае подозрения или сопротивления принять меры к задержанию и вызову наряда полиции.

2.1.1.7. Осуществлять визуальное и видеонаблюдение помещений объекта и территории, а в случае наблюдения противоправных действий или обнаружения лиц, чьё поведение вызывает подозрения о намерениях их совершить, вызывать наряд полиции.

2.1.1.8. Обеспечивать охрану правопорядка при проведении Потребителем массовых мероприятий для учащихся в объекте или на территории (торжественные линейки, родительские собрания, дискотеки, концерты и др.).

2.1.1.10. Письменно уведомить местный отдел лицензионно-разрешительной работы УМВД РФ об открытии им контрольно-пропускного пункта в объекте.

2.1.2. Исполнитель имеет право:

2.1.2.1. Останавливать на контрольно-пропускном пункте объекта учащихся или лиц из числа посетителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, вызывая в первом случае представителей администрации Потребителя, во втором – наряд полиции.

2.1.2.2. Вызывать представителя администрации Потребителя при возникновении конфликтных ситуаций между охранниками и учащимися или посетителями для их разрешения.

2.2. Права и обязанности Потребителя:

2.2.1. Потребитель обязан:

2.2.1.1. Оборудовать для сотрудников Исполнителя контрольно-пропускной пункт на основном входе объекта с системой поэтажного и наружного видеонаблюдения, телефоном и «тревожной кнопкой», связанной с ближайшим отделением полиции.

2.2.1.2. Организовать подконтрольность для Исполнителя использования всех вспомогательных и запасных выходов из объекта.

2.2.1.3. Установить режим вноса и выноса материальных ценностей в объекте.

2.2.1.4. Извещать заблаговременно Исполнителя о проведении в объекте или на территории массовых мероприятий для учащихся и их родителей (торжественные линейки, родительские собрания, дискотеки, концерты и др.).

2.2.2. Потребитель имеет право:

2.2.2.1. Осуществлять контроль за работой сотрудников Исполнителя и отстранять их от дежурства, известив об этом Исполнителя, в случаях нахождения последних на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо превышения служебных полномочий.

2.2.2.2. Изменять или дополнять систему видеонаблюдения в случаях выявления проблемных участков в объекте или на территории.

2.3. Права и обязанности Заказчика:

2.3.1. Заказчик обязан:

2.3.1.1. Своевременно вносить плату за услуги, предоставленные Исполнителем, в размере указанном в п. 4.1 настоящего договора.

2.3.1.2. В случае возникновения проблем, связанных с недостатком средств, собранных с родителей учащихся и необходимых для текущей оплаты услуг, предоставляемых Исполнителем, своевременно сообщать об этом Потребителю.

2.3.2. Заказчик имеет право:

2.3.2.1. Контролировать качество услуг, предоставляемых Исполнителем.

2.3.2.2. В случае ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору по согласованию с Потребителем инициировать досрочное расторжение настоящего договора.

3. Порядок принятия услуг

3.1. Услуги считаются оказанными Исполнителем и принятыми Потребителем при условии представления Исполнителем письменного отчёта о выполненных услугах по согласованной сторонами форме и подписания сторонами акта приема-сдачи услуг.

3.2. Предоставление отчета и подписание акта приема-сдачи за календарный месяц осуществляется в срок не более 3-х дней после окончания отчётного периода.

3.3. После подписания Потребителем услуг акта приёма-сдачи информация об этом доводится до сведения Заказчика и является основанием для оплаты услуг.

4. Цена договора и порядок расчётов

4.1. Цена договора составляет □□□□□□ (□□□□□) рублей в месяц и включает в себя компенсацию издержек Исполнителя и причитающееся ему вознаграждение.

4.2. Уплата Заказчиком Исполнителю цены договора осуществляется путем перечисления средств на расчетный счёт Исполнителя, указанный в договоре, в срок не более 3-х банковских дней со дня принятия услуг.

4.3. По согласованию между Исполнителем и Заказчиком допускается выплата аванса в размере не более □□% цены договора.

4.4. В случае задержки оплаты услуг, оказываемых Исполнителем, в сроки, указанные в п. 4.2 настоящего договора, Заказчик выплачивает пени за каждый день задержки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

5. Срок действия договора и его досрочное прекращение

5.1. Срок выполнения услуг устанавливается сторонами с «□□» □□□□□□ 201□ г. до «□□» □□□□□□ 201□ г.

5.2. По истечении срока договор каждый раз будет продлеваться автоматически на один год со дня истечения срока, если ни одна из сторон не уведомит в письменной форме другую сторону о прекращении договора не менее чем за 3 дня до окончания текущего срока действия договора.

5.3. Досрочное прекращение договора происходит в случаях:

5.3.1. При аннулировании лицензии Исполнителя на охранную деятельность.

5.3.2. По инициативе Заказчика или Потребителя при систематическом неисполнении или ненадлежащем исполнении Исполнителем своих обязательств по настоящему договору.

5.3.3. По инициативе Исполнителя при возникновении задолженности в оплате за оказанные услуги более 3-х месяцев.

6. Ответственность сторон

6.1. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств определяется в соответствии с нормами Гражданского законодательства РФ, регламентирующими возмездное оказание услуг. При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает Исполнитель, последний не вправе требовать оплаты услуги, а если она уже оплачена Заказчиком, обязан возвратить полученную от него денежную сумму и возместить иные убытки.

6.2. Исполнитель несёт гражданско-правовую ответственность за вред, нанесённый учащимся школы посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств.

6.3. Исполнитель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный Потребителю по вине сотрудников, осуществляющих охрану объекта, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим Законодательством РФ:

– за ущерб, причиненный кражами товарно-материальных ценностей, совершенных посредством взлома на объекте запоров, замков, дверей, окон, ограждений либо иными способами, в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств;

– за ущерб, нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в том числе путем поджога) посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств.

6.4. При наличии заявления Потребителя о причиненном ущербе ответственные представители Исполнителя обязаны участвовать в определении размера этого ущерба. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами, материалами следственных органов и суда, расчётом стоимости поврежденных, уничтоженных или похищенных материальных ценностей, составленным с участием Исполнителя.

6.5. Факты хищения, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, либо уничтожения или повреждения имущества вследствие пожара или в силу других причин, происшедших по вине работников, осуществляющих охрану объекта, устанавливаются в порядке, определяемом действующим законодательством.

Возмещение причиненного ущерба производится Исполнителем по представлению Потребителем постановления органов дознания, следствия или приговора суда, установивших вину работников, осуществляющих охрану объекта.

6.6. Исполнитель не несет ответственности:

  • за имущественный ущерб, возникший вследствие неисполнения Потребителем обязательств, принятых на себя в соответствии с условиями настоящего договора;
  • за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями и авариями в сетях коммунальных служб;
  • за имущественный ущерб, причиненный учащимися и персоналом школы, находящимися в помещениях объекта в учебный период.

6.7. Стороны освобождаются от ответственности и от полного или частичного исполнения своих обязательств по настоящему договору в случае возникновения общепринятых обстоятельств непреодолимой силы, а также других событий, находящихся вне разумного контроля сторон и препятствующих выполнению сторонами своих обязательств.

7. Порядок разрешения споров

7.1. Споры сторон, которые могут возникнуть при исполнении договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров, которые проводятся по письменному уведомлению любой из сторон в трёхдневный срок и оформляются протоколом. Стороны не вправе уклоняться от переговоров.

7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров в течение одного месяца стороны вправе обратиться в арбитражный суд.

8. Особые условия и заключительные положения

8.1. В случае начала процедуры аннулирования лицензии на охранную деятельность Исполнитель обязуется незамедлительно уведомить об этом Заказчика и Потребителя.

8.2. Договор составлен в 3-х (трех) экземплярах, по одному из которых находится у каждой из сторон.

9. Подписи и реквизиты сторон

Исполнитель Заказчик Потребитель

Приложение 1
к договору № □□
от «□□» □□□□□□ 201□ г.

Контрольно-пропускной режим
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № □□□»

1. Охрана объекта и видеонаблюдение за территорией осуществляется Исполнителем круглосуточно, ежедневно, начиная с 00 часов «□□» □□□□□□ 201□ г. до 24 часов «□□» □□□□□□ 201□ г.

2. Контрольно-пропускной режим входа-выхода учащихся и персонала школы осуществляется в период:

  • понедельник – пятница - с 07 ч. 00 мин. до 21 ч. 00 мин.
  • суббота - с 07 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин.
  • в периоды, выходящие за указанные выше временные рамки, пропуск в объект осуществляется на основании письменного разрешения (пропуска), подписанного представителем администрации Потребителя.

3. В каникулярные дни контрольно-пропускной режим входа-выхода учащихся и персонала школы устанавливается распоряжением Потребителя, которое заблаговременно доводится до сведения Исполнителя.

Приложение 2
к договору № □□
от «□□» □□□□□□ 201□ г.

Схема
установки контрольно-пропускного поста и параметров видеонаблюдения

В данном приложении к договору изображается поэтажная схема здания школы и план закрепленной за школой территории с указанием расположения контрольно-пропускного поста, запасных и технических выходов и места установки камер видеонаблюдения и зона их обзора.

В последнее время в российских школах участились случаи нападения на учащихся и учителей, часто с применением оружия, холодного или огнестрельного. В основном, фиксируются проявления агрессии со стороны подростков, настоящих или бывших учеников школы.

В наступившем году такие события приобрели опасную интенсивность. Если, как свидетельствует ТАСС-ДОСЬЕ, в поле зрения редакции в 2017 году попало 9 таких случаев, то в одном только январе 2018 года общество стало свидетелем целой серии:

  • 15.01 — в Перми;
  • 17.01 — в Челябинской области, в посёлке Смольное;
  • 18.01 — в Москве (к счастью, ничего не случилось, благодаря бдительности охранника);
  • 19.01 — в Улан-Удэ.

В конце января 2019 года в Челябинском Снежинске была предпринята двумя учениками попытка взрыва в школьной столовой. Подростки готовились к криминальному действу основательно. С начала учебного года запасались оружием и взрывчатыми веществами.

Помогли профилактические беседы в классе, после которых незадачливые террористы похвалились задуманным перед девочками из своего класса. Девятиклассники и раньше были замечены в хулиганстве, но такое избавление от школьной повинности могло привести к немалым жертвам. Предполагалось уцелевших от взрыва догонять выстрелами из пневматики, а кого-то – бутылками с жидкой взрывчаткой.

Недетские шалости (подготовка к убийству двух и более лиц общеопасным способом) подпадают под действие ч. 1 ст. 30, п. «а», «е» ч. 2 ст. 105 и влекут лишение свободы на срок 8–20 лет или пожизненно. Но детишки несовершеннолетние и неподсудны.

Общественность всколыхнулась, родители забили тревогу. Первое, о чём стали говорить, так это об улучшении охраны школ. Тем более, что перед глазами пример того, как именно охранник не допустил беды в школе Москвы, своевременно обнаружив у ученика бензин и ножи.

Закон об образовании гласит, что безопасность учеников на своей территории обязана обеспечивать школа (ст.41, ч.1, п.8). Здесь же прописаны нормы, в соответствии с которыми жизнь и здоровье детей и учителей не подвергается опасности (ст.28, ч.6, п.2).

В том числе, специальный раздел посвящён предотвращению криминальных событий (ст.30, ч.13, п. 1).

Деньги на выполнение всех мероприятий обязаны выделяться из муниципального бюджета. В законе о местном самоуправлении прямо предусмотрены профилактические меры, призванные не допускать проявлений экстремизма и терроризма.

Возможности муниципалитетов, как правило, не позволяют в полной мере финансировать охрану школ, и тогда к этому вопросу привлекаются родители учеников. Участие их в финансировании охранных мероприятий законодательством не возбраняется, если оно происходит на добровольной основе.

Ясно, что в любом случае деньги родители сдают якобы добровольно, однако сам факт сбора конкретных сумм со всех учеников, причём строго периодически, говорит об обязательности этого мероприятия.

Бывает, что кто-то из родителей протестует против «поборов» (ведь приходится сдавать деньги не только на охрану, и это повторяется из года в год), но основная масса не возражает: ведь безопасность детей – это очень важно, особенно в наше беспокойное время.

В некоторых случаях, и они нередки, родители самостоятельно финансируют охрану. Школа вынужденно играет пассивную роль и не предъявляет собственных требований к охранному агентству. Тогда договор с ЧОПом заключают представители родителей, они же диктуют собственные требования.

Но дирекция школы не только вправе обращаться к местным властям за помощью в вопросах школьной безопасности, но и ответственна за решение проблем по охране порядка в образовательном учреждении. И если со стороны школы не было обращений в отделы образования, значит, не было и никаких проблем, по мнению ее руководства.

Как регламентировать действия охранника

Вообще-то, именно школа обязана устанавливать свои собственные Правила соблюдения режимов охраны, в том числе внутреннего и пропускного. Спорных ситуаций, требующих чёткой и ясной трактовки, достаточно много. Стремление обеспечить безопасность нередко вступает в конфликт с произвольной трактовкой соблюдения прав человека, даже если с законодательством конфликта не наблюдается.

В силу этого обстоятельства охранник может вызвать огонь на себя в любом случае, что бы он ни сделал. Поэтому типичные ситуации должны быть чётко прописаны в Правилах, приложенных к договору с охранной фирмой.

Впускать или не впускать в школу опоздавших учеников, или тех, кто забыл дома пропуск?


Ведь охранник не знает всех в лицо, а под видом забывшего пропуск ученика может оказаться злоумышленник.

Однако родители однозначно за то, чтобы впускать. По крайней мере, до тех пор, пока что-нибудь не случится. Тогда актуализируются требования выполнять букву инструкции.

А с точки зрения закона, недопущение ученика на урок из-за опоздания может трактоваться как нарушение его конституционного права на образование.

Впускать или не впускать родителей в учебное время в здание школы?

Вообще-то школа имеет право на автономность своей деятельности, и она не нуждается в постоянном присутствии родителей. Для общения с ними существуют определённое время и определённые процедуры.

Но бывают родители, которые стремятся контролировать не только своих детей, но и учителей, вплоть до руководства школы, причём в любое время.

Может ли охранник проверить, что находится в портфеле ученика?

Да, может. Но только в момент входа в школу или выхода из неё. А в остальное время он такого права не имеет, это компетенция других органов. Они приглашаются, если нужно поискать наркотики или что-нибудь другое.

Может ли охранник применить силу к ученику?

С точки зрения законодательства, это разрешено, если дети оказывают вооружённое сопротивление, или если со стороны ученика есть угроза охраняемому имуществу, жизни и здоровью охранника.

До январских событий перечисленные причины звучали бы непривычно для нашего слуха, даже дико. Однако сегодня они воспринимаются как абсолютно уместные.

Предложения, направленные на повышение надёжности охраны школ, поступают отовсюду. А на местах, не тратя время на дискуссии, стали немедленно принимать свои меры.

Например, в Смоленске финансирование охранных фирм школ будет возложено строго на городской бюджет, а прямо сейчас предпринята масштабная проверка действующих в школах ЧОПов.

По её итогам произведут отбор самых квалифицированных фирм, и с 1-го марта текущего года они будут работать более профессионально, под бдительным наблюдением городских властей.

Однако вопрос охраны школ обсуждается на всех уровнях. Со стороны Госдумы говорят о вводе единых требований к безопасности учреждений образования. Росгвардия, со своей стороны, предлагает конкретные критерии для ЧОПов, специализирующихся на охране таких объектов.

За основу взяты требования:

  • опыт работы с объектами, имеющими детский контингент, или образовательными;
  • отсутствие нарушений, хотя бы за последний год;
  • заключение соглашений с силовыми органами, чтобы ОВД имело возможность своевременно вмешаться в случае ЧП;
  • критерии, удостоверяющие профессиональный стандарт, и не с 2020 года, как это планировалось, а сегодня.

Список требований не точен, проект ещё дорабатывается. Ему предстоит пройти многоступенчатую процедуру согласования, поскольку эксперты предвидят осложнения, связанные с переделом рынка охранных услуг.

Дело в том, что при выборе охранной фирмы задействован рыночный принцип. В условиях недофинансирования он сводится к тому, что на аукционе выбирают те фирмы, услуги которых дешевле.

Получается, что в основу положена минимизация затрат, с одной стороны, и, с другой — получение прибыли, а безопасность детей учитывается в последнюю очередь. Это недопустимо. Как справедливо заметил Александр Хинштейн, «вопрос безопасности детей не должен определяться рыночными отношениями».

Охрану для школ будут отбирать по новым критериям. Необходимыми условиями для работы в учебных заведениях станут отсутствие нарушений за последний год, наличие аналогичного опыта работы и соглашений с органами внутренних дел об участии в охране общественного порядка. Такой перечень обязательных требований к фирмам, предоставляющим охранные услуги, предлагает ввести Росгвардия, сообщил «Известиям» советник директора ведомства Александр Хинштейн. Проект соответствующего постановления правительства сейчас проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными сторонами. Эксперты предложение поддерживают, однако прогнозируют передел рынка частных охранных услуг.

В Росгвардии считают необходимым упорядочить деятельность по охране образовательных объектов, рассказал Александр Хинштейн. Для этого нужно ввести перечень обязательных требований к частным охранным предприятиям, обеспечивающим безопасность в школах. В настоящее время договоры на такую деятельность заключаются с фирмой, выигравшей торги, так как средства выделяются из государственного или муниципального бюджета. На аукционе побеждают те, кто предложил наименьшую стоимость, однако в этих случаях фактически не учитывается профессионализм и надежность охранного предприятия.

Вопрос безопасности детей не должен определяться рыночными отношениями. Сегодня это большая проблема, и последние ЧП в школах это наглядно продемонстрировали. Мы убеждены, что ЧОПы, которые охраняют объекты образования, в первую очередь школы, должны отвечать ряду обязательных требований, которые необходимо закрепить в конкурсных условиях, - пояснил Александр Хинштейн.

В Росгвардии считают, что в перечень требований должны быть включены: наличие у ЧОПа лицензии на антитеррористическую охрану объектов, аналогичный опыт работы и отсутствие нарушений в течение последнего года. Кроме того, допускаться к участию в конкурсе должны лишь те организации, которые заключали с территориальными органами Росгвардии и МВД соглашение об участии в охране общественного порядка.

Мы также будем ставить вопрос о включении в перечень требований соответствия профессиональному стандарту. Это позволит еще более систематизировать работу охранной сферы. Мы поддерживаем это нововведение, оно особенно важно для образовательных объектов, - подчеркнул Александр Хинштейн.

Как ранее сообщали «Известия», Минтруд принял профстандарты в декабре 2015 года, однако они носят рекомендательный характер и действуют только на территории Москвы.

В отрасли нововведения поддерживают, заявил «Известиям» председатель Всероссийского объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Александр Козлов. По его словам, ситуация с охраной школ сейчас складывается наиболее остро и участвовать в этой деятельности должны только самые профессиональные ЧОПы, обладающие необходимыми ресурсами, знаниями и навыками. В отрасли с пониманием относятся к требованию о необходимости заключать соглашения об участии в охране общественного порядка, подчеркнул Александр Козлов.

Соглашение подразумевает, что пункт охраны будет внесен в систему единой дислокации сил и средств, то есть дежурный ОВД будет знать, что в школе стоит ЧОП, и сможет оперативно довести до него информацию. Например, совершено преступление, виновные скрылись и могут прятаться на территории школы. Или нужно оказать помощь потерпевшему. Государство платит деньги ЧОПу, поэтому тот должен в какой-то мере выполнять правоохранительные функции, - заявил «Известиям» эксперт.

Что касается профстандартов, то согласно закону они станут обязательными с 2020 года, напомнил он. Однако ничто не мешает утвердить любой из них отдельным постановлением и раньше.

Действующие требования к частным охранным предприятиям и сейчас достаточно серьезны, считает заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-Юре» Антон Пуляев.

Безусловно, участившиеся преступления в стенах общеобразовательных учреждений вызывают тревогу. Однако предложения похожи на попытку формально ввести дополнительный фильтр. Не факт, что их принятие не приведет к переделу на рынке частных охранных услуг, - сказал он.

Директор юридической компании «Центр правосудия» Армен Восканян говорит, что трагедий в школах можно было избежать в случае достаточной квалификации сотрудников охранных предприятий, обеспечивавших порядок и пропускной режим на объектах.

Ведь после каждого инцидента выяснялось, что ЧОПы, обслуживавшие школы, работали с грубыми нарушениями, - заметил эксперт.

Сейчас проект постановления правительства, разработанный Росгвардией, проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными сторонами.