Как войти в теорию решения изобретательских задач? Биография Альтшуллер биография.

Видео Фото

ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР
15.10.1926 - 24.09.1998

Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.

Родился 15 октября 1926 года в г. Ташкенте (СССР, Узбекистан). В 1931 г. семья переехала в г. Баку (СССР, Азербайджан). Родители - журналисты. С отличием окончил среднюю школу. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 г. добровольно пошел в Советскую Армию. Учился в 21-й Военно-авиационной школе первоначального обучения пилотов (СССР, Грузия, Рустави). После окончания Великой Отечественной войны для продолжения службы был направлен в Баку; служил в инспекции по изобретательству Каспийской Военной флотилии, был командиром отделения хим. разведки в/ч 11513.

Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943 г.). К 1950 г. число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них - газотеплозащитный скафандр (а.с. № 111144).

В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач . Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а в конечном счете, созданию теории сильного мышления, Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь - около 50 лет.

Образование н/высшее (Азербайджанский индустриальный институт). Со школьных лет занимался самообразованием, с 15 лет вел учет времени по системе, напоминающей систему Любищева.

Занятия по ТРИЗ вёл с 1948 года. В эти годы им уже была сформулирована идея выявления и преодоления ТП (технического противоречия), выявлены некоторые закономерности (в частности то, что теперь называют переходом в надсистему, а также закон согласования ритмики) и приемы (один из первых - изменение агрегатного состояния), использовались некоторые химэфекты: применение сильных окислителей, ВВ, появился информфонд.

В 1948 году написал письмо Сталину (вместе с Р. Шапиро) с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 г. был арестован бывшим МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорен Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы и отправлен в Речлаг - один из лагерей Воркуты. Лагерный номер: 1-Ч-502. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ).

После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г. С сентября 1990 г. до конца жизни (1998) проживал в г. Петрозаводске (Карелия).

В 1955-1956 г.г. был корреспондентом газет: “Бакинский рабочий”, “Вышка”.

Первая публикация, посвященная теории изобретательства, - статья “О психологии изобретательского творчества” (Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. - 1956, № 6). В статье - первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа работал около 40 лет. Автор модификаций: АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71, АРИЗ-75, АРИЗ-77, АРИЗ-82 (А,Б,В,Г), АРИЗ-85-А, АРИЗ-85-Б, АРИЗ-85-В.

Устроиться на работу реабилитированному было практически невозможно. Г.С. Альтшуллер сформулировал проблему трудоустройства в виде изобретательской задачи: “Надо работать и нельзя работать”. Решение задачи нашел в виде: “Надо писать фантастику”. Как писатель-фантаст дебютировал рассказом “Икар и Дедал” в 1958 г.

Первые фантастические рассказы составили цикл “Легенды о звездных капитанах” (1961 г.). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у него возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение все-таки реально. И однажды, не сумев убедить экспертов, он написал фантастический рассказ, использовав идею своего изобретения... Как писатель-фантаст, Генрих Альтов ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра - человековедение.

Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор "Регистра научно-фантастических идей и ситуаций" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.

В 1957-1959 г.г. работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 г. провел самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР). Число семинаров к 1970 г. составило 19, в том числе и первый семинар по подготовке преподавателей ТРИЗ в г. Дзинтари (Латвия) в 1968 г. Всего Г. Альтшуллером было проведено около 70 семинаров и курсов по обучению ТРИЗ и подготовке преподавателей в различных городах СССР.

В 1970 году создал в Баку (СССР, Азербайджан) Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) - первый в мире центр обучения ТРИЗ. Организовывал первые в стране школы изобретательского творчества, общественные университеты научно-технического творчества во многих городах. Общее число таких школ в 80-е годы превышало 500.

В 1974 г. о занятиях в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества (АзОИИТ), проводимых Г. Альтшуллером, был снят фильм “Алгоритм изобретений” (“Центрнаучфильм”).

Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 г. С 1974 г. по 1986 г. вел изобретательский раздел в газете “Пионерская правда”. За 12 лет проведения не имеющего аналога в мире эксперимента по обучению ТРИЗ школьников 10-ти - 17-ти лет им было проанализировано полмиллиона писем с решениями изобретательских задач. На основе этого уникального опыта написана книга: “И тут появился изобретатель” (1984, 1987; доп. и перераб., 1989; 2000).

Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ - Hовосибиpск: Hаука, 1-е издание, 1986; 2-е издание, 1991; 3-е изд., доп., Петрозаводск: Скандинавия, 2003 ;

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. - ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1989;

Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

Помимо книг им написаны десятки статей по теории решения изобретательских задач. Некоторые книги и многие статьи переведены на иностранные языки (см. Библиографию).

Начав с попытки создания методики изобретательства, Генрих Саулович Альтшуллер создал теорию сильного мышления (включающую ТРИЗ-ТРТС, РТВ, ТРТЛ), которую десятки тысяч людей во всем мире используют для решения творческих проблем в различных областях человеческой деятельности.

Генрих Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Когда Генриху исполнилось 5 лет, семья переехала в Баку.

С ранних лет он «пропадал» в библиотеке, читал фантастику. Мечтал стать моряком. В восьмом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Генрих был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

Первое авторское свидетельство будущий автор ТРИЗ получил в десятом классе на аппарат для аквалангистов, работающий на перекиси водорода. После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище.

Окончание училища совпало с окончанием войны. Он попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию. Начал работать в патентном отделе флотилии. По роду работы нужно было изобретать самому и учить этому других. С удивлением обнаружил, что учить нечему — никаких методик изобретательства не было. Вот тогда и возникла поначалу достаточно скромная идея разработать какие-то рекомендации для изобретателей и рационализаторов.

В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер стал изучать сами изобретения. Как отличить красивое, сильное изобретение от слабого? Такой критерий был найден: сильное изобретение получается в результате разрешения лежащего в основе решаемой проблемы противоречия. Был проанализирован огромный фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Альтшуллер вместе со своим другом Шапиро написал письмо Сталину о том, что в стране крайне плохое положение с изобретательством. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо обучать.

Письмо писали полгода. В нем было 30 страниц. В то время Альтшуллеру было 22 года. Последствия этого шага оказались для молодых ученых-изобретателей роковыми. В 1950 году их арестовали. Следствие велось в Москве. Пытали, не давая спать. Судили особым совещанием: 58 статья, 25 лет. Отправили в Воркуту. Тюрьма и ссылка окончательно убедили молодого интеллигентного Генриха, что изобретательность, умение решать задачи — единственная возможность выжить и остаться человеком в нечеловеческих условиях.

В 1953 году мать после очередного отказа в просьбе о помиловании сына закончила жизнь самоубийством. Отец умер раньше. В 1954 году Альтшуллер был реабилитирован.

В 1956 году в журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация, посвященная новой науке — ТРИЗ. Главная мысль — техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Объективные законы могут быть ориентиром и рабочим инструментом для изобретателя.

С середины 60-х годов он ушел с работы и начал зарабатывать на жизнь писательским трудом. Любители фантастики знают его под псевдонимом Генрих Альтов. Его научно-фантастические сборники переведены за рубежом, имя Г. Альтова вошло в энциклопедии по фантастической литературе. Постепенно работа над ТРИЗ вытеснила фантастику и заняла всю его жизнь.

Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной лаборатории методики изобретательства, а в 1971 году был открыт Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества. Он вырос из первой в Советском Союзе молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать стабильно работающий коллектив разработчиков теории.

По всей стране начали возникать инженерные школы, в которых обучали ТРИЗ. В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, т. к. Альтшуллер не подчинился требованию ВОИР прекратить создание школ ТРИЗ по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым.

В 1990 г. Г. С. Альтшуллер переехал в Петрозаводск, где жил и работал до последних дней.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получала в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах.

Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены и изданы практически во всех развитых странах мира. В настоящее время началось внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности. В 1989 году создана Ассоциация ТРИЗ, которая положила начало оформлению ТРИЗ-движения. В 1997 на очередном съезде тризовцев в Петрозаводске было принято решение о создании Международной Ассоциации ТРИЗ.

Книги Альтшуллера Генриха Сауловича:

  1. Альтшуллер Г. С. О психологии изобретательского творчества / Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. // Вопр. психологии. — 1956. — № 6. — С. 37-49.
  2. Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать / Г. С. Альтшуллер. — Тамбов: Кн. изд, 1961. — 128 с.
  3. Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства / Г. С. Альтшуллер. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1964. — 240 с.
  4. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшуллер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Моск. рабочий, 1973. — 296 с. 1-е изд. — 1969.
  5. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — М.: Сов радио, 1979. — 175 с. — (Кибернетика).
  6. Альтшуллер Г. С. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи / Г. С. Альтшуллер, А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1980. — 224 с.
  7. Альтшуллер Г. С. Поиск новых идей: От озарения к технологии: (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г. С. Альтшуллер., Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов. — Кишинев: Картя молдавеняскэ, 1989. — 382 с.
  8. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер; Отв. ред А. К. Дюнин; СО АН СССР. — 2-е изд. испр. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 224 с. — (Наука и технический прогресс). 1-е изд. 1986.
  9. Альтшуллер Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. — Минск: Беларусь, 1994. — 479 с.
  10. Альтов Г. И тут появился изобретатель... / Г. Альтов. — М.: Дет. лит, 2000. — 160 с. 1-е изд. — 1984, 2-е изд. — 1987, 3-е изд. — 1989.
  11. Альтов Г. Летящие по Вселенной / Г. Альтов, В. Журавлева. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 839 с. — (Классика отечественной фантастики).
(71 год)

Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов ; 15 октября , Ташкент , Узбекская ССР , СССР - 24 сентября , Петрозаводск , Республика Карелия , Россия) - автор ТРИЗ -ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С отличием окончил среднюю школу. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 года добровольно пошёл в Советскую Армию .

    Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт , скафандр .

    9 ноября 1943 г., учась в 10-м классе, вместе с Рафаэлем Шапиро (многолетним соавтором и одним из основателей ТРИЗ) и Игорем Тальянским подал заявку на свое первое изобретение «Дыхательный аппарат с химическим патроном » (А.с. 6756 СССР. Кл. 61а 29/01. Дыхательный аппарат с химическим патроном/Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро, И. В. Тальянский (СССР). - N 5305/324480; Заяв. 09.11.43. Опубл. 21.08.47), которое было немедленно засекречено [ ] . Авторское свидетельство на него было получено только в 1947 году.

    В дальнейшем, в соавторстве с Р. Шапиро подал несколько десятков заявок на изобретения, по которым еще до 1950 года было получено несколько авторских свидетельств [ ] . Наиболее значительное из них - газотеплозащитный скафандр (авторское свидетельство № 111144), создание которого было увлекательно описано авторами позднее в научно-популярной статье («В костюме сквозь огонь» (Об индивидуальных средствах теплозащиты) /Г. Альтшуллер, Р. Шапиро//Знание - сила. - 1965, № 12. - С. 20-22.)

    В 1946-1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС посвятил свою жизнь.

    В беседах с учениками в 80-е годы Альтшуллер неоднократно упоминал о том, что под влиянием Р. Шапиро и при его участии в 1948 году было написано письмо И. В. Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР:

    «У Шапиро возникла мысль написать письмо Сталину. Надо сказать, для него это характерная реакция вообще. Когда он проникался сознанием величия чего-то, ему хотелось быстро внедрить и получить результат…. Шапиро был потрясающий оптимист». (Г. С. Альтшуллер, Жизнь Человека 1-Ч-502 , 1985-1986).

    28 июля 1950 года он и Шапиро были арестованы МГБ СССР , приговорёны Особым совещанием при МГБ к 25 годам лишения свободы каждый [ ] . В лагере сделал несколько изобретений [ ] . 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ при Совете министров СССР по ЗакВО . После освобождения вернулся в Баку, где жил до 1990 года.

    Обстоятельства ареста долгие годы были известны только со слов Альтшуллера и подробности выяснились окончательно лишь через 50 лет, уже после смерти Альтшуллера и Шапиро, из мемуаров И. Лиснянской (Инна Лиснянская, «Хвастунья », «Знамя» 2006, № 1). Г. Альтшуллер и Р. Шапиро были арестованы по доносу одного из своих приятелей.

    В 1956 году Г. Альтшуллер совместно с Р. Шапиро опубликовал статью «О психологии изобретательского творчества», положившую начало истории развития Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ). В этой статье впервые были описаны основные понятия ТРИЗ: Техническое противоречие, «Алгоритм решения изобретательских задач» (АРИЗ), заявлено о существовании объективных диалектических закономерностей развития техники. [Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. , «О психологии изобретательского творчества », Вопросы психологии, № 6, 1956. - с. 37-49]

    Над совершенствованием АРИЗ работал около 40 лет.

    Как писатель-фантаст дебютировал рассказом «Икар и Дедал» в 1958 году. Первые фантастические рассказы составили цикл «Легенды о звёздных капитанах» (1961). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у него возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение всё-таки осуществимо [ ] . Как писатель-фантаст, ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра - человековедение.

    Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов [ ] . Автор «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна , Г. Уэллса , А. Беляева .

    В 1957-1959 годах работал в Министерстве строительства Азербайджанской ССР (Бюро технической помощи) [ ] . Здесь в 1958 году провёл самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР).

    В 1970 году создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) - первый в мире центр обучения ТРИЗ.

    Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 года [ ] . В 1974-1986 годах под именем «писатель Г. Альтов» вёл изобретательский раздел «Это так просто? Это так сложно? Изобретать!» в газете «Пионерская правда» [ ] .

    С 1989 по 1998 годы - президент Ассоциации ТРИЗ. По инициативе Г. С. Альтшуллера в 1997 году на базе Ассоциации ТРИЗ была создана Международная ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ).

    С 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира [ ] . Наибольшее развитие ТРИЗ получила в США [ ] . Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров - «Изобретающая машина» [ ] .

    С 1990 по 1998 год Г. С. Альтшуллер вместе с супругой Валентиной Журавлёвой жил в Петрозаводске .

    ТРИЗ

    • 40(50 в дальнейшем образовалось) приёмов устранения противоречий (принципы изобретательства), совместно с Р. Шапиро, 1956-1971 гг.,
    • Таблица основных приёмов для устранения типовых технических противоречий 1960-1985 гг.,
    • Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) 1959 (совместно с Р. Шапиро) -1985 гг.,
    • Указатели физических, химических, биологических эффектов 1970-1980 гг.,
    • Вещественно-полевой анализ (вепольный анализ) 1973-1981 гг.,
    • Законы развития технических систем 1975-1980 гг.,
    • Стандарты на решение изобретательских задач 1977-1985 гг.,
    • Уровни изобретательских задач
    • Жизненная стратегия творческой личности
    • Теория развития творческой личности (ТРТЛ)
    • Фонд достойных целей
    • Регистр современных научно-фантастических идей (начат в 1964 году)

    Библиография

    ТРИЗ

    • Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. - 1956. - № 6.
    • Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Тамбовское книжное издательство. - 1961.
    • Альтшуллер Г. С. Десять процентов приключений - Тамбов: Тамбовское книжное издательство. - 1963.
    • Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства - Воронеж: Центрально-Чернозёмное издательство. - 1964.
    • Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. - 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.).
    • Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979.
    • Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980.
    • Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: Дет. литература. - 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.).
    • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. , Зусман А. В. Профессия - поиск нового. - Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1985.
    • Альтшуллер Г. С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.).
    • Альтшуллер Г. С. Найти идею. 3-е изд., доп.. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
    • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. , Зусман А. В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1989.
    • Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

    Фантастика (книги)

    Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ «Зиночка» в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов.

    • Альтшуллер Г. За чертой спидометра: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтшуллер, Р. Шапиро // Техника - молодёжи. - 1958. - № 6. - С. 32-34.
    • Альтов Г. Икар и Дедал: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Знание - сила. - 1958. - № 9. - С. 14-15.
    • Альтов Г. Сверхновая Аретина (Легенда XXV века): Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Моск. комсомолец. - 1959. - 3 янв.
    • Альтов Г. Подводное озеро: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Техника - молодёжи. - 1959. - № 3. - С. 28-31.
    • Альтов Г. Богатырская симфония / Г. Альтов // Альфа Эридана: Сборник науч.-фантаст. рассказов. - М.: Молодая гвардия, 1960. - С. 180-198.
    • Альтов Г. Огненный цветок / Г. Альтов // Альфа Эридана: Сборник науч.-фантаст. рассказов. - М.: Молодая гвардия, 1960. - С. 199-207.
    • Альтов Г. Богатырская симфония: рассказ / Г. Альтов // Нева. - 1960. - № 3. - С. 101-111.
    • Альтов Г. В полночь: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Изобретатель и рационализатор. - 1960. - № 9. - С. 49-53.
    • Альтов Г. Огненный цветок / Г. Альтов // Звезда. - 1960. - № 1. - С. 78-82.
    • Альтов Г. Полигон «Звёздная река»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Комсомол. правда. - 1960. - 11 дек.
    • Альтов Г. Сокровища погибшего корабля (Скучный капитан) / Г. Альтов // Изобретатель и рационализатор. - 1960. - № 1. - С. 43-50.
    • Альтов Г. «Баллада о звёздах»: Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // Знание - сила. - 1960. - № 8-10.
    • Альтов Г. Легенды о звёздных капитанах: Рассказы / Г. Альтов. - М.: Детгиз, 1961. - 118 с.
    • Альтов Г. Легенды о звёздных капитанах: Рассказы. 2-е изд. - М.: Детгиз, 1961. - 118 с.
    • Альтов Г. Баллада о звёздах: Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // Золотой лотос. - М.: Молодая гвардия. - 1961.
    • Альтов Г. Генеральный конструктор / Г. Альтов // Знание - сила. - 1961. - № 10. - С. 51-53.
    • Альтов Г. Может ли машина мыслить? Науч.-фант. рассказы // Знание - сила. - 1961. - № 7. - С. 39-42.
    • Альтов Г. Полигон «Звёздная река»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Янтарная комната: Сборник науч.-фантаст. повестей и рассказов. - Л.: Детгиз, 1961. - С. 20-37.
    • Альтов Г. «Богатырская симфония»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Культура и жизнь. - 1962. - № 1. - С. 40-43; № 2. - С. 28-31.
    • Альтов Г. Второй рейс «Стремительной черепахи» / Г. Альтов // Юный моделист-конструктор: Альманах. - М., 1963. - С. 58-63.
    • Альтов Г. Баллада о звёздах. Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // В мире фантастики и приключений. - Л.: Лениздат, 1963.
    • Альтов Г. Девять минут: Рассказ / Г. Альтов // Баку. - 1964. - 28 нояб.
    • Альтов Г. Машина открытий / Г. Альтов // Формула невозможного: Фантаст. рассказы, повесть и пьеса. - Баку: Гос. изд-во, 1964. - С. 131-145.
    • Альтов Г. Машина открытий: Рассказ / Г. Альтов // Баку. - 1964. - 4 июля.
    • Альтов Г. Антенна. Рассказ / Г. Альтов // Молодёжь Азербайджана. - Баку. - 1965. - 27 янв.
    • Альтов Г. Богатырская симфония. Полигон «Звёздная река». Икар и Дедал. Сверхновая Аретина. Огненный цветок / Г. Альтов // Библиотека фантастики и путешествий. Прил. к журн. «Сельская молодёжь». Т. 1. - М.: Мол. гвардия, 1965. - С. 315-375.
    • Альтов Г. Клиника «Сапсан». Рассказ // Альманах научной фантастики. Вып. 6. - М: Знание, 1967.
    • Альтов Г. Ослик и аксиома. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
    • Альтов Г. Богатырская симфония. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
    • Альтов Г. Икар и Дедал. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
    • Альтов Г. Опаляющий разум: Науч.-фантаст. рассказы / Г. Альтов. - М.: Дет. лит., 1968. - 208 с.
    • Альтов Г. Создан для бури: Науч.-фантаст. рассказы / Г. Альтов. - М.: Дет. лит., 1970. - 288 с.
    • Альтов Г. Гадкие утята фантастики. Пятьдесят идей Александра Беляева. Эссе // Талисман. - Л.: Детская литература, 1973.
    • Альтов Г. Вектор фантазии. Статья // Фантастика 73-74. - М.: Молодая гвардия, 1975.
    • Альтов Г. Третье тысячелетие. Фрагмент романа // Нить в лабиринте. - Петрозаводск: Карелия, 1988.
    • Альтов Г. Летящие по Вселенной. Научно-фантастические рассказы / Г. Альтов, В. Журавлёва. - М.: АСТ, 2002. - 841 с.

    (р.15-03-1930 г.)

    Генрих Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Когда Генриху исполнилось 5 лет, семья переехала в Баку. С ранних лет он «пропадал» в библиотеке, читал фантастику. Мечтал стать моряком. В восьмом классе поступил в военно-морскую спецшколу. К

    Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Генрих был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу. Первое авторское свидетельство будущий автор ТРИЗ получил в десятом классе на аппарат для аквалангистов, работающий на перекиси водорода. После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны. Он попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию. Начал работать в патентном отделе флотилии.

    По роду работы нужно было изобретать самому и учить этому других. С удивлением обнаружил, что учить нечему — никаких методик изобретательства не было. Вот тогда и возникла поначалу достаточно скромная идея разработать какие-то рекомендации для изобретателей и рационализаторов. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер стал изучать сами изобретения.

    Как отличить красивое, сильное изобретение от слабого? Такой критерий был найден: сильное изобретение получается в результате разрешения лежащего в основе решаемой проблемы противоречия. Был проанализирован огромный фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

    В 1948 году, когда были получены первые результаты, Альтшуллер вместе со своим другом Шапиро написал письмо Сталину о том, что в стране крайне плохое положение с изобретательством. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо обучать.

    Письмо писали полгода. В нем было 30 страниц. В то время Альтшуллеру было 22 года. Последствия этого шага оказались для молодых ученых-изобретателей роковыми. В 1950 году их арестовали. Следствие велось в Москве. Пытали, не давая спать. Судили особым совещанием: 58 статья, 25 лет. Отправили в Воркуту. Тюрьма и ссылка окончательно убедили молодого интеллигентного Генриха, что изобретательность, умение решать задачи - единственная возможность выжить и остаться человеком в нечеловеческих условиях.

    В 1953 году мать после очередного отказа в просьбе о помиловании сына закончила жизнь самоубийством. Отец умер раньше. В 1954 году Альтшуллер был реабилитирован.

    В 1956 году в журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация, посвященная новой науке - ТРИЗ. Главная мысль - техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Объективные законы могут быть ориентиром и рабочим инструментом для изобретателя. После возвращения из ссылки Генрих Саулович устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты «Бакинский рабочий», потом в Министерстве строительства Азербайджана.

    С середины 60-х годов он ушел с работы и начал зарабатывать на жизнь писательским трудом. Любители фантастики знают его под псевдонимом Генрих Альтов. Его научно-фантастические сборники переведены за рубежом, имя Г. Альтова вошло в энциклопедии по фантастической литературе. Постепенно работа над ТРИЗ вытеснила фантастику и заняла всю его жизнь. Внедрение методики шло тяжело.

    Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы. В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной лаборатории методики изобретательства, а в 1971 году был открыт Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества. Он вырос из первой в Советском Союзе молодежной изобретательской школы. Огромные усилия Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы.

    Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать стабильно работающий коллектив разработчиков теории. По всей стране начали возникать инженерные школы, в которых обучали ТРИЗ. В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, т. к. Альтшуллер не подчинился требованию ВОИР прекратить создание школ ТРИЗ по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым.

    В 1990 г. Г. С. Альтшуллер переехал в Петрозаводск, где жил и работал до последних дней. С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получала в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах. Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены и изданы практически во всех развитых странах мира.

    В настоящее время началось внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности. В 1989 году создана Ассоциация ТРИЗ, которая положила начало оформлению ТРИЗ-движения. В 1997 на очередном съезде тризовцев в Петрозаводске было принято решение о создании Международной Ассоциации ТРИЗ.


    Родился 15 октября 1926 года в городе Ташкенте (СССР, Узбекистан). В 1931 году семья переехала в город Баку (СССР, Азербайджан).

    Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 года добровольно пошёл в Советскую Армию.

    Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943). К 1950 число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них - газотеплозащитный скафандр (а.с. № 111144).

    В 1946-1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а в конечном счёте, созданию теории сильного мышления, Г. С. Альтшуллер посвятил свою жизнь - около 50 лет.

    В 1948 году написал письмо Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 был арестован бывшим МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорён Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ). После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 года.

    Первая публикация, посвящённая теории изобретательства, - статья «О психологии изобретательского творчества» (Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. - 1956, № 6). В статье - первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа работал около 40 лет.

    Как писатель-фантаст дебютировал рассказом «Икар и Дедал» в 1958.

    Первые фантастические рассказы составили цикл «Легенды о звёздных капитанах» (1961). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у него возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение всё-таки реально.

    Как писатель-фантаст, Генрих Альтов ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра - человековедение.

    Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.

    В начале 70-х годов произошёл «литературный процесс», инициированный фантастами старой формации (руководитель Александр Казанцев), где Альтова обвинили в фашизме за то, что в одном из его рассказов космический корабль двигался быстрее скорости света. С тех пор Альтов забросил фантастику.

    В 1957-1959 годах работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 году провёл самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР).

    В 1970 году создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) - первый в мире центр обучения ТРИЗ.

    Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 года. С 1974 по 1986 вёл изобретательский раздел в газете «Пионерская правда».

    С 1989 по 1998 президент Ассоциации ТРИЗ.

    С 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получила в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров «Изобретающая машина».

    Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены практически во всех странах мира. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

    С 1990 по 1998 годы Г. С. Альтшуллер жил в Петрозаводске.

    15 октября 2003 года в Петрозаводске состоялось открытие Мемориальной доски Генриху Сауловичу Альтшуллеру (ул. Чкалова, д. 49-а).

    15 октября, в день рождения Г.С. Альтшуллера, ежегодно во всем мире специалисты по ТРИЗ отмечают Международный День ТРИЗ.