Что такое экспо. Всемирная выставка "экспо"

В.П. Зайцев

ПЕРВЫЕ ВСЕМИРНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ
ВЫСТАВКИ В ЛОНДОНЕ

В.П. Зайцев

Зайцев Валентин Павлович - кандидат исторических наук

Первая всемирная промышленная выставка открылась в Лондоне в 1851 г. В 1862 г. там же приняла своих первых посетителей третья всемирная промышленная выставка. В 1855 г. состоялась вторая всемирная выставка в Париже, которая оставила в истории менее заметный след, чем первая и третья. В обоих лондонских выставках принимала участие Россия. Участником выставки 1885 г. в Париже Россия не была.

Интерес к всемирным промышленным выставкам в Лондоне 1851 и 1862 гг. понятен: первые всемирные промышленные (или, как их иногда называют, торгово-промышленные) выставки положили начало традиции периодического проведения международных смотров достижений хозяйства, которая сохранялась и поныне .

Почему именно в Англии состоялась первая промышленная выставка?

В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира. Страна занимала первое место в мировой торговле. К 1850 г. объем экспорта из Англии увеличился в 3 раза по сравнению сего уровнем в начале века . На всех рынках мира дешевые по сравнению с изделиями других государств товары из Англии имели большой спрос. Они буквально наводнили рынки Европы, Азии и Америки, успешно вытесняя продукцию других стран, так как их техническое превосходство было очевидно. Процветание промышленности в Англии усилилось вследствие того, что к середине XIX в. англичанам стали доступны голландские колонии, а также благодаря широкой возможности использования новых коммуникационных линий на Тихом океане.

Законодательство о свободной торговле, принятое в начале XIX в., подготовило путь для превращения Англии в "мастерскую мира". Оно создало благоприятные условия для буржуазии, заинтересованной в вывозе товаров, завоевании все новых колоний и рынков сбыта. Политика буржуазии пользовалась полной поддержкой правительства и была надежно защищена самым сильным в мире британским флотом. Небывалый рассвет промышленности, который обычно приписывали влиянию одной только свободы торговли, был в гораздо большей степени вызван колоссальным развитием железных дорог и океанского пароходства .

Одним из факторов, способствовавших процветанию промышленности Англии стала первая промышленная выставка в Лондоне в 1851 г., которую ее современники называли всемирным конгрессом продуктов и производителей.

С самого начала возникновения идеи о выставке в Британии к ней относились как к важнейшему, незаурядному событию. И до сих пор английские авторы, затрагивающие проблемы первой всемирной промышленной выставки, обычно называют ее великой. И вполне закономерно. Одним из инициаторов проведения выставки был Г. Коул (1808-1882), видный государственный деятель, предприниматель и дизайнер. Санкционировал проведение этого грандиозного мероприятия принц Альберт, супруг английской королевы Виктории . Он сумел убедить королеву и внушить ей такой же интерес к совершенно новому в то время предприятию.

Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов. Но ни один из них не прошел по условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты.

Для всемирной выставки, как подметил видный русский историк искусств В.В. Стасов, где должны были явиться перед глазами всех, в первый раз на свете, образцы творчества и производства всех народов мира, еще небывалого, потребно было и помещение небывалое . Условия конкурса предъявляли еще одно требование, гласившее, что здание должно отличаться "такой особенностью, которая отражала бы современный уровень развития строительной техники в Англии"

Со своим предложением выступил англичанин Дж. Пакстон, управляющий садов в имении герцога Девонширского. Его проект нашел поддержку у принца Альберта и у членов Королевского общества искусств. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном за восемь дней спроектировал здание выставочного павильона принципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Хрустальный дворец. Здание было построено за 3,5 месяца - невиданно короткий срок и размещено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским. Для Англии викторианской эпохи привычными были иные формы и материалы: массивность, монументальность, воплощение архитектурных творений в дереве и камне.

Английский писатель У. Теккерей назвал здание "дворцом для сказочного принца" Он написал лирическую оду о Хрустальном дворце в связи с открытием выставки 1851 г. Многие из очевидцев воспринимали Хрустальный дворец как главный экспонат выставки. Лорд Маколей назвал его "самым великолепным зрелищем". Журнал "Панч" окрестил дворец викторианской гордостью и чудом.

Для англичан, посетивших выставку 1851 г. - это было "одно из чудес Мира" - заявила Королева Великобритании Виктория, - "действительно начало золотого века". А вот впечатление одного очевидца: "В том здании было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала. Общий вид его был вместе и очарователен и величествен"

Здание всемирной выставки 1851 г. в Лондоне и после его переноса на новое место было образцом из всех значительнейших созданий всемирной архитектуры . Современники свидетельствовали, что дворец стал замечательным достижением строительной техники. Все это позволило специалистам в области архитектуры поставить Хрустальный дворец в один ряд с выдающимися памятниками архитектуры, такими, как Пантеон и храм св. Софии.

Первая всемирная выставка в Лондоне 1851 г. пробудила стремление к проектированию больших залов из железа и стекла. Назовем некоторые значительные сооружения, возникшие под влиянием архитектурного решения Хрустального дворца, в частности, крупные читальные залы: круглый-в Лондонском Британском музее (1851 г.), четвероугольный с тонкими громадно-высокими железными колонками - в Париже (1873 г.). До конца XIX в. в мире появилось еще ряд оригинальных железностеклянных читательных залов публичных библиотек. В следующем году подобный дворец был сооружен для выставки в Нью-Йорке, в 1854 году-стеклянный дворец в Мюнхене. Наиболее распространенными повторениями сооружений типа Хрустального дворца стали торговые пассажи и сводчатые галереи. Среди них овальный концертный зал "Альберт Холл" в Лондоне на восемь тысяч человек, построенный в 1867-1871 гг. и другие .

Первая всемирная промышленная выставка оказала влияние и на многие процессы социально-экономического развития мира и, прежде всего, Англии. Многие историки высказали мысль о том, что устройство всемирных торгово-промышленных выставок способствовало установлению мира между всеми странами и народами. Французский историк Луи Блан писал: "Выставка 1851 года породила много надежд, которые потом не осуществились, или осуществились только отчасти... Соприкосновение, в какое выставка поставила между собой различные народы, прошло не совсем бесследно, и последствия ее в этом отношении очень важны" .

В связи с началом Крымской войны (1854-1856) Дж. Тревельян отмечал, что английскому народу наскучил мир, несмотря на прилив пацифистских разговоров, которым он предался тремя годами ранее, во время Всемирной выставки . Однако влияние всемирной выставки 1851 г. на созревание и распространение идеи достижения мира во всем мире, конечно, имело место.

По старой привычке и по старым преданиям, люди еще дрались, войны шли своим чередом, - писал В.В. Стасов, - но народы уже выросшие и окрепшие в своем самосознании после варварских и нелепых наполеоновских войн, начинали все более и более приходить к чувству взаимной симпатии, взаимной любви и взаимной помощи. Всемирные выставки выступали помощниками и распространителями этих идей .

Проведение первой всемирной промышленной выставки повлияло и на совершенствование народного образования в Англии. Итоги выставки заставили британское правительство проявить заботу о распространении среди населения технических знаний и навыков, а также знаний в области художественно-промышленного образования . В 1853 г. правительству был представлен билль об образовании. Среди мер, содержащихся в нем, были предложения о совершенствовании технического и научного образования, появление которых побудила всемирная выставка 1851 г. В частности, местным властям небольших городов с населением 5 тыс. человек и более разрешалось взимать местный налог на цели образования . С 1861 в Англии стала действовать новая система распространения государственной субсидии, выделяемой на цели школьного образования. Согласно этой системе каждая школа получала ту или иную сумму в зависимости от результатов экзамена, который держали все ее ученики .

Разумеется, то были лишь первые шаги в развитии научно-технического образования трудовых слоев народа, предпринятые в период промышленного расцвета. И сделаны они были под давлением объективных потребностей общества, которое, активно внедряя новую технику и технологию в различных отраслях промышленности, не могло обойтись без образованных рабочих кадров. Повсеместное развитие элементарного народного образования в стране произошло лишь в 1870 г., когда был принят закон об образовании .

Выставка дала импульс делу подготовки специалистов в области прикладного искусства. По инициативе английских художников, архитекторов, олицетворявших движение искусств и ремесел, и сотрудничавшего с ними во время Выставки 1851 г. немецкого зодчего Г. Земпера была создана система обучения мастеров дизайна и архитекторов на базе специальных художественных музеев. Одним из достижений этого движения явилось создание такого музея в 1857 г. в Южном Кенсингтоне (Лондон) и связанной с ним школы проектирования (дизайна). Впоследствии она стала главным центром формирования молодых дизайнеров в стране. На основе Южнокенсингтонского музея и школы при нем позднее возникли Музей Виктории и Альберта (так именуется с 1899 г.) и Королевский колледж искусства, успешно продолживший подготовку кадров прикладного искусства на более высоком уровне.

Наряду с воздействием международной промышленной выставки на социально-экономические факторы эволюции Англии ее проведение оказало существенное влияние на развитие капитализма и на общественный прогресс. По мнению современников выставка 1851 г. положила конец английской островной замкнутости. Англия постепенно интернационализировалась. Выставка начала работу 1 мая 1851 г. и продолжалась пять с половиной месяцев. В ней приняло участие несколько десятков стран. Грандиозная экспозиция была подразделена на четыре отдела: сырье, машины, готовые товары и прикладное искусство . Проводилась выставка под гуманным и привлекательным девизом: "Пусть все народы работают над великим делом - совершенствованием человечества". Число экспонатов составило 13937, из них 7381 англичан и 6556 иностранцев . Они представляли несколько тысяч английских и зарубежных фирм.

Большое впечатление посетителей привлекали различные машины, изобретенные в Англии и в других индустриально развитых странах. Среди наиболее интересных экспонатов, привлекавших внимание посетителей, назовем: модели мостов и паровозов, гидравлические прессы и макет Суэцкого канала, телескопы и даггеротипы (предшественники современных фотографий), новейшие прядильные и ткацкие станки, печатная машина, дававшая за час 5 тыс. оттисков "Иллюстрированных лондонских новостей", паровой молот Круппа и электрический телеграф Сименса. Франция представила севрский фарфор, лионские шелка и ковры, Россия - драгоценные меха и художественные изделия, Испания - вино, шерсть овец-мериносов и кинжалы, изготовленные ремесленниками из Толедо. Высокие оценки ценителей искусства на выставке получил викторианский фарфор.

Экспонаты Англии - машины и товары занимали на выставке больше места, чем такие же изделия всех других стран, вместе взятых . В большей степени изделия машиностроения были представлены английскими фирмами. Литейное предприятие англичан Хьюзов, позже прославившее себя тем, что в 1828 г. отлило детали для знаменитого Биг-Бена, демонстрировало формовочный стенд для литья колоколов.

По производству машин Англия занимала тогда первое место в мире. Более того, в ту пору она была в мире основным поставщиком машин, многие британские фирмы снискали себе хорошую репутацию. Покупатели, как правило, отмечали высокие качества и прочность их станков и машин, наличие специальных конструктивных приспособлений. Большое внимание посетителей привлекали машины, показанные в действии. Выставка заявила человечеству о том, что мир вступил в век изделий из металла и машин.

Широко были представлены и роскошные ювелирные изделия, и огромные вазы из яшмы, и потоки сукна и кружев, и мебель самых различных стилей и даже целые дворики, построенные в подражание архитектуре разных эпох (например, "средневековый дворик"). Император Австрии Франц-Иосиф прислал в подарок королеве Виктории огромный книжный шкаф, который был украшен искусной резьбой, что напоминало фасад средневекового собора. Подарок императора также экспонировался в Хрустальном дворце.

Почти все первые премии достались англичанам. Первая всемирная выставка стала рекламой английских товаров, заметно повлияла на развитие торговли: в ходе ее было заключено много контрактов на поставки английской продукции . Выставка 1851 г. продемонстрировала бурное развитие британской промышленности и возвестила о наступлении эры британского владычества на значительной части планеты. Не будет преувеличением сказать, что Выставка свидетельствовала о бурном преобразовании всего британского общества. Это стало результатом промышленного переворота, начавшегося в Англии во второй половине XVIII в.

Выставку посетило более 6 млн. человек. Доходы превысили расходы, которые пошли на ее устройство, почти вдвое.

Всемирный смотр изделий и производителей явил собой один из первых крупных международных шагов в пропаганде успехов и превосходства достижений Британии. Выставка 1851 г. разогрела национальную гордость - в душе народа (читай: английских деловых кругов и аристократии) не осталось места для других чувств .

Однако даже во время выставки в среде британских либеральных авторов и изданий раздавались голоса, которые обращали внимание на тяжелое положение огромной армии людей труда, создающих все эти превосходные товары и изделия. Либеральный историк Дж.М. Тревельян отмечал, что, когда весь мир приходил на всемирную выставку восхищаться богатством, прогрессом и просвещением Англии, полезно было бы сделать "выставку" тех жилищ, в которых ютилась беднота, чтобы показать восхищенным иностранным посетителям некоторые из опасностей, которые преграждали путь столь громко восхваляемой викторианской эпохе .

Всемирная промышленная выставка 1862 г. в Лондоне оставила не столь заметный след, как выставка 1851 г. Но и к этой выставке внимание мировой общественности было значительным.

В конце 50-х гг. XIX в. в Англии был подъем экономики, активизировалась экономическая деятельность тред-юнионов и кооператоров, наблюдалось затухание классовой борьбы. Однако развитие социально-экономических процессов в обществе не проходило гладко. Британскую промышленность поразил экономический кризис 1857-1858 гг., который приобрел характер всемирного. В 1861-1862 гг. наступила глубокая депрессия. Это произошло в дни выставки 1862 г. Вот свидетельство современника, написанное в день ее открытия: "Дела очень плохи... Манчестер совсем в крайности. Ланкашир совсем изнемогает. Надо же так, чтобы праздник промышленности праздновался именно в тот самый час, когда промышленность выносит тяжкий кризис" . Гражданская война в США, начавшаяся в 1861 г., привела к приостановлению поступления американского хлопка в Англию. Это вызвало массовые закрытия хлопчатобумажных фабрик.

Английские правящие круги сделали все, чтобы, как и было намечено, открыть 1 мая 1862 года вторую в Лондоне (третью по счету) всемирную промышленную выставку, которая действовала до ноября того же года. На выставке было представлено 29800 экспонатов, а число посетителей составило 6 млн. 211 тыс. человек. И это по тому времени очень значительное число, если учесть, что в Лондоне тогда насчитывалось 2800000 жителей.

Отделы выставки (всего 25) были созданы по принципу: одна страна - один отдел. Однако, под экспонаты Англии отводилось шесть отделов (с 20 по 25) .

Готовясь к выставке 1862 г., английская буржуазия стремилась перещеголять всех. Был построен новый дворец для всемирной выставки в Южном Кенсингтоне, расположенный рядом с Гайд-парком. Здание возвели за 12 месяцев, стоило оно более двух с половиной миллионов фунтов стерлингов . Автором проекта был капитан Ф. Фоук, который пользовался расположением принца Альберта. Дворец выставки обладал удивительной притягательной силой, им гордился Южный Кенсингтон . Неслучайно устроители выставки надеялись, что она будет блистательной. Поэт А. Теннисон написал стихи на открытие выставки, а композитор С. Беннет положил эти стихи на музыку.

Промышленность Англии и других ведущих стран мира продолжала развиваться, оплодотворенная новыми научно-техническими открытиями. В тот период появился и воздухонагревательный аппарат для горячего дутья в доменных печах, созданный Э. Каупером, получила распространение конструкция парового молота, предложенная Д. Нэсмитом и ряд других изобретений . С 1860 г. становится промышленным изделием двигатель на газовом топливе. В 1861 г. был изобретен универсальный фрезерный станок.

В США в 50-60-е годы появились идеальные условия для механизации полевых работ в сельском хозяйстве. С. Маккормиком изобретена современная жатка. Она снизила затраты труда на одну треть. Не очень сложная переделка жатки породила сенокосилку, которая распространилась в США в 1856 г. Там появились и другие автоматизированные уборочные машины.

Что касается России, то здесь в силу ряда причин (одна из главных - крепостничество) промышленный переворот произошел куда позже, чем в передовых странах Запада. Однако ее талантливые умельцы создали немало превосходных промышленных и ремесленных изделий, которые достойно представляли Россию на всемирной выставке 1862 г. в Лондоне. Накануне, в 1861 г. в Санкт-Петербурге состоялась выставка русской мануфактурной промышленности. Среди ее экспонатов были разнообразные изделия. Кроме железа листового и полосового, экспонировались гвозди, столы, диваны, решетки, кованные из железа, отлитые из чугуна статуэтки и др. Особенно привлекали внимание скульптуры самых изящных форм - отливки мастеров Каслинского и других уральских заводов. Наиболее выдающиеся экспонаты Санкт-Петербургской выставки заняли достойное место и на всемирной выставке в Лондоне.

На лондонской выставке 1862 г. также впервые осуществлен смотр произведений искусства за последние сто лет. Современники отмечали, что среди экспонатов этой выставки преобладали картины, скульптуры и иные художественные изделия. Большое внимание привлекала в высшей степени изящная мебель, особенно небольших габаритов из черного дерева в стиле Ренессанс, выдвижные ящики которой отделаны слоновой костью.

С большим успехом экспонировались здесь и статуя Венеры в исполнении знаменитого английского скульптора Джибсона и прекрасные картины известного художника Великобритании Тэрнера. В целом, как писал Луи Блан, английская школа искусства предстала на выставке 1862 г. с величественным блеском .

Среди английских экспонатов выставки, отмеченных медалями была и фирма "Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°", которая демонстрировала цветное стекло, декорированную мебель и вышитые изделия. Возглавлял фирму 28-летний художник и поэт У. Моррис, позднее получивший известность в Англии и за рубежом и как теоретик искусства, писатель-утопист, видный деятель социалистического движения .

Наград удостоилось немало французских экспонентов. Почетные места здесь заняли также ряд представителей России, Австрии и других стран.

Большое внимание англичан и иностранных гостей привлекла церемония раздачи наград экспонентам, произведения которых получили официальное признание, имевшая место 12 июня 1862 г. Торжество по случаю вручения наград победителям своеобразного состязания ("великая публичная церемония" ) было обставлено весьма пышно, даже помпезно. Внутри здания выставки открылось блистательное зрелище. По описанию очевидца, "важные особы, седовласые государственные мужи, министры, мыслители, торжественно парадируют кругом здания, облаченные в разного рода живописные костюмы". Среди присутствовавших официальных лиц премьер-министр Великобритании лорд г. Пальмерстон, видные политические деятели страны, лидеры ведущих политических партий - вигов и тори, бывшие и будущие премьер-министры У. Гладстон, Б. Дизраэли, граф Д. Рассел, из почетных зарубежных гостей - египетский паша. Открывал церемонию раздачи наград как самою выставку 1 мая, лорд Грэнвилл. С кратким ответным словом обратился к собравшимся герцог Кэмбриджский. В промежутке между их речами прочел отчет лорд Таунтон, президент присяжных (их было 615, в том числе 328 англичан), которым было поручено оценить все экспонаты. От имени этого своего рода независимого суда, он сообщил, что присяжные образовали 65 советов, работа которых продолжалась два месяца. Оценки проводились по 36 категориям (классам), на которые были подразделены все выставленные предметы. Число присужденных медалей было 7 тыс., а число почетных отзывов - 5300, больше по сравнению с выставкой 1851 г., но менее, чем на Парижской выставке 1855 года.

Более 100 лет отделяет нас от первых всемирных промышленных выставок. С тех пор их состоялось более сорока. Они сыграли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства, а также в развитии торговли между государствами. Выставки способствовали и ускорению научно-технического прогресса в промышленности, строительстве, в переработке продукции сельского хозяйства, других отраслях экономики, оказали существенное позитивное воздействие на ускорение объективного процесса научно-технических открытий и изобретений, на активное внедрение их в производство.

Русский поэт и очеркист М.И. Михайлов, посетивший в 1859 г. Лондон, под впечатлением увиденного Хрустального дворца и других новейших достижений в промышленности и строительстве Англии и отдавая дань способностям английского народа назвал XIX столетие "наш прославленный положительностью век" Гайд-парка на Сайденхемский холм в южном Лондоне. На новом месте помещения дворца использовались для проведения национальных выставок, музыкальных фестивалей, праздничных фейерверков, концертов и званых обедов. Словом, для четырех поколений англичан он был местом развлечений и центром демонстрации достижений науки, техники и искусства. В конце ноября 1936 г. в результате пожара здание полностью разрушилось. Оставшиеся от него две башни были снесены в 1940 г. - См.:

32. Weekly М . William Morris. London, 1934, p. 62.

33. Михайлов М.И. Лондонские заметки в кн. "Русские очерки", т. 1, М., 1956, с. 478.

История всемирных выставок (Рерайт. Исходник расположен ниже).

1 мая 1851 года в столице туманного Альбиона, городе Лондоне состоялось открытие «Великой выставки изделий промышленности всех наций ». С этого момента началась история всемирных выставок. Впервые на этом международном форуме проанализировали результаты произошедшей к тому времени в развитых странах, Промышленной революции. Специально для этого мероприятия, по указу правительства Британии, был сооружен павильон, получивший название «Хрустального дворца». Впоследствии это здание стало своеобразным эталоном, на который равнялись строители выставочных павильонов следующих всемирных выставок. Ажиотаж вокруг выставки был настолько огромным, что за шесть месяцев работы на ней побывало более шести миллионов человек. Это позволило получить организаторам форума колоссальную прибыль. Позже, именно на эти деньги в Англии были открыты новые научные и образовательные заведения, к числу, которых принадлежат снискавший громкую славу и геологический музей . На эти же средства построили павильон, в котором в 1862 году расположилась третья Всемирная выставка.

Повышенный интерес у публики вызывали экспонаты Русского отдела выставки. Российские мастера привезли пуховые платки, уральские самоцветы, изделия металлургии, великолепную парчу, валенки и многое, многое другое. Необычайно высоко как публикой, так и специалистами были оценены платки и ткани российского производства. Первую награду выставки завоевала яшмовая ваза екатеринбургской фабрики. В работе выставки принял участие известный металлург - , выставивший особо ценный экспонат Русского отдела – булат. Это оружие было изготовлено по давно утраченной и восстановленной им в 1841 году рецептуре. Всего русским отделом было выставлено 365 экспонатов, 130 из которых были отмечены особо, о чем свидетельствуют 3 медали высшего достоинства, 60 медалей второй степени, а также 67 похвальных отзывов.

География первых всемирных выставок совпадает с распределением крупных торговых и промышленных центров мира. Международные форумы проходили в наиболее промышленно развитых странах и городах. 1851 и 1862 гг. – Лондон, 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг. – Париж, 1873 г. – Вена, 1876 г. – Филадельфия, 1893 г. – Чикаго, 1901 г. – Глазго, 1904 г. – Сент-Луис, 1905 г. – Льеж и так далее. Для того чтобы продемонстрировать миру необычайные возможности, организаторы всемирных выставок создавали неповторимые проекты павильонов (первые всемирные выставки проводились только в одном павильоне), а также каких-либо отдельных аттракционов или сооружений.

Примером такого строительства может послужить «Хрустальный дворец» Джозефа Пакстона, на несколько десятилетий ставший эталоном выставочных павильонов. Для проведения международной выставки в Вене организаторы соорудили Ротонду, павильон, под самым огромным в мире куполом. Для всемирной выставки в Мельбурне в 1880 году построили Королевский выставочный павильон, который в наши дни включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Эйфилева башня, возведенная в Париже для выставки 1889 года, стала его символом, а мост Александра III , сооруженный для всемирной выставки 1900 года, проходившей в этом же городе, стал самым роскошным мостом через Сену.

Первые международные выставки были призваны показать представленных на них стран. Именно поэтому основными экспонатами таких форумов являлись не только уникальные образцы науки и техники, но и великолепные ювелирные изделия из золота и драгоценных камней .

Несколько позже к ним присоединились этнографические экспозиции и выставки произведений искусств. На всемирных выставках стали проводиться того времени.

Впервые такая выставка изобразительного искусства была проведена одновременно с международным промышленным форумом в 1862 году, в Лондоне. С того времени изобразительные выставки стали обязательным атрибутом всех всемирных выставок. С огромным успехом на них представлялись картины известных русских художников. К примеру, на выставке 1873 года, проходившей в Вене, выставлялись «Грачи прилетели» Саврасова, «Петр и Алексей» Ге, «Бурлаки» Репина, «Рыболов» и «Охотники на привале» Перова. А картина Пикассо на выставке 1937 года в Париже стала основным экспонатом Испании.

Конгрессы, посвященные наиболее важным мировым проблемам того времени проходили во время работы всемирных выставок, начиная с Парижской выставки 1878 года. Именно на ней Первый литературный конгресс принял международное соглашение об авторских правах и литературе. Именно на нем были признаны заслуги русских писателей в развитии мировой литературы. Совместно с Виктором Гюго конгресс возглавлял. На проходившем в то же самое время конгрессе по промышленной собственности, были затронуты актуальные вопросы авторских прав в промышленности. Всемирная почтовая конвенция, которая подвела под единый стандарт международную почтовую корреспонденцию, была принята на Втором конгрессе работников связи Конгрессом по улучшению условий жизни слепых для обучения в школах слепых была предложена система Брайля. Практически во всех конгрессах как этой, так и других, последующих международных выставок, активное участие принимали российские специалисты.

Важными для науки стали электротехнические конгрессы. Именно на Третьем конгрессе, проходившем в рамках всемирной выставки 1893 года в Чикаго, были приняты международные электротехнические единицы, такие как – Ом, Ватт, Джоуль, Фарад, Вольт, Генри. На Четвертом конгрессе, проходившем во время работы всемирной Парижской выставки в 1900 году, был утвержден новый термин, впервые прозвучавший в докладе российского исследователя К. Перского, - «телевидение».

Начиная с международных ЭКСПО, состоявшихся в 1967 году в Монреале и в 1970 году в Осаке организаторы всемирных выставок перестали делать упор на достижения отдельных стран, а перешли к решению мировых проблем, возникающих перед людьми. Прежде всего, таких, как экология, урбанизация, глобальное потепление и так далее. Каждая страна, участвующая в форуме, в своей экспозиции отражает свое видение проблемы и то, как она решается в этой стране.

Россия на всемирных выставках ЭКСПО.

И Советский Союз, и Россия являлись традиционными участниками каждого международного форума. Они помогали создавать архитектурные ансамбли выставок , которые зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.

Русская экспозиция на выставке 1900 года в Париже была сооружена по проекту знаменитого архитектора Ропета (Петрова). Архитектор, проектировавший русский павильон на выставке 1901 года в Глазго, после этой работы получил звание

академика архитектуры и стал почетным членом Британского королевского института архитектуры. Высших наград удостоились советские павильоны в 1937 году в Париже и в 1958 году в Брюсселе. Павильон Советского Союза, сооруженный на всемирной выставке в 1970 году в Осаке, вошел в историю мировой архитектуры. Он имел форму развернутого знамени и был выполнен в виде стальной складчатой конструкции.

Неизменно интерес публики к экспозициям нашей страны, представленной на всемирных выставках, был огромным. А в советский период организаторы международных выставок были крайне заинтересованы в участии выставки СССР, так как высочайший уровень его экспозиции был своеобразным эталоном для других государств.

Исходник:

http://www. *****/expo_history. php

История всемирных выставок ЭКСПО - World EXPO

История всемирных выставок начинается с 1 мая 1851 г., когда в Лондоне открылась «Великая выставка изделий промышленности всех наций» . На ней были подведены итоги Промышленной революции, прошедшей в развитых странах; выставку за 6 месяцев посетило 6 млн. человек, - количество, равное трети населения Британии того времени. Выставка прошла в специально созданном для нее павильоне, названном «Хрустальным дворцом» и ставшим образцом для выставочных павильонов многих последующих всемирных выставок. Огромная популярность выставки дала огромную прибыль, на которую был основан ряд просветительских и учебных учреждений в Англии, среди которых геологический музей и знаменитый Лондонский музей науки и естествознания . А также, спустя несколько лет, построен павильон третьей Всемирной выставки (1862 года).

Русский отдел выставки представлял уральские самоцветы, пуховые платки, валенки, парчу и т. п. Ткани и платки получили высокую оценку публики и специалистов. Самоцветы (яшмовая ваза екатеринбургской фабрики) получили первые награды выставки. Одним из важных экспонатов Русского отдела был булат , чью утраченную рецептуру в 1841 г. восстановил металлург , также участвовавший в выставке. Из 365 русских экспонатов 130 удостоились наград: 3 высшие медали, 60 медалей второй степени и 67 похвальных отзывов.

География первых выставок совпадает с распределением торговых и промышленных центров, проходя в самых промышленно развитых странах:
Лондон 1851 и 1862 гг., Париж 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг., Вена 1873 г., Филадельфия 1876 г., Чикаго 1893 г., Глазго 1901 г., Сент-Луис 1904 г., Льеж 1905 г., и т. п. Как правило, организаторы использовали для демонстрации своих возможностей уникальные проекты павильонов (первые выставки проводились в единственном павильоне), и отдельных строений или аттракционов. Так, «Хрустальный дворец» Джозефа Пакстона на десятилетия стал образцом выставочных павильонов; для выставки в Вене была построена Ротонда - павильон с самым большим в мире куполом; Королевский выставочный павильон международной выставки в Мельбурне (1880) включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО; построенная для выставки 1889 г. Эйфелева башня стала символом Парижа, а построенный для парижской выставки 1900 г. мост Александра III является городской достопримечательностью как самый роскошный мост через Сену.

Первые всемирные выставки, как правило, демонстрировали промышленную и государственную мощь своих стран; основными экспонатами были рекордные промышленные образцы и новинки, а также предметы роскоши. Вскоре к ним добавились этнографические экспозиции, выставки произведений искусств, а также конгрессы по самым актуальным вопросам того времени.

Выставка изобразительного искусства впервые прошла параллельно с промышленной выставкой на всемирной Экспо в Лондоне в 1862 г., с тех пор искусство стало непременным участником всемирной выставки. Так, экспонатами всемирной выставки в Вене 1873 г. были знаменитые русские полотна: «Охотники на привале» и «Рыболов» Перова, «Бурлаки» Репина, «Петр и Алексей» Ге, «Грачи прилетели» Саврасова. Полотно Пикассо «Герника» было ключевым экспонатом испанского павильона на выставке в Париже 1937 г.

Мощная конгрессная программа начала сопровождать всемирные Экспо начиная с выставки в Париже 1878 г. - Первый литературный конгресс заложил основу первому международному соглашению об авторских правах в литературе, а также признал заслуги русской литературы - сопредседателем конгресса, вместе с Виктором Гюго, был избран. Проходивший тогда же конгресс по промышленной собственности поднимал вопросы авторских прав в промышленности, Конгресс по улучшению условий жизни слепых рекомендовал систему Брайля к обучению в школах для слепых, а Второй конгресс работников связи принял Всемирную почтовую конвенцию (введшую единый стандарт международной почтовой корреспонденции). Российские ученые участвовали во многих конгрессах этой и последующих выставок.

Заметный след оставили в истории электротехнические конгрессы - так, Третий конгресс в Чикаго (всемирная выставка 1893 г.) выставки принял международные электротехнические единицы названные именами их первооткрывателей - Ом, Ампер, Вольт, Генри, Фарад, Джоуль, Ватт . Четвертый конгресс (всемирная экспо в Париже, 1900 г.) ввел слово «телевидение», прозвучавшее в докладе русского инженера К. Перского.

Послевоенные выставки, начиная с выставок в Монреале 1967 г. и Осаке 1970 г., постепенно отошли от демонстрации достижений отдельных стран к рассмотрению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством - человек и мир, человек и море, человек и природа, жизнь в городе и т. п. Каждая страна-участник формирует экспозицию, отражающую то, как общая тема выставки решается в этой стране.

Россия на всемирных выставках ЭКСПО

Россия и СССР традиционно участвовали в создании архитектурного ансамбля выставки сильными архитектурными проектами , часто становившимися страницей истории архитектуры.
Русский павильон в Париже 1900 г. строился по проекту известного архитектора Ропета (Петрова); павильон России в Глазго 1901 г. принес автору проекта, звание академика архитектуры и почетного члена Британского королевского института архитектуры; советские павильоны на выставках в Париже 1937 г., и Брюсселе 1958 г. получили высшие награды своих выставок; в историю мировой архитектуры вошел также павильон СССР в Осаке 1970 г., имеющий форму развернутого знамени, выполненного в виде стальной складчатой конструкции.
Экспозиция нашей страны также вызывала особый интерес публики. В советский период считалось особой удачей организаторов добиться участия СССР - потому что уровень его экспозиции заставлял другие страны бороться за внимание публики.

Традиция проведения международных выставок возникла на фоне развития французских национальных выставок, кульминацией которых послужила Международная Выставка в 1844 году .

Культурный обмен (1939-1987)

Начиная со Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году изначальный характер выставок начал меняться, и их стали посвящать более конкретным культурным темам, прогнозируя более светлое будущее для общества. Технологические изобретения отошли на второй план. В 1939 темой выставки было «Построить мир завтрашнего дня», в 1964 - «Мир через взаимопонимание». Выставки поддерживали активное межкультурное общение в целях обмена инноваций.

Интересно, что в 1964 году Нью-Йорк в погоне за прибылью решил увеличить время экспозиции вдвое - с шести до 12 месяцев. В ответ Международное бюро выставок призвало членов организации отказаться от поездки в США. К совету прислушались многие (в частности, СССР). В итоге выставка была проведена, но с финансовой точки зрения оказалась провальной: вернулось только 20 процентов вложенных средств .

Национальный брендинг (1988 - настоящее время)

С 1988 года страны стали использовать выставки скорее как способ улучшить их национальный имидж благодаря своим выставочным павильонам. Исследование группы Tjaco Walvis вокруг выставки в Ганновере показало, что для 73 % стран главной целью участия являлось улучшение имиджа государства.

На выставке в 2000 году в Ганновере, где страны сами разрабатывали архитектуру, в павильон в среднем вкладывалось около 12 миллионов евро. Учитывая такие размеры вложений, многие страны порой сомневаются в целесообразности участия, так как предполагают, что затраты превысят прибыль. Конкретное соотношение сложно установить, но независимое исследование для голландского павильона на Экспо-2000 оценило, что павильон (стоимостью около 35 млн евро) генерировал около 350 млн евро потенциальной прибыли для голландской экономики.

С момента проведения самой первой универсальной выставки, которая прошла в Лондоне в 1851 году Россия была постоянным участником всемирных выставок, затем получивших свое окончательное название – ЭКСПО.

Утверждение русской нации, ее самостоятельности неразрывно связано с участием России на всемирных и международных выставках. Российская империя, Советский союз и Российская Федерация являлись традиционными участниками всемирных универсальных выставок. Сильные архитектурные и экспозиционные проекты нашей страны помогали создавать архитектурные ансамбли выставок и зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.

Именно на всемирных выставках впервые произошло широкое знакомство мира с самобытной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом. Участие России на этих выставках укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных связей и совместных проектов.

Российская империя участвовала в международных выставках регулярно, преследуя при этом вполне традиционные цели: изучить международный опыт, представить свои разработки и продукцию, наладить контакты с зарубежными партнерами. На первых всемирных выставках россияне возводили павильоны, стилизованные под московский Кремль, угощали иностранцев изысканными блюдами русской кухни и предлагали полюбоваться сибирскими мехами и самоцветами.

К началу ХХ века Россия стала заявлять о себе как об индустриальной державе. Уже на Парижской выставке 1900 года помимо теремов и изделий Фаберже можно было увидеть русскую мебель, фабричный ситец и другие промышленные изделия, а также экспозицию, посвященную Транссибирской железной дороге и первым русским автомобилям.

С возникновением СССР экспозиции для всемирных выставок наполнились новой идеологией, но ничуть не потеряли своего величия, монументальности и основательности.

Российская Федерация уже представила свои экспозиции на нескольких всемирных выставках. Постоянное развитие экономики, технологий, промышленности позволяет нам из года в год поддерживать высокий имидж страны на мировой арене, а также демонстрировать новейшие проекты и разработки во всех стратегически важных и передовых областях.

Некоторые Всемирные выставки, в которых Россия принимала участие:


1851 год, Лондон


1855 год, Париж


1878 год, Париж


1900 год, Париж


1925 год, Париж


1937 год, Париж


1939 год, Нью-Йорк


1958 год, Брюссель


1967 год, Монреаль


1970 год, Осака


1975 год, Окинава

Было инициировано принцем Альбертом. Главной достопримечательностью выставки стал Хрустальный дворец, спроектированный Джозефом Пакстоном из железа и стекла. Наряду с экспонатами, внутри вдоль главных проходов были размещены деревья и скульптуры. После закрытия выставки здание было перенесено в новый парк, но в 1936 году оно сгорело.

В 1928 году было образовано Международное бюро выставок (Bureau International des Expositions, BIE), курирующее международные экспозиции более 100 стран-членов.

На Универсальных выставках были величайшие изобретения человечества, инновационные для своего времени технологии, всемирно известные памятники и сооружения.

В 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии (США) Александр Белл впервые представил широкой публике телефон.

В 1889 году в качестве входных ворот специально ко Всемирной выставке в Париже (Франция) была построена Эйфелева башня.

В 1893 году посетители Всемирной выставки в Чикаго (США) осматривали территорию с высоты 80 метров при помощи первого в мире колеса обозрения.

В 1901 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (США) впервые был представлен рентгеновский аппарат.

В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (США) представлены первые коммерческие образцы люминесцентной лампы.

В 1958 году ко Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) был построен стометровый Атомиум как символ мирной ядерной эпохи.

В 1970 году на Всемирной выставке в Осаке (Япония) представили одну из первых моделей сотового телефона.

В 1982 году на Всемирной выставке в Ноксвилле (США) представлен прототип сенсорного экрана.

Для проведения каждой Всемирной выставки городом-организатором выделяется пространство, на котором страны-участники возводят собственные выставочные павильоны. Каждая новая выставка "ЭКСПО" посвящена единой глобальной теме.

Всемирная выставка "ЭКСПО-2015" пройдет в Милане с 1 мая по 31 октября 2015 года. Тема выставки — "Питание для планеты. Энергия для жизни".

К 2050 году население планеты составит девять миллиардов человек, поэтому проблема питания сегодня наиболее актуальна.

Всемирная выставка рассмотрит эту тему с экономической, научной и культурно-социальной точек зрения, объединив для ее решения лучшие интеллектуальные ресурсы человечества.

Для наиболее полного раскрытия основной темы выставки организаторы определили семь ключевых направлений : солидарность и сотрудничество в пищевой сфере; наука для безопасности и качества пищи, продовольственной безопасности; технология для сельского хозяйства и биоразнообразие; еда и улучшение образа жизни; правильное и здоровое питание; питание в культурах народов мира и этнических группах; инновации в цепи поставок сельхозпродукции.

Милан не случайно выбран в качестве города-организатора. Обладая репутацией центра европейской моды и стиля, Милан также выступает промышленным центром Италии — страны, известной своими достопримечательностями, самобытной культурой, традициями и кухней.

Павильоны "ЭКСПО" размещаются на острове, окруженном искусственными каналами. Остров разделен на четыре части двумя главными перпендикулярными улицами, на пересечении которых расположится Площадь Италии. На острове помимо павильонов возведены Дворец Италии, в котором пройдут официальные церемонии и приемы, арена для проведения культурно-зрелищных мероприятий, а также амфитеатр.

История участия России во Всемирных выставках насчитывает более полутора веков, начиная с самой первой "ЭКСПО" в Лондоне.

Соблюдая традицию, в 2015 году в Милане возведен российский павильон под девизом "Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего".

Архитектурная концепция павильона была создана в бюро Speech Сергеем Чобаном, проектировавшим Башню Федерации в Москве, Дом Акваре в Берлине и Невскую ратушу в Санкт-Петербурге, Алексеем Ильиным и Мариной Кузнецкой. Павильон 2015 года олицетворяет собой молниеносное движение, устремленность ввысь.

На его строительство Россия выделила более 2 миллиардов рублей.

Во время работы выставки экспозиция российского павильона будет меняться каждые две недели в зависимости от того, какой из регионов будет представлен на "ЭКСПО".

Российский павильон продемонстрирует масштабы страны в аспекте продовольствия: мировые запасы воды и пахотных земель, личности великих российских ученых и их труды, многообразие национальных кухонь и традиций народов России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников