Административные нарушения в дорожном движение. Кодекс рф об административных правонарушениях

регулируются Кодексом об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (КоАП РФ).

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

1. Виды административных наказаний (статья 3.2 КоАП РФ).

1.1. За совершение административных в области дорожного движения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

а) предупреждение;

б) административный штраф;

г) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

д) административный арест;

в) обязательные работы.

1.2. Предупреждение по статье 3.4 КоАП — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей особенной части КоАП, в том числе содержащихся в главах 11 и 12, или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение. Замена штрафа на предупреждение применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

1.3. Административный штраф.

Административный штраф (статья 3.5 КоАП РФ) является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается главой 11 «Административные правонарушения на транспорте и главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения».

1.3.1. Административные штрафы за совершение правонарушений согласно вышеуказанных глав КоАП налагаются на:

а) водителей, управляющих автотранспортными средствами;

б) должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств;

в) юридических лиц;

г) должностных лиц, ответственных за перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных и опасных грузов;

д) должностных лиц, ответственных за перевозку детей автобусами;

е) должностных лиц при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

ж) должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

1.3. 2. Оплата административного штрафа , предусмотренного главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» производится в размере половины суммы наложенного административного штрафа в период не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

1.3.3. Под 50 – процентную оплату штрафа не попадают следующие правонарушения в главе 12 КоАП РФ:

а) повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке;

б) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

в) повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час, повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час и повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час;

г) повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

д) повторный выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (кроме объезда препятствий);

е) повторного движения во встречном направлении по дороге с односторонним движением;

ж) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

з) невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

и) невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

1.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (статья 3.8 КоАП РФ).

Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27. КоАП РФ.

Случаи лишения водительского удостоверения приведены в

1.5. Административный арест.

Административный арест за правонарушения в области дорожного движения заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей.

Статьи КоАП РФ, предусматривающие административный арест:

1.5.1. Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами». Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

1.5.2. Статья 12.8 пункт 3 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния». Наказание — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

1.5.3. Статья 12.26 пункт 2 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Наказание по этой статье — административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом (КоАП) не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

1.5.4. Статья 12.27 пункт 2 КоАП РФ «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся». Статья влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

1.6. Обязательные работы (Статья 3.13. КоАП РФ).

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей, отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы за правонарушения в области дорожного движения применяются за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (Статья 12.7 пункт 2 КоАП РФ). Меры наказания по этой статье — наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

2. Административные правонарушения в области дорожного движения фиксируются двумя способами:

а) работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. За такое правонарушение отвечает собственник (владелец) транспортного средства, независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом.

При этом протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства.

б) сотрудниками ГИБДД — с составлением протокола об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства.

  • Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид"
  • Статья 12.17.1. Утратила силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 №210-ФЗ.
  • Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
  • Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб
  • Статья 12.36. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 №210-ФЗ.
Положения главы 12 КоАП РФ используются в следующих статьях:
  • Презумпция невиновности
    Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
  • Уклонение от исполнения административного наказания
    3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    1. Помимо случаев, предусмотренных настоящей главой, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и совершенных на их территориях, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.
  • Назначение административного наказания без составления протокола
    3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании...
  • Место рассмотрения дела об административном правонарушении
    5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
  • Исполнение постановления о наложении административного штрафа
  • Порядок исполнения постановления о лишении специального права
    4.1. По истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Московский
автомобильно-дорожный институт
(Государственный технический университет)

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

На тему:

« Административная ответственность за нарушение ПДД.

Нормативно-правовая база, особенности расследования

и рассмотрения административных правонарушений

в сфере дорожного движения»

МОСКВА 2008 г

Введение

Основная часть

    Понятие административного правонарушения

    Виды административных правонарушений

    Административная ответственность за нарушение ПДД

    Нормативно-правовая база административно-правовых нарушений в сфере дорожного движения

    Особенности расследования административных нарушений в сфере ПДД

Список литературы.

Введение

Функционирование и успешное развитие современной государственной системы неразрывно связано с необходимостью упорядочивания внутренних отношений между гражданами и государственными органами в целом. Административно-правовые нормы регулируют все жизнен-но важные управленческие отношения, которые возникают между гражданами (как физическими, так и юридическими лицами) и го-сударством (органами исполнительной власти, госу-дарственного управления). Также Административное право регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Само понятие «административный» означает в переводе «управленческий или руководящий», т.е. Административное право - этоотрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

В дореволюционной России данная отрасль права называлась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский (1861 - 1920 гг., русский ученый административист), «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

1. Понятие административного правонарушения

Под административным правонарушением в Административном кодексе РФ понимается противоправное, действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое Административным кодексом РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение, т.е. лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные соответствующей статьей Кодекса Административных Правонарушений (КоАП), исключающие ответственность.

    Виды административных правонарушений

К административным правонарушениям относятся в т.ч. деяния, нарушающие права граждан, правонарушения в области: охраны окружающей природной среды и природопользования, в области дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения называются объектом соответствующего административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

    Административная ответственность за нарушение ПДД

Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия.

При разборе дорожно-транспортного происшествия должно быть выяснено (как правило, путем производства автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленную скорость движения. Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода явился следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не был следствием превышения установленной скорости движения, ибо в сложившейся ситуации он был неминуем и при движении с разрешенной скоростью из-за неправомерного поведения самого пешехода. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, - ответственность за превышение установленной скорости движения по ст. 12.9 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица.

С первого июля 2008 года вступили в силу поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Одно из главных нововведений - это ответственность не того, кто находился за рулем в момент превышения скорости или обгона по встречной полосе, а хозяина машины. То есть того, на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

В статью 1.5 КоАП внесено изменение, которое ощутимо изменит отношения между водителем и ГИБДД. А именно: в презумпции невиновности появилось исключение. Теперь эта норма законодательства не распространяется на нарушения статьи 12 КоАП, в случаи их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки или видеозаписи. Ответственность автовладельцев прописана отдельной статьей КоАП - 2.6.

В части первой этой статьи говориться, что в случае фиксации нарушения приборами, к ответственности привлекается именно собственник транспортного средства. Впрочем, во второй части статьи предусмотрена возможность избежать этой ответственности, если автовладелец докажет свою непричастность к данному нарушению. Для этого достаточно предоставить копию доверенности, если автомобиль был кому-либо передан в пользование, или документы о том, что в момент совершения правонарушения, автомобиль уже не принадлежал собственнику. Например, находился в угоне.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В первом случае умысел является прямым - лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел - косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично. Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором - в форме небрежности. Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

Лишение прав - самая болезненная для водителей тема. Именно такое наказание грозит в большинстве случаев за выезд на полосу встречного движения. Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Один из самых спорных случаев обгон на перекрестке. Общеизвестно, что обгон на перекрестке, тем более с выездом на встречную полосу, запрещен. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьезным. Однако в любом правиле есть исключения. В некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречную полосу, можно безнаказанно. Например, если совершается обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге. Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же, совершая обгон на таком перекрестке, автомобиль пересек сплошную линию, то лишения прав водителю не избежать. Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге. В этом случае действия водителя будут однозначно квалифицированы по части 4 статьи 12.15. Соответственно суд лишит водителя права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Бывают случаи, в которых человек за рулем даже не подозревает о тяжести своего нарушения. В обычных случаях без каких-либо ограничений разрешен обгон через прерывистую линию разметки, однако, если на двухполосной дороге совершается обгон по встречной полосе, в зоне действия знака "Обгон запрещен" это нарушение будет квалифицировано по части 4 статьи 12.15 (ситуация 1). В судебном порядке будет произведено лишение прав на управление автомототранспортом на срок 4-6 месяцев. Другого наказания часть четвертая статьи 12.15 не предусматривает. Даже в том случае, когда знаки, установленные на дороге временные.

Также правилами запрещен и обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Такой обгон по встречной полосе тоже будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев.

Один из самых спорных маневров - это обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью. Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. Такая жесткость данной нормы оправдана - жертв именно подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Известный радиоведущий Геннадий Бачинский погиб в аварии, которая произошла именно в результате аналогичного маневра.

Лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев, карается случай, когда водитель, поворачивая на перекрестке, в результате проехал по встречной полосе той улицы, на которую повернул. В Правилах дорожного движения говорится, что "поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения".

Также лишением прав по части 4 статьи 12.15 КоАП наказывается и выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как наказание, альтернативное административному штрафу) за самые опасные нарушения Правил дорожного движения. К ним относятся:

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

Превышение установленной скорости движения транспортного средства более чем 60 км/ч;

Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения (в том числе обозначенные знаком «Въезд запрещен»);

Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, которое имеет нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, при условии включенных одновременно проблескового маячка синего цвета и специального звукового сигнала;

Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Кроме того, лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

Управления транспортным средством в состоянии опьянения;

Уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

Оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Административный арест представляет собой задержание и содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, в т.ч. это оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27) и неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест за нарушения в сфере дорожного движения не может применяться беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, инвалидам I и II групп.

В КоАП РФ, наряду с административным арестом всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. Так, обычно судом назначается арест, если считается, что применение иных предусмотренных в соответствующей статье мер наказания было бы в данном случае недостаточным карательным воздействием на виновных.

4. Особенности расследования административных нарушений в сфере ПДД

Под составом административного правонарушения пони-мается совокупность признаков, закрепленных нормативно-правовыми актами, наличие которых в конкретном правонарушении может повлечь админис-тративную ответственность.

Правильная юридическая квалификация состава админис-тративного правонарушения облегчает его разграничение, с уголовно наказуемым преступлением. Разделение их проводится в ос-новном по юридическим критериям элементов их составов. Например, мелкое ДТП отличается от ДТП уго-ловно наказуемого по степени общественной опасности или вредоносности деяния, повлекшего за собой значительный ущерб и нанесение вреда жизни и здоровью людей.

Правильность установления виновного в произошедшем ДТП лица и классификация вида нарушения в частности зависит от корректности составления схемы ДТП, полноты свидетельских показаний, проведения технических экспертиз и т.д. Во внимание принимается также техническое состояние дорожного покрытия, дорожная разметка, наличие внешних факторов воздействия, как то: погодные условия, наличие посторонних предметов на дорожном полотне. В схеме места дорожно-транспортного следует отражать:

Место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

Ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;

Ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

Положение транспортных средств после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

Направление движения участников ДТП до момента его наступления. В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической поверки.

Все имеющиеся данные подробно заносятся в протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и подписываются всеми сторонами такого происшествия. Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в административном протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Каждый из участников в письменном виде предоставляет свои показания по ДТП, указывая, в частности, все данные владельца а/м, и/или лица допущенного к управлению а/м, все данные своего автотранспортного средства, место аварии (направление движения с указанием улиц, номеров домов), времени и подробностей произошедшего инцидента.

При составлении административного протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Административный протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия административного протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции, оформляющий материалы по факту выявленного правонарушения, вправе составить рапорт, который прилагается к административному протоколу.

По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется административный протокол. В соответствии со ст. 28.6 Кодекса при совершении административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса, за которое назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. При наложении административного штрафа физическому лицу, совершившему административное правонарушение, выдается постановление-квитанция установленного образца. В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

На основании собранных документов в соответствующем подразделении ГИБДД производится установление лиц, нарушивших Правила Дорожного Движения. Далее документы передаются в суд.

5. Нормативно-правовая база рассмотрения административных нарушений в сфере дорожного движения

Нормативно-правовой базой при рассмотрении административных правонарушений ПДД являются:

Конституция РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Глава 12, статьи 1-37);

Федеральным законом №210 от 24 июля 2007 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены изменения, суть которых состоит в следующем: изменены размеры и определения штрафов за нарушения ПДД, также изменения коснулись статей КоАП РФ: в статьях 1.5, 2.61, 26.8, 26.8 внесены изменения, касающееся ответственности владельцев а/м, в случае фиксации нарушения ПДД специальным, ра-ботающими в автоматическом режиме техническим средством или устройством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи; изменения, касающиеся освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в статьях 27.1 , 27.12; касательно изменений при задержании и эвакуации транспортного средства в статье 27.13; касательно порядка рассмотрения дела об административном правона-рушении в статьях 4.1, 24.3, 25.1, 29.7.

Постановление Правительство Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3, от 31.10.1998 N 1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67, от 21.02.2002 N 127, от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003 N 265, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84, от 19.04.2008 N 287).

Выводы.

В целом, на мой взгляд, имеющиеся нормативные акты в достаточной степени способны регулировать взаимоотношения субъектов административного права в области дорожного движения. Важно, как я считаю, более тщательно отслеживать нарушения и контролировать исполнение правил, больше сил направить на профилактику правонарушений. Спорные вопросы большей частью возникают в результате несоблюдения правил оформления протоколов и разногласий при недостаточности описательной базы.

На данный момент широко обсуждается необходимость дальнейшего ужесточения борьбы с серьезными нарушениями ПДД, такими как: состояние алкогольного опьянения водителя, несоблюдение правил приоритета проезда перекрестков, непредоставление преимущественного права пешеходам на пешеходных переходах.

Особенно своевременно была узаконена необходимость обязательного использования специальных удерживающих устройств (кресел) для перевозки детей и штраф за их отсутствие при наличии ребенка младше 12 лет в автомобиле (статья 22.9 ПДД РФ). Я постоянно использую автомобиль при поездках с моими детьми (у меня их трое, у каждого свое кресло, соответственно возрасту, ребята с младенчества привыкли только к такой возможности передвигаться в автомобиле), могу сказать, что такая мера воздействия на родителей, не представляющих возможный исход поездки с ребенком на руках, очень правильна. А отговорки родителей, руководствующихся мнимым неудобством ребенка, вынужденного провести все время пути в зафиксированном состоянии, должны быть опровергнуты демонстрацией краштестов автомобилей с маленькими манекенами в креслах и вне них. Думаю, все сомнения отпадут моментально, ибо мало кто сейчас ездит со скоростью ниже той, на которой проводятся краштесты (не более 55 км/ч, удар о неподвижное препятствие), а последствия трагичны даже при такой скорости движения, не говоря уже об лобовых столкновениях.

Считаю, также, что необходимо проведение работы по предотвращению всё чаще встречающихся нарушений Правил дорожного движения пешеходами, путем активного распространения информации о правилах дорожного движения на самых ранних этапах – в детских садах, в школах. Вспомнить практику юных инспекторов движения, прививать с детства навыки правильного поведения на улицах города.

Список литературы.

1. Конституция РФ,1993г.

3. Правила Дорожного Движения РФ, 2008 г.

4. Россинский Б.В., «Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения.» - Москва, издательство Норма, 2002.

5. Административное право./Учебник/ Под редакцией Л.Л.Попова. М.: Изд-во Юрист, 2006 г.

6. Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов, “Административное Право», Учебник для вузов, издательство Норма, Москва, 2005

Расследуя ... иные нормативные акты 1.1 Кодекс Российской Федерации об административных ...

  • Ответы по уголовному праву общая часть

    Реферат >> Государство и право

    ... Особенной части;  Особенная часть - учение об особенностях ... фед. нормативный правовой акт, ... например, нарушение ПДД и... образуют базу , на... привлекаются к ответственности за приго­товление... расслед - ... нарушение потерпевшим правовых норм (уголовных, административных , ...

  • Техника безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

    Конспект >> Безопасность жизнедеятельности

    ... особенностей ... за техническим состоянием, соблюдением ПДД ... руководством ответственного за электрохозяйство... расследуется комиссией... нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных, правовых , нормативных ... базы ... канализации, административно -бытовые...

  • Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений (2)

    Реферат >> Государство и право

    ... особенности расследования отдельных видов дорожно-транспортных преступлений. Теоретической базой ... результате нарушений , допускаемых лицами, ответственными за техническое... , об административном правонарушении) ... нарушения ПДД ... нормативно -правовой ... расследовать ...

  • Административные правонарушения, совершаемые в области дорожного движения, предусмотрены главой 12 КоАП РФ.

    Объектом данных нарушений выступают отношения, возникающие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Правовой основой регулирования общественных отношений в этой сфере является: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. 21 апреля 2011 г.) «О безопасности дорожного движения», а также постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. 5 мая 2010 г.) «О правилах дорожного движения» и др.

    Объективная сторона административных правонарушений, совершаемых в области дорожного движения, может быть в виде действия или бездействия.

    Действие характерно для таких составов, как управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ст. 12.1 КоАП РФ), либо с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП РФ), либо при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП РФ), а также нарушение правил остановки, стоянки транспортных средств (ст. 12.19 КоАП РФ), перевозки грузов (ст. 12.21 КоАП РФ), людей (ст. 12.23 КоАП РФ) и т.д.

    Примерами административных правонарушений, совершаемых путем бездействия, могут быть: невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой (ч. 1 ст. 12.14); несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ст. 12.16); непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ст. 12.17); пешеходам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.18; невыполнение требования сотрудника полиции о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25), о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием (ч. 1 ст. 12.27); неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (ч. 2 ст. 12.37).

    При квалификации необходимо учитывать, что многие составы нарушений в области дорожного движения формальные, однако некоторые из них предусматривают наступление вредных последствий.

    Материальными составами выступают: нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24), нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств (ч. 1 ст. 12.30) или повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч. 2 ст. 12.30). Если причинен тяжкий вред здоровью, в том числе повлекший по неосторожности смерть двух и более лиц, то деяние подлежит квалификации в соответствии со ст.ст. 264, 268 УК РФ.



    Дополнительные признаки объективной стороны (способ, время, место) также имеют значение для квалификации нарушений в области дорожного движения.

    Способ совершения административного правонарушения на транспорте имеет важное значение для квалификации деяния, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ (повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств регулирования дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия).

    Средствами совершения нарушений в сфере дорожного движения могут быть: заведомо подложные или нечитаемые государственные регистрационные знаки транспортного средства (ст.ст. 12.2, 12.3 КоАП РФ); световые приборы, световозвращающие приспособления красного цвета (ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ); звуковые сигналы аварийной сигнализации, знаки аварийной остановки (ст. 12.20 КоАП РФ) и т.д.

    Время совершения правонарушения на транспорте как квалифицирующий признак деяний четко не обозначено, ибо по смыслу деяний они могут совершаться во время движения, остановки, стоянки транспортных средств и т. д.

    Место как квалифицирующий признак составов нарушений, совершаемых в сфере дорожного движения, указывает на места движения транспортных средств: тротуар (ч. 3 ст. 12.19), тоннель (ч. 4 ст. 12.19), место совершения дорожно-транспортного происшествия (ч. 2 ст. 12.27), жилые зоны (ст. 12.28), железнодорожный переезд (ст. 12.10); велосипедные и пешеходные дорожки, обочины и тротуары (ч. 1 ст. 12.15); проезжая часть дороги, предназначенная для встречного движения (ч. 2 ст. 12.15); места, отведенные для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, (ч. 2 ст. 12.19) или места, в которых запрещены маневры движения задним ходом (ч. 2 ст. 12.14); автомагистрали вне специальных площадок для стоянки (ч. 1 ст. 12.11).

    Иные факультативные признаки объективной стороны для квалификации административных нарушений в области дорожного движения значения не имеют, ибо в качестве самостоятельных признаков данных составов в главе 12 КоАП РФ они не предусмотрены.

    Субъектами нарушений в сфере дорожного движения могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица.

    Среди граждан в качестве субъекта ответственности могут выступать: пешеходы, пассажиры транспортного средства (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ); лица, передавшие управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ); лица, управляющие мопедом, велосипедом, возчики или другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения (ч. 2. ст. 12.29 КоАП РФ); водители транспортных средств, лишенные либо не имеющие права управления транспортным средством (ч.ч. 1, 2 ст. 12.7 КоАП РФ), либо находящиеся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). Физические лица, являющиеся участниками дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), могут быть привлечены к административной ответственности только по достижении 16 лет.

    В соответствии с Правилами дорожного движения водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также лицо, обучающее вождению, на основании чего в качестве водителя к административной ответственности может привлекаться как лицо, имеющее право управления транспортным средством, так и не имеющее его. Однако по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, может быть привлечено к административной ответственности только лицо, имеющее водительское удостоверение, ибо в санкции данной статьи предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством . У граждан - водителей транспортных средств, имеющих право управления транспортным средством, деликтоспособность возникает с момента получения ими водительского удостоверения.

    В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется:

    Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

    Автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

    Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д»), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;

    Составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев; трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.

    При этом к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и категории «С» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях; образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами; специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

    Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5). Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа). Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, могут вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

    В качестве должностных лиц к административной ответственности привлекаются:

    1. Лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Они могут быть подвергнуты наказанию за

    установку на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч 3. ст.12.2);

    выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб (ст. 12.31);

    допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32).

    2. Лица, ответственные за перевозку. Они наказываются за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (ст. 12.21.1), опасных грузов (ст. 12.21.2).

    3. Лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Они могут быть подвергнуты наказанию за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.34).

    4. Иные должностные лица могут быть наказаны за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.33), незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35).

    Юридические лица привлекаются к ответственности за правонарушения, связанные с установкой на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч 3. ст.12.2), нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб (ст. 12.4), нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных, опасных грузов (ст.ст. 12.21.1, 12.21.2).

    К субъектам нарушений в области дорожного движения могут быть применены административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения права управления транспортным средством, конфискации и административного ареста.

    Субъективная сторона деяний, совершаемых в сфере дорожного движения, может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности.

    Важно подчеркнуть, что составы рассматриваемых административных правонарушений не содержат в качестве квалифицирующих признаков указания на ту или иную форму вины и не вызывают необходимость ее доказывания при квалификации.

    Соответствующие должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы по всем статьям гл. 12 КоАП РФ и рассматривать дела об административных правонарушениях по главе 12, которые перечислены ч. 1 ст. 23 КоАП РФ.

    Глава 20. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

    Особенности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (основные составы, характеристика объективных и субъективных признаков)

    Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения являются одним из видов административных правонарушений. Данным правонарушениям присущи все свойства характерные для других видов административных правонарушений, включая общественную опасность, противоправность, виновность деяния, за совершение которых, предусмотрена административная ответственность действующим законодательством. Наиболее обобщенно эти правонарушения можно представить как нарушение Закона «О безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения, за которые предусмотрена административная ответственность нормами Главы 18 КоАП. Таким образом, основанием применения административной ответственности в области безопасности дорожного движения является совершение деяния, признаки которого соответствуют признакам состава соответствующего правонарушения, которые определены нормами статей Главы 18 КоАП. При наличии в деянии всех элементов и установленных законодательством признаков состава правонарушения, данное деяние следует считать административным правонарушением, за совершение которого предусматривается применение мер административной ответственности, выраженных в административном взыскании, как формы государственного принуждения, направленного на пресечение и предупреждение правонарушений.

    Для административных правонарушений в области безопасности дорожного движения характерны определенные особенности составов данных правонарушений, отличающих их не только по объекту правонарушения, но и по ряду других признаков, обусловленных особенностями других объективных и субъективных признаков.

    В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения родовым объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и порядок. Видовым объектом данных правонарушений является безопасность дорожного движения, которую можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

    Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

    Общественная опасность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

    В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения, соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

    Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения можно представить как противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов. Как правило, объективная сторона административных правонарушений описывается в диспозициях соответствующих статей КоАП и предполагает применение мер административной ответственности за совершение тех или иных действий участников дорожного движения, которые могут являться причиной дорожно-транспортного происшествия, например, нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.9 КоАП) эти действия могут выражаться в выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства или открытие дверей транспортного средства во время движения, нарушение правил эксплуатации транспортного средства (ст. 18.12 КоАП) может выражаться в управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями, управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ст.18.18 КоАП) заключается в отсутствии у водителя соответствующих документов подтверждающих его право на эксплуатацию соответствующим транспортным средством. В соответствии с нормами п. 2.18 Правил дорожного движения дорожно-транспортное происшествие - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

    Таким образом, дорожно-транспортное происшествие следует рассматривать, прежде всего, как общественно опасный результат административного правонарушения в области дорожного движения. Важным элементом объективной стороны правонарушений в области безопасности дорожного движения является причинная связь, которую можно представить как процесс, в котором причина всегда предшествует следствию. Таким образом, нарушение правил дорожного движения должно предшествовать наступлению общественно опасных последствий, установленных нормами действующего законодательства. Следует согласиться, что одной последовательности во времени для установления причинно-следственных связей недостаточно, так как «последовательность во времени между определенными событиями нельзя смешивать с причинной связью между ними» . В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения уместно применить следующее определение причинно-следственных связей: Причиной последствия должно признаваться такое деяние, которое с внутренней необходимостью вызвало его наступление, то есть если нарушение, допущенное в конкретной ситуации, определило направление развития явлений, приведших к общественно опасному результату, то оно выступает необходимой причиной наступившего результата . Значительные сложности при установлении причинно-следственной связи между деянием и наступлением общественно опасных последствий если правила дорожного движения нарушают одновременно несколько лиц. В литературе высказывалась точка зрения, что по общему правилу, виновным в совершении правонарушения может быть признано только одно лицо . Очевидно, что подобный подход приводит к тому, что к ответственности за совершение административного правонарушения может быть привлечено только лицо, которое последним из нескольких нарушителей правил дорожного движения совершило нарушение. Хотя очевидно, что причинная связь может носить двухзвеньевой характер, то есть одно правонарушение может порождать другое, а то в свою очередь общественно опасные последствия и в такой ситуации лицо, которое непосредственно совершило деяния, вызвавшие общественно опасные последствия, несет административную ответственность, а другое лицо, нарушение правил дорожного движения которого, привело к следующему нарушению, избегает ее, что противоречит принципам применения юридической ответственности, фактически, делая безнаказанным правонарушение и исключая неотвратимость административного взыскания за его совершение.

    Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица. В соответствии с нормами ст. 3 Закона «О дорожном движении» субъектами правонарушений в области безопасности дорожного движения могут являться участники дорожного движения, то есть физические лица, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К участникам дорожного движения относятся: водитель транспортного средства, самоходной машины; пешеход; пассажир; всадник, погонщик скота; лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них; лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

    Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных Главой 18 КоАП, является водитель. В соответствии с нормами п. 2.8 Правил дорожного движения водителем является водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). К водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем, а также всадник, погонщик скота. Другими физическими лицами, которые могут являться субъектами административных правонарушений в области дорожного движения являются: пешеход - физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы (п.2.46 Правил дорожного движения) и пассажир непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства (п. 2.44 Правил дорожного движения). В отношении физических лиц, как субъектов административного правонарушения действующее законодательство устанавливает требования к возрасту (ст. 4.3 КоАП) и к вменяемости (4.4 КоАП) данных лиц. В соответствии с нормами данных статей КоАП субъектами административных правонарушений могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, за исключением правонарушителей, совершивших административные правонарушения, предусмотренные нормами ч.1,3,5 ст. 18.3, ст. 18.4, ст. 18.10, 18.43 КоАП, где применение административной ответственности предусмотрено с четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 4.3 КоАП).

    С субъективной стороны правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуются, как правило, умышленной формой вины. Только некоторые правонарушения в области безопасности дорожного движения являются неосторожными, например, управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения (ст. 18.18 КоАП) , управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности (ч. 4 ст. 18.12 КоАП) нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства (ч. 1 ст. 18.22 КоАП). Безусловно, что субъективная сторона любого административного правонарушения должна выражаться в виновном поведении правонарушителя, при этом вину, лица совершившего административное правонарушение доказывают соответствующие компетентные органы. Однако, новый порядок фиксации превышения скорости, внес существенные изменения в порядок определения вины лица, совершившего правонарушение. Так, в соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии с нормами ст. 4.9 «Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств», введена административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств, если превышение этими транспортными средствами скорости движения зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. На основании данной статьи установлено, что в случае фиксации превышения скорости движения транспортного средства спецсредствами административной ответственности подлежит его собственник (владелец), за исключением случаев, когда у органа, ведущего административ-ный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания есть точная информация об истинном нарушителе скоростного режима, к которому и будут применены меры административной ответственности. Таким образом, устанавливается возможность привлечения лица к административной ответственности без вины (институт «объективного вменения»), которая законодательно закреплена в ряде зарубежных стран . При применении норм ст. 4.9 КоАП обязанность доказывать свою невиновность возлагается на лицо, привлекаемое к административной ответственности. С другой стороны, закреплением указанной нормы презюмируется виновность этого лица. Как представляется, данное положение вряд ли согласуется с конституционными положениями о невиновности лица, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке, и о том, что обвиненный не обязан доказывать свою невиновность.

    На основании норм ст. 4.9 КоАП возникает новый субъект административной ответственности: собственника (владельца) транспортного средства. Его правовой статус характеризуется рядом особенностей. Появление данного субъекта административной ответственности связано исключительно с фактом фиксации нарушения Правил дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Таким образом, данный метод фиксации административных деликтов в области дорожного движения существенно изменил традиционные подходы к назначению наказаний (учет личности нарушителя, его имущественного положения, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств и др.) и тем самым фактически исключил из этого процесса общепринятый в юриспруденции принцип индивидуализации назначения наказания. Однако, несмотря на это, данные меры следует признать оправданными, так как законодательно предусмотрена возможность владельца (собственника) транспортного средства доказать свою не виновност. На подачу этого заявления собственнику транспортного средства отведен 1 месяц. Продление этого срока не предусмотрено. Поэтому в связи с его истечением данное лицо теряет право на подачу такого заявления, оно будет оставлено ГАИ без рассмотрения. Основанием для подачи письменного заявления могут являться: несогласие лица с привлечением его к административной ответственности в указанном выше порядке; наличие доказательств того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Кроме этого, применение такого способа фиксации административного правонарушения, должно учитывать возможность доказательства виновности правонарушителя. Применяемый в настоящее время способ, приложение к постановлению о вынесении административного взыскания изображения транспортного средства в момент совершения правонарушения как нам представляется в полной мере таким доказательством являться не может и здесь необходимо использование видеоматериалов, отражающих факт нарушения скоростного режима. В целом этот способ видеофиксации и применения административного наказания в области безопасности дорожного движения следует признать обоснованным, так как он позволяет более эффективно фиксировать правонарушения, облегчает контроль за скоростными режимами, создает условия для максимальной неотвратимости административного наказания за совершение правонарушения. Вместе с тем, необходимо внесение ряд изменений в порядок наложения административного взыскания, которое должно учитывать общие принципы применения административных наказаний, в частности необходимо учитывать личность правонарушителя, смягчающие и отягчающие обстоятельства правонарушения, что в условиях действующих правовых норм, определяющих административную ответственность лиц, установленную с использованием средств видеофиксации невозможно. Как нам представляется, необходимо установление всех обстоятельств дела, что возможно сделать только после получения объяснений обвиняемого лица, таким образом, факт видеофиксации следует рассматривать только как основание привлечения к административной ответственности, но не основанием вынесения административного взыскания. Поэтому постановление о вынесении административного взыскания должно выноситься не по факту совершения административного правонарушения, после установления все обстоятельств дела.