Презентация на тему "нарушения норм литературного языка". Соблюдение в письменной речи стилистических, лексических и грамматических норм Русский язык и культура речи

Cлайд 1

Cлайд 2

«Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его».(А. Генис.) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький.) «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н. Карамзин.) -Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Cлайд 3

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте словосочетания. (Один ученик читает, остальные следят за произношением. Находят и исправляют неточности в речи).

Cлайд 4

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы.

Cлайд 5

Cлайд 6

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ

Cлайд 7

Луна Вечер Сияние звезд Волшебное настроение Мечта Какие ассоциации возникают при прочтении этих слов? Попробуйте «создать картину происходящего».

Cлайд 8

I. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо» ? 1) кураж 3) ажиотаж 2) мираж 4) антураж II. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»? 1) дирижёр З) этнограф 2) хореограф 4) концертмейстер III. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира? 1) мифология З) этнография 2) фольклор 4) библиография IV. Значение какого слова определено неверно? 1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ - выйти на демонстрацию 2) ПОПУЛЯРНЫЙ - известный, признанный 3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ - представитель власти по делам печати 4) ПРИВАТИЗАЦИЯ - передача собственности в частные руки

Cлайд 9

V..Значение какого слова определено неверно? 1) ФИЛИАЛ - часть какого-то предприятия учреждения 2) ТРИЛЛИОН - число, изображаемое единицей с 12 нулями 3) СТАЖЁР - ЛИЦО, проходящее испытательный срок 4) СУВЕНИР - подарок к дню рождения VI. . В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? 1) Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались. 2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины. 3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям. 4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. VII.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. З) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Cлайд 10

Cлайд 11

Тропинка ………. куст боярышника, и лес сразу ………в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, ……. дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату ………..во всей силе. Его нижние ветви шатром …….. над поляной. Снег ……… в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не ………, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Перед вами отрывок из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».попробуйте восстановить его, вставив глаголы.

Cлайд 12

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег бился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Cлайд 13

1. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) более красивый 2) день именин З) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте З) без золотых погон 4) в двухстах шагах 3. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети З) пять блюдец 4) лягте на диван 4. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный З) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой

Cлайд 14

5. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) семьюдесятью способами 2) сто тонн З) пробежи сто метров 4) интереснее всех 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 2) в аэропорту З) моложе брата 4) в трехстах метрах 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет З) трое братьев 4) у новых туфлей

Cлайд 15

Cлайд 16

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. З) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. З) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

Cлайд 17

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Cлайд 18

Cлайд 19

1.Подобрать тексты, где можно нарушить орфоэпические нормы русского языка. 2.Составить свой текст, используя слова: море дом, с заколоченными окнами опушка, покрытая цветами огонек 3.Составить тесты

Слайд 1

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

Слайд 2

Что такое нормы литературного языка?
Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых

Слайд 3

Система языка
Уровни языка Языковые единицы
синтаксис словосочетание, предложение
морфология часть речи
лексика, фразеология слово, фразеологизм
морфемика морфемы (значимые части слова)
фонетика звук

Слайд 4

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения
образования слов

написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 5

Типы норм
Правила Нормы
употребления слов и фразеологизмов
образования слов
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 6

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
образования слов
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 7

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 8

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 9

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 10

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
употребления языковых средств стилистические
постановки знаков препинания

Слайд 11

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
употребления языковых средств стилистические
написания слов орфографические
постановки знаков препинания пунктуационные

Слайд 12

Расставьте ударения в словах
Звонит, красивее, каучук, банты, сливовый, премировать, баловать, закупорить, жалюзи, бензопровод, зубчатый, творог, мышление.

Слайд 13

Проверьте ударения в словах
ЗвонИт, красИвее, каучУк, бАнты, слИвовый, премировАть, баловАть, закУпорить, жалюзИ, бензопровОд, зубчАтый, твОрог - творОг, мЫшление - мышлЕние.

Слайд 14


1) Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости. 2) Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки - ни бугров, ни впадин. 3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. 4) Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

Слайд 15

В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. 3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ явления её.

Слайд 16


1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи. 2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки. 3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны. 4)Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

Слайд 17

В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны. 3) Имейте в виду, что ЗЛОСТНЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны.

Слайд 18



Слайд 19

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью рублями 2) высохла 3) оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов

Слайд 20

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Слайд 21

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более аккуратнее 2) трое башкир 3) в аэропорту 4) в трёхстах метрах

Слайд 22


Слайд 23

Норма построения предложения с деепричастным оборотом.
Подъезжая к станции, я потерял шляпу. Ср. Я подъехал к станции и потерял шляпу. Ошибка: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Слайд 24

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива, 1) сберегаются энергоресурсы. 2) машина может развивать высокую скорость. 3) решается задача энергосбережения. 4) одно из достоинств машины - экономичность.

Слайд 25

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива, 1) сберегаются энергоресурсы. 2) машина может развивать высокую скорость. 3) решается задача энергосбережения. 4) одно из достоинств машины - экономичность.

Слайд 26

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь советами специалистов, 1) всё станет простым и понятным. 2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям. 3) у меня возникло собственное решение проблемы. 4)вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» Преподаватель дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности»: А.Ю.Федулова * План Понятие языковой нормы.Типы и виды норм русского языка.Нормы ударения.Нормы словоупотребления.Морфологические нормы.Синтаксические нормы. * Понятие языковой нормы Языковой нормой называют принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления, то есть закономерного выбора слов в речи (устной и письменной). Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно, что неправильно. Она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие.Эти правила существуют объективно, независимо от желаний каждого отдельного человека. Они складываются постепенно путем отбора наиболее употребительных в данный период форм устной и письменной речи. Норма не только важнейший элемент культуры, она - речевой идеал, к которому должен стремиться каждый. * Типология норм По сфере употребления По степени проявления нормативности АкцентологическаяОрфоэпическаяЛексическаяСловообразовательнаяМорфологическаяСинтаксическаяСтилистическаяОрфографическаяПунктуационная ИмперативнаяДиспозитивная Выделяют два основных типа норм: императивные - строго обязательные для использования только в указанном варианте употребления; диспозитивные - предполагающие наличие вариантов. * Нормы ударения первый слог - во всех формах, кроме Ж.Р. - ударные КР. ПРИЛАГ. ГЛАГОЛпрош. вр - ударные первый слог - как правило, во всех формах, кроме Ж.Р. прибылА, занялА, понялАначалА, взялА, далА, спалА, но: послАла, клАла окончание - в Ж.Р. окончание –как правило, в Ж.Р. . гОрек (гОрько, гОрьки) блИзок (блИзко, блИзки) вЕсел (-о,-ы), мОлод (-о,-ы) гОлоден (гОлодно, гОлодны) горькА, близкА, веселА голоднА, молодА прИбыл, прИбыло, прИбыли зАнял (-о,-и), пОнял (-о,-и), нАчал (-о,-и), но: включИт * Нормы словоупотребления Основаны на знании лексического значения и лексической сочетаемости слова с другими словами в предложении. ОШИБКИ: 1. Неправильное употребление слова Запевалой (вместо «зачинщиком») всехбезобразий был Иванов.Благодаря пожару сгорел лес (вместо«из-за пожара»).В силу слабой игры... (вместо «из-за») 2. Смешение паронимов. (факт ≠ фактор, эффективный ≠ эффектный, одевать ≠ надевать, сытый ≠ сытный...) 3. Нарушение лексической сочетаемости. Отец Гринева - строгий домашний крепостной (вместо «крепостник»). Скоропостижный отъезд (вместо «внезапный»); играет значение (вместо «играет роль» или «имеет значение»);оказать пользу; причинил радость... * Нормы словоупотребления 4. Двусмысленность 5. Лишние слова (плеоназм),повтор (тавтология). 6. Пропуск слов. 7. Штампы (выражения с потускневшимлексическим значением). 8. Стилевой разнобой. Специалиста можно подобрать (?) в нашем районе. Возвратился обратно; проливной ливень. Может повлечь последствия... (пропущено «за собой») Все дети в школе охвачены горячим питанием. Надо торопиться, ибо мы опоздаем на поезд. Гринев и Швабрин устроили дуэль. В очах футболистов светилась радость. * Морфологические нормы 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ ПАДЕЖНЫЕ ФОРМЫ СУЩ. на -мя - с суфф. -ен- ФОРМЫ ЧИСЛА: Ы И инженеры, шоферы, бухгалтеры, лекторы, тракторы, договоры... А Я директора, инспектора, доктора, профессора, сторожа, повара, катера... ФОРМЫ Р.п. Мн.ч. валенок, ботинок, сапог, чулок, погон, солдат, партизан, яблок, яблонь, нянь, плеч, полотенец, простынь... ОВ ЕЙ носков, килограммов, апельсинов, мандаринов, помидоров, узбеков, киргизов, заморозков, рельсов, свечей, граблей время - Сколько времени? (нельзя: «сколько время») 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ Нельзя соединять в одной конструкции простую и сложную степень сравнения более лучше, самый красивейшийСледует: «более хороший» или «лучше»; «самый красивый» или «красивейший») * Морфологические нормы Сравни: два ученика -двое учеников (забияк, суток), но две ученицы к первому июля, с Девятым мая 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ - Собирательные - не сочетаются с Ж.р. - Дата: название месяца в Р.п.: - В сочетании типа «два и более» + сущ.управляет числительное, а не слово БОЛЕЕ три и более недочета В сочетании смешанного числа + сущ. управляет дробь, а не целое: 28,4 процента, 15,7 секунды. 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ - Ошибки - в немотивированном дублировании подлежащего (сущ.)личным местоимением 3 л.: - Ошибки - в образовании форм: Кабаниха, она представительница «темного царства». ихний, ихий (вместо «их»)должен за ее бороться (вместо «за нее») * Морфологические нормы Злоупотребление одинаковыми формами глагола: 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ В РЕЧИ - Ошибки в образовании некоторыхформ глаголов: - Ошибки в выборе вида, времени глаголов: - Ошибки в образовании причастий, деепричастий хочут (хотят), ляжь(ляг), текет (течет), играться (играть), езжай (поезжай) Пугачев выходит из избы и сел в карету.Следует: «вышел...и сел» или «выходит...и садится») ученики, сумеющие решить, ...(Следует: «которые сумеют» - буд.вр.или «сумевшие» - прош.вр.^;игрушки, выпускающие фабрикой, ...(Вместо «выпускаемые»);ждя известий (вместо «ожидая»...) Нельзя допускать оставлять воду замерзать в трубах. 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ - Нельзя употреблять рядом два союза с одинаковым значением - Нельзя смешивать двойные союзы но однако; словно будто... лишь тогда... если Следует: лишь тогда... когда) как... а также Следует: как... так и) не только... а также, не только...аи (Следует: не только... но и) * Синтаксические нормы 1. НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ СКАЗУЕМОЕ - во Мн.ч., если: Подлежащее Сказуемое + Ед.ч. АКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ Три человека вышли из подъезда. Большинство учащихся работали летом. (Но: большинство работало хорошо.) ПРИЧ. ОБОР.(или др. члены пр.) ___, Ряд специалистов, окончивших вузы, направляется в село Большинство детей и подростков воспитываются в семье. Большинство……….. МН.Ч. Большинство девушек были приезжие. Мн.ч. мн.ч. * Синтаксические нормы СКАЗУЕМОЕ - ЕД.Ч ПАССИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ В санях сидело три мужика. ПРЕДМЕТЫ ЖИВОТНЫЕ (кол-во) ЕД.Ч. Ряд домов был построен...Часть станков была отправлена...На столе стоит три подсвечника.Прошло пять лет. Требуется несколько часов.Прилетело два голубя. Народ (Сущ. молодежьсобир) студенчество Ед.ч. крестьянство Молодежь трудится много, мало, лишь, немного, только... ЕД.Ч. Пришло лишь пять человек. Много машин проехало. КТО (НИКТО. КТО-ТО) ЕД.Ч. Никто, даже специалисты, не мог поставить диагноз. Те. (кто молод и здоров), избегают докторов]. ОДИН + СУШ. ЕД.Ч. В выступлениях участвовал 21 человек. * Синтаксические нормы +ПРИЛОЖЕНИЕ+(не влияет на согласование) __ Газета «Труд» опубликовала Теплоход «Грузия» подошел к причалу. Чудесный цветок роза выращен в теплице. Сказуемое - после однор чл.Сказуемое -перед однор. чл. Свет и тепло исходили от костра.От костра исходил свет и тепло.(Или: От костра исходили свет и тепло.) ИЛИ разделит ЕД. против союзы Не то туман, не то дым окутывал рощу Определение +СУЩ общ. рода девушка - круглая сирота мальчик - круглый сирота согласуется по смыслу Определение +СУЩ врач педагог представитель профессор … Выступила замечательный врач Федорова. Уланова - один из талантливейших представителей русского балета, (или: одна из...представительниц) Приложение -СУЩ. + название Им.п. в журнале «Смена»в повести «Тарас Бульба»о романе «Война и мир» и Чаще мн.ч. Допустимо ед.ч. и * Синтаксические нормы 2. НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ Важно правильно выбирать падеж и предлог. Следует говорить: оплачивать проезд (не «за проезд») БЛАГОДАРЯВОПРЕКИ + Д.П. (кому? чему?)СОГЛАСНО приказу уделять внимание чему-то (не «на что-то») описывать что-то (не «о чем-то») преимущества перед кем-то (не «над чем-то») заведующая библиотекой (не «библиотеки») и т.д. по (= после) + П.п. по окончании (спектакля) по прибытии поезда открыли огонь Скучать, тосковать по отцу, по детям (Д.п.) по нему (Д.п ед.ч.) по нас (П.п мн.ч.) Следует избегать двусмысленности Преподавателю приходилось многое объяснять.Принесли письмо дочери. * 3. СОЧЕТАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ Ошибки в построении предложений с однородными членами: Соединение неоднородных понятий Изучатъ математику и сорта грибов. Нарушение лексич. сочетаемости Окружили вниманием и помощью. Смешение родовых и видовых понятий Цветы и розы; яблоки, груши и фрукты. Объединение разных частей речи Научился французскому языку и драться на дуэли. Смешение рядов однородных членов Он добивался отпуска без содержания и путевки. Случайные сочетания в парах однор. чл. В книгах и лекциях, докладах и журналах. Наруш. управл. падежн. Ф. при однор. чл.: Смотрит и увлекается только сериалами. Разводил и ухаживал за кроликами.Соединение синтаксически неоднородных конструкции: член предлож. + придаточное: В книге описывается происхождение религии и как она развивалась. причастн. оборот + придаточное: Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят. Синтаксические нормы * Синтаксические нормы 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Ошибки:Нарушение порядка слов (определяемое слово не может - Прочитанная лекция для студентов стоять внутри прич.оборота) Нарушение согласования прич.об. - Базарову и людям этого типа, прошедшего с главным словом школу жизни, ... (Следует: прошедшим.. .) * Синтаксические нормы 5. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Основное действие (глагол) и добавочное действие (дееприч.) всегда совершаются одним лицом (субъектом): НЕЛЬЗЯ:(= Я прочитал) (Субъекты разные: «Я» и «чувство») Прочитав рассказ, у меня возникло чувство... (= Я прочитал) Прочитав рассказ, я почувствовал... (= Я прочитал) (безличный глагол) Прочитав рассказ, мне взгрустнулось... Дjo - при инфинитиве: Прочитав рассказ, нужно подумать (инф.)... (= Я сдал) (страдательное = кем-то принят) Сдав экзамены, я был принят в вуз... * Синтаксические нормы 6. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ Ошибка - смешение прямой и косвенной речи. Ученик сослался на недомогание и сказал, что я не готов к уроку (вместо «он»). Я спросил родителей, что знаете ли вы стихи Есенина. * Литература Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В.; Под ред. Цыбулько И.П. – 4-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2005.- С.182-185.Баранов М.Т. И др. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; Под ред. Н.М.Шанского. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – С.263 -264.Кудинова Т.А. Трудности ЕГЭ по русскому языку: Учебно-методическое пособие. Серия «Единый экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С. 87 – 127.Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11-х классов.- 2-е изд., М.: Издательство «Флинта», издательство «Наука», 1998. – С.6-10; 26-44; 86-95; 115-120.

Слайд 2

Нарушения языковых норм как художественный прием

Обычай обычаев - честь по чести, Но здесь все свои, здесь можно не врать, Здесь вечер для тех, кто когда-то был вместе, Здесь вымыл руки - и можно брать. А там - хоть в ассенизаторах, хоть в генсеках – Жизнь умножай на судьбу и дели пополам. Мы все будем там - да, но в разных отсеках! Похоже, аукнется каждому по делам. Вы, что вы знаете обо мне? Мой рок-н-ролл - я сам. Все остальное - брехня за глаза, Все остальное - вне: Вне понимания вас и меня, Вне компетенции меня и вас, Все остальное - просто фигня Без права на пересказ, Все остальное - прыжки и ужимки, Все остальное - взаимный расстрел, Все остальное - по жизни пожитки, Но... Такова ЖЗЛ!

Слайд 3

Лексические ошибки

Употребление слов в несвойственном значении Я одолжил у него деньги. Все это едва не нарушилось благодаря сильному морозу. На новом месте работы мне выдали страховой полюс.

Слайд 4

Одолжить – дать в долг. Правильно: Я занял у него деньги. Значение союза «благодаря» включает элемент «желательный результат». Правильно: Все это едва не нарушилось из-за сильного мороза. Полюс – предел, граница, крайняя точка чего-либо; нечто диаметрально противоположное другому (два полюса). Полис- документ, удостоверяющий заключение определенных Договоров (например, страхования). Полис – город-государство, особая форма социально- экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Правильно: Мне выдали страховой полис.

Слайд 5

Нарушение лексической сочетаемости Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Наш музей выполняет все те особенности, что и другие музеи.

Слайд 6

Место ошибки: показывать образец; выполняет особенности. Правильно: показывать пример или служить образцом; выполняет обязанности или имеет особенности Примеры несочетаемости: играть значение, иметь роль

Слайд 7

Смысловая избыточность (плеоназм) Прейскурант цен Сфотографировать в анфас Моя автобиография Сервисное обслуживание Смешение слов-паронимов (слов, близких по звучанию или написанию, но различающихся по значению) Например: одеть- надеть, эффектный-эффективный, командированный-командировочный, адресат-адресант Я одел пальто Человек ведет праздничную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который составляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 8

Правильные варианты: Прейскурант, сфотографировать анфас, автобиография, обслуживание Я надел пальто. Человек ведет праздную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который представляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 9

Грамматические ошибки

Неправильное образование сравнительной формы прилагательного Он считался самым способнейшим студентом. Эта книга более интереснее. Отмечу из наиболее последнего.

Слайд 10

Правильные варианты: Он считался способнейшим студентом. Или: Он считался самым способным студентом. Эта книга интереснее. Или: Эта книга более интересна. Отмечу из самого последнего.

Слайд 11

Синтаксические ошибки

Нарушение порядка слов Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной Построенный дом на окраине города развалился.

Слайд 12

Место ошибки: местоимение «который» относится к существительному, после которого следует (в данном случае «казаков»). Правильно: Впереди неслись казаки на лошадях, покрытых пеной Место ошибки: Построенный дом на окраине Правильно: Построенный на окраине города дом развалился.

Слайд 13

Смещение конструкции Гражданам, проходящим в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 14

Место ошибки: Гражданам, .. . . должны снимать Правильно:Граждане, проходящие в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 15

Ошибки в управлении Ответ по заявлению был получен немедленно. Я сомневаюсь о том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества к этой проблеме. обсуждали о том, что; утверждают о том, что; поняли о том, что; в тот период времени, о котором вы указываете; означает о том, что; не верите о том, что; ожидал о том, что; говоря о том, о чем заметил.

Слайд 16

Правильные варианты: Ответ на заявление был получен немедленно. Я сомневаюсь в том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества на эту проблему. обсуждали вопрос о том, что (или: обсуждали то, что); утверждают, что; поняли, что; в тот период времени, о котором вы говорите; означает, что; не верите в то, что; ожидал, что; говоря о том, о чем упомянул.

Слайд 17

Неправильное употребление союзов В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам Он не только любил прозу, но и стихи. Археологи нашли не только рукописи, а также предметы быта древних людей.

Слайд 18

Место ошибки: союз «будто» является в данном случае избыточным Правильно: В темноте ему почудилось, что кто-то идет по его следам. Место ошибки: Обе части составного союза «не только, но и» должны всегда стоять перед однородными членами предложения. Правильно: Он любил не только прозу, но и стихи. Место ошибки: не только …а также (такого сложного союза не существует; есть сложный союз не только, но и) Правильно: Археологи нашли не только рукописи, но и предметы быта древних людей.

Слайд 19

Ошибки при употреблении однородных членов Предлагаю шкуру медведя, певчих птиц. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается. Синтаксические ошибки

Слайд 20

Синтаксические ошибки

Место ошибки: шкура медведя... и птиц; возникшие … и которые не позволяют Правильный варианты: Предлагаю певчих птиц и шкуру медведя. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

Слайд 21

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднимается критиковать местные власти. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. Получив рану, солдат был спасен своими товарищами. Синтаксические ошибки

Слайд 22

Синтаксические ошибки

Место ошибки: пройдя… осенила мысль; глядя, ….. рука не подни- мается; прочитав … думается; сделано… учитывая; получив … был спасен. Правило: Деепричастный оборот всегда обозначает действие, совершаемое подлежащим. Следовательно: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепри- частием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией. Правильные варианты: Когда я прошел несколько шагов, меня осенила интересная мысль. Когда я гляжу на эту ситуацию, рука не поднимается …. Прочитав работу, я подумал, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом бюджета времени студента. Солдат, получивший рану, был спасен своими товарищами.

Слайд 23

Склонение фамилий

  • Слайд 24

    Употребление числительных

    В составных числительных склоняются все образующие их слова: книга с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью рисунками В порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году, в две тысячи седьмом году. Числительное обе имеет падежные формы: обеих, обеим и т.д. Числительное полтора имеет две падежные формы: полтора (им.п., в.п.) и полутора (р.п., д.п, т.п., п.п.) Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) употребляется: c существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое сирот) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое часов) с существительными дети, люди, лицо (в значении человек) (двое детей, трое ребят) с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое, вас трое) Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола и животных. Нельзя сказать: трое девушек. Правильно: три девушки, три собаки. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме ед.ч.: двадцать три юноши. Нельзя говорить: двадцать двое суток, двадцать трое ножниц. Правильно: двадцать два дня, ножницы в количестве двадцати трех штук. Нельзя говорить: оба ворота, у обоих ворот. Правильно: у тех и других ворот.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    «Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его».(А. Генис.) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький.) «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н. Карамзин.) -Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

    Слайд 3

    ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте словосочетания. (Один ученик читает, остальные следят за произношением. Находят и исправляют неточности в речи).

    Слайд 4

    Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Проверь себя!

    Слайд 5

    I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ Тестовое задание.

    Слайд 6

    I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ Проверь себя!

    Слайд 7

    ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Луна Вечер Сияние звезд Волшебное настроение Мечта Какие ассоциации возникают при прочтении этих слов? Попробуйте «создать картину происходящего».

    Слайд 8

    I. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо» ? 1) кураж 3) ажиотаж 2) мираж 4) антураж II. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»? 1) дирижёр З) этнограф 2) хореограф 4) концертмейстер III. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира? 1) мифология З) этнография 2) фольклор 4) библиография IV. Значение какого слова определено неверно? 1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ - выйти на демонстрацию 2) ПОПУЛЯРНЫЙ - известный, признанный 3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ - представитель власти по делам печати 4) ПРИВАТИЗАЦИЯ - передача собственности в частные руки Тестовое задание.

    Слайд 9

    V..Значение какого слова определено неверно? 1) ФИЛИАЛ - часть какого-то предприятия учреждения 2) ТРИЛЛИОН - число, изображаемое единицей с 12 нулями 3) СТАЖЁР - ЛИЦО,проходящее испытательный срок 4) СУВЕНИР - подарок к дню рождения VI. . В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? 1) Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались. 2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины. 3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям. 4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. VII.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. З) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

    Слайд 10

    Проверь себя!

    Слайд 11

    Тропинка ………. куст боярышника, и лес сразу ………в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, ……. дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату ………..во всей силе. Его нижние ветви шатром …….. над поляной. Снег……… в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не ………, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Перед вами отрывок из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».попробуйте восстановить его, вставив глаголы.

    Слайд 12

    Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снегбился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

    Сравни свой текст с исходным

    Слайд 13

    1. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) более красивый 2) день именин З) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте З) без золотых погон 4) в двухстах шагах 3. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети З) пять блюдец 4) лягте на диван 4. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный З) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

    Слайд 14

    5. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) семьюдесятью способами 2) сто тонн З) пробежи сто метров 4) интереснее всех 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 2) в аэропорту З) моложе брата 4) в трехстах метрах 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет З) трое братьев 4) у новых туфлей

    Слайд 15

    Проверь себя!

    Слайд 16

    1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. З) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чемне сравнимое блаженство. З) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре. Синтаксические нормы.

    Слайд 17

    3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

    Слайд 18

    Проверь себя!

    Слайд 19

    1.Подобрать тексты, где можно нарушить орфоэпические нормы русского языка. 2.Составить свой текст, используя слова: море дом, с заколоченными окнами опушка, покрытая цветами огонек 3.Составить тесты