Мы живем пока нас помнят. Сценарий Марафона памяти – «Пока мы помним-мы живём»

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Социальный проект

«Пока мы помним, мы живем »

Выполнили: воспитанники 5 группы

Руководитель Дементьева В.С.- воспитатель:

2014г

Одна война, одна судьба, одна строка…

У времени своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Эхо Великой Отечественной войны до сих пор не затихает в людских душах. Мы должны, мы обязаны помнить…

В весенние майские дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь, как дорога она нам. И понимаем, что за всё, что мы имеем – жизнь и праздник в нашей жизни, - мы обязаны тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся к нашим ветеранам, вспоминаем тех, кого нет с нами, и тех, кто дошёл до этого светлого дня.

Время неумолимо. Слишком коротким стал список живых участников войны. Каждое имя – это наша жизнь, наше счастье, наше благополучие. Уходит в вечность поколение победителей, уходит, чтобы раствориться в ныне живущих благодарной памятью…

Данный проект – изучение прошлого, в котором наша история и судьба наших земляков. В памяти не важно, кто жив, кто погиб, кто ушёл из жизни после войны. Ведь несмотря ни на что мы ценим, бережем, помним, а значит – мы живы.

Такое право и такую возможность дали нам ветераны Великой Отечественной. Низкий им всем Поклон!

Сохраним память о них!

Расскажем всем о наших земляках!

Скажем и своё слово о той войне!

Все вместе – память

Актуальность проблемы

Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Лауреат I всероссийского конкурса «Растим патриотов России» известный педагог В. Н. Вишневская отмечает: «Весьма важно, чтобы патриотические чувства, душевные отклики на жизнь углублялись, обогащались поэзией, музыкой, живописью, обогащая ум и сердце, сохраняясь надолго, возможно на всю жизнь».

Мы поставили перед собой задачи воспитания любви к Отечеству, преданности ему. Мы должны стремиться, своими действиями, служить интересам своей Родины.

Патриотическое воспитание является одной из основных задач. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Памятник является вечным напоминанием потомкам о бессмертном подвиге земляков, не пожалевших для всеобщей победы ни своего таланта и труда, ни сил, ни жизни.

В бронзе, граните и мраморе обелисков, скульптур, мемориальных досок, и названиях улиц и площадей города России увековечили память о славных воинах, ставших гордостью нашего народа. Посетить эти места - значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, проявленным в борьбе с врагом.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: способствовать воспитанию патриотического духа подрастающего поколения; формировать нравственные качества личности, познакомиться с историческими фактами времен Великой Отечественной войны . Задачи проекта:

Привлечь к участию в социальном проекте учащихся школы.

Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к историческому прошлому малой родины;

Познакомить с историей сооружения обелисков и памятников, увековечивающих память борцов павших в годы Великой Отечественной войны;

Расширять представления о событиях, именах Великой Отечественной войны;

Ожидаемые результаты:

1. Сплочение коллектива в общем деле.

2. Осознание значимости происходящего для себя и других (в настоящем и будущем).

Особенности проекта:

Тип: Социальный, личностный, практический.

Характер : массовый (коллективный).

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Для чего человеку память?

Учебные вопросы

Кто он – ветеран Великой Отечественной войны?

Пока мы помним - герои живы?

Наши земляки - ветераны Великой Отечественной Войны.

Наши земляки - малолетние узники Великой Отечественной Войны.

Братские захоронения р.п.Таловая

Методы реализации проекта

Надо быть достойными тех, кто отдал свою жизнь, чтобы мы могли жить в мирное время. Социальный проект «Пока мы помним, мы живем» рассказывает о годах Великой Отечественной войны, ее истории, и героях, которые стояли на защите нашей Родины.

Наш проект начался с обзорного классного часа, на котором мы узнали о наших земляках – Героях Советского Союза, была создана презентация на эту тему. Затем мы отправились в школьный музей, в котором нашли не мало интересных фактов о истории нашей школы.

Но, к сожалению, годы идут, и неизбежно, ветеранов становится все меньше, и тогда возник главный вопрос: «Как же сохранить память о наших героях?», однозначно ответили, что необходимо создавать музеи, охранять памятники войны. Вот тогда мы и решили обратить внимание на памятники, которые находится в нашем поселке. Была организованна экскурсия к мемориалу.

Девочки были вдохновлены героическим подвигами наших воинов, поэтому с удовольствием занимались благоустройством памятника. Результат порадовал многих, а главное ребята получили массу приятных впечатлений, ведь они внесли свою частичку памяти в историю нашего поселка, района, страны. Мы помогли благоустроить памятник павшим войнам в Великой Отечественной войне. У нас все получилось, и плоды наших трудов будут еще долго напоминать о подвигах наших героев.

В великий День Победы – 9 мая, учениками нашего класса были возложены цветы в память павших воинов. Провели анкетирование участников проекта, которое показало, что дети расширили свои знания в области истории Великой Отечественной войны и ее героях, прониклись проблемой охраны памятников. Ребята выразили желание продолжить работу по благоустройству памятников военных лет в разных уголках нашего района.

Историю своего края надо знать. Чтобы она не забывалась, создаются памятники, за которыми стоит жизнь народа, государства, города, любого населенного пункта.

Для проведения социального проекта «Пока мы помним, мы живем» использовались следующие ресурсы школы:

1. Компьютер

2. Принтер

3. Интерактивная доска

4. Мультимедийный проектор

5. Фотоаппарат

Ожидаемые результаты

Ушли из жизни герои Великой Отечественной войны, простые люди, наши современники, наши земляки – о которых нет ни книг, ни фильмов, но осталась память. Воспоминания Участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, сохранённые в местах их проживания, не только помогут следующим поколениям понимать какими были те, кто жил на их или на соседней улице, но и делать правильные выводы об истории XX века (а к этому периоду истории люди будут возвращаться всегда). Это также наш долг перед ними. Все воспоминания нужно сохранить. Или в бумажном виде, или переведя их на электронные носители и передав в библиотеки, музеи, архивы – тогда они послужат многим следующим поколениям. Эта работа очень важна для школы и села, так как, собирая материал, ребята больше узнают об истории страны, об истории своих семей.

Оценка результатов

Торжественным завершение нашего проекта «Памяти павшим» стали праздничные мероприятия посвященные Дню Победы 9-го мая. Мы поздравили ветеранов и возложили цветы павшим воинам к мемориалу. Был проведен заключительный классный час «Великая Отечественная война», на котором мы подвели итоги нашей работы, Кристина Пузакова подготовила интересную презентацию на тему «Великая отечественная война» , читали стихи, была организована выставка рисунков. Было проведено анкетирование участников проекта, которое показало, что мы расширили свои знания в области истории Великой Отечественной войны, прониклись проблемой охраны памятников, провели открытый воспитательный час на тему «Пока мы помним,мы живем», посвященный героям молодогвардейцам. Ребята выразили желание начать работу по благоустройству памятников военных лет.

Заключение

Проходят годы. Все дальше отдаляется то время, когда окончилась война. С каждым годом остается все меньше ветеранов, прошедших ее. Но памятники, посвященные людям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, напоминают ныне живущим о той цене, что заплатила наша страна за мир на земле.

Очень хотелось бы, чтобы вы не забывали какой ценой мир достается. Есть те, кто развязывает войны, но тех, защищает мир - больше. Но, к сожалению, защищать мир порой приходится ценой жизни.

Надо быть достойными тех, кто отдал свою жизнь, чтобы мы могли жить в мирное время. Мало кто знает о героях той войны, о героях нашего района, нашего поселка. Историю своего края надо знать. Чтобы она не забывалась, создаются памятники, за которыми стоит жизнь народа, государства, города, любого населенного пункта.

Хочется пожелать, чтобы нынешнее поколение было достойно памяти павших. Очень хотелось бы, чтобы слова «Никто не забыт, ничто не забыто» претворялись в жизнь. Надо отдавать дань уважения ныне живущим, но свято чтить память тех, кто погиб, защищая мирную жизнь на Земле.

Реализация проекта

Аллея Героев

В память об учениках железнодорожной школы, ушедших с выпускного бала на фронт, и не вернувшихся в родной поселок поставлен этот памятник.

Памятный знак у железнодорожного переезда в память о железнодорожной катастрофе, случившейся в ночь с 17 на 18 июля 1942 года в полукилометре от станции. Более 800 человек были похоронены в трех братских могилах;

В 1942 году Таловский район стал прифронтовым. Участились налеты фашистских самолетов на райцентр, бомбили железнодорожные составы с военной техникой, санитарные поезда. От налетов фашистских самолетов гибли мирные жители

.

За улыбки детворы, за радость в их глазах, за звонкий смех, за безмятежность и покой в их семьях – за все это и сражались солдаты Второй мировой войны.

Тема: «Страшные годы войны – грозные годы блокады»

Долгая дорога к дому воина – солдата,

защитника Ленинграда.»

«На невском святом берегу

Простые солдаты Отчизны

Умрут, не сдадутся врагу».

Написаны романы, повести, созданы фильмы, увековечены в мраморе и бронзе те, кто защитил мир от фашизма.

Что ещё нужно знать людям об этом времени?

И нужно ли это всем нам? Думаю, да!

Эта мысль не даёт мне покоя после посещения краеведческого музея,так как там я узнала, что наши земляки были защитниками Ленинграда - Кончакова Якова Моисеевича. Мне захотелось понять и сохранить всё то, что было пережито, изведано крестьянской душой в условиях боев за блокадный город на Неве, в тысяче километрах от родного Высокого, дополнить картины Великой Отечественной войны историей моего земляка, простого солдата-воина.

Единственной возможностью узнать, раскрыть то, что происходило с нашим героем, было обратиться к документам тех лет.

И всё же, я постараюсь открыть страницы военной биографии моего героя. Перенесёмся мысленно на 70 лет назад.

22 июня 1941года. Весть о войне облетела весь посёлок Высокий. Была объявлена всеобщая мобилизация мужского населения. Вместе с братьями, которые впоследствии пропали без вести, ушёл на войну и Яков Моисеевич, сельский кузнец, оставив жену и четверых малолетних детей. Длинная дорога войны отделила теперь их друг от друга.

В августе 1941года пришло в семью долгожданное письмо, в котором наш солдат сообщил о том, что служит на Ленинградском направлении. Тогда никто не подозревал, какие страшные испытания ожидали жителей города на Неве.

Крупные немецкие соединения в начале сентября 1941 года прорвались к городу, отрезав его от всей страны. Началась блокада, которая продолжалась 900 дней и ночей.

Фашисты планировали уничтожить город путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха, сравнять его с землёй. Они были уверены, что солдаты, защитники Ленинграда не выстоят, а горожане будут обречены на гибель от голода. Разве можно выжить, когда суточная пайка хлеба составляет 150 грамм на человека? В самую страшную пору, зимой 1941-1942гг. отчаяние охватывало людей. Единственной связующей нитью между жизнью и смертью остался водный путь по застывшему льду Ладожского озера – 65-ти километровый коридор под названием «Дорога жизни».

По нему непрерывным потоком везли в вымирающий от голода Ленинград продовольствие, а обратным рейсом вывозили людей. 262 тысячи тонн продовольственного груза было доставлено в блокадный город и вывезено около миллиона человек.

Защищали «дорогу жизни» разные рода войск. Среди них морские пехотинцы и наш земляк Яков Михайлович в составе 55 морской бригады. Данные об этом нашёл я на сайте «Мемориал».

Всё сходится: место рождения - 1911г., Воронежская область. Дата и место призыва – Таловский РВК. Воинское звание - красноармеец. Последнее место службы – 55 морская бригада. Занимаемая должность - пулемётчик. А дальше скорбные строчки. «Умер 2/ III – 1943г. от сепсиса. Похоронен на Пискарёвском кладбище. Извещение № 60. ЦАМО. Даны номера описи, фонда и дела источников информации».

Вглядываюсь в огромный список умерших. Боже! Сколько их, солдат и офицеров Великой Отечественной умерло здесь с февраля 1943 года по январь 1944 года от сепсиса, пневмонии, кровопотери….

Приходится только домысливать, как в нечеловеческих условиях, под непрерывным огнём врага, стояли насмерть защитники Ленинграда. Вгрызались в скованную тридцатиградусным морозом землю, которая звенела, словно железо, не поддаваясь лопате: пулемётчики и стрелки, миномётчики и артиллеристы, простые солдаты - рядовые герои войны.

Неведомо нам, о чём думали они там, на переднем крае. Мой земляк в эти тяжёлые минуты испытаний, наверное, вспоминал о жене и детях, о своих близких, мечтал о скорой встрече с родной землёй. Но дорога к дому закончится для него на Пискарёвском кладбище.

В марте 1943 года Елизавета Яковлевна Кончакова получила страшное известие от начальника госпиталя

«Ваш муж, Кончаков Яков Моисеевич, 1911 года рождения во время боя потерял ногу. В военном госпитале Ленинграда от начавшейся гангрены скончался и был похоронен на Пискарёвском кладбище».

Таких похоронок за всю войну пришло на Высокий 76. Горе жён, матерей, детей бесконечно. В посёлке был воздвигнут монумент в честь погибших воинов, где золотом начертаны их имена. Среди них и имя Кончакова Якова Моисеевича. Сюда приносят цветы и венки, здесь проливают слёзы, вспоминают своих героев. Для многих высочан это единственное место, где можно преклонить колени перед павшими, теми, кто пропал без вести.Но семья Якова Моисеевича знала, где его могила, только как разыскать её на огромном пространстве Пискарёвского кладбища? Было отправлено письмо в г. Подольск, где находился архив погибших на Ленинградском фронте. Вскоре пришёл ответ:

«Ваш муж Кончаков Яков Моисеевич, 1911 года рождения умер 2 марта 1942 года и похоронен на Пискарёвском кладбище города Ленинграда в братской могиле под № 52.

Раздумывать не стали. Через 30 лет разлуки с мужем и отцом собралась 70 летняя Елизавета Яковлевна с сыном в дальнюю дорогу. Перед отъездом набрала она в мешочек горсть родной земли, чтобы высыпать её на могилу мужа.

Гордость и успокоение испытали жена и сын солдата, побывав в Ленинграде. Потому что они увидели прекрасный город, в спасение которого, внёс свою лепту Яков Моисеевич. Потому что могила ухожена, что к ней, как и к другим, постоянно приходят люди, чтобы почтить память погибших, приносят живые цветы.

Но самое главное – через тысячу километров дороги жизни на могилу Якова Моисеевича легла родная – Высоковская земля.

Пусть она будет ему пухом!

И пусть знает мой земляк, что солдатский подвиг защитника Ленинграда совершённый им, как и миллионами таких же скромных героев, останется в нашей памяти на века!

Запись о каждом из них в памятной книге Пискарёвского мемориала – свидетельство беспримерной силы духа простых солдат, победивших невыносимые страдания и саму смерть!


В краеведческом музее познакомились со стендами, посвященными Великой Отечественной войне

Познакомились с книгой Владислава Вдовенко

«261- й километр: история одной катастрофы»


Познакомились с книгой В.Вдовенко «261 –й коломиметр: история одной катастрофы»

Воспитательный час « Пока мы помним, мы живем»


Кристина Пузакова представляет презентацию «Великая Отечественная война»

Воспитательный час «Узникам концлагерей посвящается»

ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ВАСЯНИНА
Сценарий праздника «Пока мы помним - мы живем»

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. И никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний вечер.

Ребенок-чтец

Этот день особенный, желанный.

Солнце светит ярко в вышине.

День Победы - праздник долгожданный ,

Отмечается у нас в стране.

Но особенно он дорог ветеранам,

Слезы радости и боли в их глазах.

Не зажить никак душевным ранам,

И дрожат цветы у них в руках.

Исполняется песня

Ребенок - чтец

Носите ордена! Они вам за Победу,

За раны ваши честные даны,

Носите ордена! В них теплятся рассветы,

Что отстояли вы в окопах той войны.

Носите ордена и в праздники и в будни ,

На кителях и модных пиджаках,

Носите ордена, чтоб видели вас люди,

Вас, вынесших войну на собственных плечах.

Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои.

И память, через годы пролетая,

Ведет опять в походы и бои.

Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы знаем и помним имя победителя - народ, многие сыны и дочери которого отдали свои жизни за великую землю свою.

Сегодня будет день воспоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Звучит запись " Священная война "

Ребенок-чтец (мальчик)

Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну.

Ребенок-чтец (девочка)

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывет над рекой,

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой.

Черные тени в тумане росли,

Туча на небе темна,

Первый снаряд разорвался вдали -

Так началась война.

Инсценировка . Дети размещаются по всему залу (связист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик) .

Связист (надевает наушники) :

Алло, Юпитер? Я - Алмаз!

Почти совсем не слышу вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (перевязывает раненого) :

Что вы ревете, как медведь?

Пустяк осталось потерпеть.

И рана ваша так легка,

Что заживет наверняка .

Моряк (смотрит в бинокль) :

На горизонте самолет,

По курсу - полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж!

Отставить! Истребитель наш!

Летчики над картой :

Пехота - здесь, а танки - тут.

Лететь до цели семь минут.

Понятен боевой приказ,

Противник не уйдет от нас.

Автоматчик :

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдем.

Сегодня будет день воспоминаний –

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

В записи звучит песня «Священная война»

Ведущий :

Вставай народ! Услышав клич земли.

На фронт солдаты Родины ушли.

С отцами рядом были их сыны,

И дети шли дорогами войны.

Под песню «Эх, дороги»

Ведущий :

Если хочешь узнать о войне

И о майской победной весне,

Попроси солдатскую мать

Дорогие, мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах.

Вспоминаю я поле, речушку.

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные,

Завтра снова я в бой иду.

За Отчизну свою,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу.

Стану недругов наших громить.

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить.

Ведущий : Матери и жены, невесты, дети – все оплакивали своих близких, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, но не только оплакивали, но и сражались плечом к плечу со своими отцами, сыновьями, мужьями.

Дети - чтецы

«Санитарка Катя»

Весь блиндаж снарядами разрушен.

Вдоль реки метелица свинца,

Но выходит на берег Катюша

Слыша зов советского бойца.

Вот летит она стрелой, как птица.

Вот ползет по краешку леска.

Наша Катя пули не боится,

Не боится вражьего штыка.

Катя слово раненому скажет

Так, что в сердце песня запоет.

Катя раны крепко перевяжет,

На руках из боя унесет.

Ты достойна звания Героя.

Ты в сражениях Родине верна.

И тебя любимою сестрою

Называет вся наша страна.

Песня «Катюша»

20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

ЧТЕЦ : Тихо, ребята, минутой молчанья

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века , через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним !

(Минута молчания)

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонек,

О чем бы нам поведать мог?

Посмотрите, дети на горящую свечу. На что похож огонек пламени? Где еще вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то таинственном, важном? Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата. Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны

ЧТЕЦ : Не забывайте зла военных лет.

Не возводите в мифы достоверность.

Четыре года шла солдатам вслед

Кровавыми шагами повседневность.

Не говорите громкие слова

Тем, кто присяге с молодости предан.

Не отживёт высокая молва

О тех, над кем склоняется Победа.

Не возвращайте нас к делам былым,

Не бередите старых ран невольно.

Героев чтите павших. А живым…

Живым сыновней верности довольно.

ЧТЕЦ : Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям :

Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

ЧТЕЦ : Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было!

Вам всем, кто вынес ту войну

В тылу иль на полях сражений, -

Принес победную весну, -

Поклон и память поколений.

Мы преклоняем с почестью свои колени

Пред орденами вашими и гордой сединой

В знак благодарности, что вы сумели

Прийти с Победою, в год 45-го, весной!

А мы живём, друг другу помогая

В любой беде как завещал Абай

Под мирным небом дружбу прославляя

Мой Казахстан, расти и процветай!

Так уж издавна ведётся,

Что если петь, то значит, от души.

Пусть сердце выплачется, коль беда коснётся,

А если праздник , то давай пляши!

Танец «Кадриль»

Все люди доброй воли говорят войне

НЕТ! (вместе)

НЕТ! Заявляем мы войне

Всем злым и черным силам

Должна трава зеленой быть

А небо синим, синим.

Нам нужен разноцветный мир

И все мы будем рады

Когда исчезнут на земле

Все пули и снаряды

На нашей планете есть доброе солнце.

Есть солнце, которое звонко смеется,

Которое дружит с тропическим ливнем,

С полярною ночью и ветром пустынным.

Есть солнце, которое с песней проснется

И песней веселой по свету несется.

У солнца веснушки, у солнца игрушки,

Ему не нужны автоматы и пушки.

Нам нужен мир - тебе и мне

И всем на свете детям

И должен мирным быть рассвет

Который завтра встретим

Нам нужен мир, трава в россе, улыбчивое детство.

Все : Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.

И мы живём сейчас в стране,

Что, с каждым годом краше.

Спасибо Родине моей,

За мир и детство наше!

Ровно 26 лет отделяют нас от памятного дня, когда последний советский солдат покинул землю Афганистана, где 9 лет 1 месяц и 18 дней длилась эта война, в которой приняли участие без малого, миллион советских солдат.

Афганскую войну долго замалчивали, дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали, скупились на ордена. Но несмотря ни на что, эта война от боли в сердце прорывалась стихами и песнями. Они как солдаты вернулись из боя, рассказывая нам о мужестве, силе духа человеческого и о той далекой стране с названием - Афганистан.

25 декабря 1979 года в 15-00 московского времени государственную границу пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолеты, инженерные части. В повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознаменного военного округа. Начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку - на Герат и Кандагар, а дальше в Кабул. С первых дней войны из-за высоких гор Гиндукуша не поступало никаких сведений, лишь «Черные тюльпаны» доставлявшие на Родину гробы, напоминали, что там идет настоящая война, и нашим ребятам служба выпала не из легких. Эта война так или иначе задела каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших

Много бед, горя и страданий принесла нашему народу эти годы жестоких сражений в чужом краю. Но и там советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В трудных условиях, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу, помогая и оказывая дружественную помощь соседнему народу, рискуя своей жизнью.

Война, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи, стали инвалидами.

Сотни тысяч советских солдат прошло через горнило Афганистана. Нимало полегло на той каменистой земле, тысячи погибших и умерших от ран и болезней. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив».

Такими словами началась встреча воинов-интернационалистов Московского района Киргизии 15 февраля, в день вывода войск из Афганистана. По доброй традиции все ветераны афганской войны и приглашенные гости возложили цветы к памятнику в центре села Беловодского.

Краткий митинг, минута молчания в память о погибших, общая фотография возле монумента. Встреча продолжилась за накрытыми столами в честь памятной даты.

Первому слово было предоставлено организатору этого торжественного мероприятия генералу Кадыркулову Искендеру.

Председатель районного Совета ветеранов войны в Афганистане Юрченко Николай в своем выступлении рассказал о важных делах и событиях прошедшего года и тепло поздравил присутствующих.

Тепло были встречены прибывшие на торжество представители Международного казачьего центра по борьбе с наркоманией и наркобизнесом во главе с Атаманом Среднеазиатского регионального центра казачьим полковником Михаилом Демченко.

Казаки поблагодарили воинов-афганцев за большую совместную работу по патриотическом воспитанию подрастающего поколения и пропаганде здорового образа жизни. Внесшим наиболее весомый вклад, были вручены казачьи кресты, медали и благодарственные письма.

Заместитель председателя социального фонда Кыргызской Республики Ибраев Нурдин и председатель общественного наблюдательного Совета Социального фонда Кыргызской республики вручили ветеранам афганской войны памятные медали и Почетные грамоты.

В теплой и непринужденной обстановке, в тесном кругу сослуживцев еще долго не смолкали воспоминания о прошедших боях, рассказы о друзьях, не доживших до сегодняшнего дня.

Спасибо Вам, воины-афганцы за то, что показали всем нам пример мужества, стойкости, бескорыстной любви к Родине и настоящей мужской дружбы. Мы гордимся Вами, и сколько бы не прошло времени будем помнить! Ведь это наша история!

___________________________________________________________________________________________________________________

Солдат Советского Союза,
Товарищ, шурави, мой брат,
Года не уменьшают груза,

Ты заплатил своею кровью,
За эти годы без войны,
Расставшись навсегда с любовью,
Там гибли наши пацаны.
Мы помним кишлаки, ущелья,
Зловещую их тишину,
Жару, с песчаной каруселью,
И Мараварскую весну.
Тот бой у Хоста и в Кабуле,
Кундуз, Шинданд и Кандагар…
Крупноколиберные пули,
И горной Азии загар.
…Года не уменьшают груза,
Товарищ, шурави, мой брат,
Солдат Советского Союза,
Твой подвиг не забыт - он свят!

Леонид Гомельский

Композиторы, как правило, долго остаются «за кадром», но именно они создают произведения, которые приносят исполнителям безграничную славу и любовь народа. И как знать, стали бы они звездами, если бы не талант таких выдающихся музыкантов, как наш собеседник, композитор Эльчин Иманов. Созданные им песни о Баку любимы не только бакинцами, их поют по всему миру, прославляя и воспевая самый прекрасный город на земле…

— В юности нам кажется, что наши родители всегда будут молодыми, а друзья пройдут с нами весь жизненный путь. Но в один прекрасный момент все вокруг начинает меняться — дома и улицы родного города постепенно исчезают, уезжают друзья, уходят из жизни родители. И ты вдруг понимаешь – боже мой, как же я люблю этот город, которого уже нет… Вы переживали нечто подобное?

— Моя первая песня «Джан, Баку, дом родной», которую я написал в 1994 году, была написана под впечатлением моей юности, когда мы заканчивали школу, встречали рассвет на бульваре, и я сидел на скамейке со своей first love, сладостно мечтая о поцелуях… У меня как-то получается извлекать из своего сердца нужные чувства в нужный момент, и использовать эти воспоминания для работы.

Но мое творчество не замыкается только на песнях о Баку! Я написал много произведений классической музыки, но так получилось, что и в Азербайджане, и за его пределами песни о Баку на русском языке наиболее востребованы, а в Израиле я даже более популярен, чем в родной стране. И это понятно – для людей, оторванных от родины, лишенных возможности пройтись по любимой улице, заглянуть в гости к другу детства, любое напоминание о жизни, в которую они уже никогда не смогут вернуться, очень важно.

— А для вас дороги воспоминания?

— Я никогда не ностальгирую со слезами на глазах – драматургия песни для меня всего лишь драматургия песни, к тому же, я обладаю талантом предвосхищать, предвидеть темы, которые будут приняты публикой. Возможно, этому способствуют два моих образования — музыкальное и театральное. Ведь что такое песня? Сплав музыки и поэзии. Хотя, если быть честным, чаще мне приходится иметь дело с текстами, а не с поэзией… Поэтому мне так нравится работать с большими произведениями, наполненными драматургией и законченной поэтической мыслью, именно это и рождает творческий простор для композитора. Но для того, чтобы соединить столь разные начала звука и слова, необходимо образование, мастерство и, естественно, талант.

— Это естественно для вас, но многие молодые люди считают, что образование им совершенно не нужно. Главное – придумать мелодию, они даже аранжировку не могут сделать сами!

— Очень часто я слышу упреки и со стороны наших известных композиторов, и со стороны молодых ребят, которые недавно появились в этой сфере, но почти сразу же стали очень популярными. Вторым не хватает регалий первых, а первым — признания, любви народа и, возможно, задора молодости.

Гениальный Моцарт сказал, что талант — это способность делать то, чему тебя никто не учил. Давайте вспомним бардов и композиторов советской эпохи — Окуджаву, Визбора, Галича, Кима, Минкова, Гладкова, Артемьева, Рыбникова, Шаинского, кстати, выпускника Бакинской консерватории класса Кара Караева. Песня на стихи Рабиндраната Тагора «Вам и не снилось», которую написал Рыбников, мгновенно стала народной, а веселые детские песенки Шаинского пели взрослые дяденьки и тетеньки. Вот и получается, что без школы и таланта никуда… И чем одним композиторам кидать камни в огород других композиторов, пусть лучше каждый попробует написать песню, которую будет петь народ! Как говорил великий Вагиф Мустафазаде, можно двумя нотами открыть окно в мир, а железными пальцами можно создать хаос.

— Почему же сейчас не получается создавать хиты?

— Вы думаете, это только у нас происходит? Это во всем мире происходит! Мне трудно какие-то конкретные причины такого вселенского творческого застоя. Возможно, это связано с тем, что молодое поколение воспринимает музыку предыдущих эпох, как «отстой» и скуку. Мы, например, воспитывались на классике, и попутно интересовались всем, что тогда происходило в мире музыки. Я помню, как в музыкальной школе №1 Вагиф репетировал с группой «Севиль», и мы с мальчишками толпились у двери, пытаясь расслышать в замочную скважину, какие же аккорды он там берет? Вроде бы он все делал неправильно, а получалось гениально!

Шансон, который я стал писать по просьбе Арзу Рзаева и Эйюба Ягубова, принес мне такую славу, которая «задавила» другие мои музыкальные произведения на слова великих азербайджанских поэтов, а ведь у меня много песен на стихи Мушвига, Вагабзаде и многих, многих других.

Покойный Анар Мамедханов после своей поездки в США в начале 2000-ых годов сказал с восторгом: «Слушай, чувак! Это что такое?! Мы с командой раз двести слушали твою песню про стюардессу!» Ну, это же есть в нашем городском фольклоре, когда два гочу чуть ли не убить друг друга готовы, и вдруг мимо проходит русская женщина, и они про все забывают, замирая от восхищения! Эти детали и делают песню!

— Это не детали, а нормальный основной инстинкт!

— Так вот он и играет огромную роль в жизни азербайджанских мужчин, потому что настоящий мужчина не может не реагировать на женскую красоту!

— Большой успех порождает большую зависть. Как вы реагируете на недоброжелателей?

— Философски! Им же хуже, ведь это же не я мучаюсь от бессонницы от разъедающей зависти. Сейчас некоторые нереализованные музыканты любят произносить пафосные речи: «Время все перемелет, и мы посмотрим, кто останется в истории». Время-то перемелет, но если ты сегодня не любим, неужели ты думаешь, что тебя полюбят через полвека? Это сегодня надо писать хорошие, талантливые произведения, а не набор звуков и возмущаться, что тебя не понимают! А сам ты понимаешь, почему пишешь музыку? Почему человек берет в руки перо, почему артист выходит на сцену? Что ими движет?

— А вы ответили на этот главный для любого творческого человека вопрос?

— Без музыки в моей жизни не будет счастья! Если я не смогу делать то, что делаю, у меня остановится сердце! А уж когда твои земляки тебя понимают и поддерживают, это и есть главная награда! В моих песнях хранятся воспоминания детства, юности, молодости, первые шаги взрослой жизни. Я же вырос в мяхялля и когда взрослые ребята говорили мне: «Эй, пацан, иди сюда! Вот тебе рубль, купи нам сигареты, а себе возьми мороженное», я был самым счастливым человеком в эти моменты, потому что мне доверяли авторитетные ребята. И они же нас защищали и ограждали от того, что тогда было не принято в нашем городе, и если ты был из этого мяхялля, ты был под самой надежной защитой!

Недавно я написал песню про Советскую. Как-то раз я просто проезжал по этой знаменитой улице и увидел, как работает экскаватор. Вдруг в моей памяти всплыли какие-то воспоминания юности, я сел в крохотной кафешке и стал жадно рассматривать маленькие убогие домишки, которые исчезали под беспощадным ковшом экскаватора… Почти в этот же момент у меня родилась полушуточная и полусерьезная песня, которую не только поют, но под нее даже танцуют! Я занимаюсь музыкой по призванию, а не потому, что мне дадут звания или орден. Много лет назад я работал за границей и получил огромный гонорар. Передо мной лежала куча денег, но мне стало так грустно… Во-первых, я не на родине, во-вторых, здесь нет моих друзей, в третьих, и это, наверное, спорная мысль, для того чтобы быть полностью счастливым, человеку моего возраста всегда будет не хватать молодых лет… Возраст тебя опускает на землю в самые лучшие мгновения твоей эйфории, потому что ты уже недосчитался нескольких друзей, что-то безвозвратно потерял… «И, порою, я терял друзей, не потому что ротозей, потому что есть друзья, которых не терять нельзя»… И это тоже большое разочарование, ведь к определенному возрасту ты приходишь с потерями, и особенно остро ты это ощущаешь именно тогда, когда достиг определенного успеха, положения и благополучия, но это кажется тебе таким мелким и незначительным… Друзей не вернуть, детство ушло навсегда, скамейки, на которой ты впервые в жизни поцеловал девушку, давно уже нет. Мы снимали клип в исполнении Энвера Садыхова, и во время перерыва я буквально прокричал Джавиду Имамвердиеву, автору сценария и режиссеру-постановщику клипа: «Где моя скамейка!? Когда я первый раз здесь поцеловался, меня так ударило током, что я чуть сознание не потерял!» Я же был стеснительным парнем по сравнению с некоторыми моими товарищами. Сейчас этой скамейки нет, и разве я могу быть счастлив до конца?

— Чем же сегодня счастлив композитор Эльчин Иманов?

— Встречей с умными интересными людьми, когда снимаются клипы на мои песни, когда ко мне обращаются режиссеры, сценаристы и исполнители, когда меня останавливают на улице и благодарят за мои песни. Для меня это бесценно!

— Как вы восприняли перемены, которые произошли в результате распада СССР?

— Для поколения наших отцов и дедов, чтобы не происходило в стране – войны, коллективизация, индустриализация, страна, эпоха и мышление оставались неизменными. А мы пережили настоящее потрясение, когда однажды проснулись каждый в своей стране, и должны были адаптироваться к новому времени. Но иногда я думаю — хорошо, что мы видели эти ужасные 90-е, эту катастрофу человеческих отношений, когда все сидели на чемоданах. Это помогло нам правильно оценить время, в которое мы сейчас живем. Я всегда все сравнивал со своим детством — школа, пионерия, молодые родители, молодость, первая любовь… И мои воспоминания не имеют ничего общего с политическим строем! Ну, это как Сталинград – можно по-разному относиться к Сталину, но в этом городе рабочие и солдаты защищали не что-то мифическое, а свои дома, детей, родину. И разве наши ребята в Карабахе не то же самое делали? Можно все переименовать, но никто не в состоянии отменить память сердца…

— Когда вы поняли, что музыка – это ваше призвание?

— Я был очень непослушным ребенком, поэтому в музыкальной школе я учился не у своей мамы, которая там преподавала сольфеджио, а у другого педагога, потому что только она смогла хоть как-то меня приструнить. «Какой же он у тебя талантливый! — говорила она, — этот негодяй за пять минут все делает, а потом болтает весь урок, и другим еще пишет диктанты. Я тебе советую, отдай его в школу Бюльбюля».

Вообще, талантливым детям, как говорила моя мама, необходимо уделять в два раза больше внимания, потому что им настолько все легко дается, что их нужно постоянно контролировать, чтобы приучить к труду и усидчивости.

В школьные годы меня все увлекало – музыка, книги, спорт, настольный теннис, я играл в волейбол, отлично плавал, очень рано увлекся театральными постановками.

— А кто вам привил усидчивость?

— Время заставило стать трудолюбивым, и я очень благодарен этому беспечному времени… В Советском Союзе дети жили очень беспечно, они очень чутко чувствовали, что их родители не переживают о куске хлеба. Все были равны — ну, нет богатства и не надо, все так живут! Сегодня все изменилось…

У нас во дворе жила одна женщина, которую все ненавидели из-за ее отвратительного скандального характера, но так получилось, что она присматривала за мной после школы и кормила очень вкусными пирожками собственного приготовления. И каждый день после обеда я по ее просьбе играл только одну вещь – полонез Огинского, причем я всегда импровизировал. Уже позже я прочитал в книге Антонина Згоржа «Один против судьбы» историю, как Гайдн приводит к Моцарту на прослушивание молодого Бетховена. А у Моцарта, как всегда, была пирушка, вино рекой, смех, веселье. «Сейчас он сыграет что-нибудь из своих сочинений», — сказал Гайдн. «Не надо, – ответил Моцарт, — пусть лучше он сыграет что-нибудь мое». И когда Гайдн услышал, что играет Бетховен, попытался его остановить. Но Моцарт пришел в неописуемый восторг: «Ты посмотри, как он меня перефразирует?! Он будет гениальным композитором!» Это и есть самый главный тест на талант – если ваш ребенок начинает импровизировать, обязательно отправляйте его в консерваторию на композиторский факультет.

— Каким личным или профессиональным достижением вы гордитесь больше всего?

— Своей семьей – потрясающими детьми и прекрасной супругой, которая, в отличие от меня, очень выдержанная и терпеливая. В моем возрасте очень важно понять простую истину – прошло время разбрасывать камни, настало время их собирать. Личные успехи и победы остались в прошлом, сегодня я горжусь тем, что моя дочь — студентка медицинского университета, а сын учится в дипломатической академии, много ездит и активно познает этот мир. Он, кстати, принимал участие в театрализованном представлении Евроигр. Я ими горжусь больше, чем собой.

— Вы упомянули о своих песнях на стихи азербайджанских классиков. Какая из них вам наиболее дорога?

— Мне дороги все мои песни, но одна из самых любимых – это «YENE O BAG OLAYDI …» на известнейшее стихотворение Микаила Мушвига. На эти стихи уже была написана песня нашим признанным композитором Гаджи Мамедовым, а исполнила ее великая Шовкет Алекперова. И когда я решился написать свою песню, то испытал невероятные чувства от соприкосновения с гением Мушвига…

Жизнь этого гениального поэта была ужасной, его сломали, расстреляли, а несчастный парень даже не понял, за что… Музыка — это настоящая стихия, потому что она проникает в такие тайники души, которые невозможно выразить словами. Мне казалось, что моя композиция будет ближе к личности поэта, и когда я принес готовую фонограмму и показал ее режиссеру Эльхану Джафарову, он мне сказал: «Если бы я снимал клип на старую песню, то это была бы простая бакинская дача, большой самовар, гости, дети. Прослушав твое произведение, я обязательно буду снимать НКВД, ужасы, пытки, которые перенес Мушвиг, так и не поняв, за что с ним так поступили, но этот каток неумолимо на него надвигается и уничтожает».

На презентацию клипа «YENE O BAG OLAYDI …» пришли очень уважаемые мною люди — Шафига Ахундова, Яшар Нури, Амина Юсиф гызы, Эльмира Ахундова, Расим Балаев, Айгюн Самедзаде, которая произнесла очень трогательную речь: «В Азербайджане каждый композитор мечтает прикоснуться к творчеству Мушвига, потому что это монумент, скала, высочайшая планка! Поэтому мне было очень интересно – что же такого они сделали, что еще и клип сняли? Но после просмотра я поняла – то, что идет изнутри, не поддается анализу!» Полностью с ней согласен, ведь если бы музыку можно было просчитать, я бы каждый месяц делал нечто подобное. Я подошел к Айгюн и поблагодарил за теплые слова: «Только талантливый человек способен распознать талант в другом!» Я не представляю себе, чтобы я услышал нечто выдающееся и интересное, и стал бы кривить душой и специально искать там плохое!

— Но это не единственная песня на слова Мушвига, вы написали одну из самых знаменитых ваших песен – «ANA»…

— Когда я начал сочинять эту вещь, то почти сразу же зашел в тупик. Музыка требует развития, а текст упирается. Я играю второй заход, третий, четвертый, десятый, и вдруг у меня из ушей и ноздрей сами по себе вылетают слова, которых не было у Мушвига! Песню приняли великолепно, сам Ислам Рзаев меня благословил, а я сижу и жду, когда мне зададут вопрос: «А кто ты такой, чтобы дополнять Мушвига!?» Я же дописал небольшую фразу – «Целую твои руки, целую твои глаза, ай ана, гурбан олар сяня»…

Прошло лет пятнадцать. Песня знаменита, ее везде поют, даже на иврите в Израиле. И однажды свершилось… На каком-то мероприятии я познакомился с одним лингвистом. Он внимательно прислушивался к словам песни, которую исполнял Ниамеддин Мусаев. А потом задал мне вопрос, который я ждал все эти годы:

— А кто написал слова «целую твои руки»? Неужели это вы?

— Нет, – ответил я.

— Может быть, Эйюб?

— Нет, само собой так получилось….

В этот миг я отчетливо вспомнил свое тогдашнее состояние – полностью отключенный разум, экстаз, лабиринт звуков, в котором есть сотни вариантов и выходов, мне надо было лишь прислушаться к своему сердцу и музыка сама меня выведет. И тут лингвист, немного подумав, сказал:

— Это на тебя снизошел дух поэта…

Он угадал самое главное — мой с духом Мушвига секрет…

Это и есть счастье! Можно получить тысячу званий, квартиры, и это замечательно, потому что я бы тоже не отказался от такого призвания. Мне просто никто не дает наград, а просить я не умею… Помните как в фильме – «для графа де Ля Фэр это слишком мало, а для Атоса слишком много»… Ведь публика любит не за регалии, а за талант. Говорю это совершенно беззлобно. Мне жаль тех, кто имеет все, кроме таланта. Ну, день посидели, выпили за тебя, два, три, ну, получил ты звание «Заслуженный Архимед Азербайджана», но ты же не стал от этого Караевым, Амировым, Керим Керимовым.

— И последний вопрос, который я всегда задаю музыкантам — как для вас звучит Баку?

— Вы задаете вопрос композитору, и я могу ответить своей песней: «В городе моем Баку звездные вечера, уезжая из Баку, оставляю ведь я частицы себя. В стареньком дворике дружной семье жили соседи под крышей одной, не забыть мне твою доброту, наш любимый, наш добрый Баку»…. Ну как вам?

— Здорово…

— Здорово!? Чтобы сочинить такую музыку, надо жизнь прожить!

Пока мы помним – мы живём

Ведущая : Очень страшно становится, если,
Слышишь жуткое слово – война.
Над планетой, под целым миром.
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то,
Чтоб горели огнем города.
Чтобы дети прятались в страхе,
И забыли про свет навсегда.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете,
Улыбались вместе со мной.

Ведущий : Нашу сегодняшнюю встречу, посвященную Дню памяти воинов-интернационалистов, мы назвали «Пока мы помним – мы живём». Она посвящена тем давним событиям, ставшим уже историей, но о которых мы обязаны помнить.

Ведущая: Обязаны помнить о тех наших современниках, прошедших огненные версты войны в мирное, казалось бы, время, которые живут среди нас сегодня, и о тех, кого нет.

Ведущий : Внимание под гимн Российской Федерации смирно! Государственный флаг Российской Федерации внести!

Звучит гимн

Ведущая : Сегодняшняя встреча является завершающим мероприятием коллективного творческого дела «День памяти». В рамках этого дела 14 декабря прошел смотр-конкурс «Искусство, рожденное в огне». Некоторые участники этого конкурса выступят перед вами сегодня.

Ведущий : Давайте вспомним историю тех, давних событий. Никто не вправе сомневаться в том, что в декабре 1979 года исполнить свой воинский долг, помочь афганскому народу, неслись тысячи наших соотечественников, одетых в солдатские бушлаты.

Ведущая : Обыкновенные ребята, прибывшие из всех бывших советских республик для прохождения воинской службы, может и не подозревали, что именно они станут очевидцами и участниками той войны.

Ведущий: Именно о таких ребятах песня в исполнении девочек 7 класса «До свидания, мальчики»

Песня «До свидания, мальчики»

Ведущая : Время неумолимо отсчитывает секунды, часы, годы и десятилетия. Вот уже почти 24 года прошло с того дня, когда наши бойцы, возвращаясь домой, прошагали по знаменитому мосту через Аму-Дарью, разделявшему бывший СССР и Афганистан.

Ведущий: Из воспоминания участника афганских событий:
«Там, в Афганистане, мы не только честно воевали, исполняя интернациональный долг, но и просто пытались выжить. Когда кругом витала смерть, мы свято верили, что защищали афганский народ, стояли на страже своих границ, зная, что Родина не может отдать приказ, за который нас же потом и осудит».

Ведущая: Мы не жаждали звезд,
Не искали на власть притязаний,
И как жить на афганской земле,
Нам никто не давал указаний.
А за светлую, тихую грусть,
И за скорбь, что из пламени родом.
Ты прости нас, родная Русь,
Мы чисты перед нашим народом…

Ведущий: Стихотворение «Тишина» читает ученица 5д класса Полина Южанинова.

Стих

Ведущий: В смотре-конкурсе «Искусство, рожденное, в огне Полина заняла третье место, с чем мы её и поздравляем.

Награждение

Ведущая: Двадцать лет в обычной человеческой жизни срок немалый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет – трагически мала. Что остаётся от этой жизни? Что остаётся после человека, прожившего на земле только 20 лет?

Ведущий: Такие молодые и юные, не дожив, не долюбив, не доучившись, не осуществив свои мечты - возвращались на Родину грузом «200», но, успев при этом стать солдатами с большой буквы, которые оставили в сердцах людей светлую, благодарную память о себе.

Ведущая: Но, память в декабре забьёт набатом.
Звон поминальный полоснёт ножом.
И мы пойдём на кладбище к ребятам
Цветы возложим и свечу зажжём.

Ведущий : И молча, постоим, насупив брови.
Поддержим мать, склонённую без сил.
И кажется нам, будто капли крови,
Вместо гвоздик алеют у могил…

Ведущая: Не перестанет плакать мать о сыне,
Афганистан которого унёс.
У памятника, павшим на чужбине,
Она прольёт ещё немало слёз.

Ведущий : Придёт сюда, цветов букет положит,
На гладкий полированный гранит.
И так стоит подолгу, а, быть может,
Опять о чём-то с сыном говорит.

Ведущая : Проводив на службу своих сыновей, тревожно было матерям. Сжимались в тоске их сердца, а их мальчишки в трудные минуты в свою очередь вспоминали каждый о своём доме, о своих матерях и родных, стараясь в своих коротких и нечастых письмах успокоить и вселить надежду на то, что всё будет хорошо.

Ведущий : Для всех матерей, потерявших своих детей, которые исполняли свой воинский долг - нет срока давности. Они ждали и ждут своих сыновей. И не только с той афганской войны, а со всех горячих точек планеты.

Ведущая: Те солдаты, что вернулись домой, не только вспоминают о войне, но и увековечивают память о ней в своих стихах и песнях. Одно из таких произведений Владимира Глебова прочтёт ученица 8 класса Анна Метелёва.

Стих

Ведущая: Говорят, время залечивает раны, но без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего. Ведь пока мы помним – мы живём. Память о тех событиях увековечена не только в обелисках и памятниках, но она живёт в наших сердцах и в таких вот ежегодных встречах.

Ведущий: Из воспоминаний участника афганских событий:
«Никогда не смогу забыть раскалённый жар афганского солнца, нестерпимую жажду и последний глоток тёплой воды. И свой первый бой, и пулю, просвистевшую у виска, и чёрный зрачок дýховского гранатомёта, направленного в упор. Град осколков в броне, при разминировании минных полей, духоту госпитальной койки и родной дом, снившийся каждую ночь. Не забуду ребят, которые там остались. Мы все в долгу перед ними»

Ведущая: Всё это очень точно описано в стихотворении, которое прочтёт Анастасия Солдатенко.

Стих

Ведущая: Настя, принимая участие в смотре-конкурсе «Искусство, рожденное в огне», заняла третье место. Поздравляем.

Награждение

Ведущий: Минута молчания - это много иль мало.
За тех, кого рядом уж больше не стало?
За тех, чья судьба оборвалась так круто…
Минута молчанья.

Ведущая: Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Вдали отгремела война.
Минута молчанья,

Погибших мальчишек,
Чтит в эту минуту страна.

Ведущий: Им много не надо,
Лишь память да верность,
Да летом букетик цветов.
Ненужными стали
Им льготы и слава.
И каменный блеск орденов.

Ведущая: Пусть стали гранитом
Их светлые души.
Что прячет холодный гранит?
Минута молчанья,
Как белая птица,
Над миром притихшим летит.

Ведущий: Так встаньте же, люди,
Они заслужили, чтоб их вспоминали порой.
Почтим их, минутой молчанья одной!

Ведущая : Как дань уважения и почтения к воинам-интернационалистам, к тем, кто погиб, к тем, кто вернулся, но не дожил до сегодняшнего дня, пусть для всех них наша Минута молчания станет – Минутой памяти.

Звук метронома

Ведущая: Когда-нибудь время праведно рассудит и оценит те неоднозначные события и все поставит на свои места. Но, наша забота и цель в другом - не забыть о солдате, его верности воинской присяге, чести и мужестве, умении в самых сложных ситуациях не дрогнуть, проявить себя продолжателем славных боевых традиций отцов и дедов.

Ведущий: Каждая война - это трагедия для народа в целом. И мы должны извлечь из неё урок, должны помнить какой ценой обошлась нам война в Афганистане.

Ведущая: Сегодня в средствах массовой информации часто упоминается о войне объявленной террористами всем людям доброй воли независимо от национальности и вероисповедания. И каждому из нас, необходимо взять на себя ответственность за выполнение своего гражданского долга.

Ведущий: Внимание под гимн Российской Федерации смирно! Равнение на флаг!

Гимн

Ведущий : Память о тех, кто прошел дорогами войны, и кто не вернулся в родной дом, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни пусть останется в наших сердцах частицей гордости за них.

Ведущая : Надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас небесполезной, пусть она останется в ваших сердцах напоминанием того, что пока жива человеческая память, жив и сам Человек.