Когда ребёнку положен тьютор? Тьютор для ребенка с рас: правовая норма и реальность Пмпк что нужно чтобы дали тьютора.

Здравствуйте. На почту Марии Юрьевны поступило письмо от коллеги с вопросом:

-Здравствуйте, Мария Юрьевна, меня зовут Тигай Людмила Сергеевна, я официально работаю тьютором в Государственном учреждении для детей VIII инвалидности, на руках имею должностную инструкцию. Но фактически не дают возможности выполнять все возложенные на меня обязанности в соответствии с инструкцией. По распоряжению руководства с 9:00 до 14:00 я в классе с детьми (их 5), в связи с их физическим состоянием отойти от них хоть на шаг не возможно, т.е. практическая нагрузка, далее с 14:00 практическая работа в классе с детьми группы продленного дня до 16:00. Фактически времени на подготовку к работе, планирование, чтение литературы, анализ деятельности и т.д. НЕТ. Я понимаю, что так не должно быть, наверное, примерно, должно быть 50% на 50% времени на методическую и практическую работу. В связи с тем, что нет в организации официальных актов и нормативов, относительно времени работы тьютора, то руководители пользуются этим и нагружают работой «на полную катушку». Я планирую с группой тьюторов г.Тулы написать обращение в Министерство Образования Российской Федерации, для прояснения данного вопроса. Увидела публикацию вашего опроса, заполнила.

Вопрос: Имеется ли у вас информация, способная прояснить вопросы часовой нагрузки тьюторов, т.к. вы заинтересовались этим вопросом? Можете ли что-то посоветовать? Заранее благодарна!!!

Ответ: — Уважаемая Людмила Сергеевна, здравствуйте.
Вы правы, вопрос о распределении рабочего времени тьютора по видам работ сейчас решается исключительно на уровне локальных нормативных актов образовательной организации.
Письмо в МОН обязательно направьте и держите в курсе ответа.
Дальше мы сможем обратиться в ЦК отраслевого профсоюза, от имени Межрегиональной тьюторской ассоциации. Я это планировала.
Жду от Вас сканерные копии вашего обращения и ответа МОН.
С уважением,
Мария Юрьевна Чередилина , к.пед.н., руководитель образовательной сети «Международная школа практической педагогики»,
член правления МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», федеральный эксперт Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.

Кто такой тьютор

Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.

Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка , поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед.

У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога.

Если задача учителя - подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога - объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом.

Тьютор - это друг и соратник школьника.

Тьютор в обычной школе

В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка.

Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора , индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.

О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:

«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе - и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».

В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.

Тьютор в онлайн-школе

Другой вариант - поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.

О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в «Домашней школе» InternetUrok Анну-Марию Панасий:

«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение - занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.

В остальном существенных отличий нет.

Задача персонального наставника в онлайн-школе - подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.

Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.

Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса - ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.

Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.

Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении .

А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».

Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.

Тьютор - это человек, который всегда находится на стороне школьника».

Тьютор в инклюзивной школе

Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития.

О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:

В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.

Тьютор в нашей школе - педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.

Что он делает?

Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.

Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.

Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга - прямоугольник.

ТЬЮТОР ДЛЯ РЕБЕНКА С РАС: ПРАВОВАЯ НОРМА И РЕАЛЬНОСТЬ

Порой необходимость «раздобыть» тьютора для ребенка превращается в самоцель. Давайте разберемся, что это за зверь такой – тьютор, и для чего он нужен ребенку с РАС. Ниже родители найдут краткие ответы на наиболее часто возникающие вопросы.

Кто такой тьютор?

Как ни странно, этот вопрос чаще всего задают не родители, а организаторы

образовательного процесса: чиновники, директора, методисты и завучи. И этот факт

свидетельствует о неизбежном консерватизме нашей образовательной системы. Оно и понятно: учителя видят в качестве модели обучения ту модель, по которой учились сами 10-20-30 лет назад.

Слово «тьютор» имеет английское происхождение и в дословном переводе означает

«наставник». Традиционно тьютором в системе западноевропейского высшего образования

назывался человек, который помогал студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию: выбирать из всего многообразия курсов и семинаров те, которые ему подходят больше всего.

В российском образовательном поле тьюторы появились вследствие курса на

индивидуализацию образования. Первоначальное закрепление тьютора как особой

педагогической единицы произошло в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ . И там тьютор понимается именно как наставник, отвечающий за индивидуализацию образовательного маршрута ребенка, в том числе, например, ребенка, проявившего выдающиеся способности.

Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если мы говорим о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей.

Но если речь идет о связке «тьютор - ребенок с ОВЗ », то понимание роли тьютора может кардинально поменяться. Тьютор из наставника превращается в сопровождающего,

непосредственно участвующего в образовательном процессе для того, чтобы помочь включить ребенка с особыми потребностями в учебную деятельность. Тьютор может сидеть с ребенком на уроке (именно этого чаще всего ждут от него родители) и/или заниматься с ним индивидуально – в зависимости от потребностей. С 26 января 2017 года вступил в силу

профессиональный стандарт тьютора, в котором в частности говорится, что функции тьютора заключаются в следующем:

– Педагогическое сопровождение учащихся, в том числе с ОВЗ

– Организация образовательной среды

– Организационно-методическое сопровождение индивидуальных

образовательных маршрутов

Таким образом, профессиональный стандарт пытается примирить обе эти позиции. В

классах и группах для детей с РАС, использующих в качестве основного коррекционнореабилитационного метода прикладной анализ поведения, тьюторы по сути являются терапистами. Работая с ребенком, они отрабатывают с ним разработанные специалистами программы, направленные на коррекцию индивидуальных дефицитов. И это уже третий набор функций, который возможен для позиции тьютора в системе образования, который тоже нашел свое отражение в профессиональном стандарте (там, в частности указывается, что тьютор обязан владеть основами прикладного анализа поведения).

Очень важно: различать функции тьютора и ассистента. Ассистент – это технический

помощник, который не обязан быть педагогом. Его дело – оказывать ребенку помощь в

преодолении бытовых трудностей, с которыми он может столкнуться в образовательном

учреждении, например, катить коляску, помогать мыть руки, следить за слуховым аппаратом, быть поводырем в случае, если ребенок не видит. Тьютор – это педагогическая должность, он не просто протирает очки, но участвует в адаптации подачи материала, помогает ребенку выстраивать коммуникацию с одноклассниками и так далее и тому подобное.

Почему тьютор так востребован сегодня?

Почему же потребность в тьюторах так высока сегодня?

Во-первых, это связано с тем, что вступивший в силу закон «Об образовании», а также специальные ФГОСЫ для детей с ОВЗ законодательно закрепили необходимость обучать абсолютно всех детей. И более того, родитель более не обязан искать для своего особенного ребенка особенную школу. Закон (в частности ст. 44 Закона № 273) дает родителю возможность выбирать образовательную организацию, в которую будет ходить ребенок. Это может быть и самая обычная школа рядом с домом. У нас больше нет необучаемых детей. И нет никаких законных оснований для школы отказать ребенку в приеме на основании его «особенности».

Благодаря этому замечательному положению Закона школы столкнулись с совершенно

новой для них ситуацией. И это можно сравнить только с «шоковой терапией» в экономике.

Несмотря на все бравурные рапорты чиновников от образования, школы в подавляющем

большинстве оказались не готовы к этому – прежде всего, в силу отсутствия навыков, опыта, а зачастую и желания включать особенного ребенка в свой класс. Нередко приходится слышать от коллег-учителей, что они поддерживают идею инклюзии, но не хотят, чтобы особенные дети приходили в их собственный класс. И многие из них по-прежнему верят, что если «надавить» на родителей, на администрацию, то проблема исчезнет сама собой. Поэтому очень часто родители слышат от школы: без тьютора мы не будем учить вашего ребенка в классе, мы не знаем, как с ним работать, у нас и без того большая нагрузка, он будет мешать обычным детям.

Во-вторых, школы (даже коррекционные) зачастую впервые столкнулись с такой

проблемами – а это практически все дети с РАС. Родители детей с аутизмом более не готовы

мириться с перспективой обучать ребенка в отрыве от детского коллектива (на дому или в

форме семейного образования),.

Факты, исследования и мировой опыт свидетельствуют о том, что включение ребенка в среду сверстников существенно повышают качество его обучения и способствует преодолению многочисленных коммуникативных барьеров, мешающих ребенку

с аутизмом стать частью общества.

Еще один фактор, который приводит к повышению спроса на услуги тьютора, -

фактическое отсутствие системы ранней помощи. Нередко диагноз ребенку (например, ребенку с РАС) ставят в возрасте 5-6 лет, а то и перед школой, что, безусловно, уменьшает шансы реабилитировать ребенка до того уровня, когда ему не потребуется специальное

сопровождение. И даже если ребенок получал помощь, то обычно объем ее в государственной системе детских садов бывает недостаточен. Дети с серьезными нарушениями поведения обычно посещают группу «Особый ребенок» (стандартная норма – 3 часа 3 раза в день), где у них нет шансов сформировать необходимые базовые навыки. А включение ребенка в комбинированную (инклюзивную) группу, где он мог бы получить необходимый опыт, затруднено еще и тем, что услуги тьютора в детских дошкольных учреждения не предусмотрены нормативными актами. В частности такой единицы нет в Приказе № 1014 Министерства образования, регулирующем правила организации процесса в ДОУ. По информации на март 2017 года, изменения в данный Приказ будут внесены, но пока мы имеем то, что имеем. Если у ребенка и есть тьютор в саду, то он зачастую оплачивается из родительского кармана или тьютором (разумеется, без оплаты) является родитель ребенка.

Как следует из всего вышесказанного, тьютора считают чуть ли не волшебником,

который придет и превратит неудобного для системы образования ребенка-бяку в

удобоваримую для сада/школы единицу.

Какие задачи стоят перед тьютором?

Главное задача тьютора – помочь ребенку стать частью образовательного процесса. Вопреки распространенному мнению, тьютор не помогает учителю осуществлять

образовательный процесс, задача обучать ребенка остается за учителем. Именно учитель дает инструкции по выполнению заданий, он должен объяснять и адаптировать дидактический материал, проводить аттестацию и оценивать динамику ребенка. Тьютор осуществляет помощь, постепенно «уменьшая» подсказки (от прямой физической подсказки до вербальной). Если

ребенок чего-то не понял или не уловил задание, тьютор не должен повторять для него задание.

Грамотный тьютор напомнит ребенку, что можно поднять руку и попросить учителя повторить задание.

Таким образом, присутствие тьютора не освобождает учителя от обязанности уделять

внимание ребенку, потому что у него есть свой «персональный» учитель. Тьютор - это

связующее звено между ребенком и учителем, между ребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения. Надо, однако, помнить, что в адаптированную программу ребенка с РАС включено развитие навыков социализации и коммуникации, поэтому работа тьютора не прекращается со звонком с урока. На переменах тьютор организует общение ребенка с одноклассниками, инициирует и направляет ситуации, которые могут помочь ребенку преодолеть коммуникационные барьеры. Кроме того, в задачу тьютора также входит обучение ребенка навыкам самообслуживания, если они не сформированы по возрасту. Таким образом, обучающий процесс во время школьного дня не прекращается ни на секунду.

Необходимо помнить одно важное правило:

Главная задача тьютора – как можно скорее стать ненужным ребенку. Сколько времени

займет этот путь – зависит как от профессионализма команды, так и от особенностей ребенка.

Важно не допустить возникновения зависимости от помощи тьютора. Способствовать

этому может, например, механизм ротации – смены тьюторов, если их в школе несколько.

Различаются ли задачи тьютора ребенка с РАС в инклюзивном и коррекционном

образовании?

Как показывает опыт и практика, фундаментальных отличий здесь пока нет: и дети,

обучающиеся в коррекционных классах, и дети в общеобразовательных школах могут иметь серьезные поведенческие проблемы, которые мешают им включаться в любой детский коллектив. И к сожалению, в коррекционных группах и школах точно также возникает масса проблем с адаптацией учебной среды к нуждам ребенка с РАС: у нас по-прежнему не хватает адаптированных учебных материалов, учитывающих особенности восприятия и асинхронное развитие детей с РАС. Но, к сожалению, специалисты ПМПК редко вписывают тьюторское сопровождение детям, заведомо идущим по программам коррекционного образования уровня 3 и 4, однако перейдем к следующей проблеме.

Кому положен тьютор?

Если кратко отвечать на этот вопрос, то учреждение, получающее государственную

субсидию на обучение ребенка с РАС (это касается одинаково и государственных и частных

школ), обязано оплатить услуги тьютора ребенку, у которого есть соответствующая запись в заключении ПМПК или ИПР. Почему ИПР, а не ИПРА? Потому что в новой форме

индивидуальной программы реабилитации/абилитации (ИПРА) отмечается лишь нуждаемость в специальных условиях. Старая форма – ИПР – перечисляла эти условия достаточно подробно.

Таким образом, главным документом для получения услуги тьютора является

заключение ПМПК. Оба документа – и ИПР/ИПРА и ПМПК – обязательны для исполнения государственными органами.

Заключение ПМПК действует в течение всего времени обучения ребенка на той или инойступени образования. Впрочем, при необходимости родитель может пройти ПМПК в любое время – если необходимость существенно поменять программу или набор специальных образовательных условий.

Чем руководствуется ПМПК, прописывая или не прописывая ребенку тьюторское

сопровождение? Если речь идет о дошкольном уровне образования, то это приказ № 1014 от 30 августа 2013 года. Но согласно действующей версии Приказа, тьютор в ДОУ не предусмотрен (впрочем, иногда ПМПК делают приятные исключения и все-таки

оставляют заветную запись в заключении).

Если ребенок учится в школе или идет в школу, то важно понимать, когда именно

возникают договорные отношения со школой. Если они возникли до 1 сентября 2016 года,

образовательный процесс выстраивается в соответствии с Приказом № 1015 от 30 августа 2013 года. Данный документ предусматривает возможность предоставления тьюторского

сопровождения из расчета 1 тьютор на 1-6 детей с ОВЗ. При этом нет никаких четких

ограничений по времени, когда эти услуги остаются востребованными. Однако, в большинстве случаев Психолого-медико-педагогические комиссии прописывают детям с РАС сопровождение «на период адаптации» - от полугода до года. Именно так ПМПК трактуют пункт о необходимости «специального сопровождения ребенка с РАС» на период адаптации ребенка к школе – от полугода до года. В данном случае неясность нормы подзаконного акта трактуется не в пользу детей, хотя скорее всего Министерство образования имело в виду ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ сопровождения детей в этот период.

Еще одна сложность – тьютора очень редко прописывают при рекомендованной

программе 8.3 и 8.4, мотивируя это тем, что ребенку все равно путь в коррекцию, а там тьютор при маленьком классе не нужен. Следует помнить, что период адаптации к школе

– это не только первичное поступление в образовательное учреждение, но и выход, например, с надомного обучения для детей более старшего возраста.

начального образования для детей с ОВЗ. Он не предусматривает нозологических ограничений, а также временных ограничений для тьюторского сопровождения. Тьютор может быть предоставлен любому ребенку с ОВЗ, независимо от нозологии, временно или постоянно.

Следует отметить, что нормами законов и подзаконных актов никак не

регламентировано различение индивидуального или группового сопровождения. Запись ПМПК содержит общую формулировку необходимости тьютора, а детали реализации данного положения остаются за школой.

Альтернативный путь. А что делать, если ПМПК по каким-то причинам не вписало

тьютора в заключение или период адаптации прошел? В этом случае тьютор может быть

предоставлен школой без соответствующей записи в соответствие с правом руководителя

самостоятельно формировать штатное расписание (п. 4 ст. 28 Закона «Об образовании»).

Впрочем, эта возможность в большей степени действительна для государственных бюджетных, но не для казенных образовательных учреждений, которым необходимо согласовывать штатное расписание с Учредителем (Департаментом образования, другим руководящим органом, выполняющим эти функции).

Решение о предоставлении тьютора ребенку может быть обосновано решением

внутреннего школьного психолого-педагогического консилиума. Альтернативный путь,

однако, работает только в том случае, если руководитель организации разделяет мнение

специалистов и/или родителей о необходимости такого сопровождения. Необходимо понимать, что в подавляющем большинстве российских регионов такое решение чревато серьезными финансовыми затратами для школы, поэтому этот путь используется в российских школах крайне редко.

Последняя возможность

Если ни ПМПК, ни школа не разделяют мнения родителей о необходимости тьютора,

родитель может попытаться найти тьютора и оплатить тьюторские услуги самостоятельно или с помощью общественной организации. Но в этом случае придется потратить некоторые усилия на то, чтобы легализовать присутствие тьютора в школе. Это может быть сделано через заключение трехстороннего договора между тьютором, родителем и школой. Школа также может заключить волонтерский договор с тьютором. Либо, если в этом участвует общественная организация, договор с тьютором заключает НКО, а затем договор о сотрудничестве заключается между НКО и школой. В этом случае, и у родителя и у тьютора будет чуть больше защищенности в решении разных сложных ситуаций. Во всех этих случаях школа имеет право требовать от тьютора, присутствующего в течение всего дня в школе, оформления медицинской книжки. Однако, вполне вероятно возникнет неясность с распределением ответственности за жизнь и здоровье ребенка.

Родитель-тьютор: за и против

Часто возникает вопрос: может ли родитель (мама или папа) сопровождать своего

ребенка в школе/саду? Опрос, проводившийся Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов показал, что процент родительского сопровождения чрезвычайно высок. В 46% случаев тьюторами ребенка являются его родители.

Но это очень тревожная цифра. Родитель может заменять тьютора только в крайнем случае.

Во-первых, это необходимо для генерализации навыков ребенка с РАС. Нередки случаи,

когда с родителем ребенок показывает одно поведение, а при работе с другим человеком –

совсем другое.

Во-вторых, как уже говорилось выше, тьютор должен стремиться к тому, чтобы ребенок стал самостоятельным. Преодолеть зависимость ребенка от родителя гораздо сложнее, чем зависимость от чужого человека. В-третьих, родители – это третья сторона процесса, они являются одновременно законными представителями ребенка и оценивают качество услуги. Поэтому нередко учитель воспринимает родителя как контролера из «Родпотребнадзор» (что зачастую так и бывает), а не как коллегу, с которым необходимо выстраивать эффективное взаимодействие. Родителю же тоже сложно выйти из роли контролера: ведь ему кажется, что он точно знает, что ребенок воспринимает, а что нет, что он может, а что никогда не сможет и как его нужно учить.

Еще один существенный аргумент против родителя-тьютора – правовой. Согласно

профстандарту, тьютор должен иметь профильное педагогическое образование, далеко не

каждый родитель соответствует этому требованию. Кроме того, родитель ребенка с ОВЗ не

может стать «универсальным» специалистом, ведь его задача – не в том, чтобы стать

профессионалом, помогающим всем и разным детям, а в том, чтобы помочь одному

конкретному собственному ребенку. После окончания ребенком школы, он, скорее всего,

совсем уйдет из профессии.

Ну и самый главный аргумент против: постоянное сопровождение ребенка,

зацикленность на его проблемах очень быстро приводит к «выгоранию» родителя и

существенно ухудшает качество жизни семьи. Родитель, вынужденный работать тьютором, не состоится как профессионал, семья может понести существенные финансовые потери, так как «упущенная выгода» может оказаться достаточно большой.

Но что делать, если нет другого выхода: школа не справляется с ребенком, и добиться

нужных записей в документах не получается или квалификация школьных сотрудников

оставляет желать лучшего? Можно попытаться минимизировать издержки и потери:

1. Объединитесь с другими родителями, которые нуждаются в услугах тьютора.

«Поменяйтесь» детьми – тем самым можно избежать усиления зависимости ребенка от папымамы.

2. Помните, что ответственность за результаты образовательного процесса несет учитель. Если вам что-то не нравится в том, как он дает материал, не делайте ему замечаний

при коллегах и тем более, при учениках. Предложите помощь – возможно, он прислушается к вам, так как вы знаете своего ребенка лучше других. Но старайтесь избегать аргумента: «Я – родитель, я знаю лучше». Разговаривайте с учителем на равных как коллега с коллегой.

3. Не останавливайтесь на достигнутом – используйте ситуацию, чтобы узнать

новое. Не упускайте возможности повысить квалификацию, вникайте в документы и

особенности процесса. Возможно, тьюторство станет вашей новой профессией.

4. Соблюдайте правило уменьшения подсказки, помните о необходимости

увеличивать самостоятельность ребенка.. Заведите специальную одежду для школьных

занятий, чтобы обозначить смену роли родителя на роль педагога.

Заключение

Помните: сам по себе тьютор не может решить всех проблем ребенка. Если ребенок

«мешает классу», прежде всего, необходимо найти причину. Неграмотный специалист вполне может закрепить нежелательное поведение и навредить образовательному процессу. Поэтому обязательное требование к тьютору ребенка с РАС – владение основами прикладного анализа поведения и базовые компетенции психолога, дефектолога или другого коррекционного специалиста. Впрочем, тьютор не обязательно должен сам писать поведенческие протоколы.

Здесь ему нужна помощь специалиста в ПАП более высокого уровня.

Не менее важно наладить взаимодействие между тьютором и учителем класса, а также

между школой и родителями, чтобы обеспечить соблюдение общих принципов и подходов при решении задач освоения и академической программы и социализации ребенка.

Тот факт, что тьюторство возникает как отдельная тема в методичке для родителей детей с РАС, свидетельствует о том гигантском шаге вперед, который произошел в общественном сознании и нашем образовании. Будем, однако, надеяться, что этот шаг – только начало большого пути по превращению наших образовательных учреждений в среду, дружелюбную по отношению к особенными детям.

    Итак, тьютор - это проводник, провожатый по миру либо знаний, либо профессий, либо хобби, который расскажет, какие внутренние и внешние ресурсы можно использовать или создать человеку, чтобы выбрать или сменить профессию, развиваться дальше. В информационном обществе он необходим, так же как интернет и другие современные средства коммуникации. Разница в том, что он соединяет человека с собой, со своим и/или чужим опытом.

    Тьютор может прийти на подмогу родителям дошкольника в выборе детского сада(Вальдорфский, Монтессори и другие) или развивающих занятий, начнёт учить ребёнка прислушиваться к себе, ценить свои особенности, подкреплять оценки делами. Тьютор служит поддержкой школьнику в желании узнать и выбрать внешкольные и школьные занятия, учит формулировать потребности, ценить свой опыт. Тьютор помогает старшекласснику составить индивидуальную образовательно-практическую траекторию, научит различать внутреннее и внешнее влияние на личность и подтверждать практическими делами самооценку. Тьютор содействует профессиональной ориентации, но, скорее, ориентирует на ВУЗ и бакалавриат, потому что в современном динамичном мире трудно предугадать, какая специальность возникнет через 4-6 лет и как изменится сам тьюторант на практике. Поэтому важнее представлять себе все пути поступления в ВУЗ: ЕГЭ, олимпиады, льготы. Тьютор окажет помощь при выборе магистратуры и обозначит разные пути поступления - экзамены, олипиады, конференции, гранты. Тьютор выведет из затруднения, когда специалист начинает свой профессиональный путь или меняет его на любом этапе жизни. Тьютор может оказать поддержку людям серебряного возраста, которые думают о новой работе или хобби, побуждая вспомнить мечты и нереализованные ещё способности.

    Кто же те умные, добрые, опытные, тонко чувствующие, образованные люди, которые смогут стать тьюторами и будут служить конкретному человеку, а в итоге, подрастающему поколению и всему народу? Какому тьютору мы готовы вверить свою судьбу?

    Никакому. Мы же не доверяем свою судьбу интернету или фэйсбуку. Ведь те же высокие требования можно предъявить ко многим профессиям - учителю, няне, водителю, президенту. Только к другим специальностям мы привыкли и иногда даже готовы смириться с явным непрофессионализмом. Мы сами несём ответственность за свою судьбу и можем выбирать, в какой информации нуждаемся в конкретной ситуации. Если нам понадобится психолог, чтобы разобраться в себе, - тьютор, который даже обладает психологическими знаниями, подскажет варианты: почитать самому, выбрать методику, коллективные или индивидуальные занятия. Например, для поступления в МГУ нужна сумма баллов трёх ЕГЭ и ДВИ - дополнительного внутреннего испытания. Но если абитуриент занимает призовое место на олимпиаде "Ломоносов", внутренний экзамен он не пишет и получает 100 баллов за него. Именно это произошло с моей ученицей в этом году. И хотя она сильно недооценивала себя, всё же решила попробовать свои силы на олимпиаде, заняла второе место и поступила на бюджетное отделение МГУ. Другие ученики делают ставку на стобалльный ЕГЭ. Тьютор снимает страх "главного шага", "важного выбора", организует опыт принятия и реализации решений, осознание, что всё поправимо.

    И так же, как есть домашнее обучение, найдутся родители, которые, почитав нужную литературу, станут прекрасными тьюторами своему ребёнку, познакомят со своими друзьями разных профессий, не станут удерживать от опыта армии, например. И так же, как весь мир удивился, узнав, кому доверил своё лечение Стив Джобс, будут люди, которые самостоятельно выстраивают знакомство с темой и реальные шаги. Неизбежно неспециалисты сами строят себе дома, рожают вне больниц, т.е. отталкиваются от чужого опыта с разным результатом. И даже если тьютор нас устраивает, мы можем сами решить не следовать конкретному совету.

    Напротив, излишняя доверчивость тьюторанта к советам тьютора может оцениваться как неудача тьютора, профессиональная ошибка. В книге Татьяны Михайловны Ковалёвой и её коллег "Профессия тьютор" чётко сказано, что тьютор не может работать без контроля. Супервизор фиксирует советы тьютора и следит, чтобы тьютор предлагал разнообразные траектории развития ситуации и преодолевал мессианский комплекс. А критерии успешности тьютора на разных этапах разные, но итоговый, как считает Татьяна Михайловна, - самоактуализация тьюторанта. Один из самых ярких примеров людей, которых я имела честь сопровождать некоторую часть их жизни, - юноша, который несправедливо был поставлен на учёт в детской комнате милиции в 8 классе, увлёкся правом в 9, в 10 классе победил а Москве, а в 11 - на всероссийской олимпиаде по праву, был зачислен в МГУ безотносительно ЕГЭ и ДВИ - и стал юристом. Человек преодолел навязанную ему роль.

    Как можно получить специальность тьютора в Москве? В Московской высшей школе социальных и экономических наук(Шанинке) в рамках бакалавриата существует курс Веры Владимировны Пчелиновой "Карьерное консультирование и профессиональная ориентация". В 2016-2017 учебном году на факультете практической психологии открывается новая специализация "Карьерное и профориентационное консультирование". Вера Владимировна делится своими методиками по работе с людьми разных возрастов. Именно она рассказала, что в Москве у некоторых ребят роль тьютора играет нанятый родителями водитель машины, который целый день проводит с ребёнком, выбирая не только музыку. Вера Владимировна развивает научную школу академика Е.А.Климова, на чьи подходы опирается и книга Т.М.Ковалёвой.

    Очная бюджетная магистратура "Тьюторство в сфере образования" есть в МПГУ, где кафедрой индивидуализации и тьюторства заведует Татьяна Михайловна Ковалёва, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. И кроме того, с 18 октября по 25 декабря пройдут курсы "100 часов для тьюторов-практиков" двух специализаций: тьютор детских групповых тьюторских программ и тьютор, реализующий услуги индивидуального тьюторского сопровождения детей(от 5 до 18 лет) в открытом образовательном пространстве. Режим работы - два часа теории по вторникам и пять часов тренингов по воскресеньям - как нельзя лучше погрузит в специальность, необходимость которой становится всё более очевидной.

    Таким образом, происходит становление новой творческой профессии информационного общества - тьютор. Поскольку в результате взаимодействия тьютора и тьюторанта каждый раз возникает неповторимый путь познания и практической проверки знаний о себе и о мире, творцами себя и друг друга выступают обе стороны. По масштабам изменений в обществе этот процесс сравним с возникновение ITсферы. Если бы тридцать лет назад кто-нибудь спросил, откуда возьмутся специалисты по программному обеспечению и системным блокам, PR и аналитике, интернет-продажам и венчурному бизнесу, мы бы очень удивились самим вопросам. Но технические коммуникации заработали. И теперь мы сами или с помощью навигаторов (один из которых - тьютор) можем наполнить их индивидуальным творческим содержанием, множеством случайных и системных связей, а можем игнорировать. В самом деле можем?

    "Ну что ж делать, придется гореть в аду". Гекльберри Финн.