Что такое хронология определение по истории кратко. Историческая хронология

Хронология (греч. «хронос» – время и «логос» – изучать) – учение об измерении времени. Разделы хронологии:

    Математическая или астрономическая хронология – наука, занимающаяся установлением точного астрономического времени и изучением закономерностей движения небесных тел.

    Историческая хронология – наука о системах исчисления человечеством времени на разных этапах его развития.

Цель исторической хронологии – определение и уточнение дат исторических событий и документов.

Объект исторической хронологии – все источники, которые содержат указания на даты исторических событий.

Задачи исторической хронологии:

    Исследование различных систем исчисления времени в их историческом развитии, взаимодействии.

    Установление и согласование между различными системами летоисчисления – конкордация .

    Определение, уточнение и проверка даты источника, приведение её в соответствии с современной системой счета времени.

    Выработка основных правил перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Хронология очень рано стала превращаться в научную дисциплину. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и положила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке.

Астрономические основы календарей.

Единицы счета времени . Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Одной из первых единиц времени были сутки, «сутыкать» (русск.) – соединять день и ночь. Сутки - период обращения Земли вокруг своей оси. Деление суток на 24 равные части, опираясь на двенадцатеричную систему счета древних вавилонян, ввел во II в. н.э. греческий ученый Клавдий Птолемей. В древности начало суток – восход солнца, сейчас – полночь.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Всего их четыре: растущая луна, полнолуние, стареющая луна, новолуние. Непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она обгоняет на небе, продвигаясь от него на восток. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Неделя – 7-дневный отрезок времени возник по двум причинам:

    Семь суток = ¼ лунного месяца;

    С древности люди почитали число 7: в античном мире – семерка богов соответствует семи «блуждающим» небесным телам (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Планета (греч.) – «блуждающий». Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона.

В английский язык названия вторника, среды, четверга и пятницы пришли из аналогичных названий Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры в скандинавской мифологии.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движений Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени – астрономическому, или тропическому году . Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Год – период обращения Земли вокруг Солнца. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, была высчитана в Древнем Египте.

Перед человечеством стояла сложная задача – выработать такие время исчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему время исчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. В большинстве современных календарей каждый год состоит из 12 месяцев (по 12 созвездиям эклиптики через которые проходит солнце в течение года).

Понятие эры введено в средние века. «Аера» – исходное число, точка отсчета. Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы «аб эксордио регни Аугусти» – от начала царствования Августа. Такая эра существовала в Александрии.

В древности понятие эры находилось в зачаточной форме. Счет велся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения и т.п. В Древнем Египте и Вавилоне счет велся по царствованиям. Хронологические записи указывали, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения фараона или царя. В Ассирии события датировались по высшим чиновникам, в Риме – по консулам, в Афинах – по архонтам. Не было понятия об эре.

Понятие эры складывалось очень медленно, лишь с появлением регулярных погодных записей важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей. Виды эр:

    Конкретно-исторические – отсчет времени от конкретного исторического события.

    Легендарно-мифические (например, от основания Рима – 754 г. до н. э.).

    Религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события – рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Наиболее древней исторической эрой, по которой счет лет ведется от реального исторического события, считается эра Набанассара , занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э. Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90–160 гг. н. э.). В одном из своих трудов он привел таблицу – так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров – от воцарения Набанассара до римского императора Антонина Ния (86–161 гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1463 г. Благодаря этому эра Набанассара приобрела широкую известность.

Эра Селевкидов связана с битвой при Газе, где основатель царской династии в Сирии Селевк одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка эры Селевкидов - 1 октября 312 г. до н. э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

Эра Диоклетиана (по другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) – с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э. Распространена в средневековье и позже.

Самая распространенная легендарно-мифическая эра – от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону – 21 апреля 753 г. до н. э.), базируется на легендах. Эра от основания Рима применялась западно-европейскими историками до ХVIII в. Еще одна легендарно-мифическая эра: Олимпийская эра – от первых легендарных Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Религиозными являются эра от Рождества Христова, Мусульманская эра – хиджра – от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н. э., буддийская эра – от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира антиохийская, византийская, александрийская и др.

Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. В христианстве существует около 200 «мировых эр», отправным моментом в них считается «сотворение мира». Самая длинная «мировая эра» относила «сотворение мира» к 6984 г. до н. э. и самая короткая – 3483 гг. до н. э. Наиболее распространенными в быту и официальных документах были три эры:

    Александрийская эра была популярна в Греции и употреблялась даже в ХХ в. у некоторых христианских народов (абиссинцы, копты), относила «сотворение мира» к 29 августа 5501 г. до н. э.;

    Антиохийская эра, поддерживаемая антиохийскими патриархами, относила «сотворение мира» к 1 сентября 5969 г. до н. э.;

    Византийская, созданная при императоре Констанции (337–361 гг.), «сотворение мира» – 1 марта 5508 г. до н. э.; принята на Руси, «сотворение мира» – 1 сентября 5509 г. до н. э. (другие ее названия – константинопольская или древнерусская), стала применяться в Византии в VII в., была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1-го г. этой эры.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х., после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была предложена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к ХIХ в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г. принятие эры, предложенной Дионисием, было связано в первую очередь с необходимостью использования его пасхальных таблиц. В настоящее время эра от «рождества Христова» стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени.

Словарь Ушакова

Хронология

хроноло гия , хронологии, жен. (от греч. chronos - время и logos - учение).

1. Перечень событий в их временной последовательности. Хронология русской истории.

2. Время или последовательность появления чего-нибудь во времени. Хронология событий.

3. Вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты событий, время появления документов (спец. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Хронология

(от хроно... и логос слово, учение)

1) последовательность исторических событий во времени;

2) наука об измерении времени. Например, астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время. Исторические хронологии - вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Хронология

(от греч. chronos - время + логия)

1) наука об измерении времени;

2) последовательность каких-либо событий во времени;

3) историческая, астрономическая, геологическая и др. хронологии устанавливают перечень, даты, периоды и другие временные отрезки тех или иных событий, явлений, документов.

Энциклопедический словарь

Хронология

(от хроно... и...логия),..

  1. последовательность исторических событий во времени...
  2. Наука об измерении времени. Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время. Исторические хронологии - вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Словарь Ожегова

ХРОНОЛО ГИЯ, и, ж.

1. Раздел исторической науки, изучающий историю летосчисления.

2. Перечень событий в их временной последовательности. Х. русской истории.

3. чего. Последовательность появления чегон. во времени. Х. событий.

| прил. хронологический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Хронология

  1. ж.
    1. Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления.
    2. Перечень исторических событий в их временной последовательности.
    3. Последовательность событий или появления чего-л. во времени.
  2. ж. устар. То же, что: хроника (1).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Хронология

Учение об измерении времени. Различают астрономическую X. и техническую, или историческую, X. Астрономическая X. рассматривает различные более или менее закономерно повторяющиеся небесные явления как средство для счисления времени. Она дает для технической X. опорные точки, масштаб и средство для сравнения различных приемов и способов счета времени, употребляемых разными народами. Техническая, или историческая, X. учит о том, как именно отдельные народы и века пользовались движениями небесных тел для измерения времени и как их хронологические определения событий должны быть переводимы на нашу систему время- и летосчисления. Лучшим и наиболее естественным мерилом времени служит вращение земли на ее оси, происходящее вполне равномерно. Полный оборот (на 360° в угловой мере) земли называется звездными сутками, так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды (прохождениями ее через определенную часть, северную или южную, меридиана данного места на земле). Вследствие обращения земли около солнца солнечные истинные сутки, т. е. промежуток времени между двумя кульминациями солнца, немного больше звездных суток. Эта разница непрестанно меняется в зависимости от неравномерности обращения земли в плоскости эклиптики; поэтому истинные сутки не могут служить единицей времени. Вместо них употребляются в общежитии средние сутки, т. е. промежуток между кульминациями фиктивного светила - "среднего" солнца, движущегося равномерно по экватору, его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного солнца. Для крупных периодов времени вместо суток необходимо употреблять иные единицы времени, заимствованные из наблюдений над видимым положением луны и солнца среди звезд на небесной сфере. Промежуток времени, в который луна по истечении полного оборота вокруг земли приходится против тех же звезд, есть сидерический (звездный) месяц (27 д 7 ч 43 м). В зависимости от перемещения земли вместе с луной вокруг солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трех светил несколько изменится, поэтому фаза луны, видимая с земли, будет несколько иная и промежуток, через который луна возвращается к прежней фазе, так наз. синодический месяц, больше сидерического (29 д 12 ч 44 м). Летосчисление некоторых народов ограничивается исключительно счетом синодических месяцев. Промежуток времени, через который вследствие обращения земли около солнца это последнее возвращается видимо к тем же созвездиям, к "той же звезде", носит название звездного года. Блеск солнца затмевает днем звезды, и вместо созвездий, против которых приходится солнце, можно сравнивать созвездия, противоположные им, кульминирующие в полночь в данное время года. Вследствие прецессии (см.) изменяется линия пересечения плоскостей экватора и эклиптики, точка равноденствия (см.), от которой ведется на небесной сфере счет долгот и прямых восхождений, медленно отступает, поэтому тропический год, т. е. промежуток, через который солнце возвращается к точке (наприм. весеннего) равноденствия, на 20 минут меньше звездного. Величина звездного года не изменяется, величина тропического колеблется в зависимости от изменений величины прецессии; в наше время он заключает в средних сутках и часах 365 с 5 ч 48 м 46 с, в звездных сутках и часах 366 с 5 ч 48 м 46 с. Во времена Гиппарха (II ст. до Р. Х.) тропический год был на 12 секунд длиннее. Тропический год обусловливает наступление так наз. времен года, и потому он принят как единица времени в солнечных календарях. Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приемов подсчета накапливающихся дробей суток, т. е. распределения вставных дней. В свою очередь лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в лунно-солнечных календарях выбраны различные приемы уравнивать накопляющуюся невязку вставными месяцами. Затем месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звезд, довольствовались грубым приемом наблюдения восхода и захода звезд. Особое значение имел так наз. гелический восход звезды (см.). Длина периодов, построенных на гелических восходах, требует каждый раз особого подсчета в зависимости от данной звезды (т. е. места ее относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии. См. также ст. Календарь (египетский, индусский, халдейский, еврейский, армянский, арабский, доисламский, мусульманский, греческий, римский, юлианский, григорианский, республиканский во Франции); Пасхалия (в ней лунный цикл - круг луны, солнечный цикл - круг солнца, золотое число, эпакт); Период, где вкратце упоминается об индикте, цикле индиктионов, о котором сообщаем ниже еще некоторые подробности.

В. В. С.

Цикл индиктионов (indictio, ίνδιχτίων, ίνδιχτος) обнимает собой 15 лет. До IV в. по Р. Х. индикты в хронографии не встречаются. Вероятно, они были связаны с пятилетними периодами обложения налогами в Египте. Известие Chronicon paschale, что с 312 года начинаются индикты Константина, надо понимать так, что в царствование Константина 312-й год был первым, в который начинался новый цикл индиктионов. Для индикта принимают за начало третий год до Р. Х. (см. Индиктион).

Исходный пункт каждого летосчисления называется эрой. Ни эра Олимпиад (776 г. до Р. Х.), ни эра города Рима (обыкновенно 753 г. до Р. Х.) не имели гражданского значения. И в Греции, и в Риме годы обозначали по сановникам (последний консул - Flavius Basilius Junior в 541 г. по Р. Х.; далее считали post consulatum Basilii). Кроме того, существовало обозначение времени по годам правления императоров. В Египте было издревле в обычае считать по правителям; отсюда там возникла эра Диоклетиана, т. е. 29 августа 284 г. после Р. Х. Александрийские пасхальные таблицы были основаны на эре Диоклетиана; христиане дорожили ею, но называли эрой мучеников. Эры от сотворения мира крайне разнообразны. Теперь (с IV в. по Р. Х.) у евреев эра сотворения мира - 3761 г. до Р. Х.; итак, к нашим годам надо прибавить 3760 лет. Из христианских эр от сотворения мира важна эра александрийского монаха Панодора, писавшего при имп. Аркадии. Эту эру, с некоторыми поправками, распространил другой египетский монах Анниан. Первый год от александрийской эры Панодора-Анниана, 5493-5492 до Р. Х., был первым после високосного года, т. е. первым в високосных циклах по 4 года, первым для солнечного круга в 28 лет, первым для лунного круга в 19 лет, но вторым для цикла индиктов в 15 лет. Поэтому византийцы решились эту александрийскую эру изменить так, чтобы первый год от сотворения мира был первым после високосного года и первым во всех циклах. Если бы они просто прибавили 1 (5492 + 1), то получили бы в 5493 г. первый год для индиктов, но зато и високосный (т. е. четвертый в цикле високосов). Поэтому, кроме единицы, они прибавили еще 15, т. е. отодвинули эру назад на целый индиктионный период. Итак, 15 + 1 = 16 лет - разница между сотворением мира у александрийцев (5493 г. до Р. Х.) и византийцев (5509 до Р. Х.); зато первый год после сотворения мира у византийцев (т. е. сентябрь 5509-5508 г. до Р. Х.) есть первый во всех циклах и первый после високосного. Чтобы получить для византийского летосчисления индикт, солнечный круг и т. д., надо к нашему году прибавить 5508 г., а затем делить на 15, 28 и т. п.; остаток дает искомый признак года. Следует, впрочем, заметить, что только новый год и индикт византийцы начинали с 1 сентября; солнечный круг они начинали с 1 октября 5509 г. до Р. Х., лунный круг - с 1 января 5508 г. Итак, если искомый день, о котором идет речь, падает между 1 сентября и 1 октября, то найденный солнечный цикл надо уменьшить на единицу; точно так же надо уменьшить и золотое число на единицу, если день этот лежит между 1 сентября и 1 января. Чтобы для нашего года по Р. Х. найти византийские характерные признаки года (индикт и циклы), лучше всего перевести их на эру от сотворения мира, прибавляя для чисел до 1 сентября - 5508, для чисел после 1 сентября - 5509. В общем, византийский лунный цикл начинается на три года позднее сравнительно с cyclus decemnovennalis, который на Западе называется циклом луны. Византийский солнечный круг разнится на 11 лет и 3 месяца от западноевропейского. Наконец, эру от Р. Х. ввел Дионисий Малый (Dionysius Exiguus); он приравнял 248-й год эры Диоклетиана 532-му году после Р. Х. По мнению некоторых хронологов, он сделал крупную ошибку при определении года рождения Иисуса Христа; впрочем, вполне точно вряд ли и может быть установлен этот год. В официальных актах эра от Р. Х. встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апр. 742 г. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X в.). С папы Евгения IV (1431 г.) годы от Р. Х. обязательно отмечаются в папских актах. Так же разнообразно установлялось и начало года: а) 1-го января - это начало года по юлианскому календарю, совпадавшее со вступлением консулов в должность; оно стало господствующим в Зап. Европе лишь с XVI в. (в Англии с 1752 г., в Венеции с 1797 г.). б) 1 марта. Это начало у христиан, вероятно, находилось в связи с желанием считать первым месяцем тот, на который приходилось первое весеннее полнолуние, долее всего это начало удерживалось в Венеции. в) 25 марта. Кто желал начинать с воплощения, тот избирал или 25 декабря, или 25 марта. Последний день, как начало года, был принят в средние века с некоторыми особенностями в Пизе и Флоренции, а в Англии господствовал до 1751 г. включительно. г) 25 декабря. Это начало года - было преобладающим в Германии в средние века, а во Франции при Каролингах, в Англии - при англосаксах. Папская канцелярия при переходе от Χ в. к XI в. считала с Рождества (позднее примешиваются 25 марта и Пасха, пока Григорий XIII не установил 1 января), д) Пасха. Началом года в этом случае считалась обыкновенно Страстная Пятница. Считать с Пасхи было в ходу во Франции. Французские короли с XIII в. считали со Страстной Субботы. Ввиду подвижности Пасхи это начало было очень неудобно (разница от 22 марта до 25 апреля - до 35 дней). е) 1 сентября. Вытекло из начала финансового года в связи с индиктами. Стало обычным в Византии. Для перевода хронологических обозначений времени (дат) одной системы на другую существуют формулы. Например, формула задачи: определить, на какой день недели падало в x году число у по юлианскому календарю? Четыре юлианских года дают 1461 день. Итак, надо число x уменьшить на 1 и тогда разделить на 4; частное помножить на 1461, остаток на 365; сложить оба произведения; приложить к нему число дней, протекшее в x году до числа у включительно; полученную сумму разделить на 7; если остаток равен 0, то искомый день пятница; остатку 1 соответствует суббота, 2 воскресенье и т. д. Так, напр., имп. Фридрих II умер 13 декабря 1250 г. Какой это день недели? 1250 - 1 = 1249: 4 = частное 312 и остаток 1. Далее 312 х 1461 = 455832, 1 x 365 = 365; число дней в 1250 г. до 13 декабря = 347. Сложив три эти числа, получаем 456544: 7 = в остатке 4, т. е. день - вторник. Впрочем, обыкновенно ответы на частные хронологические вопросы отыскиваются в хронологических таблицах, где указаны и способы пользования ими, например у Гротефенда. Наиболее краткие и надежные пособия по X.: W. Wislicenus, "Astronomische Chronologie" (Лпц., 1895); F. R ühl, "Chronologie des Mittelalter s und der Neuzeit" (Б., 1897); Grotefend, "Zeitrechnung des deutschen Mittelalters und der Neuzeit" (т. I-II, 1-2, Ганновер, 1891-98); Mas-Latrie, "Tr ésor de Chronologie, d"histoire et de Géographie pour l"étude et l"emploi des documents du moyen â ge" (П., 1889); Giry, "Manuel de Diplomatique" (П., 1894). Более обширные руководства и таблицы с подбором датированных фактов: Ch. L. Ideler, "Handbuch der matematischen und technischen Chronologie" (1825-1826); его же, сокращенное руководство: "Lehrbuch der Chr o nologie" (1831); Bond, "Handbook of Rules and Tables for verifying dates mith the Christian Era" (Л., 1875, новое изд. 1889); Dreyfus, "Chronologie universelle"; Stokvis, "Manuel d"histoire, de g énéalogie et de Chronologie de tous les é tats du globe" (тт. I-III, Лейден, 1888-93); Woodward and Gutes, "Encyclopaedia of Chronology" (1872); R. Schram, "Hilfstafeln f ü r Chronologie"; Gelzer, "Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie". Старые классические работы по X" J. J. Scaliger, "De amendatione temporum" (Пар., 1583); его же, "Thesaurus temporum" Лейден, 1606); D. Petavius (D. Petau), "Opus de doctrina temporum" (Пар., 1627), его же, "Rationarium temporum". Особенной известностью пользуется "L"Art de v é rifier les dates" бенедиктинцев конгрегации св. Мавра (первое издание 1750 г., наиболее полное - четвертое, П., 1818-44).

от греческого chronos -время и logos - слово, учение), 1) последовательность исторических событий во времени. 2) Историческая X.- вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летоисчисления и календарь различных народов, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРОНОЛОГИЯ

от греч. xronos - время и logos - слово, учение) - наука об измерении времени. Различают астрономическую (или математическую) X. и техническую (или историческую) X. Астрономическая X. изучает различные закономерности повторяющихся небесных явлений и при помощи вычислений устанавливает точное астрономич. время. Историческая X. - вспомогательная ист. дисциплина, определяющая на основании изучения и сопоставления письменных или археол. источников точные даты различных ист. событий и док-тов. X. - исторически сложившаяся система знаний. Наблюдения над явлениями природы, сложнейшие математич. подсчеты при определении времени уже с древнейших времен способствовали становлению X. Возникнув в др.-вост. гос-вах Вавилонии и Египте, X. особенно развилась в Др. Греции (Эратосфен, Каллипп и др.) и Риме (Варрон, Цензорин, Птолемей, Макробий и др.). Дальнейшее развитие получила в средние века (Беда Достопочтенный, Бируни, Кирик). Систематизацию ист. X. ввел в 16 в. француз Ж. Скалигер, разработав точные приемы редакций различных летосчислении на юлианский стиль (см. Календарь). Исследования о характере летосчислении были проведены в 17 в. франц. монахом Д. Петавием. Общую теорию и историю X. дал в 19 в. нем. ученый Л. Иделер, в нач. 20 в. развил нем. ученый Ф. Гинцель. Труды по X. в 20 в. посвящены гл. обр. углубленному изучению отд. видов летосчислении и форм определения времени в нар. календарях (по сезонам, по восходу созвездий и т. д.), а также по таким явлениям, как затмения, землетрясения и пр. Переводятся на совр. систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определенными годами правления фараонов (в Египте), архонтов (в Афинах), консулов, императоров (в Риме), пап, патриархов и т.д. Для развития X. большое значение имеют возрастающие контакты этой науки с археологией, естествознанием, а также использование вычислит. техники. Лит.: Черепнин Л. В., Русская хронология, М., 1944; Каменцева Е. И., Хронология, М., 1967; Селешников С. И., История календаря и хронология, М., 1970 (см. также подробную библ.); Сюзюмов М. Я., Хронология всеобщая, Свердловск, 1971; Macdonald J. С, Chronologies and calendars, L., 1897;Ginzel F., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, (Bd) 1-3, Lpz., 1906-14; Ideler L., Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie, Bd 1-2, В., 1825-26; Stamp A. E., Methods of chronology, L., 1933; Poole R. L., Studies in chronology and history, Oxf., 1934. См. также лит. при ст. Календарь. М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

12.1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина.

История развития хронологии

Хронология (греч. «хронос» – время и «логос» – изучать) – учение об измерении времени. Разделы хронологии:

1. Математическая или астрономическая хронология – наука, занимающаяся установлением точного астрономического времени и изучением закономерностей движения небесных тел.

2. Историческая хронология – наука о системах исчисления человечеством времени на разных этапах его развития.

Цель исторической хронологии – определение и уточнение дат исторических событий и документов. Объект исторической хронологии – все источники, которые содержат указания на даты исторических событий. Задачи исторической хронологии:

1. Исследование различных систем исчисления времени в их историческом развитии, взаимодействии.

2. Установление и согласование между различными системами летоисчисления – конкордация .

3. Определение, уточнение и проверка даты источника, приведение её в соответствии с современной системой счета времени.

4. Выработка основных правил перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Хронология очень рано стала превращаться в научную дисциплину. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и положила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке.

Древневавилонская система счета – двенадцатеричная, в ней появляются 24-часовые сутки и мелкие единицы измерения времени – часы, минуты, секунды. Огромная заслуга в создании Египетского календаря принадлежит египетскому астроному Созигену. В 46 г. до н. э. на основе этого календаря Юлий Цезарь создал юлианский календарь, а на основе последнего был создан Григорианский календарь. В средние века было введено понятие нашей эры. В V I в. н.э. римский монах Дионисий Малый вычислил «дату рождения Христа» – 754 г. от основания Рима, она была принята как основа исчисления времени. В V I в. эта эра распространилась в Европе.

В V II в. все народы принявшие ислам, приняли и лунный календарь. В ХI в. арабский ученый Аль-Бируни создал труд, где давалось подробное описание существовавших в то время эр и характеристику всех церковных праздников. Выдвинул догадку, что Земля вращается вокруг Солнца. Омар Хайям (арабский ученый и поэт ХI в.) высказал мысль о необходимости создания календаря, который был бы единым для христиан и мусульман.

В 1132 г. Кирик Новгородец , дьякон Антониевского монастыря, написал «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Основная задача – установление расписаний церковных праздников – составление «пасхалий». Но также он пишет об исходной дате счета времени, т.е. об эре, делении года на месяцы, простых и високосных годах, делении года на недели, количестве дней в году и т.д. После Кирика работа над вопросами хронологии шла по 2 направлениям: создание справочников для определения дат церковных праздников (пасхалий); накопление астрономических и математических сведений за движением звезд, Солнца и Луны.

Расписание церковных праздников со времени принятия христианства на Руси было доведено только до 1492 г. (по Византийской эре от сотворения мира: 1492 + 5508 = 7000, страшный суд и конец света). Но предсказание не сбылось и во второй пол. Х V в. Был составлен так называемый «Круг миротворный»: сведения о солнечных годах, високосе, временах года, месяцах.

В 1582 г. под руководством Римского Папы Григория ХIII была создана новая календарная система, получившая название Григорианский календарь. Православная церковь этот календарь не признала.

Х V III в. занимает особое место в развитии хронологии: историческая хронология складывается как вспомогательная историческая дисциплина; Данные исторической хронологии начинают широко использоваться для анализа исторических источников (В.Н. Татищев).

Широко использовали хронологические данные Н.М. Карамзин, А.А. Шахматов, М.П. Погодин. В первой пол. ХIХ в. появляются справочники по хронологии (П.В. Хавский. Хронологические таблицы, 1848; Он же. Хронологические таблицы сравнения Юлианского календаря с Григорианским, 1849). Во второй пол. ХIХ в. формулы перевода дат и основания решения задач на время были даны в работах Д.М. Перевощикова и Н.И. Чернухина.

Вопросу системы деления времени на часы до Х V III в. (сутки начинались с восходом солнца) посвящена работа Д.И. Прозоровского «О старинном русском счислении часов», в ней содержится в том числе и таблица, при помощи которой можно вычислить начало дня и ночи в разное время года.

В ХХ в. хронология становится ведущей вспомогательной исторической дисциплиной. На рубеже ХIХ–ХХ вв. появляются работы, в которых доказывается необходимость перехода на Григорианский календарь в России. Одна из них – Н.В. Степанов «Новый стиль и православная пасхалия» (1907). В ней, кроме того, дается краткая характеристика календарей. Н.В. Степанов в своих работах поставил вопрос о двух весенних началах года. Основная его работа – «Календарно-хронологический справочник» (1917).

Работа Д.О. Святского «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения» (1917) содержит ряд таблиц, которые дают возможность использовать летописные известия о солнечных и лунных затмениях и прочих явлениях природы для определения стиля, проверки и перевода дат на современную систему летоисчисления.

24 января 1918 г. декретом СНК в России был введен Григорианский календарь. После 31 января сразу наступило 14 февраля. Всплеск интереса к хронологии. Целый ряд работ: И.Ф. Полак «Изменение календаря» (1918), «Время и календарь» (1928), Н.И. Идельсон «История календаря» (1925), В.А. Россовская «Календарная даль веков» (1936), В.К. Никольский «Происхождение нашего летоисчисления» (1938). С середины 30-х гг. хронология как вспомогательная историческая дисциплина стала преподаваться в вузах.

Крупной работой была «Русская хронология» Л.В. Черепнина (1944). Большое значение имели труды Н.Г. Бережкова «О хронологии русских летописей до ХI V в.», «Хронология русского летописания» (60-е гг.):

1. Им было доказано, что в Древней Руси установить точную дату события очень не просто, т.к. существовало три стиля – мартовский, сентябрьский, ультрамартовский.

2. Он датировал множество исторических событий Древней Руси до ХI V в.

Работа Е.И. Каменцевой «Хронология» (1967) не утратила своего значения до наших дней, многократно переиздавалась.

Единицы счета времени . Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Одной из первых единиц времени были сутки, «сутыкать» (русск.) – соединять день и ночь. Сутки - период обращения Земли вокруг своей оси. Деление суток на 24 равные части, опираясь на двенадцатеричную систему счета древних вавилонян, ввел во II в. н.э. греческий ученый Клавдий Птолемей. В древности начало суток – восход солнца, сейчас – полночь.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Всего их четыре: растущая луна, полнолуние, стареющая луна, новолуние. Непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она обгоняет на небе, продвигаясь от него на восток. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Неделя – 7-дневный отрезок времени возник по двум причинам:

1. Семь суток = ¼ лунного месяца;

2. С древности люди почитали число 7: в античном мире – семерка богов соответствует семи «блуждающим» небесным телам (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Планета (греч.) – «блуждающий». Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона.

Таблица 1

Соотношение дней недели и небесных светил в Древнем Риме,

Великобритании, скандинавской мифологии

День недели

Лат. язык

Перевод

Англ. язык

Скандинавская мифология

Понедельник

Dies Lunae

День Луны

Monday

Вторник

Dies Martis

День Марса

Tuesday

Тиу

Среда

Dies Mercurii

День Меркурия

Wednesday

Водан

Четверг

Dies Jovis

День Юпитера

Thirsday

Тор

Пятница

Dies Veneris

День Венеры

Friday

Фрейя

Суббота

Dies Saturni

День Сатурна

Saturday

Воскресение

Dies Solis

День Солнца

Sunday

В английский язык названия вторника, среды, четверга и пятницы пришли из аналогичных названий Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры в скандинавской мифологии.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движений Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени – астрономическому, или тропическому году . Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Год – период обращения Земли вокруг Солнца. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, была высчитана в Древнем Египте.

Перед человечеством стояла сложная задача – выработать такие время исчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему время исчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. В большинстве современных календарей каждый год состоит из 12 месяцев (по 12 созвездиям эклиптики через которые проходит солнце в течение года).

Понятие эры введено в средние века. «Аера» – исходное число, точка отсчета. Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы «аб эксордио регни Аугусти» – от начала царствования Августа. Такая эра существовала в Александрии.

В древности понятие эры находилось в зачаточной форме. Счет велся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения и т.п. В Древнем Египте и Вавилоне счет велся по царствованиям. Хронологические записи указывали, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения фараона или царя. В Ассирии события датировались по высшим чиновникам, в Риме – по консулам, в Афинах – по архонтам. Не было понятия об эре.

Понятие эры складывалось очень медленно, лишь с появлением регулярных погодных записей важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей. Виды эр:

1. Конкретно-исторические – отсчет времени от конкретного исторического события.

2. Легендарно-мифические (например, от основания Рима – 754 г. до н. э.).

3. Религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события – рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Наиболее древней исторической эрой, по которой счет лет ведется от реального исторического события, считается эра Набанассара , занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э. Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90–160 гг. н. э.).
В одном из своих трудов он привел таблицу – так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров – от воцарения Набанассара до римского императора Антонина Ния (86–161 гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1463 г. Благодаря этому эра Набанассара приобрела широкую известность.

Эра Селевкидов связана с битвой при Газе, где основатель царской династии в Сирии Селевк одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка эры Селевкидов - 1 октября 312 г. до н. э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

Эра Диоклетиана (по другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) – с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э. Распространена в средневековье и позже.

Самая распространенная легендарно-мифическая эра – от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону – 21 апреля 753 г. до н. э.), базируется на легендах. Эра от основания Рима применялась западно-европейскими историками до Х V III в. Еще одна легендарно-мифическая эра: Олимпийская эра – от первых легендарных Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Религиозными являются эра от Рождества Христова, Мусульманская эра – хиджра – от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н. э., буддийская эра – от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира антиохийская, византийская, александрийская и др.

Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. В христианстве существует около 200 «мировых эр», отправным моментом в них считается «сотворение мира». Самая длинная «мировая эра» относила «сотворение мира» к 6984 г. до н. э. и самая короткая – 3483 гг. до н. э. Наиболее распространенными в быту и официальных документах были три эры:

1. Александрийская эра была популярна в Греции и употреблялась даже в ХХ в. у некоторых христианских народов (абиссинцы, копты), относила «сотворение мира» к 29 августа 5501 г. до н. э.;

2. Антиохийская эра, поддерживаемая антиохийскими патриархами, относила «сотворение мира» к 1 сентября 5969 г. до н. э.;

3. Византийская, созданная при императоре Констанции (337–361 гг.), «сотворение мира» – 1 марта 5508 г. до н. э.; принята на Руси, «сотворение мира» – 1 сентября 5509 г. до н. э. (другие ее названия – константинопольская или древнерусская), стала применяться в Византии в V II в., была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1-го г. этой эры.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х., после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была предложена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В V I в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к ХIХ в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г. принятие эры, предложенной Дионисием, было связано в первую очередь с необходимостью использования его пасхальных таблиц. В настоящее время эра от «рождества Христова» стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени.

Мир, окружающий нас, имеет четыре измерения. Три пространственных координаты (длина, ширина, высота) определяют линейные размеры предметов, рельефа, территории. Четвёртое измерение – время – определяет длительность события (начало, окончание и т.д.) и последовательность событий относительно друг друга.

Время – это мера измерения длительности вложенных колебательных процессов, один из которых принят за эталон. Субъективное восприятие времени разное: скучное времяпровождение длится долго, а при занятии интересным делом время летит быстро. Объективно время измеряется относительно выбранного эталона.

Для измерения малых и больших промежутков времени пользуются естественными эталонами, которые связаны с астрономическими явлениями. Малые промежутки времени – сутки, час, минута, секунда – связаны с вращением Земли вокруг своей оси, а большие – с обращением Земли вокруг Солнца. В основе больших промежутков времени лежит тропический год – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия. Из астрономических наблюдений установлено, что тропический год равняется 365 дням 5 часам 48 минутам 46 секундам. Продолжительность его не остается постоянной, но ее изменение весьма незначительно: за несколько тысячелетий всего лишь па единицы секунд.

Непостоянна и скорость движения Земли по орбите. Одну половину своего пути, с 21 марта по 23 сентября (летнее «полугодие»), Земля проходит за 186, а вторую, с 23 сентября по 21 марта (зимнее «полугодие»), за 179 дней. Движение Земли вокруг Солнца повторяется ежегодно, его следствием является смена времен года. В северном полушарии астрономическое лето наступает 21-22 июня – в день летнего солнцестояния, в это время продолжительность дня самая большая в году. Астрономическая зима наступает 22-23 декабря – продолжительность дня в это время самая меньшая. В южном полушарии – наоборот: 21-22 июня наступает астрономическая зима, а 22-23 декабря наступает астрономическое лето.

В качестве эталона времени с 1972 года принята 1 секунда СИ (СИ – международная система единиц физических величин) равная 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133. Этот эталон равен секунде, которая определялась на основе периода вращения Земли вокруг своей оси и периода обращения Земли вокруг Солнца. Первоначально секунда была принята за интервал времени, равный 1/86400 = 1/(24×60×60) средних солнечных суток. Сутки делятся на 24 часа, каждый час – на 60 минут, а каждая минута – на 60 секунд.

Солнечные сутки – промежуток времени, за который небесное тело (Земля) совершает 1 поворот вокруг своей оси относительно центра Солнца. Вращение Земли вокруг своей оси определяет один из главных колебательных процессов – смену дня и ночи (рисунок 1). У этого колебательного процесса есть период – промежуток времени между двумя одноимёнными положениями центра Солнца в данной точке Земли (или иного небесного тела).

Пользоваться этой единицей времени неудобно по двум причинам. Видимое движение Солнца происходит не по небесному экватору, а по эклиптике, наклоненной к нему на 23°27′. Это движение неравномерно, так как орбита Земли имеет эллиптическую форму, из-за чего скорость её движения в разное время года неодинакова. Из-за эллиптичности земной орбиты линейная скорость движения и угловая скорость вращения Земли вокруг Солнца изменяется в течение года. Медленнее всего Земля движется по орбите, находясь в афелии – самой удалённой от Солнца точке орбиты, быстрее всего – находясь в перигелии (4 января). Наклон оси Земли приводит к движению Солнца по небесной сфере вверх и вниз от экватора в течение года. Прямое восхождение Солнца вблизи равноденствий изменяется медленнее (так как Солнце движется под углом к экватору), чем во время солнцестояний, когда оно движется параллельно экватору. [Хажеев Р .С . Истинная механика движения Земли вокруг Солнца и формула истинных солнечных суток ] . Поэтому продолжительность истинных солнечных суток ото дня ко дню несколько меняется. Самые короткие солнечные сутки наблюдаются 26-27 марта и 12-13 сентября, самые длинные – 18-19 июня и 20-21 декабря. Разница между длительностью истинных солнечных суток может в течение года составлять ±15 минут.

Изменения продолжительности истинных солнечных суток в повседневной жизни обычно не замечают. Для этого используют средние солнечные сутки, привязанные к среднему Солнцу – условной точке, движущейся равномерно по небесному экватору (а не по эклиптике, как реальное Солнце) и совпадающей с центром Солнца в момент весеннего равноденствия. Период обращения среднего Солнца по небесной сфере равен тропическому году.

Средние солнечные сутки не подвержены периодическим изменениям, их длительность монотонно изменяется в связи с изменением периода осевого вращения Земли и с изменением длительности тропического года. Длительность средних солнечных суток увеличивается примерно на 0,0017 секунды в столетие и в начале 2000 года была равна 86 400,002 секунды СИ. Следует отметить, что здесь в качестве единицы измерения указана именно секунда СИ, определённая с использованием внутриатомного периодического процесса, а не средняя солнечная секунда, которая по определению равна 1/86 400 части средних солнечных суток.

В течение суток для измерения времени использую часы (): солнечные, песочные, водяные, огненные, механические, кварцевые и другие. История развития часов – средств для измерения времени – одна из самых интересных страниц в истории техники, повествующая о повышении точности измерения времени. Есть несколько вопросов в этой истории на которые отвечают по разному.

Рисунок 2 – Виды часов

Почему в сутках 24 часа, а в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд? Считается, что деление часа на 60 минут связано с вавилонской системой счисления, в основе которой было не 10, а 60. Хотя в одной минуте 60 секунд, в одной секунде 1000 миллисекунд, 1 000 000 микросекунд, 1 000 000 000 наносекунд.

Основой измерения больших промежутков времени (век, тысячелетие) является год, разделённый на 12 месяцев, 4 квартала, 365 дней или 366 дней в високосном году. Различное деление года на составляющие привело к появлению календарей: вавилонского, григорианского, древнеславянского, зодиакального, иранского, исламского, китайского, православного, римского, французского республиканского, юлианского и других.

Римский календарь вначале был одним из наименее точных. Сначала он имел 304 дня и включал 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер – «десятый» месяц), зимой счёт времени не вёлся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц – мерцедоний – вставляли понтифики по своему усмотрению. В 46 году до н.э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. С 1 января 45 года до н.э. был установлен юлианский год в 365 дней с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний. А поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus – отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». В честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).

После убийства Цезаря жрецы стали ошибочно объявлять високосным каждый третий год. При обнаружении ошибки в 9 году до н.э. императору Августу пришлось на протяжении 16 лет вообще не вводить високосного года. Только с 8 года н.э. юлианский календарь стал функционировать нормально. Именем Августа был наименован следующий за Юлием месяц (секстилий).

В IV-VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря. Таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.

Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным. Реформу календаря провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские – в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия – с 1700 года, Англия – c 1752 года, Швеция – c 1753 года. Православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария – с 1916 года, Россия с 1/14 февраля 1918 года, Сербия и Румыния – с 1919 года, Греция – с 1924 года.

Для того, чтобы провести измерение, необходимо два условия: необходима единица измерения и точка отсчёта. Единицей измерения больших промежутков времени является год или, как его называли в старину, лето (поэтому 10 лет, 12 лет, летопись). Измерение или датировка событий может быть относительной или абсолютной. Взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В. При этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Абсолютное датирование событий предполагает наличие единой точки отсчёта – события, важного для всех.

Сейчас отсчёт лет ведётся от Рождества Христова, положенного в начало нашей эры. В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана. Однако, не желая вести отсчёт по годам правления «нечестивого гонителя», монах решил «обозначить годы» от «воплощения Христа». В его таблице 532 год ab inscriptione («от воплощения») следовал за 247 годом эры Диоклетиана. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в оборот и эру «от Рождества Христова», ныне общепринятую.

Известны различные точки отсчёта дат – события некоторые уже забыты, некоторые памятны. Ниже приведены некоторые из них:

  • 1 сентября 5509 года до н.э. – византийская эра от «сотворения мира»;
  • 1 марта 5508 года до н.э. – древнерусская эра от «сотворения мира»;
  • 5504 год до н.э. – болгарская эра от «сотворения мира»;
  • 25 марта 5493 года до н.э. – александрийская эра от «сотворения мира»;
  • 1 января 4713 года до н.э. – эра Скалигера, начало отсчёта юлианских дней;
  • 7 октября 3761 года до н.э. – еврейская эра от «сотворения мира»;
  • 11 августа 2497 года до н.э. – основная армянская эра;
  • 2397 год до н.э. – китайская циклическая эра;
  • 21 апреля 753 года до н.э. – эра от основания Рима;
  • 11 марта 545 года до н.э. – буддийская эра;
  • 37 год до н.э. – испанская эра;
  • 1 января 1 года – христианская эра от Рождества Христова;
  • 16 июля 622 года – эра Хиджры (мусульманская);
  • 22 сентября 1792 года – эра Республики (французская революционная).

Основы современной хронологии заложил Жозеф Скалигер (1540-1609), который ввёл датировку по изобретённому им юлианскому периоду с началом в 4713 году до н.э., что позволило перевести имеющиеся даты в одну систему. Он первым начал астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат. Путём перекрёстных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и учёный-иезуит Дионисий Петавиус (1583-1652) вычислили основные даты, которые позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Петавиус в 1627 году предложил систему «обратного» отсчёта дат «до Рождества Христова». Эта система, получившая всеобщее признание лишь к концу XVIII века, крайне облегчила изучение хронологии.

Не все согласны с хронологией Скалигера. Профессор Саламанкского университета Де Арсилла в XVI веке доказывал, что вся древняя история сочинена в Средние века. Исаак Ньютон (1643-1727) опубликовал большой труд «Исправленная хронология древних царств». По мнению французского учёного Жана Гардуэна (1646-1729) большинство «памятников античности» изготовлены существенно позже или является подделками. Петр Никифорович Крекшин (1684-1763), личный секретарь Петра I, в своей книге подверг критике принятую сегодня версию римской истории. Роберт Балдауф, немецкий филолог второй половины XIX-начала XX века, приват-доцент Базельского университета, сделал вывод, что памятники «античной» литературы созданы в Средние века. Эдвин Джонсон (1842-1901), английский историк XIX века, подверг скалигеровскую хронологию серьезной критике, доказывал, что ее нужно существенно укоротить. Н.А. Морозов (1854-1946), выдающийся русский ученый, предложил идеи нескольких новых естественно-научных методов анализа хронологии. Фактически был первым, кто превратил хронологию в науку. Немецкий учёный Вильгельм Каммайер (конец XIX века-1959) разработал методику определения подлинности старинных официальных документов и обнаружил, что почти все античные и раннесредневековые западноевропейские документы на самом деле являются позднейшими подделками или копиями. Иммануил Великовский (1895-1979) написал ряд книг на тему древней истории, где отметил некоторые противоречия и странности. Сделал попытку объяснить их с помощью «теории катастрофизма». В 1975-1979 годах А.Т. Фоменко и В.Г. Носовский выявили с помощью математических методов глобальную картину хронологических передатировок в версии Скалигера, в частности, обнаружили три сдвига в хронологической версии Скалигера – примерно на 333 года, 1053 года и 1800 лет.

Хронология (от греч. χρόνος – время; λόγος – учение) – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов, последовательность исторических событий во времени, перечень событий в их временной последовательности, длительность исторических процессов.

Некоторые определения и понятия, связанные со временем

Момент события – положение события во времени, аналогичное положению геометрической точки на прямой.

Интервал (промежуток) времени – время, истекшее между двумя событиями.

Начальный момент – условное начало отсчёта времени.

Шкала времени – непрерывная последовательность интервалов времени определённой длительности, отсчитываемая от начального момента.

Эпоха – числовое выражение момента события, указанное в какой-либо шкале времени.

Дата – особая форма записи эпохи, отличающаяся тем, что отсчёт лет, месяцев и суток указывается не с нуля, а с единицы.

Обычно различают:

  • астрономическую хронологию , которая изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время, что позволяет согласовать астрономические и исторические события;
  • геохронологию , проводящую разделение геологического времени на условные отрезки, имеющие собственные названия (эры, периоды, эпохи), расположенные в определённой последовательности;
  • историческую хронологию , изучающую системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающую устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Главным инструментом хронологии как науки являются методы датировки:

  • физические (радиоуглеродный анализ, методы: термолюминесцентный, калий-аргоновый, палеомагнитный);
  • химические (гидратация стекла);
  • геологические (стратиграфия);
  • биологические (дендрохронология, палинология);
  • лингвистические (глоттохронология).

После XV века датировка событий упрощается – появляются документы, записи, в более позднее время – газеты, журналы.

Летосчисление в истории играет важную роль, позволяя узнать, в какой период времени происходили значимые события. История без дат – это как математика без цифр.

Одним из основных результатов исторической хронологии является хронологическая таблица, устанавливающая последовательность зафиксированных событий или событий, отобранных по некоторому признаку. Для истории Донецкой области хронологическая таблица приведена в . Все приведенные даты запоминать не следует, можно выполнить анализ и определить несколько основных периодов в истории Донецкой области:

  • до XVI века – история Дикого поля;
  • XVII-середина XIX века – начало заселения Донецкого края;
  • середина XIX-начало XX века – создание индустрии Донбасса;
  • начало-середина XX века – восстановление, индустриализация и первые пятилетки СССР;
  • 1941-1943 годы – оккупация во время Великой Отечественной войны;
  • 1943-1953 годы – восстановление городов Донбасса;
  • середина-окончание XX века – создание новой индустрии Донбасса;
  • август 1991 года – развал СССР;
  • окончание XX-начало XXI века – восстановление промышленности Донбасса в составе Украины;
  • апрель 2014 года – начало истории Донецкой Народной Республики.

Вначале следует обратить внимание на события, зафиксированные в хронологической таблице:

  • в начальный период заселения – это краткие немногочисленные сообщения о возникновении поселений, городов;
  • в период создания индустрии – это сообщения о начале работы заводов, шахт, постройке железных дорог, порта, школ;
  • в период Гражданской войны – краткие сообщения о военных действиях;
  • в период индустриализации и первых пятилеток – начинается работа техникумов, институтов, происходит переименование городов, на заводах пускаются в эксплуатацию новые металлургические агрегаты, появляются музеи, театры, начинает работу радиостанция, трамвай, троллейбус, телефонная станция, водопровод.
  • трижды Донбасс переживает тяжёлые годы восстановления промышленности, спад производства не продолжается долго;
  • создание новой индустрии Донбасса связано с новыми технологиями, новыми производствами, по отношению к промышленности Донецкой области часто встречаются слова «первый», «впервые» и это не случайно – этому способствуют возможности региона и уровень знаний специалистов предприятий.

В кратких сообщениях трудно увидеть картину реальной действительности. Пропадает из поля зрения тяжёлый труд шахтёров и металлургов на первых заводах, условия жизни в рабочих посёлках, репрессии 30-х годов, героизм в годы Великой Отечественной войны, труд женщин-шахтёров при восстановлении шахт Донбасса после войны, радость трудовых побед и упорный труд. Многое то, что привело к облику современного города Донецка – города «миллиона роз», города шахтёров и металлургов, машиностроителей и химиков, студентов и учёных, строителей и просто жителей. Об этом и о многом другом, что связано с пониманием истории Донецкого края будет поведано в последующих уроках.