Пути следования екатерины в крыму екатерининская миля. Малоизвестный Крым

Екатерининская миля  - памятники истории и архитектуры республиканского значения, дорожные знаки в Крыму , построенные в 1784–1787 годах на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой.

Екатерининская миля представляет собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте.

История

В 1787 году императрица Екатерина II предприняла «шествие в полуденные края России». Подготовка к нему началась еще в 1784 году, по маршруту следования императорского поезда исправлялись мосты, строились временные, деревянные «дворцы» для отдыха и ночлега, высаживались деревья.

Особенно старательно готовился к визиту царственных особ правитель Таврической области В. В. Коховский: он прекрасно понимал, что главная цель «шествия» - осмотр Крыма и Севастополя. Он и является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками. В августе 1784 года В. В. Коховский поделился этой мыслью с В. С. Поповым, правителем канцелярии Г. А. Потемкина: «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых (т. е. через каждые пять или десять верст) . Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте». Повеление последовало - ордер Г. А. Потемкина от 8(19) сентября 1784 года: «Расстояние пути означить милями и верстами… каменными, ставя первые по десятки (через каждые десять верст) , другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок».

Мили и версты были окончены в 1786 году. Их проект, к сожалению, пока не обнаружен и автор его неизвестен. Возможно, им был инженер-полковник Н. И. Корсаков, в обязанности которого входило благоустройство дороги по маршруту путешествия.

Академик П. С. Паллас видел эти дорожные знаки семь лет спустя: «Версты здесь (в Крыму) везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом». Последнее описание вполне соответствует памятнику на Северной стороне.

В советское время большая часть Екатерининских миль, как «символов царизма», была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году, когда между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота в село Отважное) екатерининскую милю, признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.

Современное состояние

С годами каменные версты исчезли. Екатерининских миль сохранилось в Крыму лишь пять:

  1. В Севастополе на Северной стороне , на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка.
  2. В Бахчисарае рядом с Ханским дворцом на каменном мосту возле северного въезда во дворец. Когда-то «миля» была украшена скульптурой двуглавого орла, который был перенесен с ворот Ханского дворца. На сегодняшний день этот символ утрачен и колонна завершается в форме конуса.
  3. На трассе Симферополь - Севастополь, на повороте не доезжая 1 км до с. Севастьяновка.
  4. Располагавшаяся между селами Насыпное и Первомайское, при повороте на село Отважное, была разрушена в 1998 году. Осенью 2002 года куски мили перевезли во двор краеведческого музея в Старом Крыму. Сотрудники музея заново «собрали» милю, и теперь она украшает двор музея.
    10 мая 2010 года на трассе Симферополь - Феодосия на повороте в село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили.
  5. На 29 км шоссе Симферополь - Феодосия (около села Цветочное).
  6. На территории военного Старокрымского полигона к северу от горы Агармыш на месте старой дороги в Белогорск.

Екатерининская миля на Северной стороне Севастополя - сооружение с виду скромное, непритязательное. Но это - самое древнее сооружение русского периода в Севастополе, первый архитектурный и исторический памятник города. Миля всего на три года моложе Севастополя.

В 60-х гг. ХХ в. на Екатерининских милях были установлены памятные чугунные таблички, в текст которых вкралась ошибка. Судя по нему, Екатерина путешествовала по Крыму в 1887 году, т.е. через сто лет после своего реального вояжа. Так до сих пор и стоит миля с ошибкой.

Екатерининская миля - оригинальный дорожный знак, установленный в Севастополе на Северной стороне, где улица Челюскинцев поворачивает на пляж Учкуевка.

История сооружения этого памятника архитектуры уходит корнями во времена правления императрицы Екатерины II. В 1787 году императрица направилась с визитом в Крым. Подготовка к визиту Екатерины заняла несколько лет – по пути следования поезда императрицы срочно ремонтировались старые мосты, высаживались деревья, сооружались усадьбы для отдыха во время остановок. Правитель Таврической области В.В. Каховский выдвинул оригинальную идею - отметить путь следования поезда специальными памятными знаками, которые планировалось установить через каждые пять или десять верст. Его предложение одобрил сам князь Григорий Потемкин, и в 1786 году были установлены верстовые столбы на каждой версте и «мили» через каждые десять верст. Памятные «мили» представляли собой колонны, установленные на квадратном постаменте. Имя автора проекта не сохранилось, считается, что предположительно им был инженер-полковник Н.И. Корсаков.

Во времена Советского союза большая часть екатерининских «миль» была разрушена, так как являлась символом царизма. До нашего времени частично или полностью сохранилось всего пять памятников в Крыму (один из которых и находится в Севастополе), а также еще две «мили» в Днепропетровской области и одна «миля» в Херсонской области.

Описание окружающей местности

В 1787 году российская императрица Екатерина ІІ отправилась в свое знаменитое путешествие, дабы осмотреть "новоприобретенный край" - Южные земли империи.

Впервые сведения о памятнике встречаем в известных воспоминаниях запорожца Никиты Леонтьевича Коржа, в главе ІХ "О путешествии императрицы": "В здешней-же украйне т.е. в Екатеринославской и Херсонской губерниях, по грунту земли и достатку дикаго камня, были поставлены, на трактовых дорогах, высокие каменные мили, одна от другой в 10 верстах; некоторые из них и доселе по Херсонской дороге видны и называются памятниками Потемкина, поелику он приказал их в те времена устроить...".
Историк первой половины ХІХ века архиепископ Гавриил Розанов, редактор воспоминаний Коржа, в примечании к ним отметил: "Таковая миля находится и в Екатеринославе, подле Соборной Преображенской церкви. Она стояла на земляном кургане, который потом в 1834 году срыт, и миля, вместо того, обделана камнем с железным балюстрадом". Еще один автор середины ХІХ века, Г.Я. Титов в своих "Письмах из Екатеринослава" повествует: "Теперь пойдем, посмотрим на наш собор... По правую сторону и подле самой ограды, возвышается памятник из простого камня, или как на нем написано, миля, окруженная железною решеткою. Эта миля поставлена в 1787 году, на том месте, где стояла карета блаженной памяти Государыни Императрицы Екатерины ІІ, при заложении Ею собора, и откуда началось в тот же день Ея путешествие в Крым".

Сохранившиеся в архивах, а также опубликованные в ХІХ веке источники, дают достаточно полную картину подготовки путешествия Екатерины ІІ и строительства "Екатерининских миль". Изучение этих данных приводит в выводу, что "миля" в Екатеринославе - на самом деле один из дорожных знаков, которые были расположены по маршруту путешествия императрицы Екатерины ІІ еще до самого путешествия.
В 1787 году Екатерина II отправилась "в полуденные края России". Во время этого путешествия императрица предполагала осмотреть Киевское, Черниговское, Новгород-Северское и Екатеринославское наместничества и Таврическую область. Подготовка к путешествию, которое первоначально предполагалось совершить в 1785 году, началась еще в 1784 году. По всему маршруту следования императорского поезда провели масштабные реконструкционные работы: починка дорог и мостов, строительство временных "путевых" дворцов, высадка деревьев, разбивка "аглинских садов". Скорее всего, инициатором таких обширных мероприятий был сам "вице-король Юга" Григорий Александрович Потемкин. Чиновникам на местам она предписывал: "Дорогу от Кизикермена [Берислав] до Перекопа сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским; я назову её Екатерининский путь".

Основные заботы легли на плечи правителя Таврической области Василия Васильевича Нечуя - Коховского. Некоторые исследователи считают, что именно он является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками.
В августе 1784 года В. В. Коховский написал В. С. Попову, правителю канцелярии Г.А. Потемкина: "Если вы рассудите за благо, то прошу доложить: не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых [т. е. через каждые пять или десять верст]. Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте". Г.А. Потемкин отреагировал на это предложение ордером (приказом) от 8 (19) сентября 1784 года: "Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки [через каждые десять верст], другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок".

Кто же является автором проекта "Екатерининских миль"? В общей композиции миля аналогична "верстовым пирамидам", установленным в окрестностях Санкт-Петербурга по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1760-1780-х гг. Однако типовой проект этих сооружений для Южной Украины не найден, автор неизвестен, поэтому выводы не этот счет делать пока рано.

В письме Попову от 22 октября 1784 г. В.В. Каховский отмечал, что в Акмечети, Бахчисарае и Карасубазаре начали делать "образцовыя версты". 19 декабря 1784 г. В.В. Коховский докладывал из Бахчисарая: "Строение дворцов у нас остановилось от великого снегу... Мили же и версты в избах продолжать делать стану". 4 марта 1785 года Коховский снова информировал Потемкина: "...Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя чрез Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст о Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание".

В 1785-1786 гг. дороги были закончены и вдоль них установлены каменные знаки с обозначением миль и верст на всем протяжении от Бериславля до Севастополя. Известный ученый, академик П. С. Паллас видел дорожные знаки путешествия семь лет спустя: "Версты здесь [в Крыму. - Е. В.] везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом". В начале ХХ века в Крыму еще сохранялись дорожные знаки путешествия императрицы, однако известный крымский историк А. Маркевич констатировал, что "многия требуют ремонтировки". В настоящее время по всему Крыму сохранилось не более пяти "миль", а верстовые знаки исчезли совершенно. "Мили" имеют статус памятника архитектуры общегосударственного значения. Одна такая миля находится в Севастополе на Северной стороне, датируется 1786 годом и считается также старейшим каменным сооружением города. Мили стоят также у входа в Бахчисарайский дворец, возле поселка Зуя, на 29 км шоссе Симферополь - Бахчисарай и в других местах полуострова. Крымские мили сложены из хорошо обработанного известняка на известковом растворе. На квадратном в плане постаменте установлена усеченная часть колонны с базой тосканского ордера, увенчанная коническим завершением. Ствол колонны в средней части шестигранный.
Остается невыясненным до конца вопрос о числе и времени постройки дорожных знаков на территории Екатеринославского наместничества, т.е. от Екатеринослава до Бериславля. Нет оснований сомневаться, что знаки на этой территории сооружались одновременно с Таврической областью согласно единому распоряжению Г.А. Потемкина до путешествия императрицы.

Сегодня на территории Днепропетровской области сохранились лишь "мили" в Днепропетровске и в селе Волосское (частично разрушена). Хотя в конце ХІХ - начале ХХ века историки-краеведы свидетельствовали о большем их количестве. Д.И. Яворницкий, путешествуя по землям древнего Запорожья, отмечал, что на пути из Никополя в Капуловку длиной 20 верст, "есть еще так называемыя мили, т. е. каменные четырехгранные столбы, свидетели проезда здесь императрицы Екатерины II".

Нельзя не отметить, что бытующее в литературе название "верстовая миля" является анахронизмом (сравните: "метровый километр"). Памятник в Днепропетровске представляет собой верстовой знак, в отличие от "миль" (обозначающих расстояние пути в милях), которые сохранились на территории Крыма. "Екатерининская миля" в Днепропетровске - единственный полностью сохранившийся памятник такого типа на территории области и южного края в целом. "Миля" - старейший памятник Екатеринослава, свидетель закладки в 1787 г. Преображенского собора и всего города на правом берегу Днепра.

Екатерининские мили – это дорожные знаки, которые со временем стали памятником архитектуры. Императрица Екатерина II в 1787 году впервые отправилась осматривать свои новые владения – полуостров Крым. Это было важное событие для Крыма. Подготовка к визиту императрицы длилась несколько лет. По всему пути движения выполняли ремонт и сажали деревья.

Каховский В.В., правитель Таврической области, предложил интересную идею – обозначить весь путь императрицы по территории Крыма оригинальными дорожными знаками. Идею поддержали и началось строительство. Деревянные столбы установили на каждой версте, а каменные знаки были построены на каждой десятой версте.

К сожалению, большинство Екатерининских миль были уничтожены. Их разрушали во времена Советского Союза, так как они являлись символами царской эпохи. В Крыму сохранилось только пять памятников и один из них установлен в Севастополе.

Зачем туристу посещать Екатерининскую милю?

Все сохраненные Екатерининские мили обладают статусом памятника архитектуры. Миля, которая установлена на Северной дороге Севастополя, является самым старым каменным сооружением в городе. Эти уникальные дорожные знаки с двухсотлетней историей являются каменными столбами с небольшой колонной сверху. Сам объект не столь грандиозный, но стоит оценить его историю и обязательно увидеть своими глазами. Специально для императрицы были построены уникальные дорожные знаки, это произошло больше двух веков назад, но некоторые знаки сохранились. И один из них находится в удобном месте.

Как добраться

Знак находится на Северной стороне Севастополя, прямо на территории парка “Учкуевка”. Если Вы будете двигаться по улице Челюскинцев, то в месте, где улица поворачивает на пляж Учкуева, будет стоять Екатерининская миля.

Географические координаты на карте Крыма GPS 44°38"19.8"N 33°32"30.3"E.

Туристам на заметку

Чтобы не вводить в заблуждение, стоит сказать, что Екатерининская миля не является выдающимся архитектурным объектом. Ее ценность в другом, это историческое место, которое сохранилось и находится в отличном виде спустя такое время. Непритязательное каменное сооружение – первый исторический памятник города. Так что если будете проезжать рядом, обязательно найдите этот памятник, в таких местах стоит отметиться.