Правовые основы приобретения товаров через подотчетное лицо. Закупка товаров через подотчетное лицо-лимит наличных

Отражение хозяйственной операции закупки ТМЦ через подотчетное лицо может быть отражено следующим образом:

    если на закупленные ТМЦ есть живая приходная накладная от поставщика, и при отражении операций важно не потерять этот шаг изменения взаиморасчетов, то оприходование товара следует отражать документом «Поступление товаров и услуг». Если подотчетным лицом, при этом производилась полная или частичная оплата товара наличными, то эту часть операции следует отразить с помощью документа «Авансовый отчет» на закладке «Оплата»;

    если приобретение ТМЦ выполнялось по чекам на небольшую сумму, или это разовая закупка, по которой не нужно фиксировать контрагента, то такая операция может быть отражена документом «Авансовый отчет» на закладке «Товары».

Документ «Авансовый отчет»

Отражение операции оприходования на склад по «Авансовому отчету» также можно выполнить с применением ордерной схемы документооборота , то есть:

    сначала формируется «Приходные ордер на товары» с видом операции «От подотчетного»;

    потом формируется документ «Авансовый отчет» с видом «По ордеру» и ссылкой на исходный ордер.

Принципы работы с табличными частями «Товары» и «Тара» документа «Авансовый отчет» совершенно аналогичны вышеописанным для бумаги «Поступление товаров и услуг». Описание самого документа «Авансовый отчет» дано в разделе , описывающем взаиморасчеты с подотчетными лицами.

Принципы формирования движений при оприходовании через подотчетное лицо так же аналогичны формируемым документом «Поступление товаров и услуг».

На основании данных, введенных на закладке «Товары» увеличивается остаток товаров на складе, товаров организации и формируется партия с партиеобразующим документом «Авансовый отчет». По данным на закладке «Оплата» уменьшается задолженность предприятия перед импортером.

Кроме того, при проведении документа фиксируется задолженность предприятия перед подотчетным лицом в размере затраченной суммы (либо авансовый отчет уменьшает задолженность подотчетного лица, возникшую при выдаче аванса в подотчет) (расход в остаточном регистре накопления «Взаиморасчеты с подотчетным лицом»). Подробнее расчеты с подотчетными лицами рассмотрены в специальном разделе.

Указание поставщика и договора в табличной части используется подсистемой «Учет НДС» для регистрации ожидаемого налогового кредита по НДС в регистр накопления «НДС приобретения».

Анализ информации по операциям оприходования от подотчетного лица полностью аналогичен описанным выше операциям с поставщиком.

Расходы по ГТД (по импорту товаров)

Если есть необходимость при поступлении привозных товаров принять во внимание мытные сборы, пошлину, мыто на добавленную ценность (НДС) и акциз, закрепленные в грузовой таможенной декларации, то такая операция выражается документом «ГТД по импорту». Само поступление товаров по импорту совершается документом «Прибывание товаров и услуг»

Документ «ГТД по импорту»

Для оформления документа требуется указать таможню, из справочника «Контрагенты», и договор, в рамках которого оформляется операция («Вид договора» = «Остальное», а вид расчетов «По договору в целом».). Определенные требования являются необходимыми для исполнения. На вкладке «Основные» указывается информация о номере ГТД и таможенном сборе.

Если «живая» ГТД состоит из нескольких разделов, то через кнопку «Разделы ГТД - Добавить» можно создать в одном документе нужное количество табличных частей.

Так как в документе есть несколько разделов, то в бумаге будут фигурировать два табличных отрезка. В наружной вспомогательной таблице «Товары по разделу №-…¦» отражается информация о товарах по определенному разделу ГТД. По каждой части ГТД может быть указана своя сумма таможенной стоимости, пошлины, суммы акциза и суммы начисленного НДС, данные устанавливаются в валюте упорядочивавшегося учета.

В табличную часть бумаги на полосочке «Разделы ГТД» записывается информация о товарах так же в валюте регламентированного учета. Причем, допускается, чтобы в одной ГТД отражались товары, полученные по разным документам «Поступление товаров и услуг». Документ прихода товара указывается в реквизите «Документ партии» и таможенные затраты включаются в себестоимость указанных партий товаров . Если на момент фиксирования ГТД документ партии не зарегистрирован в информационной базе, то реквизит можно не заполнять. Такие затраты при проведении документа не распределяются на себестоимость товаров, а фиксируются отдельно. Эти данные впоследствии используются регламентным документом « Корректировка стоимости списания товаров ».

По кнопке «Распределить» нововведенная информация о мытной пошлине и НДС автоматично распределяется пропорционально фигурной стоимости товаров.

Документ является основанием для формирования информации в отчете «Реестр налоговых накладных» о полученном налоговом кредите, если организация является плательщиком НДС.

При проведении документа регистрируется такая информация:

    увеличивается долг предприятия перед таможней (расход в остаточном регистре накопления « Взаиморасчеты с контрагентами »);

    если указан партиеобразующий документ, то формируется дополнительная запись по уже имеющейся партии товара с дополнительной распределенной суммой (суммовой приход в остаточный регистр приумножения «Партии товаров на складах»);

    если не указан партиеобразующий документ, то нераспределенная сумма расходов отражается в специальном отдельном хранилище информации, приход в остаточном регистре накопления: «Дополнительные расходы на приобретение товаров, подлежащие распределению».

Анализ информации изменения стоимости партий на сумму распределенных таможенных затрат можно получить с содействием отчета «Список по лотам товаров на складах». Если добавить на, закладке настройки «Общие» - «Выводить детальные записи», а на закладке «Дополнительные поля» - «Документ движения (регистратор)», то в отчете будут отдельно видны стоимость партии по документу оприходования и распределенные дополнительные расходы по документу «ГТД по импорту».

Нераспределенные таможенные расходы можно проанализировать с помощью всестороннего отчета «Остатки и обороты» по разделу «Дополнительные расходы на приобретение товаров, подлежащие распределению». А если установить на закладке «Отбор» - «Периодичность разворота итогов» - «Регистратор», а на полосочке «Поля» добавить «Документ движения (Регистратор)», то будет видно, какими документами сформированы суммы нераспределенных затрат.


Нас находят: поступление тмц через подотчетное лицо , поступление материалов от подотчетного лица , поступление товаров через подотчетное лицо, оприходование тмц по авансовому отчету, Какие документы желательно оформить при приходе ТМЦ через подотчетное лицо?, поступление материалов через авансовый отчет, приход материалов от подотчетного лица, поступление товара от подотчетного лица, формирование дополнительных расходов при поступлении ТМЦ, учет тмц от подотчетных лиц


«Мелкие» закупки

Закупки через подотчетных лиц. О чем следует помнить

Даже если «подотчетники» приобретают товары на небольшие суммы, эти закупки нельзя совершить в обход Но оформить их гораздо проще, надо лишь знать ряд важных нюансов

Александр БУРКОВ, ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Закупки через подотчет

Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам деньги под отчет для производственных нужд. Их не ограничивает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Однако надо учесть следующее.

От имени юридического лица могут выступать не только его органы в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 Гражданского кодекса РФ), но и его представители. Это лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182 , п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Действия представителя (подотчетного лица) непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого учреждения (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).

«Мелкие» закупки

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На заметку

Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 , тоже не составляют.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.

Требования к закупке

Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.

Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Как внести закупку в план-график

Важно запомнить

Запрещено включать в условия банковской гарантии требование о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, о беспечиваемых этой банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона о контрактной системе).

  • сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случаях, установленных частью 13 статьи 44 или статьей 96 Закона о контрактной системе;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивает гарантия;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитывают операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии с учетом требований статей и Закона о контрактной системе;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Устанавливаем дополнительные требования

Дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра этих гарантий, форма требования об уплате по гарантии определены в постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 .

С 20 декабря 2014 года оно действует в редакции постановления Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1339 .

В новой редакции сохранена норма о том, что банковская гарантия должна быть оформлена на бумаге или в виде электронного документа.

При этом уточнено, что усиленной неквалифицированной электронной подписью такой документ может подписать лицо, имеющее право действовать от имени банка на условиях, предусмотренных гражданским законодательством РФ и статьей 45 Закона о контрактной системе.

В банковской гарантии необходимо закрепить такие положения.

1. Право заказчика представить письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии при ненадлежащем выполнении или невыполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, а также в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Проверка

Поставщик нарушил обязательства: суммы можно удержать

Правительство РФ определило ряд случаев, когда заказчики в 2015 году могут заключать государственные контракты без предоставления обеспечения (Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 199). Если такое условие все же установлено, то эти суммы учитывают на отдельном лицевом счете. Причем впоследствии их можно будет удержать в счет неустоек...

Ольга ФУЦАЙ, эксперт журнала «Госзакупки в учреждениях»

Обеспечение по контракту – защита от мошенников

Победителю закупки необходимо перечислить аванс, если это предусмотрено контрактом. В то же время авансирование всегда связано с риском. Ведь есть вероятность того, что контрагент, взяв предоплату, не выполнит свою часть обязательств. Поэтому законодатели предусмотрели несколько механизмов защиты от недобросовестных поставщиков. В частности, авансовый платеж не должен превышать размер обеспечения контракта (залога).

А при финансировании контракта за счет средств субсидии на капвложения в объекты строительства государственной (муниципальной) собственности или на приобретение объектов недвижимости суммы удержания отражают на лицевом счете с отметкой «без права расходования».

Операции с данными средствами будут невозможны, пока учреждение не сдаст в отделение казначейства сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016). При этом в графах 6 и 8 указывают удержанные суммы, а в графе 9 – планируемые расходы.

Казенные учреждения должны перечислить удержанные суммы в соответствующий бюджет.

Перечисление и возврат средств казенным учреждением

Суммы удержанного казенным учреждением обеспечения подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета, для обеспечения нужд которого заключен контракт (подп. 6 п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).

А обеспечение, источником финансирования которого является межбюджетный трансферт, должно быть возвращено в бюджет, из которого оно предоставлено.

При этом указывают следующие коды КБК:

  • 000 2 18 00000 00 0000 151 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» – при отсутствии потребности в возврате;
  • 000 2 19 00000 00 0000 000 «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» – при необходимости возврата средств для их последующего направления на эти же цели (на основании решения главного распорядителя бюджетных средств).

Впоследствии удержанный аванс по решению главного распорядителя бюджетных средств могут вернуть заказчику.

Так, если удержанное обеспечение поступило в течение финансового года, в котором были оплачены обязательства, при возврате казенное учреждение может направить средства на заключение нового госконтракта.

Если суммы удержаны после завершения финансового года, в котором выплачен аванс, сумму могут вернуть только для выполнения обязательств, которые должны быть исполнены в текущем финансовом году по заключенным контрактам.

Важно запомнить

Суммы, которые остались после соответствующих удержаний, должны быть возвращены контрагенту в срок, предусмотренный контрактом.

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Закупки по закону № 223-ФЗ

Определены правила закупок у предпринимателей

Правительство РФ установило правила закупок с участием малого бизнеса, совершаемых из средств от приносящей доход деятельности по Закону № 223-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352). Многим учреждениям надо будет руководствоваться новыми нормами уже с 1 июля.

  • годовой объем закупок (который данные заказчики обязаны закупить у малого и среднего бизнеса) и порядок расчета такого объема;
  • форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
  • Вместе с тем действует ограничение по численности работников: микропредприятия должны иметь до 15 работников, малые предприятия – до 100 работников, а средние предприятия – до 250 работников.

    На заметку

    Объем выручки за предшествующий год для признания бизнеса малым (средним) ограничен такими суммами (без учета НДС): микропредприятия – 60 млн руб.; малые предприятия – 400 млн руб.; средние предприятия – 1 млрд руб. (постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101).

    Осуществление закупок у предпринимателей

    В то же время участники закупок в заявках должны будут декларировать свою принадлежность к малому бизнесу (п. 11 Положения № 1352).

    Отметим, что предельная начальная (максимальная) цена договора при проведении закупки только среди субъектов малого предпринимательства будет составлять 200 млн руб. (п. и Положения № 1352).

    Как определить годовой объем закупок

    Часть 5 Положения № 1352 предусматривает, что годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса устанавливается в размере не менее 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

    Совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, предназначенных исключительно для малых и средних фирм, должен составлять не менее 10 процентов совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

    Об этом сказано в пункте 5 Положения № 1352.

    Правила расчета совокупного годового объема закупок изложены в частях , Положения № 1352 и учитывают многочисленные особенности применения норм Закона № 223ФЗ различными заказчиками.

    Важно запомнить!

    Годовой отчет составляют по форме, утвержденной постановлением № 1352 , и размещают в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

    Не забудьте отчитаться по закупкам

    Положение № 1352 устанавливает требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами у среднего и малого бизнеса.

    Важно, что данную отчетность составляют все заказчики вне зависимости от годового объема выручки. Заказчик должен помнить, что нормы, связанные с подготовкой и публикацией отчета, помимо этого дополняются требованиями части 19

    6 мин на чтение

    Примерное время

    Распечатайте
    и возьмите с собой

    Распечатать статью

    Практическая работа № 8

    Материальные ценности могут быть приобретены за наличный расчет через подотчетное лицо. В таких случаях руководитель организации принимает решение о необходимости совершения операции по приобретению МПЗ, назначает ответственное лицо за операцию и оформляет решение в виде приказа или распоряжения.

    Реализация учетной процедуры включает пять этапов:

    · Выдача наличных денежных средств под отчет для приобретения материалов.

    В бухгалтерии организации выписывается расходный кассовый ордер. Кассир принимает РКО к исполнению и на основании документа, подтверждающего личность, выдает подотчетному лицу – работнику организации наличные денежные средства.

    Совершенная кассовая операция регистрируется в кассовой книге и отражается в учете проводкой в Дт 71 с Кт 50.

    · Покупка МПЗ подотчетным лицом.

    Подотчетное лицо производит оплату приобретаемых МПЗ в кассовый терминал торгового предприятия. Кроме того, на получение денежных средств от подотчетного лица, действующему на основании доверенности организации, выписывается приходный кассовый ордер, подотчетному лицу выдается квитанция к этому ордеру.

    Подотчетное лицо получает МПЗ и сопроводительные документы: счет-фактуру, накладную, квитанцию ПКО, а также чек ККМ.

    В бухгалтерском учете организации-покупателя эта операция не отражается.

    · Оприходование МПЗ на склад организации-покупателя.

    Подотчетное лицо передает МПЗ на склад организации. В бухгалтерии полученные материалы регистрируются в справочнике «Номенклатура».

    Кладовщик проверяет количество и качество поступивших МПЗ на соответствие накладной. На фактически сданные на склад МПЗ выписывается приходный складской ордер, данные о поступивших МПЗ заносятся в карточку складского учета.

    · Оформление авансового отчета о расходовании подотчетной суммы.

    В бухгалтерии организации подотчетное лицо заполняет авансовый отчет об использовании подотчетной суммы. К отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы (чек ККМ, квитанция к ПКО торгового предприятия).



    Для выполнения операций 3 и 4 в программе используется документ «Авансовый отчет».

    · На остаток недоиспользованной суммы в бухгалтерии выписывается ПКО, по которому остаток наличных сдается в кассу. Эта операция отражается бухгалтерской проводкой в дебет счета 50.01 с кредита счета 71.01.

    Если был перерасход, то на сумму перерасхода выписывается ВКО, по которому выплачиваются наличные и записывается проводка: Дт 71.01 и Кт 50.01 на сумму перерасхода.

    Учет выдачи денежных средств под отчет на приобретение материалов.

    14 февраля водителю-экспедитору транспортного отдела Крохину Д.Ю., по расходному кассовому ордеру № 2 от 14 февраля из кассы организации выданы под отчет наличные в размере 3000 руб. на приобретение МПЗ в мелкооптовом магазине ГУП «Маяк» и на предприятии ООО «Дубок».

    Удостоверение личности работника Крохина Д.Ю.: паспорт гражданина России серия 38 17 № 245674, выдан ОВД «Отрадное» г.Москвы 11 сентября 2002 г.

    Предварительно сформируйте оборотно-сальдовую ведомость по кассе за 1 квартал. Из отчета видно, что наличные денежные средства в кассе есть (Рисунок 1).

    Рисунок 1 – Оборотно-сальдовая ведомость по счету 50

    Ведомость можно оставить открытой.

    Выпишите расходный кассовый ордер для Крохина Д.Ю. Обязательно укажите статью движений денежных средств (ДДС) – Оплата товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов, Вид операции – Выдача подотчетному лицу (Рисунок 2).

    Отредактируйте печатную форму документа и заполните поля Основание (Для закупки МПЗ) и Приложение (По распоряжению руководителя).

    Рисунок 2 – Расходный кассовый ордер

    Посмотрите проводку документа (Рисунок 3).

    Рисунок 3 – Движение документа

    Откройте карточку счета 50.01 и убедитесь, что зарегистрирована правильная проводка (Рисунок 4).


    Рисунок 4 – Карточка счета 50

    Таблица 1 – Накладная ГУП "Маяк"

    От продавца получен счет-фактура № 112 от 15 февраля, чек ККМ № 101208 и квитанция к приходному кассовому ордеру № 120, все документы на сумму 996 руб.

    15 февраля на предприятии ООО «Дубок» Крохиным Д.Ю. за наличные приобретены следующие материальные ценности:

    Таблица 2 – Накладная ООО "Дубок"

    От продавца получен счет-фактура № 548 от 15 февраля, чек ККМ № 2412, квитанция к приходному кассовому ордеру № 160, все документы на сумму 1980.00 руб.

    Внесите в справочник «Номенклатура» в группу «Материалы» сведения о новых МПЗ. По возможности используйте возможность создавать новые элементы справочника копированием.

    Проверьте результат (Рисунок 5).

    Рисунок 5 – Справочник "Номенклатура"

    Поскольку цены за материалы в накладных, полученных от продавца, указаны с учетом НДС, для автоматического расчета суммы налога необходимо в справочник «Типы цен номенклатуры» добавить элемент с наименованием Покупная (с НДС) и установить для него флажок «Цены включают НДС» (Рисунок 6).

    Рисунок 6 – Тип цены номенклатуры

    Оформление документа «Авансовый отчет».

    15 февраля приобретенные материалы в полном объеме доставлены на склад материалов, где приняты кладовщиком и оприходованы приемным складским ордером.

    В этот же день Крохин Д.Ю. представил в бухгалтерию авансовый отчет № 1, приложив к нему все полученные на предприятии ГУП «Маяк» и в ООО «Дубок» документы. Отчет утвержден в сумме 2976,00 руб. Оформить документа «Авансовый отчет».

    Банк и касса – Авансовый отчет (Рисунок 7-10).

    Рисунок 7 – Авансовый отчет

    Рисунок 8 – Настройка документа

    Рисунок 9 – Цена и валюта

    Рисунок 10 – Настройка документа

    Заполните вкладку Товары, используя кнопку Подбор (Рисунок 11).

    Рисунок 11 – Вкладка "Товары"

    Проверьте общую сумму документа 2976 руб.

    После завершения заполнения табличной части поступившими материалами в соответствующих графах справа необходимо указать продавца материалов (поставщика) и реквизиты счет-фактуры (Рисунок 12).

    Рисунок 12 – Данные о поставщиках

    При проведении документа программа автоматически сформирует проводки и создаст два документа «счет-фактура полученный»: один – поставщика ГУП «Маяк», второй – поставщика ООО «Дубок» (Рисунок 13 и Рисунок 14).

    Рисунок 13 – Счета-фактуры поставщиков

    Рисунок 14 – Счета-фактуры

    Зайдите в каждую счет-фактуру и проверьте указание вычета НДС (Рисунок 15).

    Рисунок 15 – Счет- фактура ООО "Дубок"

    И наличие проводок (Рисунок 16 и Рисунок 17).

    Рисунок 16 – Движение документа

    Рисунок 17 – Движение документа

    Для анализа результатов сформируйте отчет «Анализ счета 71.01» за 15 февраля для работника Крохина Д.Ю (Рисунок 18).

    Рисунок 18 – Анализ счета 71

    Проверьте записи в книге покупок (Рисунок 19).

    Рисунок 19 – Книга покупок

    Возврат в кассу неиспользованной суммы.

    Выпишите приходный кассовый ордер от 16 февраля на неиспользованную Крохиным Д.Ю. сумму 24 руб. Вид операции – Возврат от подотчетного лица (Рисунок 20).

    Рисунок 20 – Приходный кассовый ордер

    Проведите документ, обновить отчет. Убедитесь, что Крохин Д.Ю. ничего не должен организации (Рисунок 21).

    Рисунок 21 – Анализ счета 71

    Сформируйте другой отчет – Анализ счета 71 по датам за февраль с детализацией по субконто Крохин Д.Ю (рисунок 22).

    Рисунок 22 – Анализ счета 71 с детализацией

    Для приобретения товара за наличный расчет подотчетному лицу выдаются денежные средства из кассы организации.
    Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Центробанка РФ от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).
    Согласно п.11 Порядка ведения кассовых операций выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
    Выдача наличных денег из кассы предприятия производится по расходному кассовому ордеру (форма N КО-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88) или надлежаще оформленному другому документу (например, по заявлению на выдачу денег) с наложением на этом документе штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписываются руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.
    При совершении сделки по купле-продаже товара подотчетное лицо может действовать от своего имени, т.е. как физическое лицо (таким образом, как правило, приобретаются товары, предназначенные для хозяйственных нужд, в организациях розничной торговли), либо от имени организации, т.е. на основании доверенности. В зависимости от этого осуществляется документальное оформление закупки товара.
    В первом случае (когда подотчетное лицо не заявляет о себе как о представителе организации (не имеет доверенности), т.е. действует как частное лицо) приобретение товара оформляется в порядке, предусмотренном для договора розничной купли-продажи.
    В соответствии с п.2 ст.492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. договором, заключенным коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
    Статьей 493 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.
    Следует иметь в виду, что на основании п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) применение контрольно-кассовых машин организациями и индивидуальными предпринимателями при наличных расчетах и выдача покупателю кассового чека являются обязательными, за исключением случаев, описанных в п.3 ст.2 Закона о ККТ.
    Так, например, контрольно-кассовая техника может не применяться при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации); при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; при продаже в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; при торговле вразвал овощами и бахчевыми культурами и т.д.
    Организация, через которую приобретаются товары, вправе не выдавать покупателю - физическому лицу счет-фактуру.
    Дело в том, что согласно п.7 ст.168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. То есть невыдача продавцом подотчетному лицу, не заявившему о себе как о представителе юридического лица, счета-фактуры соответствует действующему законодательству.
    Пунктом 6 ст.168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
    Следует иметь в виду, что даже если сумма налога на добавленную стоимость будет выделена в кассовом и товарном чеках, при отсутствии счета-фактуры организация-покупатель не будет иметь права на вычет налога. Напомним, что в соответствии со ст.172 НК РФ наличие счета-фактуры является непременным условием предъявления уплаченного в составе цены товара налога на добавленную стоимость к вычету.
    Рассмотрим случай, когда подотчетное лицо действует как представитель организации на основании доверенности.
    Порядок выдачи доверенности работнику организации установлен гражданским законодательством.
    В соответствии с п.1 ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
    Пунктом 5 этой статьи установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
    Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.
    Доверенность оформляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю.
    Для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению, применяются типовые формы первичной учетной документации N М-2 и N М-2а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
    Форму N М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
    Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи доверенности - как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
    Подотчетному лицу, приобретающему товары за наличный расчет по доверенности, поставщиком должна быть выписана товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
    Согласно п.3 ст.168 НК РФ поставщик товара обязан выписать подотчетному лицу, действующему на основании доверенности, счет-фактуру, который будет являться основанием для принятия уплаченного в составе цены товара налога на добавленную стоимость к вычету.
    В подтверждение приема денег от подотчетного лица - представителя организации-покупателя поставщик на основании п.13 Порядка ведения кассовых операций обязан выписать приходный кассовый ордер (по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера поставщика или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата, выдается представителю организации-покупателя.
    Кроме того, следует иметь в виду, что исходя из положений Закона о ККТ сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги). То есть контрольно-кассовые машины подлежат применению не только при наличных денежных расчетах с населением, но и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).
    Таким образом, подотчетному лицу, выступающему на основании доверенности, также должен быть выдан кассовый чек.
    На основании п.1 ст.172 НК РФ для целей вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику товаров (работ, услуг), покупатель должен располагать не только счетом-фактурой, но и документами, подтверждающими фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость в составе цены товаров (работ, услуг).
    При отсутствии счета-фактуры и (или) документа, подтверждающего уплату поставщику налога на добавленную стоимость, уплаченный поставщику налог на добавленную стоимость вычету не подлежит.
    По нашему мнению, в случае, если поставщик в нарушение требований Закона о ККТ не выдал представителю покупателя кассовый чек, для подтверждения факта оплаты товара (и, соответственно, уплаты налога на добавленную стоимость) достаточно наличия квитанции к приходному кассовому ордеру.
    Следует отметить, что Минфин России придерживается на этот счет иной точки зрения. В соответствии с Письмом Минфина России от 04.12.2003 N 04-03-11/99 "О порядке вычета налога на добавленную стоимость" "при отсутствии кассового чека у налогоплательщика не имеется достаточных оснований утверждать, что сумма НДС им фактически оплачена, несмотря на наличие счета-фактуры и квитанции к приходному кассовому ордеру".
    Подотчетное лицо, закупившее товар для организации, не позднее трех дней по истечении срока, на который выданы денежные средства, обязано предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
    Авансовый отчет составляется по форме N АО-1 "Авансовый отчет", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.
    Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии. Проверенный бухгалтерией предприятия авансовый отчет утверждается руководителем и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру, перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
    К авансовому отчету должны быть приложены оправдательные документы, подтверждающие расход денежных средств и позволяющие оприходовать приобретенные подотчетным лицом товары.
    Эксперты журнала
    "Современный бухучет"
    Подписано в печать
    25.02.2005
    "Современный бухучет", 2005, N 3

    В этом уроке показана операция закупки ТМЦ через подотчетное лицо с использование документа поступление товаров и услуг.

    Перейдем в журнал документов закупки:

    Закупка через подотчетное лицо

    Создадим новый документ с типом операции Закупка через подотчетное лицо :


    На первой закладке заполним основные сведения: выберем подотчетника, организацию и склад:


    На второй закладке заполним сведения о закупаемых товарах:


    На закладке Доставка указывается вариант доставки товаров (подробно рассмотрим в отдельном уроке):


    На последней закладке указываются:

    • менеджер , ответственный за документ,
    • подразделение , на которое поступают покупные товары,
    • руководитель (для вывода в печатных формах), отдельно можно заполнить реквизиты печати авансового отчета,
    • вариант оплаты,
    • хозяйственная операция заполнилась автоматически при создании документа,
    • статья ДДС - цель выдачи аванса в подотчет,
    • закупка под деятельность - т.к. мы включили обособленный учет товаров по разным ставкам НДС у нас ведется раздельный учет товаров для целей НДС
    • номер и дата входящего документа - т.е. документа, предоставленного подотчетным лицом.

    Если собираемся печатать авансовый отчет из документа, можем заполнить необходимые реквизиты:


    Полный список доступных печатных форм такой:


    Авансовый отчет выглядит вполне стандартно:


    Теперь осталось провести и закрыть документ.

    Убедимся, что товары действительно поступили на склад (для этого сформируем ведомость по товарам на складах):


    Состояние расчетов с подотчетником аналогично посмотреть не сможем к сожалению - подобного отчета в системе нет. Однако сможем проследить это по журналу:


    На первой закладке журнала видим созданный нами документ, переходим на вторую закладку:


    Возврат перерасхода денежных средств

    Видим, что по подотчетному лицу имеет место перерасход, необходимо его вернуть. Выделим строку таблицу и нажимаем Оформить :


    Варианта в данном случае два: выдать из кассы или перечислить на счет. Выбираем первый:


    Автоматически создался документ РКО, осталось только провести:


    После проведения РКО таблица на второй закладке очищается:


    Это говорит о том, что расчеты с подотчетниками в программе закрыты "в ноль".